Стиль Пин Ап. Описание, особенности и применение стиля Пин Ап. Стиль пин-ап - история возникновения, использование в современной одежде, макияже, прическе и маникюре

Апостол Фома - святой, который усомнился в том, что Спаситель воскрес. Несмотря на свои сомнения, он не утратил любви Христовой. 19 октября каждого года отмечается день его памяти.

Согласно церковному календарю , праздник имеет непереходящую дату. Помимо 19 октября, христиане также вспоминают о Фоме в день 12 апостолов — 13 июля. Есть также так называемая Фомина неделя — воскресенье, приходящееся на восьмой день после Пасхи.

История праздника

В самом имени апостола заложена некая двойственность, которая отражает его веру и сомнения. Фома переводится как «близнец». Несмотря на то, что он сомневался, Господь его простил и был милостив к нему, потому что не каждому дано уверовать без сомнений. Он не отрекся от Христа, но не мог поверить в факт его воскресения. Он сказал, что должен сам увидеть раны Мессии, прежде чем поверить в это. Так и случилось — Иисус вернулся и показал свои раны, после чего у Фомы не осталось сомнений в том, что перед ним сам Господь.

История Фомы до конца не известна. Точных утверждений о том, кем он был до встречи с Христом, нет. В современном мире его часто вспоминают именно по тому случаю с сомнениями. По аналогии с апостолом, сомневающихся в чем-то людей называют «Фомой неверующим».

Как говорят исторические факты, Фома не успел прибыть на Успение Богородицы. Иисус Христос забрал ее на Небеса вместе с телом, поэтому опоздавший Фома оплакивал Пресвятую Деву возле пустого гроба.

Святой принял мученическую смерть в Индии, где проповедовал христианство. Его мощи хранятся в Италии, Индии, Греции, Венгрии и Грузии.

День апостола Фомы в 2018 году

В этот день принято читать молитвы об укреплении веры, о здравии близких . Несмотря на то, что апостол сомневался, он все равно был принят во Царствие Божье, потому что сомнения не есть безверие. Апостол Фома незримо помогает людям обретать веру, быть добрее и любить своих близких. Во многих культурах отношение к Фоме особое, потому что он не был идеальным апостолом. Он олицетворял собой человека, который не боялся признавать ошибки. Апостол раскаивался за все, что делал не так. Именно поэтому в этот праздник стоит отпустить всё, что беспокоит вашу душу.

19 октября священники советуют посетить церковь, помолиться о здравии своих близких, попросить о прощении грехов на исповеди и причаститься. Если у вас не получится сделать это, то можно прочитать молитву апостолу Фоме дома:

«О, святой апостол Фома! Молю тебя: сохрани нас молитвами своими от искушений дьявольских и мыслей греховных, помоги нам, рабам Божьим. Дай нам помощь свою во время неверия, чтоб не поддавались соблазну, а неуклонно следовали заповедям Господним. Моли Бога о нас, чтобы смогли мы войти в Царствие Небесное. Помоги нам прожить нашу жизнь достойно и в здравии. Аминь».

Читайте эту молитву каждый день, либо в моменты, когда вы чувствуете, что делаете что-то неправильно. Святой Фома услышит вас и поможет преодолеть любые жизненные препятствия.

В этот день можно смело дарить близким икону апостола Фомы , давать наставления своим детям и помогать всем, кто этого попросит, от самого чистого сердца. Творите добро, чтобы оно вернулось к вам в будущем. Удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

«Деяния апостолов» - первая из напечатанных в России книг. Предполагается, что время ее создания - начало второго века нашей эры. Кто написал это уникальное произведение, о чем говорится в книге - эти вопросы предлагаем рассмотреть в статье.

Когда была написана книга?

«Деяния апостолов», как известно, были написаны через некоторое время после Евангелия от Луки. Автор Лука упоминается в Евангелии от Марка, которое было датировано примерно до 70 года нашей эры. Поэтому ясно, что Евангелие от Луки не могло быть написано ранее этого срока.

