Что делать если у ребенка постоянные истерики. Как бороться с детской истерикой: советы психолога

Трёхлетний возраст – особый период в жизни ребёнка и родителей. Именно в это время многие взрослые особенно часто сталкиваются с истерическими припадками.

Ребёнок кричит, падает на землю, бьётся головкой о стену или пол, отказывается выполнять просьбу мамы или папы. Родители, конечно, теряются и не всегда понимают, как бороться с детскими истериками. У одних деток внезапные приступы дурного настроения быстро проходят, другие же могут истерить годами.

Что делать? Советы психолога помогут вам правильно реагировать на капризы и найти подход к кричащему ребёнку.

Специалисты советуют различать истерические приступы и капризы. К последним ребёнок чаще всего прибегает специально, желая заполучить нужный предмет, внимание взрослого или что-то запретное или недосягаемое.

  1. Нельзя паниковать, демонстрировать, что столь безобразное поведение вас хоть чем-то задевает. Часто к детской истерике присоединяется материнская, что только усиливает эмоциональный взрыв и накаляет страсти.
  2. Обязательно постарайтесь разобраться, что именно послужило «провокатором» истерического приступа. Иногда бывает достаточно избавить ребенка от утомительных походов по гостям, меньше включать различные компьютерные игрушки или мультики. Если причина в недомогании, необходимо обратиться к доктору.
  3. Лучше всего попросту игнорировать эмоциональный взрыв. Конечно, не следует ребёнка в три года оставлять наедине или в общественном месте, но будьте в поле детского зрения, одновременно оставаясь равнодушным. Обычно приступ быстро подходит к финалу, если отсутствуют благодарные зрители.
  4. Не уступайте ребенку, если истерические припадки необходимы для получения чего-либо. Малыши быстро понимают, как извлечь выгоду из ситуации, поэтому начинают манипулировать слёзками и криками, особенно если мама стесняется подобных приступов.
  5. В начальной стадии, когда ребенок ещё может вас услышать, можно попробовать поговорить, объяснить, отвлечь каким-либо действием или ярким предметом. Иногда подобные отвлекающие манёвры срабатывают.
  6. Если ребенок чувствителен к тактильному контакту, во время приступа его можно приобнять, прижать к себе, шептать тихим голосом нежные слова. Это поможет предупредить самотравмирование, поскольку некоторые ребятишки склонны наносить себе увечья.

Наказания во время истерических припадков не улучшат ситуацию. Все воспитательные беседы и дисциплинарные методы нужно начинать лишь после того, как всё устаканится.

Что делать после истерики?

Многие родители не представляют, как быть с ребёнком после прошедшего истерического приступа. Если эмоциональные взрывы происходят постоянно, случаются и дома, и в детском саду, то вам придётся научить ребенка правильному способы выражения своего настроения.

Непосредственно после истерики нужно объяснить ребенку, как вас огорчило его поведение. Именно поведение, а не сам малыш. Продемонстрируйте, что вы по-прежнему его обожаете, однако вам хочется гордиться им каждую минутку, а не только когда он хорошо себя ведёт.

Ребенку нужно на реальном примере объяснять, как именно необходимо показывать различные эмоциональные проявления – гнев, злость, раздражение, счастье или упоение. Малыш обязан понять, что достичь желаемую вещь можно не только рёвом и дрыганьем ножками.

Возможно, на подобную «науку» уйдёт неделя или два-три месяца. Длительность обучения будет зависеть от темперамента ребенка. Маленькие холерики более склонны к истерическим приступам в силу подвижной нервной системы, чем сангвиники и флегматичные детки. Меланхолики тоже могут впасть в истерику, однако она будет проходить без чрезмерно бурных проявлений эмоций.

Чаще всего родители самостоятельно справляются с приступами истерики у 3-летнего ребенка. Однако в некоторых ситуациях без поддержки психолога или даже доктора нельзя обойтись.

Если истерические припадки у малыша случаются регулярно в течение месяца и дольше, можно предположить о наличии у ребенка какой-либо неврологической болезни.

Консультации и советы невропатолога нужны, если:

  • во время приступов у ребенка пропадает сознание или он перестаёт дышать;
  • после истерики у малыша начинается одышка, рвота, он становится вялым, его клонит ко сну;
  • приступы учащаются и утяжеляются;
  • ребенок наносит травмы себе или родственникам (воспитателям в саду);
  • истерики сочетаются с прочими психологическими нарушениями (фобиями, резкой сменой настроения, ночными страхами);
  • ребенок продолжает истерить в четыре года или пять лет.

Если подобные симптомы отсутствуют, но детские поступки продолжают вас тревожить, лучшим выходом станет консультация и советы психолога.

Вот почему следует обратиться в психологический центр, чтобы обсудить возможный выход из ситуации.

Профилактические меры

Истерические приступы часто встречаются у детей в возрасте трёх лет. И их проще предотвратить, чем потом с ними сражаться. Основные советы касаются упорядочения дневного распорядка, приведению требований родителей и бабушки к ребенку к единообразию и работе над собой.

