Консультации для воспитателей по безопасности жизнедеятельности. Консультация для воспитателей:"фгос: условия реализации работы по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста". Требования безопасности перед началом прогулки

Особенности организации работы с детьми

по ознакомлению с Правилами дорожного движения

Самое дорогое у человека – это жизнь. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все сложности нашего бытия. От того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его будущее.

Ключевые слова: безопасное поведение, возрастные особенности дошкольника, пешеход, подходы к работе с детьми, правила дорожного движения, формы работы по ознакомлению с ПДД.

Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальнейших тем сегодняшнего времени. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дорогах. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизического развития, как неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование и исчезновение условных рефлексов; преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является важным направлением любого дошкольного учреждения. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность нас, взрослых. В настоящее время актуализировалась необходимость поиска механизмов для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности в связи с увеличением интенсивности движения на улицах города. Задача взрослых – создавать условия, позволяющие ребенку накапливать опыт безопасного поведения, знакомить с Правилами дорожного движения. В исследованиях Н.П. Парамонова, Е.В. Субботского было показано, что знание правила и даже его понимание далеко не всегда обеспечивают его выполнение. Запоминание правила и его словесное воспроизведение также не гарантирует руководство им в практической деятельности: в своих высказываниях и суждениях ребенок может основываться на заученных правилах и нормах, а в реальной практике все делать вопреки ним. (С.Г. Якобсон).

Эти наблюдения позволяют предположить, что действие по правилу начинается не с заучивания самого правила, а с его осознания. Чтобы правило стало действительно осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно-значимым, оно должно стать мотивом действия ребенка. Возникает необходимость в игровой, интересной для ребенка обстановке формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с Правилами безопасности дорожного движения строится на основе нормативно-правовых и программно-методических документов, регламентирующих данную деятельность, а также она должна осуществляться в системе. Следовательно, основными задачами по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице являются: развитие заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах города; формирование навыков безопасного поведения; воспитание устойчивых привычки соблюдать правила дорожного движения.

Современными подходами при организации психолого-педагогического процесса по ознакомлению детей с Правилами безопасности дорожного движения являются: интегративный, деятельностный, гендерный, индивидуальный, особенности организации работы с дошкольниками по ознакомлению с ПДД.

Что нужно знать педагогу о возможностях дошкольника, связанных с ознакомлением с Правилами дорожного движения:

Начиная с 6 лет: обладают все еще довольно ограниченным углом зрения: боковым зрением видят примерно две трети того, что могут обнаружить взрослые; большинство не определяют, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; дети еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенно от незначительного.

Начиная с 7 лет: уверенно отличают правую сторону дороги от левой.

Начиная с 8 лет: уже могут реагировать мгновенно, т.е., тут же останавливаться, когда их окликают; у них начинают формироваться основные навыки еды на велосипеде; они могут определить, место и источник шума; способны устанавливать и понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем; не распознают возможные опасные ситуации.

Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. В работе с детьми успешно зарекомендовали себя традиционные формы: беседы; обсуждение проблемных ситуаций; наблюдения; экскурсии; целевые прогулки; заучивание стихов; разбор пословиц, поговорок, загадок; чтение художественных произведений, познавательных рассказов; просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов; дидактические игры; подготовка и организация выставок детского творчества; работа с перфокартами, схемами, моделями.

Рассмотрим наиболее эффективные формы совместной деятельности педагога с детьми по ознакомлению с ПДД.

Совместная игровая деятельность

Поскольку игра является основным видом детской деятельности, то именной ей отдается преимущество и в процессе ознакомления детей в ПДД. С детьми используются разные виды игр: сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические, дидактические, развивающие, подвижные.

Подвижные игры. Наряду с двигательной нагрузкой они дают возможность закрепить правила дорожного движения. Важно отобрать игры в соответствии с возрастными особенностями детей. При организации игр учитывать нагрузку на разные группы мышц, а так же учитывать интересы мальчиков и девочек.

Дидактические игры. Разнообразие дидактических игр позволяет в интересной форме закреплять у детей представления о ПДД, формировать навыки, тренировать в выполнении правил. Использование дидактических игр возможно в любые режимные отрезки дня: утром, в процессе НОД, на прогулке, вечером.

Сюжетно ролевые игры. Содержание игр по ОПДД перекликается с бытовыми сюжетами. Так, успешно можно интегрировать сюжеты «Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Полиция», «Улица». Педагогу важно вовремя направить игровые замыслы детей, косвенно воздействовать на развитие сюжетной линии.

«Минутка безопасности движения».

«Минутка» это кратковременное взаимодействие с детьми по безопасности движения (1 3 минуты), которое проводится воспитателями старших групп дошкольных учреждений в любое удобное время в режиме дня. Внимание детей переключается на вопросы путем разбора проблемного вопроса, где ребенок получает элемент полезных сведений по безопасности движения, поданный в проблемной и занимательной форме.

Минутку следует проводить 1-2 раза в неделю, а так же «по ситуации». Можно познакомить и родителей с содержанием «Минуток» через различные формы наглядной агитации.

Совместная деятельность в развивающем игровом комплексе «Автогородок».

«Автогородок» представляет собой отдельное помещение с дорожной разметкой и всем необходимым развивающим материалом и игровым инвентарем. Специально оформлен комплект дорожных знаков, светофор с мигающим сигнальным светом, макеты разных видов транспорта. Имеется минибиблиотечка детской познавательной и художественной литературы по ОПДД, дидактические и развивающие игры, в которые дети могут поиграть не только непосредственно в «Автогородке», но и взять в группу на какое-то время для самостоятельной деятельности. Материал подобран для детей разных возрастных групп.

Формирование знаний безопасного поведения у детей целесообразно организовывать поэтапно:

1. Диагностика выявления уровня сформированности знаний о правилах безопасности движения.

2. Формирование представлений и знаний о правилах поведения на дороге.

3. Развитие осознанного отношения к выполнению правил поведения на дороге.

4. Развитие умения самостоятельно применять знания в поведении и деятельности.

5.Развитие творческих способностей в процессе применения знаний в практической деятельности.

