Деды морозы бывшего ссср: кто, где, когда. Белорусский бог зимы - Зюзя

Родной брат русского. Зовут его Зюзя. По преданию дедушка живёт в лесу, и это действительно так! Владения белорусского Деда Мороза расположились на территории национального парка "Беловежская пуща".

Расположена в глубине пущи в окружении заповедного леса на бывшем зубропитомнике, куда раньше зимой приходили кормиться зубры. Общая площадь поместья составляет 15 гектаров.

На территории резиденции произрастает, как заявляют в национальном парке, самая высокая в Европе сорокаметровая натуральная ель, которой 120 лет. На Новый год она является главной достопримечательностью резиденции.

На входе гостей встречают два деревянных рыцаря — Дуб-Дубович и Вяз-Вязович. Недалеко от елки установлены скульптурные группы и композиции из дерева по мотивам сказок "Белоснежка и семь гномов" и "12 месяцев". Каждый месяц имеет изображение соответствующего ему знака гороскопа. По преданию, если дотронуться до своего месяца и загадать желание, то оно обязательно сбудется.

На территории резиденции построены ветряная мельница, волшебный колодец и ряд других сказочных объектов. Здесь имеется пруд, в котором плавает Царевна-лягушка. Резиденцию украшают многочисленные скульптуры героев сказок - Буратино, щука, козел, заяц, медведь и другие.

", 31.12.2011

С советских времен в новогоднюю ночь мы привыкли ожидать подарки от Деда Мороза. Но не все знают, что традиционно белорусам ближе языческий бог зимы Зюзя или добродушный святой Николай. Корреспондент «Салідарнасці» выясняла, какое место в нашей культуре занимает каждый из известных зимних персонажей.

Дед Мороз, Санта Клаус, святой Николай, Зюзя. Прежде всего, стоит отметить, что все эти герои представляют собой мужчин в возрасте, а история каждого из них в той или иной степени берет начало в язычничестве или христианской религии. В то же время подарки дарили не все из них, персонажи имели разные характеры, носили разную одежду, жили в разных географических точках, и даже делились на светских и религиозных.

Самым белорусским из них можно признать Зюзю – мифологический персонаж, который представляет зимнюю стужу и весь календарный период от Коляд до весеннего равноденствия. Правда, уже 2 февраля Бога зимы и морозов старается прогнать «Цёця-Грамаўнiца», которая показывает Зюзе, что время его правления не вечно, – пишет региональная общественная организация «Иркутское Товарищество Белорусской Культуры им. Яна Черского». Живет Зюзя в лесу, но изредка заглядывает и в деревню – согласно одним легендам, чтобы принести туда крепкие морозы, если верить другим – наоборот, чтобы помочь нищим, старикам и детям не замерзнуть. Все поверья сходятся на том, что белорусы Зюзю уважали и старались всячески задобрить, чтобы он меньше лютовал: во время Коляд Зюзе либо оставляли тарелку кутьи, либо в начале праздничной недели хозяин выкидывал ложку каши из окна, приглашая: «Мароз, хадзі куццю есці!».

По сведениям, представленным в словаре «Белорусская мифология», Зюзя живет на территории Беларуси, но знаком также и полесским украинцам.

По информации источников ХІХ века, Зюзя выглядел следующим образом: это был низкий толстый старик в белой шубе, вероятно, лысый. Зимний языческий бог носил длинную бороду и имел босые ноги. Шапки у Зюзи не было, но железный посох должен был быть обязательно. Им он бил о деревья и пни, когда злился на людей, от чего, как следует из легенд, даже земля могла расколоться.

Фольклорный образ Зюзи недавно был воссоздан, и сейчас герой, зовущийся Зюзей Поозерским, живет в Поставах. В его усадьбу нередко привозят туристов. Одна из минских турфирм, например, предлагает в этом году однодневные экскурсии в усадьбу к фольклорному зимнему богу за 165 тысяч рублей.