Фактически, ученые говорят, что Лука писал в конце первого века. Кроме того, можно считать, что автор произведения «Деяния апостолов» опирался на книгу «Древности евреев», написанную еврейским историком Иосифом и представленную человечеству в 93 году нашей эры.

Например, его воззвание к Гамалиилу следующего отрывка:

"(Деяния 5:34): Затем встал один в совете, названный Гамалиил, врач закона, высокопоставленный среди всех людей, и он сказал им: о том, что вы собираетесь делать, касаясь этих людей. Ибо до сих пор возвышались Теуды, хвастаясь, чтобы быть кем-то; к которому присоединилось несколько человек, около четырехсот человек; он был убит, и все, кто повиновался ему, были рассеяны и сведены на нет. После этого восстали Иуда из Галилеи во времена утаивания и отняли много людей после него; он также погиб, и все, даже те, кто повиновались ему, разошлись. И теперь я говорю, что не буду воздерживаться от этих людей и оставим их в покое, ибо если этот человек предпримет какие-либо действия, это сойдет на нет. Но если бы от Бога вы не смогли свергнуть, чтобы вас не нашли даже в бою против Бога." Эти слова были приписаны Актами Гамалиилу, но он не мог быть ответственным за них.

Предполагается, что он пережил восстание Теуды и «после него Иуды Галилейского». Если эта встреча Санхедрина состоялась около 35 г. н.э., восстание Теуда еще не состоялось. Ведь известно, что восстание Иуды Галилеяна произошло за 30 лет до того.

Лука написал «Деяния апостолов» после события, и он не осознал свою ошибку, что, вероятно, было вызвано тем, что, хотя у Иосифа Флавия была правильная хронология, он упомянул Иуду после того, как упомянул Теуду.

Неправильное толкование или плохое изложение из древностей могло заставить кого-то думать, что Теуда жил до Иуды Галилейского. Из этого и многих других примеров мы можем установить с уверенностью, что книга о деяниях апостолов была написана в первые годы второго века.

Для кого была написана книга?

Христианская точка зрения состоит в том, что Лука написал «Деяния святых апостолов» как исторический отчет о ранних годах христианства. Книга адресована Теофилусу, но она должна была быть написана для более широкой аудитории, включая новообращенных и потенциальных обращенных.

Феофил («друг Бога»), возможно, был реальным человеком или просто символизировал верующих. Кажется, что законы были написаны христианской общине, которая начинала идентифицировать себя в отличие от гностических христиан, и автор, похоже, пытался собрать разные направления этого христианства.

Аудитория читателей «Деяний апостолов», вероятно, включила большую часть «центристской» христианской общины. Возможно, это было направлено на сторонников «паулистов» и гностиков, которые были способны принять центристский подход к христианству. Это показывает, что христиане были дружелюбны и лояльны к Риму, поэтому, возможно, также были людьми, призванными произвести впечатление на римлян, как знак, что христианство не было подвержено римскому правлению.

Какие книги написал апостол Павел?

Павел написал большинство книг в Новом Завете: К римлянам, 1-е Коринфянам, 2-е Коринфянам, Ефесянам, Галатам, Столкновениям, 1-е Тимофею, 2-е Тимофею, Титу, 1-е Тесолонянам, 2-е Фессалоникийцам, Филимону и Филиппийцам.

Какие две книги Евангелия были написаны апостолами?

История второго века рассказывает о том, что Евангелия от Матфея и Иоанна были написаны апостолами, хотя книги изначально были анонимными. Современные толкователи Нового Завета говорят, что это было не так, поскольку ни одно из Евангелий не могло быть написано очевидцем событий, которые были изображены.

Какие апостолы Библии говорят, что написано?

Фраза «написано» появляется в 93 стихах Библии. Следующие книги Нового Завета включают в себя тексты таких авторов: Матфей, Марк, Лука, Иоанн: Деяния, Римляне, 1-е Коринфянам, 2-е Коринфянам, Галатам, Евреям и 1-е Петру.

Как апостолы писали книги Библии?

Каждый из них был вдохновлен Богом (см. 2 Тимофею 3: 16-17), и обычно писарь записывал их слова. Толкование деяний святых апостолов учит христиан следовать слову Иисуса и не сходить с верного пути.

