Dragon age начало прохождение как дарить подарки. Подарки для спутников и где их найти. Местоположение подарков для спутников в Dragon Age: Awakening

Доверительные отношения - гарантия сохранить спутников в отряде. Поддерживать и улучшать уровень расположения можно с помощью подарков, которые продаются у торговцев в разных частях Амарантайна или добываются во время выполнения заданий. Иногда в локациях могут встречаться места, возле которых тот или иной спутник будет делиться своими мыслями. Как и в оригинальной игре, низкий уровень доверия может привести к негативным последствиям - уходу спутника. Потеря каждого спутника будет сказываться на силе отряда, а также на доступе к . Из-за малой продолжительности дополнения на любовь времени нет, поэтому близкие отношения не страдают. Подарки следует дарить с учетом характера и интересов спутника в тронном зале Башни Бдения, переключаясь между спутниками прямо из инвентаря с помощью стрелочек и перетягивая иконки, что позволит сэкономить время на формировании отряда и смене локации. Положительная реакция на подарок значительно увеличивает уровень расположения. По мере того как отношения будут улучшаться, увеличится и шанс узнать подробности из жизни спутников. Начинать беседы на важные темы они предпочитают сами в тронном зале Башни Бдения. Главные подарки (последние в списке) лучше дарить в самом конце, когда о них будет упомянуто в беседе.

Местоположение подарков для спутников в Dragon Age: Awakening:

  • Подарки для Андерса (Anders)
    • Ошейник с бубенчиком - игрушки Гомера (ящик) по пути к главным воротам города Амарантайн.
    • Вязаный шарф - бюро находок, церковь в Амарантайне.
    • Золотая серьга - рыцарь, вестибюль в подвале Башни Бдения в задании сержанта Маверлис, где происходит встреча с Адрией.
    • Гравированные серебряные наручи - куча костей в комнате к северу-востоку от храма Хирола в торговом квартале .
    • Амулеты магов: история, написанная кровью - книги, лаборатория Архитектора в сильверитовой шахте в лесу Вендинг.
    • Котенок - внутренний двор с домами сельчан к востоку от входа в Башню Бдения.
  • Подарки для Огрена (Oghren)
    • Бренди из Западного Холма - ящик, винный погреб в подвале Башни Бдения в задании сержанта Маверлис.
    • Макеев легендарный односолодовый - ящик, кухня таверны «Корона и лев» в Амарантайне.
    • Аква магус - ящик, заброшенный склад, где хранится амулет с кровью Андерса (личное задание «Свободу Андерсу!»).
    • «Драконья моча» - ящик, убежище Хьюберта в задании «Самогон для детишек» с «Даски абиявлений Асиратефшых из-за Мора».
    • Хиролское извержение - сундук, сбоку от лесенок первого моста в локации «Чащобные холмы», на которые укажут Мика и Колберт у главных ворот Амарантайна.
    • Игрушечная лошадка - северо-восточный угол разоренной деревни на Черных Болотах.
  • Подарки для Натаниеля Хоу (Nathaniel Howe)
    • Слесарные инструменты - ящик, убежище контрабандистов в Амарантайне.
    • Письма Делайлы Хоу - переписка Хоу, подземелье в подвале Башни Бдения в задании сержанта Маверлис.
    • Золотая ваза - бакалейщик Октам из Амарантайна.
    • Точильный камень - ящик, разрушенный домик на холме после первого моста через реку в Кэл Хироле, до главной лестницы во внутреннем дворе.
    • Бронзовый секстант - труп, на холме в юго-восточной части леса Вендинг, рядом с ботаником Инес.
    • Лук Хоу - мешок, в задании сержанта Маверлис.
  • Подарки для Сигрун (Sigrun)
    • Сердце воина
    • Шар со снегом - оружейник Глассрик из Амарантайна.
    • Игрушечная повозка - ящик для игрушек на самом входе в убежище контрабандистов в Амарантайне.
    • Мыло на веревочке - запасы, подземелье Башни Бдения, где за решеткой сидел Натаниель Хоу.
    • Растение в горшке - на лавке перед входом в церковь Амарантайна.
    • Подзорная труба - труп солдата в центральной части пещер со вторым подопытным объектом в сильверитовой шахте в лесу Вендинг.
  • Подарки для Веланны (Velanna)
    • Резной нефрит - сундук, сокровищница в торговом квартале Кэл Хирола.
    • Блестящий малахит - булыжники, коридор после встречи с подопытным объектом и драконами, перед пещерой с умирающим Серым Стражем Кинаном, в сильверитовой шахте в лесу Вендинг.
    • Выброшенный дневник - ящик в первом домике с правой стороны от входа в город Амарантайн.
    • Эльфийский рунический камень - среди камней в шахте с самоцветами в южном ответвлении Глубинных троп под Башней Бдения, после расчистки завалов подчиненными сержанта Маверлис.
    • Вычурная серебряная чаша - мусор, портовый склад за поместьем в Черных Болотах. Ключ от ворот хранится у баронессы, с которой состоится бой после возвращения из Тени.
    • Эльфийский брелок - гарлок-лазутчик после разговора с уцелевшим ополченцем во временном убежище в лесу Вендинг.
    • Пустая тетрадь - книги, церковь в Амарантайне.
  • Подарки для Справедливости (Justice)
    • Поэзия грез - книги, тронный зал в Башне Бдения.
    • Лириум: глас Создателя - книжная полка на заброшенном складе, (личное задание «Свободу Андерсу!»).
    • Эльфийская заупокойная молитва - ящик за неглубокими могилами в брошенном лагере долийцев в лесу Вендинг.
    • Памятные вещи Кристоффа - сундук, комната Кристоффа в таверне «Корона и лев» в Амарантайне.
    • Медальон Кристоффа - камни в лагере Кристоффа, к северу от поместья на Черных Болотах.
    • Кольцо из лириума - сундук, одна из юго-восточных комнат по пути к общинным залам и переходу в торговый квартал Кэл Хирола.

