Актуальные проблемы воспитания детей в семье. Проблемы современного семейного воспитания материал на тему. Семейное воспитание в развитии ребенка

"Жизнь в семье" или актуальные вопросы
воспитания и образования

Мосягина Надежда Александровна

Работая в образовании более 25 лет, я имею на многие социально-педагогические вопросы конкретные ответы.

Главный смысл и цель семейной жизни --- воспитание детей. Главная школа воспитания детей ---- это взаимоотношение мужа и жены, отца и матери (В.А.Сухомлинский)

Семья есть благо
(Платон)

Семья начинается с детей
(А.И.Герцен)

Дети святы и чисты
Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине
(А.П.Чехов)

Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи
(Л.Н.Толстой)

Если бы существовала возможность с помощью особого спидометра измерить темп жизни, то во многих семьях прибор явно бы показал, что уже преодолели скорость звука. Все мы так невероятно заняты, что с трудом можно предположить, что есть еще и домашняя жизнь. Какое воздействие может оказать бешеный темп жизни на семью, особенно на детей? Кто неизбежно окажется проигравшим от такой жизни на скоростной трассе, так это ребенок.

Оказывается, что чаще всего именно дети не вписываются в реест неотложных дел родителей, хотя, все делается для детей, во имя будущего детей. Чтобы как следует справляться с родительскими обязанностями, особенно когда дети маленькие, требуется время на них. Почитать и обсудить книги, выслушать все истории ребенка, которые для него имеют большое значение на данном этапе, это и есть тот фундамент, из которого строится уважение в семье. Но если в семье постоянно царит напряженный деловой распорядок дня, то такая заорганизованная до отказа жизнь приводит к усталости, которая порождает раздражительность. Раздражительность формирует безразличие, что может восприниматься ребенком как недостаток настоящего чувства к нему, к его личности со стороны родителей. Разве мы не понимаем, что наши дети уйдут от нас быстро и у нас не останется ничего кроме воспоминаний о тех годах, когда они так нуждались в нас? Поэтому если в семье появились дети, то они должны вписываться в повседневный распорядок жизни взрослых людей.

Бывают ситуации, когда подросток решил стать человеком « выпавшим» из социальной системы и уйти из дому. Любому человеку трудно предсказать свое поведение в критической ситуации, поэтому неразумна со стороны родителей требовательность и властность в отношении подростка, вступающего в юношеский возраст. Это может способствовать тому, что он бросит вызов родителям только для того, чтобы доказать свою независимость и взрослость. Кроме того, если отец и мать станут кричать на своего сбившегося с пути ребенка, то он вряд ли сумеет почувствовать всю ответственность за собственное поведение. Когда родители слишком эмоционально переживают за все, что касается их ребенка, он чаще всего начинает предполагать, что они обязательно выручат его, если он попадет в беду. Гораздо мудрее смотреть на ребенка в этом возрасте уже как на взрослого человека. Если именно так воспринимать подростка, признавая за ним соответствующий статус в семье, то с большой вероятностью он и действовать станет, как взрослый человек. Приемлемая реакция со стороны родителей может быть такой, «Понимаешь, мне кажется, что ты сейчас делаешь выбор, который повлияет на всю твою последующую жизнь. Мне бы хотелось, чтобы мы с тобой вместе проанализировали все «за» и «против». Окончательное решение останется за тобой. Я не буду становиться на твоем пути». Ребенок понимает, что теперь вся ответственность ложится на него.

Конечно, формирование чувства ответственности надо начинать еще в подростковом возрасте. Родители должны из года в год возлагать на него все большую ответственность за его решения и действия. Причем так, чтобы к тому времени, когда он выйдет из - под их контроля, он уже мог действовать самостоятельно. В Евангелии от Луки содержится подходящая ситуация история о молодом падшем человеке. Она называется притчей о блудном сыне. В ней содержится несколько важных суждений, которые подходят к проблемам нашего времени. Во - 1, отец, не пытался разыскать своего сына и вернуть его домой. Юноша был достаточно взрослым, чтобы самому принимать решение, и отец предложил ему право самому определить свой жизненный путь. Во-2, отец не пришел ему на выручку, когда у сына возникли финансовые проблемы. Он не послал ему денег, и сын пришел в себя. Возможно, мы иногда мешаем нашим детям «прийти в себя», не давая им ощутить на себе последствия собственных ошибок.

Родители, которые всегда торопятся выручить своего ребенка в трудных ситуациях, нередко оказывают ему плохие услуги. В- 3, отец приветствовал возвращение сына домой, не подверг унижениям, не стал его обвинять: » Я говорил тебе, что ты натворишь много плохих дел» или « Ты испортил жизнь своей матери и мне до самой смерти. Все вокруг только и говорят о том, какого ужасного сына мы воспитали» Вместо подобных фраз отец произнес слова, которые обнаружили великую глубину его любви к своему взрослому ребенку» …сын мой был мертв и ожил, пропал и нашелся »(Лука 15: 24)

Вопросы образования Родители задают вопрос может ли быть полезен перевод ребенка из одной школы в другую?

На конкретном примере личного характера считаю, что перевод может принести пользу, так как бывают ситуации, когда смена школы, а порой и смена учителей в рамках одной школы просто необходимы ребенку. Такую возможность следует предоставить учащимся, если этого требуют какие - то обстоятельства. Например, возникает проблема социального характера, которую ему легче разрешить в другой школе, в других условиях. Если ребенок с трудом выполняет требования, которые ему предъявляют, то одним из выходов из подобной ситуации может стать переход в более подходящую для него школу или в другой класс.

Из опыта работы. Анализ анкеты показывает, что:

Учащиеся начальной школы и даже старшеклассники склонны с большим восторгом относиться к строгим учителям. Почему это происходит?

Учителя, которые поддерживают порядок на уроках, чаще становятся самыми уважаемыми преподавателями среди педагогического коллектива. Учащиеся почти всегда любят учителя, который может контролировать ситуацию в классе без излишней агрессивности и нажима. Первая причина такого отношения детей связана с тем, что порядок создает ощущение безопасности. Многие дети не слишком справедливы по отношению друг другу. Не всегда относятся к другим людям с пониманием, поэтому они чувствуют себя спокойнее, когда у них строгий учитель, который в трудной ситуации найдет правильное решение. Вторая причина , по которой дети уважают строгих учителей. Если кто - либо нарушает правила, дети хотят наказания нарушителям. Они преклоняются перед учителем, который может приводить в действие основанную на равных правах и обязанностях систему правил поведения. И наоборот, учитель, который не контролирует ситуацию в классе, допускает возможность отстраниться от совершаемых нарушений, не может пользоваться уважением учеников, так как нарушает основы системы ценностей, в которой существуют дети. Третья причина, которая способствует восторгам детей к строгим учителям, связана с тем, что хаос на занятиях создает в классе нервозность. Крики, неразбериха кажутся детям забавным в течение десяти минут. На смену веселью приходит замешательство, которое вызывает чувство усталости и раздражения. Остается только пожелать, чтоб все учителя без исключения отдавали себе отчет в этом и понимали, что самые строгие судьи - дети.