Главным требованием к любой деятельности, касающейся воспитания и обучения, является системность. Об этом много говорили Н.Н. Поддъяков, Н.П. Батищева и другие. Э.С. Комарова в работе «Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника» пишет: «…все содержание познавательного материала, который предстоит усвоить ребенку, должно быть представлено в виде системы переходящих друг в друга задач, вернее, совокупности подсистем задач. Внутри каждой подсистемы задач должны быть, конечно, свои центральные и свои периферийные задачи, закономерно связанные друг с другом » (Н.Н. Поддъяков 1985). Системное расположение и преподнесение материала, активное включение ребенка в деятельность есть залог успешной работы всех фор мышления, а значит, путь дошкольника к высокой степени саморегуляции и осознанности будет быстрым и успешным.

Также очень важным является не репрезентативное, а проблемное предъявление материала: «Предлагая ребенку соответствующие проблемные ситуации, можно вызвать у него формирование целостных систем взаимосвязанных деятельностей, каждая из которых предполагает творчество в процессе их решения. Самые, казалось бы, нетворческие акты, если их формировать правильно в общей стратегии воспитания, вырабатываются именно как творческие» . Эти положения, сформулированные почти тридцать лет назад, по сей день являются основой рационального подхода к воспитанию и обучению не только дошкольников, но и всех возрастных категорий детей.

Важно понимать, что знания по основам безопасности жизнедеятельности формируются не на отдельно взятых занятиях или играх, они складываются в системно организованном процессе воспитания, параллельно ему.

В настоящее время периодика и интернет насыщены множеством авторских систем ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения. Они составляют наполнение таких широко известных среди педагогов веб-порталов . Это могут быть как плоды фундаментальных научных изысканий, так и труды чистых практиков - отдельных воспитателей и методистов и коллективов дошкольных образовательных учреждений, основанные на реально проводимой в ДОУ работе в данном направлении. Все они в той или иной мере достойны внимания. Но так как количество их очень велико, мы не станем подробно останавливаться на каждой - этого не позволит нам объем выпускной квалификационной работы, и это не входит в наши задачи. Мы лишь кратко охарактеризуем основные черты разных методик, дабы свести их в единую систему для удобства применения на собственной педагогической практике в ДОУ.

Стоит заметить, что правила дорожного движения изменяются с течением времени, так как развитие техники не стоит на месте, и, соответственно, законы эксплуатации транспортных средств и поведения на дороге водителей и пешеходов не могут оставаться неизменными. Это подтверждается регулярными публикациями «Новых правил дорожного движения», редактируемых в соответствии с постановлениями Совета Министров Правительства Российской Федерации. И хотя чаще пересматривается ответственность водителей, нежели пешеходов, эти перемены не могут не влиять и на поведение пешеходов в том числе. Растет число опасностей, следовательно, ответственность повышается с обеих сторон.

Проведя анализ основных методик ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, можно сделать вывод, что формирование основ безопасности жизнедеятельности осуществляется в разных направлениях, основные - работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

  • 1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
  • 2. Противопожарная безопасность.
  • 3. Безопасность в быту.
  • 4. Безопасность в природе.

Важно предусматривать работу с родителями - собрания, консультации, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых. (Билибенко 2005). Работе с родителями в контексте ознакомления детей основам безопасности на дороге посвящена, например, статья А.О. Решетниковой, опубликованная на портале Издательского Дома « Первое сентября». В ней описан долгосрочный проект по теме «Взаимодействие с семьей по вопросам безопасности детей через ознакомление с правилами дорожного движения». В течение двух лет велась работа с родителями, с педагогическими кадрами и с детьми. Система инструктажа, консультаций, обзоров литературы, семинаров работает на подготовку педагогов; для родителей - семинары, консультации, общие собрания, анкетирования, организация (совместно с педагогами) уголков безопасности, выставок детских рисунков на заданную тему. Дети принимают участие в системе занятий по ПДД, конкурсах и совместных с родителями мероприятиях - викторинах, конкурсах.

Такая схема имеет право на жизнь в любом ДОУ, и то, что она работает, подтверждается неоднократно: «Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты - за годы нашей кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма» (А.О.Решетникова, 2012).

Соврменные дошкольные образовательные учреждения сегодня накапливают богатый методический опыт в области предупреждения любых форм детского травматизма. Так, описывая свой опыт работы с детьми, М. Аромштам пишет: «Практически все педагоги знают, что детей нужно знакомить с правилами дорожного движения. Но делают это «по старинке», не учитывая изменившегося характера улицы… В ситуации «автомобильного беспредела» мало научить ребенка «слушаться» сигналов светофора: нужно научить его видеть и слышать улицу» (М. Аромштам, 2003).

Мы уже отмечали, что правила поведения на дорое стремительно меняются вслед за прогрессом автомобилестроения. Автор статьи обращает внимание на такие детали: «Старое правило «Обходи автобус сзади!» не работает на сегодняшних широких улицах. Автобус вообще нельзя обходить. Он опасен так же, как любая стоящая машина, -- загораживает обзор и для пешеходов, и для водителей. Нужно дождаться, чтобы автобус уехал, и только после этого начинать движение через улицу» . Педагог-практик опирается на лекционные материалы видного российского детского травматолога В.П. Немсадзе и, вслед за ним, основную ответственность за безопасность детей на дороге возлагает на родителей.

Стоит отметить, что по большей части совместная работа воспитателей и родителей по приобщению детей к основам безопасного поведения на дороге реализуется в форме проектов - методе, давно положительно зарекомендовавшем себя в российских образовательных условиях. В самом деле, какой еще метод предоставляет столь широкие возможности не только для обучения, но и самовыражения всех его участников. В его рамки прекрасно вписываются и игровые обучающие ситуации, которые можно сделать частью занятий как внутри группы, так и для совместного с родителями обогащения знаниями и умениями.

Анализируя работы педагогов-практиков С.Н. Ивахиной, О.В.Калиниченко, А.И. Садретдиновой, С.И.Зыряновой, можно отметить следующие общие черты:

1. Системность.

Вне системы любые методы будут бессильны помочь в достижении образовательных и воспитательных задач. В каждом проекте должны быть прописаны долгосрочные цели, контроль в начале, середине и конце учебного года, единая оценочная шкала.

2. Единство целей и задач.

