Трансформация стиля королевы Великобритании Елизаветы II. Ваше Высочество Стиль: секреты гардеробной королевы Елизаветы II


«Меня в общем-то никто не учил быть королевой: мой отец умер слишком рано и это произошло так неожиданно - мне пришлось сразу включиться в дело и при этом стараться не ударить лицом в грязь. Пришлось дорастать до положения, которое я заняла. Это была судьба, ее следовало принять и не роптать. Я считаю, что преемственность - это очень важно. Моя работа - на всю жизнь».
Елизавета II, королева Великобритании



Начало лета, июнь, а это значит, что в одном королевстве, расположенном на островах, празднуют очередную годовщину правления их монарха. В этом году дата круглая – 60 лет. 60 лет правления королевы Елизаветы II. И по длительности своего пребывания на престоле она теперь уступает только своей прапрабабке королеве Виктории. Елизавета II является не только английской королевой, она - глава Британского Содружества наций, а значит королева ещё 15 независимых государств, среди которых есть и целый материк – Австралия, и достаточно крупная по площади страна в Северной Америке – Канада, и острова, к примеру, Багамские. Также королева Великобритании является главой англиканской церкви, верховным главнокомандующим вооружённых сил.



Елизавета, будущая королева английская, родилась в 1926 году, 21 апреля, в Лондоне. Родилась в семье младшего брата наследника престола Георга и леди Елизаветы Боуз-Лайон. Её дядя, король Эдуард VIII, отречётся от престола из-за любви. Всё как в той песне, но «жениться по любви не может не один король», ведь чтобы жениться по любви, король должен перестать быть королём. И дядя Елизаветы пошёл на этот шаг ради разведённой американки Уоллис Симпсон. Это событие произошло в 1936 году, когда Елизавете было всего 10 лет. Её отец становится королём, а она, как старшая дочь (у Елизаветы была младшая сестра - Маргарет), наследницей престола.



Будущая королева получила хорошее домашнее образование, в основном гуманитарной направленности. Она с детства любила лошадей и конный спорт. А также с детства, в отличие от своей более взбалмошной сестры Маргарет, обладала поистине королевским характером. В книге-биографии Елизаветы II Сары Брэдфорд упоминается о том, что будущая королева с детства была весьма серьёзным ребенком, у которого уже тогда было определенное понимание тех обязанностей, которые на неё легли, как на наследницу престола, и чувство долга. Елизавета с детства любила порядок, так она, к примеру, ложась спать, всегда ставила тапочки рядом с кроватью, никогда не позволяя себе разбрасывать вещи в комнате, как это присуще многим детям. А уже будучи королевой, она всегда следила за тем, чтобы во дворце не горел лишний свет, лично выключая освещение в пустых комнатах.



В 21 год Елизавета выходит замуж. Её спутником жизни станет Филипп Маунтбаттен (он старше её на пять лет) – член датской и греческой королевских семей.






В какой-то мере, читая заметки о королеве Елизавете II, может сложиться впечатление о том, что у неё скучный характер: ей свойственно чрезмерное чувство долга, и она всегда считает, что и другие должны прежде всего думать о престиже монархии и своих обязанностях перед страной, она консервативна, не приемлет того, чтобы на публику выносились семейные проблемы, вот тут она уж точно совершенно не могла понять . Что ж, у Елизаветы II поистине королевский характер. И её характер, несомненно, откладывает отпечаток на её стиль.



Стиль английской королевы можно условно разделись на два периода: стиль молодой королевы – стиль консервативный и элегантный, и стиль пожилой королевы, я бы его назвала стилем «весёлой бабушки» или даже «радужным стилем», потому неимоверному количеству меняющихся цветов в её костюмах и шляпках. Впрочем, разноцветье английская королева любила всегда.


На протяжении всей жизни основными элементами гардероба королевы Елизаветы II являлись: платья или костюмы средней длины, обязательно закрывающие колено, пальто и плащи покроя трапеция, плюс платья длиной в пол для торжественных мероприятий, а также шляпки, всегда в тон костюму, перчатки, закрытые туфли, брошка на пиджаке и нить жемчуга. Английская королева также всегда предпочитала короткие стрижки. Любимые цвета – розовый, сиреневый и индиго.