Актуальным в школах остается вопрос о школьной форме. Анкетирование учащихся по - прежнему показывает, что учащиеся старших классов не хотят обязательную школьную форму.

Выбор прически и стиля одежды является предметом быстроменяющейся моды.

Однако соблюдение определенных норм и стандартов составляет важный элемент дисциплины. Гораздо большей ошибкой считается не требовать от детей ничего не устанавливать никаких требований, в том числе школьной формы. Разумные правила и порядок составляют важную часть всей образовательной системы.

Учитель. Работает в 5 - ом классе. Есть учащиеся, которые постоянно выводят из себя. Как можно восстановить контроль за ситуацией ?

Вначале нужно выяснить, чем мотивируется непослушание и агрессивное поведение этих детей. Не нужно быть крупным специалистом, чтобы понять, что основное стремление крикунов и болтунов привлечь внимание окружающих. Самым болезненным переживанием, будет их незаметность. Идеальное решение проблемы состоит при этом в том, чтобы, заставив их прекратить вести себя вызывающе, удовлетворить их потребность во внимании к своим персонам менее шумными, безвредными методами. Чтобы преодолеть недисциплинированное поведение учащихся, необходимы небольшая доля изобретательности и готовность администрации к внедрению нестандартных подходов.

Насколько важна функция школы?

  1. Самая важная функция школы, кроме обучения таким базовым навыкам, как чтение, письмо, математика, состоит в том, чтобы способствовать развитию самодисциплины и самоконтроля. Учащиеся учатся сидеть на уроках в течение долгих часов, следовать указаниям, выполнять задания, развивать умственные способности. Выполнение домашнего задания приобретает ценность как инструмент укрепления дисциплинированности. В повседневной жизни от взрослых людей часто требуется способность к самопожертвованию, им необходимо добросовестное отношение к труду, стремление сохранять верность поставленным целям, а школа должна сыграть в жизни людей свою роль, чтобы помочь овладеть этими и другими обязательными человеческими качествами. Особое значение имеет процесс формирования у ребенка способности выполнять обязанности, которые в будущем потребует от него жизнь.
  2. В процессе обучения под влиянием изучаемого материала формируется личность человека, причем даже тогда, когда сами факты впоследствии забудутся. Учеба формирует систему ценностей, представлений и взаимоотношений, которые со временем не рассеиваются, не теряют своей силы.

3.Изучаемый материал очень часто не удается вспомнить, однако, человек знает, где найти о них информацию.

4.Человек не забывает того, что учит, на все 100%. Однако наиболее важные понятия и факты надолго остаются в его памяти, чтобы неожиданно оказаться полезными в будущем. Обучение это процесс наполнения банка данных полезной информацией.

5.Знания, которые человек получает в детские и юношеские годы, помогают ему легче усваивать новые сведения в течение всей жизни.

Таким образом, какая бы хорошая школа не была, главное это семья, ее устои и традиции.

You have no rights to post comments

Анна Виноградова
Родительское собрание «Проблемы современного семейного воспитания».

Проблемы современного семейного воспитания .

Дети мечтают о свободе и равенстве, а больше всего ценят уважение к себе, как к личности. И страдают от того же, что и взрослые – от зависимости, от непонимания, от одиночества.

Конечно, у каждого такие мама и папа, воспитатели , учителя, каких им бог послал. Но когда мы наказываем, разрешаем или запрещаем, хвалим, даём указания, то должны помнить : ребёнок имеет право выбора, имеет право на собственные ошибки и уроки, на честность и уважение.

Тема нашего собрания сегодня «Проблема современного семейного воспитания » .

Коли ж то з’явилося слово сім’я?

Раніше про нього не чула Земля.

Сказав ніжній Єві могутній Адам :

Тобі, моя люба, я серце віддам.

А хто ж про кохання розкаже мені7

Із ніжністю Єва промовила : «Я»

Хто виростить дочок мені і синів?

Тихим відлунням почулося : «Я»

Хто приголубить мене з добротою?

«Я приголублю, твоя королева!»

Хто в щасті і в горі буде зі мною?

«Я» , - твердо сказала Адамові Єва.

Хто сумніви й болі розрадить мої?

Хто буде чекати вночі і в імлі?

Хто дім берегтиме, один на землі?

«Я буду, єдина, Адаме, я, я» .

Промовила Єва знаменні сім «я» ,

І звідти пішло світле слово «сім’я» .

Семья – созданное на основе обоюдного желания основное звено членов общества, которые связаны между собой экономическими отношениями и которые несут моральную ответственность за каждого члена семьи.

Семейное воспитание – процесс воспитания детей , процесс осознанного формирования родителями духовных , интеллектуальных, физических, эстетических, трудовых навыков и качеств детей.

Почему же необходимым для родителей является осознание важности именно семейного воспитания ? По исследованиям ведущих современных педагогов , психологов и учёных подсчитано, что 86% успешного воспитания зависит от семьи . И только 14% - это воспитание в детских образовательных учреждениях, на улице, и т. д.

Что же обуславливает такой высокий процент?

1) Семейное воспитание отличается глубоким эмоциональным интимным характером. «Проводником» такого воспитания является родительская любовь и определенные чувства.

Любая мама очень тонко чувствует своего ребенка, она пережила с ним различные минуты радости, грусти, счастья, горя. Никакие отношения с другими людьми не дают такой глубокой эмоциональной связи с ребенком.

Отцовство – высоконравственное социальное качество.

2) Семейное воспитание характеризуется постоянством и длительным воспитательным воздействием матери , отца, других родственников. Обеспечивает положительное развитие нервной системы, формирует у ребенка навыки и привычки. Отличается единством требований.

3) Семья владеет объективными возможностями для включения ребенка с первых дней жизни в разнообразные виды деятельности (путешествия на различных видах транспорта, посещение различных общественных мест – магазинов, театров, музеев, с полутора лет возможно включение ребенка в трудовую деятельность – трудовые поручения).

4) Только семейное воспитание даёт возможность осмысления своего пола и овладения реальным ролевым поведением (наблюдают поведение отца и матери в повседневной жизни) .

5) Семейное воспитание даёт большой потенциал для развития культуры быта. Каждая семья имеет определённые традиции – празднование дней рождения, каких либо других праздников, в течение которых ребёнок учится культуре приёма гостей, ведению беседы за столом и т. п.

Итак, мы говорим о факторах, которые обуславливают успешность семейного воспитания . Но современная жизнь диктует свои условия, и многие семьи сталкиваются с большим количеством проблем .

Рассмотрим основные проблемы современного семейного воспитания .

Отсутствие чёткой стратегии воспитания детей в семье : каким образом родители выбирают стратегию воспитания (на примере своих родителей , противоположно системе воспитания своих родителей , выбор системы по педагогической литературе).

