Макияж змеи. Самыми близкими цветами для черной водяной змеи. Правила создания змеиного макияжа


Формовка

Немного о технологии изготовления головы куклы


Эскизные варианты куклы могут лепиться из пластилина совсем крошечными. Скульптурная модель головы для папье-маше обязательно лепится в натуральную величину.

Не надо увлекаться сложными формами головы не имея опыта формования гипсом. Простейшая гипсовая форма для папье-маше состоит из двух кусков. Следите, чтобы эти куски не имели замков (отвесных стенок). Эти поднутрения не дадут вам вытащить папье-маше из формы (представьте себе сужающийся к верху пластиковый стакан).


Замки в формовке

Линия раздела формы намечена точно, нет и замков в скульптуре.


Нос нависает, создавая замок в форме.


Скульптура выполнена без замков, но линия раздела формовки
намечена не правильно. Надо делить по наибольшему размеру
головы.

Подготовка скульптуры к формовке



Если модель можно разрезать на части, или вылепить частями,

то процесс формовки значительно упростится.

Быстрая заливка гипсом




Для того чтобы форма была устойчивой на столе при работе
над папье-маше, в процессе формовки создают бугорки-ножки.
Это особенно важно, когда форма используется многократно.

Чтобы гипс не растекался по столу, вокруг модели можно
установить заграждение.

Перегородки

Гипсовые формы могут состоять из одного и более кусков.

Половинки голов из пластилина, разложенных на доске,
заливаются одним куском. «Круглую» скульптуру перед
формовкой необходимо разметить для установки на ней
перегородок. Процесс ответственный, требуется избежать
образования
«замков».

Первую голову мы разделим перегородкой по линии ушей
на две части.

Голову можно положить на комок тряпки лицом вверх.
На горизонтально расположенную скульптуру удобнее
заливать гипс (меньше стекает). Удалять палку или нет,
решайте по обстоятельствам. В данном примере она не
нужна после разметки кусков формы.

Вторую голову так делить нельзя. В лицевой части получится
«замок» под крючковатым носом. Делим голову
по профильной линии.

Перегородки нарезаются на полоски из тонкой жести или пластика.
Они втыкаются внахлест друг к другу по линии разметки куска
формы перпендикулярно поверхности головы.

Работа с гипсом

Инструменты

Мутовка - палка для разведения гипса в ведёрке с водой.
Она может быть с крестовиной или с мотком жесткой
проволоки (не забывайте очищать ее от раствора до его
схватывания).
Ведро полиэтиленовое для разведения гипса, или разрезанный
выше диаметра резиновый мяч. Засохшие остатки гипса легко
удаляются, если резину или ведро помять руками.

Пригодится сито и детский совок, ножи для зачистки формы,
Стек петлеобразный для удаления пластилина из формы.

Работа форматора «пыльная», надо позаботиться о спецодежде
(фартук, обувь).

Не делайте запасов гипса, если работаете с ним редко.
Срок его хранения ограничен тремя месяцами.

Процесс формовки гипсом


Ведерко заполняется холодной водой, в которое, осторожно
пригоршнями, всыпается просеянный гипс, до тех пор, пока не
покажется вершина горки. Дайте островку гипса пропитаться
водой (островок потемнеет) и быстрыми вращениями мутовки
размешайте раствор. Полезно пальцами размять комочки гипса
в ведре, которые мутовка не достала. Свободную воду на
поверхности размешенного раствора иногда полезно слить.

Если пластилиновая модель лежит горизонтально, ее можно
осторожно заливать раствором из гипсовки в один прием.
Если же она расположена вертикально, то ее оплескивают рукой
(ладонь с гипсом резко отбрасывают вращательным движением
в сторону модели). В этом случае процесс требуется повторять
после схватывания первого тонкого слоя, до получения нужной
толщины.

Сметанообразная консистенция раствора хорошо затекает во
все мелкие углубления скульптуры, и все же, при нанесении
первого слоя гипса, осторожно продуйте ртом ответственные
места, чтобы удалить случайные пузырьки воздуха.

Когда глина покрыта тонким слоем жидкого гипса, загустевшими
остатками проложите бугорки-метки на выпуклых местах.
Они подскажут толщину формы при заливке ее вторым густым
слоем гипса. Толщина зависит от размеров формы.

