Можно ли работать на егория в огороде. Народные приметы на урожай

Георгий Победоносец - один из глубоко почитаемых в народе великомучеников, его память отмечают 6 мая. Народных названий весеннего Георгия несколько: Георгий храбрый, Егорий весенний, Юрий теплый, Юрьев день.

По преданию Георгий владеет волшебными ключами от земли и неба, в его власти погода, урожай, плодовитость скота, благополучие труда и жизни людей. Поэтому Юрьев день считается важной фенологической датой весны и является основным календарным рубежом первой половины года. В народе говорили: «Юрий на порог весну приволок».

Считалось, что ко дню Юрия теплого земля созревает, поэтому дружно сеяли морковь и свеклу. С Егорьевым днем связывали прилет ласточек. Говорили: «Ласточка прилетела - скоро грянет гром небесный».

Егорий весенний прослыл как Егорий-голодный. Ведь после долгой зимы все припасы съедены и скот кормить нечем. В то же время Егорий начинает настоящую весну и все приметы торопят тепло: «если Егорий теплый - со дня на день жди лета», «на Юрия роса - не надо коням овса», «Егорий с росой - Никола (22 мая) - с травой». Считалось что Юрьева роса помогает от сглаза и семи недугов, поэтому от души желали «Будь здоров, как Юрьева роса!»

Поговорки о весеннем Юрьеве дне, связаны в основном с проведением неотложных работ в хозяйстве и заботой о будущем урожае: «В Юрьев день разве ленивая соха не выезжает», «Коли на Юрия березовый лист в полушку - к Успенью, к концу жатвы, клади хлеб в кадушку».

Кстати, «полушкой» в старину называли половину деньги - четверть копейки. Вес полушки 0.145 граммов, размер 6 х 8 мм. По народным наблюдениям пора садить картофель, если лист на березе достигает 1 см. Нынешнее летнее тепло первых двух дней мая привело к мгновенному распусканию березовых листочков до размера «с копейку», так что не дожидаясь Юрьева дня можно было посадить раннюю картошку. Правда, последующее похолодание до ночных заморозков неблагоприятно для быстрых всходов - надо бы укрыть посадки пленкой.

В старину придерживались поговорки - «Яровые сей до Егорья или с Егорья», ибо раньше именно этот период являлся по климатическому режиму самым благоприятным для начала работ на полях. Заметные изменения климата в последние десятилетия в сторону потепления вносят существенные коррективы в сроки проведения весенних полевых работ. В отдельные годы в юго-западных районах республики оттаивание и подсыхание почвы происходит уже в начале апреля и позволяет проводить вспашку, боронование и посев яровых в более ранние сроки.

Но нынче обильные дожди в третьей декаде холодного апреля длительно сохраняли липкое состояние верхних слоев почвы и сдерживали темпы весенних работ. Так что сроки сева на Егория по народному календарю этой весной вполне себя оправдают. Тем более, что с начала мая на полях республики вовсю идут работы по уходу за посевами озимых культур и многолетних трав и проводится подготовка почвы под посев ранних яровых культур.

Егорьев день - праздник, обросший множество суеверий, примет и традиций. У славян таких дней в году два. Узнайте ниже, сколько раз в году, когда и как отмечается Юрьев, или Егорьев день.

Какого числа праздновать и сколько раз году

Существует несколько праздников «Егорьев день». У православных таких дней в году четыре, и все они посвящены памяти великомученика Георгия Победносца . В народе его издавна называют Егорием или Юрием.

Лубок «Егорий вешний». XIX век

6 мая празднуется Егорий Вешний. Это день памяти святого в православии, дата его смерти по жизнеописанию. У него немало народных названий - Юрьев день, конский праздник, день Отмыкания Земли. Иногда использовалось еще одно - Егорий Голодный, поскольку к началу мая все припасы обычно подходили к концу.

9 декабря - Егорий Осенний. Праздник установлен в 11 веке и приурочен к освящению Георгиевской церкви в Киеве. Она впоследствии была разрушена в 30-х годах прошлого века. Святой Егорий считался небесным покровителем князя Ярослава Владимировича, который на момент строительства был киевским князем. Он же установил датой почитания святого 9 декабря.

С. Иванов. «Юрьев день». 1908

23 апреля - день почитания Святого Георгия в католицизме. В грузинской православной традиции он является одним из самых почитаемых святых как покровитель Грузии. Посвященный Георгию день здесь отмечается 23 ноября и 6 мая.