Истерика - это состояние крайнего нервного возбуждения, приводящее к потере самообладания. У детей от года до пяти лет она проявляется чаще всего громким криком, плачем, катанием по полу и размахиванием руками и ногами. Иногда дети в припадке истерики могут биться головой о стену, кусать себя и окружающих. Ребёнок в этом состоянии не может адекватно воспринимать обычные методы общения и поэтому бесполезно пытаться ему что-то объяснить или доказать. Дети пользуются истерикой, когда понимают, что на вас она действует.

Причины, по которым дети устраивают истерики

  • Стремление обратить на себя внимание. Чтобы истерика не возникла по этому поводу, нужно заранее предупредить ребёнка, что в какой-то ситуации вы не сможете уделить ему время, и предложить ему альтернативный вариант для самостоятельного занятия.
  • Старание добиться чего-то желаемого. В этом случае не надо немедленно отказываться от своего решения, нужно несколько раз уверенно сказать «нет», если запрет действительно обоснован, и продолжать заниматься своими делами.
  • Неспособность выразить словами своё недовольство. Вы должны научить его выражать свои эмоции другими способами.
  • Утомление, недосыпание, чувство голода. Для детей, склонных к истерикам очень важно соблюдение распорядка дня. Его надо кормить и класть спать вовремя, не допускать переутомления, не играть в активные игры перед сном, не гулять слишком долго, не допускать возле него большого скопления малознакомых людей, не посещать различные новые для него зрелищные мероприятия. Если нужно рано утром идти в детский сад, разбудите ребёнка заранее и дайте ему время окончательно проснуться, иначе, если он закатит истерику, у вас не будет времени применять приёмы
  • Состояние во время или после болезни. Понятно, что мама должна вовремя заметить признаки надвигающейся простуды или наличие у своего ребёнка хронически проблем со здоровьем. В этом случае ему нужно создать щадящий психологический режим и обратиться к врачу.
  • Желание подражать взрослым или сверстникам. Нелепо требовать от ребёнка хорошего поведения, если вы сами часто срываетесь и нервничаете, когда вас что-то не устраивает. Ведите себя так, как вы хотите, чтобы вёл себя ваш ребёнок. Если он повторяет за истеричными детьми, нужно постараться объяснить ему, что так себя вести нехорошо, и при отсутствии эффекта постараться свести к минимуму подобные общения.

Часто бывает, что мы сами, неосознавая того, провоцируем истерики у детей. Это происходит, когда родители, бабушки и дедушки чересчур опекают или применяют патологическую строгость к ребёнку, что подавляет его самостоятельность и проявление инициативы.

В то же время, отсутствие необходимой родительской опеки, недостаточно отчётливое выражение своего отношения к положительным и отрицательным поступкам ребёнка, а также невыработанная система поощрений и наказаний так же отрицательно влияет на ребёнка - порождает вседозволенность и в тоже время неуверенность в себе, неспособность определить границы поведения, которые нельзя переходить.

Излишняя заласканность, потакание его капризам и отсутствие разумных требований также приводит к воспитанию капризных, истеричных детей.

Ошибки воспитания играют, несомненно, большую роль в формировании поведения ребёнка, однако нужно ещё раз подчеркнуть, что они являются лишь провоцирующими факторами, а корень всех проблем лежит в особенностях нервной системы ребёнка, которые являются врождёнными. И как раз в раннем детстве эти особенности проявляются наиболее ярко.

Различают несколько типов нервной системы ребёнка. Каждый тип имеет свои признаки, по которым можно определить, к какому складу нервной системы относится ваш ребёнок. Определить это нужно как можно раньше, чтобы выработать правильную тактику обращения с ребёнком, и этим помочь ему адаптироваться к различным жизненным ситуациям, что в конечном итоге, поможет ему вырасти уверенным в себе и способным адекватно переносить стрессы. Разберём основные типы нервной системы у детей и то, как нужно вести себя родителям, чтобы избежать конфликтов.

Итак, слабый тип нервной системы характеризуется замедленными процессами возбуждения и торможения. Такой ребёнок очень впечатлительный, подвержен тревоге и страху. Он необщительный, замкнутый, глубоко переживает обиды. Не любит конфликтов, плохо переносит изменения в своей жизни. Часто у него снижена самооценка, но он адекватно умеет анализировать свои чувства и эмоции. У такого ребёнка часто меняется настроение, его легко вывести из равновесия. Но он никогда не будет проявлять свои эмоции громким криком, недовольство будет выражать упорным хныканьем, которое не прекратится до тех пор, пока вы не обратите на него внимание. В стрессовых ситуациях у него парализуется воля, теряется контроль над своим поведением, он становится невменяемым. В сильном расстройстве такой ребёнок способен на непредсказуемые действия. У такого ребёнка неустойчивый аппетит и некрепкий сон.

