Готический стиль в одежде рисунок карандашом. Готика и готический стиль в одежде. История и современность

Реалистические черты стали выступать гораздо ярче в искусстве готики, возникшей в XII-XV веках и распространившейся по всей Европе. Название «готика» условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые первыми применили этот термин, характеризуя искусство Средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон. После того как в XIX столетии появилось понятие «романское искусство», готическим стали именовать заключительный этап истории средневекового искусства в Западной Европе - с конца романтики до начала эпохи Возрождения.

Готика была порождена теми динамическими процессами в жизни средневекового мира, которые ознаменовали вторую половину XII-XIV веков. Это было время апогея в развитии феодального общества Западной Европы. В ХII-ХIII веках окончательно сформировалось сознание правящего класса феодалов, небывалого могущества достигла католическая церковь, которая претендовала на господство над всем западным миром.

Однако важнейшие изменения были связаны с подъемом и ростом городов, в которых создавались крупные городские общины с самостоятельным управлением и которые отныне стали ведущей прогрессивной силой в жизни средневековой Европы, так как бюргерство завоевывало все новые права. Нарождавшаяся буржуазия, неустанно богатевшая на торговле, утверждала в культуре, и значит, в искусстве свои представления и вкусы со склонностью ко всему положительному, конкретному. Огромное влияние на умы оказывали сочинения отца логики как науки, величайшего философа древности Аристотеля, становившиеся известными в латинских переводах.

Процессы, которые развивались в общественной жизни государств Загадкой Европы и которые определили появление готического стиля в архитектуре, скульптуре, живописи, не могли не отразиться и на прикладном искусстве, в том числе и костюме.

XIII век знаменуется интенсивной классовой борьбой, которая приводит к классовой дифференциации и в костюме. Более заметным становится расслоение уже в среде самих феодалов, что отражается и в костюме знати. Еще более резко различается одежда феодалов, горожан и крестьян.

В XIII веке издаются первые законы, ограничивающие пышность одежд вассалов в сравнении с сюзереном. Появляются законы, регламентирующие ношение одежд в зависимости от принадлежности к определенному сословию. В них предписываются строгие ограничения в выборе тканей и формы костюма для различных классов общества. Например, бюргеры в отличие от дворян не имели права носить шелковые одежды, длинные шлейфы и т.д.

Происходила перегруппировка господствующих сословий. Рыцарство, до этого времени задававшее тон в культуре, еще находило возможность проявлять себя в длительных войнах и различных воинских забавах, однако постепенно сходило со своего высокого пьедестала, растрачивая силы на междоусобицы и рыцарский разбой. В то же время росли, крепли и богатели города, на политическую арену выходило бюргерство, росло самосознание, а вместе с ним и самоутверждение, проявлявшееся и в костюме.

Набирал силу здоровый реализм в жизни и обычаях, в искусстве и культуре; вместе с тем дотоле смиренное благочестие сменилось мечтательной аскезой, религиозным фанатизмом и идеологическими поисками, выразившимися в различных ересях.

Все эти противоположности не замедлили сказаться в коренном изменении одежды и многообразии ее форм.

В это же время с развитием портновского искусства усложняется технология изготовления одежды. В одежде Западной Европы, и прежде всего во Франции, начинается подлинное «господство ножниц »: закладываются основы кроя, особенно повлиявшие на изменение форм женской одежды. Умение кроить ткани устранило зависимость фасона одежды от ширины ткацкого станка.

То, что ранее едва отваживалось проявиться - подчеркивание тех или иных форм тела путем изменения силуэта, противопоставление частичного обнажения окутыванию, - теперь с полной определенностью производится посредством одежды, то есть появляется «мода» в современном смысле.

В костюмах впервые появляются вшивные рукава, которые первоначально пришивают на один день, вечером отпарывают, так как одежда очень узка и снять ее иначе невозможно. Иногда рукава привязывают шнурками. Поскольку верхняя одежда, которую раньше надевали через голову, стала теперь настолько узкой, что ее пришлось разрезать спереди и снабдить застежками, последние впервые приобрели исключительно важное значение.

С изобретением застежки и появлением распашной одежды, то есть разрезанной спереди сверху донизу, рукава начинают вшивать для постоянной носки. В костюме появляется воротник. Усложнение кроя позволяет расчленить объем и тем самым создавать костюм, подчеркивающий фигуру. В женском платье наблюдается членение на лиф и юбку.

Характерной чертой силуэта одежды ХIII и XIV веков становятся вытянутые готические пропорции. Особенно же заметным влияние готики на костюмы стало в XV столетии.

Тонкость и вытянутость силуэта с изяществом завершается сильно вытянутыми заостренными формами шляпы и башмаков. В одежде преобладают яркие цвета, самой модной тканью становится бархат, появившийся в период позднего Средневековья. Ткани богато орнаментируются. Излюбленный орнамент - растительный.

Костюмы по своим формам становятся все разнообразнее. В XIV веке в мужском костюме появляются два модных направления: короткая и длинная одежда. Одни носят свободное и длинное, другие (чаще всего молодежь) - узкое и короткое.