Святой Николай известен как христианам, так и мусульманам, и почитается до настоящего времени. Однако подарки зимой приносит в основном католикам.

Всех благих дел святого Николая, указанных в белорусских фольклорных заметках, не счесть: он помогал крестьянам, брал под опеку детей-сирот, был чудотворцем и освобождал пленных и заключенных. Прототип святого Николая – архиепископ Мирликийский – жил в западной части Малой Азии, в городе Миры в IV веке нашей эры, – рассказала фольклорист Лия Соловей в интервью «Радыё Свабода».

Праздник Святого Николая отмечается два раза в году – летом и зимой. Зимой это – 6 декабря (у католиков, протестантов) и 19 декабря у православных. И именно 6 декабря щедрый святой приносит подарки детям.

По словам Лии Соловей, на белорусских землях не существовало традиции дарить подарки. Если в Германии в день святого Николая школьникам традиционно раздавали сладости, то белорусским детям нужно было эти сладости выпрашивать в процессе колядования:

– Я малы жачак, Божы рабачак, Па небу бегаў, Язуса бачыў, Жабрую, жабрую, Дароў трабую. Дайце блінец, Кілбасы канец, Да й у прыдатку Кіньце аладку, – лишь один из вариантов волочобных песен.

В Западной Европе святой Николай всегда приходит ночью, а поутру дети ищут свои подарки в башмаках, больших носках или ботинках, а украинские дети – под подушкой. Существует, кстати, большое количество мифов о том, почему в день святого Николая дети получают подарки, и почему сюрприз нужно искать именно в носке, чулке или ботинке. У немцев католической конфессии, например, существует легенда, согласно информации портала germania-online.ru, повествующая о трех сестрах, которые были настолько бедны, что их никто не брал замуж. Их нищий отец, доведенный до отчаяния, был готов сделать своих дочерей блудницами, но на помощь пришел святой Николай. Добродушный старик опустил в каминную трубу три мешочка с золотыми монетами, которые случайно угодили в три чулка, сушившихся у огня.

Впрочем, «святой Николай» не всегда приносил только радость. О праздновании дня святого Николая – «мікольшчыны» – православными в одной из деревень, принадлежавшей к чечерской парафии, сохранились записи ксендза и историка костела, жившего в конце ХІХ века, Фридриха-Иозофата Жискарда. В своей книге «Наши костелы» он описал, как в день памяти святого люди собирались со свечкой и обходили односельчан. При этом в каждой хате должны были налить чарку и выпить с гостями. В итоге, такое празднование нередко заканчивалось массовой пьянкой и драками.

Описания святого Николая не приводят, а если он где-то описывается, то чаще его образ очень внешне походит на образ Санты. Если же обратить внимание на изображение святого Николая в храмах и костелах, он представлен пожилым человеком с бородой. Существует поверье, что повсюду его сопровождает осел.

Имя Санта Клауса , с которым белорусы знакомы благодаря этикеткам Coca Cola и американским фильмам, произошло от Sinter Klass, как в Голландии называли святого Николая. Первые голландские переселенцы привезли с собой в Америку традицию почитания святого, однако дети переселенцев из других стран могли произнести лишь «Санта Клас», который впоследствии стал Санта Клаусом. В 1773 году герой впервые появился в прессе как St A. Claus. А после поэмы Клемента Мура «Ночь перед Рождеством», Santeclaus, представленный в виде веселого эльфа, приносящего подарки и проникающего в дом через трубу камина, стал широко известен в Западной Европе и начал вытеснять религиозного святого Николая.

В 1920-е годы Санта Клаус приобрел свою современную внешность – толстый, веселый, бородатый мужчина, одетый в красный костюм. А с 1931 года Санта начинает «подрабатывать» в области рекламы: иллюстратор Гаддон Санблом создал серию изображений для напитка Coca Cola, на зимних этикетках которого мы и по сей день можем увидеть улыбающегося героя зимнего праздника.