Воспитывая, старайтесь относиться терпеливо к его промахам, не скупитесь на заслуженные ласки и похвалы, чаще привлекайте его к общению с близкими людьми. Вместе с ним занимайтесь домашними делами, мотивируя тем, что вам нужна его помощь. Делайте так, чтобы он достаточно отдыхал, максимально оградите его от шумных мероприятий, от резких перемен в жизни.

Второй тип нервной системы – сильный . Процессы возбуждения и торможения уравновешенны. Дети такие редко бывают в плохом настроении. Нервничают только по довольно весомым причинам. Легко сходятся с детьми, спокойно адаптируются в разных ситуациях, конфликты разрешают легко и быстро. Они легко увлекаются, но быстро меняют эти увлечения, в связи с этим часто не держат обещания. Такие дети легки в воспитании, они редко создают проблемы. Однако если систематически нарушать режимные факторы, дети начинают меняться и вести себя, как дети со слабой нервной системой.

Следующий тип нервной системы – неуравновешенный . Процессы возбуждения преобладают над торможением. Такие дети легковозбудимы, даже новая игрушка может вызвать бурную реакцию. Спят они недолго и неглубоко, легко просыпаются от малейшего шороха. В обществе часто ведут себя шумно, любят быть в центре внимания. Легко отвлекаются, поэтому не могут довести дело до конца. Детям с такой нервной системой нравится руководить, так как это получается лучше, чем заниматься однообразным делом. Если ребёнку в резкой форме указать на ошибки, он начнёт злиться и кричать, и, добившись, своего будет использовать скандалы постоянно. Любит всего достигать быстро и обязательно успешно. Если не получается, сразу теряют интерес.

Воспитывайте таких детей ненавязчиво. Помогайте им закончить начатое дело, так они научатся терпению. Научитесь чувствовать момент, когда ребёнок перестаёт воспринимать то, что вы пытаетесь ему донести и начинает противостоять вам - меняйте тему, иначе может начаться истерика. Периодически аккуратно внушайте ему, что его поведение не всегда правильно. Подавайте ему пример своим спокойствием, ведь он любит подражать вам.

И последний тип нервной системы – медлительный . Процессы торможения преобладают над возбуждением. Малыши такие крепко спят, хорошо кушают, до года быстро и выше нормы набирают вес. Эти дети спокойны, рассудительны, у них не бывает необдуманных поступков, ему комфортно в одиночестве, т.к. никто не отвлекает его от раздумий. Он долго «раскачивается», однако если возьмётся за дело, обязательно доведёт до конца. Он опасается резких перепадов настроения других людей. Они сдержанны на эмоции, поэтому часто сложно понять их душевное состояние. Такие дети умеют преданно дружить.

Роль родителей состоит в том, чтобы стимулировать ребёнка с такой нервной системой к действиям. Выбирайте такие игры, где нужно немного побегать, громко поговорить. Не ругайте их за медлительность - прежде чем что – то сделать ему нужно собраться с мыслями и понять, что от него требуется. Не спешите всё делать за ребёнка (потому что так быстрее). Помогите ему перебороть свою инертность. Подстёгивайте, устраивая соревнования. И, конечно обязательно подыгрывайте.

К серьёзным истерикам склонны в основном дети со слабым и неуравновешенным складом нервной системы.

У детей до года, истерики могут выражаться в приступах длительного истошного плача, возникающего даже при малейшей погрешности в уходе (мокрые пелёнки, голод, длительный промежуток между периодами сна, погрешности в питании кормящей матери). Их очень трудно успокоить, даже если эти погрешности устранены. Вызваны такие истерики, как правило, повышением внутричерепного давления и помочь в этом случае может только невропатолог. У новорождённых это бывает вследствие нарушения течения беременности и родов у матери, а иногда и проявлением врождённых заболеваний головного мозга.

Стадии истерики

Стадия крика – ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг.
Стадия двигательного возбуждения – начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками.
Стадия рыданий – ребёнок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом.

Если во второй стадии на ребёнка не обращать внимания, то третья не наступит. В третьей стадии вы обязательно должны помочь ребёнку успокоиться, иначе она может продлиться бесконечно долго, та как ему трудно справляться со своими эмоциями. Обнимите его, прижмите к себе, посадите на колени и покачайте. Обессилевший малыш, успокоившись, скорее всего, захочет полежать или даже поспать.

Что делать, чтобы истерики у ребёнка возникали как можно реже, а со временем и совсем прекратились.

