Ребенок неспокойно ведет. Беспокойный грудничок: как выжить молодой маме? Плоские или вдавленные соски

Теперь, когда вы познакомились с этой уникальной личностью, как вы будете обращаться с ребенком, имеющим высокие потребности? Чтобы понять, как следует ухаживать за этими особыми детьми, сначала нужно понять, почему дети ведут себя беспокойно. Все очень просто: дети ведут себя беспокойно по тем же причинам, что и взрослые. Им больно, физически или эмоционально, или же они нуждаются в чем-то. Имеется огромный спектр типов плачущего ребенка. У более спокойного края находится ребенок, который плачет, чтобы его взяли на руки, но легко успокаивается и испытывает удовлетворение, когда его держат на руках. Другую крайность представляет ребенок, которому больно, - неутешно плачущий ребенок, получающий ярлык «страдающий коликами».

Дети беспокоятся, чтобы приспособиться

Находясь в матке, еще не рожденный ребенок чувствует себя в своем окружении идеально комфортно. Возможно, у него больше никогда не будет дома, в котором ребенок будет ощущать такую же гармонию - невесомость, постоянная температура и все питательные потребности автоматически и бесперебойно удовлетворяются. В целом, в матке все отлично организовано.

Рождение внезапно разрушает эту организацию. В течение месяца после рождения ребенок пытается заново обрести это ощущение организованности и вписаться в жизнь вне матки. Рождение и адаптация к послеродовой жизни заставляют проявиться темперамент ребенка, ведь он впервые вынужден делать что-то, чтобы его потребности были удовлетворены. Он вынужден действовать, как-то вести себя. Если ему голодно, холодно или страшно, он кричит. Он должен сделать усилие, чтобы получить то, что ему требуется, от обеспечивающего ему заботу окружения. Если его потребности просты и он может без труда получить то, что ему нужно, он получает название «легкий ребенок»; если приспособиться ему не так легко, его именуют «трудным». Он не чувствует себя комфортно. Беспокойные дети - это дети, которые чувствуют себя неуютно и которые не хотят мириться с тем уровнем заботы, который им дают. Им нужно больше, и они кричат, чтобы получить это.

Тоска по утробе

Другая причина, по которой плачут дети, заключается в том, что им недостает того окружения, которое у

них когда-то было, - матки. Ребенок ожидает, что жизнь будет продолжаться как раньше, но все оборачивается неправильно, и у ребенка появляется ощущение, что все неправильно. Ребенок хочет адаптироваться к своему новому окружению и имеет огромное желание чувствовать себя комфортно. Конфликт между желанием получить комфорт и невозможностью его добиться приводит к внутреннему стрессу и внешнему его выражению в так называемой капризности. Своим беспокойным поведением ребенок умоляет тех, кто ухаживает за ним, помочь ему найти то, что даст ему почувствовать себя хорошо, нечто вроде: «Отдайте мне назад мою утробу», пока он еще не стал достаточно взрослым, чтобы придумать собственные способы самоуспокоения.

Сразу же после рождения ребенка положили на теплый мамин живот, мамина грудь дала ему физическую и эмоциональную подпитку, днем родители носят его, плотно прижав к себе, в сумке, а ночью, опять же, тесно прижимают к себе. Ребенку не приходится беспокоиться. Все, что давала ему матка, по-прежнему здесь, и рождение лишь изменило форму выражения взаимоотношений.

А что же с ребенком, попадающим в мир, который дает ему иной уход? Взамен теплого и знакомого тела он получает пластиковый ящик в детской палате. Вместо теплой груди он получает силиконовую соску. Вместо постоянного физического контакта и частых кормлений он остается лежать в ящике, а на руки его берут и кормят строго по расписанию. Нарушается даже его сон. Вместо теплого тела, к которому он привык за девять месяцев в матке, он получает этот пластиковый бокс. У него два выбора. Он может удовлетвориться этой низкопробной «маткой» и стать «хорошим ребенком», или же он может протестовать, заявляя, что его новый дом ему не по вкусу. Чем больше он кричит, тем больше его берут на руки и носят. Чем больше он кричит, тем чаще его кормят. Он приучается требовать, чтобы получать кормление «по первому требованию». В первый же или второй день пребывания в детской палате ему присваивают название «суетливый». По ночам он кричит до тех пор, пока, от отчаяния, родители не берут его к себе в кровать. Наконец, через несколько недель крика во имя приспособления, ребенок понимает, что крик - это тоже способ выжить. Это единственный язык, который может обеспечить ему уровень заботы, который ему могли бы дать автоматически, прежде чем он потребовал его. Этот ребенок, жертва, как мы называем это, синдрома плохого начала, суетиться приучен жизнью.