А вот Дед Мороз – наше советское наследие, а основой для создания этого образа стала русская языческая мифология и зимние боги, которым поклонялись на территории России. Среди них – Трескун, Студенец или сказочный Мороз-Красный нос. Российские зимние боги, как и белорусские, имели скверный характер, и хозяевам приходилось задабривать своего Трескуна (или Мороза) так же, как нашим предкам – отечественного Зюзю. Языческое прошлое, большое уважение и почитание святого Николая совместно с советской антирелигиозной пропагандой породили образ светского добряка Деда Мороза, который в новогоднюю ночь дарит детям подарки. А вот святой Николай мог за плохое поведение в уходящем году не только не принести подарок, но еще и применить розги.

Главное отличие Деда Мороза от остальных любимцев детей – внучка Снегурочка, которая повсюду сопровождает старика. Персонажа Снегурочки у язычников не было, а известной она стала, благодаря сказкам, в частности, пьесе-сказке Александра Островского, написанной в 1873 году.Сегодня всероссийский Дед Мороз официально «прописан» в городе Великий Устюг в Вологодской области. А в Беларуси имеется свой собственный Дед Мороз, проживающий с 2003 года в Беловежской пуще , в поместье, в которой имеются и Снегурочка, и олени, и высокая древняя ель. В предновогодние дни белорусский Дед Мороз принимает у себя до 10 тысяч туристов ежедневно.

У него много имен и обличий. В Японии его зовут Одзи–сан, в Румынии - Мош Джарилэ, в Эстонии - Йыулувана, в Узбекистане - Кербобо, в Италии - Баббе Натале, в Финляндии - Йоулупукки... Мордовский Нишке, к примеру, пчельник, голландский Синтер Клаас - трубочист, а якутский Чизхан и вовсе рогат, как бык! Не сомневаюсь, уважаемые читатели, вы давно догадались, что речь идет о волшебном новогоднем старике, которого в наших краях привыкли величать Дедом Морозом. Впрочем, есть у нас и еще один новогодний персонаж. Так сказать, наместник и собрат Деда Мороза на Витебщине. Знакомьтесь: Зюзя! Живет этот региональный "повелитель холода" неподалеку от деревни Прудники Поставского района. На прошлой неделе он открыл свою сказочную резиденцию и приступил к исполнению праздничных обязанностей.

Зюзю, или бога Зимы, наши предки представляли в образе деда с длинной бородой, который живет в лесу, ходит босиком и, согласно поверью, вызывает пургу, метель, стужу. Когда бывает сильный мороз, считается, что он бьет своей булавой по деревьям, которые как будто от этого трещат. Временами Зюзя забредает в деревню, чтобы предупредить крестьян о надвигающихся трескучих морозах, избавить от холода какую–нибудь бедную семью или дать вдоволь наесться кутьи. Недаром присказка существует: "Зюзя на дворе - кутья на столе". И сегодня нередко можно услышать: "Замерз, как зюзя!" В прошлом году "реанимировать" этот фольклорный персонаж решили в поставском Центре туристских услуг. "После того как маршрут "Край озер, костелов, парков" заработал у нас на полную мощность, я задумался: а была ли у белорусов своя легенда, предвосхитившая появление Деда Мороза? - вспоминает директор центра Егор Шушкевич. - И такой персонаж нашелся! Причем Зюзя оказался настолько востребованным, что уже в первый сезон принял более полутора тысяч посетителей".