По-разному сформулированные, но по сути одни и те же задачи ставят перед собой педагоги:

  • Ш дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения;
  • Ш научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке;
  • Ш помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;
  • Ш развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение (Ивахина 2012)
  • 3. Преемственность.

Без нее вообще немыслима работа в образовательном учреждении, так как с изменением возраста учащихся изменяются их познавательные возможности, меняются требования к ним. Должно быть единое связующее все этапы звено - и им как раз может стать долгосрочный проект, и даже не один.

4. Тяготение к проектному методу.

Проект - универсальный метод, позволяющий максимально полно раскрыть познавательный потенциал воспитанников и творческие возможности педагогов. К тому же, проект может быть долгосрочным и охватывать все этапы пребывания детей в ДОУ - от поступления в младшую группу (2-3 года) до подготовительной к школе (6-7 лет), и тогда с большей вероятностью все образовательные, развивающие и воспитательные цели будут достигнуты в полной мере.

Практически все проекты и перспективные планы курсов обучения ПДД базируются на программе Н.Н. Авдеевой, Р.Б Стеркиной и др. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», так как ее структура является наиболее логичной и стройной и представляет собой удобный инструмент для реализации насущных задач, позволяя педагогу творить, оставаясь в рамках образовательных стандартов.

Естественно, что у каждой разработки есть и свои индивидуальные черты.

Так, С.Н. Ивахина при работе в средней группе предлагает преимущественно занятия на базе иллюстраций (картинок), изображающих различные предметы дорожного обихода и дорожные ситуации. Разыгрывание, моделирование ситуаций предполагается на конечном этапе освоения материала раздела .

В проекте авторства О.В. Калиниченко, напротив, большое внимание уделено моделям предметов дорожного обихода - педагог подчеркивает необходимость помещения ребенка в максимально приближенную к реальной среду, драматизации, активного взаимодействия с аналогами реальных дорожных объектов. Продуктом проектной деятельности автор проект видит создание в ДОУ Школы дорожных наук «Юные инспектора дороги» .

В коллективном труде педагогов одного из ДОУ г. Омска также присутствует упор на создание предметной среды «Дорога», дети выступают в роли не только пешеходов, но и водителей, изучая все стороны дорожной ситуации. Также используются настольно-печатные игры, составляется библиотека и картотека литературы, касающейся вопросов обучения дошкольников правилам дорожного движения. В рамках проекта проводятся целевые экскурсии по различным участкам дорог города .

С.И. Зырянова предлагает не столько проект, сколько тематический план программы «Формирование культуры безопасности дорожного движения средствами игры». На всех этапах выполнения программы четко расписаны виды деятельности детей, вплоть до названий игр и форм работы на каждом занятии. Они чрезвычайно разнообразны: в рамках обучения правилам дорожного движения дети занимаются и аппликацией, и рисованием, участвуют в дидактических играх и беседах, праздниках .

Статья А.И. Садретдиновой некоторым образом обобщает опыт проектирования педагогических условий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в целом и правилам дорожного движения в частности. Автор утверждает, и с ним трудно не согласиться, что для эффективной проектной деятельности необходимо выполнение следующих условий:

  • Ш здоровьесберегающая среда как комплексное средство обеспечения эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ. Под здоровьесберегающей образовательной средой понимается совокупность всех образовательных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка в процессе его пребывания в ДОУ.
  • Ш культуротворческая образовательная технология как системообразующий фактор природосообразного, здоровьесберегающего образовательного процесса.
  • Ш Третьим условием является диагностический инструментарий определения уровней сформированности культуры безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. Он представлен беседами, с помощью которых можно изучить наличный уровень представлений и навыков безопасного поведения в домашней среде, на улицах города и в природе у старших дошкольников; методом моделирования жизненно значимой ситуации; методом прогнозирования ситуации; диагностическими играми «Что так, что не так», «Опасное путешествие» и др. .

Мы кратко рассмотрели несколько авторских систем обучения основам безопасности жизнедеятельности (в частности - правилам дорожного движения). Несомненно, их реальное число в сотни раз больше, но мы считаем, что в проанализированных нами проектах отразились их основные общие черты.

Кроме масштабных проектов и авторских программ в периодике и интернете опубликовано огромное количество так называемых «педагогических зарисовок» - отдельных методик, игр, интересных ситуаций, каждой из которых найдется место в педагогической копилке творческого воспитателя и методиста. Это, например, такие статьи в газете «Дошкольное образование» как «Дети учат взрослых» - об интересном опыте взаимодействия родителей и детей с участниками дорожного движения - водителями под руководством работников ДОУ (Забирова 2010); подборка советов родителям, годная, например, для оформления стенда: «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные ловушки» (2002); набор нестандартных приемов (ТРИЗ) работы с атрибутами дорожного движения (милицейским жезлом, знаками), придумывание новых, необычных дорожных знаков (Бютцинова 2003).

Так или иначе, с использованием передовых приемов или на традиционных занятиях, методика ознакомления дошкольников с правлами дорожного движения имеет свои общие закономерности:

  • Ш Ведется с момента поступления ребенка в ДОУ и продолжается вплоть до выхода из него, так как является жизненно необходимым условием безопасности подрастающего человека;
  • Ш Обязательно включает в себя совместные мероприятия с родителями воспитанников: консультации, семинары, общие праздники, акции, оформление стендов, памяток, проведение викторин и т.п.
  • Ш Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей следует начинать с выявления уровня их знаний и интересов, которая проводится в форме беседы, наблюдений, игровых занятий. Данная работа ведется через:
    • * организованную деятельность детей - занятия, экскурсии, тренинги;
    • * совместную деятельность взрослых и детей - драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
    • * свободно самостоятельную деятельность детей - сюжетно - ролевые игры.
  • Ш Дважды в году следует проводить диагностическую работу по определению уровня познавательного развития каждого ребёнка, по результатам которой планируется дальнейшая индивидуальная работа.
  • Ш Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и даже поддерживать связь инспекторами ГИБДД и ПЧ.
  • Ш Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
  • Ш Оптимальным методом формирование основ безопасности жизнедеятельности в детском саду большинство исследователей считает игровое обучение. Используются также метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций.
  • Ш Предметно-развивающая среда включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей.
  • Ш Работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности проводится систематически. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.
  • Ш Работая с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности, следует
  • o учитывать, прежде всего, возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей. Стараться вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности, избегая морализации, путем познания, а не запретов;
  • o обеспечивать активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде;
  • o стараться внушить, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами .

Говорят, что привычка — вторая натура. Именно поэтому, не теряя времени, нужно прививать детям те необходимые навыки, без которых не может обойтись ни один современный человек. И так же, как приобщая детей к соблюдению правил личной гигиены, следует приучать их в соблюдению правил уличного движения.Новая программа воспитателя в д/с рекомендует не только »вырабатывать» у детей ориентировку в ближайших к детскому саду улицах, но и приучать соблюдать правила уличного движения: не ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, сообразуясь со световыми сигналами, уметь читать основные дорожные указатели. Выполнить эти требования программы — значит подготовить детей к жизни в города. В стороне от этого вопроса не могут остаться ни тем более педагоги: ведь невозможно воспитывать человека, не приучая его к соблюдению всех тех норм и требований, нарушение которых привадит к тяжелым, порой трагическим последствиям.Что же нужно знать ребенку, выходя на улицу?Улица вовсе не безъязыковая, и каждым из нас, кто выходит на нее, должен уметь понимать, что она ему говорит. Язык улицы — это те дорожные знаки и указатели, которые предупреждают нас, как вести себя в том или ином месте, чтобы не нарушать установленный порядок. С каждым годом увеличивается движение автомобильного транспорта, растет его скорость, а поэтому от пешеходов требуется исключительная бдительность. В числе пешеходов — дети. Вот почему не только в школе, но уже и в детских садах нужно знакомить детей с языком улицаы, с азбукой ее знаков.Важно не только ознакомить ребенка с правилами дорожного движения, довести до его сведения, с каком опасностью связано их нарушение, но приучить его контролировать свой поступки, т. е. приучить к дисциплине.Занятия по ознакомлению с основными правилами уличного движения в детских садах не похожи ни на одна аналогичное занятие в каком-либо другом месте. Тут своя специфика, свои особенности, обусловленные тем, что материал, рассчитанный на взрослых, преподносится детям. Эти занятия проходят в самых различных формах.Это может быть беседа, чтение книг, показ картин, игры, знакомящие детей с правилами ходьбы по улице. Порядок проведения занятий может быть различным. Можно начинать с экскурсий к месту оживленного движения на улице или с чтения книг, показа картины. Последние виды занятий целесообразно проводить в тех случаях, когда детский сад находится на тихой удаленной улице либо на очень оживленной, где детей сразу захлестывает обилие впечатлений. Для этой цели можно рекомендовать несколько литературных произведений, рассказывающих детям об улице: Житкова »Что я видел», Шварца »Машины на нашей улице», диафильмы »Сказка про трехглазку», »Алешкин веловипед», »Кто виноват?», »Как пошутил Витя Гурышев», »Волшебный доктор», »Дело было летом». Диафильмы помогают малышу увереннее себя чувствовать на улице. В серии картин для детского сада имеется специальная картина на тему »В городе».На экскурсиях надо обращать внимание детей, в каких местах и в каком направлении движутся машины, где они делают остановки.При наличии светофора детей знакомят с его сигнальными огнями. Детям показывают безопасные места перехода, объясняют правила. После экскурсий или чтения книг необходимы беседы, учитывающие представления детей. Во время бесед используют подходящие картинки, плакаты. Для активного упражнения детей в правилах хождения по улице игры проводятся в разных вариантах.Например: на земле рисуют широкую полосу, изображающую улицу или две перекрещивающиеся улицы, и дети »переходят» эти улицы. Условия игры меняются: для ориентировки пешеходов на улице расставляются игрушечные автомобили, трамваи, а затем убирают их. Движением управляет «милиционер», и наконец, в игре появляется светофор.Принадлежности, использованные в дидактических играх, затем дают детям в свободное для развертывания творческих игр. Во время прогулок также следует обращать внимание детей на правила перехода через улицу. Объясняя детям важность правил уличного движения, следует избегать разговора о катастрофах и несчастных случаях (не следует демонстрировать и плакаты подобного содержании). То, что хорошо для взрослых, совершенно не годится для детей.Это может травмировать ребенка не менее, чем страшная сказка и вызвать у него специфический страх перед улицей, который будет сковывать его инициативу и сообразительность, затруднять ориентировку.Наряду с перечисленными видами занятий полезно поддерживать связь с д/с работниками, которая может быть выражена в виде встреч, беседы с детьми. Интерес у детей к работникам ГАИ очень велик, поэтому их рассказы запоминаются детьми очень легко, непринужденно. Так, при встрече с детьми товарищ Стуков Б. М. Рассказал детям о своих делах и заботах, сообщил полезные сведения для всякого пешехода.Особенно рады были дети, когда гость подарил им красочные плакаты о поведении детей на улице. Эти плакаты висят у нас в группе, и дети с удовольствием вспоминают эту приятную и интересную встречу. Стихи, которые напечатаны на плакатах, дети знают наизусть и охотно рассказывают.Большой объем и быстрая смена впечатлений, которые дети получают на улице, требуют от воспитателя очень четкого отбора познавательного материала для экскурсий и бесед. Сообщение этих сведении необходимо осуществлять постепенно, в течение длительного времени. Подготовительная работа невидимой нитью тянется еще с младшей группы. На начальной ступени мы учили детей различать основное цвета, направления, учили детей организованно ходить по улице. Уже в среднем возрасте познакомили детей с тем, что на улице надо быть осторожным, не затевать игр, ходить вместе со старшими. В старшем возрасте ребята узнала от воспитателей, что на улицах города большое движение транспорта и людей. Во избежание несчастных случаев необходимо вести себя на улице очень осторожно, надо ходить по тротуарам, придерживаясь правой стороны, уступать друг другу дорогу. Дети научились различать места, предназначенные для движения транспорте и ходьбы, тротуар и мостовую, середину и края дороги..Самая большая работа была проведена в подготовительной группе. Дети узнали места наиболее безопасного перехода через улицу, научились переходить через улицу там, где вот светофора, разбираться в сигналах светофора, познакомились с основными дорожными знаками.