Ребенок 8 лет всего боится что делать. Что делать если ребёнок боится сверстников. Общие принципы и подходы

Если вас волнует, почему ребёнок боится оставаться в комнате и дома один, очень важно разобраться в причинах подобного состояния. В зависимости от возраста малыша, подберите подходящий способ выявления источника тревожности.

Ваши действия должны быть направлены на корректировку собственного поведения и помощь маленькому члену семьи безболезненно справиться со страхом. Из представленных рекомендаций составьте индивидуальный план мероприятий по нейтрализации испуга, сообразно с особенностями вашей семьи и ребёнка.

Причины возникновения страха

Детские страхи - распространённое явление, основанное на незрелости психики ребёнка. Если вы обнаружили у своего малыша повышенную тревожность при оставлении дома одного, не игнорируйте эту проблему, обязательно найдите причину и помогите ему преодолеть фобию.

Почему ребёнок боится оставаться дома один? Разбираемся в причинах:

  • Запугивание детей родителями. Даже невзначай оброненная вами фраза про бабайку, которая укусит за плохое поведение или отказ от пищи, может запомниться ребенку надолго и мучить его;

Внимание! Помните, у детей очень развито воображение, поэтому будьте осторожны в своих словах.

  • Страх потерять маму с папой может присутствовать у особо чувствительных детей, сильно привязанных к своим родителям;
  • Перенесённый стресс в школе или во дворе с друзьями;
  • Испуг может сформироваться вследствие участия или увиденного пожара, аварии, потопа и других чрезвычайных ситуаций как в реальности, так и по телевизору;

Важно! Для сохранения психического здоровья малыша ограничьте просмотр телевизионных передач, игр в телефоне и компьютере.

  • Заболевания нервной системы;
  • Пережитые психологические травмы от значительных (насилие) до бытовых (укус животного);
  • Страшные сны (актуальная статья: Ребенку снятся кошмары >>>);

Выяснить какая именно причина вызывает страх у малыша можно при помощи:

  1. Беседы;
  2. Рисования и лепки;
  3. Игры.

Иногда достаточно тёплой доверительной беседы, чтобы понять, почему ребёнок боится оставаться один в комнате. Возможно, ваше чадо слишком застенчиво или не может адекватно объяснить словами, чего он боится. Попробуйте надёжный метод рисования или лепки. Попросите ребёнка изобразить то, что его пугает.

Важным условием является - не вмешиваться в творческий процесс. Когда будет готово, вместе с малышом разорвите или сломайте предмет, разъясняя при этом ему, что таким образом мы уничтожили сам страх.

Если первые два способа не помогут, попробуйте смоделировать похожую ситуацию в игре, в которой дети легко выражают свои эмоции, страхи.

Выяснив причину фобии, для начала попробуйте самостоятельно избавиться от неё, не вовлекая посторонних людей, чтобы не смущать сына или дочь чужими лицами. Если источник страха серьёзный, например, насилие, или вы сделали всё, что могли со своей стороны, то смело обращайтесь к профессиональной помощи.

Возрастные особенности страха

Проблема, связанная с боязнью детей оставаться дома без родителей, не может возникнуть в период младшего возраста, в силу того, что разумная мама никогда не оставит малыша одного.

Важно! Пробовать оставлять ребёнка одного начинайте только после 6 – летнего возраста, а возможно и позже, учитывая индивидуальные особенности.

  • Готовность остаться одному малыш может выразить и в 5 лет, не игнорируйте его желание, воспользуйтесь шансом. Дети все разные, у одних навык к самостоятельности созревает раньше, у других - позже. Этот возраст характерен сформировавшимися представлениями о безопасности, ребёнок уже отличает своих от чужих;
  • Начните оставлять с минимального времени, наблюдая за его состоянием, но не злоупотребляйте, помните, умеренность и постепенность стоят на первом месте;
  • Если ребёнок в 8 лет боится оставаться один, несмотря на то, что он уже достаточно большой, не стоит кричать, позорить, называть трусом, для начала, разберитесь в проблеме. В таком возрасте дети уже самостоятельны и любой страх должен насторожить вас.

Предложите ему завести питомца, за которого малыш будет нести ответственность. Забота о животных поможет малышу переключиться со своих проблем на нужды более беззащитного существа и не заметить вашего временного отсутствия.

Ребёнок будет воспринимать себя более взрослым, раз ему доверили жизнь и здоровье маленького друга. Если это не поможет, попробуйте рекомендации, изложенные дальше.

К детским страхам любого возраста относитесь со всем вниманием и серьёзностью. Не закрывайте глаза на проблему, не считайте её капризом, а обязательно побеседуйте с малышом, пытаясь выяснить причину тревожности. Возможно, проговорив своё затруднение, ваш ребенок уже преодолеет часть своего испуга. Убедите его, что непременно поможете справиться с возникшей сложностью.

Если ваш ребёнок боится оставаться один, что делать в такой ситуации?

  1. Для начала попробуйте оставлять на 15–20 минут, постепенно прибавляя время;
  2. Обязательно расскажите малышу, куда и зачем вы уходите, когда вернётесь, а также о возможных задержках. Обговорите время звонка и тактику его поведения при условии опоздания родителей;
  3. Дайте ребёнку интересное задание на время вашего отсутствия: почитать любимую книгу, поиграть во что-то увлекательное;
  4. Не обсуждайте страхи малыша в его присутствии с близкими и знакомыми;
  5. Обеспечьте ребёнка телефоном, научив его пользоваться им. Это поможет всегда поддерживать связь, и чадо не будет ощущать себя покинутым;
  6. Возвращаясь домой, прихватите для малыша маленький подарок или сладость, так у ребенка появится уверенность, что его помнят и любят;
  7. Перед тем, как уходить, непременно проведите инструктаж (и не один раз!) по правилам поведения: дверь никому не открывать, спичками не играть, научите пользоваться бытовой техникой, газом, электричеством, объясните, как действовать в случае пожара, потопа, стуков в дверь, снабдите телефонами экстренных служб;
  8. Расскажите, как справляться с замками, домофоном, чтобы он сам мог закрыться или открыться в случае необходимости;
  9. Оградите от просмотра криминала, боевиков, федеральных новостей. Неокрепшая чувствительная психика детей очень страдает от обилия ужасов, транслируемых по телевидению;
  10. Не оставляйте малыша в тёмное время суток, а ещё хуже: на ночь. Попросите кого-нибудь присмотреть за ним в то время, пока вас не будет дома;
  11. Не устраивайте ссор, драк, громкого выяснения отношений при своём ребенке. Это только усугубит его состояние;
  12. При страхе смерти, важно объяснить ребёнку, что и в этом случае, жизнь человеческая продолжается, только в другом виде.

Важно! На время своего отсутствия обеспечьте безопасность ребенка дома и внушите ему, что нет основания бояться находиться в квартире одному.