В православии праздниками являются только два посвященных святому дня. Это 6 мая и 9 декабря. С этими датами уже несколько веков связано немало традиций. Они же - основные календарные рубежи в жизни крестьян. На Егория Вешнего начинаются сельскохозяйственные работы, а к Осеннему - завершаются.

Егорий Вешний - суть и традиции

На весенний Юрьев день «святой открывает землю», «приводит весну» - так по сей день говорят в народе. 6 мая в старину праздновалось открытие нового сельскохозяйственного сезона. Во времена язычества в это время отмечали праздник, посвященный Даждьбогу.

Егорьевской росе с древности уделялось много внимания. Искупаться в ней - обрести здоровье, долголетие и красоту. Взятыми у Бога ключами святой открывал землю, выпуская из нее целительную жидкость. Правда, волшебные свойства она сохраняла только до рассвета. Такой росой обтирали и скот, во избежание болезней и сглаза. Впрочем, с помощью юрьевской росы в старину ведьмы наводили порчу на скот. Поэтому в некоторых регионах ее считали вредной для животных.

Считалось, что такая роса усиливает целебные свойства трав. Поэтому не обходилось без сбора лекарственных растений. В это время собирают чагу, ирландский мох, пихтовую и сосновую хвою, кору дуба, корни дягиля, цветы боярышника, березовые почки и листья, а также одуванчики и ландыши.

Освящение колодцев и родников - еще один обычай начала мая. После молебна каждый считал своим долгом набрать воды про запас, приписывая ей свойства егорьевской росы.

Практически забытая традиция Егория Вешнего - ходить по домам поженившихся в этом году пар и петь величальные песни в их честь. Как и на Святки , за это было принято угощать. Эта традиция называется Вьюнишник, или окликание молодых. Она практиковалась не только в Юрьев день, но и на и некоторые другие праздники.

Святой Георгий считался покровителем невест, и в его праздник девушки молились о замужестве. Было принято надевать самые красивые и яркие наряды, большое количество украшений - чтобы женихи заприметили.

В остальном же, как и большинство славянских праздников, Юрьев день сопровождался песнями и хороводами возле больших костров. Важной частью народных гуляний 6 мая в большинстве регионов Руси были конные состязания. Ругань и ссоры находились под строгим запретом. В старину верили, что нарушителей убьет молнией на Ильин день, 2 августа.

Не обходилось без застолий и ритуальных трапез в полях и огородах. Особое место на столе занимал кисель. Его отсутствие считалось большим грехом. Южные славяне обязательное блюдо - жареный на вертеле барашек. Остатки пищи закапывались там же для повышения урожайности земли.

Обычаи и обряды

В день Отмыкания Земли первый раз в году скот выгоняли на пастбище с определенным ритуалом. Животных украшали. Овец, например, было принято украшать венками из свежих цветов. Отдельный венок вешали на емкость для первого доения. Коней кормили выпечкой в форме креста.

Южные славяне приносили ягнят в жертву на Юрьев день, чтобы защитить животных от болезней, порчи и сглаза, хищников и нечистой силы. Его кровь собирали, не проливая на землю. Ей полагалось смазать лоб и губы детей, а также первые бороды мальчиков. Целью этого действия была защита от нечисти и болезни.

6 мая чествуют и пастухов. В старину их навещали в поле и угощали яичницей, дарили ткани и деньги. Одна из традиций, пожалуй, пастухов не слишком радовала - их окатывали холодной водой, чтобы не засыпали во время работы. Считалось большим грехом, если пастух не посетит церковную службу в праздник, посвященный его покровителю.

Кроме этого, пастух был обязан поднести молока лешему, если поле находилось возле его владений. С хозяином леса он должен был также заключить или обновить договор о защите скота от диких животных. Для этого пастух произносил особый заговор, а затем бросал в лес открытый замок. Леший закрывал его на ключ, и замок хранился в особом месте, о котором знал только пастух.

В Украине и Белоруссии на Открытие Земли было принято осматривать посевы, приглашать священника для освящения полей. Существовала примета - если на Егория осмотреть огород и сад, год будет плодородным. В этих же целях хозяева кувыркались по грядкам и полям. На Юрия втыкали в землю освященные на Вербное Воскресенье ветки для защиты и урожая. Закапывали также крестики и свечи, освященные в храме. Иногда выгон скота сочетали с осмотром полей - проводили животных по посевам. В старину верили, что такая прогулка повысит удой и увеличит урожай.

