Формирование пенсионных дел в пфр. Порядок оформления пенсионных дел. Списки людей, оформляющих пенсионное дело

Напомним, что страховая пенсионная выплата по старости назначается при одновременном соблюдении нескольких условий:

Достижение определенного возраста (по общему правилу — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин);

Наличие определенного стажа (не менее 8 лет на 2017 г.);

Необходимое количество индивидуальных коэффициентов (не менее 11,4 балла в 2017 г.).

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установлен в п. 6 и 7 перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее — Перечень; утвержден Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, в ред. от 04.10.2016).

В пункте 12 Перечня приведены документы, которые необходимы для досрочного назначения страховой пенсии.

ПРЕДСТАВЛЯЕМ ИНТЕРЕСЫ РАБОТНИКА В ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ

Рассмотрим, какие документы о работнике, который достиг пенсионного возраста, работодатель может оформить и передать с его согласия в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ.

Перечень таких документов индивидуален: он определяется на основании п. 6, 7, 12 Перечня, исходя из личных данных работника.

Система электронного документооборота с Пенсионным фондом РФ

Оформлять работникам пенсию значительно проще и быстрее, если у работодателя налажена система электронного документооборота (СЭД) с территориальным отделением Пенсионного фонда РФ. В этом случае работодатель и отделение Пенсионного фонда РФ взаимодействуют в части представления электронных документов для назначения пенсии на работников заблаговременно до наступления пенсионного возраста.

Обмен электронными документами в этом случае происходит :

1) на основании Соглашения «Об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи», которое работодатель должен заключить с территориальным органом Пенсионного фонда РФ;

2) в соответствии с Примерным порядком организации электронного информационного взаимодействия территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации с работодателем (страхователем) по представлению документов, необходимых для назначения пенсий работникам (далее — Порядок).

Такая система работы позволит работникам не ходить в территориальные отделения Пенсионного фонда РФ по месту проживания, а также сократит сроки по установлению и выплате пенсии.

Специалисты органов Пенсионного фонда РФ проведут правовую оценку предоставленных документов, проконсультируют и помогут истребовать дополнительные документы о стаже и заработной плате, что позволит учесть пенсионные права граждан в полном объеме.

Чтобы Пенсионный фонд РФ мог заблаговременно подготовиться к назначению пенсии, работодатель должен отправить в его территориальный орган определенные документы — но не ранее чем за месяц до достижения работником соответствующего возраста.

Такой порядок установлен Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (утверждены Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н, в ред. от 14.06.2016).

Макет пенсионного дела

СЭД позволяет сформировать макет пенсионного дела и определить перечень документов, которые необходимо направить в Пенсионный фонд РФ.

Макет пенсионного дела — это комплект электронных образов документов, необходимых для назначения пенсии (паспорт, страховое свидетельство, трудовая книжка и т. д.), который работодатель может представить в Пенсионный фонд РФ.

Предварительное представление документов в Пенсионный фонд РФ

При представлении документов в Пенсионный фонд РФ необходимо письменное согласие работника на обработку его персональных данных (пример 1). При этом не важно, кто подает документы — лично работник или кадровый специалист работодателя.

Если документы подаются лично кадровым специалистом, то кроме согласия на обработку персональных данных необходимо приложить доверенность (пример 2) и документ, удостоверяющий личность представителя (п. 4 Перечня).

Каждый работодатель самостоятельно принимает решение о том, будет ли он подавать сведения о назначении пенсии (макеты пенсионных дел) на своих работников в Пенсионный фонд РФ. То есть это является правом, а не обязанностью работодателя (п. 3 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в ред. от 19.12.2016).

Пользователи, подключенные к «1С-Отчетности», могут отправлять в Пенсионный фонд РФ макеты пенсионных дел прямо из «1С:Бухгалтерии». Документы представляются в виде электронных образов, которые при отправке в Пенсионный фонд РФ заверяются электронной подписью организации.

Реестр документов

После того как перечень необходимых для назначения пенсии документов, передаваемых по системе СЭД, уже внесен в рабочую систему, ответственному лицу остается прикрепить отсканированные документы (копии) и отправить их. Далее эти документы будут фигурировать в реестре направляемых документов (пример 3).

Отметим, что для каждого работника отправляется отдельный макет.

Итак, перечень документов выглядит следующим образом:

1. Образы основных документов :

Паспорт гражданина Российской Федерации (страницы с фотографией и штампом о регистрации (прописке) по месту жительства);

Страховое свидетельство;

Трудовая книжка (все страницы);

Военный билет (страницы с фотографией и отметками о службе) при его наличии;

Свидетельство о заключении и расторжении брака (если необходимо подтвердить изменение фамилии);

Справка, уточняющая работу в условиях, дающих право на досрочную пенсию.

2. Образы дополнительных документов :

Свидетельства о рождении детей, если в период ухода за ребенком, не достигшим возраста 1,5 лет, родитель не работал (не состоял в трудовых отношениях);

Справка органов занятости о периоде получения пособия по безработице или участия в общественных работах, если будущий пенсионер состоял на учете в органах занятости;

Справка воинской части или военного комиссариата о периоде проживания с мужем-военнослужащим в местностях, где отсутствовала возможность трудоустройства по специальности;

Документ об учебе на дневном отделении (диплом, аттестат и др.);

Справки о периодах работы, не отраженные в трудовой книжке, выданные согласно архивным документам.

Если на иждивении находятся несовершеннолетние дети (до 18 лет):

Свидетельство о рождении ребенка;

Страховое свидетельство ребенка;

Паспорт ребенка (если есть).

Если на иждивении есть дети старше 18 лет, но не достигшие 23 лет , при этом обучающиеся по очной (дневной) форме обучения в образовательных учреждениях Российской Федерации:

Паспорт студента;

Свидетельство о рождении студента;

Страховое свидетельство;

Справка учебного заведения с указанием полного имени, отчества, фамилии обучающегося, даты поступления на очную форму обучения, предполагаемого срока окончания учебы, номера и даты приказа о зачислении (представляется при обращении за назначением пенсии, так как справка действительна в течение месяца со дня выдачи);

Документы о доходах студента (стипендия) и доходах будущего пенсионера непосредственно при обращении за назначением пенсии.

Заявление о назначении пенсии

После предварительной проверки документов пенсионного дела работник может написать заявление о назначении пенсии. Указанное заявление работник может передать в территориальный орган Пенсионного фонда РФ или поручить это работодателю.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие трудовой пенсии по старости. Размер базовой части трудовой пенсии. Общие основания, определяющие право на пенсию по старости. Размеры трудовых пенсий по старости. Пенсионная система России. Государственное социальное страхование.