Больше всего малыша пугает неизвестность. Если вы снабдите его всей необходимой информацией и нужными предметами, разъясните как правильно действовать в различных ситуациях, страх может уйти сам.

Ситуация, когда ребёнок боится оставаться без мамы характерна больше для детей младшего возраста. Примерно с 3 лет нормально развитый малыш вполне способен находиться некоторое время без родителей. Если вы заметили патологическую привязанность чада к маме, причём доходящую до абсурда (не даёт выйти в другую комнату или туалет). Здесь возможны две причины сложившегося положения:

  • Мама слишком тревожна за малыша, не доверяет его близким людям, внутренне считает, что другие хуже заботятся о его нуждах. Ребёнок реагирует на подобное состояние матери и прилепляется к ней ещё больше;
  • Особенности склада психики маленького человечка. Чрезвычайно подвержены привязанности к матери дети меланхолики, с ранимой и возбудимой нервной организацией (читайте статью: Воспитание ребенка-меланхолика >>>). Дети с другим типом темперамента тоже могут бояться потерять маму из вида. В этом случае, скорее всего, в малыша не вложили базовое чувство доверия к миру и окружающим.

Привязка к маме у детей, как правило, с возрастом проходит, но при условии правильного поведения родителей и знания особенностей развития вашего чада.

Когда ребёнок в 7 лет боится оставаться один в квартире или комнате, попробуйте для начала ласково и спокойно поговорить с ним, пытаясь выяснить причину. Если малыш поделится с вами, то внушайте ему, что оснований для страха нет. Беседы должны стать регулярными, дети - доверчивый народ, для большинства из них родители имеют авторитет, поэтому со временем вы обязательно справитесь со сложностью.

Внимание! Никогда не оставляйте ребёнка одного, против его желания или в наказание - это страшный удар по психическому здоровью.

Уделяя достаточное время своему малышу, проводя с ним регулярные беседы, узнавая о его чувствах, переживаниях вы будете заранее осведомлены о страхах ребёнка, и, соответственно, у вас будет возможность вовремя принять меры по решению проблемы.

Детские страхи у младших школьников 7-11 лет

Страх в данном возрасте - это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, неправильно, не так, как следует, как нужно. Они говорят о нарастающей социальной активности , об упрочении чувства ответственности , долга, обязанности, то есть о том, что объединено в понятие «совесть», как центральное психологическое образование данного возраста. Совесть неотделима от чувства вины как регулятора нравственно-этических отношений еще в старшем дошкольном возрасте.

Рассмотренные ранее страхи «не успеть», «опоздать» и будут отражением гипертрофированного чувства вины из-за возможного совершения осуждаемых взрослыми, прежде всего родителями, неправильных действий. Переживание своего несоответствия требованиям и ожиданиям окружающих у школьников - тоже разновидность чувства вины, но в более широком, чем семейный, социальном контексте.

Если в младшем школьном возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено самое благоприятное время для формирования социального чувства ответственности . Из этого вовсе не следует, что страх несоответствия — удел каждого школьника. Здесь многое зависит от установок родителей и учителей, их нравственно-этических и социально-адаптивных качеств личности . Можно, опять же, «перегнуть палку» и связать детей таким количеством правил и условностей, запретов и угроз, что они будут бояться, как кары небесной, любого невинного для возраста, тем более случайного нарушения поведения, получения не той оценки и, более широко, любой неудачи. Закодированные таким образом младшие школьники будут находиться в состоянии постоянного психического напряжения, скованности и, нередко, нерешительности из-за трудностей своевременного, не регламентированного свыше, самостоятельного принятия решений. Недостаточно развито чувство ответственности у детей «безалаберных», скользящих по поверхности, у родителей которых «все хорошо» и «нет проблем». Полное отсутствие чувства ответственности характерно для детей родителей с хроническим алкоголизмом, ведущих к тому же асоциальный образ жизни. Здесь не только генетически ослаблен инстинкт самосохранения, но окружающими людьми.

Младший школьный возраст - это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи . Рассмотрим это подробнее. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха - это собственно страх как аффективно воспринимаемая угроза для жизни, в то время как социальные формы страха являются ее интеллектуальной переработкой, своего рода рационализацией страха. Длительно существующее, устойчивое состояние страха определим как боязнь. В свою очередь, тревожность в отличие от тревоги, проявляемой в зависимости от ситуации, как и боязнь, - более устойчивое психическое состояние, лежащее в основе опасений. Если страх и боязнь - удел преимущественно дошкольного, то беспокойство и опасения - подросткового возраста. В интересующем нас младшем школьном возрасте страх и боязнь, тревожность и опасения могут быть представлены в одинаковой степени. Тревога же как преходящее чувство беспокойства возможна в любом возрасте и психологически повреждены социально-правовые устои жизни в обществе.

Имеет место и задержка развития чувства ответственности в случаях психического инфантилизма и истерии, когда ребенок вследствие чрезмерной опеки и отсутствия ограничений настолько отвыкает от самостоятельности и ответственности, что при любой попытке заставить его думать самостоятельно, действовать инициативно и решительно обнаруживает сразу же реакции протеста и негативизма.

Часто встречаемой разновидностью страха быть не тем будет страх опоздания в школу , то есть опять страх не успеть, услышать порицание, более широко - социального несоответствия и неприятия. Большая выраженность этого страха у девочек не случайна, так как они раньше, чем мальчики, усваивают социальные нормы, в большей степени подвержены чувству вины и более критично (принципиально) воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм.

Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.

Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы. В результате у детей появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычка надеяться на помощь по любому поводу. При этом тщеславные родители, жаждущие успеха любой ценой, забывают, что дети даже в школе остаются детьми - им хочется поиграть, побегать, «разрядиться», и нужно время, чтобы стать такими сознательными, какими их хотят видеть взрослые.

Обычно не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе , любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками. Другое дело, если речь идет о подчеркнуто самолюбивых, с завышенным уровнем притязаний детях, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, не ходили в детский сад, чрезмерно привязаны к матери и недостаточно уверены в себе. В любом случае они боятся не оправдать ожиданий родителей, одновременно испытывая трудности адаптации в школьном коллективе и отраженный от родителей страх перед учительницей.

Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки или отвечают у доски, потому что их мать педантично проверяет каждую букву, каждое слово. И при этом очень драматично ко всему относится: «Ах, ты сделал ошибку! Тебе поставят двойку! Тебя выгонят из школы, ты не сможешь учиться!», и т. д. Она не бьет ребенка, только пугает. Но психологически наказание все равно присутствует. Это и есть психологическое битье. Самое настоящее. И что же получается? До прихода матери ребенок готовит уроки. Но все идет насмарку, потому что приходит мать и начинает уроки сначала. Ей хочется, чтобы ребенок был отличником. А он не может им быть в силу разных не зависящих от него причин. Тогда он начинает бояться отрицательного отношения матери, и этот страх переходит на учителя, парализует волю ребенка в самые ответственные моменты: когда вызывают к доске, когда нужно писать контрольную или неожиданно отвечать, с места.