К владениям Зюзи, которые расположились в Стародворском лесничестве, подъезжают автобусы из Минска, Витебска... Гостей у ворот встречает ключница и ведет отогреваться травяным чаем, заваренным в раритетном 40–литровом самоваре, который топится дровами. Оля и Маша Ласоцкие, приехавшие из Осиповичей, уже получили "угощение от Зюзи" (большущий пряник в виде снеговика) и теперь вместе с родителями ждут не дождутся сказочного представления. И вот звучит музыка, на мостике, переброшенном через пруд, появляется гонец... По сценарию коварная и жадная баба Напастья вместе с разбушевавшимся Огневиком строят козни против Зюзиного внука - Ледовика. Однако добрая волшебница тетка Завея перевоспитывает отбившихся от рук "нечистиков", которые затем вместе с повелителем холода и ребятишками пускаются в пляс, играют и водят хороводы.

Зюзя Поозерский (потому что живет в Белорусском Поозерье), конечно же, похож на традиционного Деда Мороза, однако поставские мистерии имеют и свой неповторимый колорит. "Текст и действие у нас больше привязаны к Колядам и Рождеству, - рассказывает работник организационно–методического центра райотдела культуры и по совместительству автор сценария Зюзиного представления Людмила Четович. - Недавно наш Дедушка (его роль исполняет музыкант народного клуба национальной кухни, игры и обрядов "Традиция" Ярослав Земченок) обновил гардероб.

Сначала он выходит в парадной шубе, отделанной белорусским орнаментом, а затем переодевается в повседневный кожух, бегает босиком, танцует и балуется с детьми, как простецкий дедок, абсолютно лишенный гордыни". Завершается представление грандиозным фейерверком. Перед тем как отправиться домой, в "Корчме Зюзи" можно отведать драников. Здесь же колоритный народный умелец, член Союза мастеров Беларуси Сергей Щербо научит вас делать свистульки из глины, предложит памятную керамическую медаль. "Скоро, - обещают организаторы, - будем выдавать и официальное свидетельство о посещении Зюзиной резиденции!" Сегодня поставский Центр туристских услуг сотрудничает со многими фирмами и агентствами. Это значит, что побывать в гостях у Зюзи Поозерского смогут ребятишки и взрослые практически из всех регионов страны. Билет на необычное лесное представление, в стоимость которого входит угощение, обойдется в 12 тысяч рублей.

Когда я направлялся домой, навстречу мне проехали еще два полных автобуса. Хотя нынешняя зима не баловала нас пока ни снегом, ни морозом, Зюзя, видимо, без работы не сидит. А потрудиться ему придется вплоть до Крещения.

Дед Мороз - любимец всех детей и многих взрослых. Это не только сказочный, но уже и реальный персонаж практически в каждой стране, у которого появились свои резиденции. К нему ежегодно стремятся попасть не только дети, но и взрослые. Многие задаются вопросом: «Как зовут белорусского Деда Мороза?». Его имя - Зюзя. О нем и пойдет речь в данной статье.

Как он появился?

История появления Деда Мороза берет свои истоки с давних пор. По одной из версий, в третьем веке родился мальчик Николай (Угодник), который впоследствии стал епископом. Будучи взрослым, он всегда помогал детям и дарил им подарки.

Со временем образ доброго епископа стал ассоциироваться с новогодними и рождественскими праздниками. Его начали считать покровителем детей. Прошли века, и его образ пополнился многими дополнениями. Постепенно Николая Угодника стали называть не иначе как Дедом Морозом.

Он есть практически в каждой стране. Только величают его по-разному. Отличается он и своим одеянием. История белорусского Деда Мороза берет свое начало с 2002 года. Именно тогда президент Лукашенко решил обзавестись собственным Дедом Морозом и «поселить» его в Беловежской пуще. Началось строительство резиденции Зюзи.

Где живет белорусский Дед Мороз?

Поместье белорусского Деда Мороза построили в 2003 году. Расположено оно в национальном парке в Беловежской пуще. Это культурно-туристический комплекс. Его называют резиденцией (или поместьем) белорусского Деда Мороза.

В комплекс входит не только дом, где и живет легендарный сказочный персонаж. В нем есть гостиницы с номерами и отдельные домики для туристов, экологические тропы, проводятся развлекательные программы. И не только в Новый год, но и в любое время года. Правда, само его поместье открыто только в период новогодних и рождественских праздников.