Места, где спутники будут делиться своими мыслями, в Dragon Age: Awakening:

  • Андерс : статуя - дворик перед входом в Башню Бдения; дерево - главные ворота города Амарантайн; емкость из лириума - кузница в торговом квартале Кэл Хирола.
  • Огрен : бочонок - тронный зал Башни Бдения; объявление на рыночной площади - напротив дверей таверны «Корона и лев» в Амарантайне; наковальня - тюрьма в торговом квартале Кэл Хирола.
  • Натаниель Хоу : портрет Хоу - тронный зал Башни Бдения; статуя - вход в церковь Амарантайна; Черные Болота - первое дерево на входе в Черные Болота.
  • Сигрун : книжная полка - тронный зал Башни Бдения; торговый шатер - лавка оружейника Глассрика в Амарантайне; дерево - холм к югу от разбойничьего лагеря в лесу Вендинг.
  • Веланна : статуя - дворик перед входом в Башню Бдения; дерево - перед ступеньками к церкви в Амарантайне; группа эльфов - справа от входа в локацию Амарантайн.
  • Справедливость : сундук Кристоффа - тронный зал Башни Бдения; статуя - вход в церковь Амарантайна;

Хорошие отношения со спутниками — это бонусы к характеристикам и дополнительные квесты, помощь в моменты кризиса, да и вообще дело хорошее. И если на легкой или средней сложности этим легко пренебречь, то вот на максимальном уже врятли получится (там каждая копеечка на счету).

По состоянию отношения можно разбить:

Значение Название Что происходит
— 100 Кризис Могут надавать по шапке или просто слинять из отряда
от -99 до -26 Неприязнь
от -25 до 25 Нейтрально
от 26 до 75 Тепло Появляются дополнительные диалоги о прошлом соратников, могут открыться специализации, а так же смогут появиться квесты
от 76 до 100 Дружба Могут что-то ценное или не очень подарить

Чтобы начать романтические отношения придется завершить персональный квест сопартийки (мы ж не будем играть за девку, верно?). Стоит помнить, что все соратники (кроме Алистера) покинут отряд, если их показатель отношения снизится до -100. Есть и определенные моменты кризиса – в этих ситуациях персонаж может взбунтоваться и напасть, или покинуть отряд.

В каждой крупной локации есть место начала разговора между спутниками. Эти точки расположены в следующих местах: у входа в Лотеринг (после спуска с Тракта и на мосту), на первом мосту в Редклиффе, на севере Торгового Квартала Денерима, Орзаммарский мост к арене, первый этаж Башни Магов, у входа в лагерь долийцев. Точка работает только раз, чтобы инициировать новый диалог, вам необходимо перезайти в локацию.

Ваш Страж так же может поговорить со своими спутниками, причем в лагере бывает доступно больше разговоров. Иногда соратник может сам подойти к вам в лагере и начать разговор. В его ходе вы можете открыть секретный квест (например, орзаммарский Наг для Лелианы), а так же повысить или понизить Влияние.

Для всех соратников существуют подарки, способные повысить влияние. Чаще всего подарки предпочитаются одним соратником, и мало влияют на других. Некоторые подарки являются особыми, и после вручения запустится специальный диалог. За первый врученный подарок соратник поднимет одобрение на 10 баллов, за второй 9, и за каждый последующий – на 1 очко меньше, чем предыдущий (но не меньше 1). Особые подарки способны поднять Одобрение больше чем на 10. Обычно это происходит, когда соратник попросит об определенной вещи.

Неспециализированные подарки имеют первичную ценность +5, а за дарение вещи соратнику с негативным отношением баллы влияния за него снижаются вдвое (но остаются не ниже 1). Проще всего поднимать Влияние с помощью диалогов или в ходе прохождения игры (на некоторые ваши выборы спутники могут увеличивать или снижать Одобрение), а спутник, к которому ваш Страж имеет романтический интерес, может очень быстро поднять его до 100. Подарки в таких случаях стоит придерживать, чтобы с их помощью доводить необходимые баллы влияния до отметок, инициирующих новый диалог или квест, или заглаживать неодобрение вашим выбором в той или иной ситуации.

Алистер

Алистер присоединится к вам по сюжету в Остагаре и будет единственным спутником, который не уйдет из группы даже при отношении в -100, даже выгнать его не получится вплоть до его момента кризиса. При высоком Одобрении Алистер научит вашего Стража, как быть Храмовником.

