Зоя Николаевна Ярош
Проект «Берёза-символ Росии»
МАДОУ «Детский сад пос. им. Карла Маркса»
ПРОЕКТ "Береза - символ России"
В старшей группе № 6 «Теремок»
Воспитатель : Ярош З. Н.
ПРОЕКТ "Береза - символ России"
ТИП ПРОЕКТА информационный
По времени проведения краткосрочный (месяц)
По числу участников групповой, дети старшей группы «Теремок» , воспитатель, родители
Актуальность проблемы : Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел» . Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Проблема :
1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе , о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведении в природе
Цель проекта :: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи :
1. Сформировать представления у детей о березе, как живом растении, и символе страны.
2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
Обеспечение проектной деятельности Детская художественная литература.
Фотоальбом «Родная природа» .
Репродукции картин И. Левитана («Весна. Большая вода» , «Золотая осень» , К. Юона («Мартовское солнце» , И. Грабаря («Февральская лазурь» , И. Шишкина («Лесная глушь» ).
Альбом с рисунками «Портреты дерева в разное время года» .
Предполагаемый результат
Выставка репродукций картин русских художников с изображением берёз . Проведение конкурса рисунка «Весенняя берёзовая роща .
Гипотеза проекта : Если дети получат необходимый объём знаний о берёзе , то у детей сформируются представления о березе, как живом растении, и символе страны,будет развиваться познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
Этапы проекта :
1 этап- .ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Цель : сформировать у детей представление о берёзе , как образе России
2 этап – СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ Цель : помочь детям в сборе материалов о берёзе , её пользе
3 этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Цель : Развитие у детей умения передавать и излагать полученные знания (читать стихи, принимать участие в практической деятельности в виде разных занятий в саду)
4 этап – Заключительный (ОФОРМЛЕНИЕ) Цель : Защита проекта , подведение итогов.
3. СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
ВИДЫ ДЕТСКО – ВЗРОСЛОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
/ ЧТО ВАМИ ПРОВОДИТСЯ, ОРГАНИЗУЕТСЯ.
Игровая деятельность Д/и «Найди о чем расскажу» ,
«Кто быстрее найдет березу, ель, дуб?» ,
«Опиши мы отгадаем» ,
«С какого дерева упал листок?»
П/и «Кто быстрее до берёзы »
Социально – нравственное воспитание Беседа «Красота природы бесценна» .
Беседа "Береза - символ России"
Речевое развитие НОД «Люблю березку русскую»
Отгадывание загадок о природе
Познавательное развитие Поиск информации в энциклопедиях,
книгах, рассматривание картинок,иллюстраций о берёзе
Наблюдение за берёзой на прогулке . (целевая прогулка «Встреча с русской красавицей»
Художественная литература Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза »
Чтение стихотворения. П. Воронько «Береза»
Изобразительная деятельность Рисование «Белая берёза » по стихотворению С. Есенина.
Аппликация «Осенняя берёза » .
Физическое развитие Участие детей в утренней гимнастике, подвижных играх.
Работа с родителями Консультация для родителей
Памятка берёзке »
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Рассматривание фотографий, иллюстраций разных стран мира, где растут разные деревья. Постановка проблемного вопроса : Какого дерева нет на картинах других стран? Почему?
Дети обмениваются мнениями
Определение темы проекта : Почему береза растет только в России? Что можем ещё узнать о ней? С помощью воспитателя формулируется тема проекта и дети являются его заинтересованными участниками.
Подбор оснащения для эксперимента, определения приёмов изучения : изучение литературы, рассматривание иллюстраций, беседа с родителями, проведение бесед и занятий в группе. Участие детей в совместной деятельности.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
Систематизация иллюстраций, репродукций картин. Собирают иллюстративный материал, рассказывают о том, что смогли узнать дома.
Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям Вместе с родителями определяют тему индивидуального участи в проекте : рассказ о строении берёзы , рассказ об интересных фактах, связанных с берёзой , подбор фотографий
Подбор информации из печатных и электронных источников : книг, энциклопедий, сайтов и т. д. Выясняют, где можно ещё получить знания о берёзе .
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Проведение занятия по изобразительной деятельности Рисование «Белая берёза » по стихотворению С. Есенина.
Аппликация «Осенняя берёза » .
Проведение конкурса рисунка в группе «Осенняя берёзовая роща » .
Проведение НОД «Люблю берёзку русскую »
Заучивание стихотворений о берёзе .. Участвуют в изобразительной деятельности
Участвуют в конкурсе рисунка
Дидактические игры.
Учат стихотворение
Разучивают песню
Разучивают танец
ОФОРМЛЕНИЕ
Выставка картин и репродукций о берёзе ;
Выставка работ детей по теме «Осенняя берёзовая роща » Участвую в подготовки выставки
Участвуют в проведении выставки в виде представления своих работ
Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта
Первый этап проектирования – подготовительный . Данный этап реализовывался в течение трех дней, за период данного этапа :
Определена тема проекта .
Сформулирована цель и определены задачи.
Произведён подбор материалов по теме проекта .
Составлен план основного этапа проекта .