Концепция уровня потребностей

Всем младенцам нужно, чтобы их брали на руки, кормили, гладили, а также оказывали чуткую заботу всеми прочими способами, но некоторым нужно больше, чем остальным, и некоторые младенцы выражают свои потребности сильнее. Именно тогда, когда мы пытались понять, почему некоторые из наших детей вели себя иначе, хотя получали тот же уровень заботы, мы пришли к концепции уровня потребностей. По нашему мнению, каждый ребенок имеет определенный уровень потребностей, удовлетворение которых позволяет ребенку достичь своего потенциала, эмоционально, физически и интеллектуально. Логично также предположить, что каждый ребенок рождается с соответствующим темпераментом, чтобы быть в состоянии дать знать о своем уровне потребностей.

Предположим, у ребенка средние потребности, которые должны быть удовлетворены, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Он плачет лишь очень немного, а окружающие берут его на руки и укачивают ровно столько, чтобы контролировать беспокойное поведение ребенка. Его можно было бы окрестить «легкий ребенок». Предположим, ребенку нужно, чтобы его подолгу держали на руках. Он продолжает плакать, когда его кладут, поэтому добивается, чтобы его держали на руках больше - как если бы он требовал, чтобы его перевели из второго класса в первый. Этот ребенок получает ярлык «требовательный». Но оказавшись в первом классе (его много носят на руках, часто кормят, с ним

{неразлучны днем и ночью), он плачет все меньше и меньше. Теперь он там, где ему хорошо, и больше нет необходимости плакать. Оба ребенка нормальны, оба гармонично вписываются в окружающий мир, и один не лучше, чем другой. У них просто разные уровни потребностей и соответствующий темперамент, призванный помочь им добиться их удовлетворения.

Чувство единства

Требовательная малышка, которая «кричит, стоит мне лишь спустить ее с рук», нуждается в том, чтобы чувство единства с матерью не кончалось. До рождения эта малышка была едина с матерью. После рождения мать знает, что ребенок теперь представляет собой отдельного человека, но ребенок себя отдельным не чувствует. Ребенок по-прежнему нуждается в том, чтобы чувствовать себя связанным с матерью, и рождение изменило лишь форму выражения этой связи. Этот ребенок будет протестовать или вести себя беспокойно, если его неразлучность с матерью нарушена. Ему требуется продлить это единство еще некоторое время, и, к счастью, у него есть способность требовать этого. Если потребности этого ребенка услышаны и удовлетворены, он чувствует себя комфортно: он находится в гармонии с окружающим миром. Он чувствует, что все хорошо. Когда ребенок чувствует, что все хорошо,

его темперамент меньше проявляет себя, и он становится «хорошим» ребенком.

Приклеенный или оторванный

Матери часто говорят об этом чувстве единства, выражаясь так: «Мой ребенок словно приклеен ко мне». Они также используют слово «оторванный» для описания того, как их дети словно рассыпаются, когда теряют это чувство единства со своим окружением. Нэнси, мать, которая долго и упорно работала над установлением крепкого контакта со своим имеющим высокие потребности ребенком, как-то сказала нам: «Когда мой ребенок чувствует себя оторванным и словно бы рассыпается на кусочки, теперь я чувствую, что могу собрать кусочки и снова склеить его воедино. Это была долгая, суровая борьба, но я наконец начинаю получать проценты со своего вклада».

Рождение ребенка большое событие для любой семьи, вместе с радостью приходят различные хлопоты. Но, что делать, если ребенок еще и очень беспокойный.Беспокойный грудничок – это центр внимания семьи. Он требует постоянного ухода и общения. Обычно такой грудничок плохо спит и много плачет. Тогда у родителей, возникает вполне закономерный вопрос: может быть, у него что-то болит, или он мучается мокрой пеленкой. На такие вопросы очень легко найти ответы.