Персональный квест – Семья Алистера

При первом посещении Редклиффа Алистер расскажет свою биографию, а при высоком Одобрении при следующем разговоре упомянет о сестре по имени Голданна и попросит навестить ее в Денериме. Дом Голданны расположен в Торговом Квартале рядом с кузней Вейда и изначально не помечен на карте – чтобы проявился вход, подойдите к нему с Алистером поближе. Внутри ждет небольшой разговор с Голданной, причем от ваших ответов ничего не зависит. На выходе Алистер попытается обсудить произошедшее.

Момент кризиса

Алистер покинет отряд в случае, если вы оставите в живых Логейна на Собрании Земель. Если вы ужесточили его, Алистер может остаться королем, в противном случае его потребует казнить Анора. Соглашаться с ней или нет – уже не имеет значения, так или иначе, Алистер больше не появится.

Морриган

Морька вступит в отряд по настоянию Флемет после спасения Стражей из Башни Ишала. Ее можно прогнать, но если она останется, то это раскроет дополнительные варианты концовки игры. Так же она может научить специализации Мага-Оборотня. Этой мадам нравится, когда мы поступаем жестко, и она не любит помогать всем подряд. Смягчить Морриган можно после вручения Золотого Зеркальца, попросив взамен быть добрее к людям. После этого она будет меньше снижать Одобрение.

Персональный квест – Гримуар Флемет

После посещения Башни Магов Морриган расскажет, что в прошлом какой-то храмовник украл у ее матери важный Черный Гриммуар и попросит его найти. Книга находится в сундуке в кабинете Ирвинга. При следующем заходе в лагерь Морриган попросит убить Флемет, найти ее настоящий гриммуар, и расскажет, что узнала из этой книги. Теперь вы можете вернуться в Хижину Флемет. Ее хозяйка может просто отдать книгу и попросить сказать Морриган, что вы ее убили. При вашем не согласии, пойдет бой с Флемет-драконицей. В качестве бонуса за последний вы получите новую мантию для Морриган. Вернув ведьме гриммуар, вы завершите квест.

Морриган как романтический интерес

Нужно поговорить с Морриган о Флемет, и когда Влияние достигнет 30, можно пригласить ее в палатку, хотя ведьма может сделать то же самое сама. После вручения Гриммуара Флемет она признается в своих чувствах и откажется делить с вами ложе. Ее подарок в знак чувств – волшебное кольцо. Счастливой концовки с Морриган в игре нет.

Момент кризиса

Первый момент случится перед финальной битвой. Морриган сделает заманчивое предложение, и если вы откажетесь, сразу вас покинет. Если вы согласитесь на ритуал, то Морриган уйдет сразу после победы над Архидемоном.

Лилиана

Лелиана попросится в группу в лотерингской таверне посте стычки с солдатами Логейна. Она может раскрыть вам специализацию Барда. Прелестного Нага поможет поймать Праздный Гном.

Персональный квест — Прошлое Лелианы

Для начала нужно поговорить с Лелианой об орлейских бардах, а при следующем посещении Лагеря – о Марджолайн, ее наставнице. После этого при переходе по карте мира произойдет случайная встреча-стычка с отрядом разбойников, предводитель которых поле боя расскажет, что его наняли, чтобы убить Лелиану. Бард выскажет предположение, что за нападением стоит Марджолайн и попросит найти ее в Денериме (это будет дом в Торговом Квартале). Разговор с Марджолайн может закончиться мирно или боем, а потом Лелиана скажет, что ей нужно подумать.

В лагере она поделится своими сомнениями о сходстве с Марджолайн. Если вы хотите ужесточить ее, утверждайте, что удовольствие от победы над противниками есть часть ее самой, и отрицать этого не стоит. Ужесточение может повлиять на концовку для Лелианы.

Лелиана как романтический интерес

Лелиана дает только две возможности начать отношения. Достигшему Влияния в 25 баллов нужно спросить, «что такая девушка делала в Лотерингской церкви» и сделать комплимент ее внешности. При правильно развивающемся романе Лелиана подарит вам кольцо.

Если пропустили первую возможность (или разорвали отношения ради флирта с другим спутником), то снова начать встречаться можно будет после завершения персонального квеста Лелианы – в разговоре-обсуждении произошедшего сообщите ей, что люди со временем меняются. Когда она заметит, что ваш Страж напоминает ей бывшую наставницу, можно удостовериться, что ее отношения снова находятся на шкале Романа. Лелиана пригласит провести ночь вместе, когда отношения с ней достигнут метки любовь — самим пригласить ее в палатку не удастся.

Момент кризиса

Произойдет в Перчатке (квест Урна Священного Праха) — если вы оскверните Прах и Лелиана находится в группе, то она нападет на вас. Если она оставалась в лагере, она попытается уйти, когда вы вернетесь (при наличии прокачанного Убеждения можно уговорить ее не уходить). Ужесточенная Лелиана не покинет группу даже при осквернении Урны.

Зевран

Группа наемников во главе с Зевраном нападет при переходе по карте мира после выполнения одного из сюжетных квестов. Расправившись с нападающими, вы можете прикончить Зеврана или взять его в группу. Он может научить вас специализации Убийца.