Средств и методов воспитания у детей сознания необходимости соблюдать правила безопасности движения много. Мы использовали наиболее доступные: читку коротеньких рассказов, с последующим тщательным разбором, таких, как »Горка», »Морозко», »Прогулка на лыжах», »Санки», »Колина мечта», »Весна», »Ручеек», »Самокат», »На речку», »Петин друг» (рекомендованных в пособии »Воспитатель детских дошкольных учреждений»), читали произведения »Что видел» Житкова, Шварца »Машины на нашей улице», »На улице Владимирова», заучивали стихи о правилах дорожного движения, о светофоре, о милиционере-регулировщике.Показывали диафильмы, знакомили детей с плакатами, их содержанием, с дорожными знаками. Вместе с детьми сделали альбом основных дорожных знаков. На занятиях с детьми беседовали о правилах уличного движения, проводили экскурсии к перекрестку, к местам перехода и вообще, по ближайшим улицам города (Кирова, Школьная, Металлургов, Бардина), рисовали дорожные знаки, проводили дидактические игры: »Улица города», »Учись ходить по улице», организовали встречу детей с сотрудниками ГАИ.Вместе с детьми изготовили пособие для сюжетно-ролевой игры в »Улицу».Проведены групповые родительские собрания: »Правила поведения детей в общественных местах», »Ознакомление детей с правилами уличного движения». Второе собрание было специально посвящено профилактике детского уличного травматизма, на это собрание пригласили сотрудника ГАИ Стукова Б. М., который познакомил родителей с состоянием и причинами детского уличного травматизма и подсказал эффективные меры его профилактики: выполнение правил уличного движения.В родительском уголке была сделана тематическая выставка »Правил уличного движения», которая знакомили родителей с дорожными знаками.В нашей стране есть немало городов, где накоплен опыт сотрудничества работников ГАИ и детских учреждений. Это прежде всего город Ленинград. Здесь в помощь воспитателям издана брошюра »Методические указания по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами уличного движения».Инструкции для работы, созданы также в Свердловске, Кемерово, здесь созданы так называемые транспортные площадки, где дети попадают в условия улицы-модели. В их распоряжения самокаты, педальные автомобили, велосипеды. Играя, дети, учатся соблюдать правила и видят, к чему приводит нарушение их. Транспортные площадки при детских садах — это одна из форм, с помощью которой воспитатели ведут работу с детьми по ознакомлению с правилами уличного движений.В настоящее время большую помощь педагогам и родителям в воспитании дисциплинированных и сознательных пешеходов оказывают работники издательств »Малыш» и «Детская литература», выполняющие заказы работников ГАИ.Учитывая потребность детей во всем подражать взрослым, эти издательства выпускают игры в книгах, которые дают детям представления, в частности о правилах движения по улицам и дорогам, показывают им, как надо соблюдать эти правила. Интересно задумана игра С. Зака »Три письма». Здесь на игровом поле изображен город с улицами, площадями, перекрестками, трамвайными линиями, троллейбусными и автобусными маршрутами. Участники игры от 2 — 4 человек называющимися почтальонами, доставляют корреспонденцию.Каждому надлежит доставить по три письма в разные места. Выигрывает тот, кто быстрее справится с задачей не нарушая правила уличного движения.Игра »Светофор» А. Шлыковича построена по другому принципу. В ней может принять участие неограниченное число ребят. Здесь каждый играет либо за себя, либо участники могут разбиться на две разные группы. Игра напоминает известную телевизионную передачу КВН. От участников игры требуется знание правил уличного движения, видов транспорта, устройства автомобиля. Игра »Знаки на дорогах» А. Гарнича представляет собой набор основных дорожных знаков, регулирующих движение транспорта и пешеходов. В набор входит несколько маленьких автомобилей. Игра открывает ребятам простор для выдумки и творчества. Построив игрушечный город с улицами, площадями, перекрестками, расставив на них соответствующие знаки, дети под руководством воспитателя могут организовать увлекательную полезную игру, в которой есть роли шоферов, пешеходов и регулировщиков. Многое в организации такой игры зависит от воспитателя.Он должен сам знать правила уличного движения, значения дорожных знаков, где и в каком случае они устанавливаются. Тогда он сможет быть своего рода арбитром, выступать в роли главного инспектора ГАИ, давать правильные разъяснения в том или ином конфликтном случае. Игре »Знаки на дороге» должны предшествовать беседы, в которых воспитатели разъясняют смысл и значение дорожных знаков, обязанности регулировщика. Для такого обучения и служит игра »Знаки на дороге».Меняясь ролями в этой игре, ребята знакомятся с основными правилами, которыми руководствуются родители, а также с обязанностями пешеходов. Игра приучает ребят к сообразительности, самостоятельности, активности. Продукция издательства »Малыш» отличается многообразием. Это и настольные игры, и ширмы, и книжки, и плакаты, и альбомы для раскрашивания. Сейчас находится в производстве книжка В. Лебедева-Кумача »Про умных зверюшек».По заказу ГАИ издательство »Малыш» воспроизводит на школьных тетрадях отдельные, наиболее необходимые в повседневном обиходе правила уличного движения. Такие тетради, находясь постоянно на глазах ребят, безусловно, сыграют свою положительную роль в привитии им определенных навыков. Будет весьма полезно, если воспитатели в д/с обратят внимание в старшей и подготовительной группе на новое оформление тетрадей, прочитают им то, что напечатано на обложке. Издательство »Детская литература» по просьбе ГАИ подготовила к печати книгу »Светофор». В нее входят рассказы, очерки, стихи, информация, рассказы в картинках.В создании книги приняли участие около 30 авторов разных специальностей и профессий. Каждому из них нашлось, что сообщить ребятам о правилах уличного движения, о технике, применяемой сейчас при регулировании движения, о транспорте, и не только современном, но и о том, который был в старину и который будет в будущем. Книга имеет оригинальное завершение. Заключительная глава ее называется »Экзамен, который длится всю жизнь». Что же это за экзамен? Каждый, кто прочел эту книгу является выпускником Школы Светофорных Наук. И значит ему предстоит сдавать экзамен. Но в отличие от обычных они продолжаются ни неделю и даже не месяц, а всю жизнь.Если »у провалившегося» на экзамене в обычной школе или в институте есть утешение в том, что экзамен можно пересдать, то »провалившемуся» на вечно продолжавшемся экзамене Школе Светофорных Наук, надеяться чаще всего не на что. Тут каждая »двойка» может обернуться увечьем или даже гибелью сдающего. Так пусть же ученики Школы Светофорных Наук всю жизнь будут круглыми отличниками!

Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения»

https://pandia.ru/text/78/389/images/image003_150.gif" align="left hspace=12" width="434" height="327">

г. Гуково 2012г.

Проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Предоставленные самим себе, дети, особенно дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на велосипеде или затеять здесь веселую игру.


Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Известно, что знания, полученные в детстве, наиболее прочны, правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.

На это нас нацеливает Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, провозглашающая Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения в гг. Этой теме посвящены статьи, «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма: система планирования работы ДОУ», «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице», «Создание автогородка в ДОУ» (журнал «Справочник старшего воспитателя» №6 – 2009г.), страницы газеты «Добрая Дорога Детства».

Учитывая актуальность вопроса, я выбрала тему своей работы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения».

В своей деятельности я опиралась на нормативно – правовые документы федерального и регионального уровня. Одними из них являются: Федеральный закон - ФЗ «О безопасности дорожного движения» и ФГТ к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования , где выделена образовательная область «Безопасность», одной из задач которой является: передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Мною была поставлена такая цель : создание в группе условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Задачи:

· Формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.

· Активизировать внимание родительской общественности к решению задач обучения детей дорожной азбуке.

· Организовать предметно – развивающую среду в группе по проблеме.

В работе я опиралась на такие принципы организации образовательного процесса:

· последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

· наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

· деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

· интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

Работа проводилась в течение двух лет.

Прежде всего, была создана развивающая среда: разработан перспективно-тематический план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, оформлены картотеки занятий, наблюдений, экскурсий, досугов, игр по ПДД, что позволило проводить знакомство детей с правилами дорожного движения на занятиях разного вида, организовывать целенаправленные экскурсии к проезжей части; оформлен уголок безопасности, в который входит подиум с макетом улиц и дорог, с помощью которого ребята учились решать проблемные ситуации, и картой-схемой нашего микрорайона, по которой дети прослеживали маршрут перед экскурсией; подобраны настольно-печатные игры, развивающие игры , типа «Кольцо Луллия», морфологическая дорожка, с использованием мнемотаблиц, подготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм, разработана новая сюжетно-ролевая игра «Школа юных пешеходов», собрана библиотека детской художественной литературы «Школа светофорных наук», видеотека с мультимедийными поучительными фильмами и слайдами по ПДД, которые использовала как на занятиях, так и в вечернее время.

С целью ознакомления старших дошкольников с дорожными знаками мною был разработан проект «Азбука дорожных знаков» , участниками которого стали воспитатели группы, музыкальный руководитель, дети и их родители.

Учитывая тот факт, что обучение детей правилам дорожного движения должно быть увлекательным, подобрала и выучила с воспитанниками стихи и загадки о дорожных знаках, транспорте, которые потом включила в досуг по ПДД «Путешествие в страну дорожных знаков», провела ряд занятий («Знакомство с дорожными знаками», «Путешествие по родному городу» и др.) и экскурсий к проезжей части. Вместе с детьми и родителями оформили книжку-раскраску «Дорожные знаки» и фотоальбом «Как мы изучали дорожные знаки».

В распознавании дорожных знаков, в умении классифицировать их, в закреплении знаний о назначении основных знаков большую помощь оказали игры «Дорожные знаки», «Играй да смекай!», «Подумай – отгадай», «Веселый жезл», «К своим знакам», дорожная мозаика и др.

Среди использования творческих форм работы с детьми можно отметить проведение «Автодискотек», в которых принимали участие и родители. Участники «Автодискотеки» не просто танцевали, а, двигаясь в соответствии с содержанием песни, учились выполнять правила дорожного движения.

Работа по закреплению дорожных знаков, отработке действий в различных проблемных ситуациях продолжалась и в летний оздоровительный период на транспортной площадке на территории детского сада.

Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения в подготовительной группе, я разработала проект «Развиваем речь детей, обучая правилам дорожного движения».


1. Была создана картотека игр по ознакомлению старших дошкольников с правилами дорожного движения. Большое внимание было уделено играм, способствующим развитию речи

- словесные игры «Подбери признак», «Подбери действие», «Скажи слово с нужным звуком», «Придумай предложение», «Составь загадку о транспорте», «Хорошо – плохо», «Образовать прилагательное от существительного», «Я знаю пять…», «Сочиняем сказку», «Дорожные слова» и др.

- сюжетно-дидактические игры « Бензозаправочная станция», «Машины на нашей улице», «Нам на улице не страшно»

- сюжетно-ролевые игры: «Шоферы», «Пешеходы», «Пассажиры», «Службы спасения», «Автозаправочная станция»;

- игры на подиуме : «Перекресток», «Наша улица»;

-настольно-печатные игры: настольно-развивающая игра-лото, «Транспорт наземный, воздушный, водный», «Дорожные знаки», дорожная мозаика «Собери знак из пазлов» и др.

В работе использовала новые игры – алгоритмические «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором», цель которых обучить детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения. Эти игры проводила с опорой на схемы-алгоритмы.

2. Подобрала занятия, на которых, знакомя детей с дорожной азбукой, развивала их диалогическую и монологическую речь:

Составление рассказа по картине «На перекрестке»

Занятие по картине «Зима в городе»

Занятие по картине «Кто поможет на дороге»

Для облегчения составления связного рассказа я предлагала детям модели, схемы.

3. Развивала речь детей

Во время бесед по прочитанным детским художественным произведениям,

При рассматривании картин, плакатов по ПДД, при заучивании стихов и загадок на дорожную тематику,

Во время экскурсий и целевых прогулок к проезжей части (к автобусной остановке, к пешеходному переходу, к «Дорожным знакам», к перекрестку),

При просмотре с последующим обсуждением видеофильмов: С. Волков «Про правила дорожного движения» («Торопыжка на улице»); «Уроки тетушки Совы», «Смешарики»; мультимедийных презентациий: «Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте», «Правила дорожного движения», «Светофорик приглашает».