В большинстве своем, новорожденные имеют несколько приступов сердитого плача. Такое состояние чередуется с необыкновенно глубоким сном, когда кажется, что ребенка невозможно разбудить. Такое поведение не значит что ребенок болен. Стоит немного потерпеть и это пройдет.

Если ребенок чрезвычайно активе, ему необходимо принимать специальные успокаивающие ванны. Они могут быть с корнем валерианы, пустырником, мятой или крапивой. На одну ванночку необходимо взять по 30 граммов каждой травы, залить стаканом кипятка и прокипятить в течение 5 минут. Постоять такому настою необходимо 2 часа, а затем его нужно процедить. Отвар надо добавлять при купании в воду в ванной. Если ребенок страдает опрелостями, то не лишним будет добавить кору дуба, череду, ромашку и зверобой. Можете использовать траву в качестве сбора или по отдельности.

Если ребенок заплакал, не надо его сразу кормить. Сначала проверьте сухие ли у него пеленки, и не создает ли одежда ему лишний дискомфорт. Если во время плача, ребенок подтягивает ноги к животу, значит его мучает боль в животе. Что бы избавить ребенка от болей, перед кормлением кладите его на время на животик. Можно делать специальную гимнастику с ребенком. Энергично прижимайте согнутые в коленях ноги ребенка к животу. Если после этого малыш плачет и беспокоиться, значит стоит приложить теплую грелку или пеленку к животику.

Если ребенок чрезмерно беспокойный, то стоит показать его врачу. Если во время громкого или резкого шума он вздрагивает, закатывает глаза, а во время плача у него дрожит подбородок, то обязательно обратитесь к невропатологу. Если данные явления не сильно выражены, они пройдут самостоятельно.

Беспокойный грудничок – постоянный повод для волнения родителей. Перед сном необходимо покачать ребенка, легкое движение может его успокоить. Можете попробовать усыпить его музыкой. Обязательно следите за своим собственным состоянием, так как оно передается малышу. И нервный срыв матери может стать причиной для беспокойства ребенка.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 06.05.2019

Сон ребенка - очень важная часть его жизни, новорождённый вообще проводит во сне большую часть суток. Если ребенок стал спать беспокойно, он перестал полноценно отдыхать. Что делать в такой ситуации?

Многими зарубежными педиатрами беспокойный сон считается скорее нормой, нежели патологией. В отечественной педиатрической практике подход более строгий, и, если родители жалуются на беспокойный сон малыша, ребенка, скорее всего, направят на консультацию к неврологу.

Этапы жизни, сопровождающиеся беспокойным сном

В жизни малыша до 3-х летнего возраста есть несколько этапов, когда его сон может быть нестабильным и вызывать беспокойство у заботливых родителей.

  • 1-й этап совпадает с 1-й неделей жизни крохи;
  • 2-й этап приходится на возраст до 3-х, иногда до 6-ти месяцев;
  • 3-й этап начинается около 3-х лет.

На первой неделе молока у многих мамочек еще недостаточно, малыш просто недоедает и буквально «висит» на груди. Он может просыпаться очень часто, требуя пищу. Делать в этом случае мама может только одно – давать малышу грудь столько раз, сколько он просит. Кроме того, в первые три дня жизни, пока ребенок не опорожнит кишечник (это не всегда бывает в 1-е сутки), он может плакать от боли в животике. К концу первой недели молочко начинает прибывать, меконий (первый кал малыша) сменяется обычным для грудного ребенка стулом, и наступает небольшое затишье.

Затем мама снова замечает, что ее малютка стал беспокойным. Во-первых, дети до 3-х месяцев часто страдают кишечными коликами и метеоризмом. В строгом смысле слова отнести это явление к разряду патологических нельзя, так как это проблема всех грудных детей, и связана она с несовершенством пищеварительного тракта, его ферментативной недостаточностью, отсутствием микрофлоры, которая только начинает заселять кишечник. Что делать в данной ситуации, подскажет педиатр. Как правило, при коликах рекомендуют ветрогонные средства и сухое тепло на область живота.