Нижней мужской одеждой всех классов по-прежнему была камиза . Сверху надевали котт , доходивший теперь до середины икры или до щиколотки. Однако к середине XIV века он вышел из моды. Модным стал пурпуэн - короткая куртка с узкими рукавами, к которой крепились штаны-чулки, существовавшие как одно целое в виде сквозных тесно прилегающих паголенков. Щеголи носили пурпуэн с длинными, свисающими до пола декоративными рукавами.

Кроме пурпуэна у знати в моде были два верхних кафтана - котарди и блио . Котарди - узкая одежда, доходившая до середины бедер, с рукавами различной формы: узкими и широкими, в виде крыльев. Блио - отрезной по талии кафтан с узким лифом и пышными полами, не сшитыми по бокам. Блио обычно шнуровали сзади.

В этот период у всех классов был в ходу нарамник - тип плаща, состоявший из куска ткани, согнутого пополам и имевшего на месте сгиба отверстие для головы. По бокам нарамники не сшивались. Они могли быть длинными и короткими.

Сшитый в боках нарамник превратился в одежду, называемую сюрко . Сюрко иногда имело ложные рукава либо просто проймы. Модным был короткий плащ - табар , с колоколообразными, не сшитыми по боковому шву рукавами. Этот вид одежды являлся обязательной принадлежностью костюма герольда, пажа.

Женский костюм состоял из котт и камизы . У котт был узкий верх, шнурованный сбоку или сзади, и широкая за счет боковых клиньев юбка. С XIII века талия стала удлиненной, а юбка приобрела шлейф.

В юбку иногда вшивали спереди кусок собранной в сборку ткани, так как считалось модным драпировать ткань на животе.

Женщины всех сословий носили накладные нарамники, иногда длинные, иногда укороченные до середины икр. Верхней одеждой был плащ, полукруглый и круглый, с передним разрезом, на груди застегивавшийся пряжкой.

Обувью мужчинам служили полусапоги и туфли из кожи или бархата, без каблуков. Первоначально носки были слегка заостренными, а с середины XIV века обувь феодалов, так называемый пигаш , приобрела настолько удлиненные носки, что иногда они достигали 50 см. Женская обувь была схожа с мужской - с заостренными носками.

Однако наибольшее значение придавалось формам головных уборов. Мужчины носили прежний средневековый капюшон, видоизменяя его в соответствии с модой. Обычно он был пришит к плащу или куртке. Капюшон-воротник, как и ранее, прикрывал голову и плечи и мог застегиваться спереди; со временем край воротника сзади удлинился и стал свисать сзади, а иногда мог даже опускаться ниже пояса.

Распространенным головным убором, который носили женщины всех слоев населения вплоть до XV века, был горж . Он напоминал сшитую из ткани трубу, расширенную по краям, с разрезом сзади. Носили женщины также вилообразный, или «двурогий» чепец с ниспадающим покрывалом или с широким свисающим краем.

Плотно прилегающая мужская куртка, ватная подкладка на груди, спине и плечах, туфли с длинными узкими носами, длинная верхняя одежда с рукавами наподобие колокола, длинные шлейфы женских платьев, глубокие проймы сюрко , высокие «двурогие» чепцы, без сомнения, были изобретены французами. Но развить эти формы до неслыханного великолепия и совершенства было призвано герцогство Бургундия, которое во второй трети XV века превосходило в политическом и культурном отношении ослабленную войной Францию.

Могучая, стремительно восходящая княжеская династия, присоединившая к своим владениям и Нидерланды, в то время самую богатую страну в мире, сумела использовать свое положение для целеустремленного развития всех искусств и ремесел. Богатый двор бургундских герцогов обратил позднюю готику в утонченное и роскошное искусство.

При Филиппе III Добром (1396-1467) и его преемнике Карле Смелом (1433-1477) появилась собственно бургундская придворная одежда. Ее богатство, а также исполненная фантазии отделка вызывали восхищение знати во всей Европе и в дальнейшем, до самого конца XV столетия, служили образцом для подражания и получили название «придворных бургундских мод». Иногда этот период в истории костюма называют также «карнавалом мод» благодаря бесконечной смене разнообразных форм костюма.

Особым отличительным признаком регламентированной строгим придворным этикетом бургундской моды являлось подчеркивание удлиненных и заостренных форм: края одежды выполнялись в виде зубцов; тонкая, высоко зашнурованная талия; устремленный вверх головной убор; обувь с узкими длинными носами; длинные шлейфы и развевающиеся покрывала, а у мужчин - шелковые драпировки на шляпах и плотно прилегающие чулки-штаны.

Если не считать придворного церемониала, для которого были предпочтительны в основном темные, приглушенные тона, одежда богатых горожан была роскошной, даже подчас эксцентричной. Носили дорогие узорчатые материи, затканные золотом, меховые оторочки и богатые украшения, среди которых встречались даже бубенцы и колокольчики.

Мужской костюм периода «бургундских мод» создавался в кругу феодалов, и в нем подчеркивалось явное пренебрежение к труду: костюм был неудобным, то широким и длинным, то узким и коротким. Иногда верхняя одежда была настолько длинной, что полы ее волочились по земле, а вошедший в это время в моду жакет имел часто рукава с разрезами, в которые продевали руки, в результате чего сами рукава играли чисто декоративную роль и спускались вдоль фигуры.