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Общее понятие и виды пенсий. Трудовые пенсии по старости. Понятие и структура трудовой пенсии по инвалидности, условия ее назначения. Перерасчеты, индексация, корректировка трудовых пенсий. Проблемы развития пенсионной системы: реальные и мнимые.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2011

    Виды пособий, входящие в систему государственных пособий гражданам, имеющим детей. Признаки и определение трудовой пенсии по инвалидности. Срок, на который устанавливается инвалидность. Порядок и условия установления трудовой пенсии по инвалидности.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2012

    Государственные пенсии в РФ. Изменение условий и норм пенсионного обеспечения. Основания для пенсионного обеспечения. Виды пенсий. Категории работников и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет. Выплата пенсии работающим пенсионерам.

    контрольная работа , добавлен 12.10.2008

    Понятие и виды социальных пенсий. Социальная пенсия по возрасту (право на пенсию, размер пенсии). Социальная пенсия по инвалидности (право на пенсию, размер пенсии). Социальная пенсия по случаю потери кормильца (право на пенсию, размер пенсии).

    контрольная работа , добавлен 04.01.2009

    Задача на определение размера пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих. Назначение трудовой пенсии по инвалидности. Порядок начисления пособия по временной нетрудоспособности. Порядок получения бесплатных социальных услуг на дому.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2013

    Понятие и виды пенсий, их характеристика. Особенности оформления и выплаты социальной пенсии по инвалидности, по возрасту и по случаю потери кормильца. Анализ показателей минимальных социальных гарантий для населения в нынешней экономической ситуации.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2015

    Право граждан Республики Беларусь на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности и потере кормильца. Право выбора пенсии лицам, имеющим одновременно право на досрочную профессиональную пенсию и на ежемесячное денежное содержание.

    I . Социальная защита населения – это комплекс мер, принимаемых государством, и гарантируемых им в отношении определенного круга лиц. Особое внимание уделено организации работы органов социального обеспечения.

    Круг лиц: пенсионеры, инвалиды, дети-сироты, беременные женщины, беженцы, переселенцы. т.е. социальная защита, гарантируется всем тем, кто попадает в ситуации риска с неблагоприятным исходом.

    Социальная защита осуществляется за счёт федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Социальная защита призвана обеспечить конституционные права и минимальные гарантии гражданину, необходимые для нормального воспроизводства и развития личности, независимо от ее места жительства, национальности, пола и возраста.

    Социальное обеспечение - это основная часть социальной защиты населения. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

    Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

    Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации - прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения.

    Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:

    страховых взносов работодателей;

    страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью;

    страховых взносов иных категорий работающих граждан и др.

    Основные задачи Управления социальной защиты населения:

    Участие в разработке прогнозов социально-экономического развития города.

    Разработка на основе прогнозирования социальных процессов и реализация городских программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и малообеспеченных групп населения.

    Разработка мер, направленных на реализацию законодательства Российской Федерации в области социальной защиты населения.

    Организация социальной поддержки семьи, материнства и детства, пожилых граждан, ветеранов, людей, оказавшихся в экстремальных ситуациях.

    Обеспечение реализации государственной политики в области пенсионного обеспечения, проведения пенсионной реформы.

    Защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством.

    Осуществление мер по практической реализации государственной политики в социально-трудовой сфере.

    Развитие системы социального партнерства и договорного регулирования трудовых отношений.

    Координация вопросов охраны и условий труда.

    3. Социальное обеспечение населения.

    8. Обязательное медицинское страхование.

    ОМС – это государственная система социальной защиты интересов граждан в охране здоровья. Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Цель ОМС – обеспечить гражданину при возникновении ситуации, требующей медицинской помощи, ее получение за счет финансовых средств, аккумулированных в фондах (территориальных и федеральном) обязательного медицинского страхования. Финансовые средства системы ОМС формируются из поступлений страховых взносов от работодателей, а также платежей из бюджета на неработающее население. ОМС обеспечивает всем гражданам РФ, независимо от пола, возраста, места проживания и социального статуса равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет финансовых средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования (ОМС).

    Территориальная программа ОМС – это документ, определяющий гарантированный объем оказания гражданам бесплатной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

    В нее в частности включены:

    Экстренная медицинская помощь;

    Амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по диагностике и лечению заболеваний в поликлинике, на дому и в дневном стационаре (лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении не входит в программу ОМС);

    Стационарная помощь при:

    острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях, травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

    патологии беременности, родах и абортах;

    плановой госпитализации в целях проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в стационарах, отделениях и палатах дневного пребывания.

    Программа ОМС НЕ ВКЛЮЧАЕТ лечение социально значимых заболеваний (ВИЧ, туберкулеза и т.д.). Лечение этих заболеваний оплачивается из средств городского и федерального бюджетов.

    Что такое полис ОМС?

    Это документ, который удостоверяет заключение договора обязательного медицинского страхования в пользу гражданина. В страховом полисе указываются сведения о владельце полиса, номер и сроки действия договора страхования, отметка о прикреплении застрахованного к выбранной им поликлинике, и телефон для связи со страховой компанией, по которому застрахованному ответят на любые вопросы, касающиеся получения медицинской помощи в системе ОМС и защите его прав.

    Он дает право гражданину на получение бесплатной медицинской помощи в базовых поликлинике, травматологическом пункте, кожно-венерологическом диспансере, стоматологической поликлинике по месту Вашего проживания, лечение и обследование в городских и межрайонных лечебно-диагностических центрах, онкологических диспансерах, а также в стационарах, участвующих в выполнении программы ОМС.

    Что делать с полисом ОМС?

    При смене места жительства, паспортных данных застрахованный обязан вернуть полис в страховую компанию, выдавшую его. После постановки на регистрационный учет по новому месту жительства (либо после смены паспорта) нужно получить новый страховой полис в страховой компании.

    При смене места работы работающие граждане при увольнении с постоянного места работы обязаны вернуть полис работодателю, а работодатель передать его страховой медицинской организации не позднее десяти дней после увольнения.

    10. Правовой статус федеральной службы занятости.

    Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

    Правовой статус - установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.