Если мама отказалась от пеленания, и ребенок с момента выписки из роддома одет в ползунки и распашонку, он может просыпаться из-за ярко выраженного эффекта Моро.

Эффект Моро — это естественный рефлекс новорожденного. Проявляется он во вздрагивании малыша, резком разведении ручек и раскрытии ладошек.

Родители могут сказать, что их ребенок «вскидывается» во сне. Громкий звук, вспышка света и другие факторы могут привести к проявлению рефлекса Моро. В этом случае ребенок может просыпаться и плакать. К 4-м месяцам рефлекс проходит. Что же делать до этого? Можно на ночь пеленать грудничка. Если к указанному сроку рефлекс не прошел (остаточные явления могут быть, но они слабы), придется делать малютке массаж для снижения мышечного тонуса.

Основные причины беспокойного сна

Все причины можно условно разделить на 3 группы:

  1. физиологические;
  2. психоэмоциональные;
  3. патологические.

К физиологическим причинам можно отнести:

  1. голод и жажду;
  2. боль от прорезывающихся зубов;
  3. дискомфорт от неудобной одежды;
  4. неудобную позу;
  5. некомфортные условия для сна (малышу холодно, жарко, душно, слишком шумно и т.д.);
  • потребность в присутствии матери;
  • перевозбуждение;
  • индивидуальные особенности нервной системы;
  • нарушение режима сна и бодрствования (недостаточный или избыточный дневной сон);
  • возрастные особенности, в том числе архитектура сна.

К патологическим причинам относят разного рода заболевания, вызывающие болевые ощущения и нарушения сна.

Это основные причины, по которым малыш грудного возраста может проявлять беспокойство во время сна. Если не считать патологических состояний и заболеваний, все перечисленные причины естественны. Лечить ребенка в этом случае не требуется. Некоторые из возбуждающих факторов родители могут легко устранить (например, проветрить комнату малютки и одеть его более удобно), некоторые поддаются влиянию с трудом. Например, если в нервной системе малыша процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, этого изменить нельзя. Можно только позаботиться о том, чтобы за час до сна ребенок не перевозбуждался.

Физиологические причины беспокойства

Если ребенок стал спать плохо, возможно, он не доедает в течение дня (недостаточно молока при каждом кормлении). В таком случае он будет много ворочаться и плакать ночью. Есть дети, которые с периода новорожденности могут спать по 5-6 часов ночью, есть те, которые будут просыпаться каждые 3 часа и просить есть. Обе ситуации нормальны. Во втором случае нужно понимать особенности крохи и вовремя кормить её.

Если ребенок стал хуже спать, возможно, у него режутся зубы. Этот процесс может доставлять беспокойство малышам и отражаться на качестве их сна. При возникновении кишечных колик крошка, скорее, не будет просыпаться, но ворочаться и покряхтывать во сне может.

Причиной плохого сна грудничка могут быть мокрые пеленки. Малышу просто холодно и некомфортно. Молодые родители часто боятся, что их чадо заболеет, и порой кутают дитя чрезмерно. Маленькие дети очень плохо переносят жару. Перегреваясь, кроха будет ворочаться и хныкать. Если ребенок стал хуже спать, убедитесь, что ему не жарко. Одежда, попадая в складки кожи, может натирать нежные ткани, или просто давить. В таком случае малыш, сильно устав, заснет, но вряд ли будет спать хорошо.

Если малютка стал беспокойно спать, возможно, виной всему спертый воздух помещения. Исправить эту ситуацию очень просто – проветривать помещение почаще. Маленький ребенок первого месяца жизни не может сам перевернуться во сне и занять удобную позу, он лежит так, как его положили; если ему неудобно, он проснётся.

Психоэмоциональные причины

У грудного ребенка, особенно новорожденного, потребность в присутствии матери особенно сильна. Ребенок стал беспокойным, плохо спит? Возможно, вы решили, что он должен спать отдельно. Крошка может просыпаться от ощущения отсутствия матери, особенно если привык засыпать у неё на руках (под грудью или с бутылочкой). Что делать в этом случае? Некоторые рекомендуют совместный сон с малышом до 2-2,5 лет. Некоторые предлагают ставить кроватку в родительской спальне.