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков, и особенно для тех из них, кто перешел в другую школу, где уже произошло «распределение сил» внутри класса.

Мальчик 10 лет постоянно пропускал школу из-за слегка повышенной без видимых причин температуры. Врачи безуспешно искали источник его заболевания, в то время как он был вызван эмоциональным стрессом после перевода в другую школу, где над ним систематически издевались ребята, уже давно поделившие сферы влияния в классе. Педагог же никаких решительных мер не предпринимал, отделываясь укоризненными замечаниями в адрес не в меру агрессивных ребят. Тогда мальчик сам принял решение - больше не ходить в школу, благо температура от волнения и ожидания поднималась каждый день. В итоге он стал исправно «болеть», учительница приходила к нему домой, проверяла уроки и выставляла оценки за четверть. Так он «победил» в этой борьбе. Но какой ценой? У него развились пассивность, тревожность и прекратились контакты со сверстниками. Неудивительно, что он непроизвольно оказывал сопротивление любым попыткам улучшить его состояние и вернуть в школу. Отсутствие же своевременной поддержки со стороны учителя усугубило его беззащитность и способствовало развитию неблагоприятных черт характера.

Помимо «школьных» страхов для детей этого возраста типичен страх стихии - природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Он не случаен, ибо отражает еще одну особенность, присущую данному возрасту: так называемое магическое мышление - склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, «таинственные» явления, предсказания и суеверия. В этом возрасте переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку, верят в «чет и нечет», тринадцатое число, «счастливые билеты». Это возраст, когда некоторые просто обожают истории о вампирах, привидениях, а другие их панически боятся. Особой пугающей популярностью когда-то пользовались герои кинофильмов «Вий» и «Фантомас». В последнее время на смену им пришли космические пришельцы и роботы. А боязнь покойников и призраков была всегда. Вера в существование «темных» сил - наследие средневековья с его культом демономании (на Руси - вера в чертей, леших, водяных и оборотней). Все перечисленные страхи отражают своего рода магическую направленность, веру в необычное и страшное, захватывающее дух и воображение. Подобная вера уже и сама по себе является естественным тестом на внушаемость как характерную черту младшего школьного возраста. Магический настрой находит свое отражение в кошмарных сновидениях детей данного возраста: «Иду, иду по улице и натыкаюсь на какого-то старика, а он оказывается колдуном» (мальчик 7 лет), «Я иду с ребятами, а нам какой-то человек из глины попадается, страшный, он бежит за нами» (девочка 8 лет).

Типичными страхами у младших школьников будут страхи Черной Руки и Пиковой Дамы . Черная Рука - это вездесущая и проникающая рука мертвеца, в чем нетрудно увидеть влияние Кощея Бессмертного, точнее - всего того, что осталось от него, как, впрочем, и скелета, которого так же часто боятся в младшем школьном возрасте. Напоминает о себе и Баба Яга в образе Пиковой Дамы. Пиковая Дама - такая же бесчеловечная, жестокая, хитрая и коварная, способна наслать колдовские чары, заговорить, превратить в кого-либо или что-либо, сделать беспомощным и безжизненным. В еще большей степени ее некрофильный образ олицетворяет все так или иначе связанное с фатальным исходом событий, их предрешенностью, роком, судьбой, предзнаменованиями, предсказаниями, то есть с магическим репертуаром.

В младшем школьном возрасте Пиковая Дама может оживлять страх смерти, исполняя роль вампира, высасывающего кровь из людей и лишающего их жизни. Вот какую сказку сочинила девочка 10 лет: «Жили три брата. Они были бездомные и как-то зашли в один дом, где над кроватями висел портрет Пиковой Дамы. Братья поели и легли спать. Ночью из портрета вышла Пиковая Дама. Пошла она в комнату первого брата и выпила у него кровь. Затем сделала то же со вторым и третьим братом. Когда братья проснулись, у всех троих болело горло под подбородком. „Может быть, пойдем к врачу?", - сказал старший брат. Но младший брат предложил погулять. Когда они вернулись с прогулки, комнаты были черные и в крови. Снова легли спать, и ночью случилось то же самое. Тогда утром братья решили идти к врачу. По дороге два брата умерли. Младший брат пришел в поликлинику, но там оказался выходной день. Ночью младший брат не спал и заметил, как из портрета выходит Пиковая Дама. Он схватил нож и убил ее!»

В страхе детей перед Пиковой Дамой часто звучит беззащитность перед лицом воображаемой смертельной опасности, усиленная разлукой с родителями и идущими из более раннего возраста страхами темноты, одиночества и замкнутого пространства. Вот почему данный страх типичен для эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, привязанных к родителям.

И, наконец, Пиковая Дама - это коварная обольстительница, способная разрушить семью. В таком виде она предстает перед нами в истории мальчика 8 лет. Его строгая и принципиальная мать долгое время держала в узде отца, человека доброго, отзывчивого, бывшего чем-то вроде матери для мальчика. Сама же она, наоборот, играла роль деспотичного отца, не принимавшего мальчишескую линию поведения. В 7 лет он оказался свидетелем ночного выяснения отношений между родителями. Вскоре отец ушел к другой женщине. Затем мальчик оказался впервые в пионерском лагере, где был напуган старшими девочками, изображавшими Пиковую Даму. От страха он увидел ее как бы наяву (эффект внушения). Дома не засыпал один, открывал дверь и включал свет - боялся ее появления и того, что она с ним сделает. Подсознательно он уподоблял ее женщине, забравшей любимого отца, встречаться с которым не мог в силу запрета матери.

Страх перед Пиковой Дамой как раз и характерен для детей, имеющих строгих, постоянно угрожающих и наказывающих матерей, что, по существу, означает страх отчуждения от образа любящей, доброй и заботливой матери. Эти матери одновременно невротичны и истеричны, зациклены на своих проблемах, никогда не играют с детьми и не подпускают их к себе.

Итак, для младших школьников характерно сочетание социально и инстинктивно опосредованных страхов , прежде всего страхов несоответствия общепринятым нормам и страхов смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответственности, магического настроя и выраженной в этом возрасте внушаемости.

Светлана Сушинских
Психолог
По материалам книг А.И. Захарова «Что снится нашим детям», «Детские неврозы»

В редакцию журнала Матроны.РУ пришло письмо от мамы, встревоженной поведением своей восьмилетней дочери. Отвечает сотрудник психологического центра Мегаполис Вероника Петрова, аналитический психолог, детский и семейный психотерапевт Венского института интергративной психотерапии OKIDs.

