Пример из литературы когда враг становится другом. Сочинение на тему «Дружба и вражда

Предлагаю для обсуждения подобранные мною материалы к пятому направлению итогового сочинения – «Дружба и вражда».

«Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду».

Попыталась представить это направление в разных ракурсах. Пока их у меня получилось пять. Подобрала в соответствии с ними цитаты (высказывания великих, пословицы). Думаю, что какие-то из них можно представить в качестве названий тем сочинений, какие-то взять в качестве эпиграфа.

Дружба – великая сила

  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.(Пословица)
  • Человек без друзей что сокол без крыльев. (Пословица)
  • Дни свои влачить без друга — наигоршая из бед.
    Жалости душа достойна, у которой друга нет.
    Низами (персидский поэт)

И дружить уметь нужно

  • «Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками». Индира Ганди
  • «Знать меру следует во всем, везде. Знать меру надо в дружбе и вражде». Саади
  • «Надругательство над дружбой — это с мудростью разлад». Шота Руставели
  • «Дружба кончается там, где начинается недоверие». Сенека

Друг познается в несчастье

  • «Хороший друг должен на веселие являться по зову, на бедствие же друга приходить без зова». Демокрит (древнегреческий философ)
  • «Не избегай друга, в беде находящегося». Менандр (древнегреческий драматург, комедиограф)
  • «На вершине величия не забывай, что друг в беде». Фридрих Шиллер (немецкий поэт)
  • Знал дружка в радости, не оставляй в горести (пословица).

Порой меж дружбой и враждой лишь шаг…

  • И д рузья наши, ивраги – собственные наши творения.
  • «Расположенье наше и вражда всегда от нас самих зависят». Бхаса (один из первых древнеиндийских драматургов, III-IV вв.)
  • «Непонимание делает из друзей врагов». Лион Фейхтвангер (немецкий писатель)
  • Нет крепче друзей, чем бывшие враги, нет хуже врагов, чем бывшие друзья (народная мудрость)
  • «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом». Шота Руставели (грузинский поэт XII века)
  • Что слаще халвы? Дружба после вражды. (Арабская пословица)
  • «Врагов можно победить,превратив их в друзей». Сальвадор Дали(испанский живописец)
  • «Лучший способ узнать и уничтожить врага — это стать его другом». Пауло Коэльо
  • Нетрудно раскопать топор войны - сложнее раскурить трубку мира (индейская мудрость).
  • «Кто стал дружить с тобой для обретенья благ, не друг надёжный твой, а самый страшный враг». Абу Шукур (персидско-таджикский поэт X века)
  • «Я тех людей никак понять не мог, кто омрачает на земле прекрасной жизнь, что дается всем на малый срок, враждой ненужной, злобою напрасной». Расул Гамзатов
  • «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься». Л.Н. Толстой.
  • Лучше вода у друга, чем мед у врага. (Русская пословица)
  • Нахмуренный друг лучше, чем улыбающийся враг. (Английская пословица)

«Уроки» врагов

  • «Не будь у меня врагов, я не стал бы тем, кем стал. Но, слава богу, врагов хватало». Сальвадор Дали
  • «Обожаю умных врагов». Сальвадор Дали
  • «Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их». Леонардо да Винчи
  • «Все на свете союзники мне, и я открываю объятья моим врагам, чтобы они укрепляли меня и возвышали». А. де Сент-Экзюпери. "Цитадель".

    Первое, что приходит в голову, естественно, «Война и мир» Л.Н. Толстого – роман, как говорится, на все случаи жизни.

    «Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери.

    « Разговор о друге» А. де Сент-Экзюпери.

    «Мститель» В. Солоухина.

    «Повесть о дружбе и недружбе» Стругацких...

    БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ


    Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
    И судом поспешным не греши.
    Гнев на друга, может быть, мгновенный,
    Изливать покуда не спеши.

    Может, друг твой сам поторопился
    И тебя обидел невзначай.
    Провинился друг и повинился -
    Ты ему греха не поминай.

    Люди, мы стареем и ветшаем,
    И с теченьем наших лет и дней
    Легче мы своих друзей теряем,
    Обретаем их куда трудней.

    Если верный конь, поранив ногу,
    Вдруг споткнулся, а потом опять,
    Не вини его - вини дорогу
    И коня не торопись менять.

    Люди, я прошу вас, ради бога,
    Не стесняйтесь доброты своей.
    На земле друзей не так уж много:
    Опасайтесь потерять друзей.

    Я иных придерживался правил,
    В слабости усматривая зло.
    Скольких в жизни я друзей оставил,
    Сколько от меня друзей ушло.