    Государственная служба занятости имеет право:

    Получать от предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, административные данные по наличие вакантных рабочих мест, в том числе предназначенных для трудоустройства инвалидов, характер и условия работы на них, о всех освобождающихся, принятых и уволенных работников и информацию о предвиденных изменениях в организации производства и работы, другие мероприятия, которые могут привести к высвобождению работников;

    Разрабатывать и вносить на рассмотрение местных государственных администраций, исполнительных органов соответствующих советов предложения об установлении для предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, квоты принятия на работу лиц, которые нуждаются в социальной защите и неспособны на равных условиях конкурировать на рынке работы, и направлять таких граждан для их трудоустройства;

    Направлять для трудоустройства на предприятия, у учреждения и организации всех форм собственности при наличии там свободных рабочих мест (вакантных должностей) граждан, которые обращаются к службе занятости, соответственно уровню их образования и профессиональной подготовки;

    Направлять безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

    Обязанности государственной службы занятости заключаются в следующем:

    1) анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и информировать о состоянии рынка труда;

    2) вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства

    3) информировать обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию;

    4) оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, в том числе на контрактной основе, а работодателям - в подборе необходимых работников;

    5) организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказывать помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения

    6) оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

    7) обеспечивать регистрацию безработных и оказывать им в пределах своей компетенции помощь;

    8) разрабатывать республиканские и региональные программы занятости, включая финансовое обеспечение, и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;

    9)выдавать в установленном законом порядке гражданам пособия по безработице и приостанавливать выплату этих пособий;

    10) устанавливать надбавки к пособиям по безработице (стипендиям) с учетом иждивенцев.

    28. Подготовка и оформление пенсионного дела.

    Подготовка пенсионного дела в местном органе пенсионного обеспечения начинается с приема документов. Неработающие граж­дане представляют документы лично, работающие - через ответ­ственных представителей организаций.

    При приеме документов работник местного органа пенсионного обеспечения последовательно (по этапам) осуществляет соответ­ствующую проверку представляемых документов:

    1).выявляет принадлежность документов заявителя; прове­ряет соответствие фамилии, имени, отчества заявителя, впи­санные во все документы, с данными паспорта, трудовой книж­ки, документами о заработке и др.; несоответствие принадлежности документов данному лицу устанавливается в судебном порядке;

    2).сверяет данные паспорта заявителя с данными в его заявлении на пенсию; проверяет, не получает ли заявитель пенсию по другому основанию или от другого министерства или ведомства (в трудовой книжке имеется отметка пенсионного органа о назначении вида пенсии); 3).проверяет наличие в документах всех необходимых реквизитов - номеров документов, дат, наименований организаций фамилии (И.О.), оснований выдачи документов, подписей, печатей и прочего;

    4). если документы сдаются представителем организации, то проверяет своевременность представления к назначению пенсии.

    После проверки всех документов заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений и представлений на назначение пенсии местного органа пенсионного обеспечения. Журнал включает следующие данные: порядковый номер документа; дату его поступления; фамилию, имя, отчество; вид пенсии; дату ее назначения; номер протокола; все виды стажа; сумму заработка; размер пенсии. Часть данных вносится при приеме заявления, а остальные - после назначения пенсии.

    После регистрации заявителю или представителю организации возвращаются подлинники документов (кроме трудовой книжки документов о трудовом стаже) и выдается расписка о приеме документов. В этой расписке указываются фамилия, имя, отчеств заявителя, дата приема документов, делается отметка о недостающих документах и сроке их представления. Если при приеме обнаруживаются документы, вызывающие сомнения, они подлежат замене или проверке с выходом на место выдачи документов. Если организация, выдавшая тот или иной документ, находится в другом районе, направляется запрос о проверке документов в пенсионный орган по месту нахождения этой организации.

    Проверяются справки, уточняющие характер работы, да щей право на пенсию на льготных основаниях, страховой стаж и справки о зарплате. При подчистках, подделке текста документы могут быть направлены на судебную экспертизу, чтобы установить факт изменения первоначального текста. На экспертизу можно направить также документы в целях восстановления слабо видимых записей, смытых, выцветших, залитых чем-нибудь. Письменное заключение экспертизы подшивается в пенсионное дело.

    33. Работа с обращениями граждан в органах социального обеспечения.

    Виды обращений:

    a. Предложение, его цель - обратить внимание на необходимость совершенствования работы органов соц. защите и рекомендовать конкретные способы решения проблемы.

    b. Заявление, это вид обращения, направленный на реализацию субъективных прав граджан и может сигнализировать об определенных недостатках в деятельности органов соц.защ.

    c. Жалоба, это вид обращения, в котором говорится о нарушении субъективных прав граждан и содержится информация с просьбой об их восстановлении.

    Прием и регистрация писем и обращений граждан:

    1) при приеме писем проверяются правильность их адресования, если они доставлены не по назначению, то возвращаются на почту.

    2) письма градждан, с пометкой «лично», а так же письма, адресованные отраслевому отделу минздрава здравоохранения или профсоюзов не вскрываются и передаются по назначению.

    3) на письмах грждан, сданных на личном приеме, ставится пометка «С личного приема»

    4) все поступающие письма до зарегистрированы в день их поступления на регистрационно-контрольных карточках. Регистрационный индекс письма указывается в регистрационном штампе, который проставляется в правом верхнем углу сопроводительного письма или на первой странице письма заявителя.

    5) при повторном поступлении письма к нему подбирается переписка и регистрационно-контрольная карточка.

    6) если в письме заявителя сообщается о другом лице, то кроме регистрационно-алфавитной карточки заводится ссылочная карточка, в которой полностью указывается ФИО лица.

    7) Письменное обращение гр-на должно содержать ФИО обратившегося, его место жит-ва либо место работы и учебы, иначе обращение признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

    Рассмотрение обращений граждан:

    1) зарегистрированные письма в день поступления передаются рук-лю, кот. поручает исполнителю рассмотреть письмо и подготовить ответ.

    2) письма передаются исполнитель под расписку на алфавитно-регистрационной карточке

    3) если в письме содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции органов соц.защ., то копия или выписка из письма направляется по назначению

    5) ответы даются в письменной или устной форме

    6) проект подготовленного ответа визируется исполнителем в левом нижнем углу и передается на подпись рук-лю.

    7) если письмо рассматривалось неск. специалистами, то заявителю направляется один ответ.

    8) запрещается вносить изменения в содержание уже написанного письма, без разрешения лица, его подписавшего

    9) при возвращении документов в письме перечисляются наименования подлинных документов о тр.стаже, з/п и мед.док-т, и указывается общее число приложений.