Королевой Елизавета II становится после смерти своего отца в феврале 1952 года, а её коронация состоялась 2 июня 1952 года. В то время, а именно в 1940-е и 1950-е годы платья для принцессы, а затем и королевы шил Норман Хартнелл. И Елизавета не раз появлялась на публике в платьях с пышными юбками, выполненными из атласа-дюшес или же шёлка. Дизайн её свадебного платья цвета слоновой кости и украшенного серебряными нитями также принадлежит Норману Хартнеллу, впрочем, как и дизайн платья для коронации.


С середины 1950-ых и на протяжении 60-ых для королевы шьёт Харди Эмис. Именно он привносит в наряды королевы ощущение простоты, но эта простота является только внешней, ведь за ней скрывается весьма сложный крой. Свои первые платья для королевы он пошил ещё в 1948 году, когда Елизавета попросила его создать гардероб для поездки в Канаду.


С 1970-ых для королевы шьёт Ян Томас, в прошлом ассистент Нормана Хартнелла, а теперь владелец собственного салона. Его отличительной чертой стали появившиеся в гардеробе королевы летящие шифоновые платья. После его смерти и вплоть до конца 1980-ых для королевы Елизаветы шила Морин Роуз из дизайнерского дома Яна Томаса.



С конца 1980-ых и до середины 1990-ых гардероб английской королевы пополняется нарядами от Джона Андерсона, ведь после его смерти придворным дизайнером королевы становится его партнёр Карл Людвиг Резе.


С 2000 для Елизаветы II шьёт самый молодой, по возрасту, из придворных дизайнеров Её Величества Стюарт Парвин, выпускник Эдинбургского колледжа искусств. В 2002 году его помощницей становится Анджела Келли.


Английской королеве 86 лет. Но она по-прежнему неуклонно исполняет все возлагаемые на неё обязанности и появляется на публике, неизменно следуя своему стилю.

Гардероб: Королева Елизавета II norub wrote in June 29th, 2015

Нашла еще прекрасную статью про талантливых людей, которые трудятся над гардеробом Елизаветы II.

Нарядами Елизаветы II традиционно занимается личный портной. В 1940-1950-х гардероб принцессы шил Норман Хартнелл — в ту пору она появлялась на публике в платьях с пышными юбками из атласа дюшес или шелка.

Дизайн ее свадебного платья цвета слоновой кости с серебряными нитями, как и дизайн платья для коронации, также принадлежит Хартнеллу. В течение следующего десятилетия для королевы шьет Харди Эмис. Именно он привнес в наряды королевы ощущение легкости — в них появилось много кружев, струящихся тканей и сложного кроя.

С 1970-х для королевы шили Ян Томас, Морин Роуз, Джон Андерсон, Карл Людвиг Резе и Стюарт Парвин. В 2002 году помощницей последнего стала Анджела Келли — нынешняя портниха Ее Величества.

Для каждого платья Анджела создает четыре эскиза, из которых Елизавета утверждает один. Затем команда из 12 человек начинает трудиться над будущим костюмом. Дизайнеры уделяют особое внимание деталям: при выборе ткани и отделки учитывают, например, будет ли королева долго сидеть в этом платье, с кем будет общаться, в каких условиях и т. д.

Идеальный наряд королевы — платье-футляр длиной чуть ниже колена с пиджаком, рукава в три четверти и никаких глубоких вырезов.

Цвет

Королевская одежда, безусловно, отличается от обычной, в первую очередь цветом. Например, в черном британский монарх может появляться только во время траура. Эта традиция появилась во время Второй мировой войны, тогда королева-мать выбирала цветные наряды, чтобы добавить британцам радости и оптимизма.