Момент кризиса

Персонального квеста у Зеврана нет. Момент кризиса происходит ближе к концу игры при переходе между Денеримскими мини-локациями (иметь Зеврана в группе необязательно), когда вы наткнетесь на бывшего соратника Зеврана по имени Талисен, который предложит ему вернуться к Воронам, завершив свое последнее задание. Если отношение Зеврана к вам низкое или отрицательное, он присоединится к наемникам и нападет на вас. Если оно более-менее позитивное, то Зевран отступит в сторону, предоставив вам разобраться с Талисеном самостоятельно. Если Влияние на бывшего наемного убийцу достаточно высоко (и тем более в случае романа) Зевран будет биться вместе с вами.

Если отношения с Зевраном дружеские, после боя он попытается уйти из группы. Можно уговорить его остаться ради сокровищ, которые вы находите во время путешествий, или, если его отношение более высокое – просто как друга. Если у вас с Зевраном роман, то пытаться уйти он не будет. Однако если вы разорвете роман на метке любовь, Зевран покинет группу.

Мабари

Если вы играете за Знатного человека, то мабари вы получите еще в прологе. Во всех остальных случаях пес присоединится к вам (если вы его не прогоните) после выполнения квеста Псаря в Остагаре, при переходе от Хижины Флемет в Лотеринг.

Одобрение мабари изначально будет 100, поэтому дарить ему съедобные подарки можно просто так. Так же пес может притаскивать вам подарки для других спутников, книги со страничками из Кодекса, магический посох или часть сета доспехов. Практически в каждой локации имеется ориентир, который мабари может пометить, что обеспечит ему увеличение характеристик на этой территории. Собственно с мабари диалогов нет, но остальные ваши спутники то и дело общаются с псом.

Стен

Стена можно вызволить из клетки в Лотеринге, где он сидит без еды и воды, отбывая наказание за убийство крестьянской семьи, и позвать искупать свои грехи в битве с Порождениями Тьмы. Можно взломать замок или получить ключ от Преподобной матери.

Персональный квест – Меч Бересаада

Расспросив Стена о причинах кровавой бойни, он расскажет, что был безумно огорчен потерей своего меча, без которого не может вернуться на родину. Чтобы найти меч, поговорите сначала с мародером у озера Каленхад, потом с торговцем Фарином у входа в Орзаммар, и под конец – с гномом Двином в Редклиффе. Меч можно вытребовать, выкупить, или, в случае если гном погиб – взять из сундука в его доме.

Момент кризиса

Если Стен сопровождает вас в деревне Убежище (квест Урна священного Праха), то выскажет недовольство тратой времени на всякую ерунду. Если вам не удастся убедить Стена в том, что визит сюда необходим, он вызовет вас на поединок. Если вы проиграете, он покинет отряд, а если победите – останется. Если Одобрение Стена высоко, то он решит не уходить, и даже если вы согласитесь на поединок, он не поднимет меч.

Винн

Винн может вступить в отряд в Башне Магов, куда вы отправитесь по сюжетному квесту Разорванный Круг. Для этого нужно встать на сторону магов или предложить разобраться на месте. Если вы хотите иметь в союзниках храмовников и не желаете терять Винн, то вы можете позволить Демону Гордыни уничтожить Ирвинга и остальных магов или спасти его, а потом предложить Грегору изолировать остатки Круга.

Персональный квест – Сожаление Винн

При переходе по карте мира вы столкнетесь с засадой Порождений Тьмы, и после боя Винн упадет в обморок. Придя в себя, она признается, что на мгновение решила, что всё уже кончено. Если спросить, что она хотела этим сказать, Винн пообещает рассказать эту историю на следующей остановке. При следующем заходе в лагерь Винн расскажет о том, что недавно произошло с ней, после чего у вас появится возможность спросить, не боится ли Винн смерти, и сожалеет ли она о чем-нибудь в своей жизни. В результате Винн расскажет вам еще одну историю – про своего ученика Анейрина. Об Анейрине может рассказать Сарен в лагере долийцев, а самого эльфа вы найдете в Восточном Бресилиане. После разговора с ним квест завершится, а Винн получит новую способность.

Момент кризиса

Винн атакует вас если вы при первой встрече с ней или Каллену чуть позже заявите о том, что пришли уничтожать магов. Так же она нападет, если заподозрит, что ваш Страж или Морриган – маги крови и вам не удастся ее переубедить. Это обычно случается в Башне Магов, а потом вы можете не только пользоваться умениями Магии Крови в ее присутствии, но и саму Винн обучить этой специализации. Так же Винн взбунтуется, если присутствовала при Осквернении Праха, если же она оставалась в лагере, то при вашем следующем возвращении туда объявит о своем уходе.

Огрен

Огрен попросится в отряд при входе на Глубинные тропы, куда вы отправитесь по сюжетному квесту Совершенная. Огрен может раскрыть вам специализацию Берсерка.

Персональный квест – Старая Любовь Огрена

Имея высокое Одобрение Огрена вы можете услышать о его бывшей возлюбленной Фельзи и о желании гнома помириться с ней. Чтобы получить больше баллов одобрения, отправляйтесь в таверну «Избалованная принцесса» у озера Каленхад без Огрена и поговорите с ней. Потом расскажите об этом Огрену, убедив, что предварительная разведка была необходима, и возьмите его с собой для повторного разговора. По его ходу вы можете помогать Огрену, и в этом случае парочка снова сойдется, а гном сильно прибавит вам в Одобрении. В противном случае Фельзи прогонит Огрена, а он в свою очередь сильно обидится на вас. Разговор с Фельзи завершит квест, и его окончание повлияет на эпилог для Огрена. Момента кризиса у него нет.