Моей дочери 8 лет. Последнее время она стала бояться находиться под солнцем без головного убора. Этому есть объяснение: 2 года назад дочка получила тепловой удар и с тех пор всегда носит шляпку, без неё не может успокоиться. Но в течение этого года стали проявляться страхи, более похожие на фобическое расстройство. Например, страх переедания, она боится ужинать после 20.00.
Ребёнок стал беспокойным, постоянно на негативе, я уже теряюсь, как с ней общаться, чтобы не навредить. Подскажите, что можно предпринять в этом случае? Насколько серьёзная ситуация?

Здравствуйте!

Очень хорошо, что вы не оставляете без внимания страхи и переживания своего ребенка. Тем более, что 8 лет — это время, когда с проблемой еще можно справиться с помощью психолога или психотерапевта. Чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем меньше потребуется времени для работы со страхом. Если же бездействовать, то страхи постепенно закрепляются, наслаиваются, тормозят развитие ребенка и не дают ему полностью развить свой интеллектуальный потенциал. Страхи забирают так много энергии, что ребенок начинает быстро уставать, теряет интерес к учебе, а иногда даже к играм и любой активной деятельности.

Возможно, вы спросите, почему я направляю вас к психологу или психотерапевту, а не даю простых рекомендаций. Дело в том, что исходя из особенности истории развития ребенка, семейных отношений, характера и наличия травмирующих факторов, специалист находит причину, характерную именно для этого ребенка и выбирает индивидуальный путь работы с ним.

Я постараюсь вам коротко рассказать о возможных источниках страха.

Итак: 7- 8 лет-это время, когда одним из ведущих страхов является страх смерти. Это может быть страх смерти родителей, или своей собственной. Но страхи зачастую не действуют напрямую, а ищут обходные пути, что бы не быть пойманными и разоблаченными. Хорошо, если ребенок может прямо спросить или сказать о том, что его беспокоит. Но в 8 лет уже исчезает наивная непосредственность дошкольника, и ребенок чаще всего не может просто рассказать о своих чувствах и переживаниях. К тому же присоединяется страх быть смешным, каким-то не таким, неправильным. В этом возрасте о своих переживаниях легче рассказать опосредованно, через игру или рисунок.

Конечно, в основе страха может лежать какое-то травмирующее событие. Например, как в вашем случае — тепловой удар. Вы ничего не пишите о том, на сколько сильно пострадал ребенок. Одно дело, если это было легкое недомогание… Тогда причина страха лежит в другой области, а тепловой удар — лишь пусковой механизм. Но если состояние ребенка было тяжелым, с потерей сознания или госпитализацией, тогда страх повторения этого травмирующего события заставляет защищаться.

Но важно даже не только то, каким было состояние ребенка, а еще и реакция окружающих. Например, в случае одной девочки мама так испугалась эксгибициониста, подошедшего к ним на улице, что девочка долгое время вообще отказывалась выходить из дома, хотя сама даже не поняла, что произошло и в чем причина маминых криков. И тогда, мы видим, что здесь сработал страх самого родителя и рикошетом угодил в ребенка. В таких случаях бывает достаточно несколько встреч с ребенком, а далее работа со страхами матери. Дети очень чувствительны к бессознательным переживаниям взрослого, и чем меньше тревожатся родители, тем более безопасно и уверенно чувствуют себя дети.

Важно и то, кто занимается воспитанием ребенка, есть ли бабушки и дедушки? Какие взаимоотношения в семье между взрослыми? Есть ли у ребенка братья или сестры?

А так же еще ряд вопросов, которые мне, как специалисту важно было бы вам задать, для прояснения природы страхов вашего ребенка.

И в заключении, я хочу дать вам несколько простых рекомендаций, которые, помогут ослабить симптомы, пока вы подыскиваете специалиста.

1) Помните, что для ребенка страхи — это настоящие, серьезные переживания. Не стоит убеждать его в том, что это совсем нестрашно или что ничего не случится, если ты поешь после 20.00. Лучше спросите о том, что, по ее мнению, может произойти. Найдите какой-нибудь компромисс или защиту. Это облегчит состояние на какое-то время.

2) Попробуйте посмотреть на проблему или мучающий страх глазами самого ребенка. Возможно, вам удастся увидеть его настоящую причину.

3) Будьте с ребенком честны, говорите ему о своих чувствах. Тем самым вы учите его говорить о своих.

4) Предложите нарисовать свое настроение или страх. Например, как солнце наносит солнечный удар. Предложите поиграть в это, «поговорить» с солнцем и найти с ним общий язык.

5) Не опекайте ребенка слишком сильно, но будьте внимательны к тому, что происходит в его детской жизни. А так же не отказывайте в помощи, если ребенок об этом просит.

6) Позволяйте ребенку выражать агрессию, учите это делать в приемлемой форме. Озвучивайте его чувства, в том числе и негативные. (Например: «Ты злишься, потому, что я не разрешаю тебе смотреть фильм для взрослых» и т.д.)

И, конечно, давайте ребенку ощущение стабильности, спокойствия, поддержки и любви.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Боязнь ребёнка засыпать в одиночестве и быть ночью в комнате без близких людей, особенно взрослых, - это только вершина проблемы. Если малыши залезают в родительскую кровать или просят посидеть с ним рядом, то дети постарше могут не показывать свою тревогу родным, так как стесняются или не рассчитывают на их помощь. Причины страхов, как подводная часть айсберга, сокрыты в глубине. Любящий и внимательный родитель обязательно постарается разобраться и помочь своему чаду перестать бояться, обрести спокойствие и научиться спать одному.

Многие дети не хотят потерять из виду маму, бояться оставаться одни в темноте или просто очень сложно успокаиваются перед сном без помощи взрослого. Во время и после грудничкового периода такое поведение вполне объяснимо тесной связью с родителями. С ними ребёнок чувствует себя в безопасности, и все его основные потребности удовлетворяются. Часто эти проблемы сами постепенно исчезают по мере взросления. Но когда подросший малыш настойчиво не желает засыпать в своей кроватке, не отпускает маму, просыпается среди ночи и бежит к родителям, взрослые должны задуматься об истоках такого поведения. Возможно, их ребёнок ещё слишком мал, но иногда на то есть причины, не дающие их чаду расслабиться и ощутить себя в безопасности.

Самый распространённый страх - это боязнь темноты, которая вносит неопределённость и непонятную таинственность в мир малыша. Мало кому из людей удаётся избежать этого в детстве. Днём всё имеет свои чёткие очертания и границы, мысли участвуют в непрерывном процессе занятий, игр и прогулок. Поток сменяющейся информации часто не даёт сосредоточиться на чём-то одном надолго. Но с приходом ночи всё меняется. Дела позади, и ребёнок остаётся один на один с накопленными за день впечатлениями, переживаниями и мыслями. А при свете луны начинает активную деятельность бурная фантазия, дорисовывая силуэты предметов в комнате и тени на стене до страшных чудищ, пугающих своей неизвестностью.