При выборе цвета для платья костюмер королевы учитывает, насколько он подходит самой Елизавете II, насколько делает ее видимой и гармонирует с событием, на котором появится Ее Величество. Чаще всего для торжественных мероприятий она выбирает красный, белый и золотой.

Кроме того, личные гардеробщицы королевы ведут подробный каталог использованных образов. Повторений в расцветках и материалах в нарядах Елизаветы II избегают в течение нескольких месяцев.

Туфли

Перчатки, сумки и зонты

По правилам этикета днем к пальто или пиджаку можно надевать короткие шелковые, матерчатые или лайковые перчатки. К вечернему платью подойдут перчатки из более изысканных тканей, причем, чем короче рукав платья, тем длиннее перчатки, и наоборот. Сумка должна быть небольшого размера, чтобы не занимать обе руки, — Елизавета предпочитает сумки модели Diva или Traviata бренда Launer. С 1968 года компания ежегодно предоставляет королеве четыре новые сумки, сделанные специально для нее. А зонты у Ее Величества всегда прозрачные, чтобы подданные могли рассмотреть лицо королевы, даже когда она прячется от дождя.

Шляпки

Если в выборе цвета и фасона костюмов королева Британии проявляет определенную смелость, то в отношении головных уборов она гораздо более консервативна: у ее шляп непременно не слишком широкие поля, тулья средней высоты и умеренный декор.

В британской истории. 9 сентября исполнится 63 года и 7 месяцев с того дня, как Елизавета II взошла на престол! Для аналитиков этот факт - подтверждение стабильности британской монархии, а для нас - возможность из года в год наблюдать за любимицей британских подданных и вдохновляться ее жизнелюбием, твердостью духа, чувством юмора, и, конечно, железной выдержкой, с которой она соблюдает королевский дресс-код.

Последний выдержал немало нападок, однако, прежде чем приступать к критике гардероба Елизаветы, следует учесть, что его содержимое регламентировано строгим протоколом, согласно которому королева не имеет права позволить себе ни глубокие вырезы, ни открытые плечи, ни шпильки, ни мини-юбку, ни джинсы, ни шубу, ни элегантный черный, ни красную помаду, ни даже отсутствие чулок - и еще десятки и сотни "ни"! Среди них, к слову, числятся и излишества в аксессуарах.

Если прочим модным соблазнам королева не поддается, демонстрируя поистине королевскую выдержку, то по поводу аксессуаров у нас к ней много вопросов. Дело в том, что ее портретные фотографии перегружены деталями. Всему виной - избыток аксессуаров: на портретных снимках королевы за внимание борются одновременно пестрый принт, трехъярусный жемчуг, вычурная брошь, серьги, шляпа, цветок на шляпе и очки. А если в кадр попадает еще и букет, который королева держит в руках, - пиши пропало!

В остальном ее выходы - образец сдержанности и элегантности: цветные монохромные платья-футляры или костюмы средней длины, обязательно закрывающие колено, пальто и плащи, платья длиной в пол для торжественных мероприятий, каблук высотой в 2 дюйма (5 сантиметров), рукав длиной три четверти, а также перчатки, закрытые туфли с тупым мысом, жемчуг, бриллианты и прозрачный зонт.

Вообще, в истории стиля английской королевы выделяют два периода: стиль юной королевы - консервативный и элегантный, и стиль пожилой королевы, неофициально известный как "радужный", получивший свое название за любовь королевы к ярким цветам, которые заполнили ее гардероб в 2000-е и которые она носит до сих пор.

Анжела Келли, личный костюмер Елизаветы II с 1994 года, выпустившая книгу о создании гардероба одной из самых известных и элегантных женщин не только Европы, но и мира, рассказывает, что выбор цвета королевского наряда должен быть согласован с поводом, по которому Ее Величество появится перед публикой. Приходится учитывать все обстоятельства - даже то, что монархиню будут фотографировать на улице, где основным фоном являются зеленые деревья. Например, для Бриллиантового Юбилея королева выбрала золотое платье, поскольку весь концерт проходил на сцене, построенной вокруг золотого Мемориала королевы Виктории. А вот на корабле по Темзе Елизавета проплыла в белом наряде. Этот цвет был выбран для контраста с красной отделкой судна.