Обряды и заговоры на Егория Вешнего по больше части были направлены на благополучие скота, его плодовитость, защиту от ведьм и нечистой силы. В этот день существовал запрет на прядение и вязание из шерсти. Даже брать в руки нитки - плохая примета, к гибели домашнего скота от волчьих зубов. Впрочем, если вы не занимаетесь скотоводством, на вас этот запрет не распространяется.

Погодные и садоводческие приметы для 6 мая

Если в майский Егорьев день тепло, значит, и лето холодным не будет. Много комаров - к скорому потеплению. Сильный дождь 6 мая предвещает большое количество травы летом. Дождь говорит о том, что хлеба будет много, а гречка не уродится. Об этом же предупреждает теплая ночь с 6 на 7 мая. Много росы можно воспринимать как совет посеять просо - в этом году его вырастет много. Снег, град и иней - к хорошему урожаю гречки.

Ясное утро говорит о том, что самыми удачными будут ранние посевы. Если утром было пасмурно, но к вечеру погода наладилась - урожайными будут поздние. Южный ветер - к хорошему урожаю, северный предвещает не слишком удачный год для садоводов. О хорошем урожае говорит и большой размер листьев на березах.

Для того, чтобы узнать, как уродят огурцы, на Егория Вешнего нужно повесить на улице влажное полотенце. Если оно высохнет к вечеру - ждите большого количества этих овощей на грядках. Если же нет - рассчитывать на их урожай не стоит.

Егорий Осенний - традиции и суеверия

Осенний Егорьев день, или Юрий Холодный отмечается 9 декабря. Именно в эту дату, в представлении наших далеких предков, святой выпускает на волю волков. Ее же часто называли днем волчьей свадьбы. С этого момента хищники будут чаще нападать на скот и людей. Поэтому без молитвы Георгию Победоносцу о защите от диких животных не обходилось.

В представлении россиян, живших несколько веков назад, Святой Георгий весной едет верхом на лошади, зимой - на волке. Для того, чтобы задобрить его и лесных хищников, выпекали ритуальное печенье в виде коней, коров и других животных. Угощения закапывали в поле. Еще одни способ защиты домашних животных - напоить их водой из проруби, в которую бросили несколько горящих угольков из печи.

Медведи с 9 декабря переставали досаждать жителям деревень и ложились спать до весны. Холодает, замерзают реки - «Юрий мосты строит». В старину в этот день полагалось утеплить окна, двери и вход в погреб.

Зимний день памяти Георгия Победоносца был также праздником силы и мужества. Существовала традиция - парить слабых и хилых парней в бане и хлестать их дубовыми вениками. Дуб всегда служил символом силы, крепкого здоровья, мужской энергии. Считается, что после подобных процедур можно набраться сил. После бани мужчины смазывали тело волчьим жиром, чтобы перенять смелость хищного зверя.

Для крепостных крестьян Юрьев день имел особое значение. Это был единственный день в году, когда они могли сменить хозяина. Возможно, отсюда берет корни следующее суеверие - в зимний Юрьев день следует раздать все долги. Впрочем, это всегда стремились сделать до наступления Новогодних праздников , чтобы не жить в долг еще целый год. С Егория же начинается подготовка к ним.

С тех времен сохранилась примета - к нанятым 9 декабря работникам барин будет добр. Поэтому и считалось, что этот день лучше всего подходит для поиска работы, собеседования, а также первого рабочего дня. Поскольку многие крестьянские семьи в это время уходили искать лучшей жизни, Юрьев праздник считается одним из лучших дней для переезда. Но перед тем, как собираться в дальнюю дорогу, в старину заказывали молебен в церкви - чтобы не было на новом месте жизни худшей, чем на старом.

Крылатые фразы вроде «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» или «Наряжалась баба в Юрьев день погулять с барского двора, да дороги не нашла» также были сложены во времена крепостного права. В 17 веке царский указ запретил крестьянам переходить от одного хозяина к другому. Большинство пословиц об этом дне приобрело оттенок разочарования.

Даже если погода не слишком способствовала, 9 декабря собирали лекарственные растения. В их числе - сосновая хвоя, ольха и омела. Считалось, что растения в этот день обладают более сильными целебными свойствами.