Страх - внутреннее ощущение человека, возникающее в ответ на реальную или предполагаемую угрозу. Это чувство всегда негативно окрашено и дискомфортно. С точки зрения эволюции, страх - это врождённая базовая эмоция, способствующая самосохранению индивида.

Вызывать беспокойство, мешающее полноценному сну ребёнка в любом возрасте, могут совершенно разные причины.

  1. Если малыша наказать, заперев в тёмной комнате, он непременно испугается и вынесет оттуда свой страх, когда дверь откроется.
  2. Прошедшие события могут перегрузить психику ребёнка. Например, день был эмоционально насыщенным и/или было много перемещений. Даже переизбыток положительных впечатлений способен вызвать неспокойный сон.
  3. Страшные воображаемые чудовища, недобрые персонажи сказок, запугивание малыша Бабой-Ягой, Бабаем, или каким-нибудь страшным дядькой тоже не дают ребёнку заснуть спокойно. Ведь если родной человек говорит, что кто-то придёт и заберёт его, у крохи нет причин не верить в это. Поэтому лучше не пугать ребёнка, не читать историй и не смотреть мультики или фильмы с подобными героями.
  4. Старшие братья и сёстры или другие дети могут испугать своего маленького друга зловещими рассказами. А в темноте эти истории обретают вторую жизнь, оживая в голове впечатлительного малыша и превращаясь в силуэты на стенах.
  5. Телевизор не всегда бывает источником позитивной информации. Увиденные новости с негативным окрасом или кадры катастроф откладываются тревожными мыслями.
  6. Избыток негативных эмоций, возникший в последнее время, может перерасти в страх и нарушить сон ребёнка. Более старшие дети часто прокручивают у себя в голове всё, что вызвало у них расстройство. В результате беспокойство нарастает и мешает закончить неудачный день.
  7. Переезд на новое место жительства не даёт ребёнку хорошенько выспаться. Незнакомая обстановка обретает пугающие очертания по ночам.
  8. Перенапряжение и непрерывный поток информации так сильно загружают сознание малыша, что у него уже не получается расслабиться самостоятельно. Занятия, репетиторы, кружки должны оставлять ребёнку достаточно времени на отдых и любимую игру.
  9. Выяснение отношений между родителями также отражается на внутреннем мире их чада. Даже из маленькой ссоры при помощи воображения вырастает что-то непонятное и очень пугающее.
  10. Если ребёнок боится каких-то ситуаций, его ночные страхи обостряются. Это может быть поход к врачу, дальняя поездка или 1 сентября.
  11. Конфликты со сверстниками и учителями часто оставляют неприятный отпечаток от прожитого дня.
  12. В переходном возрасте эмоциональное состояние подростка часто зависит от гормонального фона. В результате этого появляется необъяснимое напряжение, волнение и беспокойный сон.
  13. Приснившиеся ночные кошмары пугают и малыша, и подростка, нарушают внутреннее равновесие.

Все пережитые события и воображаемые страхи способны перерасти в постоянную тревогу. Это мешает ребёнку чувствовать себя защищённым и спать спокойно. Оставаться в темноте наедине со своими мыслями становиться для него испытанием. И, конечно, хочется избавиться от всех негативных эмоций или хотя бы приглушить их. А лучшие помощники в этом деле - родители, к которым малыш и приходит со своей проблемой.

Страх темноты у ребёнка: как помочь - видео

Как меняются ночные страхи с возрастом ребёнка, и как с ними бороться

Малыш растёт, и по мере взросления меняется восприятие окружающего мира, появляется новый опыт, развиваются его личностные качества. И то, что пугало ребёнка в пять лет, в десять может казаться ему смешным и нелепым.

Чтобы малыш перерос своих «ночных монстров», окружающие его взрослые обязаны создать комфортную и защищённую среду. Готовность всегда прийти на помощь, выслушать и поддержать скажутся положительно не только на отношениях, но и на уверенности ребёнка в завтрашнем дне.

Страху свойственно преувеличивать истинное значение факта. (Виктор Гюго)

Возможные проблемы в зависимости от возраста ребёнка - таблица

Возраст Возникающие страхи и тревоги
2–3 года После 1,5–2 лет родители начинают способствовать самостоятельности своего чада: кому-то выделяют комнату, кого-то после совместного сна с мамой перекладывают в свою кроватку. Но ребёнку бывает сложно быстро выйти из-под постоянной опеки взрослого, и он чувствует себя незащищённым. Может не быть конкретных страшных образов, малыш просто боится остаться в одиночестве. Поэтому приучать кроху к переменам нужно постепенно, ни в коем случае не игнорируя его просьбы побыть с ним некоторое время. Даже если ребёнок один, он всегда должен знать, что родители обязательно придут на помощь по первому его зову.
4–5 лет В этом возрасте дети становятся более самостоятельными, посещают садик, дружат со сверстниками. Но тревожные состояния, нарушающие сон, могут возникнуть из-за негативных впечатлений, полученных за день, ссоры близких людей, наказания, страшных мультиков, воображаемых чудовищ под кроватью или простого перевозбуждения. Важно успокоить малыша, поговорить с ним, постараться выяснить причину его беспокойства, сделать страшное неопасным. Объятия, поглаживания, поцелуи помогут ребёнку ощутить поддержку и заботу.
6–7 лет Это переходный период для большинства детей. Заканчивается время детского сада, ребёнок идёт в школу. Он уже социально активен, у него появляется много знакомых и друзей. Воображение в этом возрасте также хорошо развито, и наползающие ночные монстры по-прежнему способны беспокоить первоклассника. Тут возникает множество переживаний, связанных с окружающим миром, с общением и новыми событиями в жизни. Поддержать дочь или сына в быстро меняющейся обстановке, объяснить непонятное, успокоить - это обязанность любящей семьи.
8–9 лет К 9 годам ребёнок постепенно перерастает свои детские страхи, мир становится понятнее, а пугающие образы в комнате оказываются только игрой света с тенями. Но тревога всё-таки иногда мешает спокойному сну. Причиной для неё могут послужить межличностные и внутрисемейные отношения, услышанная негативная информация. Дети в этом возрасте уже довольно большие, чтобы объяснить причину появления боязни. Родителям нужно с должным вниманием относиться к эмоциям своих отпрысков и стараться поддерживать с ними доверительные отношения.
10–12 лет В этом возрасте начинается подростковый кризис, обостряющий восприятие проблем и усугубляющий негативные реакции. Перепады настроения, не всегда гладкие взаимоотношения со сверстниками, ссоры с родителями - всё это способствует возникновению внутренней тревоги и необъяснимых страхов. Бесконечные мысли, чуткий сон, боязнь одиночества могут помешать полноценному отдыху. Несмотря на то что общаться с подрастающим поколением в этот период бывает очень сложно, мама и папа должны постараться сохранить дружеские отношения, основанные на понимании и взаимовыручке. Поговорить с ребёнком, вникнуть в его проблемы, посочувствовать, настроить на позитивный лад, обнять бывает достаточно для того, чтобы избавить подростка от тревог.