Как зовут в Беларуси Деда Мороза?

Многие интересуются: раз сказочного персонажа в каждой стране называют по-разному, то как зовут белорусского Деда Мороза? И ответ будет прост: Зюзя. Это собрат русского сказочного дедушки. Он такой же волшебник. Покровительствует детям, дарит им подарки и исполняет мечты. Как и положено, у него есть внучка Снегурочка. И живут они в своем поместье в Беловежской пуще.

Поместье белорусского Деда Мороза

Дед Мороз на белорусском языке - Дзед Мароз. Владения его находятся на территории бывшего питомника зубров. Ранее они зимой там кормились. Площадь бывшего питомника, а ныне - владений Деда Мороза, - 15 га.

В резиденции находится его поместье с тронным залом. В центре стоит резной деревянный трон. Он сделан сразу из нескольких видов древесины. На верху спинки - две куницы. Подлокотники выполнены в виде голов лошадей.

На первом этаже расположен рабочий кабинет. Там белорусский Дед Мороз сушит у огня валенки. На втором - спальня с большой резной кроватью и стопкой подушек. Есть и небольшой балкон. Белорусский волшебник встречает гостей на крыльце своего поместья вместе со Снегурочкой.

Как одет Зюзя?

Зюзя - белорусский Дед Мороз. Одевается он, как и его российский собрат. Зимой - в красную шубу и валенки. Но летом его одеяние отличается. Зюзя надевает рубаху, расшитую белорусским орнаментом. На голову - соломенную шляпу. Волшебный посох Зюзя носит постоянно с собой, в любое время года, и не выпускает из рук.

Где живет Снегурочка?

Домик Снегурочки находится рядом с поместьем Деда Мороза, чуть в стороне. Он одноэтажный. В нем есть «скарбница». Это хранилище детских подарков, писем, фотографий, рисунков и поделок, которые были присланы Деду Морозу. Его музей расположен в домике Снегурочки. В нем собрано много старинных предметов.

Достопримечательности резиденции

Только белорусский Дед Мороз мог похвастаться самой большой елкой, которая росла на территории его поместья. Это была самая высокая ель во всей Европе. Ее возраст - 120 лет. По некоторым источникам, даже 150. Эта ель была главной достопримечательностью в резиденции на новогодние и рождественские праздники.

Но в 2014 году ее пришлось спилить по причине усыхания. Ранее она была украшена 5000 лампочек, а высота дерева составляла 40 м. Рядом растут не менее шикарные лесные хвойные красавицы, спиленной ели подыскали достойную замену.

Зюзя - белорусский Дед Мороз, которого охраняют на входе два рыцаря, сделанные из дерева. Их имена - Вяз Вязович и Дуб Дубович. Вблизи главной ели находятся композиции и скульптурные группы, созданные по мотивам известных сказок про Белоснежку с гномами и 12 месяцев. Причем каждый из последних изображает определенный знак гороскопа. Есть легенда, что когда люди дотрагиваются до своего месяца, обходят его кругом и шепотом загадывают желание, то оно непременно сбывается.

Резиденция белорусского Деда Мороза полна сюрпризов. Есть в ней волшебный колодец. На дне его лежат осколки зеркальца, которое разбила мачеха Белоснежки. Если человек, который в жизни не сделал ничего плохого, подойдет, поклонится и попросит напиться воды, то на дне соединятся осколки зеркальца. Оно всплывет наверх и будет отвечать на заданные ему вопросы. Вода из простой станет «живой» и залечит любую, даже самую сложную и больную рану.

Говорят, что именно в этом колодце жила говорящая Щука, которую однажды выловил Емеля. В честь этих сказочных героев рядом стоит скульптура, которая их изображает. Есть и множество других объектов, созданных по описанию из сказок. Например, небольшой пруд. В нем обитает Царевна-лягушка. Она ждет своего принца. Но женатым мужчинам и даже женихам нельзя подходить к этому пруду, иначе они могут позеленеть.