Погодные приметы на 9 декабря

Одна из традиций Егория Осеннего - слушать воду в колодцах . По шуму предсказывали погоду на зиму. Спокойная вода - к теплу, шумная - к лютым холодам. Сколько снега выпадет 9 декабря, столько и травы весной вырастет.

Сильный мороз на Юрия - к суровой зиме. Это же предсказывал волчий вой, услышанный в населенном пункте, а также ветер с севера. Иней 9 декабря предвещает хороший урожай в следующем году, особенно овса.

Метель 9 декабря предвещает хорошее роение пчел. Багряный рассвет - к сильному ветру, вьюге. Ветер - к бурану. Оттепель предсказывала, что зима будет богатой на теплые деньки. Это же обещает появление грачей.

В целом, Егорьев, или Юрьев день, отмечаемый дважды в году, служил не только днем памяти святого, но и календарным рубежом, границей между теплым и холодным временами года. На Вешний Егорий святой покровитель открывал землю, а народ, в свою очередь, начинал сельскохозяйственный сезон. Зимний Егорий же выпускал на волю голодных волков и лютые морозы. С этими днями связано множество суеверий, по большей части, аграрного характера.

Май месяц в народе называют травень, светозарник, цветень . Про май много народных пословиц и поговорок: «Май холодный — год хлеборобный», «Холода в мае — польза для урожая», «В рубахе пахать — в шубе сеять», «Дождь в мае — жди урожая», «Май сырой — июнь сухой», «Май — под кустиком рай», «Майская травка голодного кормит», «Март с водой, апрель с травой, май с цветами».

1 мая — Козьма. Зацвела ольха, фиалка можно сеять гречиху, редис и морковь, укроп и петрушку. Если в начале мая тепло — в конце мая будет холодная погода, и наоборот. Примечалось, что непогода в этот день предсказывает холодную и голодную следующую зиму, а если погода хорошая, то и уборка хлеба пройдет по хорошей погоде. Начало посевных работ.

2 мая Иоанн Ветхопещерник. В этот день на земле стелили холсты, просили весну, чтобы вырос хороший урожай. А еще этот день назывался соловьиным — запел соловей, весна пошла на убыль, наступает лето.

3 мая — Федор. Зацветает черемуха — будет тепло. Чем раньше черемуха зацветает, тем жарче будет летом.

4 мая — Прокл. Утро ясное — можно сеять, утро туманное — нужно подождать. Если луна убывающая в этот день — осень будет теплая.

5 мая – Лука. Если ночью подморозит, то будет сорок утренних морозов. На Луку высаживают лук на грядки и проговаривают: «Лук — от семи недуг».

6 мая — Егорьев (Юрьев) день, Егорий вешний. «Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает». Праздник пастухов — выгоняют скот в поле. На егорьевской неделе прилетают ласточки. Большая роса и ясная погода в этот день — жди большого урожая огурцов, если мороз — хороший урожай овса и гречихи. На Егория мороз и через неделю повторится — летом будет тепло.

7 мая — Евсеев день. С этого дня бывает еще 12 холодных дней. Пришел Евсей — овес сей. «На Евсея землю согрело — не запаздывай с севом».

8 мая — Марк. Если в этот день видна на небе крутая радуга, то это к хорошей погоде, а если пологая — к ненастью. Если певчие птицы в т этот день прилетают стаями, то лето будет теплым. «Если на Марка ясный день — будет хороший урожай яровых». «На Марка небо ярко: бабам в избе жарко».

9 мая – Никольщина, Глафира горошница. В этот день говорили в старину: «Велика милость божья, коли на Николу дождь пойдет», «Пришел бы Никола, а тепло будет». С этого дня наступала пора посадки раннего картофеля и гороха.

10 мая — Семен-Ранопашец. «Семенов день весь год кормит». Если в этот день наблюдался ясный восход солнца, то быть лету ветреным.

11 мая — Максимов день, Максим березосок. На Максима больных поят березовым соком. Считается, что теплый южный ветер в этот день приносит здоровье.

12 мая — Девять мучеников. Этот день считается днем лечения. Считалось, что если в полдень выйти на дорогу и подставить лицо теплому ветру, то прибавится здоровья на целый год.