Очень часто можно наблюдать и неумение родителей договориться о системе воспитания своих детей . Актуальным есть и отсутствие информации о воспитании (литература, видеоматериалы) поэтому некоторые родители просто не знают , как воспитывать детей .

Сложные условия жизни, изменение ценностей и жизненных приоритетов. Основная задача, которую ставят родители перед собой – накормить и прилично одеть ребёнка. Не каждая семья сейчас может себе позволить покупать книги, развивающие игры, обучающие компьютерные программы. Отсутствует система духовного воспитания – в погоне за «копейками» не всегда хватает сил и времени на мысли о духовности и морали.

Существенное ограничение на влияние социального окружения на родителей (отсутствие передачи опыта старшим поколением младшему, отсутствие передачи опыта через театр, выставки, музеи и т. п.)

Незрелое создание брака, отсутствие мотивации в создании семьи, психологическая неготовность иметь детей. Молодые мамы и папы, не имеющие ни образования, ни опыта, ни работы, мало представляющие, для чего они родили ребёнка и как за ним ухаживать. Ребёнок – умение отказывать себе для удовлетворения потребностей другого.

Исходя из этих проблем , дети становятся «заложниками» своих родителей . Для детей отводится в семье определенная роль, которая формирует характер ребенка. Рассмотрим основные «роли» на примере «трудных» семей .

«Кумир семьи» . Ребёнок вызывает общее восхищение домашних, как бы он не вёл себя. Обращаются к нему главным образом умильным тоном. Любая или почти любая его прихоть немедленно исполняется взрослыми, а тот из взрослых, кто этого не делает, вызывает нарекание остальных. Жизнь семьи как бы целиком посвящена ребёнку. На первый взгляд это выглядит как вполне понятное чадолюбие. Люди, сотворившие из ребёнка кумира ста нут весьма убедительно доказывать, что они «живут для детей» . Иногда это действительно так, и, тем не менее, одобрить подобное отношение к ребёнку трудно. В такой атмосфере он вырастает изнеженным, капризным, а главное – эгоцентричным, поскольку с малолетства привыкает ставить свою персону в центр мироздания. В отдельных случаях столь «беспредельная» любовь к ребёнку не так бескорыстна как кажется, не исключено, например, что возведение его в кумиры является отображением соперничества взрослых. Каждый из взрослых – мама, папа, и т. д. – путём демонстраций исключительной привязанности к ребёнку пытается утвердить своё главенство в семье. При этом величина «вклада» каждого в заботу о ребёнке подспудно оказывается козырем в «игре» взрослых.

Возможен другой вариант : «кумир семьи» сам того не зная, выполняет функцию цементирующего фактора, поддерживающего семейный очаг в условиях мнимого сотрудничества взрослых. Истинного взаимопонимания, готовности к эмоциональной поддержке в семье нет, но все заинтересованы в сохранении видимости благополучия, и общее восхищение ребёнком превращено в символ семейного «единства» .

«Мамино сокровище» . В данном случае ребёнок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром. За навязыванием ребёнку подобной роли может таится немало сложных психологических причин (мать, неудовлетворённая своим супружеством, бессознательно пытается излить на ребёнка всю присущую ей страстность, нежность, жертвенность – то же самое происходит и с папой. Ребёнок при этом ставится в нелёгкое положение : он прекрасно чувствует особое отношение к нему кого-то одного из взрослых, но не менее остро воспринимается отсутствие такого же отношения со стороны других. Для детей мучительно «разрываться» между несколькими старшими, отчетливо при этом осознавая, что с одними надо вести себя не так, как с другими. Роль чьего-то любимца, навязываемая ребёнку, зачастую свидетельствует об остром соперничестве между взрослыми. Соперничество взрослых обычно проявляется в традиционном вопросе к ребёнку : «кого ты больше любишь?» . Удовлетворяя таким образом своё тщеславие и подчеркивая своё значение в глазах других взрослые травмируют и дезориентируют ребёнка, поневоле воспитывая в нём лицемерие и изворотливость.

«Паинька» . Обычно всех радует воспитанный , послушный, примерный ребёнок, с ним и хлопот меньше, и больше оснований для родительской гордости . А между тем за попыткой взрослых сделать ребёнка безукоризненным нередко скрывается атмосфера недостаточного сотрудничества в семье. Люди не умеют и не считают нужным эмоционально проникать друг в друга, делиться в семье сокровенным и наболевшим. Предпочтительнее сделать вид, что конфликтов нет, чем искать способы из разумного, человеческого разрешения. От ребёнка ждут, в первую очередь, соблюдения приличий, эти ожидания он и подтверждает своим образцовым поведением, за это и вознаграждается старшими. Каково действительное содержание внутренней жизни ребёнка до этого, в сущности, никому нет дела. И постоянное лицемерие становится для ребёнка нормой существования на всю жизнь.

Не так уж редки случаи, когда ребёнок, образцовый дома, неожиданно совершает противоправные поступки, к искреннему недоумению своей семьи. Добавим к этому, что очень часто, навязывая ребёнку роль паиньки, родители подсознательно тешат своё самолюбие и обязывают ребёнка к поддержанию семейного престижа . При этом у ребёнка формируются и культивируются родителями завышенные притязания к самому себе и страх несоответствия своих достижений этим притязаниям. Если по началу каждый промах в поведении ребёнка ставится на вид ему родителями , то в последствии он сам ставит себе в вину любую, даже малейшую неудачу в жизни. В детстве он этим, можно сказать, подводит всю семью : став взрослым он усматривает в неподтверждении своих ожиданий свою неполноценность, несостоятельность, что делает его уязвимым к трудностям, критике, неизбежным ошибкам. Он продолжает смотреть на себя не с позиции самостоятельного человека, а как бы требовательными родительскими глазами… таким образом ребёнок, который «слишком хорош» , не всегда есть свидетельство правильного воспитания .

Особый случай представляет собой роль «болезненного ребёнка» . Конечно, есть не мало детей, здоровье которых требует особого внимания и ухода. Однако в жизни можно наблюдать и такую картину : долго болевший ребёнок практически выздоравливает и хотел бы чувствовать себя равным со всеми другими детьми, однако кто-то в семье упорно продолжает трактовать его как болезненного, слабого и требовать от остальных такого же отношения к нему. Тут-то и раскрывается условная «выгода» болезненности ребёнка для кого то из членов семьи. То ли он призван служить опять-таки козырем в чьей-то игре, то ли средством чьего-то самоутверждения.

В иных случаях взрослым не удаётся, а может быть, и не хочется, ломать сложившийся стереотип их взаимоотношений с ребёнком. Куда легче обращаться с ним как с больным, продолжая привычно хлопотать вокруг него, чем искать новые полноценные формы духовного контакта. К тому же, миссия опекающего продлевает родительскую власть над подрастающим ребёнком. Мы видим, что навязывание ребенку роли болезненного может оказаться не чем иным, как формой мнимого сотрудничества с ним, то есть подменой подлинного сотрудничества.