Дети, особенно возбудимые, если по какой-то причине получают эмоциональный заряд (неважно, позитивный или негативный) непосредственно перед сном, могут плохо засыпать, спать беспокойно и много ворочаться во сне. Избыток общения со взрослыми для малюток так же плох, как и недостаток.

Как ни странно, не только избыток дневного сна может привести к сбою режима, но и его недостаток. Если ребенок плохо отдохнул днем, его нервная система перегружена, он будет плохо засыпать и очень беспокойно спать. Делать в этом случае можно только одно – обеспечивать полноценный дневной сон ребенку. В возрасте между 2 и 3 месяцами происходит изменения цикла сна; малыш несколько раз в течение ночи входит в фазу поверхностного сна. Если он привык, что при первых признаках просыпания его берут на руки, качают, дают пустышку, он будет засыпать с трудом и нуждаться в дополнительном стимуле ко сну.

Патологические проблемы, вызывающие нарушение сна

Начало банальной ОРВИ, повышение температуры тела, отит и другие заболевания могут вызывать нарушения сна.

Если ребенок стал плохо спать, маме стоит обратить внимание на его состояние, измерить температуру, показать малыша педиатру.
Что делать в этом случае, подскажет врач. Могут быть и неврологические причины нарушения сна, например, повышенное внутричерепное давление.

Если ребенок плохо спит, часто и обильно срыгивает независимо от приема пищи, плачет, его нужно показать неврологу.

Самые частые причины беспокойства у новорожденного

Всем родителям следует знать, что плач и беспокойство новорожденного всегда связаны с какими-то причинами, которые необходимо выявить и как можно быстрее устранить.Попробуем разобраться в самых частых причинах, вызывающих дискомфорт у крохи.

Пеленочный дерматит

Даже при тщательном уходе на нежной коже ребенка могут возникнуть опрелости - пеленочный дерматит. Проявляется он покраснением и отечностью кожи в местах ее соприкосновения с мочой, калом, иногда - с грубыми пеленками. Обычно опрелости возникают в области ягодиц, в подмышечных, паховых и подколенных складках. При усугублении этого процесса на коже могут появиться трещинки, шелушения и мокнущие пузырьки. Такие повреждения создают благоприятные условия для развития опасных для здоровья малыша грибковых и бактериальных инфекций.

Профилактика опрелостей:

Соблюдайте правильный температурный режим, не перегревайте ребенка (оптимальная температура +22);
- ежедневно купайте (при отсутствии противопоказаний);
- увлажняйте кожу ребенка при возникновении сухости;
- обрабатывайте естественные складки кожи;
- устраивайте малышу воздушные ванны при каждом переодевании;

Если опрелости все же возникли:

1.Тщательнее проводите гигиенические процедуры:
- максимально ограничивайте контакт кожи ребенка с мокрыми и испачканными пеленками или подгузниками
- меняйте их до 12 раз в день.

2. Готовьте ванны для малыша с отварами лекарственных трав (ромашка, череда, кора дуба).

3. Применяйте лечебные косметические средства (мази, кремы, лосьоны).

Гигиена полости носа

Слизистая оболочка носа выполняет важную функцию - защищает организм от микробов, аллергенов, пыли, табачного дыма и т.д. Она удерживает эти негативные агенты в своем вязком слое, предотвращая их проникновение внутрь.

Важно помнить, что только при достаточном увлажнении слизистой носа нормальная работа ее защитных механизмов.

Если воздух в помещении становится сухим (при работе обогревателя), то снижается и увлажненность слизистой носа. В результате у малыша закладывает нос, затрудняется дыхание. Ребенок может отказаться от еды, поскольку ему трудно сосать. У него повышается восприимчивость к вирусным инфекциям.

Есть несколько способов добиться того, чтобы ребенок как следует, дышал носом:

1. Повышайте влажность воздуха в помещении:

Положите на батарею влажное полотенце и поставьте в комнате емкость с водой;
- используйте увлажнитель воздуха;

2. Применяйте средства для увлажнения полости носа:

У новорожденных - физ. раствор (9г NaCl на 1л очищенной воды);
- старше месячного возраста - морскую воду с микроэлементами, например, хьюмер, салин, аквамарис и пр..