Подведем итоги

Книга «Деяния святых апостолов» была написана, скорее всего, в начале второго века нашей эры. С этого времени она стала руководством для христиан в следовании за Иисусом и его сторонниками. Это удивительное произведение стало первым печатным изданием в России. Изучая писаные истины христианства, человек может открыть для себя мир, в котором царит всепрощение и любовь ко всем представителям рода людского.

В России достаточно глубоко феномен АП изучается профессором МГУ Нурковой Н.Н. Она обращает внимание на то, что понятие АП -- это научное понятие, сформированное относительно недавно, а вот понятное всем выражение «личная память» существует очень давно. Тем не менее смысл этого понятия сейчас и, например лет 300 назад -- совершенно разные реальности. В настоящее время восприятие нами АП можно охарактеризовать как достаточно связная во времени, протяженная история своей собственной жизни, которая включает в себя обязательно рассказ о детстве, о своем происхождении, яркие воспоминания, социальные достижения и личные результаты. Дополнительно к этому обычно сопутствует некая система доказательств в виде: фотографий, документы, различные свидетельства и т.п.

Еще лет 150 лет назад люди не представляли, как выглядели их предки, далекие родственники, как выглядели их бабушка с дедушкой. Люди не помнили, как они выглядели в детстве, а то и несколько лет назад. Была какая-то память о себе, но она была очень короткая.

В конце XVIII века в философии и культуре началась эпоха романтизма и как раз в это время автобиографическая направленность особо усилилась, опираясь на явно обозначившийся индивидуализм. Сама личность становится ценностью и у людей возникает потребность растянуть ее во времени: становится модным писать дневники, мемуары.

В нашем обиходе фотография стала обычным явлением и мало кто по настоящему осознает влияние этого открытия на жизнь людей. Именно с появлением фотографии произошел самый большой прорыв в АП. Это уникальное изобретение, придуманное для того, чтобы была память. Человек научился останавливать мгновение. Но еще более важное, что у человека появилась возможность увидеть его собственное Я в разных контекстах и ситуациях. Фотография -- это очень эффективный враг времени. Таким образом, человеку впервые стало возможно обрести более стойкий образ своей персональной, личной идентичности.

С приходом фотографии в обществе стало возможным зафиксировать различные периоды жизни, провести некоторую последовательность «я» в разных в возрастах личности. Представьте, как трансформировалось восприятие человеком себя, своей личности, когда у него появилось возможность увидеть себя в младенчестве, определить себя к некой социальной группе: семейные фотографии, фотографии с одноклассниками и т.п. С появлением фотографии все дедушки-бабушки, все эти люди стали материальными. Причем, конечно, семейные сообщества -- это самый простой пример. Некоторые называют процесс глобализации естественным и связывают его с появлением фотографии Земли из космоса, ведь по сути это коллективный портрет всех жителей планеты, собирающий нас в единое сообщество .

Также Нуркова В.В. в своей диссертационной работе пишет: «Что касается уже сугубо научного подхода, то специфика АП была описана интроспективной психологией. Еще в конце ХIХ века Анри Бергсон, используя свидетельства об уникальных содержаниях сознания людей в критические моменты на грани гибели (феномен "вся жизнь промелькнула перед глазами"), выделил как принципиально разные виды памяти - память "повторяющуюся" и память "ретроспективную", на основании которой субъект строит себя. Бергсон первым отметил, что "существует коренное различие между тем, что должно создаться посредством повторения, и тем, что по самому существу своему не может повторяться?".

В.Джемс, исследовав материал автобиографических воспоминаний о пережитых экстатических религиозных ощущениях, также признал существование высшей формы памяти, конституирующей личность. В 1911 году Е.Клапаред воспользовался следующей метафорой, говоря о роли этой особой части содержаний памяти: "Память подобна двусторонней улице: теория памяти должна обязательно зависеть от интерпретации идеи "Я", а способ, по которому мы создаем "Я", зависеть от конфигурации памяти".»