Еще одна аномальная роль – это роль «Золушки» , когда из ребенка откровенно делают прислугу в доме, а все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям или взрослым. Ребенок, вынужденный играть эту роль, вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым и не самостоятельным. Но это уже крайний пример того, как взрослые корыстно используют ребенка в выгодной для них функции.

Во всех рассмотренных случаях мы видим, что ребенок воспринимается взрослыми , как средство для достижения своей личной цели (самоутверждение, снятие ответственности за воспитание ) или нежелание вообще брать на себя задачу воспитания . Во всех рассмотренных случаях у детей формируются негативные черты характера : изнеженность, капризность, искажение представлений о людях противоположного пола, завышенные притязания к самому себе или чувство неполноценности. В этих примерах мы видим ошибки воспитания взрослых , которые делаются подсознательно, рассуждая при этом так : «Вот взять меня, и били в детстве, и ругали, и ничего – вырос, стал человеком!» И не всегда люди могут сказать, что его могли бы сделать человеком получше и другим способом.

В обычной здоровой семье с нормальным психологическим климатом ребёнку не уготованы ни какие фиксированные роли. Его любят – он чувствует себя «кумиром семьи» , сделал шалость, воспринимают как ужасного ребёнка, наказывают. Стараясь вернуть себе расположение он становится паинькой, а иногда и хитрецом. Он то мамино сокровище, то папино, но всё это мимолётно, так как его никто к этому не обязывает даже и подсознательно. А вот роли, которые никогда не бывают в нормальной семье : «Золушка» , «забитый» . Какая же роль отводится ребёнку в нормальной семье? Это помощник, равноправный участник, интересный человек, советчик. При таком стиле воспитания у ребенка формируются важнейшие качества : общности с родными, личной ответственности перед другими, гордости за участие в жизни своей семьи.

Каким же образом добиться положительных результатов и избежать ошибок в воспитании детей ? На формирование отношений в семье вообще и на характер ребёнка в частности влияют установки – то есть наиболее часто произносимые слова и фразы в адрес кого то из членов семьи. Установки положительные – несут положительный настрой, высокую эмоциональность. Установки отрицательные – угнетают, снижают самооценку, унижают.

Давайте рассмотрим наиболее распространённые отрицательные выражения, адресующиеся детям. (Приложение №1)

А теперь рассмотрим положительные установки. (Приложение № 2)

Каким же образом каждому из вас конкретно можно изменить установки.

Инструкция.

Шаг 1. Попросите родственников последить за вами в течение определённого времени (один день, два, три) и записать наиболее часто используемые вами выражения.

Шаг 2. Проанализируйте и уберите из общения отрицательные выражения.

Шаг 3. Замените их положительными репликами.

Тренинг «Выдвижение положительных конструктировок» .

Негативные установки

Позитивные установки

Сказав так : подумайте о последствиях : и вовремя исправьтесь :

«Горе ты моё!»

родителями

«Плакса-вакса, нитик» проблем «Поплачь, будет легче…»

«Не твоего ума дело!» «А ты как думаешь?.»

В помощь Вам мы разработали модель выдвижения положительных конструктировок и замена ими отрицательных выражений.

(Приложение №3)

Совет психолога «Разрешение конфликтной ситуации»

1. Сделайте глубокий вдох – выдох.

2. Посчитайте до 10 в спокойном темпе. Таким образом угаснет первая волна гнева, раздражения.

3. Подумайте, действительно ли всё так страшно, непоправимо и угрожало жизни и здоровью ребенка.

4. Принимайте меры к решению ситуации.

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать счастливым и здоровым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Многое в процессе воспитания родителей

Так догадывайтесь! Помогите детям стать активными, энергичными, жизнестойкими!

УДАЧИ, ВАМ!

Приложение № 1

Отрицательные выражения

Как часто вы говорите детям :

Я сейчас занят…

Посмотри, что ты натворил!

Это надо делать не так…

Неправильно!

Когда же ты научишься?

Сколько раз я тебе говорила.

Нет, я не могу!

Ты сведёшь меня с ума!

Что бы ты без меня делал?

Вечно ты во всё лезешь!

Уйди от меня!

Стань в угол!

Приложение № 2

Положительные установки

Эти слова ласкают душу ребёнка :

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Спасибо, тебе!

Что бы мы без тебя делали?

Иди ко мне!

Садись с нами!

Я помогу тебе…

Я радуюсь твоим успехам!

Расскажи мне, что с тобой…

Что бы ни случилось – у тебя есть семья, мы тебе поможем.

Приложение №3

Влияние родительских установок на развитие детей.

Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных родительских установок , обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка и научитесь выдвигать конструктировки.

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке чувство веры в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

Негативные установки

Позитивные установки

Сказав так : подумайте о последствиях : и вовремя исправьтесь :

«Горе ты моё!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями «Счастье ты моё, радость моя!»

«Плакса-вакса, нитик» Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем , повышенное эмоциональное напряжение, страхи «Поплачь, будет легче…»

«Не твоего ума дело!» Низкая самооценка, задержка в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликтность. «А ты как думаешь?.»

«Одевайся теплее, а то заболеешь!» Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания. «Будь здоров, закаляйся!»

«Ничего не умеешь делать, неумейка!» Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, безынициативность, низкая мотивация к достижению цели. «Попробуй ещё раз , у тебя всё получится!»

«Не кричи так, оглохнешь!»

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…»

«Уйди с глаз моих, стань в угол!» Нарушение взаимоотношений с родителями , «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность. «Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!»

«Всегда ты не во время, отстань!» Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя. «Давай я тебе помогу!»

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!» Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками , ощущение вседозволенности «Держи себя в руках, уважай людей!»

«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!» Постоянное чувство вины, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей . «Я никогда тебя не оставлю, ты мой самый любимый!»

«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…» Замкнутость, отчуждённость, безынициативность, приверженность стереотипному поведению. «Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»

«Вот дурашка, всё готов раздать…» Жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. «Молодец, что делишься с друзьями!»

«Ты совсем, как твой папа (мама…» Трудности в общении с родителями , неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя . «Папа у нас замечательный человек!» , «Мама у нас умница!»

«Противная девчонка, все они капризули» (мальчику о девочке)

«Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике) Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом развитии, трудности в выборе друга противоположного пола. «Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого» .

«Неряха, грязнуля!» Чувство вины, страхи, невнимание к своей внешности, неумение выбирать друга. «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»

«Жизнь очень трудна, вырастешь – узнаешь!» Безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. «Жизнь интересна и прекрасна, всё будет хорошо!»

Естественно, список установок может быть намного больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти конструктировки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а не редко и на его жизненный сценарий.

Чувство вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать счастливым и здоровым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей , но и от их умения чувствовать и догадываться.