    Сроки рассмотрения обращений граждан:

    1) обращение гр-на по вопросам не относящимся к органам соц.защ. пересылаются по принадлежности в 5дн. срок с извещением заявителя

    2) предложения гр-ан рассматриваются в теч.1мес.

    3) заявления и жалобы разреш-ся в теч.1мес., но если не требуют разрешения, то в теч.15дн.

    4) заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей в Минзд. здравоохр. рассматр-ся в теч.15дн., а в местных органах соц. обеспеч. в теч.17дн.

    41. Правовой статус Фонда социального страхования.

    Фонд социального страхования как внебюджетный фонд и страховщик одновременно имеет право:

    1.При наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая;

    2.Проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения;

    3.Не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование. Произведенные с нарушением законодательства РФ;

    4.Взыскать со страхователей в порядке, установленном законодательством РФ недоимки по страховым взносам. А также налагать штрафы. Начислять пеню и осуществлять другие начисления в соответствие законодательством РФ;

    5.Обращаться в установленном Федеральным законом порядке в арбитражной судебное заявление о признании страхователя несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов;

    6.Предоставить страхователем отсрочку уплаты страховых взносов в установленных федеральными законами случаях;

    7.Осуществлять социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, на условиях, определенных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

    8.Обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в т.ч. предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.

    45. Предоставление граждан к пенсии.

    Работающих граждан к назначению пенсии представляют предприятия, организации, учреждения, на которых работает заявитель. На предприятиях назначается должностное лицо, ответственное за подготовку документов, на крупных предприятиях образуются пенсионные отделы. Главная их задача - правильно и своевременно оформить документы для назначения пенсии и представления их в отдел социальной защиты населения района (города). На предприятии составляются списки лиц, уходящих на пенсию в ближайшие два-три года. В списках указывается фамилия, имя, отчество пенсионера, год рождения, дата ухода на пенсию, общий трудовой стаж (ОТС), льготный трудовой стаж (ЛТС), адрес. Один экземпляр списка направляется в отдел социальной защиты населения. В период составления списков проверяются трудовые книжки будущих пенсионеров, подсчитывается ОТС, с особой тщательностью проверяется ЛТС. В случае необходимости запрашиваются недостающие документы о стаже, заработке и т.д. Все производится заблаговременно с тем, чтобы к моменту подачи заявления были в наличии все необходимые документы. Все предприятия распределены между инспекторами; на каждое предприятие заводится «наблюдательное дело», в котором хранится приказ о назначении лица, ответственного за подготовку документов, списки лиц, уходящих на пенсию. Ежегодно инспектор проверяет закрепленные за ним предприятия с выходом на место. В результате проверки оформляется акт, который также хранится в наблюдательном деле, с содержанием акта знакомятся руководитель предприятия и заведующий отдела социальной защиты населения. В акте отражается следующее: 1.Численность рабочих и служащих на предприятии, в учреждении, организации. 2.Наличие выписки из приказа (распоряжения) администрации о назначении ответственного лица (представителя) и его заместителя. 3.Журнал регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий (форма ведения, отчетность). 4. Журнал или список лиц, которые в связи с достижением возраста приобретут право на пенсию через два-три года. 5. Журнал регистрации заявлений на перерасчет пенсий (форма ведения отчетности). 6.Извлечения из Списков № 1 и № 2 профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, такие же извлечения из списков в соответствующих цехах и участках. 7.Ведется ли систематизированная подшивка журнала «Социальное обеспечение», разъяснений отраслевого Министерства. 8.Имеется ли в наличии необходимое количество бланков для оформления документов на пенсии. 9.Учет и регистрация запросов и проверок в истребовании недостающих документов о стаже, заработке и других для назначения пенсии (форма ведения, отчетность). 10.Учет проводимой разъяснительной работы с указанием темы, когда проведена и сколько человек присутствовало. 11.Работает ли на предприятии консультационный пункт, печатаются ли в местной рабочей газете консультации по пенсионным вопросам. 12.Планирование работы. 13.Правильность заполнения трудовых книжек, знакомятся ли с записями в них рабочие и служащие. 14.Как решаются конфликтные пенсионные дела? Практикуются ли отказы, в какой форме? 15.Оформляются ли макеты дел. 16.Имеются ли наглядные пособия, таблицы, оформлен ли уголок пенсионера. 17. Имеются ли комиссии по пенсионным вопросам в цехах с численностью рабочих и служащих свыше 500 человек. Как они работают. 18. Заслушивается ли отчет о работе комиссии по пенсионным вопросам на заседании профкома. Ответственный представитель предприятия, учреждения, организации работает в тесном контакте с Пенсионным отделом, со специалистом, обслуживающим данное предприятие. Он должен знать действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, делопроизводство, должен уметь подготовить макет пенсионного дела, предварительно подсчитав общий трудовой стаж, размер среднемесячного заработка, рассчитать пенсию, он должен уметь давать необходимые консультации и разъяснения по пенсионным вопросам, следить за изменениями в законодательстве, для этого он проходит стажировку в Пенсионном отделе, принимает участие в семинарах, в технической учебе, постоянно работает над повышением квалификации.

    47 . Работа органов социальной защиты с общественностью.