Белорусский Дед Мороз, так же, как и его собратья, является волшебником. Соответственно, на его территории существуют многие и удивительные неодушевленные предметы. Например, небольшая Благодаря ей можно избавиться от ошибок, которые были сделаны в жизни. Если они небольшие, то в основании мельницы нужно потереть маленькие камушки. А если большие, то выбрать самые крупные булыжники. Если человек в жизни наломал дров, то в этом случае мельницу необходимо обнять.

Зюзя - белорусский Дед Мороз, который, как и его собратья в других странах, имеет свою резиденцию. Она украшена многочисленными сказочными скульптурами. Здесь есть Буратино, Щука и много других персонажей. Тропинка, которая ведет к волшебному озеру, по всей длине сопровождается скамейками, рядом с которыми стоят маленькие фигурки гномов. Они помогают не потеряться гостям в лесной чаще, отыскать съедобные грибы, подсказывают, какие из них ложные и ядовитые.

На территории резиденции расположены торговые лавки, в которых можно приобрести сувениры или подарки родным, близким и друзьям. Там же находятся и развлекательные комплексы. На деревьях висят гирлянды и разноцветные лампочки. Они зажигаются ночами и сверкают как драгоценности, создавая ощущение, что присутствующие находятся в сказке.

Посетив белорусского Зюзю, можно не только насладиться сказкой, но и попробовать традиционную кухню. Предлагается побывать в мастерской Зимы, где можно самостоятельно сделать украшения не только для себя, но и для своих близких. Например, куклу-оберег. Или заглянуть в Музей ледяного быта.

Для отдыхающих на всей территории резиденции белорусского Зюзи есть беседки и террасы, столы и скамеечки. Летом они спасают от солнца, находясь под сенью деревьев. Интересна и удивительна церемония пропуска через границу Нового года.

Когда можно посетить белорусского Зюзю?

Резиденция Зюзи работает круглый год, без выходных. Открыта она в то же время, когда работает национальный парк "Беловежская пуща" - с 9 до 18 часов. Есть детские и взрослые входные билеты. Первые дешевле в два раза.

Как добраться?

Адрес белорусского Деда Мороза таков: Беловежская пуща, резиденция Зюзи. Добраться до нее легко. Сначала нужно доехать до деревни Каменоки. На ее территории находится центральный вход в парк. Затем - на транспорте, который ходит специально для туристов.

Отправление к Деду Морозу в резиденцию происходит каждый раз, как только набирается группа в 10 человек. Если добираться самостоятельно, то в этом случае нужно будет переночевать в гостинице или на турбазе. Въезд в парк возможен только на туристических автобусах. На личном транспорте туда не пропустят.

Как добраться до резиденции Деда Мороза?

У главных входных ворот парка посетителей встречает Василиса-рассказчица. Она покажет все достопримечательности, расскажет легенды и интересные факты, ответит на все вопросы. Познакомит со всеми сказочными персонажами и покажет, где и как живет белорусский Дед Мороз со своей внучкой.

Летом в резиденции Снегурочки нет - она отправляется на Северный полюс, чтобы не растаять. Но ее домик для гостей всегда открыт. Чтобы пройти на территорию резиденции Деда Мороза, которую на входе охраняют два деревянных рыцаря, нужно произнести специальные фразы. Сделать это поможет Василиса-рассказчица.

Она же проведет экскурсию по владениям Деда Мороза. Покажет сказочную пасеку, на которую за медом приходят медведи и лось. Именно на нем зимой Дед Мороз приезжает в гости к детишкам.

Вообще, конечно, он не Дед Мороз. Он Зюзя. Я об этом до поездки в Белоруссию не знала.