13 мая — Апостол Иаков. Если вечером поднимется теплый ветер и небо будет звездным, лето будет сухим и теплым, а урожай будет обильным. Если восход солнца безоблачный, ясный — к сухому и жаркому лето, если солнце в облаках — к дождливому лету.

14 мая — Еремей Запрягальник. Посевная в самом разгаре. Как говорили в старину «Самая ленивая соха — и та в поле» и советовали «Днем раньше посеешь — неделей раньше возьмешь», « Сей неделю после Егорья (6 мая) да другую после Еремея». Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пройдет по хорошей погоде. Если в этот день непогода, то зима будет холодная. Появилась забота — вырастить хороший урожай и сберечь его.

15 мая — Борис и Глеб — сеятели. «Борис и Глеб сеют хлеб». Соловьиный день — соловьи начинают петь основательно — весна пошла на убыль, а лето — на прибыль. Есть примета — если услышишь соловья раньше кукушки — хорошо проведешь лето.

16 мая — Мавра зеленые щи, Мавра молочница. «В зеленые щи крапиву ищи». С этого дня зацветает черемуха, наступают «черемуховые холода». Если черемуха обильно цветет — лето будет мокрое. А коровье молоко в мае питательно и особо целебно.

17 мая — Пелагея. В этот день рубили дерево на выделку ложек. Начинают распускаться листья на дубе, зацветают шиповник, вишни, яблони.

19 мая — Иов Горошник, Иов Огуречник, Ион росеник. Сажают огурцы и примечают: «Ясный день на Иона — к урожаю огурцов», «Если Ион-Горошник росы распустил — к урожаю овощей».

20 мая — Купальница. В этот день прогоняют лошадей по речной воде. С утра полные ведра воды греют на солнце, а в полдень обливаются теплой водой.

21 мая — Иван Богослов, Арсений Пшеничник. «На Ивана Богослова загоняй кобылу и паши под пшеницу». Если Арсеньев день с дождями — будет много грибов. Заканчивают посев огурцов.

22 мая — Никола Вешний, день святого Николая. «С Николы живи, не тужи». Начало настоящего крестьянского лета. «На Евдокию (14 марта) курочка водички напьется, на Николу корова травки наестся». Дождь в день Святого Николая — жди доброго урожая. На Николу начинают сажать картофель. Считалось, что, посаженный в этот день, он даст хороший урожай и будет обладать целебной силой.

23 мая — День Симона. День считается праздником земли. Заготовляют лечебные травы. В этот день не делают с землей — не пашут, не боронят, не копают.

24 мая — Мокий Мокрый. «Мокро на Мокея — жди лета еще мокрее». Этот день считается предсказателем погоды на все лето — если восход багряный, а днем пойдет дождь — лето будет дождливое и грозовое.

25 мая — Епифан. В этот день примечают: «Если на Епифана утро в красном кафтане, то лето будет сухое, пожарное». Начинает цвести рябина.

26 мая — Лукерья Комарница. Считается днем появления комаров. «Много комаров — готовь по ягоды коробов, много мошек — готовь по грибы лукошек». Наступают теплые ночи.

27 мая — Сидор. «На Сидора сиверко (северный ветер) и все лето таково», Если в этот день пасмурно — лето будет прохладное.

28 мая — Пахом Бокогрей, Пахомий травник. «Пришел Пахом — запахло теплом». «На Пахома тепло — все лето теплое». «На Пахомия Травника и пустырь зелен». Солнце начинает греть все сильнее.

29 мая — Федосьи-колосяница, Федор житник. Начинают колоситься хлеба. «Вёдро колосит хлеба».

30 мая — Исакий. В этот день по народным приметам змеиный праздник — «змеи идут поездом на змеиную свадьбу». Это означает, что земля уже совсем прогрелась.

31 мая — Федот овсяник. Заканчивают основные посевные работы. Этот день считается рубежом весны и лета. Наступление тепла.

В русской христианской традиции Георгий (иначе Егорий или Юрий) Победоносец считается одним из самых почитаемых святых. Видимо поэтому день памяти великомученика Георгия отмечается православной церковью дважды – весной и осенью, 6 мая и 9 декабря.

Осенний Егорий включён в календарь гораздо позднее его весеннего варианта, тогда как Егорий Вешний существовал уже в раннехристианскую эпоху и был установлен в память о мученическом конце Святого Георгия. За долгие века существования День Святого Георгия Победоносца приобрёл в народе множество других названий: Юрьев день, Юрий Вешний, Егорий Тёплый, Егорий Голодный, Юрий-скотопас, Отмыкание Земли, Конский праздник, День Егория Храброго.