Чего делать нельзя

  1. Нельзя ругаться с кем-либо и выяснять отношения при ребёнке. Семья - это крепость, в которой должно быть мирно и спокойно.
  2. Бить и запирать малыша в помещении одного категорически запрещается. Такие действия порождают только страхи.
  3. Лучше не показывать свою растерянность и слабость в трудной ситуации. Ребёнок должен быть уверен, что родители смогут защитить его при любых обстоятельствах.
  4. Нельзя пугать малыша негативными персонажами, готовыми прийти и наказать его. Маленькие дети могут поверить в это настолько, что не заснут в одиночестве без взрослых защитников.
  5. Желательно не рассказывать холодящие кровь истории, не читать печальные сказки и не показывать страшные фильмы и мультики. Всё увиденное и услышанное кроха может спроецировать на свою жизнь.
  6. Нельзя смеяться над страхами малыша. Это ведёт к потере доверия и к умалчиванию проблем в будущем.
  7. Лучше не давить на ребёнка, говоря, что он уже слишком большой мальчик, чтобы капризничать и бояться темноты и монстров. Если малыш рассказал о своих страхах, значит, ему нужна помощь.
  8. Нельзя не обращать внимания на тревоги и кошмары своего чада. Если какая-либо проблема появилась, её надо решать, не дожидаясь, пока она перерастёт в нечто большее.
  9. Не следует подыгрывать, утверждая, что монстры реальны. Такое поведение взрослого только подпитает тревогу ребёнка.

Даже если, рассказывая о своих страхах, ребёнок просто хочет побыть с родителями, не стоит сразу отсылать его в свою комнату спать. Возможно, ему очень не хватает внимания и общения с близкими людьми.

Как помочь ребёнку не бояться спать в комнате одному

Чтобы необоснованные тревоги исчезли, а ребёнок стал чувствовать себя уверенно и спокойно, взрослым необходимо помочь своему чаду преодолеть негативное восприятие действительности. Существует несколько способов избавления от страхов и поддержания позитивного настроя.

  1. Необходимо обеспечить доброжелательную и спокойную атмосферу в семье.
  2. Если у ребёнка отдельная комната, нужно учесть его пожелания при оформлении пространства. Так, спальня станет любимее и безопаснее для своего хозяина.
  3. Режим и распорядок дня сделает жизнь малыша более предсказуемой, а его самого более уверенным.
  4. Постоянно повторяющиеся ритуалы перед сном помогут крохе расслабиться и подготовиться ко сну. К таким действиям относятся и чистка зубов, и одевание пижамы, и добрая сказка на ночь, и спокойная музыка, и лёгкий массаж или просто поглаживания.
  5. Многие маленькие дети хорошо засыпают под колыбельную песенку. Протяжные звуки и родной голос успокаивают малыша, предвещая сладкий сон.
  6. Перед укладыванием в кровать, родитель может обойти с ребёнком все укромные уголки комнаты, показав, что там никого нет.
  7. Среди игрушек малыша всегда найдётся добрый защитник, способный уберечь своего хозяина от всех невзгод. Его разрешается взять в кроватку. Остальные обитатели комнаты также будут стоять на страже всю ночь.
  8. Можно визуализировать страх крохи, нарисовав или слепив его из пластилина. Далее, по желанию малыша этот образ нужно украсить, сделав его добрым и забавным, а можно разорвать или отправить на бумажном кораблике по течению какой-нибудь реки.

    Что сделалось смешным, не может быть опасным. (Вольтер)

    Для детей после 7–8 лет есть способ расслабления в кровати: необходимо подумать о чём-нибудь очень спокойном и приятном, доставляющем положительные эмоции. Например, представить себя гуляющим по берегу тёплого моря, пересыпающим песочек из ладошки в ладошку или отдыхающим на полянке в окружении цветов и бабочек. Сначала эту воображаемое путешествие желательно проводить в присутствии мамы и даже совместно, обсуждая всплывающие картинки. Далее ребёнок может делать это самостоятельно без участия взрослого.

    Существует ещё один приём борьбы со страхами: когда возникает боязнь, человек мысленно очень быстро строит стену между угрозой и собой или купол, опускающийся и ограждающий от всех неприятностей. Обученные такому приёму дети, будут защищать себя не только от страшных персонажей, но и от возможных обидчиков в школе.

    Если у мамы не получается каждый вечер сидеть с малышом подолгу, укладывая его, она может постепенно свой голос заменить на любимые аудиосказки или спокойную музыку.

    Позитивное общение, совместные прогулки на сон грядущий, уверенность в своих близких обязательно помогут в борьбе со страхами.

    Доктор Комаровский: какие ритуалы нужно проводить c ребёнком перед сном - видео

    Когда необходимо воспользоваться помощью специалиста

    Если к возрасту 8–9 лет возникающие страхи не изживают себя или существуют навязчивые постоянные фобии, неподвластные никаким позитивным посылам родителей, необходимо обратиться к специалисту. Бессонные ночи, тревожные состояния, истерики и повторяющиеся кошмары могут оказаться симптомами какого-либо расстройства. Мешают справиться с проблемой неправильно выбранная тактика поведения и напряжённые отношения в семье. Оставлять эти вопросы без проработки и решения нельзя, ведь от этого зависят не только спокойный сон, но и здоровье ребёнка. А повзрослев, дети могут взять с собой во взрослую жизнь наряду с положительными примерами и непобеждённую боязнь.

    Страх - это необходимая эмоция. Когда детки рождаются, мы сами учим их бояться горячего чайника, электрической розетки, подозрительного человека. Но если это чувство необосновано и навязчиво, оно негативно сказывается на малыше, нарушая его покой, душевное равновесие и сон. Задача взрослых: объяснить своему чаду, чего избегать нужно, и что на самом деле не представляет для него угрозы. А любовь, понимание и забота непременно помогут ребёнку стать увереннее, а родителям счастливее.

    Поделитесь с друзьями!

    Я боюсь темноты. Правда. Не сильно, конечно, не до патологии, и не всегда, но в целом опасаюсь. А все началось в детстве. Помню, однажды я не спала всю ночь: мамино пальто на вешалке, которое после чистки повесили на гвоздик проветриться, неожиданно «превратилось» в Пиковую Даму. Я знала, конечно, что это пальто, но у страха-то глаза велики! Да еще и фантазия сделала свое дело – Дама почти натурально «шевелилась» и как-будто смотрела на меня. Позвала бабушку. Она у меня женщина была решительная, местами даже жесткая, такие после войны избы сами отстраивали и поля пахали.