Есть и другие правила: если королева отправляется с визитом к детям, то главным в ее костюме являются детали, ведь дети обращают внимание на перья, ленты, воланы и яркие краски. В случае же, если ей предстоит длительная поездка на автомобиле, то на одежде Елизаветы не должны появляться складки, при этом наряд должен быть максимально удобным и практичным. Те же правила применимы и для вечерних нарядов: никакого нагромождения тканей и тяжелой отделки бисером.

Что касается шляпы, то, посещая дом престарелых, королева надевает структурированную шляпу яркого цвета, чтобы аксессуар разглядели даже люди со слабым зрением, а вот направляясь на королевские скачки, выбирает модель с утяжеленными полями, чтобы головной убор не унесло ветром. Словом, основной принцип сегодняшнего королевского дресс-кода - строгая консервативность.

Чуть больше свободы могла позволить себе "юная" королева. Хотя она никогда не была жертвой моды, ее свадебное платье, созданное в 1947 году портным королевского двора Норманом Хартнеллом под влиянием полотен художников эпохи Возрождения, вошло в список самых красивых подвенечных нарядов XX века и настоящих образцов свадебной моды.

До своей коронации в 1953 году Елизавета делала ставку на нью-лук, светлую палитру и летящие фактуры для балов, сдержанные твидовые костюмы для деловых поездок и путешествий. Особо нежные чувства юная Бет питала к белому атласу и крепу, серому твиду, фиалковому шелку и розовому тюлю. В ее фаворитах неизменно числились шелковые и атласные цветочные юбки. Вообще, в 50-х годах стиль Елизаветы совершенно подходил ее положению молодой королевы. Ее гардероб составляли элегантные костюмы, вечерние комплекты в стиле Грейс Келли, плотные лифы и широкие юбки, миниатюрные шляпки и сумочки.

Позже утянутая талия уступила место прямому крою - платьям-футлярам и квадратным пальто, рукава жакетов укоротились, а юбки удлинились. Шляпки королевы шились в то время Эльзой Скиапарелли и другими именитыми дизайнерами и не имели полей, напоминая минималистичные тюрбаны.

А в 60-е и 70-е дала о себе знать любовь королевы к цвету: для официальных приемов она выбирала яркие желтые, коралловые и зеленые комплекты. Именно в течение этого десятилетия монархиня оттачивает свой неповторимый стиль и становится той самой "бабушкой нации", как сейчас зовут ее англичане. Известна королева и своими образами "ближе к народу", пропагандирующими антипотребительский образ жизни: брючные костюмы, твидовые юбки и жилеты, резиновые сапоги и косынка.

Что до модельеров, трудившихся над королевскими нарядами, то в 40-е и 50-е годы платья для принцессы, а затем и для королевы шил уже упомянутый Норман Хартнелл. В первые годы ее царствования она начинает сотрудничать с дизайнером Харди Эмисом, который будет одевать британскую монаршую семью вплоть до своей смерти в 2003 году. С середины 50-х и на протяжении 60-х для королевы шьет Харди Эмис, а с 70-х с ней работает Ян Томас, в прошлом ассистент Нормана Хартнелла. После его смерти и вплоть до конца 80-х для королевы Елизаветы шила Морин Роуз из дизайнерского дома Яна Томаса.

С конца 80-х и до середины 90-х гардероб английской королевы пополняется нарядами от Джона Андерсона, ведь после его смерти придворным дизайнером становится его партнер Карл Людвиг Резе. С 2000-х же для Елизаветы II трудится самый молодой из придворных дизайнеров Ее Величества - Стюарт Парвин, выпускник Эдинбургского колледжа искусств. В 2002 году его помощницей становится Анджела Келли.

Вспомнив разные вехи в формировании стиля Елизаветы II, мы не можем не остановиться на самом ярком его периоде - современном, образцы которого складываются в настоящую пеструю радугу. Убедитесь сами, заглянув в фотогалерею.