    Участие граждан в работе органов социальной защиты населения - объективная закономерность и важнейшее условие дальнейшего совершенствования деятельности этих органов, Как правило, принимают участие в работе Управления социальной защиты населения города или района бывшие работники учреждений социальной защиты, ныне пенсионеры, находящиеся на заслуженном отдыхе, а также инвалиды, проживающие в городе или районе. Это граждане, которые болеют душой за свой город или район, хотят помочь жителям-пенсионерам, а также работникам, которые претворяют в жизнь политику нашего государства в области социальной защиты населения. В районных (городских) органах социальной защиты населения образуются общественные Советы, которые планируют свою работу и в основном оказывают помощь в период массовых перерасчетов пенсий. Работают на консультационных пунктах, оказывают населению правовую помощь, помощь в истребовании необходимых документов для назначения пенсий, помотают разрешать жалобы, готовят ответы на письма граждан, оказывают посильную помощь одиноко проживающим гражданам, организуют помощь гражданам, проживающим в домах для престарелых и инвалидов. Большую помощь добровольцы-общественники оказывают Отделу по труду и социальному развитию управления социальной защиты населения города или района. Так, из числа пенсионеров- инвалидов образуется комиссия, которая работает на общественных началах. Состав комиссии, как правило, 7-11 человек, возглавляет комиссию председатель, заседает комиссия один раз в месяц и решает вопросы, связанные с очередностью получения транспортных средств, с их списанием, капитальным ремонтом, с продажей автомобилей, бывших в употреблении. В учреждениях и организациях социальной защиты населения организуется касса взаимопомощи пенсионеров. Касса взаимопомощи при районных (городских) отделах социальной защиты населения является добровольной, самостоятельной организацией, которая создается с целью оказания помощи пенсионерам путем выдачи возвратных денежных ссуд и безвозвратных пособий. Касса создается по решению районных или городских отделов. Сначала формируется инициативная группа, которая выявляет пенсионеров, желающих вступить в кассу взаимопомощи. Если набирается не меньше 50 человек, инициативная группа созывает общее собрание этих пенсионеров, где утверждается Устав и избирается правление кассы. Члены кассы взаимопомощи уплачивают вступительный взнос, обычно в размере одного процента от пенсии, и получают членскую книжку. Органом управления является общее собрание. Оно собирается не реже одного раза в год и считается правомочным при наличии двух или трех членов кассы. Правление кассы избирается на собрании в составе пяти- девяти человек сроком на два года. Из этого состава избирается председатель, секретарь, казначей. Правление утверждает бухгалтера кассы. Из кассы взаимопомощи пенсионеры получают: 1. Долгосрочные ссуды (они выдаются тем, кто состоит членом не менее трех месяцев). 2.Краткосрочные ссуды. 3.Безвозвратные пособия (они выдаются тем, кто состоит в кассе не менее одного года и остро нуждается в помощи). Заявление о выдаче ссуды рассматривается не позже десяти дней после подачи заявления. При решении вопроса о размере ссуды учитывается: 1.Степень нуждаемости члена кассы. 2.Стаж пребывания в этой кассе. 3.Своевременность уплаты членских взносов: ежемесячно уплачиваются членские взносы, которые возвращаются в случае выхода пенсионера из кассы. Большую помощь добровольцы-общественники оказывают в работе с письменными обращениями граждан, особенно в рассмотрении жалоб. Они, выходя на дом, оказывают по возможности моральную, психологическую помощь и поддержку нуждающимся, а также оказывают помощь в истребовании необходимых документов для назначения пенсий, пособий, оказания материальной помощи, помещения в дом-интернат для престарелых и инвалидов, организации помощи на дому социальными работниками. Поле деятельности для общественности на ниве социальной защиты населения неизмеримо велико.

    48. Справочно-кодификационная работа в органах социального обеспечения

    для правильного применения действующего законодательства необходимо обеспечить надлежащий учет, систематизацию и хранение нормативных материалов. Систематизацию законодательства необходимо вести так, чтобы в ходе работы можно было быстро найти конкретную норму закона и дать правильный исчерпывающий ответ на любой вопрос. В отделах ведутся следующие формы систематизации: подшивки; контрольные экземпляры нормативных актов; хронологические журналы регистрации.

    Подшивки ведутся на приказы, инструктивные письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации, краевых (областных) управлений социальной защиты населения.

    Подшивки могут быть хронологические и тематические. Хронологические подшивки являются основной систематизацией. Документы в них подшиваются в строго хронологическом порядке в одну папку отдельно за каждый год.

    1. Заявление о назначении трудовой пенсии лицам, работающим по трудовому договору (контракту), и членам их семей (для назначения пенсии по случаю потери кормильца) подается через администрацию предприятия, учреждения, организации, кооператива по месту последней работы.

    Заявления о назначении трудовой пенсии членам кооперативов, в том числе колхозов, и их семьям подается через правление кооператива.

    2. Заявление о назначении трудовой пенсии другим гражданам и их семьям, а также о назначении социальной пенсии подается непосредственно в районный (городской) орган социальной защиты населения по месту жительства заявителя.

    В тех случаях, когда лицо, на которое назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, то заявление подается по месту жительства его родителя или опекуна.

    3. Заявление о переводе с одной пенсии на другую, о перерасчете пенсии и о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии подается в орган социальной защиты населения по месту нахождения пенсионного дела заявителя, а при необходимости - по месту жительства его законного представителя (родителя или опекуна).

    По решению местных органов государственного управления обращение с указанными заявлениями может осуществляться по правилам, предусмотренным для назначения пенсий (пункт 1 настоящего Порядка).

    4. Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения на нее права, без ограничения каким-либо сроком.

    Обращение за назначением пенсии по старости может производиться и до наступления пенсионного возраста, однако не ранее, чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

    5. Днем обращения за пенсией считается день приема органом социальной защиты населения заявления о назначении, перерасчете, восстановлении пенсии или переводе с одной пенсии на другую со всеми необходимыми документами (если их нет в пенсионном деле).

    Если заявление пересылается по почте и при этом прилагаются также все необходимые документы, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле отправления данного заявления.

    В тех случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, орган социальной защиты населения сообщает заявителю, какие документы должны быть представлены дополнительно. Если они будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения извещения о необходимости представления дополнительных документов, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления заявления.

    ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ


    6. К заявлению о назначении пенсии по старости должны быть приложены документы:

    а) о возрасте;

    б) подтверждающие трудовой стаж (общий и специальный);

    Кроме того в необходимых случаях представляются документы:

    в) о заработке;

    г) о рождении ребенка и воспитании его до восьмилетнего возраста;

    д) подтверждающие, что ребенок заявителя признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом;

    е) о признании заявителя инвалидом вследствие военной травмы;

    ж) о признании заявителя инвалидом 1 группы по зрению;

    з) о наличии у заявителя заболевания, предусмотренного пунктом "г" ст. 11 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" <*>;

    и) подтверждающие, что заявитель имеет право на досрочную пенсию как безработный;

    к) о нахождении на иждивении у заявителя нетрудоспособных членов семьи;

    л) о признании заявителя нуждающимся в постороннем уходе (помощи, надзоре);

    м) о награждении заявителя государственными наградами, перечисленными в статье 110 Закона;

    н) удостоверяющие, что заявитель является участником Великой Отечественной войны, в том числе из числа вольнонаемного состава, юнг, сынов (воспитанников) полков;

    о) подтверждающие, что заявитель был необоснованно репрессирован по политическим мотивам и впоследствии реабилитирован;

    п) удостоверяющие, что заявитель является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

    р) о проживании или работе в определенных зонах, предусмотренных Законом РСФСР от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

    с) об отказе от получения пенсии в период работы (часть 2 статьи 22 Закона).