Живет Зюзя не на Северном Полюсе, не в сказке, а во вполне конкретном месте - в Беловежской пуще. От Бреста до Беловежской пущи 65 километров, туда можно доехать и на своей машине и на автобусе или маршрутке.

Меня Зюзей запугивали весь декабрь. Мол, народу будет столько, что вы ничего не увидите, шаг вперед, шаг назад и выгонят. Гиблое дело - к Деду Морозу в новогодние каникулы ехать... Запугали, да. Даже мелькала мысль плюнуть и ограничится Белоруссией в целом без углубления в частности. Тане Деда Мороза не обещали, просто ехали "искать". Найдем ли, не знал (точнее, не был уверен), никто.

И, знаете, белорусы молодцы. Не ожидала я такой отличной организации. Если уж в белорусской резиденции Деда Мороза так хорошо в самый сезон, то представляю, насколько тут уютно, когда толпы туристов уменьшаются и к Деду ездят лишь сами белорусы.

О том, как происходит знакомство с белорусским Дедом Морозом. Тьфу, Зюзей...:

Машины туристам велено оставлять на парковке. Перед главным входом, в кассе, нужно купить билеты. Они продаются отдельно в музей природы, к резиденцию к Деду, в питомник. Отдельно можно оплатить массу дополнительных развлчений. Лыжи, велосипеды, уголь для мангала..... Полный прайс смотрите на сайте беловежской пущи.

В празднично-новогодние дни автобусы ходят каждые полчаса по два. И вмещают в себя 100 человек. Это то количество, которое составляет одна тургруппа, допущенная до тела Деда. 111 человек не пустят, хоть тресни.

Автобус едет 12 километров по пуще и тормозит практически перед резиденцией. На парковке туристы (среди которых были и мы) из автобуса горохом высыпаются и дальше идут под руководством Снежинки, ждущей у автобуса.

Идем недолго, всего несколько десятков местров. По дороге Снежинкой проводится ликбез на дедморозовскую тему.

С рук на руки мы передаемся второй помощнице (забыла, как ее зовут). Та подводит к главным воротам, травит байки, загадывает загадки и всячески развлекает.

Внутрь резиденции (за ворота), если Дед занят, туристов не пустят, чтобы не провоцировать давку. Но с помощницами не скучно. Ворота от особо назойливых туристов охраняют Дуб Дубович и Вяз Вязович. И еще медведь ходит, попрошайничающий у туристов конфеты.

И вот, когда все загадки ("Три барана, сколько ног?") отгаданы, ворота открылись и мы попали в резиденцию. Аллеей, уставленной деревянными скульптурами различных Дедов, идем к терему. По дороге останавливаемся у указателя с расстоянием до жилищ всевозможных сказочных злобдеев и добрячков.

Дворец близко сфотографировать можно, но пустым дедморозовское крыльцо в праздники не бывает никогда. Поэтому только так:

Слушаем поздравление Деда Мороза, стоящего на крыльце.

Общее фото, сначала с русскими туристами, потом со свеми остальными.

Потом, после прощания с Зюзей, нам было дано свободное время для обозревания территории. Поляна 12-ти месяцев, Елки желаний, знаки Зодиака, хоровод... Везде можно фотографироваться, загадывать желания и по-новогоднему развлекаться.

Поляна 12-ти Месяцев:

На ней нужно найти обнять свой месяц.

Сказочные персонажи:

Волшебная елка, вокруг которой водятся хороводы:

И фотографируются желающие:

Аллея знаков зодиака. Обезьяна - Аня (старшая), но сфотографироваться захотели все девчонки. Деревянную Обезьяну практически не видно за моделями.

К Тигрицам Обезьяна даже не полезла, оставила их вдвоем:

Зато одна из Тигриц решила сфотографироваться со мной - Лошадью:

В Скарбнице выдаются подарки. Сфотографировать Скарбницу без туристов в кадре невозможно.

Помимо подарков там хранятся письма и рисунки, которые получает Дед.