В своей работе с детьми использовала мнемотаблицы, например, «Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов» - для ознакомления с дорожными знаками

4. Презентация детьми альбомов «Автомобиль» и «Светофор», оформленных при реализации семейных проектов «Энциклопедия одного слова».

5. Учитывая тот факт, что на развитие речи оказывает большое влияние развитие мелкой моторики рук, я широко использовала обводки и трафареты «Транспорт» (из сделанных по трафарету или обводке машинам, дети выкладывали дорогу и обыгрывали различные ситуации); рисование транспорта по точкам «Угадай, что получится?», раскраски с изображением транспорта, дороги;упражнения на развитие мелкой моторики на тему «Транспорт»; рисование автомобилей и изготовление из бросового материала машин к выставкам «Такие разные автомобили» и «Машины на нашей улице».

6. Больше внимание было уделено связи с социумом. Просмотр театрализованных представлений «Волшебная страна Светофория», «Приключения Макаронинки» с последующим обсуждением просмотренного, проведенные занятия на базе городской детской библиотеки «Мы едем, едем, едем…», «Транспорт сказочных героев» при активном участи детей, способствовали расширению и уточнению знаний дошкольников по дорожному движению, а так же развитию диалогической и монологической речи.


Дети моей группы приняли активное участие в областном Дне безопасности дорожного движения, просмотрев театрализованное представление в ДК «Антрацит» г. Гуково.

7. Свою активность мои воспитанники их родители проявили в конкурсе стихов «Нам нужна Гаи-ГИБДД».

Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только педагогической командой дошкольного учреждения и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей, постаралась использовать все доступные формы и методы повышения компетентности родителей по данному вопросу:

· родительское собрание «Безопасная дорога»;

· консультация «Через сказку в жизнь», «Как сделать Азбуку Безопасности дорожного движения в домашних условиях», «Слова, которые должен знать ребенок при поступлении в школу»;

· участие родителей в реализации проекта: семейные проекты «Энциклопедия одного слова»;

· конференция для родителей «Как мы реализовывали проект»;

· ситуации, которые были предложены родителям для обсуждения на родительском собрании;

· незабываемым оказался семейный конкурс «Вкусная безопасность», на котором дети с родителями должны были не только представить какое-то блюдо, связанное с ПДД, но и подобрать стихотворение, отражающее название блюда;

· обучая детей безопасному поведению на дороге, пропагандируя знания среди родителей, я широко использовала информационно-коммуникативные технологии:

Плакаты с призывами соблюдать правила дорожного движения, приобретать детские удерживающие устройства;

Листовки - обращения к родителям о соблюдении ПДД в разные времена года, обращения «Водитель, будь внимателен!», которые были розданы родителям – водителям;

- буклеты-памятки , которые считаю удобной формой взаимодействия с родителями, т. к. они небольшие по размеру, удобные в пользовании, каждый родитель может взять такой буклет с собой;

Использование видеофильмов, компьютерных презентаций.

Проведенное среди родителей анкетирование показало, что не во всех семьях используют детские удерживающие устройства при перевозке детей в автомобиле. Поэтому мною были подобраны и развешаны по детскому саду плакаты, на родительском собрании показан родителям видеофильм «Пикник»

Пропаганда среди родителей положительного семейного опыта по обучению ребенка правилам дорожного движения, использованию детских удерживающих устройств семьями наших воспитанников дали положительные результаты. Выпуск стенгазеты «Берите с них пример» повысил активность родителей в воспитании культуры безопасного поведения на дорогах, в создании безопасных условий при перевозке детей.

Проведенное обобщающее комплексное занятие «Необыкновенные приключения мячика Непоседы» показало, что

· дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения;

· давая оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях, воспитанники используют в речи развернутые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;


· знают основные дорожные знаки и термины по ПДД, используют термины на дорожную тематику в речи.

Диагностика уровня знаний детей о правилах дорожного движения, проведенная в начале учебного года в старшей группе и в конце учебного года в подготовительной группе показала, что проведенная в течение двух лет работа дала положительные результаты, наблюдается положительная динамика:

Расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе;

Дети научились распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их,

Обогатили свои знания правилами дорожной безопасности в условиях плохой погоды,

Значительно расширился и обогатился словарный запас детей,

Положительные сдвиги произошли в развитии монологической и диалогической речи воспитанников.

Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

Материалы моей работы были представлены на городском фестивале педагогического мастерства «Творчество, инновация» среди педагогов дошкольного образования г. Гуково (2011г.) и на городском конкурсе проектов среди МБДОУ г. Гуково «Детский сад – шаг в будущее» (2012г.)

Формы и методы работы, описанные в моем опыте, помогут другим педагогам сделать работу по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения интересной и поднять ее на более высокий качественный уровень.

Библиотека программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

под общей редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой


Управлению ГИБДД ГУВД по Московской области – начальнику управления, полковнику милиции Сергееву С. А.; старшему инспектору, подполковнику милиции Бордачевой И. Ю. – за подбор директивных документов по правилам дорожного движения;

Уклонской С. А., методисту по дошкольному воспитанию; коллективам дошкольных учреждений № 21, 25, 45, 47, 73, 37, дошкольного детского дома г. Ногинска Московской области; Толстихиной Л. К., ведущему специалисту по дошкольному воспитанию; коллективам дошкольных учреждений № 3, 4, 18, 25, 22, 19, 56 г. Подольска Московской области за подбор практических материалов (конспекты занятий, сценарии утренников, рисунки детей, фотографии).

Обеспечение жизни и здоровья детей

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Все эти требования отражены в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

(М.: Мозаика Синтез, 2010–2012). Анализируя программные задачи образовательной области «Безопасность», раздел «Безопасность на дорогах», следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей, условий их жизни (город, село).

В первой младшей группе (от 2 до 3 лет) стоят задачи: «Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. Знакомство с некоторыми видами транспорта».

Уже во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) стоят задачи: «Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор». Формирование представлений о работе водителя. Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого)».

Средняя группа (от 4 до 5 лет): «Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнение знаний детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте».