Логейн

Логейна можно присоединить к отряду после Собрания Земель, если вы его пощадите. Алистер при этом вас покинет, поэтому Логейн так же специализируется на мече со щитом. Для него не существует особых подарков, персональных квестов и моментов кризиса. Его Одобрение невозможно довести до отметки Дружба — максимум оно останется Уважением.

Отмечаемая по всему Ферелдену Сатиналья всегда сопровождается бурными застояльями и неудержимым весельем. В этот радостный день принято дарить друзьям и близким подарки, а также разыгрывать их, стараясь при этом самому не стать жертвой хитроумного розыгрыша. Чтобы ваши верные соратники и компаньоны не остались обиженными и не скучали вы можете одарить их или подшутить над ними с помощью предметов из Набора праздничных подарков и Набора праздничных сюрпризов. Праздничные подарки и сюрпризы предоставляют игроку возможность изучить всю глубину системы отношений со спутниками в Dragon Age: Начало, вызывая у них ненависть или обожание. Наборы праздничных подарков и сюрпризов можно приобрести по отдельности или в комбо-наборе, включающем и подарки, и сюрпризы для розыгрышей.Доп. информация: Праздничные подарки и сюрпризы могут быть использованы только в оригинальной игре Dragon Age: Начало, и доступны следующим персонажам:

* Алистер

* Лелиана

* Морриган

Подарки. Когда отдаешь подарок дает +50 к репе и подарок становится юзабельным из инвентаря.

Алистер - Кукла-марионетка Серый Страж Алистер может играть с этой куклой и игрушечной лошадкой.

Винн - Амулет воспоминаний Винн может вызывать воспоминания.

Морриган - Кукла Алистер Морри может веселиться нанося оскорбления кукле Алистера. Вуду Пипл! Алистер получает временный штраф к ловкости

Шейла - Камень-питомец Шейла может показать нам простые радости заведения каменного питомца. Ещё мы даем ему имя

Огрен - Подбородная фляга Огрен может дать волю своей любви к пьянству. Бонус к силе

Лелилана - Толстая лютня На этой лютне Лелиана может играть

Пес - Палка бросьте эту палку и пес принесет её обратно

Стэн - Заупокойные молитвы кунари Стен может читать традиционную молитву кунари

Зевран - Редкий антиванский бренди Зевран может стать учтивей если напьется бренди и получит бонус к ловкости

Логейн - Щит короля Мерика Логейна не брал

Дурацкие подарки это кусок угля -5 к репе и сгнившая луковица -10 к репе. По 50 штук каждого.

Розыгрыши. Дают -50:

Алистер - Полная генеалогия королей Ферелдена подарок исчезнет

Винн - Палка кошатницы остается в инвентаре и можно вызывать кошку

Морриган - Песнь света - полная версия подарок исчезнет

Шейла - Несокрушимый голубь садится на плечо Шейлы вместо кристала. Плюс Шейлу преследуют вороны!

Огрен - Ароматное Мыло стоит трет лицо руками. Может юзать в итоге любой

Лелилана - Отвратительные сапоги получаем в инвентарь сапоги

Пес - Защитный конус вокруг головы конус. Вместо ошейника

Стэн - Меч-бабочка получаем меч с силой радуги! Ещё он привлекает мотыльков. Носить может не тольно Стэн.

Зевран - Пояс верности нельзя снять, но есть ключ поэтому мы можем дать Зеву свободу..и так можно постоянно одевать и снимать

Логейн - Орлесианская маска Логейна не брал

Подарки для извинения это сахарный торт +5 и продуманный подарок +10. По 50 штук каждого.

1) Существует три способа получения новых подарков:

Вы можете найти их во время изучения мира - обязательно проверяйте все сундуки и шкафы

Вы можете купить их у продавцов - некоторые купцы продают более одного подарка

Вы можете украсть их у определенных гражданских лиц - обращайте внимание на людей, помеченных желтым цветом.

2) Не рекомендуется продавать любые подарки, которые вы найдете, потому что вы не сможете их выкупить. То же самое и с предоставлением их случайному человеку. Помните, что если вы дарите подарок нужному человеку, вы можете получить 5-15 очков одобрения. Если вы не уверены в том, кто должен получить подарок, сохраните игру.

3) Старайтесь не давать более 2-3 подарков подряд одному и тому же человеку, потому что вы начнете получать меньше очков за каждый следующий подарок. Как правило, лучший вариант - давать один подарок на человека за каждое пребывание в лагере.

4) Если большинство ваших спутников отказываются принять определенный подарок, есть шанс, что этот предмет является уникальным подарком, и вам следует «зарезервировать его» на потом или найти человека, который будет очень рад получить его. В большинстве этих случаев поиск получателя приведет к получению как минимум 10 очков и, возможно, даже к открытию новой темы разговора.

5) Избегайте передачи подарков, оставаясь в открытом мире. Вместо этого всегда возвращайтесь в лагерь, и как только вы окажетесь в безопасной зоне, начните раздавать подарки.