Еще в 1890 году американский философ и психолог Уильям Джеймс одним из первых определил личность как взаимодействие памяти с собственным прошлым: нет личности без возможности вернуться в прошлое. Именно АП присуща только человеку. Сегодня принято считать, что личность -- это АП (персональный опыт и знания, полученные в течение жизни), то есть то, кем мы были, кто мы есть сегодня и кем мы можем стать.

Именно этот же период времени можно обозначить как период начала систематической работы с АП через рассказы пациентов об отдельных эпизодах жизни - это время начала психоанализа. Согласно данной концепции наиболее значимые события обозначаются в осознаваемых воспоминаниях человека в виде, преобразуемом под влиянием защитных механизмов. Здесь аналитик производит работу с целью коррекции и восстановления АП в соответствии с реальными событиями.

Также в 1921 году В.М. Экземлярский, изучая индивидуальные особенности памяти, защитил диссертацию в Комиссии историко-филологического факультета Московского университета по теме «Учение о типах представления в индивидуальной психологии» .

И только в 1976 г, Робинсон ввел понятие «автобиографическая память». Эта память представляет собой сложные ментальные репрезентации сцен и категорий, имеющих личное отношение к индивиду. В общем, это память на биографическую информацию и жизненные переживания, это различие памяти о себе и памяти о мире.

В качестве современного определения АП можно привести в пример определение, данное К.Н. Артемовой: «Автобиографическая память - это субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, которым определяется самоидентичность личности. Выделим наиболее существенные моменты в этом определении: 1) отражение пройденного отрезка жизненного пути имеет структуру, содержание и другие количественные и качественные характеристики; 2) самоидентичность личности определяется отражением пройденного отрезка жизненного пути.»

Пинап, пин-ап (англ. to pin up - прикалывать, то есть плакат, прикалываемый на стену ) - изображение красивой, часто полуобнажённой, девушки в определённом стиле. В русском языке употребляется для обозначения конкретного стиля американской графики середины XX века.

Pin-up girl - это модель, чьи растиражированные изображения становятся знаковым явлением поп-культуры во фривольном стиле. В большинстве эти модели - фотомодели, манекенщицы, актрисы и певицы. Термин «пинап» также относится к рисункам, картинам и другим иллюстрациям, выполненным по этим фотографиям. Данное слово впервые было употреблено в 1941, тем не менее, данная практика прослеживается по крайней мере уже с 1890-х.

Картинки для пришпиливания вырезались из журналов и газет, это могли быть открытки, хромолитографии и т. д. Часто такие изображения печатались и в календарях, и так предназначенных для развески на стену. В более позднее время постеры с пинап гёрлз стали выпускаться намеренно.

Многие из моделей были манекенщицами или знаменитостями, воспринимаемыми толпой как секс-символы. Одной из самых знаменитых моделей пинап ранней эпохи была Бетти Грейбл. Плакаты с её изображением были распространены среди американских солдат во время Второй Мировой войны.

Изображения в стиле пинап во многом были произведениями искусства, часто изображавшими идеализированную версию того, как именно должна выглядеть красивая или привлекательная женщина. Самой известной пин-ап моделью считается Бетти Пейдж. Ранний пример - т. н. «Девушка Гибсона», созданная художником Чарльзом Дана Гибсоном. Жанр также дал подняться нескольким художникам, например, Альберто Варгасу и Джорджу Петти.

Изображения в стиле пинап в то время интенсивно использовались в рекламе различных продуктов и товаров народного потребления. В начале ХХ века американские мастера таких компаний, как Соса-Соla и Lucky Strikе первыми придумали совершенно новый способ сбыта своей продукции – делать цветные копии с фривольных фотографий актрис или манекенщиц или же просто покрывать красками уже готовые фотографии с добавлением своего логотипа. Собственно, так и было положено начало новому направлению в искусстве под названием Pin-up.

Расцвет Pin-Up’a пришелся на 30-40-е годы ХХ века. Именно тогда идея красотки с обложки стала невероятно популярной. Спрос на журналы в стиле Pin-Up рос с каждым днем. Причем иногда между изображением на обложке журнала и его содержанием не было никакой связи. Но это было уже и не важно: американцы покупали эти журналы даже просто из-за привлекательной «куколки» на развороте. Специально для таких Pin-Up’манов и появились журналы Titter, Eyeful, Beauty Parade и др.