Так догадывайтесь! Помогите детям стать активными, энергичными, жизнестойкими! Удачи Вам!

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Студент магистрант I курс

Ганщук Светлана Владимировна кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии

Аннотация:

В данной статье рассмотрены распространенные проблемы семейного воспитания, и причины их возникновения. Автор полагает, что воспитание в семье – это процесс взаимодействия детей и родителей, в результате которого формируется определенный уровень развития. Для того, чтобы добиться положительного результата воспитания ребенка в семье, процесс воспитания должен быть осознанным и анализируемым. Автор полагает, что воспитание в семье – это процесс взаимодействия детей и родителей, в результате которого формируется определенный уровень развития. Для того, чтобы добиться положительного результата воспитания ребенка в семье, процесс воспитания должен быть осознанным и анализируемым.

The article reviewed widespread problems of family education and their reasons.The author considers that family education is the process of parents-child cooperation, which leads to a formation of a definite evolutional level. The process of family education should be thoroughly realized and analyzed in order to make positive educational results.

Ключевые слова:

Семья; воспитание; ребенок; личность.

Family; education; child; personality.

УДК 37.013.77

Введение

Воспитание - это важнейший процесс, который влияет на развитие ребенка. Сам процесс представляет собой систему, которая образует единство нравственного, трудового, умственного, эстетического, физического воспитания. Основная цель воспитания заключаются в формировании и понимании сущности личности, которая реализуется в общественных отношениях, в сферах, которых человек формирует себя всесторонним образом.При определении воспитания, мы опираемся на мнение Н. К. Крупской и И. Е. Шварца, которые трактуют данное понятие в узком смысле, как преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков. Под воспитанием в широком смысле слова Н. К. Крупская понимала влияние среды и условий, обстановки, общественных учреждений, общественного строя, всей жизни, имея в виду не только детей, но и взрослых. Таким образом, в узком смысле — это весь процесс воспитания человека, а в широком — процесс организованного воздействия на детей.Стоит отметить, что и узкое, и широкое понимание данного понятия распространены в равной степени.

Актуальность.

На данный момент, изучение проблем воспитания в семье актуально, зная возможные причины возникновения проблем в воспитании, есть возможность их предотвращения и ликвидации.

Цель этой статьи - освещение основных проблем воспитания в семье и их влияние на ребенка.

Задачи:

Изучить тематическую педагогическую литературу, где рассмотрены проблемы воспитания в семье.

Провести анализ данной литературы

Выявить распространенные, часто возникающие проблемы при воспитании в семье ребенка.

Научная новизна. Выявлены распространенные возникающие проблемы при воспитании ребенка, и их влияние на него.

В современной науке проблемы воспитания изучаются достаточно широко. На сегодняшний день мы сталкиваемся со следующими проблемами в области воспитания: формирования культуры межнационального общения, межнациональной толерантности, проблемой семейного воспитания и некоторыми другими. По нашему мнению на первый план выдвигается проблема семейного воспитания. Институт семьи играет огромную роль в становлении ребенка. Именно в семье ребенок получает первый социальный опыт, формируется как личность. Более того, институт семьи несет моральную и юридическую ответственность за личность воспитуемого, его поведение и поступки.

В своих работах А. В. Мудрик указывает на то, что полученные в семье знания и навыки взаимодействия с членами семьи в будущем будут использованы в новой построенной уже «своей» семье.

Семья и семейное воспитание - это два сложных механизма, которые включают в себя ряд, необходимых для решения, проблем.

Первая проблема семейного воспитания - это забота родителей только о физическом состоянии ребенка. При таком методе воспитания упускается духовное и эмоциональное развитие ребенка.

Доказано, что при таком подходе страдает гармоничное развитие ребенка. Прежде всего, с появлением малыша в семье, родителям следует представлять алгоритм воспитания ребенка, читать дополнительную литературу, прислушиваться к рекомендациям специалистов, в данном случае воспитателей, большую часть времени проводить с ребенком, налаживая живое общение, обучать ребенка взаимодействию с миром.

При рождении ребенок имеет лишь комплекс физиологических и психологических особенностей, под воздействием среды и воспитания они преобразуются в личностные качества, потребности, способности, черты характера.

Задача родителей - наделить ребенка духовными и нравственными ценностями, помочь ему реализовать свои возможности, творческий, спортивный и интеллектуальный потенциал.

Вторая проблема - неумение родителями подобрать стиль и тон общения, который поможет наладить контакт родителей с ребенком, а в будущем ребенка с обществом.

Порой родители не контролируют свою речь и грубо общаются с детьми, или говорят с детьми на своем языке, используют нецензурную лексику. Данная модель общения усваивается ребенком, прививается и реализуется в жизни. Эту систему взаимодействия ребенок может использовать при общении с друзьями, с учителями в школе, в общественных местах, а в будущем и со своими детьми. Таким образом, семейное воспитание должно воспитывать в ребенке и закреплять определенного рода нормы поведения и общения: с друзьями, с взрослыми, с пожилыми людьми и т.д. Ведь именно семейное воспитание, решает задачи, направленные на всестороннее развитие ребенка. Ребенок с первых дней своего существования вступает в общение с родителями, познавая родителей, ребенок познает сам себя и общество, обогащается различной информацией, копирует эмоциональное отношение к миру, мысли, жесты, поступки.

Третья проблема семейного воспитания заключается в формировании неправильного образа жизни ребенка.

Порой родители ведут пассивный социальный или нездоровный образ жизни. Образ жизни родителей, их интересы и волнующие вопросы, быт, вещи окружающие ребенка чаще всего копируются им. В семье, где родители регулярно читают книги, обмениваются мнениями о прочитанном, принимают активное участие в различных мероприятиях, акциях, дети будут проявлять интерес к книгам, газетам, принимать участие в мероприятиях класса и школы. Если в семье проявляют заботу, эмоциональную отзывчивость на печаль и радость других людей, то у ребенка тоже будет развиваться навык понимать мир эмоций и переживаний сначала родителей, а затем других людей, получать удовольствие от того, что его чуткость, отзывчивость вызывают положительные эмоции у окружающих.

Четвертая проблема - неблагоприятный климат в семье.

А. С. Макаренко отмечал: «Главным фундаментом становления растущей личности, обеспечивающим высокий коэффициент в семье является - воспитательный климат». Его образуют такие составляющие как: взаимоотношения членов семьи, общение, личный пример родителей, семейные традиции.

Семейная атмосфера - это стиль жизни семьи, система ценностей, ее социальные установки, взаимоотношения с окружающими людьми, умение тактично выстраивать взаимоотношения в семье.

Отношения между родителями формируют педагогическую атмосферу, а культура отношений между супругами является главной частью семейного климата. Человеческое достоинство может утверждаться только в атмосфере семейной гармонии.

Нередко встречается явление, когда дети не спешат идти домой, предпочитают находиться на улице или в компании друзей, такая проблема возникает именно потому, что дети не ощущают благоприятного семейного климата, душевной теплоты, не чувствуют, любви и радости в семье.