Мужчины носили также короткую, плотно прилегающую подпоясанную куртку со стоячим воротником и надставленными полами, собранными в складки. Разрезы на рукавах позволяли видеть полотняную рубаху. Плечи, грудь и спина куртки были подбиты ватой. Особенно бросалась в глаза фантастическая головная повязка типа тюрбана из тонкой шелковой ткани. Пестрота тканей и отделка одежды бубенцами даже вызывала возмущение среди духовенства.

Женский костюм периода «бургундских мод», так же как и мужской, отличался удлиненным силуэтом. Это впечатление достигалось сочетанием укороченного лифа, длинной неширокой юбки и высокого головного убора. Причем неширокая юбка была спереди несколько укорочена, а сзади имела шлейф. Длина шлейфа была строго регламентирована и зависела от положения женщины в обществе.

Так, королева имела право носить шлейф в 11 локтей (один локоть равен 45 см), герцогини, принцессы - в 8 локтей, и т.д. до одного локтя. Любимым головным убором знатных женщин был эннен. Высота его зависела от степени знатности. В таких одеждах у женщин была типичная осанка, плавно прогнутая линия тела в форме буквы S.

Влияние позднеготической моды, доведенной бургундским двором до высшей степени элегантности, естественно, ощущалось в соседних странах, в первую очередь в Германии. Особенно охотно заимствовались элементы новых форм одежды в землях, лежавших в нижнем течении Рейна и на юго-западе.

На многочисленных гобеленах, картинах, стенных росписях, книжных миниатюрах постоянно встречаются детальные изображения модных элементов одежды и аксессуаров, в большинстве случаев обнаруживающие их бургундское происхождение. У женщин и девушек это длинные рукава верхней одежды - конические в виде крыльев, узкие рукава нижней одежды с воронкообразным раструбом, начинающимся на запястье и доходящим до основания пальцев; у мужчин - шелковая головная драпировка с зубчатыми краями или короткая одежда с подбивкой, со стоячим воротником и такими же разрезами на рукавах, как у женщин.

Они носили низко сидящий широкий металлический пояс с подвешенными к нему бубенцами, ножами, кошелями или оружием с коротким лезвием. Излюбленной обувью служили башмаки с длинными острыми носами, которые в сочетании с зубчатыми краями одежды и изящными висячими украшениями соответствовали остроконечным формам позднеготической архитектуры и скульптуры.

История моды - это не только изменения в одежде, которые можно наблюдать с течением времени. Это еще и история общества, в котором бытовал тот или иной стиль. Разное время пробуждало в людях потребность носить разнообразные средневековья - один из самых ярких примеров того, как взаимоотношения в обществе влияют на моду.

Общие черты

Костюм - один из важнейших символов социального статуса на протяжении всего средневековья. Он определял принадлежность человека к определенному классу и сословию.

Фасоны одежды раннего средневековья не особенно разнообразны. Индустрия моды еще не была развита так, как, например, в эпоху Возрождения. Покрой платьев для крестьян и господ был одинаковым, различие наблюдалось лишь в материалах. В это время разграничение общества не было особенно заметным по внешним признакам. Одежда была лучшим способом выразить себя, подать в лучшем виде, поэтому все люди не жалели трат на украшения, декорированные пояса и дорогие ткани.

Одежда средневековья: особенности

Первым и самым ярким отличием можно считать материал, из которого создавались платья. В производстве одежды хлопок применялся наряду со льном, но использовались разные сорта этих тканей. Богатые люди носили костюмы из льна, бедные - чаще из мешковины, шерсти.

Цвет одежды тоже имел большое значение. Например, бедным слоям населения не позволялось носить яркие цвета, такая привилегия была только у представителей знатных родов - они облачались в зеленые, красные и синие одеяния. Для простого народа были доступны серые, черные, коричневые цвета. Лишение права облачаться в одежду, выполненную в оттенках, соответствующих происхождению человека, было одним из самых тяжелых наказаний в обществе.

Для археологов представляет огромный интерес одежда средневековья. Фото, сделанные в ходе раскопок, показывают, что в быту было трудно отличить простого рабочего от рыцаря. Домашняя одежда делалась из одних и тех же материалов и не отличалась оригинальностью.

Одинаковые костюмы

Одежда эпохи средневековья (раннего этапа) обычно характеризуется своей простотой и однообразностью. Она не отличалась разнообразием и не делилась на мужскую и женскую. Вообще, портные не беспокоились о том, чтобы костюм был по фигуре его обладателю, и обычно все вещи были свободными, и даже мешковатыми.

Нельзя не отметить, что именно в этот период закрепился отдельный для духовенства. Ранее служители церкви носили такие же платья, как и другие люди. Византийское влияние на форму духовенства взяло верх, и это можно считать этапом зарождения церковной одежды.

Связь с современностью

Одежда в стиле средневековья во многом повлияла на современность. Например, пуговицы, которые присутствуют сегодня почти на каждом предмете гардероба, были изобретены именно в эту эпоху. До 12-го века части одежды скреплялись завязками или застежками, которые были скорее красивыми, чем практичными в использовании. С распространением пуговиц эти элементы начали выполнять из различных материалов: кожи, кости, металла. Такое разнообразие позволило гармонично сочетать ткани и пуговицы одеяний.