Интересно, что впервые сам термин Pin-Up появился только в 1941 году. Однако к тому времени карьера в стиле Pin-Up уже стала довольно популярной и престижной профессией. В большинстве случаях это были манекенщицы, актрисы, певицы, позировавшие художникам для очередного выпуска журнала. Так называемые Pin-Up Girls получали огромные гонорары, иногда им платили порядка $1000 за картинку. Зачастую стоимость одной фото сессии обходилась журналу в половину собственного бюджета!

Особенно полюбились эти рисованные милашки морякам и военным, а, также, водителям-дальнобойщикам. Красотки украшали американские зажигалки, фюзеляжи самолетов, рисовались на боевых снарядах. Особенно распространенным во время Второй мировой войны был плакат с изображением модели Бетти Грейбл. Впоследствии ее изображение в купальнике вошло в список «100 фотографий, изменивших мир».

Так какая же она – красотка в стиле Pin-Up? Чаще всего это юная, полуобнаженная длинноногая девушка, с хорошей фигурой, завитыми до плеч волосами, длинными стрелочками на глазах, с тоненькими бровками и непременно красной помадой. Словом, это был образ идеальной девушки, о которой мечтают все представители мужского пола. Девушки охотно кокетничали, улыбались и подмигивали, как бы невзначай обнажая «интересные» части своего тела. Собственно, в этом и заключается особенность pin-up’а — создается впечатление, как будто все красотки застигнуты врасплох: то юбка все время за что-то цеплялась, то девушка обо что-то спотыкалась и падала вверх ногами, то бретелька предательски спада с плеч.

Вот почему у многих из них на лице так и читается — ooops!

Стиль пин ап снова покоряет миллионы сердец не только девушек, но и мужчин. Красивых соблазнительных красоток в ярких платьях и с повязкой на голове можно встретить не только на постерах или вырезках из журналов, но и на различных вечеринках или просто в повседневной жизни.

Стиль pin up, а дословно переводится как «прикалывать» или «пришпиливать», довольно легко воплотить в жизнь, учитывая одежду, и даже стиль поведения. Возьмем образы с фото в стиле пин ап и попробуем создать что-то похожее.

Описание и особенности стиля Пин Ап

Зародился стиль в Америке в первой половине прошлого века. Мужчины обменивались картинками в стиле пин ап , где были изображены красивые в довольно откровенных нарядах и позах.

Именно такие картинки и прикалывались к стене. У девушек на постерах должны были быть высокие , красиво закрученные локоны, глубокое декольте, румяна на щечках и яркая на губах.

А еще - очень коротенькие шорты с высокой талией, повязка в виде бантика на голове, яркие футболочки, ткани в горошек или полоску, легкие халатики, развивающиеся юбки и непринужденные сюжеты: девушка на прогулке, на кухне, на пикнике, перед зеркалом, за телефонным разговором, на пляже или в походе по магазинам.

На картинке в стиле пин-ап чаще появлялись известные киноактрисы или манекенщицы, но и просто красивые сексуальные девушки в стиле пин ап тоже могли попасть на постер.

Среди самых известных девушек с плаката в стиле пин-ап числятся: Бетти Пейдж. Мэрилин Монро, Ава Гарднер, Рита Хэйворт, Дита фон Тиз, Бриджид Бордо.

Стиль пин-ап всегда ассоциировался с романтикой, легкостью, эротикой, непринужденностью и красотой. Здесь нет места пошлости или разврату, все чинно-благородно с легким налетом сексуальности.

Для стиля Пин Ап характерны:

— макияж - он аккуратный, не вызывающий, но с яркими акцентами;
— одежда - а она как раз должна быть яркой, но простой, с различными позитивными принтами и геометрическим рисунком. Она должны быть открытой и сексуальной;
— прическа - красивые крупные локоны, блестящие волосы, высокий хвост, густая челка, небольшой ;
— обувь - высокий каблук, желательно шпилька, но можно и толстый устойчивый каблучок.