(10 интересных сведений о верхней одежде Елизаветы II)

В ноябре 2012 года в Англии вышла в свет книга Анжелы Келли «Dressing The Queen: The Royal Wardrobe» («Одевая королеву») в которой личный костюмер Елизаветы Второй раскрывает секреты ее гардероба: от подбора веса сумки до пошива туалетов к торжественным приемам. Немало страниц издания посвящены и любимой верхней одежде королевы — пальто и плащам. Вот лишь десятка интересных фактов о них.

Факт №1

Королева заказывает верхнюю одежду исключительно у английских мастеров.

Факт №2

Перед пошивом нового плаща или пальто, личный костюмер предоставляет королеве на выбор не менее четырех эскизов будущего наряда и столько же образцов ткани. По утвержденному Елизаветой наброску изготавливается пробный вариант, который примеряют на специальный манекен, чьи размеры (равно как объемы королев) держатся в строгой государственной тайне. За ее разглашение придворные модистки и портные сразу потеряют работу.

Факт №3

Любимая форма верхнего платья Елизаветы Второй — трапеция, длина — на два дюйма ниже колена.

Факт №4

К каждой единице верхней одежды Ее Величества дизайнеры сразу подбирают перчатки, сумочку и головной убор в тон. Обувь же и брошь к пальто выбираются тремя стилистами непосредственно в день выхода.

Факт №5

Команда дизайнеров ведет строгий учет нарядов своей хозяйки, скрупулезно записывая и зарисовывая в дневник что, когда и куда надевала королева. Такой подход позволяет избежать повторений. Если, например, на прошлых скачках Елизавета Александра Мария была в легком кашемировом пальто цвета лайма, то этот фасон и цвет не должен присутствовать в ее наряде во время следующих бегов.


Факт №6

Для того чтобы полы платьев и летних плащей первой леди страны не поднимались под порывами ветра (все-таки это королева, а не Мерлин Монро), по их периметру вшивают несколько свинцовых грузиков.

Факт №7

В течение года Елизавета II снимает и надевает 25-30 различных видов пальто и плащей, каждый из которых живет в монаршем гардеробе около пяти лет.

Факт №8

В гардеробе Елизаветы Второй крайне мало шуб. Дело в том, что меха в Англии считаются исключительной роскошью, по этикету не положенной для рядовых прогулок. Даже королеве. Зато Лилибет, как называют ее домашние, любит носить мех на воротниках и особенно оторочке рукавов верхней одежды. К счастью, это регламент позволяет.

Совсем немного меха, но как освежает!

Факт №9

Члены монаршей семьи не носят верхнюю одежду черного цвета. Эту традицию ввела еще во времена Второй мировой войны мать старушки — Елизавета Первая, желая своими светлыми нарядами придать оптимизма сражающимся британцам. Сегодня однотонная, но яркая одежда — фирменный почерк королевского стиля: 86-летняя хозяйка Британии не боится надевать ярко-бирюзовые пальто и плащи с отделкой цвета малинового пудинга. И чем старше становится королева, тем меньше в ее туалетах монохромных вещей: за последнее десятилетие она считанные разы появлялась на публике в черном или сером верхе.


Как-то журнал Vogue подсчитал, какие оттенки предпочитает Лилибет и выяснил, что любимым ее цветом являются все оттенки морской волны, особенно сине-голубой (треть всех нарядов), далее цвет чайной розы и свежей травы (каждый десятый плащ), на третьем месте — фиолетовый и нежно-розовый (каждое десятое пальто), замыкает список предпочтений Ее Высочества революционно-красный — для особых случаев. Как видим, не зря англичане шутливо называют свою королеву «веселая бабушка».


Елизавета Александра Мария взошла на престол в 1952 году. Ей было 25 лет. Уже седьмое десятилетие она остается одной из самых известных в мире персон - за каждым ее шагом следят миллионы людей. Ее по-королевски безупречный гардероб - это целая институция, над которой работает огромная команда. Мы определили его ключевые моменты.