Детали готических костюмов

Одежда эпохи средневековья стала обогащаться деталями. Больше внимания начали уделять декорированию одежды (вышивке), особенно на вороте платья. Его кроили так, чтобы виднелся орнамент на нижней рубахе. Пояс тоже стал немаловажной частью гардероба: его завязывали впереди, и длинные концы его спадали к ногам.

С обращения к деталям начался новый этап в развитии моды. Платья перекраивали, выбрасывая лишние куски; одежду шили, учитывая особенности тела каждого человека. Теперь костюмы тесно прилегали к фигуре, подчеркивая все её преимущества. Можно утверждать, что именно на этом этапе одежда средневековья приобретает светский характер.

Готический стиль в платьях женщин проявился в вытянутых силуэтах, высоких воротниках, тугих шнуровках на талии. Одежды подхватывались под грудью, и это создавало особый акцент, намек на красоту женственности и материнства. Для стиль проявился в приталенных костюмах, либо длинных, либо укороченных. Как правило, последний вариант выбирали молодые люди.

В это время в создании костюмов комбинировалось несколько материалов сразу: шелк, полотно, шерсть и кожа находили свое применение в гардеробе горожан. Благодаря таким сочетаниям, появился первый с разграничением корсета и юбки, причем последняя начиналась от талии. Новые виды материи, например сукно, мягко облегали фигуру.

Распространялись и новые цветовые решения: костюм для мужчины, к примеру, состоял из двух половин разных цветов, обычно контрастных по своим оттенкам.

Цвет имел огромное символическое значение. Например, тот, кто служил любимой даме, обязательно носил одежду ее любимого колера. То же самое касалось и слуг, которые облачались в одежды, соответствующие по оттенкам гербам своих господ.

Самым популярным цветом в средневековье был жёлтый, однако не каждый мог позволить себе такое платье.

Новые изобретения

В конце 13-го века люди отказались от плиссировки, однако в костюмах появились кружева. Платья украшали меховой опушкой, к обязательным аксессуарам добавились шали или накидки. Плащ тоже носили довольно часто, обычно его украшали мехом и разнообразными застежками. Было принято натягивать плащ на голову. Женщины скрывали прически покрывалами из легких тканей. Положение покрывала обозначало настроение его обладательницы: например, надвинутая на лицо ткань говорила о грусти, а повязанная на голове - радость.

Одежда средневековья становилась с течением времени более практичной: теперь в ней можно было носить монеты, больше внимание уделялось удобству передвижения.

Изменения коснулись и рукавов: часто они достигали пола или были собраны. Особенно широкие части рукавов и юбок были плиссированными.

Головной убор и аксессуары

Немаловажную роль играла прическа. Мужчины и женщины одинаково следили за своим головным убором и даже завивали локоны с помощью специальных горячих щипцов (это что-то вроде современных плоек). И хотя церковь запрещала делать что-либо со своими волосами, жители городов редко прислушивались к ней в погоне за модой. Были популярны длинные ухоженные волосы. Женщины собирали их в разнообразные прически, которые были очень высокими. Их украшали ветками цветов и драгоценными камнями. Часто для удобства использовали специальные цилиндры - геннины. Этот предмет поддерживал волосы и мог быть как прозрачным, так и украшенным ниспадающей вуалью.

Влияние средневековья на историю моды

Считается, что готическая одежда средневековья больше всего была распространена в Чехии. Чешские портные стали изобретателями юбок и разнообразных приспособлений, фасонов одежды.

Появление пуговиц, новых видов укладки волос и способов декорирования одежды внесло огромный вклад в моду. Средневековье можно считать трудным временем для развития культуры: чума, постоянные войны и неразвитая медицина - все эти факторы были помехами для мирной жизни людей. Однако именно это время обозначается скачком общества к прекрасному, который продолжится в эпоху Возрождения.

Одежду же в начали создавать не только с практической целью, но и для красоты. Не только костюмы декорировались и преображались, перемены происходили с архитектурой, живописью, литературой и музыкой. Чем культурнее становилось общество, тем больше внимания люди уделяли тонкостям, а во всех вещах можно было найти особую эстетику.

Одежда средневековья появилась в один из самых красивых и интересных этапов развития моды. От простых платьев, похожих на монашеские рясы, люди пришли к богато украшенным костюмам с огромными рукавами и декоративными вышивками, интересным юбкам и высоким прическам. Мешковина и шерсть стали заменяться льном и шелком. Самые необычные цветовые решения находили свое отображение в одежде и аксессуарах, а эксперименты с комбинированием тканей позволяли выразить себя и показать свою индивидуальность.

Философия готов вызывает неоднозначную реакцию общества. Экстравагантные образы из черных вещей заставляют оборачиваться вслед. Выбирая готический стиль в одежде, необходимо помнить, что не только вещи создают необходимую ауру гота. Внутреннее состояние души, мысли, выраженные в черных одеждах, макияже и аксессуарах - вот истинный готический образ.

Зародившееся еще в двенадцатом столетии готическое направление сумело не просто дожить до наших дней, но и сохранить свои основные отличительные особенности: необычную красоту, торжественную мрачность и холодную строгость. Каждое столетие оставило свой след в готическом стиле в одежде. В эпоху феодализма и всевластия церкви во всем были ярко выражены символы стремления к Богу - утонченные силуэты, острые углы. Готический стиль в одежде средневековья - это остроконечные шляпы и остроносые туфли, корсеты, шлейфы.