Стиль пин ап в одежде

Теперь рассмотрим каждую составляющую стиля пин-ап отдельно. Итак, одежда. На самом деле, образ одежды в стиле-пин ап довольно сложный именно в подборе деталей, ведь все должно идеально гармонировать, вызывать трепет у мужчин.

Очень распространен или боди, слегка прикрытый легким халатиком, дополнят «домашний» образ в стиле пин ап яркие босоножки на высоком каблучке.

Выбирайте для этого стиля яркие клетчатые рубашки с несколькими расстегнутыми пуговичками, короткие джинсовые шорты и платок в стиле пин ап - вариантов как можно повязать масса, выбирайте яркие ткани в горох или клетку в тон с рубашкой.

Еще один вариант образа - сарафан с глубоким вырезом, длиной миди и с принтом в яркие ягоды. К такому сарафану подойдут и «ягодные» сережки, а также туфельки с открытым носом ярких оттенков. Платья в стиле пин ап - это пушистые объемные юбки, глубокий вырез, крупные бретели, пояски, яркий принт и натуральные ткани.

На фото платья в стиле пин ап

Если планируется фотосессия в стиле пин ап , то можно позаботиться и об аксессуарах, помимо наряда. Например, поищите старый пленочный фотоаппарат, возьмите стеклянную бутылочку Кока-колы, большую чашку в горошек, прогулочный , очки с белой оправой, бинокль, крупную яркую расческу, большую с полями, яркую конфету на палочке или сахарную вату, большие надувные шары, бусы из жемчуга или любые яркие бусы, можно взять гитару или барабан, в общем, смотрите по ситуации по своему основному образу. Но с аксессуарами фотографии получатся веселее и интереснее.




Если намечается девичник в стиле пин ап , то тут можно разгуляться, подыскать яркие пижамки с коротенькими шортиками, если вечеринка будет дома, или купить для всех девочек одинаковые прозрачные накидки, или выбрать одинаковые ковбойские рубашки, которые можно завязать на узел и расстегнуть несколько пуговиц сверху.

Объединяющим может стать принт, например, полоска или горох, или яркие повязки, или одинаковые джинсовые шорты, но разные футболки. Если есть возможность, то под джинсовые шорты всегда можно надеть купальник в стиле пин ап.

На фото купальники в стиле пин ап

Прически в стиле пин ап

Основные отличительные черты пинаповской прически - это закрученные внутрь густые , или закрученные кверху и заколотые на макушке, крупные закрученные локоны, иногда высокий «конский» хвост, повязка в стиле пин ап , плавные линии, волосы должны быть идеальными, не торчать в разные стороны и не быть слишком пушистыми.

Главное, чтобы были игривые , которые укладывают в разнообразные прически. Это даже может быть классическая «мальвинка», но с накрученными волосами.

Прически в стиле пин ап

Помимо повязок в качестве аксессуаров используют различные яркие ленты, банты, искусственные цветы, заколки, а также искусственные яркие пряди. Но не используйте все сразу.

Пин-ап знает меру аксессуарам и если перегнуть с ними палку, то это уже будет совершенно другая история. Взгляните на образы и вы все сразу поймете.

Макияж в стиле пин ап

Эта часть также заслуживает отдельного внимания. Ведь макияж является довольно серьезной составляющей пинаповского образа. Во-первых, это . Яркие красивые красные губы.

Они должны быть сочными, чувствительными, привлекательными. Во-вторых, это идеальный лица. Лицо должно быть чистеньким, ровненьким, практически идеальным.

Варианты макияжа в стиле пин ап

Для этого существуют всевозможные маскирующие средства. В-третьих, красивые ровные . Их длина зависит от вашего типа лица и разреза глаз, но они, как и тон лица, тоже должны быть идеальными.

Ну и, конечно же, красивые закрученные . Больше ничего для макияжа пин-ап не потребуется. Главный акцент - на губах. Образ можно дополнить легкими . Но не перестарайтесь. Макияж не должен выглядеть вульгарным, а скорее почти натуральным, но слегка приукрашенным.