    После было всякого немало.
    И, бывало, на путях крутых
    Как я каялся, как не хватало
    Мне друзей потерянных моих!

    И теперь я всех вас видеть жажду,
    Некогда любившие меня,
    Мною не прощенные однажды
    Или не простившие меня.


    Расул Гамзатов


    ***
    Я врагами богат и друзьями,
    Стало быть, и вражда — не беда,
    Но беда, что сильна, и криклива,
    И смела боевая вражда.
    А наивная дружба готова
    Мне и денег, и славы желать,
    Но робка, щекотлива и любит,
    Молча мне сострадая, вздыхать.
    И я, право не знаю, что лучше, —
    Эта дружба иль эта вражда?
    Поневоле, завидуя силе,
    Я врагами горжусь иногда.

    Яков Полонский

    У дружбы есть свои законы…

    У дружбы есть свои законы,

    И у вражды есть свой закон, –

    Враг может другом стать,

    А друг - врагом.

    Таков у жизни вечный круг,

    Нет злей врага, чем бывший друг.

    Генрих Акулов


    ***


    Мой мальчик, нанося обиды,
    о чем заботятся враги?
    Чтоб ты не выполз недобитый,
    на их нарвавшись кулаки.

Тема "Что такое вражда?".
Литературные произведения, использованные в аргументации:
- роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин ";
- роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка ".

Введение.

Что же такое вражда? Мне кажется, это плохое отношение людей друг к другу, нежелание или невозможность пойти на компромисс для примирения. Вражда бывает разная: начиная от мелких ссор, зависти и неприязни, заканчивая кровной местью, ненавистью и даже убийством своего неприятеля.

Для возникновения вражды иногда и не нужны серьёзные причины. Может произойти мелкая ссора, возникнет недопонимание - и все, люди уже враги на целую жизнь. Иногда причины конфликта серьезные. Это может быть борьба между мужчинами за любовь женщины, радикально разные взгляды на мир между политическими деятелями и так далее.

Мне кажется, самые худшие враги - это люди, которые раньше были друзьями. Ведь, зная всё друг о друге, они могут сознательно давить на больные места бывшего товарища, использовать его тайны в подлых целях.

Аргумент.

Примером серьёзной вражды, начавшейся из-за глупости и недопонимания, служит роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Онегин и Ленский - люди, на первый взгляд, разные становятся друзьями. Ленский влюблён в Ольгу Ларину. На именинах в честь её сестры Татьяны Евгений пребывает в плохом расположении духа. Назло своему другу Онегин несколько раз приглашает Ольгу на танец. Ленский, по молодости своей, из-за подступившей ревности не видит другого выхода, кроме как вызвать на дуэль своего уже бывшего друга. Поединок заканчивается смертью Ленского. Из данного примера мы видим, из-за наших глупых поступков и недопонимания люди, ладившие друг с другом, становятся врагами.

Иногда вражда случается потому, что один человек настолько подлый сам по себе, что просто не способен на дружбу. Такого героя можно найти на страницах романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Поначалу Алексей Швабрин и Пётр Гринёв дружили. Ранее Швабрин сватался к девушке Марии, но получил отказ. Узнав, что Гринёву тоже небезразлична Маша, Алексей стал наговаривать на девушку. Не выдержав такого отношения к своей возлюбленной, Пётр вызывает Швабрина на дуэль. К счастью, поединок окончился лёгким ранением Гринёва, но о продолжении дружбы после таких событий не может быть и речь. Более того, позднее, Швабрин оклеветал Гринёва, сказав, что тот перешёл на сторону Пугачёва, хотя являлся предателем сам.

Заключение.

Мне кажется, вражда исходит из-за несовпадения во взглядах, ведь в соответствии с ними, люди обычно и совершают свои поступки. В любом случае, конфликт всегда приносит много несчастья. Так что, как говорил знаменитый герой мультфильма Кот Леопольд: "Давайте жить дружно!".

Две крайности – дружба и вражда – неизменные спутники человека в жизненном пути. Что же такое дружба, и какой она может быть? Кто такой настоящий друг и какую роль в жизни человека играет дружба? На мой взгляд, дружба — это неотъемлемая часть нашей жизни. Это обретение родственной души. Без нее мир был бы мрачным, скучным и однообразным. Дружба основывается на взаимном доверии и уважении. Она может быть как маленькой, так и большой. Например, дружба народов, стран, дружба между людьми и животными. Друг — это человек, который разделяет твои интересы, который не предаст в трудную минуту и всегда поддержит, поможет, даст совет. Вражда – это чувство, противоположное дружбе, а именно неприязнь, антипатия и негативные чувства по отношению к человеку или группе лиц. Враждебность разрушает нас изнутри, а дружба делает сильнее, но без конфликтов невозможно обойтись, как и без верного друга.