Промежуточный отчет основного этапа проекта
Данный этап реализовывался в течение 2 недель, за истекший срок организовали :
Поиск информации в энциклопедиях,
книгах, рассматривание картинок,иллюстраций о деревьях.
Участие детей в утренней гимнастике, подвижных играх.
Беседа «Красота природы бесценна» .
Рассказ воспитателя «Воспетое дерево» .
НОД «Люблю березку русскую»
Отгадывание загадок о природе
Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза »
Чтение стихотворения П. Воронько «Береза"»
Рисование «Белая берёза » по стихотворению С. Есенина.
Аппликация «Осенняя берёза » .
Работа с родителями :
Консультация для родителей «Проблема приобщения детей к природе»
Памятка «Что вы можете рассказать ребёнку дома о берёзке »
Промежуточный отчет заключительного этапа проекта
На заключительном этапе проектирования , который длился 2 дня. Целевая прогулка к дереву берёзы . Составление портфолио проекта . В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта . Результат достигнут.
Заключение :
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу : необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева» . Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.
Список использованной литературы. Николаева Юный эколог. Система работы в старших дошкольников. Для работы с детьми 5-7лет.
2. Рыжова Н. «Наш дом – природа» : об экологических пособиях для детей 5-7 лет.
Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний. Детская душа раскрывается в общении с природой. Помочь ребенку увидеть своеобразие и жизнь растений, понимать красоту родной природы, знать культуру русского народа – стало целью проекта.
Цель: русской культуре, посредством экологического воспитания.
- Воспитывать чувство прекрасного через общение с природой, прививать любовь к родной природе.
- Развивать познавательный интерес , творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей, знакомя с деревом - береза.
- Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Активизация желаний искать разрешение проблемной ситуации. Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.
Участники: Дети , педагоги, родители, музыкальный руководитель.
Вид проекта: Творческо-исследовательский.
Длительность: Долгосрочный.
Этапы работы:
Подготовительный.
- Определение объекта изучения.
- Сбор информации, подбор художественного слова и музыки.
- Диагностика.
Основной - исследовательский.
- Вхождение в игровую ситуацию.
- Наблюдение за березой.
- Изучение роста, развития и ухода за деревом. Объединение детей в рабочие группы.
Заключительный.
- Презентация проекта "Полезное дерево".
- Развлечение "Троицин день".
Схема работы по проекту "Русская берёза"
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | Хоровод: "Во поле берёзка стояла...".
Дидактическая игра: " Такой листок лети ко мне",
"Собери целое дерево", "Деревья и кустарники",
"С какого дерева листок". Кубики "Деревья". |
Познавательное развитие | Тематическое занятие: "Берёза - символ
России". Комплексное занятие: "Берёзовая береста и её использование". Интегрированное занятие "Родное дерево обогреет и вылечит". Экскурсия в ботанический сад. |
Развитие речи | Творческое рассказывание: "Где растет
берёза". Прослушивание и заучивание стихотворения "Где растет берёза". Рассматривание картины. Экскурсия в парк. Беседа: "Что я знаю о берёзе". Разучивание пословиц, поговорок. Разгадывание кроссвордов. |
Изобразительная деятельность | Занятие - рисование. Тема: "Кудрявая берёза", "Золотая берёза". 3анятие - конструирование. Тема: "Объемное деревце", "Фенечки из бересты", "Макет - берёзовая роща". 3анятие - лепка. Тема: " Берёза с подберёзовиками", "Зимняя берёза". |
Экология | 3анятие. Тема: "Ареал произрастания",
"Берёза в симбиозе с животным и растительным
миром", "Дальневосточная желтая берёза". Ведение дневника наблюдения за берёзой. Изготовление гербария. |
Художественная литература | Чтение рассказа. Заучивание стихотворения: "Белая береза под моим окном:" Загадывание загадок. Чтение пословиц, поговорок |
Музыка | Слушание грамзаписи. Заучивание песен. Хоровод: "Во поле береза стояла:" |
Работа с родителями | Родительское собрание. Доклад
"Приобщение к русской культуре". Консультация "Расскажи детям об исконно русской культуре". Прогулка в лес, парк. Совместное развлечение "Троицин день". Папка передвижка "Читайте вместе с детьми о березе (загадки,стихи:)". "Зеленая аптека". Мастер класс "Берестушка" |
Здоровье и физическое развитие | Физкультурное развлечение "Осенний
марафон" Туристические походы с родителями в лес (рощу). Эстафета "Будь здоров". |
Этапы работы над проектом "Русская берёза"
Мероприятия | Этапы | Дата проведения |
Путешествие в летний лес (рощу) Цель: расширять знания о деревьях, воспитывать интерес. | 1 | Август |
Беседа: "берёза в симбиозе с животным и
растительным миром" Цель: дать детям научные знания. |
2 | Сентябрь - ноябрь |
Занятие "Русская берёза - как национальный символ русского народа" Цель: познакомить детей с художественными произведениями. | 3 | Октябрь |
Экскурсия в музей имени Арсеньева. Тема: "Применение берёзы в старину, предметы обихода". | 4 | Декабрь |
Познавательная беседа на тему: "Берёза
строить и жить помогает". Цель: познакомить детей с применением берёзы в наши дни. |
5 | Январь |
Детская продуктивная деятельность. Цель: развивать у детей способность к созданию выразительного образа. | 6 | Октябрь - апрель |
Прогулки в зимний парк. "Как зимуют деревья". | 7 | Январь |
Вернисажи детских работ. Цель: развивать у детей творческую деятельность. |
8 | Декабрь - май |
Развлечение "Троицин день". | 9 | Июнь |
Конспект занятия
Тема: "Спасем Березку"
Игровая мотивация: Рассказать детям как можно помочь лесу (берёзе).