1. Взрыв эмоций легче предотвратить, чем потом лихорадочно думать, что предпринять.
Нельзя ждать наступление того момента, когда будет трудно что-либо сделать. Вы должны контролировать начинающиеся изменения в настроении ребёнка (недовольство, раздражение, плаксивость), и уметь вовремя отвлечь малыша от предмета, вызвавшего негативную реакцию. Можно предложить заняться чем-то иным, обратить внимание ребёнка на какой-либо другой предмет или явление. Иногда вспышку удаётся остановить проявлением сочувствия к его плохому настроению, при этом нужно попытаться увести его в сторонку и поговорить с ним, успокоить, обнять, ласково погладить по голове. Ребёнок не всегда может понять и объяснить своё состояние, поэтому, помогая выразить словами то, что он чувствует, вы даёте ему возможность расслабиться, способствуете устранению напряжённой ситуации. Со временем, исходя из темперамента ребёнка, вы успешно научитесь пользоваться этим методом.
Но помните, метод отвлекания эффективен только тогда, когда если истерика находится в начальной стадии, и не работает, если она уже в разгаре. Отвлечь ребёнка в этот период уже невозможно, тщетность попыток лишь выведет вас из себя.

2. Дайте ребёнку понять, что вы не терпите истерик.
Если истерика всё-таки случилась, прекратите всякое общение с ребёнком на это время. Не пытайтесь уговаривать, кричать и шлёпать его - это не поможет, а может даже усилить проявления истерики. К тому же из-за воплей вас попросту не услышат. Сделайте вид, что вы его не видите. Если потребуется, оденьте наушники, но не реагируйте. Когда обстановка немного разрядиться, вы можете начать применять различные приёмы, позволяющие утихомирить ребёнка.

3. Во время истерики нужно ненадолго изолировать ребёнка
Отведите ребёнка в отдалённое место, где не должно быть детей, игрушек и телевизора. Пусть поймёт, что когда он ведёт себя неправильно, ему не будет позволено играть с другими детьми. В этом месте ребёнок должен находиться, столько, сколько понадобиться времени, чтобы он успокоился. При повторной истерике, его нужно вернуть на прежнее место и опять оставить там на какое-то время, но не выпускать его полностью из поля зрения. Главное в это время - самому сохранять спокойствие. Однако он должен запомнить, что истерика – не повод, чтобы увиливать от домашней работы или от выполнения уроков и, придя в норму, ему доведётся закончить работу.

4. Ваша тактика действий во время истерик ребёнка должна быть всегда одинаковой.
Алгоритм ваших действий при вспышках должен повторяться. Даже тогда, когда это происходит в общественных местах. Да, будет неприятно, но знайте, что окружающие не раз оказывались в таких ситуациях. Найдите в себе силы и будьте уверенны, что делаете это во благо своего ребёнка. Если такие вспышки эмоций возникают и при общении с другими людьми, нужно рассказать им, как правильно себя вести в такой ситуации и предупредить, чтобы не обращали внимания на ребёнка до того времени, пока он не успокоится. Общайтесь с этими людьми, дабы оценить успешно ли идёт перевоспитание.

5. Расскажите ребёнку, как нужно цивилизованно выражать своё недовольство.
Обычно дети закатывают истерики потому, что не знают, как по - другому выразить свои чувства. Дайте понять, что ничего плохого в его скверном настроении нет, что все люди иногда расстраиваются, но нужно уметь сказать о том, что не нравится. Назовите несколько слов, которые он может использовать (например: я рассержен, я в гневе, я очень недоволен, мне грустно, мне скучно) и прорепетируйте их вместе с ребёнком. Поощряйте его похвалой каждый раз, когда он будет говорить о своих волнениях.

Для борьбы с истериками ребёнка, вам нужно уметь сохранять спокойствие.

Сделать это порой очень трудно, особенно, когда истерика случается в самый неподходящий момент. Но вы должны уметь сдерживать себя. Если всё же вы разгневались, глубоко вдохните, и выйдите на 3 минуты в другую комнату. Вам нужно потерять с ребёнком зрительный контакт. Но перед этим предупредите, что вы даёте ему время успокоиться и сейчас вернётесь. Пользуйтесь одной и той же фразой и больше ничего не говорите. Главное здесь спокойствие и молчание. Готовьтесь к разрухе в комнате, где остался ребёнок, но не наказывайте его за это. Этот метод называется «тайм-аут» . Он прост, универсален и способен помочь в сохранении спокойного расположения духа и контроля над гневом. Однако знайте, что в последующем, вы должны увеличить количество времени, проводимого с ребёнком за совместными играми, иначе, из-за частых тайм – аутов, он может озлобиться и потерять доверие к родителям.
После истерики ведите себя так, как будто ничего не произошло. Не надо комментировать произошедшее. Пусть ребёнок опять заслужит ваше расположение.

Через две – три недели таких приёмов, истерики у вашего ребёнка должны стать реже.

Если, несмотря на ваши усилия и терпение, плохое поведение всё-таки сохраняется, нужно обратиться неврологу, который назначит обследование. Если обследование не выявит отклонений, невролог назначит консультацию психолога или психотерапевта, который определит, есть ли у ребёнка психические нарушения и надо ли проводить медикаментозное лечение.

Ребёнку с возбудимой нервной системой можно помочь лёгкими успокаивающими средствами. Это могут быть отвары успокаивающих трав, успокоительные сборы.