Ребенок чувствует свою ненужность в семье, он начинают плохо учиться, проявлять в общении с родителями агрессию и негативные эмоции, появляются пагубные привычки.

Пятая проблема - это отсутствие доброжелательного отношения к ребенку, отсутствие интереса со стороны родителей к его настроению, моральному состоянию. Отсутствие ласки, заботы, продолжительной эмоциональной изоляции порождают замкнутость ребенка в себе.

Родители, которые не выражают положительные эмоции, доброжелательное приветливое отношение к своим детям, способствуют неуравновешенному, импульсивному поведению, формированию страхов и комплексов у ребенка.

Шестая проблема - это гиперопека.

Сегодня мы часто встречаемся с таким явлением в семьях, как гиперопека. Гиперопека - это чрезмерная забота о ребёнке и тотальный контроль, вследствие чего ограничивается самостоятельность личности. Такое поведение родителей порождает у ребенка психические расстройства, неуверенность в себе, несостоятельность. В будущем гиперопекаемый ребенок не сможет самостоятельно делать выбор, самостоятельно принимать решения. Такая модель воспитания порождает в будущем члене общества слабовольность и инфантильность. Ещё один возможный сценарий вследствие гиперопеки - уход ребёнка из семьи. Как только ребёнок почувствует такую возможность - он ею воспользуется. Он может просто убежать, или поскорее заключить брак, и намеренно поступить в ВУЗ в другом городе, или просто уехать в другой город в поисках лучшей судьбы. В таких случаях бывает, что ребёнок впоследствии практически полностью прекращает общение с родителями. Так или иначе, детям, которые выросли в семье с гиперопекой, сложно жить. Им тяжело поверить в себя, сделать карьеру, создать семью. Им всю жизнь приходится преодолевать комплекс неполноценности и неудачливости, который вбивался им в голову «любящими» родителями.

Заключение.
Таким образом, воспитание в семье - это процесс взаимодействия детей и родителей, в результате которого формируется определенный уровень: интеллектуального, физического, ценностно-ориентированного развития. Семья может выступать как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. Для того, чтобы результат воспитания ребенка в семье был положительный, процесс воспитания должен быть осознанным и анализируемым. Важно, чтобы теоретические основы, которым родители обучают ребенка, были подкреплены примерами, теория не должна расходиться с практикой. Неотъемлемой частью воспитания в семье яляется постоянный психологический контакт родителей с ребенком. Основная задача родителей - создание условий, в которых ребёнок мог бы открыть и развить себя. Сформировать зрелую и интересную личность ребёнка можно, если помогать ему в раскрытии творческого потенциала: врождённых умений, склонностей и талантов. Именно эти скрытые способности, преобразуясь в будущем в увлечения, интересы и предпочтения, составят личность вашего сына или дочери, подчеркнут её своеобразие. Индивидуальность и неповторимость. Помимо этого, следует давать ребёнку свободу, уважать его собственное мнение, учиться доверять ему, а также учить нести ответственность за свои поступки. Только при создании таких условий, можно рассчитывать на взаимопонимание друг между другом и на открытые, честные, добропорядочные, партнёрские отношения.

Библиографический список:


1. Иржанова А. А..ru/stat.php?i=1417961299 (дата обращения 10.10.16)
2. Константинов, Н. А., Медынский, Е. Н., Педагогическая теория Н.К. Крупской / История педагогики / А. Н. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. М.:Просвещение, 1982
3. Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик - М.: Просвещение 2003. 175 с.
4. Макаренко А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев]. – М.: Просвещение, 1969.–359 с.
5. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. – М.:Уч.пед.из, 1955.- 320 с.
6. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
7. Спицын Н. П., Печерский М.С., Чарный Б. М. Семья: тысячи проблем воспитания / Спицын Н. П., Печерский М.С., Чарный Б. М. Семья: тысячи проблем воспитания – Пермь: Кн. Изд-во, 1988.-186 с.
8. Харчев А. Г. Современная семья и ее проблемы (Социально-демографическое исследование) / А. Г. Харчев, М. С. Мацковский. - Москва: Статистика, 1978. - 223 с.

Рецензии:

28.11.2016, 17:29 Трубавина Ирина Николаевна
Рецензия : статья не научна, к сожалению...семейное воспитание не заявлено в актуальности, выделение его проблем есть субъективным, общим, относящимся ко всем семьям,что не является правильным и объективным..название не соответствует содержанию - описаны проблемы семейного воспитания из разных исторических периодов, судя по литературе. уточните -современные проблемы семейного воспитания или в эпоху макаренко, или 80-е годы прошлого столетия? семья развивается, как и семейные проблемы и отношения..на основе чего выделяются проблемы семейного воспитания? чем они обусловлены? воспитание в семье и воспитание отождествляются, особенности семейного не выделены.1 и 2 задачи тождественны,выводы не соответствуют заданиям..не рекомендуется к печати, пока не будут исправлены замечания.

28.11.2016, 22:44 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия : Замечания. 1. Статья имеет ненаучный, поверхностный характер. Научная новизна отсутствует. 2. Тема семейного воспитания всегда была актуальной, а теперь тем более. Но актуальность в статье не обоснована, противоречия не выделены, отсутствуют временные рамки проблемы. 3. Анализ библиографических ссылок показывает, что автор использовал в первую очередь учебники и пособия немного устаревшие для выделения современных проблем, что уменьшает научной уровень статьи. Все это влияет на содержание статьи. В таком виде статья не рекомендуется к публикации.

30.11.2016, 7:36 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия : В работе не хватает системности, научности, согласованности позиций автора. К примеру, во введении представлено определение сущности воспитания с позиции классической (Н.Крупская) субъект-объектной формулы взаимоотношений участников процесса, то есть «как преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков». В заключении: «воспитание в семье – это процесс взаимодействия детей и родителей». В этом принципиальное противоречие. Классическая формула (как одностороннее воздействие) – вчерашний день. Современная – воспитание как интерактивная деятельность (взаимодействие), интегрально трактуется как основа личностно ориентированной, компетентностной образовательной системы безотносительно к типу и уровню. Статья требует существенной доработки.

6.12.2016, 16:04 Белых Александр Сергеевич
Рецензия : Статья не научна. Обилие смысловых, стилистических ошибок и общих мест, не нуждающихся в доказательстве, позволяет заключить, что материал к публикации не готов.

7.12.2016, 13:10 Плещев Владимир Васильевич
Рецензия : Статья носит больше реферативный характер, даже в какой то степени литературно-обзорный. Но никак не научный. Есть ошибки. Не раскрыта новизна. Статья нуждается в доработке.

Проблема воспитания

Проблемы воспитания детей пытаются решить психологи и педагоги. Проводятся международные конференции и симпозиумы. Однако даже они не помогли решить самыеактуальные проблемы воспитания . Сломаны тысячи копий, а единственно верного решения так и не было найдено. Посмотрим, что нам может предложить наука.