Если требуется тонкая и легкая форма, то перед нанесением
второго слоя гипса проложите кусочки пакли. Они охватят форму
своеобразным каркасом.

Одну половину головы, разделенной перегородкой,
залили гипсом.

Перегородки удаляются после полного схватывания гипса.
Следы неровностей от них зачищаются ножом, иначе
второй кусок не отделится от первого. Если кусковая форма
снимается для отливки по ней гипсового слепка, то по
краю зачищенного торца первого куска кончиком ножа
добавляют несколько углублений-лунок. Это марки, они
служат для точной фиксации одного куска с другим. Если
форма для папье-маше, то марки не нужны.

Второй кусок после смачивания водой глины, заливается
точно так же, как и первый. Только вместо перегородок из
жести будут зачищенные стенки первого куска (лицо),
которые нужно смазать вазелином.

Ножом очистим места стыков двух форм и осторожно
разъединим их молотком и деревянными клинышками
(колышки вбивайте каждый раз, отступая от предыдущего,
а не с противоположных сторон). Иногда полезно покапать
в образовавшуюся щель водой. На этом рисунке форма
делится по линии ушей.



Образец гипсовой формы из двух кусков, лицевого и затылочного.

Форма очищается от глины или пластилина, промывается и сушится
(можно не очень горячим воздухом), если она для папье-маше.

Все изъяны, такие, как случайные бугорки или ямки выравниваются
ножом или пластилином.

Бывает неудачное разъединение кусков, когда они раскалываются
на части из-за тонких стенок. Эта беда поправима. Перед
просушиванием, сложите куски (при необходимости свяжите веревкой)
и наморозьте поверх швов немного гипса. Изнутри выравните
сколы пластилином.

Немного полезной информации


Для тех, кто любит рецепты:

70 весовых частей воды на 100 весовых частей гипса.

Не старайтесь месить раствор, который уже начал схватываться,
иначе процесс нарушится.

Чем гуще разводите гипс, тем тверже получите форму, и наоборот,
жидкий гипс после схватывания получается мягким. Это надо
учитывать при создании формы под расколотку.

Гипс в процессе схватывания расширяется в объеме, проникая
в мельчайшие поры формы. Гипс, залитый в керамику, способен
разорвать ее. Слабый известковый раствор препятствует
расширению гипса.

Теплая вода сильно ускоряет схватывание раствора, а добавка
клейстера замедляет. Полное затвердение гипса длится не более
20 минут. Надавливание на него пальцем не оставляет следа.


Сухую гипсовую форму перед заливкой гипсом (делаете отливки
масок, головок и т. п.), подержите в воде до тех пор, пока из нее
не выйдут все пузырьки воздуха. В противном случае, поверхность
отливки покроется мелкими порами.

Куски формы связываются вместе веревкой.

Заливая форму гипсом, не забудьте предварительно смазать ее
стеариновой смазкой.

Для тех, кто любит рецепты:

175 грамм керосина смешать со 175 граммами гарного масла.
Эту смесь влить, растопленные в водяной бане, 250 граммов
стеарина.
Размешать.

Мелкая пластика (головки кукол мультипликации очень маленькие,
медальерные работы, ювелирка) имеет свою специфику при
работе с гипсом. Перегородки для кусковой формы делают из
кусочков бритвенных лезвий. В качестве смазки идет мыльный
раствор (он тонкий). Гипс мелкого помола просеивается через
плотную капроновую сетку. С разведенного гипсового раствора
осторожно сдувают грязную пену, избавляясь от пузырьков.

Если снимается форма с твердой модели (гипсовая, деревянная,
фарфоровая и т. п.), перегородки делают из пластилина. Понятно,
что в твердую модель пластины из жести не воткнутся.


Отличительной особенностью шарнирной куклы является подвижность суставов, что позволяет ей принимать любую позу. Создание куклы на шарнирах своими руками - настоящее искусство, обратной стороной которого является многочасовая кропотливая работа.

Индийская мастер литья Эстер Маркер продвигает технологию изготовления шарнирных кукол без обжига из литьевого пластика Flumo. Этот же способ использует отечественная мастерица Ольга Баскакова. А вот другая наша соотечественница, живущая в Канаде Марина Бычкова, предпочитает традиционную технику создания кукол с обжигом в печи.