Немного истории

Будущий святой Георгий появился на свет в зажиточной христианской семье у подножия Ливанских гор. Родители с детства прививали умному и храброму мальчику любовь к истинному Богу и вырастили из сына достойного христианина.

Повзрослев, Георгий выбрал в качестве жизненного призвания военную службу, где вскоре благодаря своему незаурядному уму и непревзойдённой храбрости сделал блестящую карьеру, став главным военачальником и любимцем императора Диоклетиана.

Однако правитель слыл непримиримым врагом всех христиан и был очень разочарован, когда узнал, что его приближённый тоже исповедует ненавистное учение. Диоклетиан пытался склонить Георгия к отречению от Иисуса сначала уговорами, а затем и истязаниями.

Однако стойкость и сила веры храброго военачальника была такова, что он с презрением отверг все предложения и не раскаялся даже под пытками. В конце концов, терпение императора истощилось, и весной 303 года он приказал казнить непокорного подданного.

С тех пор в народной традиции Святой Георгий представлен могучим воином, властелином над всеми природными явлениями, который может победить ненастье и засуху, защитить от неурожая и голода, является покровителем всей домашней скотины, ограждая её от злых сил и болезней.

Традиции и обряды Егорьева дня

У всех славянских народов Егорий Вешний считался началом весенних забот, когда на полях появлялись первые всходы озимых, земля достаточно прогревалась для сева, а на пастбищах уже было достаточно свежей травы для выпаса скота. Поэтому все праздничные ритуалы были связаны именно с весенними крестьянскими хлопотами.

  • В Юрьев день заботливые хозяева чистили и досыта кормили скотину, а затем впервые выгоняли на луга из зимнего хлева. При этом обязательно было подстёгивать животных веточкой цветущей вербы – символа возрождения природы после зимней спячки. Считалось, что использование прутиков именно этого дерева, первым отзывающегося на весеннее тепло, сделает коров, коз и овец более плодовитыми.
  • Одновременно на Юрия-скотопаса чествовали и пастухов, проводя особенный ритуал окликания Егория. Кроме того, их в этот день было принято хвалить и угощать яичницей, а также дарить небольшие подарки.
  • Вторым по значимости ритуалом на Юрия Тёплого были всеобщие молебны о богатом урожае с обращением к Св. Георгию, совершаемые на засеянных полях, а также обязательные крестные ходы, кропление пастбищ, посевов и всходов святой водой.
  • К религиозным ритуалам принято было добавлять и языческие, заключавшиеся в катании по свежевспаханной и засеянной земле. Это делалось лишь с одной целью – вырастить обильные хлеба и кормовые культуры.
  • Кроме этого, наши предки практиковали кувыркание на рассвете в траве, покрытой утренней росой. Они были уверены в её невероятных целебных свойствах. Потому недужные непременно втирали лечебную влагу в больные места, а у здоровых после ритуала обязательно прибавлялось жизненных сил.
  • Для этих же целей в День Отмыкания Земли праздничные семейные трапезы было принято устраивать прямо на свежевспаханном поле. По окончании пиршества в межи закапывали остатки угощения (скорлупу от яиц и кости ягнёнка или поросёнка), чтобы защитить урожай от болезней и погодных катаклизмов, особенно от градобития.
  • У южных славян Юрий-скотопас был традиционно связан с овцами. В этот день проводили их ритуальное доение и первый замер количества молока, украшая скотину венками из цветов и луговых трав. А вот иметь дело с шерстью (прясть её или вязать) было категорически запрещено. Знающие хозяйки даже не смотрели в сторону рукоделия, так как знали, что нарушение табу может привести к падежу скотины или её потраве волками.
  • Среди многочисленных праздничных ритуалов важное место занимали действия по защите от непогоды. Одним из самых эффективных оберегов считались воткнутые по углам поля прутики освящённой вербы или изготовленные из них крестики, а также церковные свечи.
  • Чтобы отогнать от скотины и посевов нечистую силу, в западно-русских землях на Егория Вешнего обязательно разводили за околицей большие костры, вокруг которых устраивали ритуальные игры, песни и хороводы.
  • В белорусской традиции Святой Георгий считается опекуном не всей скотины, а именно коней. Поэтому на Конский праздник кроме праздничного застолья, песен и танцев обязательно устраивали конные состязания.
  • Особенно богатое застолье на Юрьев день было гарантировано ещё и потому, что именно в это время отменялся строгий запрет на употребление в пищу свежей зелени и овощей, молочных продуктов и молодого мяса, не снимавшийся даже после Великого поста.
  • Существовало на Егория Храброго и ещё одно табу. Оно связано с любыми работами, где нельзя было избежать сильного шума. Например, не били валками бельё при стирке, не пользовались мельницами, не ткали. Считалось, что у тех, кто нарушает этот запрет, весь урожай погибнет от града.