КУТЮРЬЕ КОРОЛЕВЫ

НОРМАН ХАРТНЕЛЛ

Британский дизайнер Норман Хартнелл стал официальным портным королевской семьи в 1938 году, то есть еще при короле Георге VI, отце Елизаветы, и проработал в этой почетной должности до начала пятидесятых. Он сшил подвенечный наряд к свадьбе Елизаветы и Филиппа, герцога Эдинбургского, а позже, в 1953 году, придумал знаменитое платье для коронации Елизаветы - из кремового шелка, со сложной вышивкой, мотивы которой отсылали к гербам графств Великобритании.

Хартнелл был поклонником женственности в ее классическом понимании и активно использовал в своих работах кринолины - есть версия, что в том числе под его влиянием в Париже возник new look Кристиана Диора. Помимо гардероба королевского двора дизайнер занимался собственной линией одежды, которая с начала сороковых продавалась в универмагах.

ХАРДИ ЭМИС

Харди Эмис не сразу решил стать дизайнером, но после войны вернулся в Лондон и все-таки открыл свой модный дом. В 1950 году он получил первый заказ от Елизаветы, тогда еще принцессы, - ей нужен был гардероб для официального визита в Канаду. Предложенные Эмисом образы ей понравились, они продолжили сотрудничать, и уже в 1952 году дизайнер стал первым официальным костюмером Елизаветы II, королевы Великобритании. Именно на плечи Эмиса легло формирование образа молодой Елизаветы в глазах новообретенных подданных.

Дизайнер мастерски балансировал между модными тенденциями (а образы королевы всегда создавались с учетом трендов) и требованиями этикета. В 1989 году Харди Эмиса посвятили в рыцари, еще год он руководил примерками в Букингемском дворце, а потом отошел от дел и занялся производством мужских костюмов на заказ.

ЯН ТОМАС И МОРИН РОУЗ

Ян Томас был ассистентом Харди Эмиса, а потом открыл собственный модный дом и параллельно с бывшим начальником одевал королеву. Его визитной карточкой были легкие шифоновые платья, которые так нравились Елизавете, что дом продолжал поставлять их ей и после смерти Томаса вплоть до конца 1980-х, когда руководство маркой перешло к Морин Роуз.

ДЖОН АНДЕРСОН

Джон Андерсон сменил Харди Эмиса на посту официального портного королевы. Его наряды не отличались смелостью, новаторскими формами или броским кроем, однако именно с его подачи в гардеробе Елизаветы II стали особенно часто появляться разноцветные костюмы-двойки, которые с годами превратились в ее любимый фасон одежды.

КАРЛ ЛЮДВИГ РЕЗЕ

Резе был бизнес-партнером Андерсона и принял пост портного королевы после его смерти. Строго говоря, он занимался гардеробом Ее Величества больше десяти лет, потому что они с Джоном делили всю работу. Карл Людвиг продолжил выбранный партнером эстетический вектор без каких бы то ни было инноваций. Примечательно, что в отличие от всех прошлых и будущих кутюрье Елизаветы II Резе был не британцем, а немцем.

СТЮАРТ ПАРВИН

Стюарт - самый молодой портной Ее Величества в истории: он вступил в должность, когда ему было всего 33 года. Выпускник Эдинбургского колледжа искусств, Парвин начал помогать с платьями для королевской семьи в 1995-м, но в 2000 году к нему в магазин зашла Анджела Келли, бывшая тогда личным помощником Елизаветы II.

Она разглядывала вещи с изнанки, затем запросила несколько эскизов, а потом уже рассказала, кто будет клиенткой Парвина. Ему нужно было перепридумать гардероб королевы, который на рубеже веков постоянно критиковали, - но в рамках дозволенного. Первый же выход Елизаветы II в мерцающем вечернем платье имел огромный успех, и с тех пор Парвин отвечает за все ее образы. С 2002 года его правой рукой стала Келли.