В качестве аргумента приведу пример из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». В этом романе главными героями являются Андрей Болконский и Пьер Безухов. Они – антиподы по замыслу автора. Он, наверное, хотел показать, что даже самые разные люди могут сблизиться. Несмотря на их несхожесть по темпераменту они становятся друзьями. Андрей отличается от Пьера трезвым, рассудительным умом, способностью довести намеченное дело до конца, самодисциплиной и собранностью. А Пьер же, наоборот, натура непосредственная, мягкая, способная остро чувствовать и сопереживать. Пьеру свойственны сомнения и глубокие раздумья в поисках смысла жизни. Несмотря на свою простоту Пьер весьма мудр, и это качество сближает его с Андреем. Если Безухов – философ, то Болконский – делец. Встретившись, они начинают делиться своими чувствами, мыслями и советами. Обжегшись отношениями с Элен, Пьер, тем не менее, не ищет виноватых, а также искренне, изо всех сил в ущерб своих собственным чувствам радуется появлению чувств Андрея к Наташе. Вот это и есть настоящий друг! Это говорит о том, что Пьер не эгоист, он умеет радоваться за своего друга, несмотря на свои недавние разочарования и боли. Дружбу Андрея Болконского и Пьера Безухова можно считать истинной, прекрасной и бессмертной, потому что основа, на которой она зиждется, была достойная и благородная. Эта основа – родство душ.

Пример вражды поколений блестяще описал Тургенев в своем романе «Отцы и дети». конфликтовал с Павлом Петровичем, дядей его приятеля Кирсанова. Их взгляды полностью расходились. Павел Петрович считал, что молодой человек – самодовольный хам и чуть ли не революционер, что для поколения отцов было тягчайшим оскорблением. Евгений думал, что жалкий перезревший аристократ бесполезен для общества и является всего лишь бессовестным трутнем среди трудолюбивых и важных особей. Если представитель поколения отцов считал, что сословные перегородки освобождают их от труда и ответственности, что эгоизм и самолюбование им простительны, то представитель поколения детей ненавидел условности и предрассудки дворянства, хотел, чтобы каждый своим трудом служил прогрессу, как в науке, так и категориях морали, нравственности и духа. Мы можем сказать, что вражда, которую развязал Базаров, вряд ли чему-нибудь поспособствует, но это состояние – естественная и честная реакция двух идейных противников. Это как раз те споры, в ходе которых рождается истина. Конфликт может поспособствовать развитию, когда спорщики хотят выяснить правду, а не отношения. Как и в романе «Война и мир», герои – антиподы, но их противостояние – не личная причуда, это издержка исторического процесса, это закономерность бытия, в соответствии с которой сегодня мы спорим со своими родителями, открывая новый этап развития цивилизации.

Таким образом, дружба и вражда одинаково естественны для человека и могут приносить пользу в равной степени. Дружба подкрепляет его силы и обеспечивает моральную поддержку. Она обогащает обоих, ведь между людьми происходит взаимовыгодный обмен знаниями, опытом, интересами и умениями. Вражда тоже служит обогащению, но не всегда, впрочем, как и дружба. Спор стимулирует умственную деятельность соперников и помогает найти ответы на самые сложные вопросы. На и враждовать, и дружить надо с одной целью: стать лучше, сильнее и умнее.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Герои романа И.Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров в начале произведения производят впечатление друзей. Но были ли отношения между этими героями дружескими? Аркадий и Евгений Базаров - представители молодого поколения. Но как различны их взгляды! Евгений - нигилист, то есть отрицает все старые взгляды и ценности. Он – за новую жизнь, стойко отстаивает свои взгляды.(«Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои») Аркадий же только внешне хочет походить на него, а в душе - он типичный представитель старого мира с его веками сложившимися традициями и устоями. Автор показывает, что они во всём противоположны друг другу. Так, Базаров - труженик, занимается врачебной деятельностью, наукой, он много читает, стремится к самосовершенствованию. Аркадий же ленив, бездельничает, ничем серьёзным не занимается. Но самое главное, они различны в понимании назначения человека, смысла жизни. Слова Базарова: “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”. Такое различие жизненных позиций не может привести к дружбе, здесь нет взаимопонимания. Кроме того, в дружеских отношениях не может быть подчинения одного другому. А именно это видим мы в романе, ведь слабая личность –Аркадий - подчиняется сильному Базарову.Правда, со временем он начинает высказывать свои мысли. Но они так различны с мнением Базарова, что тем более о дружбе говорить не приходится. Кстати, уже в начале романа, когда Аркадий представляет Базарова своему отцу, он называет его не другом, а приятелем: «…позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым…» . Приятельские отношения легко возникают и легко проходят. Так произошло и во взаимоотношениях этих героев. Не стали они друзьями, да и вообще, Базаров в романе показан одиноким, уж очень он не похож не только на дворян Кирсановых, но и на молодых людей, которые пытаются создать видимость того, что идут в ногу со временем, а на самом деле, как Аркадий, остались в веке « минувшем» («псевдонигилисты» Ситников и Кукшина Авдотья Никитишна) Противостояние Базарова и Аркадия в начале романа почти незаметно. Однако к концу вся яснее становится их различие. Поэтому и происходит разрыв отношений. Мы сейчас не даём оценку характеров и поступков героев. Что-то мы принимаем в них, что-то нет. Мы пытаемся понять, почему не стали они друзьями, так холодно разошлись. Причина тому - отсутствие общих интересов, дел, целей. Это - основа дружбы. А именно этого и не было. Примечательно, что в конце романа Аркадий отказывается помянуть Базарова за общим столом - так неприятен был ему этот человек («В память Базарова, - шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост.»)