На смену эпохи феодалов пришла эра Возрождения, в которой (как ни странно) тема загробного мира и смерти активно пропагандировалась и смело выражалась в одежде. Так, цвет траура - черный, стал основным для готического образа.

Наиболее ярко готическая одежда проявила себя в 70-е гг XX в характерные черты которой присущи и для готического образа наших дней:

  • четкие, лаконичные линии;
  • корсет, воротник жабо, изобилие кружев, шнуровка;
  • материалы для одежды - кожа, парча, атлас, бархат;
  • основной цвет - черный. Иногда возможны незначительные вкрапления бордового, фиолетового, синего и зеленого цвета;
  • пышные юбки разнообразной длины (от ультракороткого мини до макси);
  • винтажные вещи (занимают особое место в гардеробе);
  • кожаная одежда и аксессуары;
  • черный цвет волос;
  • грубая обувь;
  • нестандартные аксессуары.

Варианты и типы вещей

Современный готический стиль в одежде предполагает наличие вещей черного цвета. Но, несмотря на монотонность цвета, выбор вещей для создания образа гота весьма разнообразен.

Для мужчин

Основа современного готического стиля в одежде - индивидуальность. По этой причине общество готов весьма разнообразно:

  • отличительной черной готов-панков (готов старого времени) являются рваные джинсы, кожаные куртки косухи, ирокезы;
  • для готов-андрогенов (направление, подразумевающее бесполость существа) присущи ярко выраженный макияж, кожаные аксессуары, корсеты;
  • готы-язычники предпочитают плащи с капюшонами, амулеты из камня и дерева;
  • готы-фетишисты предпочитают одежду, пошитую из искусственных материалов: винила, латекса, искусственной кожи;
  • кибер-готы отличаются ярким макияжем и цветом волос;
  • готов-вампиров достаточно просто узнать по белым рубашкам с кружевами и воротниками жабо, бархатным длинным пиджакам;
  • стильные изысканные готы-романтики носят одежду определенной эпохи.

Основные элементы одежды готического стиля для мужчины :

  • футболки черного цвета. Допустимы принты в виде темных аниме картинок , фото рок-групп, оригинальных орнаментов. Хороши футболки в сетку (ненавязчиво подчеркивают сексуальность мужчины). Для приверженцев классики идеально подходят черные рубашки прямого кроя, а также рубахи викторианского стиля;
  • черные джинсы - лучше, если эти джинсы будут поношенными. Также особое внимание стоит уделить кожаным штанам. В жаркое время года стиль готика в одежде мужчин разрешает укороченные брюки или шорты черного цвета;
  • обувь гота мужчины - армейские сапоги, остроносые ботинки челси, высокие кеды черного цвета;
  • в холодное время года у мужчин готов есть широкий выбор верхней одежды: кожаные куртки, косухи, пальто из шерсти, толстовки на молнии.

Для женщин

Выбор готической одежды для девушек огромен. Каждая сможет подобрать ту комбинацию вещей, которая наилучшим образом отобразит ее настроение и мировоззрение :

  • для совсем юных девушек готов подростков по душе придется комплект одежды, состоящий из черной футболки (можно с принтом), клетчатой юбки (в темных тонах), кожаной куртки и ботинок на массивной платформе. Кожаные аксессуары удачно дополнят идеальный образ гота;
  • для молодых девушек и женщин среднего возраста создать образ гота поможет черное платье, высокие сапоги и стильные серебряные украшения;
  • подчеркнуть идеальную фигуру женщины гота помогут пышные юбки с кружевом и сексуальные корсеты. Дополнят образ обувь на массивной платформе, стильные украшения из серебра;
  • элегантные, утонченно красивые черные бархатные платья - беспроигрышный вариант. При сочетании с высокими сапогами на платформе со шнуровкой и кожаной повязкой на шее, такой образ гота актуален при любой ситуации;
  • образ гота-неформала: черная майка, длинная юбка, свитер крупной вязки поверх, на ноги обуты ботинки берцы. В качестве аксессуаров идеально подойдут кожаные ошейники с шипами и подвесками, очки в круглой оправе;
  • повседневный образ, для женщины гота: черные лосины в сочетании с удлиненной майкой или свитером, сапоги или ботинки из замши. Сумка черная, достаточно больших размеров, удачно дополнит наряд;
  • легкий, сексуальный образ молодой женщины гота: черный корсет, пышная юбка с отделкой кружевами, капроновые колготы сетка, туфли на каблуке шпилька. В качестве аксессуаров хорошо подойдут серебряные украшения, многочисленные браслеты, подвески;
  • одежда в готическом стиле для осенних холодов: шорты кожаные черные, надетые поверх теплых колгот, футболка свободного кроя черного цвета, свободная кофта крупной вязки. Поверх колгот можно надеть носки и массивные ботинки;
  • необычное сочетание элементов одежды, идеально подчеркивающей современный готический стиль в одежде : черные лосины с пентаграммой, туфли или высокие ботинки на устойчивом каблуке, черная футболка, пальто длиной до колена. Украшения подбираются с особой осторожностью. Идеально подойдут черные кожаные браслеты и кольца из серебра;
  • чрезвычайно женственный образ девушки гота состоит из черного корсета, кружевного болеро, черной короткой юбки, чулок, высоких сапог со шнуровкой.