Авторские куклы Бычковой считаются одними из самых дорогих в мире - стоимость одного экземпляра может доходить до 50 тыс у.е., самые дорогие уходят с аукционов. Серийные куклы, выпускаемые различными брендами, стоят на порядок дешевле, но тоже далеко не бюджетно - от 400 до 1000 у.е.

Основными этапами работы (каждый из которых занимает от нескольких часов до нескольких дней) являются:

  • выполнение эскиза;
  • изготовление черновой модели из пластилина;
  • создание форм для литья из глины или гипса (молдов);
  • заливка пластика в молды и создание деталей будущей куклы;
  • ошкуривание и шлифовка деталей;
  • обжиг деталей в печи (некоторые виды литьевого пластика не требуют обжига);
  • сборка куклы (установка шарниров и крючков);
  • роспись изделия;
  • финальные штрихи (одежда, парик, подставка).

С чего начинать работу?

«Рождение» авторской шарнирной куклы начинается с лепки пластилиновой модели. Несмотря на кажущуюся простоту, многие начинающие мастера застревают уже на этом этапе, поскольку вылепить своими руками из пластилина фигуру с симметричными пропорциями - довольно сложная задача.

Опытные мастера, знакомые с нормами анатомии, рисуют эскизы, по которым лепят черновые модели. Новичкам же проще использовать готовый исходник, с которым придется повозиться, но гарантированно получить одинаковые детали.

Поэтому, например, кукольных дел мастер Ольга Баскакова делает шарнирные куклы своими руками на основе кукол Барби с барахолки, разбирая их на составные части. При этом изделия Баскаковой не являются бутлегами (копиями игрушек известных брендов, в данном случае - Barbie™). Шарнирные изделия отличаются от исходников как небо и земля.

Работа мастера начинается с разборки куклы на запчасти с помощью маникюрного скальпеля. На этом этапе из частей тела куклы удаляются крепежные штырьки, которые соединяют фрагменты между собой (штырьки легко срезаются острыми ножницами). Кисти и ступни обязательно отделяются от предплечий и голеней для последующего соединения шарнирным креплением.

Изготовление черновой модели из пластилина

На этом этапе требуется воссоздать все детали исходника, но с отверстиями для шарниров. Ольга Баскакова использует для создания черновых форм скульптурный пластилин. Этот этап - самый долгоиграющий, он состоит из таких шагов:

  • Изготовление формы (молда). Кусок пластилина с деталью (удобнее всего делать их прямоугольными) ставится на пластилиновую лепешку, края которой загибаются. Получается квадратная форма, внутри которой покоится утопленный в пластилин фрагмент куклы.
  • Заливка форм гипсовым раствором. После застывания пластилин снимается и получается гипсовая платформа, внутри которой «замурована» деталь от Барби. Чтобы изготовить вторую часть молда, нужно поместить платформу с деталью на пластилиновую лепешку, загнуть края и снова залить гипсом. Таким образом у нас получится 2 одинаковые платформы (одна полая, внутри второй деталь от куклы, которую уже можно убирать).

Затем можно перейти непосредственно к созданию черновой формы:

  • выстлать матрицу пищевой пленкой и заполнить пластилином;
  • пластилин разровнять и, аккуратно потянув за пленку, извлечь заготовку. Каждая из заготовок будет половинкой определенной детали будущей куклы.

Половинки соединяются между собой. Таким образом воссоздаются все детали куклы Барби из пластилина. Теперь нужно сделать черновые шарниры из пластилина или полимерной глины (Баскакова использует глину «цернит») и соединить подвижные детали между собой. На этом этапе места установки шарниров в деталях расширяются. Если сравнить пластилиновые части куклы с фрагментами Барби — исходника, они будут отличаться как раз в местах соединения.

Черновая модель не одноразовая, на ее основе можно сделать своими руками множество шарнирных кукол.

Как выполняется литье?

Следующий шаг - отливка фрагментов будущей куклы из литьевого пластика. Хорош пластик Modeling Cast, но существуют и другие разновидности материала (напр. Flumo, LaDoll). Для этого необходимо сделать гипсовые молды на основе наших пластилиновых деталей вышеописанным способом.