Приметы на Юрьев день

Большая часть народных и церковных праздников окружена многочисленными приметами. День Егория Вешнего открывает весенне-летний сельскохозяйственный сезон, и потому большая часть связанных с ним поверий призвана предсказать будущий урожай.

  • Наши предки были уверены, что если кто-то услышит до 6 мая кукование кукушки, то на хороший урожай можно было уже не надеяться. Зато заморозки, нагрянувшие в Юрьев день, гарантируют щедрый урожай овса, гречи и проса.
  • Перспективы будущего урожая зерновых и овощей определяли и по берёзовым листьям. Если они отличались необычно крупным размером, то рожь и пшеница, а также все корнеплоды обещали уродиться в изобилии.
  • Осадки на Георгия тоже служили предсказанием. Они обещали дружные всходы кормов и богатый сенокос, а значит, высокие надои и отсутствие проблем в содержании скота не только летом, но даже грядущей зимой.
  • Обращали внимание и на ветер. Холодные северные порывы предупреждали, что настоящая осень наступит до срока и урожай окажется под угрозой заморозков. А вот ласковое, тёплое дуновение южного зефира обещало ранее лето.
  • Растущая Луна, сильные порывы ветра и затянутое облаками небо на Егория Вешнего предвещали нашим предкам затяжное ненастье.
  • Ясная и тихая погода, особенно поутру, была предвестником хорошего урожая ранних посевов, а вот такие же условия в вечернее время сообщали, что более удачным окажется результат поздней посадки зерна и овощей.
  • По погоде в ночь на 7 мая определяли, каким будет урожай огурцов. Для этого на улице до утра оставляли мокрое полотенце. Если на рассвете оно оказывалось сухим, то зеленцы обещали уродиться в невероятном количестве. Ткань, оставшаяся влажной, предостерегала, что на обилие овоща в этом сезоне рассчитывать не приходится.
  • Погодные перспективы на Егория могли предсказать и насекомые. Если комары собирались в кучки, то впереди были погожие и тёплые деньки, а вот отсутствие надоедливой мошкары предупреждало о затяжных холодах.
  • Не все приметы на Юрьев день касались скота или посевов. Например, в этот праздник нельзя было не только ругаться, но и просто громко и излишне эмоционально разговаривать. Наши предки были уверены, что нарушившего этот запрет может вскоре насмерть поразить грозой.

Георгий Победоносец всегда почитался в христианской вере. В российской армии даже был учрежден георгиевский орден, как раз в честь этого воина великомученика. Он был великим воином, но когда его попросили отказаться от христианства, он не отказался. Георгия пытали семь дней, и каждый раз он чудесным образом исцелялся. А на восьмой день он был казнен. Но за это время многие люди обратились в христианскую веру, видя те чудеса, которые вершил Георгий. И сегодня люди помнят об этом празднике и соблюдают приметы на праздник Георгия Победоносца.

Приметы на Григория Победоносца

Пришел Егорий – и весне не уйти . Егорий – это один из вариантов имени Георгий, точно так же, как и Юрий. Этот день действительно считается днем окончательного вступления весны в свои права. Зима теперь долго не побеспокоит, пока не придет ее время. Все цветет, зеленеет, природа окончательно проснулась и начала жить.

Егорий с водой – Никола с травой. В народе говорили, что если в этот день, 6-го мая, выпадет роса, значит , на Николая Чудотворца, травы будет столько, что вся скотина будет сыта. В этот день скармливали коровам, козам и лошадям последние запасы зимних кормов. Теперь уже можно будет выводить скотину на пастбища. С этого момента сама природа начнет кормить всю живность.