Успокоительный сбор или чай для детей: Фенхель, ромашку, алтей, солодку, пырей (1:1:2:2:2). Две столовые ложки сбора залить стаканом кипятка, кипятить 20 минут, процедить. Принимать в теплом виде по 1 чайной ложке (детям с 1го года) перед едой 3 раза в день или на ночь 3-4 недели. Если аллергия на травы, их употреблять нельзя.

Можно давать детям просто настой пустырника в такой же дозе.

Грудных возбудимых малышей желательно через день купать в растворе хвойного экстракта в течение 20ти дней.

Из препаратов ребёнку разрешается без назначения врача давать только гомеопатические средства (дормикинд, тенотен, нотта, нервохель). Возможно также применение препарата на основе аминокислоты глицина. Поддержать нервную систему ребёнка поможет витаминный комплекс нейровитан. Дозировки препаратов чётко расписаны в инструкции к ним. Все лекарства нужно давать в течение 4х недель, потом сделать перерыв и вновь повторить курс лечения.

Более серьёзные препараты для лечения детей может назначать только врач.

Врач педиатр Сытник С.В.

Детские истерики – это знакомо многим родителям. Ребенок может просто плакать, а может закатывать настоящие истерики: падать на пол, биться головой об пол, орать не своим голосом и прямо таки увечить себя ради несчастной «жвачки» или конфеты, которые он хочет. В особо запущенных случаях все это происходит на публике, в окружении как можно большего числа людей. Часто можно увидеть, как родители в такой ситуации, не зная, что предпринимать, просто соглашаются на требования малолетнего шантажиста, считая, что такой компромисс лучше. По сути, родители ради собственного спокойствия откупаются от ребёнка, не задумываясь о причинах детских истерик.

Родители, которые сталкивались с истерикой детей, знают, что это может начать проявляться уже в 3-х летнем возрасте. Интересно, что одни детки с возрастом «перерастают» эту проблему, а у других это продолжается буквально всю жизнь. И мы можем наблюдать таких великовозрастных истериков в магазине, в транспорте, в больнице. На всю жизнь такие люди остаются эмоционально неустойчивыми личностями. Если ребенок закатывает истерики, это надо воспринимать не как каприз, а как тревожный сигнал.

Какие дети склонны к истерикам

Можно заметить, что не все дети истерят. Некоторые в принципе на это не способны, другие – только идут на поводу у заводил, как бы подхватывая общий истерический настрой, например, в группе в детском саду.

Прежде всего, хотелось бы отделить собственно истерику от сходных с ней проявлений. Часто родители называют истериками просто скандальные требования ребенка купить-дать-уступить что-то. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет такую скандальность как проявление кожного вектора , которая является следствием нереализованной потребности человека (и человечка) командовать и подчинять. В то время как собственно истерика носит чисто эмоциональный характер.

Истерики являются проявлением зрительного вектора вашего ребенка.

Таких детей не так много - всего 5% людей являются обладателями зрительного вектора. Причина детской истеричности в том, что ему прежде всего не хватает эмоциональной связи с родителями. Вот он и требуют её от родителей. Но и просто эмоциональной связи с родителями бывает недостаточно для полноценного наполнения потребностей зрительного вектора. Читайте более подробно ниже в статье.

Что может ожидать ребенка, который закатывает истерики, в будущем

Родители, которые не справились с истериками ребенка, не сумев установить с ребёнком эмоциональную связь, не научив его адекватно наполнять зрительные потребности, в период от 3 до 12 лет, рискуют вырастить абсолютно неприятного человека, который будет вредить окружающим и себе. Истеричность – это лишь один из аспектов их будущей, взрослой жизни. Кроме того, они не будут способны любить любить, испытывать элементарного сочувствия к другим людям, будут эмоционально шантажировать окружающих, выставлять немыслимые психологические запросы требуя доказательств любви к себе и плакать без повода.

Они даже могут покончить жизнь самоубийством на пике своего абсолютно неадекватного шантажа. «А что? Если мама не хочет купить мне то платье за 5000 на выпуской, зачем мне жить?!» - скажет такая истеричка и порежет вены, хотя на самом деле будет подразумевать, конечно же, не убийство себя, а привлечь внимание к своей персоне и всеми правдами и неправдами заставить близких предоставить ей доказательство любви.

Сегодня мы видим обычного маленького ребёнка, который закатывает истерику маме в магазине из-за игрушки, а уже через 10-20 лет он может стать одиноким и несчастным человеком, неспособным создать искренние эмоциональные отношения, и постоянным клиентом лечебных учреждений. У таких детей, в результате отсутствия должного наполнения зрительного вектора (соответственно возрасту), не развивается способность сопереживать окружающим Врождённый страх не развивается в противоположное ему состояние любви, они живут в вечном страхе - мнительные и испуганные, хотя страх этот чаще всего неосознавемый. Они могут быть хорошо образованными, хорошо разбираться в моде или в живописи, но потребность людей со зрительным вектором испытывать смену эмоциональных состояний никогда не перешагнёт планку страха. и тоски. А за отсутствием способности любить других они будут по-прежнему требовать внимания и любви к себе, при помощи истерик.