При создании молдов в них вырезается литник - небольшой канал, по которому в полость формы будет заливаться пластик. После застывания пластика части молда разъединяются и получается цельная деталь.

На видео показан процесс формирования головы и тела куклы без использования форм:

Обработка готовых деталей и установка шарниров

Следующий этап - шлифовка деталей. Нежная фарфоровая фактура, за которую так ценятся шарнирные куклы, достигается скрупулезной шлифовкой каждого фрагмента. Мастера используют маникюрную фризу и мелкоабразивную наждачную бумагу.

Затем необходимо установить шарниры. Найти шарниры - не проблема, они в изобилии продаются в магазинах хенд-мейда. Некоторые мастера предпочитают делать их самостоятельно, из полимерной глины. Главное, чтобы цвет их по максимуму совпадал с цветом самой куклы. В шарнирах выпиливаются отверстия под резинки, затем производится черновая сборка куклы с резинками и крючками.

Наводим красоту

Теперь пора приступать к наведению внешнего лоска, т.е. грунтовке и покраске деталей . Большинство мастеров в качестве базы используют акриловые красители, а финальные штрихи наносят пастелью. После раскрашивания детали обрабатываются лаком.

Особое внимание уделяют росписи лица. Мастер Ольга Баскакова в совершенстве владеет искусством передачи настроений своим изделиям: ее куклы бывают веселыми, грустными, задумчивыми. Новичкам в росписи, дабы не испортить изделие, лучше срисовать лицо куклы с понравившегося исходника.

Завершающие штрихи - наряд куклы и ее парик. Если у вас получилось сделать своими руками шарнирную куклу, сшить наряд по своему вкусу труда не составит. Парик можно позаимствовать у той же куклы Барби или сделать самостоятельно из любого материала, хоть отдаленно напоминающего волосы.

Наверное, в фотоальбоме каждого шарнирщика есть вот такая фотография:

nbsp; Да, глаза боятся, а руки делают. Казалось, никогда не осилю этот процесс, многое не доходило до конца даже тогда, когда процесс изготовления форм уже пошел. От этого в первых формах (предплечья) швы между втулкой и деталькой не совсем там, где нужно. Просто понадобилось отформовать несколько деталей, чтоб с практикой включилось «выпукло-вогнутое» воображение :) . Это нужно будет еще переделать, к тому же на одной из деталей застрял пузырек воздуха. И тем не менее счастью не было предела, когда первые формы открылись без особых усилий. Почему-то была уверена и настроена на то, что первая формовка уйдет в мусорку.

В первую очередь сделала все двухчастные формы, затем ступни, состоящие из 3-х частей, на них я окончательно поняла принцип формирования многочастной формы. Затем сделала тушку из 3-х частей, долго думала и решилась бедренные шарнироприемники одной деталью отлить - получилось. Торс тоже сделала не так. Как расчертила. Грудь хорошо вышла из формы, плечевые и грудной шарнироприемники сделала втулками. Голова из 4-х частей. От тута я немного схалтурила - шов прошел не по линии волос какие-то намеки на линии ввели в заблуждение, я приняла их за мной расчерченные карандашные. Если долго буду ждать флюмо, то голову переделаю. Коленные шарниры тоже пыталась сделать с боковыми швами, но скошенные линии, образующие переход между шариком и коленкой не дали выйти шарниру из формы. Формы для кистей рук сделала двухчастными. Они такие бугристые внутри, подбиралась под изгиб каждого пальца. Как-то не посчитала нужным дробить форму. Может я ошибаюсь?



Сначала каждую деталь впихивала в тетрапакет, но потом наловчилась делать бортики из пластилина - и возни меньше, время экономится, и прилипает хорошо, все дырочки тщательно закрываются. Силиконовый крем просто супер. Отличную прослойку дает между слоями гипса, формы не слипаются. Вот только всю форму снаружи я не обмазывала, иначе пластилин не берется за форму.

Нет, я не море… Мои форменные камни не отшлифованы тщательным образом. Скорее я представляла себя этакой мамой Карлой, строгающей, строгающей, строгающей коконы для будущих детищ… :)))