Подбор аксессуаров и акцент на макияж

Выдержать целостность образа гота или готессы, гармонию помогут правильно подобранные обувь, аксессуары, макияж.

Обувь

Идеально подчеркивают нестандартный наряд гота:

  • сапоги на широкой, массивной платформе;
  • высокие армейские берцы;
  • босоножки из грубой кожи на широком, массивном каблуке;
  • остроносые туфли-лодочки на высокой шпильке.

Аксессуары

Образ гота не будет законченным, если не подобраны правильные украшения. В качестве аксессуаров идеально подойдут стильные кожаные браслеты или повязки на шею с металлическими шипами, подвески из серебра, витиеватые кольца и серьги.

Стоит отметить, в готическом стиле неприемлемы изделия из золота и драгоценных камней.

Все аксессуары выполнены преимущественно в черных тонах. Каждое украшение - это воплощение нестандартной идеи. Чаще всего серьги, кольца, подвески выполнены в форме креста, распятия, необычных орнаментов. Допускается использование вставок из камней: нефрита, агата, жемчуга (черного), опала.

Сумка гота - это рюкзак или изящный саквояж. Головные уборы - шляпы с широкими полями, небольшие шляпки. Фишка готического стиля - черный кружевной зонтик.

Макияж и прически

Особое внимание при создании образа гота уделяется прическе. Волосы преимущественно длинные (как для мужчин, так и для женщин). Цвет волос - черный (иногда допускается колорирование). Классическая прическа гота - прямые волосы, расчесанные на пробор. Только для женщин, желающих создать образ гота романтического, допустимы локоны и пышные прически. Мужчины готы могут подбривать виски, выполняя на них замысловатые узоры.

Макияж гота - это плотная основа белил на лице, отсутствие румян. Маникюр должен быть выполнен в темных тонах. Особый шик - легкая небрежность в прическе и макияже, придающие образу гота особый колорит.

Образ гота оригинален и неповторим . Он идеально подходит для ярких личностей, которые всеми помыслами и поступками несут вызов обществу. Далеко не каждый человек сможет примерить на себя образ гота, но если хватает смелости, темная одежда, нестандартные аксессуары и макияж помогут сотворить неповторимый готический стиль вечности.

Видео

Фото



Готы, как и многие молодежные субкультуры, появились из музыки. Первой была музыка, затем стиль и идеология. Готы вышли из среды панков. К концу 1970-х бурный и открытый протест молодежи против устоев общества, выражающийся через панк-культуру, ослаб и сменился пессимистическими настроениями.


Готы – это уже не открытый протест, а уход в себя, в свой внутренний мир, уход от общества. И если панк был распространен среди молодых людей с окраин, то готами стали представители среднего класса.



Субкультура готов появляется в конце 1970-х в Великобритании. Среди готов в 1980-е популярностью пользовались такие музыкальные группы, как, к примеру, Bauhaus, Southern Death Cult, Siouxsie and the Banshees.


Слово готы также, скорее всего, было использовано для обозначения группы молодых людей с точки зрения характеристики их музыкальных предпочтений – музыка грубая, явно неклассическая, то есть от английского gothic в значении варварский, грубый. Разумеется, по традиции название для нового молодежного движения придумали журналисты.



Несмотря на общепринятые убеждения, готы отнюдь не являются сатанистами или в целом деструктивной молодежной субкультурой. Как показала многолетняя практика, как-никак субкультура готов, зародившаяся в конце 1970-х, существует по сей день, из молодых людей готов в будущем вырастают дизайнеры, программисты и журналисты. Такие молодые люди активно интересуются литературой и искусством, среди них очень много гуманитариев. Готам свойственен интерес к оккультизму, присутствует в готике и вампирская тематика, однако при этом большинство готов либо агностики, либо атеисты, есть среди них и приверженцы христианства.


На сегодняшний день существует множество разновидностей субкультуры готов - антикварные, ренессансные, викторианские, кибер-готы, корпоративные готы, вампиры. Можно встретить среди приверженцев готической субкультуры сегодня и не только молодых людей – в среднем возраст готов от 14 до 45 лет.





Готический стиль одежды и аксессуаров


Изначально готы имели много общего в своей одежде и прическах с породившими их панками. Так, они так же, как и панки, использовали английские булавки, у панков готы позаимствовали и пирсинг. В 1980-е основными прическами готов были ирокезы или же прически в виде высоких «шипов».


Сегодня одежа готов – это, конечно же, одежда черного цвета с использованием таких материалов, как кожа, кружево, шелк, бархат, парча.


Девушки-готы могут носить кожаные штаны, юбки мини или макси, черные платья, важным элементом является корсет, верхняя одежда готессы - длинные кожаные или текстильные плащи. В целом, на формирование женского стиля в субкультуре готов большое влияние оказал образ «роковой женщины», зародившийся в викторианскую эпоху, а позже ставший популярным благодаря фильмам в жанре нуар.


Мужской вариант готического гардероба - черные рубашки и балахоны, кожаные штаны, длинные плащи.