Старшая группа (от 5 до 6 лет): «Уточнение знаний об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка»».

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет): «Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений детей о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте».

Серьезное внимание руководителям дошкольных учреждений следует уделять вопросу создания материальной базы: условий для работы с детьми в группе и на участке детского сада.

Оборудование участка детского сада

Участок детского сада многофункционален; при его оформлении нужно четко и удобно его спланировать.

Реализуя программные требования, следует выделить для прогулок детей каждой возрастной группы свое постоянное место, то есть групповой участок, на котором необходимо отвести место для обучения правилам дорожного движения. Если нет возможности выделить специальное место для стационарной атрибутики, можно заменить ее выносным игровым материалом (светофоры, жезлы, знаки и т. п.).

В некоторых дошкольных учреждениях, особенно малокомплектных, где площадь прогулочных участков невелика, используется дорога вокруг здания на территории детского сада. Она рассматривается как «проезжая часть», на ней наносится разметка – разделительная полоса, а при выходе из здания детского сада на групповой участок наносится разметка пешеходного перехода – «зебра». Дети, используя данные условия, упражняются в соблюдении правил дорожного движения: учатся ходить по тротуару, переходить на свой участок только по пешеходному переходу. По «дороге с разделительной полосой» дети могут ездить на велосипедах, самокатах, педальных машинах, соблюдая левую и правую стороны движения, сигналы светофора.

При возможности на участке детского сада создаются специальные автоплощадки, которые включают 4 сторонний перекресток со светофорами, разметкой пешеходных переходов и пространства для кругового движения детского транспорта.

Для развития сюжетно ролевых игр целесообразно поставить на площадке макеты автомобиля, грузовика, трамвая. Общий вид площадки улучшает установка «городской застройки» – легких каркасных домиков с окнами, разрисовать которые могут сами дети. Такие ширмы макеты городского ландшафта создают улучшенные условия для игрового действия.

Для эффективного использования территории детского сада рекомендуется совмещать автоплощадки с физкультурной площадкой. Хорошо оборудовать на участке стоянку для самокатов, детских велосипедов, педальных машин.

Занятия по изучению правил дорожного движения проводятся по следующим примерным темам: «Улица и пешеход», «Пешеход и перекресток», «Светофор и регулировщик» и др. Регулировщика милиционера, пешеходов и водителей городского транспорта с удовольствием изображают сами дети. Для развития игр целесообразно иметь в детском саду костюмы накидки, которые выполняются из картона или плотной бумаги с марлевой проклейкой для прочности. Хорошо иметь комплекты: «Постовой регулировщик», «Скорая помощь», «Пожарная», «Светофор», «Автомашина такси» и др.; фрагменты оборудования игры «Правила движения»: светофор со съемными сигнальными огнями кружками, дорожные знаки, жезл регулировщика, автодорожные и пешеходные тропы – «зебра», «остановка» .

Вся разметка, установка дорожных знаков и другой дорожной атрибутики производится непосредственно инспектором ГИБДД или при его участии; активно помогают родители и школьники – инспекторы ЮИД.

Работа воспитателя

Знакомство с правилами дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя четкого отбора необходимого наглядного и игрового материала.

развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и др.), просмотр диафильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.

В ходе организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений педагог дает понятие «левая, правая сторона», то есть ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги.

В ходе организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности ребят учат рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.

В ходе организованной образовательной деятельности по трудовому воспитанию дети изготовляют атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов, деревьев и др.).

В ходе организованной образовательной деятельности по конструированию у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного, вместе с детьми вначале сооружают различные конструкции в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта), учат планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомят с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учат создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.

В ходе организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.

В ходе организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».

Особое внимание воспитателя должно быть обращено на бережное отношение к детским работам (рисунки, лепка, аппликация и другие поделки), которые используются не только для оформления выставок к родительским собраниям, но и как часть оформления интерьера детского сада.

Знания и умения, которыми должен овладеть ребенок

Правила светофора: красный свет – дороги нет, желтый свет – предупреждение, зеленый свет – путь открыт.

Ребенок должен знать, что даже при зеленом сигнале светофора прежде, чем начать переход, следует убедиться в его безопасности!

Пешеходный переход – «зебра» разрешает переходить дорогу только в обозначенных местах (если есть подземный или надземный переход, то следует воспользоваться им). Там, где нет указателя перехода «зебры», – необходимо убедиться в безопасном переходе (посмотреть налево, затем направо и, убедившись в отсутствии опасности, переходить).

Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны; при отсутствии тротуара пешеходы могут идти по пешеходной дорожке.

Прежде чем идти с детьми на экскурсию, воспитатель должен заранее выбрать наиболее безопасный маршрут; при проведении экскурсии обязательно должен быть сопровождающий.

На экскурсиях при знакомстве с транспортом необходимо обращать внимание детей на следующие требования:

– ждать транспорт нужно на специальных площадках (остановках), а там, где их нет, – на тротуаре;

– при выходе из транспорта следует искать пешеходный переход.

При наличии пешеходного перехода необходимо дойти до него и, убедившись в безопасности, переходить дорогу на зеленый сигнал светофора .

Знакомя детей с транспортом, воспитатель должен учить правильно вести себя в транспорте: входить спокойно, не шуметь, не бежать на свободные места, уступать место престарелым людям, разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; не отвлекать водителя, не высовываться из окна .

В процессе ознакомления с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице и в транспорте воспитатель знакомит детей с дорожными знаками. Существует множество знаков дорожного движения (см. «Правила дорожного движения РФ»). Однако детей в детском саду знакомят с минимумом жизненно необходимых дорожных знаков, способствующих воспитанию грамотного пешехода и культурного пассажира.

При организации игр по правилам дорожного движения можно использовать и некоторые знаки сервиса.

Дети должны знать, что знаки бывают: предупреждающие (они изображены в красном треугольнике); запрещающие (изображены в круге красного цвета (ободок)); предписывающие (изображены в круге голубого цвета); особых предписаний (изображены в квадрате голубого цвета или в прямоугольнике);

информационные (изображены в квадрате голубого цвета); знаки сервиса (изображены в прямоугольнике голубого цвета).