    7. К заявлению о назначении пенсии по инвалидности должны быть приложены документы:

    а) о признании заявителя инвалидом;

    б) подтверждающие трудовой стаж;

    в) о возрасте;

    г) о заработке;

    д) о несчастном случае на производстве;

    е) о нахождении на иждивении у заявителя нетрудоспособных членов семьи;

    ж) о признании заявителя нуждающимся в постороннем уходе (помощи, надзоре);

    з) о награждении заявителя государственными наградами, перечисленными в статье 110 Закона;

    и) удостоверяющие, что заявитель является участником Великой Отечественной войны, в том числе из числа вольнонаемного состава, юнг, сынов (воспитанников) полков;

    к) подтверждающие, что заявитель был необоснованно репрессирован по политическим мотивам и впоследствии реабилитирован;

    л) удостоверяющие, что заявитель является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

    м) о проживании или работе в определенных зонах, предусмотренных Законом РСФСР от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

    н) о сроках прохождения и основании увольнения с военной службы.

    8. К заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца должны быть приложены документы:

    а) о смерти или безвестном отсутствии кормильца;

    б) о дате и причине смерти кормильца;

    в) удостоверяющие возраст лица, на которое назначается пенсия или о признании его инвалидом;

    г) подтверждающие родственные отношения члена семьи с умершим кормильцем.

    Кроме того, в необходимых случаях представляются документы:

    д) о возрасте кормильца;

    е) подтверждающие трудовой стаж кормильца;

    ж) о несчастном случае, произошедшем с кормильцем на производстве;

    з) удостоверяющие причинную связь смерти кормильца с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

    и) о заработке кормильца;

    к) о членах семьи кормильца, находившихся на его иждивении;

    л) удостоверяющие, что лицо, на которое назначена пенсия, проходит профессиональное обучение в очных учебных заведениях;

    м) подтверждающие, что родитель, супруг, дед, бабушка, брат или сестра умершего, занятые уходом за его детьми, братьями, сестрами или внуками, не достигшими 14 лет, не работают;

    н) о признании лица, на которое назначена пенсия, нуждающимся в постороннем уходе (помощи, надзоре);

    о) удостоверяющие, что лицо, на которое назначена пенсия, награждено правительственными наградами, перечисленными в статье 110 Закона;

    п) удостоверяющие, что лицо, на которое назначена пенсия, является участником Великой Отечественной войны, в том числе из числа вольнонаемного состава, юнг, сынов (воспитанников) полков;

    р) подтверждающие, что лицо, на которое назначена пенсия, было необоснованно репрессировано по политическим мотивам и впоследствии реабилитировано;

    с) удостоверяющие, что лицо, на которое назначается пенсия, является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

    т) о проживании или работе лица, на которое назначена пенсия, в определенных зонах, предусмотренных Законом РСФСР от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

    у) об утрате источника средств к существованию;

    ф) о сроках прохождения и основании увольнения с военной службы.

    К заявлению о назначении пенсии семье умершего пенсионера должны быть приложены документы, указанные в подпунктах "а" - "г", а в необходимых случаях также и документы, указанные в подпунктах "з" и "к" - "у" этого пункта. Заработок пенсионера определяется по документам, имеющимся в его пенсионном деле.

    Если умерший пенсионер имел право на перерасчет пенсии в порядке, предусмотренном статьей 106 или 107 Закона, но не обратился за таким перерасчетом, то представляются соответствующие документы о стаже или заработке пенсионера после назначения или предыдущего перерасчета его пенсии.

    9. К заявлению о назначении пенсии за выслугу лет должны быть приложены документы:

    а) подтверждающие специальный трудовой стаж;

    б) о заработке.

    Кроме того, в необходимых случаях представляются документы:

    в) о возрасте;

    г) подтверждающие общий трудовой стаж;

    д) о признании заявителя инвалидом вследствие военной травмы;

    е) об увольнении с летной работы по состоянию здоровья или по болезни (часть 1 статьи 79 Закона);

    ж) удостоверяющие, что заявитель награжден государственными наградами, перечисленными в статье 110 Закона;

    з) удостоверяющие, что заявитель является участником Великой Отечественной войны, в том числе из числа вольнонаемного состава, юнг, сынов (воспитанников) полков;

    и) подтверждающие, что заявитель был необоснованно репрессирован по политическим мотивам и впоследствии реабилитирован;

    к) удостоверяющие, что заявитель является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

    л) о проживании или работе в определенных зонах, предусмотренных Законом РСФСР от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

    м) удостоверяющие, что заявитель является летчиком-испытателем 1 класса.

    10. К заявлению о назначении социальной пенсии в зависимости от категории заявителя должны быть приложены документы:

    а) о возрасте лица, на которое назначается пенсия;

    б) о признании лица, на которое назначается пенсия, инвалидом с детства или ребенком-инвалидом;

    в) подтверждающие родственные отношения детей с умершим кормильцем;

    г) о смерти или безвестном отсутствии кормильца;

    д) о проживании лица, на которое назначена пенсия, в определенных зонах, предусмотренных Законом РСФСР от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

    11. Перерасчет и возобновление выплаты ранее назначенной пенсии, а также перевод с одной пенсии на другую осуществляются по документам, имеющимся в пенсионном деле.

    При перерасчете пенсии в соответствии со статьями 106 или 107 Закона к имеющимся документам, заявитель представляет документы о дополнительном трудовом стаже или о заработке, определяемом по правилам статьи 107, а при переходе с одной пенсии на другую может представить документы о трудовом стаже, не учтенном в пенсионном деле, и о заработке, определяемом по правилам статей 102 либо 107 по своему выбору.

    Кроме того, в необходимых случаях представляются документы о возникновении иных обстоятельств, влияющих на размер пенсии: об установлении, снятии или изменении группы инвалидности, появление на иждивении у пенсионера нетрудоспособных членов семьи, утрата права на надбавку на указанных членов семьи в связи с поступлением пенсионера на работу или по другим причинам, отнесение заявителя к нуждающимся в постороннем уходе (помощи. надзоре), признание заявителя инвалидом вследствие военной травмы, участником Великой Отечественной войны, участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, награждение пенсионера правительственными наградами, перечисленными в статье 110 Закона и других.

    12. Обращающийся за пенсией (независимо от вида пенсии) должен предъявить паспорт, удостоверяющий личность и место жительства заявителя.

    К заявлению опекуна прилагается копия решения органа опеки о назначении опекуном. Родители и опекуны представляют документы о месте своего жительства.

    13. Документом, подтверждающим возраст лица, на которое назначается пенсия, является его паспорт.