Обувь готов - тяжелые высокие ботинки наподобие «гриндерсов», обувь на высокой платформе, девушки могут носить туфли и сапоги на высоком каблуке.



Классическая прическа готов – длинные, идеально гладкие и прямые волосы черного цвета, распущенные по плечам, без украшений и аксессуаров, как для девушек, так и для юношей. В целом, что касается образа молодого человека в субкультуре готов, то он должен быть достаточно женственным.


Большую роль в костюме готов играются макияж и аксессуары.



– это черный карандаш для глаз, темные тени, темные оттенки обязательно матовой помады, подчеркивается белизна лица при помощи пудры, ногти покрываются черным лаком. Макияж обязателен как для девушек, так и для юношей.


Что касается аксессуаров, то это чаще всего украшения из серебра – металла луны, может использоваться и белое золото, платина. В целом, аксессуары должны быть белого цвета, что неплохо смотрится на черном фоне одежды готов. Из камней готы предпочитают полудрагоценные камни - черные опал, агат и нефрит, холодный топаз, горный хрусталь. Могут носить жемчуг.



Украшения готов обязательно имеют свою определенную символику. Они могут носить анх (древнеегипетский символ бессмертия), различные кресты, к примеру, кельтские, украшения с изображениями летучих мышей, символов смерти, фигурок драконов и кошек. Также в качестве украшений готы часто носят кожаные браслеты и ошейники с металлическими шипами.



Сам готический стиль в одежде на самом деле не имеет ничего общего со средневековым готическим костюмом. В средние века горожане и аристократы, одетые в стиле готики, носили костюмы ярких цветов и причудливых форм – туфли с длинными носами, длинные колпаки в форме пирамидок, на одежду в качестве украшения могли нашиваться бубенчики.


Посему, если готы что-то и позаимствовали из – то это лишь символика готической архитектуры. Сам же костюм современных готов гораздо больше связан с костюмом викторианской Англии XIX века и, конечно же, с литературой данного периода. Помимо панка на формирование субкультуры готов большое влияние оказала английская литература XIX века, а еще вампирская тематика, также родом из века XIX.






















Стиль одежды, используемый, преимущественно, юношами и девушками, относящимися к субкультуре «готов». В основном он копирует европейскую моду XVII-XVIII веков, так называемую «неоготику». Принципиальной чертой готического стиля является тотальное преобладание черного цвета.

Как ни странно, готическая мода в том виде, в котором она представлена соответствующей субкультурой в наши дни, имеет довольно мало общего с собственно готической одеждой, появившейся в Европе в Средние века. Ее временной отрезок – приблизительно XII-XVI века.

Отчасти за появление этого стиля можно «назначить ответственными» крестовые походы: они позволили знати того времени повидать мир, а значит, увидеть нечто новое, в том числе и технологию и способы изготовления одежды.

Готический стиль одежды в Средние века

Готическая одежда берет свое начало в военных доспехах рыцарей. Модернизация привычной моды началась именно с военного убранства. Тяжелые кольчуги сменились более легкими доспехами из прочной стали, всю прелесть которой воевавшие смогли оценить на Востоке.

Вслед за новым образом военной формы стала меняться и одежда. Романская эпоха предполагала свободный крой, иначе называемый «рубашкообразным». Пришедший на смену готический стиль не только прочно ввел в моду сложные, обтягивающие наряды, но еще и подарил миру практически все известные варианты кроя.
Считается, что в XVI веке готический костюм приобрел свои окончательные очертания . Мужское платье в готическом стиле стало коротким. В женском наряде произошло четкое деление платья на лиф и юбку, искусственно делавшуюся широкой за счет тканевой вставки. Лиф же имел треугольный вырез на груди и спине, длинные рукава как бы заострялись к концу.

Готическая одежда как бы стремится вверх, подобно архитектурным сооружениям того же времени: острые стоячие воротники, манжеты рукавов и сами рукава, остроносые ботинки почти в точности повторяют зубчатость соборов. Женский силуэт того времени более всего похож на латинскую букву S, вследствие чего получает название «готической кривой».

Появление субкультуры в ХХ веке

Всплеск интереса к готическому стилю в прошлом веке пришелся на конец 70-х годов . В это время сходит на нет бешеная популярность – как стиля в музыке, так и стиля в одежде. Как известно, панк – это символ анархии, революционных настроений, царивших среди молодежи того времени. Но революция не удалась: поменять мироустройство не так-то просто, а жизнь по принципу «живи быстро, умри молодым» подходит только тем, кому по-настоящему нечего терять. Так неудавшаяся революция стала причиной резкой смены настроения с бунтарского на упадническое . Бескомпромиссную анархию заменил отрешенный декаданс.

Поначалу новоявленные готы мало чем отличались от панков. Все те же странные прически, обилие , черный цвет и странная одежда. Однако новые музыкальные группы делали стену, отделяющую одну субкультуру от другой, все более прочной. Главным кумиром первых «неоготов» стал легендарный коллектив «Joy Division».