Страх, панические атаки, тревожные состояния – это все может их сопровождать всю оставшуюся жизнь.. Сегодня, пока маленький истерик всего лишь ребенок, есть шанс все исправить и вырастить нормального, адекватного, развитого человека. Как же это сделать?

Что делать, если ребенок закатывает истерики?

Нельзя никак не реагировать на эмоциональный шантаж детей. Нельзя поощрять, но игнорировать тоже нельзя. Надо удерживать зрительный контакт, объяснять, почему надо сделать что-то или почему нельзя делать другого. Общайтесь с ним, выслушивайте, пусть ребёнок чувствует вашу любовь. Любые запреты и отказы должны быть адекватными – не забывайте, что бы не послужило причиной эмоционального взрыва - это всего лишь повод для истерики у ребенка, а не истинная причина ее, и нет необходимости эскалировать более глубокий конфликт в ваших отношениях.
Нужно понять, что причина истеричности в ненаполненности эмоциональных потребностей ребенка. В первую очередь, оцените отношения ребенка с мамой. Возможно, между ними не установлено достаточной эмоциональной связи. Мама – это первый человек в жизни ребёнка, это гарант безопасности. Если мама кричит или бьёт, не обращает достаточного внимания на ребёнка, то ребёнок со зрительным вектором ощущает большую эмоциональную нехватку, что и выражается в своеобразном эмоциональном срыве – в виде истерики.

Даже если отношения между мамой и ребенком просто идеальные, глубокие и наполненные теплыми эмоциями, этого может быть недостаточно для зрительного ребенка. Современное поколение зрительных детей обладает крайне высоким темпераментом, и в силе своих желаний часто существенно «переплевывают» родителей. Зрительный вектор ребенка необходимо развивать.

Проанализируйте сказки, которые читаете ребёнку Не читайте ему страшных сказок, и вообще не пугайте никаким образом, даже в шутку. Почаще бывайте на прогулках в разных местах, давайте ему возможность встречаться с разными новыми детьми и взрослыми. Это важно для развития зрительного интеллекта – наполняет зрительные потребности. Обращайе его внимания на красивые места, покормите уток на пруду, или просто голубей. Но не берите животных домой. Эмоциональная связь ребёнку нужна с мамой, а не с кошечкой или собачкой. К тому же неожиданная смерть любимца, с которым у ребенка установилась ощутимая эмоциональная связь, может сказаться на физическом уровне и привести к падению зрения. Постепенно формируйте у ребенка базу для развития сострадания. Смотрите вместе с ним добрые мульфильмы или кино, читайте книги, вызывающие жалость и сочувствие героям историй, желание помочь им. Учите его любви. И тогда в его психическом не останется места для истерик.

Всем привет! Вам знакома такая проблема: ребенок закатывает истерики? Какие чувства тогда охватывали Вас? Что Вы делали в подобной ситуации? Какие методы применяли к своему чаду? Слишком много вопросов? Давайте разберемся с ними.

Любая мама или папа сталкивались хоть раз с таким явлением, как истерики у ребёнка. Да и любой взрослый хотя бы однажды наблюдал такую картину, когда малыш громко плачет, стуча ножками, а окружающие пытаются его утихомирить.

Причины истерики могут быть разные: ребёнок просит купить игрушку, не хочет уходить с детской площадки, требует запрещаемый предмет, не желает делиться игрушками и т. д.

Ребенок закатывает истерики: несколько способов остановить истерику у ребёнка

Все деточки разные, и потому к каждому должен быть индивидуальный подход. Постараемся описать некоторые методы, которые могут помочь разрешить эту нелёгкую ситуацию.

У замечательного детского и семейного психолога Екатерины Кес (Бусловой) есть практический он-лайн курс для родителей с детьми от 1 до 7 лет «Справляемся с истериками и капризами на раз-два-три ».

Этот курс для Вас, если:

— Капризы и истерики Вашего ребёнка беспокоят Вас и Вы хотите хорошо разобраться в этом вопросе.
— Вы хотите точно знать, как правильно реагировать на капризы и истерики так, чтобы они ушли из жизни Вашего ребёнка.
— Вам удобно обучаться через интернет, в домашней обстановке.
— Вы готовы меняться сами, чтобы увидеть результат.
— Вы доверяете профессиональному психологу больше, различным статьям и советам из интернета.

Посмотрите видео «Как реагировать на истерики ребёнка?» — Доктор Комаровский:

Какие бы методы Вы не использовали, главное — не оставаться равнодушным! Найдите способ успокоить ребёнка, а потом уже разбирайте ситуацию, объясняйте детям причины Вашего отказа или почему ребёнок вёл себя плохо. Учите детишек выражать свои эмоции правильно!

А как Вы справляетесь с истерикой ребёнка? Пополните копилку советов из своего опыта!