    В отношении несовершеннолетних детей, не имеющих паспорта, документом удостоверяющим их возраст является свидетельство о рождении.

    Возраст умершего кормильца определяется на основании свидетельства о смерти или иного документа, содержащего необходимые сведения (если возраст не указан в свидетельстве о смерти).

    14. Документы, которые могут быть приняты в подтверждение трудового стажа (общего и специального), определяются Министерством социальной защиты населения Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации, Министерством труда и занятости населения Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации.

    15. Форма справки о заработке, представляемой для исчисления пенсии, и правила по ее заполнению утверждаются Министерством социальной защиты населения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.

    Указанные справки выдаются на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и иных документов о выплаченной заработной плате предприятием, учреждением или организацией, в котором работал обратившийся за пенсией или умерший кормилец, а если оно ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то заявки выдаются его правопреемником или архивными органами в зависимости от того, куда сданы бухгалтерские архивы данного предприятия, учреждения или организации.

    В предусмотренных законодательством случаях для исчисления пенсии принимаются также:

    а) справки о среднем заработке работника соответствующей профессии и квалификации в Российской Федерации - при исчислении пенсий советским гражданам - переселенцам из других стран, не работавшим в СССР или в Российской Федерации, либо гражданам, направленным на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации или в международные организации;

    в) расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения, - при исчислении пенсий лицам, работающим у отдельных граждан (домашним работницам, няням, секретарям, машинисткам, стенографисткам, сторожам, садовникам, водителям и другим);

    г) справки о тарифной ставке (окладе).

    Установление заработка на основании свидетельских показаний не допускается. Выписки из штатного расписания об окладе по должности и профсоюзные билеты не могут служить документами, подтверждающими фактический заработок.

    16. Признание лица инвалидом, а также группа, причина и срок вступления (установления) инвалидности определяется на основании выписки из акта освидетельствования во врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК). Данная выписка после получения ее из ВТЭК приобщается органом социальной защиты к пенсионному делу.

    Признание ребенка ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, срок, на который установлена инвалидность, определяется по основаниям медицинского заключения учреждения здравоохранения.

    При наступлении инвалидности (смерти кормильца) вследствие трудового увечья, представляется также акт (или другой официальный документ) о несчастном случае.

    17. При назначении пенсий в соответствии с пунктом "а" статьи 11 Закона факт рождения ребенка устанавливается на основании свидетельства о рождении, а его воспитание до восьмилетнего возраста - паспорта, свидетельства о смерти, справки жилищных органов или сельских (поселковых) Советов народных депутатов и других документов.

    Признание ребенка заявителя инвалидом с детства или ребенком-инвалидом удостоверяется выпиской из акта освидетельствования во врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), медицинским заключением учреждения здравоохранения, удостоверением получателя пособия, справкой отдела социального обеспечения о периоде получения пособия и другими документами.

    18. Право на досрочную пенсию по старости в соответствии с частью 2 статьи 35 Закона РСФСР "О занятости населения в РСФСР" устанавливается на основании "Предложения органа государственной службы занятости населения о назначении безработному досрочной пенсии по старости".

    19. В качестве документа, подтверждающего, что заявитель является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС принимается удостоверение по установленной форме.

    20. Проживание в определенных зонах, предусмотренных Законом РСФСР от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается справками местных органов государственного управления.

    Работа в указанных зонах подтверждается справками, удостоверениями и иными документами, содержащими необходимые сведения, выдаваемыми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и районными (городскими) военными комиссариатами.

    21. Факт смерти, ее причина и дата устанавливается на основании свидетельства о смерти, выданного органами записи актов гражданского состояния, а в отношении военнослужащих, смерть которых наступила в период прохождения военной службы, - соответствующего документа, полученного от воинской части, районного (городского) военного комиссариата, Министерства обороны СССР или Российской Федерации, госпиталя или иного военного учреждения.

    В тех случаях, когда кормилец умер по истечении 3 месяцев после увольнения с военной службы (из органов внутренних дел) и смерть его наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения службы, то орган социальной защиты населения прилагает также выписку из заключения о причине смерти.

    Безвестное отсутствие гражданина подтверждается решением суда.

    22. Профессиональное обучение лиц в возрасте от 18 до 23 лет, на которых назначается пенсия по случаю потери кормильца в очных учебных заведениях подтверждается справками училищ, школ и курсов по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, средних специальных и высших учебных заведений, аспирантур, докторантур, клинических ординатур.

    23. В качестве документа, подтверждающего, что родитель, супруг, дед, бабушка, брат или сестра умершего, занятые уходом за его детьми, братьями, сестрами или внуками, не достигшими 14 лет, не работают, принимаются справки жилищных органов или сельских (поселковых) Советов народных депутатов.

    24. Утрата источника средств к существованию устанавливается решением органа социальной защиты населения.

    25. Принадлежность к нуждающимся в постороннем уходе (помощи, надзоре) подтверждается справками, выдаваемыми врачебно-консультативными комиссиями (ВКК) учреждений здравоохранения.

    26. В качестве документа, подтверждающего нахождение на иждивении нетрудоспособных членов семьи, принимаются справки жилищных органов или сельских (поселковых) Советов народных депутатов. В данной справке должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, год и месяц рождения, родственные отношения к заявителю или умершему кормильцу каждого из членов семьи с указанием, что они были совместно прописаны и находились на его иждивении.

    При отсутствии указанного документа и невозможности его получения факт нахождения на иждивении может устанавливаться решением суда.

    27. В качестве документа, подтверждающего, что заявитель был награжден государственными наградами, перечисленными в статье 110 Закона, принимаются удостоверения к ним, орденские книжки и другие документы, содержащие необходимые сведения.

    28. В качестве документа, подтверждающего родственные отношения, принимаются: паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о браке, справка жилищных органов или сельских (поселковых) Советов народных депутатов о составе семьи, а в установленных случаях - решение суда.

    29. В качестве документа, подтверждающего, что заявитель является участником Великой Отечественной войны, в том числе из числа вольнонаемного состава, либо в годы войны был юнгой, сыном (воспитанником) полка принимается выписка из удостоверения установленного образца или свидетельства о праве на льготы, выдаваемого воинам-интернационалистам.

    30. В качестве документа, подтверждающего, что заявитель был необоснованно репрессирован по политическим мотивам и впоследствии реабилитирован, принимаются справки о реабилитации, выданные органами внутренних дел, прокуратуры, судом, а также копии и выписки из судебных решений, которыми были в отношении заявителя прекращены уголовные дела.