В первом столбце на приведенной ниже таблице указано местоположение подарков, и вам необходимо использовать под таблицей, чтобы найти их. Например:

- M21, P1 означает, что вы должны открыть карту 21 и найти символ P1

- M21, 1 означает, что вы должны посмотреть на карту 21 и найти купца, помеченного 1 (вы должны купить подарок вместо того, чтобы просить его или красть)

- M21, 1 означает, что вы должны посмотреть на карту 21, найти человека, помеченного 1, и либо начать разговор, либо украсть подарок, используя навыки кражи.

Во втором столбце отображается название подарка.

В третьей колонке предложено, кто должен получить подарок, чтобы получить максимальное количество очков очков. В некоторых случаях (общие подарки) более одного человека могут выбрать любого члена вашей команды.

Важно! Вы можете увеличить свои шансы разблокировать общие подарки, посетив определенных купцов много раз. Вино является одним из немногих примеров здесь. Вы также можете получить несколько редких подарков, отправив свою гончую мабари, чтобы найти предметы из окружения, и если вам повезет, собака принесет вам что-то ценное.

Локация Подарок Кому
дарить
M25, 2 (купец) Эль Огрен
M27, 1 (купец) Эль Огрен
M65, 2 (купец) Эль Огрен
M29, P2 (стол) Амулет матери Алистера Алистер
M48, 2 (купец) Кувшин короля задворок Огрен
M65, 3 (купец) Древняя карта Империи Логэйн или Стэн
M27, P1 (цветок) Милость Андрасте Лелиана
M42, P1 (цветок) Милость Андрасте Лелиана
M66, P1 (цветок) Милость Андрасте Лелиана
M60, P1 (сундук) Антиванские кожаные ботинки
M21, P1 (мешок) Говяжья кость Гончая мабари
M34, P3 (сундук) Говяжья кость Гончая мабари
M33, P1 (стол) Черный гримуар Морриган
M55, P1 (сундук) Черный рун. камень Алистер
M25, P2 (сундук) Бронзовый символ Андрасте Лелиана
M33, P5 (трупы) Амулет Церкви Лелиана
M61, P2 (свитки) Медовуха из хасиндской сумки Огрен
M68, 1 (купец) Карта современного Ферелдена Логэйн
M42, P3 (сундук) Долийские перчатки из оленьей кожи
Находит собака Пара грязных панталон (отправьте свою собаку на поиск во время пребывания в Лотеринге) Стэн или Зевран
M61, P1 (книжная полка) Секреты Драконьей Крови Винн
M65, P1 (стойка для доспехов) Щит Дункана (чтобы получить доступ к камере со щитом, вы должны сначала выполнить квест и получить ключ от Серого Стража по имени Риордан) Алистер
M57, 1 (купец) Травленый серебряный символ Лелиана
M45, P1 (саркофаг) Изысканный свиток Винн
M24, P1 (сундук) Морриган
Находит собака Найденный пирог (отправьте свою собаку на поиск во время пребывания в Лотеринге) Гончая мабари
Находит собака Сельский запас Гарболга (отправьте свою собаку на поиск во время пребывания в Лотеринге) Огрен
M48, 1 (купец) Браслет с самоцветами кто-нибудь кроме собаки
M48, 1 (купец) Золотой амулет Морриган
M63, P1 (труп) Золотой кулон демона Морриган
M48, 2 (купец) Золотые серьги кто-нибудь кроме собаки
M48, 1 (купец) Золотое зеркало Морриган
M25, 2 (купец) Золотое веревочное ожерелье Морриган
M26, 1 (купец) Золотое веревочное ожерелье Морриган
M25, P1 (сундук) Золотая коса Черной Эры Огрен
M48, 2 (купец) Золотой символ Андрасте Лелиана
M65, 2 (украсть у Санги) Головная повязка кто-нибудь кроме собаки
M29, P1 (сундук) Баранья кость Гончая мабари
M45, P2 (саркофаг) Белый срез Огрен
M60, P1 (сундук) Медальон Морриган
M29, P4 (сундук) Карта оккупированного Ферелдена Логэйн
M65, P2 (шкаф) Карта Андерфелса (чтобы получить доступ к камере со щитом, вы должны сначала выполнить квест и получить ключ от Серого Стража по имени Риордан) Логэйн
M73, P1 (куча сокровищ) Средний золотой слиток Зевран
M59, P1 (сундук) Средний серебряный слиток Зевран
M49, 2 (гном) Наг (Важно! Обязательно завершите квест . После этого вы должны найти пропавших нагов, поговорите с Лелианой об этих существах, а затем поговорите с гномом, чтобы получить подарок для нее.) Лелиана
M43, P1 (куча костей) Ониксовая статуэтка демона Алистер
M42, P2 (булыжник) Воловья кость Гончая мабари
M42, P2 (булыжник) Раскрашенный небесный шар кто-нибудь кроме собаки
Картина мятежной королевы Стэн
M47, 1 (купец) Портрет девочки с гусями Стэн
Старый Тегрин (случайная встреча) Атласная обувь Лелиана
M25, 2 (купец) Блестящее золотое кольцо Алистер или Лелиана
M25, 1 (купец) Серебряный браслет кто-нибудь кроме собаки
M41, 1 (купец) Серебряная брошь Морриган
M33, P4 (туалетный столик) Серебряная цепь Морриган
M48, 2 (купец) Серебряное кольцо с головой демона кто-нибудь кроме собаки
M29, P3 (сундук) Серебряный каркасный натюрморт Стэн
M44, P1 (дракон) Серебряный медальон Морриган
Старый Тегрин (случайная встреча) Серебряный меч милосердия Лелиана
M25, P3 (сундук) Маленькая резная статуэтка Алистер
M34, P4 (зачарованный храмовник) Маленький золотой слиток Зевран
M60, P2 (сундук) Маленький серебряный слиток Зевран
M28, P1 (сундук) Стальные наручи Зевран
M65, P3 (сундук) Стальной символ Андрасте Лелиана
M27, P2 (сундук) Меч Стэна Стэн
M29, P5 (сундук) Каменная статуэтка дракона Алистер
M62, P1 (Куча мусора) Каменная статуэтка воина Алистер
M34, P2 (туалетный столик) Sun blonde vint -1 Огрен
Находит собака Спутанный комок пряжи Гончая мабари
Находит собака Потрепанная тетрадь Винн
M29, P6 (книжная полка) Геррины из Ферелдена Винн
M33, P3 (кипа книг) Роза Орлея Винн
M53, P1 (сундук) Поиски истинного пророка Винн
M64, 1 (украсть у Хайбрен) Тиара кто-нибудь кроме собаки
M56, P1 (сундук) Тотем Стэн
M23, P1 (бочка) Племенное ожерелье Морриган
M68, P1 (сундук) Телячья кость Гончая мабари
M33, P2 (трупы) Запятнанный портрет Стэн
M34, P1 (одержимый) Белый рунический камень Алистер
M25, 1 (купец) Вино Винн
M32, 1 (купец) Вино Винн