Постепенно облик субкультуры стал выкристаллизовываться довольно четко. Внешность готов весьма верно отражала их мировоззренческую сущность. Черный цвет являл собой своеобразный траур: траур по этой жизни, полной боли и страданий. К тому же, готы чувствовали тягу ко всему потустороннему: загробная жизнь с ее мифическими тайнами неудержимо влекла молодых грустных романтиков. Так они стали выбирать кладбища в качестве мест для регулярных прогулок.

Викторианская Англия оказалась отнюдь не единственным аспектом, оказавшим влияние на моду данной культуры. Немало в стиль принес и садомазохизм, а точнее – его атрибуты: кожа, шипы, ошейники и т.п. BDSM считался нормой для готической субкультуры, т.к. являл собой телесное выражение страданий.

Готы делятся на множество подтипов : антикварные, ренессансные, викторианские, кибер-готы, глиттерготы, корпоративные готы, вампиры и многие другие. Всех их объединяет подчеркнутая аристократичность стиля, тяга к искусству и общие депрессивные настроения .

Одежда

Традиционный готический наряд представляет собой довольно экстравагантную одежду черного цвета . Кожа, кружево, шелк, бархат – всем этим материалам отдается предпочтение. Кроме того, в одежде может присутствовать люрекс, тафта, органза, парча, винил.

Девушки-готы традиционно носят корсеты, придающие силуэту стройность и соблазнительные очертания. Корсеты носятся поверх одежды: рубашек, платьев. Вполне уместны для этого стиля кожаные штаны, юбки миди или макси. Впрочем, мини-юбки тоже не возбраняются. В качестве верхней одежды девушки выбирают длинные кожаные или матерчатые плащи.

Мужчины-готы отличаются ярко выраженной женственностью, поэтому их одежда может довольно точно повторять женские наряды. Конечно, платья и корсеты все равно остаются прерогативой исключительно прекрасного пола, но вот ношение юбок мужчинами готическая субкультура вполне допускает. В остальном же это все те же кожаные штаны, черные и балахоны, длинные плащи.

Обувь

И девушки, и юноши готической субкультуры предпочитают носить тяжелые высокие ботинки наподобие «гриндерсов». Приветствуется обувь на высокой платформе, притом носить ее могут как юноши, так и девушки. Прекрасный пол может дополнять наряд , сапогами и полусапожками на каблуках. Цвет обуви, разумеется, черный.

Особенности готического стиля

Характерной особенностью готического стиля . является использование аксессуаров только из серебра, в крайнем случае – белого золота. Иногда готы и вовсе используют недорогие сплавы недрагоценных металлов. Традиционно белый цвет в аксессуарах символизирует собой холодный, мертвенный свет Луны. Он отлично подчеркивает траурность готического одеяния и бледность лица.

Драгоценные камни в аксессуарах практически не используются. Возможно, это объясняется тем, что в ювелирных изделиях гораздо чаще встречается сочетание желтого золота с драгоценными камнями, а оно, как уже было сказано, для готов неприемлемо. Впрочем, и сами драгоценные камни по цветовой гамме мало подходят к готическому одеянию. Исключение могут составить разве что сапфир и бриллиант.

Зато полудрагоценные камни встречаются в аксессуарах готического стиля достаточно часто . Холодный топаз, черные опал, агат и нефрит, горный хрусталь – одним словом, все камни, имеющие черную, белую или, по крайней мере, холодную окраску. Не менее популярны в качестве готических аксессуаров изделия из жемчуга, натурального (морского и речного) или искусственного.

Подвески, серьги, кулоны и кольца обычно имеют определенную символику. Так, в готической культуре очень популярен египетский символ анк (анх), именуемый также «египетским крестом» . Толкования его значений очень многочисленны. Кроме того, среди готических аксессуаров можно встретить распятия, кельтские кресты и орнаменты, фигурки кошек, драконов.

Кое-что из атрибутики «осталось» от панков: кожаные и ошейники, украшенные металлическими шипами.

Девушки-готы очень любят использовать для своих нарядов элегантные шляпки с черной вуалью, а также ажурные кружевные перчатки.

Прически

Разумеется, готический стиль предполагает черный цвет волос. Однако если юноша или девушка от природы обладают светлой шевелюрой, им вовсе не обязательно перекрашиваться: блонд тоже допустим, только лучше ему быть не золотистым, а пепельным. У обоих полов приветствуется наличие длинных волос.

Как правило, готическая прическа – это идеально гладкие и прямые волосы, распущенные по плечам, без каких-либо украшений и аксессуаров.

Макияж

Макияж составляет довольно важную часть готического образа. Самое главное – это подчеркнуть белизну кожи. Чаще всего готы делают это при помощи обыкновенной пудры.

Как и весь образ в общем, готический макияж довольно монохромный: глаза подведены черным карандашом, реже – накрашены темными тенями. Допустимо использование темных оттенков помады, обязательно матовых. Ногти традиционно красятся темным лаком, преимущественно черным.

В готической субкультуре макияж считается нормой как для девушек, так и для юношей.

Как создать образ в готическом стиле?

Одеться в готическом стиле довольно просто, будь то повседневный образ или костюм для вечеринки по поводу Хэлоуина. Однако выглядеть как гот и быть готом – это абсолютно разные вещи, ведь данная субкультура предполагает целый образ жизни, которому следуют ее представители. Итак, создать правильный костюм в готическом стиле вам помогут следующие рекомендации.