    Бабушка не нашла лучшего решения, чем заставить меня идти через всю темную комнату до этой ужасающей вешалки, чтобы я сама убедилась, что это просто пальто. Не буду описывать весь свой детский ужас в процессе преодоления нескольких метров того пути. Скажу только, что эпизодический страх темноты остался со мной как напоминание о детстве.

    Подозреваю, что метод бабушка выбрала неправильный. Поэтому, когда мои собственные дети начали заявлять, что у них в комнатах поселились в темноте Бабайки, привидения, пришельцы и прочие «там кто-то есть», действовать я начала иными методами.


    Статистика

    1. Из 100 мам 80 отмечают, что из всех видов страха их детям свойственна боязнь темноты. Таким образом, 8 из 10 детей в возрасте от 3 до 10 лет боятся темных комнат.
    2. В 80% случаев страх темноты передается по наследству. Если она была у родителей, то с большой долей вероятности, ребенок тоже будет бояться темноты.
    3. У 10% людей на планете страх темноты сохраняется всю жизнь.
    4. У 2% он перерастает в болезнь – никтофобию.

    Причины

    Страх темноты – это не страх перед отсутствием света как такового. Это страх перед тем неизведанным и неприятным, что может скрываться в этой темноте. Поскольку во мгле наш мозг не получает четкого сигнала от органов зрения о безопасности окружающей обстановки, возникает некая неопределенность. А если фантазия богатая, то она быстро «дорисует» отсутствующие элементы. И пожалуйста – страшная картина готова! Дети, как известно, обладают большей способностью фантазировать, а потому детские страхи – явление столь распространенное.

    Страх, как выяснили ученые, у ребенка начинается еще во время внутриутробного развития. Именно тогда кроха уже способен чувствовать, если мама тревожится, пугается или сильно переживает.

    Неродившийся пока малыш, конечно, еще не способен понять, что именно происходит, но его нервная система и головной мозг отлично «запоминают» биологическую реакцию на страх. В результате эмбрион получает способность бояться. Правда, пока инстинктивно.


    Когда страх становится осознанным?

    1. Чаще других страх перед темнотой испытывают дети, которые спят одни. Поэтому косвенно страх темноты - это страх перед одиночеством. Испытывать его могут даже новорожденные.
    2. Если родители увлекаются «страшилками». «Не будешь есть кашу - позову Бабая» или «Если ты не перестанешь баловаться, за тобой придет злой колдун!». В темноте, когда ребенок расслабляется перед сном и мысленно, как и взрослые, прокручивает в голове дневные переживания, именно этот «Бабай» или «злой колдун» могут материализоваться в воображении малыша в темной комнате.
    3. Если в присутствии ребенка старшие смотрят фильмы ужасов, рассказывают жуткие истории. Помните, мозг ребенка, даже маленького и несмышленого, фиксирует яркие образы и потом воспроизводит их в самый неподходящий момент.
    4. Если ребенок часто просматривает со взрослыми выпуски новостей. Любой случайно увиденный образ в сюжете о катастрофе, убийстве или нападении может стать причиной страха темноты.
    5. Если ребенку слишком многое запрещается.
    6. Если в семье разгораются нешуточные конфликты, в которые оказываются втянуты дети.


    Есть еще несколько факторов, влияющих на развитие страха темноты. Как ни странно, но более других этому виду фобии подвержены единственные дети в семье. Когда нет сестры или брата, с которыми можно контактировать, уровень тревожности у ребенка выше.

    Кроме того, страх темноты часто свойственен детям «возрастных» родителей. Чем больше лет маме на момент рождения ребенка, тем сильнее она и домочадцы о «поздней» крохе беспокоятся. Бегут по первому зову, охают-ахают и всплескивают руками. В результате у них растет неврастеничный, легковозбудимый, инфантильный малыш, очень подверженный страхам, и не только темноты.

    Темноты часто боятся дети из неполных семей. Причем первые «звоночки» боязни приходятся, как правило, на период развода или ухода одного из родителей.


    Что делать родителям?

    1. Поговорить с ребенком

    На полном серьезе, доброжелательно выяснить у него, чего именно он боится, почему, кто живет в его темной комнате, что он может сделать малышу и зачем он вообще пришел? Иными словами, так вы сможете установить фактор, давший «старт» врожденной программе страха.

    2. Контролировать увиденное

    Нужно проследить за тем, чтобы ребенок не имел доступа к просмотру кровавых и пугающих фильмов, не играл в такие же компьютерные игры. Любой страх - как костер, если в него подбрасывать дрова, он будет разгораться все больше и больше.

    Следите за своей речью, постарайтесь в присутствии ребенка не обсуждать негативных тем и уж тем более не стоит пугать непослушного малыша злыми персонажами, которые «придут и в лес унесут».



    3. Исследовать комнату и подарить талисман

    Постарайтесь вместе с ребенком исследовать темную комнату. Пройдите по ней вдвоем или всей семьей, включив ночник, и покажите чаду, что ни в одном углу никто не спрятался.

    Скажу сразу, работает этот совет не всегда. Дело в том, что в присутствии родителей малыш вроде бы успокаивается. А как только наступает ночь и гасят свет, он категорически отказывается оставаться один. Потому как от души верит, что чудовища, которых прогнали папа и мама, вернутся. Поэтому я предпочитаю «долгосрочную» профилактику.

    Мама и папа оставляют в комнате у ребенка кого-то или что-то, способное прогонять монстров. Пусть это будет специально купленная игрушка или новый ночник. Главное - чтобы ребенок поверил, что с этой штукой ему теперь ничего не грозит.

    4. Визуализация страха и превращение его в доброе существо

    Дополнительный способ. Попросите ребенка нарисовать монстра - так он его визуализирует и поймет, что он не так и страшен, ведь воображение всегда рисует более «красочные» картинки. Обязательно в конце превратите чудовище в доброжелательного монстрика, нарисуйте ему широкую улыбку и добрые глаза. Поговорите и поиграйте с ним вместе с ребенком.

    Что родителям делать нельзя?

    1. Критиковать и смеяться над ребенком. Если ваш малыш признался, что боится оставаться один в своей комнате, ложиться спать вечером потому, что в темноте страшно, не критикуйте его и не называйте трусом. Это для вас затаившиеся у шкафа страшилки – нереальны. Для ребенка они самые что ни на есть настоящие. И он не капризничает, когда сообщает о своем страхе, как думают некоторые родители, а выражает вам доверие. Он делится с вами своей главной бедой.
    2. Вышибать «клин клином». Это тот самый метод моей бабушки. Если ребенок боится темноты, не стоит закрывать его намеренно в темной комнате, чтобы он осознал, что повода для страха нет. Это способно вызвать панику и закрепить ужас, сделав из него настоящую фобию.
    3. Ни в коем случае нельзя включаться в эту игру. Если малыш говорит, что у него под кроватью живет дракон, не нужно заглядывать туда и восклицать: «Ой, и правда страшный какой! Вот не будешь слушаться, обязательно вылезет и цапнет тебя за ногу!». Малыш поверит. И страх усилится в разы.