Не забудьте поучаствовать в

Истерики у ребенка чаще всего бывают с одного года, когда ребенок начинает проявлять первые попытки самостоятельности (страсть к исследованиям, любопытство). Во младенчестве ребенок ориентируется только на свои потребности (в еде, тепле, общении), а, становясь старше, приобретает желания как более осознанные потребности. Но восприятие времени в этом возрасте еще несовершенно, потому если какое-то желание возникает, малыш упорно добивается его выполнения сиюминутно. Именно в этом - одна из причин так называемого кризиса первого года. Постепенно приучаясь к тому, что желания могут быть удовлетворены не сразу, а потом, ребенок развивает чувство времени и волевые процессы, то есть регулирующую функцию психики.

Можно сказать, что бурные детские истерики на первых порах проявления кризиса первого года бывают у всех. Но сила, частота истерик у ребенка, разнообразие причин зависит от темперамента ребенка и окружающих его взрослых. Но остаются они в более старшем возрасте только у некоторых.

Конечно же, многие могут сказать, что даже среди взрослых (особенно женщин) есть немало таких, которые способны истерично реагировать на что-то. Но эти эмоциональные расстройства - «рудиментарные» остатки кризиса первого года, либо, как считают современные психоаналитики - показатель (и причина) неблагополучия в личной жизни.

Истерика у ребенка: Что делать?

Когда папа из первого примера вышел из троллейбуса, мне оставалось только догадываться, как он поступит дальше. Выберите варианты:

А) освободится от назойливых взглядов и советов пассажиров в переполненном транспорте и отшлепает хорошенько сына, чтобы в следующий раз не повадно было «позорить отца»;

Б) демонстративно выбросит «предмет истерики» (йогурт) в мусорное ведро и предупредит (достаточно спокойно): «Если ты не прекратишь, ты никогда ничего больше не получишь!».

В) оставит ребенка на остановке и отойдет в сторону, ожидая, «когда это закончится», при этом, например, читая газету.

Конечно же, самый первый шаг папы был очень правильный: он лишил «маленького артиста» «публики» - вывел его из троллейбуса.

А третий способ вывода ребенка из истерики - самый безболезненный для обеих сторон, и наиболее положительный для будущего эмоционального развития ребенка.

Нужно сказать, что если истерика у ребенка все же разразилась, в первую очередь, не нужно пугаться, и тем более чувствовать себя виноватыми. Это - знак, что малыш взрослеет и вырабатывает способы взаимодействия с миром и с окружающими людьми. Только родители, самые близкие люди, могут помочь малышу пойти правильным, цивилизованным путем.

Самое трудное для родителей в момент детской истерик и - держать себя в руках. Ведь если и взрослый «взорвется», то мало хорошего почерпнет ребенок из этого «урока».

Еще нужно всегда помнить, что отказывать ребенку в чем-то - вполне нормально. Как и то, что ребенок может возмущаться из-за этого. Так что «поддаваться» столь эмоционально выраженным требованиям ребенка не нужно.

Иногда дети пугаются именно того, что не могут сами справиться со своими эмоциями. В таком случае ребенку нужна ваша поддержка: обнимите его, скажите нарочито спокойно: «Все в порядке, ты просто очень расстроен. Со всяким человеком такое бывает». Если это вызовет дополнительно раздражение ребенка, то так же спокойно скажите: «Когда ты успокоишься, мы с тобой поговорим, а так я не понимаю», - и отойдите в сторону, давая понять и физически, что вы не станете слушать крики и смотреть на бурные телодвижения.

Итак, самый простой и самый сложный «рецепт» (но и самый лучший!) - не обращать внимания на эмоциональный взрыв дитяти . Стойте спокойно и ждите, когда кончится истерика у ребенка .

Если вы очень расстроены - быстро покиньте «поле битвы» ребенка за сиюминутное выполнение собственных желаний, по возможности спокойно. Если вы находитесь в общественном месте - отойдите от ребенка, но так, чтоб не терять его из виду, и чтобы он видел вас. Если ребенок не может долго успокоиться (минут 10-15) - отвлеките его внимание тем, что станете что-то увлеченно делать (играть кубиками, паззлами, игрушками, смотреть мультики), совершенно не «вспоминая» о только что разразившейся буре.

Ребенок должен усвоить, что истерики и эмоциональный «шантаж» не приносит результатов, и лучше искать другие способы выражения желания. Ребенок должен знать, что имеет право на любое чувство и уметь его выражать цивилизованно. И главное - что даже если это случается, то мама и папа не одобряют этого поведения, им это не нравится, но самого малыша они любят.

Если же истерики у ребенка вошли в привычку, это может означать, что он научился таким образом добиваться своей цели. Скорее всего, он понял, что так вы идете на уступки: покупаете ему сладости или игрушки или разрешаете не ложиться вовремя в постель. Поэтому родители должны иметь в виду, что, уступая этим истерикам, вы уступаете желанию, которое по тем или иным причинам не собирались выполнять, и способствуете тому, что истерики становятся просто отрицательной привычкой.