Кишечные колики

Период от 2 недель до 3 месяцев жизни младенца - самый сложный для родителей за весь первый год. Вам нужно научиться понимать своего ребенка, определять, почему он плачет, и правильно действовать, помогая ему. 70% малышей в этом возрасте беспокоят кишечные колики, причем чаще встречаются они у мальчиков, у первенцев и у детей, чьи мамы тревожно и мнительно настроены.

Колики - это приступы раздраженности, возбуждения или плача у детей, длящиеся несколько часов и повторяющиеся не менее трех раз в неделю. Связаны они с болью в кишечнике, при избыточном газообразовании. Часто колики возникают во время кормления: ребенок неожиданно кричит, ведет себя беспокойно, поджимает ножки или дрыгает ими.

Причиной возникновения колик может быть:

Чувствительность к продуктам, съеденным матерью;
- спазмы кишечника;
- проглоченный во время кормления воздух;
- темперамент малыша.

Профилактика колик:

Чаще выкладывайте малыша на живот;
- после кормления поднимите и подержите малыша вертикально, чтобы он избавился от воздуха, попавшего во время кормления;
- не начинайте кормить малыша, если заметили вздутие живота; сначала помогите ему избавиться от возникших газов.

Это можно сделать с помощью таких приемов:

Поносите ребенка на руках, прижав животом к своему телу;
- приложите к животу малыша теплую пеленку или сделайте ему теплую ванну;
- легкими движениями помассируйте живот ребенка ладонью по часовой стрелке.

Помогут и лекарственные средства:

Травяные чаи;
- гомеопатические капли;
- детские препараты на основе симетикона.

К числу самых распространенных нарушений функций кишечника у младенцев относятся запоры - ими страдают 10-25% детей первого года жизни.

Важно помнить, что стул новорожденного должен быть желтым, однородным, кашицеобразным, без примесей слизи или сгустков крови.

Частота стула у детей на грудном вскармливании 1-8 раз в сутки, на искусственном - до 4 раз в сутки. Если кишечник грудного ребенка опорожняется реже 1-2 раза в сутки и есть неприятные ощущения (беспокойство, вздутие живота, снижение аппетита), то это считается запором.Если ребёнок ходит в туалет 1 раз в 3 суток, находясь на грудном вскармливании, и это его не беспокоит, это может быть его нормой.

Причинами запоров могут быть:

Недостаточное употребление воды ребенком и/или матерью;
- несбалансированное питание ребенка и /или матери;
- дисбактериоз кишечника;
- несвоевременное или неправильное введение прикорма;
- перевод на искусственное вскармливание;
- заболевание ребенка (рахит, гипотиреоз и др.)

Методы лечения запоров у детей грудного возраста

Достаточный по возрасту прием жидкости;
- своевременное введение прикорма с содержанием пищевых волокон (фруктовое, овощное пюре, соки);
- уменьшение потребления продуктов с крепящим действием (творог, рис, мучное, чай);
- коррекция диеты кормящей матери;
- включить в рацион кисломолочные продукты;
- уменьшите употребление животных жиров, заменив их растительными;
- употребляйте продукты, содержащие пищевые волокна,- овощи, фрукты, крупы, хлеб грубого помола.

2. Общеукрепляющие меры:

Массаж;
- физические упражнения;
- соблюдение режима дня.

3. Применение слабительных средств.

Высокая температура

Первый сигнал о том, что ваш малыш заболел - это повышение температуры тела. Возникнуть оно может вследствие инфекционных заболеваний, перегрева, прививок, аллергических реакций, стрессов и других причин.

Оказание помощи при повышенной температуре:

Уложить ребенка в постель;
- давайте обильное теплое питье;
- снимите лишнюю одежду, оботрите тело ребенка теплой водой;
- при ознобе помогите малышу согреться (укрыть одеялом).
- проветривайте помещение, в котором находится ребенок.

Жаропонижающие средства следует применять при температуре выше 38,5 С, если ребенок старше 3 месяцев, и при температуре выше 38,0 С у детей до 3 месяцев. Если у вашего ребенка ранее случались судороги, имеются заболевания сердца или нервной системы, то жаропонижающие средства применяйте уже при температуре 38,0 С.