Как трудно дать определение такому простому понятию как дружба. Ещё в раннем детстве мы обретаем друзей, они как-то сами собой появляются в школе. Но иногда бывает всё наоборот: бывшие друзья вдруг становятся врагами, и весь мир источает враждебность. В словаре дружбой называются личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. А вражда, по мнению лингвистов, - отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью. Как происходит сложный процесс перехода от любви и искренности к неприязни, ненависти и вражде? И к кому бывает любовь в дружбе? К другу? Или к себе самому?

В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин, размышляя о дружбе, утверждает, что один человек всегда является рабом другого, хотя никто себе в этом не признается. Герой романа считает, что он на дружбу не способен. А ведь Вернер проявляет самые искренние чувства по отношению к Печорину. Да и Печорин даёт Вернеру самую позитивную оценку. Кажется, что ещё нужно для дружбы? Они так хорошо понимают друг друга. Затевая интригу с Грушницким и Мери, Печорин получает самого надёжного союзника в лице доктора Вернера. Но вот в самый ответственный момент Вернер отказывается понимать Печорина. Ему кажется естественным предупредить трагедию (накануне он предсказал, что Грушницкий станет новой жертвой Печорина), но не останавливает дуэль и допускает гибель одного из дуэлянтов. Действительно, он подчиняется Печорину, попадая под влияние его сильной натуры. Но потом он пишет записку:

Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если сможете… Прощайте.

В этом «если сможете» слышится отказ от ответственности, он считает себя вправе упрекать «приятеля» за такой проступок. Но больше не хочет его знать: «Прощайте», - звучит бесповоротно. Да, не так поступил бы настоящий друг, он разделил бы ответственность и не допустил трагедию не только в мыслях, но на деле. Так дружба (хотя Печорин так не считает) переходит в неприязнь.

Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров приезжают в родовое поместье Кирсановых на отдых. Так начинается история романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Что сделало их приятелями? Общие интересы? Общее дело? Взаимная любовь и уважение? Но оба они нигилисты и не принимают чувства за истину. Может, Базаров едет к Кирсанову только по тому, что ему по дороге домой удобно проехать половину пути за счёт друга?.. Во взаимоотношениях с Базаровым Аркадий каждый день открывает в друге какие-то новые черты характера. Его незнание поэзии, непонимание музыки, самоуверенность беспредельное самолюбие, особенно когда он утверждает, «что ни боги горшки обжигают», отзываясь о Кукшиной и Ситникове. Затем любовь к Анне Сергеевне, с которой никак не желает примириться его «друг-бог». Самолюбие не позволяет Базарову признать своё чувство. Он лучше откажется от друзей, от любви, чем признает себя поверженным. Прощаясь с Аркадием, он бросает:

Ты славный малый; но всё-таки мякенький либеральный барич…

И хотя в словах этих нет ненависти, но неприязнь чувствуется.

Дружба, истинная, настоящая, явление редкое. Желание дружить, взаимная симпатия, общие интересы – это лишь предпосылки для дружбы. А будет ли она развиваться, чтобы стать проверенной временем, зависит лишь от терпения и умения отказаться от себя, от любви к самому себе, в первую очередь. Любить друга – это думать о его интересах, а не о том, как ты будешь выглядеть в глазах окружающих, оскорбит ли это твоё самолюбие. И умение выйти из конфликта достойно, уважая мнение друга, но, не поступаясь собственными принципами, чтобы дружба не переросла в неприязнь.