    31. Период прохождения и основание увольнения с военной службы подтверждается справкой районного (городского) военного комиссариата.

    32. Период, в течение которого пенсионер, осуществляя трудовую деятельность, не получая пенсию, имея на нее право, устанавливается органом социальной защиты населения на основании заявления об отказе в получении пенсии в период работы.

    33. Документы, необходимые для назначения пенсии, могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, засвидетельствованных в нотариальном порядке или органом социальной защиты населения.

    Документы о трудовом стаже представляются только в подлинниках. Однако в тех случаях, когда доказательством стажа служит трудовая книжка, представляется выписка из нее, засвидетельствованная органом социальной защиты населения.
    ПОДГОТОВКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ

    34. В начале каждого года на всех рабочих, служащих, членов кооперативов, которые в следующем году достигают пенсионного возраста, администрацией (правлением) предприятия, учреждения или организации<*>, на котором они работают, на основании их личных карточек и трудовых книжек составляются специальные списки.

    В списки включаются все работники данного предприятия, приобретающие право на пенсию на общих основаниях, а также имеющие право на пенсию при пониженном возрасте.

    Списки составляются в хронологическом порядке, в зависимости от даты рождения работника.

    В списке должны быть указаны: фамилия, имя, отчество работника; год, месяц и день рождения; наименование структурного подразделения; должность (профессия); основания назначения пенсии; общий трудовой стаж, подтвержденный документами; специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях или на пенсию за выслугу лет.

    <*> В дальнейшем именуется - администрация предприятия или предприятие.

    35. В отношении работников, включенных в указанные списки, администрация предприятия осуществляет предварительную подготовку документов для назначения им пенсий. При необходимости должны быть приняты меры по истребованию недостающих документов, а в соответствующих случаях - розыску свидетелей, которые, по мнению работника, могли бы подтвердить периоды его работы.

    На основе всех собранных документов администрация предприятия оформляет представление к назначению пенсии. Форма представления и правила по его заполнению утверждаются Министерством социальной защиты населения Российской Федерации совместно с Министерством труда и занятости населения Российской Федерации.

    По решению местных органов государственного управления подготовка документов, необходимых для назначения пенсии, может осуществляться в виде макета пенсионного дела.

    36. Администрация предприятия обязана не позднее 10 дней до достижения работником пенсионного возраста, известить его о возникновении права на пенсию.

    В случае подачи работником заявления о назначении пенсии администрация в течение 10 дней с момента регистрации данного заявления окончательно оформляет все необходимые документы и свое представление, ознакомляет с ними заявителя (под расписку в представлении) и рассматривает вопрос о возможности представления данного работника к назначению пенсии.

    При положительном решении вопроса документы и представление вместе с заявлением работника направляются в орган социальной защиты населения по месту жительства заявителя. В том случае, если администрацией предприятия собраны не все необходимые для назначения пенсии документы, в орган социальной защиты населения сдаются имеющиеся документы, а недостающие документы представляются дополнительно в сроки, предусмотренные пунктом 5 настоящего Порядка.

    По решению местных органов государственного управления представление работников к назначению пенсии может осуществляться в орган социальной защиты населения по месту нахождения предприятия.

    Если работнику отказано в представлении к назначению пенсии ему сообщается об этом в письменной форме с указанием причин отказа. В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением администрации, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в орган социальной защиты населения.

    37. Гражданам, перечисленным в пункте 2 настоящего Порядка, органом социальной защиты населения при необходимости оказывается содействие в получении документов, недостающих для назначения пенсии.

    Органы социальной защиты населения обязаны давать разъяснения и справки по вопросам назначения пенсий.

    Порядок обращения граждан за пенсией

    Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.02 г. N 17/19пб утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В соответствии с п.1 Правил они распространяются на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсию и имеющих место жительства на территории Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, не имеющие постоянного места жительства на территории Российской Федерации, при наличии у них права на пенсию по законодательству Российской Федерации также подпадают под действие Правил.

    Граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего пребывания. Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего фактического проживания. Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Обращаться за пенсией можно в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

    Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

    Граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.

    Если лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок. Если законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного лица является соответствующее учреждение, в котором это лицо пребывает, заявление подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.

    Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за назначением пенсии самостоятельно в соответствии с Правилами.

    Граждане, которым пенсии установлены в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.93 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" при возникновении права на пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.01 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом от 15.12.01 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" обращаются за ними в порядке, предусмотренном Правилами.

    Прием заявлений о назначении пенсии

    Заявление и документы принимаются от заявителя, представителя страхователя по месту работы заявителя или представителя заявителя, имеющего нотариально заверенную доверенность.

    Документы:

    Для назначения трудовой пенсии по старости:

    · заявление установленного образца о назначении пенсии;

    · паспорт;

    · страховое свидетельство;

    · трудовая книжка (копия и подлинник);

    · справка о заработке.

    При необходимости дополнительно представляются:

    · в/ билет (копия, подлинник) или справка военкомата;

    · документы об учебе: диплом, свидетельство, аттестат и др. (копия, подлинник)

    · свидетельства о рождении детей (копии и подлинник);

    · справка об учебе установленного образца (при наличии иждивенцев в возрасте 18-23 лет, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях);

    · справка о составе семьи заявителя и страховое свидетельство ребенка (при наличии детей старше 18 лет);

    · документы, подтверждающие факт нахождения на иждивении.

    · архивные справки о стаже и заработке;

    · справки го службы занятости;

    · справки о работе в колхозе;

    · аттестат (свидетельство) об окончании школы;

    · свидетельство о браке (копия, подлинник) или справка о регистрации брака (при изменении Ф.И.О.);

    · свидетельство о рождении ребенка (копия и подлинник);

    · справка установленного образца на детей в возрасте от 18 лет до 23 лет об учебе по очной форме обучения в образовательных учреждениях;

    · индивидуальные сведения за межрасчетный период,

    · другие.

    Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости дополнительно представляются:

    · документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ;

    · о воспитании ребенка до восьмилетнего;

    · подтверждение, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом;

    · о признании инвалидом вследствие военной;

    · о признании инвалидом по зрению, имеющим ограниченные способности к трудовой деятельности III степени;

    · о наличии определенного заболевания (для больных гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам);

    · о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и Др.

    Для назначения трудовой пенсии по инвалидности представляются те же документы, что и для назначения трудовой пенсии по старости, а также справка МСЭ с указанием степени ограничения способности к трудовой деятельности.