Коли на Юрия березовый лист в полушку – к Успению клади хлеб в кадушку. В данной примете имеется в виду, что если 6-го мая березовые листья стали размером с полушку, то будет собран хороший урожай пшеницы. Полушка – это мелкая монета, размером 6 на 8 мм. Поэтому люди внимательно следили за деревьями в этот день. Хотелось знать, каким же будет предстоящий урожай. Если лист березы в этот день был меньшего размера, то и урожай будет меньше. Ну, а если лист был больше, то можно было радоваться – урожай превзойдет все ожидания.

На Егория утро ясное и тихое – первые посевы будут урожайные. Данная примета касается не злаковых растений, а всех овощей, которые высаживаются семенами. Редис, огурцы, помидоры, перец – если вы высаживаете все это не рассадой, а семенами, значит, скоро будете собирать первый урожай.

Другие приметы на праздник Георгия Победоносца

В канун Юрия возьмешь шерсть в руки – весь скот порежут волки. Георгий Победоносец считается покровителем всей домашней живности и скотины. А появилась благодаря тому, что на седьмой день пыток Георгий не только исцелился от ран сам, но и воскресил одного мертвого и поднял одного павшего вола. С тех пор люди верят, что накануне этого дня Георгий Победоносец пролетает по небу на своем коне, защищая всех животных. А если кто-то в этот момент возьмет в руки шерсть, то тем самым лишит свою скотину защиты.

На Егория ведьмы коров портят. В народе говорят, что ведьма не успокоится, пока не отыщет в этот день незащищенную корову. Ведьмы ходят по дворам, и ищут, где можно подпортить скотину, чтоб набраться сил. Для этого они на воротах снимают стружку, после чего со специальными заклинаниями варят ее в подойнике. А после этого хозяева коровы удивляются, куда же у их кормилицы делось . Избавиться от этой проблемы может только тот хозяин, который внимательно следит за состоянием своих ворот. Для того чтобы корова снова стала здорова, хозяину нужно только замазать грязью то место, где обнаружено соструганное место.

На Егория пастуха почитай – корова будет в порядке. Действительно, в этот день всегда было принято угощать пастуха самыми вкусными блюдами, дарить ему деньги и отрезы тканей. Получается, такой своеобразный День пастуха. В народе считалось, что чем лучше отблагодарить пастуха в этот день, тем спокойнее можно быть за свою корову. Пастух – это помощник Георгия Победоносца. Поэтому он мог сохранить скотину так же, как и его хозяин.

На Егория не тронь гребень – жизнь свою прогребешь. Считается, что в этот день ни в коем случае нельзя пользоваться ни гребнем, ни расческой, ни щеткой, ни ножницами. Мало того, в народе говорят, что не только пользоваться нельзя этими предметами в данный день, но необходимо их спрятать так, чтобы даже на глаза не попадались. У данной приметы есть два негативных последствия.

  • Во-первых, если вы будете пользоваться расческами или решите подрезать волосы ножницами, то ваши волосы станут слабыми и начнут выпадать.
  • А во-вторых, считается, что такими действиями вы можете потерять свою кормилицу.

Конечно, она не умрет, но телят приносить уже не сможет, а значит, не сможет и давать молоко.

Приметы Георгия Победоносца и домашние животные

Защита домашних животных – основной ритуал этого дня. Действительно, раз этот день посвящен защитнику домашнего скота и всех животных, поэтому и ритуалы, связанные с защитой , обладают неимоверной силой. В народе было принято в день Георгия Победоносца запечь в пирог целое яйцо, положить этот пирог в сито. С собой брали топор, который несли за поясом, и нож. Кроме этого брали ветку вербы и зажигали свечу. Со свечей и пирогом хозяин дома обходил все стадо. А потом пирог разламывал на столько частей, сколько голов в стаде. Каждой корове он давал по куску пирога. Ветку вербы нужно было бросить в реку. После этого хозяин должен был положить топор и нож на пороге своих ворот. Нужно было выгнать стадо со двора, а потом загнать обратно, главное, чтобы они перешли через топор и нож. Считалось, что если вы так поступите, то никто не сможет испортить скотину, да и волков можно не опасаться.

Приметы на праздник Георгия Победоносца связаны в основном с защитой скотины. Но для крестьян домашняя живность всегда была очень важна. От здоровья домашней живности напрямую зависело и благосостояние семьи. И чем лучше домашние любимцы были защищены, тем лучше жила семья.