Педагогика выделяет четыре вида воспитания: диктат, невмешательство, гиперопека и сотрудничество. Причем в воспитании ребенка важны они все. И только синтез всех методов позволит избежать большинства проблем воспитания детей.

Диктат -- это постоянное подавление взрослыми или старшими детьми инициативы и достоинства младших детей. В результате в ребенке развивается реакция сопротивления. Если же ребенок слабый, у него развивается мнительность, склонность к страхам, неуверенность, понижается самооценка. Ребенок начинает настолько бояться наказания за неверный поступок, что предпочитает не делать ничего.

Невмешательство -- это система воспитания, когда ребенок фактически предоставлен сам себе. Родители, практикующие этот стиль, полагают, что у ребенка происходит развитие самостоятельности, накопление опыта, ответственности и без их активного вмешательства. Делая ошибки, ребенок сам их и исправляет. Плох этот метод тем, что у ребенка развивается отчужденность от родителей, что приводит к еще большим проблемам воспитания. Недополучивший свою долю родительской заботы и ласки, такой ребенок бывает подозрительным, недоверчивым.

Гиперопека -- это такие отношения, при которых родители ограждают ребенка от всех трудностей и при этом всем его обеспечивают. В результате формируется незрелая, эгоцентричная, капризная личность, неприспособленная к самостоятельной жизни. Также гиперопека способствует развитию ипохондрических тенденций. Окруженный с детства заботой, ребенок начинает чувствовать себя слабым в любой ситуации, где требуется принимать решения. Часто при взрослении происходит эмоциональный взрыв, который приводит к проблемам со сверстниками и даже к разрыву с семьей.

Сотрудничество -- способ создания отношений в семье, основанных на принципах объединения интересов и целей, общей деятельности, поддержки, в том числе и взаимной, во всех начинаниях и сферах деятельности. Основа воспитания при таком подходе -- это «мы». Ребенок при этом достаточно самостоятелен, но всегда рядом находятся взрослые члены семьи, готовые вовремя оказать помощь и поддержку, успокоить, растолковать непонятное. Такие семьи объединяют семейные ценности, общие традиции. В таких семьях принято проводить совместные праздники, вместе трудиться и отдыхать.

«Сотрудничество» -- это наиболее приемлемый тип воспитания. Это признается практически всеми педагогами и психологами.

Обычно в семьях происходит столкновение различных стилей воспитания, что приводит к напряженности в семье и неблагоприятно влияет на развитие ребенка. В нахождении выхода из этой ситуации и состоит главнаяпроблема воспитания

«Проблема воспитания ребёнка в семье всегда волновала человечество. Не потеряла она своей актуальности и сегодня. Основными субъектами воспитания выступают родители, которые должны понять, что главной целью воспитания и образования должно стать формирование высокоморальной, добропорядочной и честной личности. Долг родителей - не только дать жизнь, но и воспитать достойных людей» .

Какие же существуют пути решения поставленной проблемы? Существует ли оптимальный тип организации семейного воспитания, при котором будет развиваться высокоморальная, добропорядочная и честная личность? Да, такая тактика воспитания действительно существует и называется сотрудничеством. Выделим её отличительные признаки.

Сотрудничество - наиболее приемлемый тип воспитания, признающийся многими психологами и педагогами.

Стоит также отметить, что данная модель воспитания является наиболее сложной для её практической реализации, поскольку требует совместных и кропотливых усилий как со стороны родителей, так и со стороны детей, «поиска новых способов при неуспехе старых форм взаимодействия» .

В семье, практикующей сотрудничество, нет понятия «я», то есть эго-стуруктуры, основывающейся лишь на удовлетворении личных интересов и амбиций. Данная структура полностью вытесняется и замещается понятием «мы», признавая стремление к альтруизму, взаимопомощи и взаимоподдержке своей высшей целью и обязанностью.

Также здесь не может главенствовать один из супругов, подавляя тем самым второго и упиваясь своей неограниченной властью в семье. Следовательно, единственно-возможным типом семейной организации, основывающемся на критерии семейной власти, в данном случае может выступать только эгалитарная семья, а не матриархальная или патриархальная, как в подавляющем большинстве случаев. Это требует от партнёров уважения, любви и доверия, в первую очередь, по отношению друг к другу, а потом уже к детям.

Ребёнок же, воспитывающийся в атмосфере сотрудничества, сохраняет достаточную степень инициативности и самостоятельности, он обладает необходимой степенью свободы для принятия решений и его мнения и взгляды всегда учитываются старшим поколением.

Также замечательным в данной модели воспитания является то, что такие семьи объединяют общие семейные ценности и традиции. Здесь принято совместно проводить досуг и трудиться.

Здесь будет уместен следующий вопрос: «В чём же заключается существенное отличие данной модели от всех перечисленных ранее?» В модели невмешательства также принято наделять ребёнка высокой степенью самостоятельности, а для модели гиперопеки является характерным совместное проведение свободного времени.

Самое существенное отличие сотрудничества от всех перечисленных моделей сводится, главным образом, к тому, что родители чётко осознают, что жизнь взрослого человека полна тяжёлых испытаний и драматических событий, которым рано или поздно подвергается каждый.

Для того чтобы завоевать доверие и привязанность своих детей, такие родители не ограждают своего ребёнка от окружающего мира, как это свойственно политике гиперопеки. Они смело, решительно и как можно раньше помогают своим детям вступить в жизнь, оставаться не пассивными наблюдателями окружающих событий, а стать их активными творцами и участниками.

При этом родители, практикующие данную модель, не оставляют ребёнка на произвол судьбы, а всегда, при любых обстоятельствах оказывают ему необходимую помощь и поддержку, как в виде совета, так и в виде конкретных действий, не подавляя, тем не менее, инициативность самого ребёнка.

Сотрудничество предполагает развитие в ребёнке самых положительных качеств характера, таких, как доброта, честность, ответственность, альтруизм, открытость, инициативность.

Однако не следует делать вывод, что данная модель воспитания является универсальным средством в решении всех проблем, связанных с семейным воспитанием. Как было сказано ранее, на современном этапе развития человечество ещё не изобрело такое средство воспитания, которое стало бы панацеей от всех бед. В сущности, такого средства и не может существовать. Если бы это средство было найдено, личность воспитателя потеряла бы всякую ценность, а впоследствии и человеческая личность в целом.

Поэтому многие педагоги сходятся в мысли о том, что в вопросе воспитания первостепенную роль играет именно личность самого воспитателя, а не средства и методы, применяемые им в процессе воспитания.

Это не обозначает, что воспитатель имеет право использовать в своей воспитательной деятельности такие приёмы, которые заведомо пагубно скажутся на дальнейшем развитии ребёнка.

Мы хотели лишь подчеркнуть то, что человек высокого морального облика сможет воспитать достойную личность, даже обладая минимальным количеством необходимых теоретических знаний, умений и навыков по вопросам педагогики, преимущественно основываясь лишь на собственном жизненном опыте.