Наиболее безопасным жаропонижающим средством для детей во всем мире признан парацетамол и ибупрофен - они мягко снижают температуру и снимают боль.

Есть дети как дети: любопытные, веселые и смышленые, но есть и другие. Слезы с утра, слезы в обед, слезы по любому поводу. Чуть что не так – капризы и истерики. Договориться с ними невозможно, уговорить – трудно. Какую стратегию выбрать родителям, чтобы выжить рядом с беспокойным грудничком, воспитать его и как-то уравновесить.

Беспокойный грудничок: теория и практика

Шаг первый: успокоиться

Неспокойный ребенок вызывает у мам и пап кучу негативных эмоций. Они начинают винить себя и друг друга во всех грехах: от проблемной беременности (мама много работала) до неправильного воспитания («разбаловала ты его»). На этой почве в семье нередки конфликты. Скандалы отнюдь не помогают воспитывать беспокойную кроху, а только усугубляют ситуацию.

Что делать

Первым делом родителям нужно принять тот факт, что никто не виноват в том, что малыш такой, какой он есть. Некоторые дети рождаются с чрезмерно возбудимой нервной системой. Что на это повлияло сказать трудно. Возможно, это генетическая обусловленность или экология. Единственное, что можно утверждать стопроцентно, разбаловать до такого невозможно - это врожденное явление.

Шаг второй: выработать общую стратегию

Советы доктора Комаровского по воспитанию младенцев для беспокойных детей не годятся. Главная проблема таких малышей – перевозбуждение нервной системы. Громкие звуки, запахи, яркие предметы, игрушки, движения способны вызывать у них сильное раздражение. Проявляется оно в поведении: ребенок начинает выгибаться, капризничать, крутиться, появляются беспорядочные хаотичные движения.

Что делать

  1. Чтобы уравновесить ситуацию, нужно правильно организовать окружающую среду. А именно максимально убрать раздражающие стимулы. Громкий звук телевизора, музыка, яркий цвет и свет недопустимы. Игрушки должны быть мягкими и их должно быть немного. Играть до изнеможения нельзя.
  2. Взрослым придется договориться между собой о распределении времени и обязанностей по уходу за ребенком. Можно, конечно, все свалить на маму, но тогда уже мама выйдет из строя. Самый тяжелый вопрос в воспитании беспокойного малыша – это сон. Идеально будет, если укладывать будет один родитель, а поднимать другой. Можно иногда чередовать друг друга, но сами процедуры засыпания и подъема менять не стоит.
  3. Поменьше нового в еде, обстановке, прогулках. Шумные компании и игры противопоказаны. Маршрута прогулок лучше придерживаться одного и того же. Необходимо строго соблюдать режим дня.

Важно знать! Советы бабушек типа «пусть набегается, быстрее уснет» не работают с возбудимыми детьми. Чем больше малыш бегает, тем больше переутомляется нервная система. Чрезмерное возбуждение никак не может смениться торможением. Из-за этого ребенок долго не засыпает, и очень беспокойно спит. Поэтому игры должны быть спокойными и только такими.

Иногда повышенная возбудимость идет в паре с общей слабостью нервной системы. Таких детей очень трудно накормить. Они едят мало, капризны в продуктах, плохо набирают вес.

Здесь важно взять себя в руки и не скатиться в насилие. Поскольку, еда – это базовое явление, организм всегда возьмет свою норму. Но если кормить насильно, может возникнуть отвращение к приему пищи и даже психологическое отторжение самого процесса.

Избежать проблем поможет сокращение периодов времени между кормлениями. Малыш не может сразу съесть много, значит, пусть кушает чаще. Тогда он будет сыт, а родители перестанут беспокоиться.

В общении с возбудимым малышом желательно проявлять мягкость и терпимость. Со временем данная особенность нервной системы сглаживается, а у ребенка появляется возможность самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние и реакции. Срывы родителей, силовые методы и тем более вербальное осуждение поведения только усугубят ситуацию, приведут к возникновению реактивной агрессивности и убьют на корню самооценку. Такое сочетание будет крайне тяжело корректировать дальше.