В игре Dragon Age: Origins очень важную роль в процессе прохождения играют спутники, коих вы сможете встретить аж десять. Если подружиться с ними и построить крепкие взаимоотношения, можно периодически получать приятности в виде бонусов к вашим способностям, также получать доступ к квестам. Ну и конечно это очень кстати, когда возникает кризисная ситуация.

Лелиана познакомится с вами во время сражения с Логелайном

Также можно перейти за пределы дружбы и начать встречаться с некоторыми персонажами. Для этого вам следует пройти персональный квест избранника. Также стоит не забывать о том, что спутник уйдет, если уровень одобрения ваших действий у них снизится и будет меньше ста. Также, если некоторые Dragon Age спутники вам надоели, вы всегда можете сами с ним попрощаться. В кризисных ситуациях любой герой-спутник может на вас разозлиться и превратиться во врага - не исключены стычки.

Спутники в Dragon Age: общая информация

По всему игровому миру расположены некоторые места, куда вам стоит попасть в поисках спутников. Именно там вы начнете с ними разговаривать, и сможете открыть даже какой-то внесюжетный квест, о котором вам расскажет ваш партнер по диалогу. Если вы хотите начать разговор, то вам следует пойти в Лотеринг, в Редклифф (мост), в северную часть Торгового квартала Денерима, мостик в Орзамарии, также можно пойти в Башню Магов и в лагере долийцев. При этом, шанс начать говорить со спутником можно использовать только раз. Если захотите снова - придется опять входить в локацию.


Алистер будет сопровождать вас практически с начала игры

Страж, который вас сопровождает, тоже может говорить с теми, кто идет с ними. При этом, локация лагеря позволяет выбирать множество тем. Ваш друг может стать сам инициатором разговора. Это служит для того, чтобы открывать квесты и работать над уровнем взаимоотношений.

Список спутников:

  • Алистер - солдат, который станет вас сопровождать практически со старта игры. Если вы поступите так, как ему не понравится, он может от вас уйти во время Собрания земель.
  • Морриган - это волшебник. Он является еще и оборотнем, которого вы встретите тогда, когда сюжет приведет вас к Ишалу.
  • Лелиана - эта девушка познакомится с вами в процессе сражения с Логелайном.
  • Зевран - настоящий бандит, которого вы узнаете на Длинной дорогею / Morrigan (маг-оборотень, энтропия, 181 страница Кодекса) — присоединяется после спасения из башни Ишала.
  • Стен - его вы выкупите из служения преподобному в Лотерингею
  • Винн - это врач-маг, который сможет стать вашим спутником, во время оказания поомщи Кругу Магов.
  • Огрен - это берсерк, который станет вашим спутником тогда, когда вы отправитесь за Совершенной Бранкой на Глубинные тропы.
  • Шейла - воительница, которая захочет быть вместе с вами, когда вы активируете металом управления а Хонлите. Она является дополнением к основной игре «Каменная пленница».
  • Логейн Мак-Тир станет заменой Алистеру в финале Собрания земель.

Каждый персонаж обладает своим характером:

  • Лелиана, Винн, Алистер — добрые герои, однако могут занимать нейтральную позицию. хаотично-доброе, нейтрально-доброе, упорядоченно-доброе.
  • Морриган, Зевран, Стен — злобные герои, хотя могут тоже становиться нейтральными.
  • Шейла, Огрен, Логэйн — нейтральные персонажи.

Dragon Age: подарки спутникам

Своим товарищам вы можете презентовать дары с целью увеличить уровень оказываемого влияния на персонажа. Практически всегда то, что вы дарите, будет интересно только одному из спутников. Так что не стоит переживать, что это будет нужно ще кому-то и тот, куме не подарят, обидится. К примеру, Лелианне безумно нравятся религиозные талисманы церкви, а вот Морригану такое лучше не дарить.