Дети непременно будут стремиться подражать такому человеку везде и во всём, наследовать его повадкам, особенностям, мельчайшим нюансам характера. Тогда как человеку, не сумевшему обрести душевную гармонию, полюбить жизнь и людей, приобрести необходимое количество житейского опыта будет недостаточным и тонн перечитанной литературы по вопросам воспитания детей. Никакие средства и методики не помогут проникнуть ему в сердце и душу ребёнка, вызвать в ребёнке доверие и открытость.

Достаточно распространённой является также такая проблема, когда в семье и вовсе отсутствует какой бы то ни было тип организации семейных отношений.

Зачастую это возникает тогда, когда родители не могут найти общий язык в вопросах воспитания друг с другом и происходит столкновение противоположных взглядов и мнений, что наиболее пагубно и деструктивно сказывается на развитии ребёнка.

Каким образом должны вести себя родители в подобной ситуации? Прежде всего, они должны подумать не о себе, а о своём ребёнке и о том, насколько сильно вы травмируете и калечите его психику своими бесконечными ссорами и конфликтами.

Не стоит вести бесконечной войны между собой, отстаивая исключительно собственную правоту и считая лишь свои методы воспитания единственно правильными. Если данный вопрос уже вызвал подобное ожесточение, то это никак не может свидетельствовать о правильности ваших суждений.

В том случае, когда родителям совершенно не удаётся прийти к согласию и семья даже оказывается на грани разрыва, рекомендуется обратиться к помощи семейного психолога или в детский реабилитационный центр к профильному специалисту. Возможно, это решение хоть как-то поможет родителям обрести внутренне равновесие и справится со своими проблемами. Психолог должен помочь родителям выработать общий стиль воспитания ребёнка, основывающийся на согласованной позиции.

Также очень важным для родителей является понимание того, что их ребёнок не является полем деятельности для всевозможных экспериментов. Важно, чтобы позиция родителей была наиболее последовательна, логична и взвешена.

Для этого можно, допустим, собраться за семейным столом, изложить свою позицию, свои мысли, выслушать друг друга. Необходимо чётко осознавать то, что ребенок является личностью, за счёт которой просто немыслимо и недопустимо пытаться решить свои собственные проблемы.

Прекрасным было бы упоминание о тех сложностях, которые беспокоили лично вас в детстве, их общее обсуждение. Можно также обсудить книги по психологии и воспитанию детей, статьи из тематических журналов, найти множество советов на разнообразных тематических форумах, конференциях и симпозиумах в Интернете, посвященных проблемам воспитания детей и средствам их преодоления.

Продолжая беседу о самых распространенных родительских заблуждениях и ошибках в воспитании детей, хотелось бы отдельно остановиться на вопросе культурного воспитания ребёнка. Многие родители полагают, что их дети должны начинать своё культурное развитие уже в школе, а до этого не стоит нагружать ребёнка бессмысленными, по убеждению таких родителей, знаниями и умениями, пусть поживёт в свое удовольствие, ничем не обременяя себя до школы.

Вот что по данному вопросу говорит А.С. Макаренко: «Приходится иногда наблюдать такие семьи, которые большое внимание уделяют питанию ребёнка, его одежде, играм и в тоже время уверены, что до школы ребёнок должен нагуляться, набраться сил и здоровья, а в школе он уже прикоснётся к культуре. На самом деле семья не только обязана как можно раньше начать культурное воспитание, но имеет для этого в своём распоряжении большие возможности, которые и обязана использовать как можно лучше» .

Чтобы показать крайнюю неразумность и пагубность взглядов тех родителей, которые по какой-либо причине не желают уделять должное внимание культурному воспитанию своих детей в раннем возрасте, приведем простой, достаточно распространённый пример, касающийся такого социального явления полной запущенности ребёнка, как «дети-маугли».

Наука давно подтвердила, что ребёнок, лишённый в раннем возрасте, приблизительно от 1 до 6 лет, возможности нормального развития и общения с людьми, превращается в умственно-отсталое, незрелое существо, по своему развитию приближающееся скорее к животному, нежели к человеку.

Клетки его мозга, нуждающиеся в интенсивном развитии именно на самом раннем этапе становления личности, не получая этого развития, просто атрофируются, после чего уже представляется невозможным восстановление их нормальной, естественной деятельности. Следствием подобной запущенности является полная потеря этого ребёнка для общества и счастливой, полноценной жизни.

А теперь вернёмся к тем родителя, которые полагают, что на раннем этапе развития ребёнок не нуждается в развитии каких-либо специальных знаний, умений и навыков, касающихся его культурного воспитания. Не складывается ли у вас впечатление, что и в отношении нормальных детей пренебрежение к их развитию в раннем возрасте приводит к результатам, напоминающим ситуацию, сходную с «детьми-маугли»? Ответ напрашивается сам собой.

А.С. Макаренко по данному вопросе придерживался следующей позиции: «Культурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить» .

Многочисленные исследования в области детской психологии подтверждают тот факт, что уже в самом раннем возрасте является целесообразным не то, чтобы обучать ребёнка чтению и грамоте, а даже изучению иностранных языков, поскольку детская восприимчивость и способность к имитации на данном этапе в несколько раз превышает способности и возможности взрослого человека.

Резюмируем всё вышесказанное.

К правильным моделям семейной организации относиться сотрудничество. Использование этой модели или её элементов в воспитании детей помогло бы избежать многих проблем, возникающих перед родителями. Однако её осуществление требует высокого уровня развития всех сфер жизнедеятельности воспитателей, как духовной и нравственной, так и мыслительной.

Не менее пагубным представляется и вовсе неспособность родителей избрать какой-либо стиль воспитания, что тоже относится к актуальным проблемам воспитания.

Отдельного внимания также требует вопрос касательно культурного воспитания детей, которому многие родители уделяют недостаточно внимания или же вовсе не осознают его первостепенную важность в формировании личности.

Во второй главе мы определили и охарактеризовали наиболее распространённые модели семейной организации, основывающиеся на ложных предпосылках. По нашему убеждению, именно неправильный подход в вопросе семейного воспитания представляет собой одну из ведущих проблем современности.

В качестве решения данной проблемы нами была предложена модель сотрудничества, реализация которой, тем не менее, является достаточно сложным и всеобъемлющим процессом, требующим от родителей большого, кропотливого труда и самоотдачи.

Кроме всего прочего нам удалось установить, что отсутствие какой-либо тактики воспитания ещё более пагубно сказывается на развитии ребёнка, что является совершенно недопустимым в данной сфере.

Отдельно мы рассмотрели важность развития культурных навыков ребёнка на самом раннем этапе его становления. По нашему убеждению, большинство родителей относятся к данному вопросу крайне пренебрежительно, что вызывает новый ряд проблем и сложностей в сфере семейного воспитания.