АНДЖЕЛА КЕЛЛИ

Келли - не просто портниха и правая рука Парвина. Она - гроза Букингемского дворца, тень Ее Величества и абсолютно незаменимый сотрудник. В 1992 году она устроилась экономкой к сэру Кристоферу Маллаби, британскому послу в Германии. Во время официального визита Елизаветы II в резиденцию посла они с Келли познакомилась, и та рассказала, что планирует возвращаться в Великобританию. Уже в 1993 году она получила предложение войти в команду людей, которые отвечают за гардероб королевы (сейчас это 12 человек).

Келли быстро стала доверенным лицом Елизаветы II, нашла Стюарта Парвина на замену Карлу Людвигу Резе, а в 2002 году стала главным помощником нового портного королевы. Именно Келли придумала желтый костюм из крепа, в котором Ее Величество была на свадьбе Кейт Миддлтон и принца Уильяма. К 60-летию правления Елизаветы II - бриллиантовому юбилею - в 2012 году Келли написала книгу Dressing the Queen: The Jubilee Wardrobe.

АКСЕССУАРЫ

ПЕРЧАТКИ

Короткие шелковые, лайковые или хлопковые - днем, длинные атласные - вечером (чем короче рукав платья, тем длиннее перчатки).

ЗОНТ

Королева носит только прозрачные зонты, чтобы подданные могли рассмотреть ее лицо, даже когда она прячется от дождя. Окантовка подбирается под цвет наряда.)

КОСЫНКА

Говорят, команды Balenciaga и Céline вдохновились именно образами Елизаветы II, под впечатлением от которых включили косынки в последние коллекции.

ШЛЯПА

Не слишком широкие поля (чтобы не сдувало ветром), тулья средней высоты (чтобы не мешала выходить из машины) и умеренный декор. За них отвечает марка Somerville - говорят, коллекция королевских шляп состоит из 5000 штук.

ТУФЛИ

На низком устойчивом каблуке или вовсе без него, чтобы было удобно ходить и подолгу стоять на церемониях. Королева любит марки Rayne, Anello & Davide и Stuart Weitzman.

СУМКА

Каждый год марка Launer поставляет Елизавете II по четыре новые сумки. Королева любит модели Diva и Traviata.

УКРАШЕНИЯ

Непременные жемчужные серьги и колье королева часто дополняет драгоценными брошами, которые прикалывает на жакеты и пальто.

МЕХА

Вечерний дресс-код королевы для важных мероприятий и походов в театр строго регламентирован: высокие перчатки, платья сложного кроя или с богатым декором, диадема или корона, и если того требует погода, меховая накидка. С первых лет правления и по сей день Елизавета II предпочитает накидки из белого меха песца или норки на шелковой подкладке.

ЦВЕТ

МАКИЯЖ

Многое из того, что связано с королевой, - плод мифотворчества. Если верить слухам, Елизавета II всегда делает макияж сама: тени Elizabeth Arden и помада этой же марки оттенка Balmoral, который был создан к ее коронации в 1952 году, а из лаков для ногтей она предпочитает классический Essie нежно-розового оттенка Ballet Slippers.

ЧЕТЫРЕ «НЕТ» КОРОЛЕВСКОГО ГАРДЕРОБА

Черный цвет (исключение - период траура).

Юбки выше колена.

Глубокое декольте.

МАКИНТОШ

Свободный плащ из прорезиненного водонепроницаемого хлопка с отложным воротником марки Mackintosh - один из символов дождливой Великобритании (как и сапоги Hunter). Макинтош на протяжении всей своей жизни носит и королева. Хантеры, кстати, тоже.

ГЛАВНЫЕ ВЫХОДЫ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА

КОРОНЫ И ТИАРЫ

Конечно, собаки не являются частью гардероба, однако они стали самым ярким визуальным символом, который ассоциируется с Елизаветой II. Любимые корги королевы принимают участие в ее съемках для глянца, а после выхода Vanity Fair летом 2016-го, для обложки которой королева снялась с четырьмя собаками, интернет заполонили материалы «корги затмили Ее Величество».