Для того, чтобы в Dragon Age подарки спутникам дарить тому, ктов них нуждается, нужно обратиться к специальному Кодексу. Там есть все о том,к ак сделать выше Влияние вплоть до 25 уровня. А так же можно узнать из диалогов. Некоторые дары провоцируют спутника на то, чтобы с вами поговорить.


Зевран очень любит драгоценные слитки и кожаные изделия

Кстати, если вы будете пытаться подарить подарок не тому, кому он нравится, спутники будут просто отказываться. Но это касается только особенных подарков. Ведь есть такие, которые подходят всем.

Каждый дар повышает уровень одобрения на целых десять баллов. Однако с каждым следующим этот количество начисляемых баллов будет уменьшаться на единицу. Однако есть одна категория подарков, которая дает возможность заработать больше баллов, чем 10 - это Особые подарки. Они появляются в том случае, когда вас попросит сам спутник. Только тогда вы узнаете, что им надо. К примеру, Зевран вам может попросить о долийских перчатках, они повысят уровень влияния на 12 баллов.

Все простые подарки, которые можно давать каждому спутнику, могут повысить уровень лишь на пять баллов. Однако если вы дарите с негативным умыслом, влияние падает.

Влияние лучше всего повышается тогда, когда вы общаетесь с вашим сопровождающим, а если вы еще и с ним встречаетесь, то можно с легкостью повысить до сотни.


Dragon Age: подробно о каждом спутнике

Алистер очень верен вам, не покинет даже в том случае, если вы добъетесь уровня влияния и одобрения в минус сто. Он не выгоняем. А если вы достигните высокого уровня Одобрения, то Алистер поможет вашему Стражу, чтобы тот стал Храмовником.

У Алистера имеется особый квест «Семья Алистера», для этого вам нужно будет отправиться с Алистером к его сестре.

Избавиться от этого спутника возможно только в случае том, если вы не убьете Логейна.

А чтобы Алистер в вас влюбился (если вы играете персонажем-женщиной), то вы должны будете лишь пойти на флирт. Далее есть два варианта финала: замужество, разрыв.

Морриган

Морриган попадет к вам тогда, когда на этом настоит Флемет. Морриган сумеет превратить вас в такого же оборотня, как она. Она избирательна в том, кому помогать, а также не любит, когда вы слишком добры к окружающим.

Ее особый квест называется «Гримуар Флемент». И для этого в Dragon Age спутники должны вместе с вами направиться на поиски Черного Гриммуара. Он будет у Ирвинга.

Чтобы закрутить роман с Морриган, необходимо добиться уровня влияния в 30 и остаться с ней наедине. После этого, она может подарить вам магический перстень, однако никакого хеппи энда с ней не будет.

Уйти она может перед сражением в финале игры или уйдет после того, как вы победите.

Девушка познакомится с вами тогда, когда вы сразитесь с воинами Логейна. Она поможет вам узнать, какой специальности Бард. Ее квест - это ее Прошлое. Чтобы протий это задание, вам надобно пообщаться с Марджолайн,а после с Лелианой. В некотором случае вы сможете сделать ее жестче, если станете в диалоге с ней настаивать на схожести Лелианы и Марджолайн.

Завести роман с Лелианой можно хоть женщиной, хоть мужчиной. Если все будет хорошо, вы получите от нее колечко.

Если же в процессе прохождения «Урны священного праха» вы каким-либо образом оскверните прах, то Лелиана попытается вас покинуть. Лишь ужесточенные Dragon Age спутники не сделают такого.

Зевран и его компания бандитов совершит нападение на вашу группу. Вы можете либо убить его, либо взять в команду, после того, как разберетесь с другими. Он превратит вас в убийц.

У него нет своего задания, однако возникает критическая ситуация - вы можете пересечься с Талисеном. Если вы в плохих взаимоотношениях с Зераном, он уйдет к другому. Далее вы даже сможете сражаться с Талисеном.

С Зевраном можно завести роман любому полу.

Мабари

Мабари - это собака, которая может вам достаться еще в прологе, если вы выбрали игру за Знать. А если нет, то вам стоит пройти задание Псаря.

Стен

Dragon Age спутники могут появляться в любой момент. Так вы познакомитесь со Стеном - вам нужно будет помочь ему уйти от преподобной матери.

Его задание связано с возвращением мечаю Он находится у гнома Двина из редклиффа. Его можно будет либо выкупить, либо забрать силой, либо отыскать в жилье.

Стен может уйти от вас, если вы возьмете его в Убежище из «Урны священного праха».


Винн

Винн, как и остальные Dragon Age Origins спутники присоединится в ходе прохождения «Разорваного круга». И вот вы должны будете еще и пройти ее особенный квест. Называется «Сожаление Винн». И вот девушка поведает вам о персонаже Айнерин.

И только когда вы его отыщите, чтобы поговорить, квест будет считаться пройденым.

Винн может уйти тогда, когда вы расскажете о своем намереньи воевать с магами или же вы осквернили прах.

Огрен

У этого спутника к вам есть свое задание: вам нужно будет найти его любимую Фельзи.

Также в игре есть тайный соратник.

Логейн

Логейн присоединится к вам тогда, когда вы не убьете его в Собрании Земель. Однако у Алистера тогда возникнет обида - он вас покинет вместо этого.