    Чтобы помочь ребенку справиться с фобией, прежде всего необходимо поговорить с ним и выяснить причину детских страхов

    Последствия

    Если родители игнорируют страх ребенка перед темнотой и вовремя не принимают мер, обычная детская боязнь может стать настоящей патологией. Сформировавшаяся никтофобия повлечет за собой еще целый клубок различных страхов. Это может стать причиной нервных и психических расстройств у ребенка, панических приступов на протяжении всей жизни.

    Кроме того, детские страхи, запрятавшиеся глубоко в подсознание человека, обрастут массой неприятных и неполезных для нормальной жизни комплексов. Возможно, ребенок не станет больным человеком, но низкая самооценка, боязнь перемен и ответственности ему гарантированы.

    Возрастные этапы страха

    2 года

    Бояться темноты дети, как правило, начинают в 2 года, когда их фантазия уже достаточно развита и способна создавать целостные образы, в том числе и негативные. Но малыши в этом возрасте еще не могут внятно и детально сообщить родителям о том, что их беспокоит. Поэтому они могут просыпаться по ночам, устраивать истерики, упорно отказываться спать в своей кроватке и постоянно проситься спать вместе с родителями.


    3 года

    В 3 года, когда начинается кризис, связанный с первым переходным возрастом, границы окружающего мира для ребенка раздвигаются. Он теперь знает, что за пределами квартиры есть что-то еще: площадка, парк, детский сад… По мере накопления опыта и знаний, растут и страхи. Ребенок в состоянии рассказать о них, нарисовать их по вашей просьбе. Воспользуйтесь этим, чтобы устранить причину боязни.

    4-7 лет

    В 4 года почти все дети невероятно впечатлительны. У них появляются оценочные суждения, они хорошо запоминают события, диалоги, лица. Вкупе с буйной фантазией все это может приводить к страху темноты.



    В 5 лет ребенок активно общается со сверстниками, и поводом для ночных страхов может стать история-страшилка, рассказанная кем-то в детском саду или увиденная по телевизору. Малыш еще не способен отличать вымысел от правды, и его мозг сразу «нарисует» пугающий образ. С пятилетнними малышами важно обсуждать страхи, рассуждать самим и учить дитя мыслить логически.

    В 6 лет ребенок способен «видеть» в темноте своей комнаты персонажей любимых книг и мультфильмов. Фантастические герои, не всегда положительные и добрые, приходят, как назло, ближе к ночи. И разве тут уснешь!

    Кроме того, в этом возрасте развивается ассоциативное мышление. Так, обычный комод может стать злым монстром, а висящее пальто (как это было в моем случае) мистическим существом. Важно продемонстрировать ребенку, что в комнате никого нет.

    В 7 лет страх темноты может быть следствием стресса, который ребенок испытывает в связи с началом обучения в школе. Если уговоры не помогают, сделайте в комнате первоклассника перестановку. Пусть все пугающие предметы поменяют место дислокации.


    Поводом для ночных страхов у пятилетнего ребенка могут быть страшные истории, рассказанные сверстником

    В возрасте 7 лет ребенок может бояться темноты из-за стресса, вызванного походом в школу

    8-10 лет

    В 8 лет страх темноты обычно отступает. Но если ребенок все еще боится, не нужно игнорировать его проблемы, думая, что «скоро все само пройдет».

    В 9 лет, равно как и в 10 лет, страх темноты – явление не такое уж частое. И обычно оно связано с тем, что у растущего быстрыми темпами чада меняется психика. Это нормальный процесс, просто каждый переживает его по-своему. Если страх темноты не носит панического характера, повода для волнений нет. С помощью психолога родители легко справятся с неприятной ситуацией.

    К 8 годам страх перед темнотой обычно отступает


    Когда обращаться к специалистам?

    • Если ребенку уже 10 лет, а он сильно пугается темной комнаты и боится спать без света. Младшие школьники прекрасно различают, где правда, а где сказки. Поэтому рассказы о фантастических тварях, живущих в темноте его комнаты, должны стать поводом для обращения к психологу или психотерапевту.
    • Если страх темноты у ребенка связан с громкими ночными истериками, криками и даже страхом смерти.
    • Если страх темноты выражается в панических атаках. Ребенок неровно дышит, теряет сознание.

    О работе с детскими страхами подробно рассказывает клинический психолог Вероника Степанова в следующем видео.

    1. Страх темноты у ребенка можно преодолеть только вместе с ним. Сам малыш не справится.
    2. Правильно установленная причина страхов быстрее подскажет, как отучить ребенка бояться темноты.
    3. Если ребенок стал бояться темноты уже в сознательном возрасте (от 7 до 10 лет), есть смысл пересмотреть семейные взаимоотношения и выяснить, как ребенок общается в коллективе. Возможно, причина кроется в конфликтной ситуации.
    4. Дать ребенку дополнительную физическую нагрузку – записать в секции, кружки, где от него потребуется большой выброс энергии. На страхи сил попросту не останется.
    5. Показать на личном примере, как можно преодолевать страхи.
    6. Увлечь ребенка рисованием. Способность переносить образы из воображения на бумагу позволяет выплескивать эмоции, а нарисованная страшилка вовсе перестает быть страшной. Особенно если мама добавит к рисунку что-то от себя, что развеселит малыша.
    7. Хорошо помогает в борьбе со страхом темноты графический тест. С ним справятся школьники. Пусть ребенок напишет о своих опасениях. Разберите с ним «мини-сочинение», причем, объясните, что «страшные» слова – всего лишь слова. Обратите внимание сына или дочки на то, как они пишутся.
    8. Используйте в борьбе со страхом игры. Такие, к примеру, как прятки. Ведь там нужно прятаться и в темные места. А в процессе занимательной игры ребенок не успеет ощутить страх.

    Если ребенок будет выплескивать всю энергию днем, то, вероятнее вечером на страхи просто не останется сил

    Ребенок не преодолеет этот страх самостоятельно, ему обязательно нужна помощь взрослого, любящего его родителя

    Если вас настораживает чрезмерный страх ребенка, обратитесь к детскому психологу для решения проблемы со специалистом

    В борьбе со страхом могут помочь совместные игры

    Запишите своего ребенка на консультацию к психологу, если страх переходит все границы разумного, не игнорируйте его призыв о помощи, не обсуждайте это с посторонними, чтобы чадо не потеряло к вам доверия. Есть ситуации, когда страх темноты - проявление весьма серьезных проблем. Специалист поможет разобраться в них и подскажет, как помочь ребенку.

    Посмотрите следующие видео, в которых психологи дают свои рекомендации.