В этом случае вам придется запастись «вагоном» терпения. Но, если вы понимаете, что истерики стали для него методом выудить из вас что-нибудь, единственная тактика борьбы с ними - это не обращать на них внимания.

Не удивляйтесь, если ребенок, увидев, что его "старания" не производят желаемого эффекта, удвоит, а то и утроит их. Именно тогда вам нужно собрать все свои силы в кулак, чтобы не обращать внимания на эти вопли: ни жеста, ни взгляда, ни слова.

«Что делать после истерики у ребенка?» или «Профилактика»

Нельзя высмеивать детские истерик и, ни тем более наказывать за них ребенка. Самое сложное для родителей в подобной ситуации - это сохранить контроль над собой. Если вы часто сами бурно реагируете, то ребенок не сможет научиться другому поведению. Однако, если вам удастся держать себя в руках, вы подадите своему крохе хороший пример самообладания, достойный подражания.

Когда истерика у ребенка пройдет, не заводите об этом разговор. Если целью такого поведения был «шантаж», то ребенок поймет, что не добился цели.

Когда спектакль закончится, вы должны вести себя так, как будто ничего не случилось, никак не комментируя произошедшее и давая крохе возможность снова заслужить ваше расположение. Если вы выдержите такое напряжение и будете неукоснительно следовать этому правилу, через какое-то время вы заметите, что ваш малыш устраивает все реже и реже истерику.

Проанализируйте, что могло способствовать эмоциональному срыву ребенка. Если вы сможете в дальнейшем предотвратить эти ситуации, то оградите себя от повторения истерики в таких же условиях. Например, есть обстоятельства, при которых дети склонны к эмоциональным срывам (например, когда малыш устал или слишком возбужден, не выспался), он может быть неспокойным, и потому более раздражительным, и, реагируя на ваше ситуативное «нет», ответит нетрадиционно бурной сценой. Если ребенок устраивает истерики во время или после посещения гостей, то, возможно, он слишком возбуждается от такого скопления народа. Вам нужно уделять время малышу в спокойном месте: порисовать вместе с ним, рассказать или прочитать сказку.

Никогда резко не прерывайте занятий ребенка, даже если они кажутся вам бессмысленными. Для переключения внимания малыша нужно какое-то время. Его можно провести вместе, отвлекая ребенка от понравившегося занятия и увлекая тем, что нужно вам.

Иногда раздражение у детей накапливается, когда долго что-то не получается. Следите за тем, как ребенок справляется с каким-то новым для себя делом, ведь на первых порах не всегда он сможет сделать это сам (запустить новую машинку, взобраться по ступенькам на горку, переступить через ручеек). В таких случаях нужно сделать это вместе с ним, чтоб он проверил свои силы и поверил в них. Конечно же, не нужно делать это за ребенка, но создать условия, чтоб он понял, что справился сам (с вашей помощью).

В спокойной обстановке, когда вы минуты времяпровождения учите ребенка правильно себя вести во время эмоционального срыва. Расскажите сказку о Зайце, который часто скандалил, топал ногами, а его родители не понимали слов, когда он кричал и не могли дать ему то, что он просил. А потом зайчик научился просить словами то, о чем он всегда кричал и плакал. Пусть ребенок «станет» Зайчиком и придумает, как правильно попросить, чтобы не кричать, как отреагировать, если ответили «нет». Можно даже маленького ребенка научить называть свои чувства. За время, которое он потратит на построение фразы, он уже немного успокоится. В другой раз пусть он побудет мамой Зайчика и проговорит вашу фразу спокойным тоном: «Ты рассержен. Когда ты успокоишься, мы поговорим».

Посоветуйтесь с ребенком, как бы он хотел, чтоб вы вели себя с ним, когда он в ярости: чтобы вы обняли его и успокоили, или чтобы отошли в сторону и подождали, пока он успокоится сам (конечно же, это нужно спрашивать не во время истерики).

И, конечно же, понаблюдайте за своим поведением: не слишком ли часто вы говорите «нет». Если вы постоянно одергиваете и останавливаете ребенка и тем самым провоцируете? Это может привести к тому, что малыш не выдержит вашего эмоционального давления и «взорвется». На каждое «нет» и «нельзя» должно найтись «да» и «можно». Например, нельзя рвать книги - можно вот эту газету. Давайте альтернативу для категорического требования ребенка, как бы советуясь с ним, обретайте свое «нет» в «да»: «Да, конечно, мы порисуем в этом месте, но для этого мы прикрепим совершенно великолепный белый ватман!».

Еще нужно заметить, что некоторые дети (как, впрочем, и взрослые!) заражены «духом противоречия». Прежде, чем согласиться на уступки, такие малыши любят «побушевать». После постепенного утихания истерики, они делают то, что нужно, молчаливо соглашаются с доводами. Относитесь к таким особенностям ребенка как к майской грозе, после которой выглянет солнце.