Цель: Активизация мышления, речи в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
Задачи:
- Развивать поисковую деятельность детей:
- способствовать к определению задач на основе поставленной проблемы;
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
- Познакомить детей с внешним видом берёзы, подвести детей к выводу, что она растет в определенной среде.
- Развивать эмоционально-чувственное восприятие природы, умение видеть, слышать.
- Формировать желание бережного отношения к растениям.
- Поддерживать интерес к звучащему слову, способствовать словотворчеству.
- Развивать диалогическую речь.
Развивающая среда: иллюстрации, макет.
Ход занятия
Введение в игровую ситуацию.
В группу входит девочка (Имя). Девочка (Имя): "Здравствуйте, ребята! Я вчера была в роще и видела, как погибает молодая берёзка. Она мне сказала, что ей тяжело расти в грязной роще. Она может погибнуть. Как ей помочь я не знаю?"
Уточнение проблемы. Постановка задачи.
Воспитатель: "Ребята, поможем девочке (Имя)". Ответы детей.
Начнем сегодня мы с разминки. Поразмышляем не спеша! Нас ждет игра, "Четвертый лишний!"
Задание: Детям раздаются карточки, на которых нарисованы растения, ребёнок должен назвать лишнего представителя, объяснить свой выбор.
Карточки:
- Береза, липа, дуб, водоросль, ива;
- Груздь, подберезовик, лисичка, боровик, зонтик;
- Куст смородины, вишня, виноград, мяч.
Поэтапное решение проблемы.
Воспитатель: "Дети, что нужно березке, чтобы она чувствовала себя хорошо?"
Дети: Чистый воздух, вода, солнечный свет, температура.
Воспитатель: В России растет дерево - берёза.... (рассказ).
Физ. минутка: "Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише... Деревцо всё выше, выше!"
Работа с карточками.
"Что ты знаешь о берёзе?"
- строение (корень, ствол, ветки, листья, семена),
- место произрастания (по всей территории России),
- виды берёз,
- условия произрастания (свет, тепло, вода).
Воспитатель предлагает рассмотреть (слайды) картины с берёзами. Дети читают стихотворение.
Поэтапное решение проблемы.
Воспитатель: "Дети, как необходимо помочь берёзе? Что мы будем делать? Какие у вас есть варианты, предложения? Как нам узнать?"
Рисование берёзовой рощи: рисование ствола, веток, листьев, семян.
Мастер - класс
Тема: Кукла " Берестушка".
Цель: Приобщать детей к традициям русского народа, познакомить с изготовлением и обрядового значения куклы берестушки.
Методика проведения дидактических игр в декоративном рисовании
| проект | проекты домов | русская | русскай | береза | белая береза | детский | детский сад | Страничка методиста | Проект Русская береза Детский сад
Наталья Сергеева
Проект «Люблю берёзку русскую» старшая группа
Актуальность
Сохранить природу планеты - это актуальная проблема в современном мире. Защита окружающей среды - задача не только государства, но и каждого человека. Мы должны донести до детей значимость природы для людей. В городских условиях довольно трудно наблюдать и знакомиться с деревьями, в частности с берёзкой , поэтому важно организовать близкое общение с берёзкой - русской белоствольной красавицей. Музыка помогает связать образ берёзки с окружающей нас природой, с нашей Родиной.
Цель проекта
Воспитание у детей чувства любви к родному краю, близости к природе.
Задачи проекта
1. Воспитывать у детей интерес к берёзке – неотъемлемой черте русского пейзажа .
2. Формировать бережное и заботливое отношение к берёзке – символу нашей родины.
Участники проекта
Дети старшей группы .
Воспитатель Троян Л. И.
Музыкальный руководитель Сергеева Н. А.
Тип проекта , длительность
Информационно – практический, краткосрочный.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Подготовительный этап
1. Знакомство детей с целями и задачами проекта .
2. Выявление знаний о берёзке – символе русской природы .
3. Подбор литературных и музыкальных произведений о берёзке .
4. Разработка занятий : «Русская краса – зелёная коса» ,
«Мы вокруг берёзки встанем в хоровод » ,
5. Подготовка развлечения «Люблю березку русскую » .
Основной этап
1. Проведение занятий : «Русская краса – зелёная коса» ,
«Мы вокруг берёзки встанем в хоровод » .
2. Проведение игр, хороводов на прогулке : «Напои берёзку » , «Укрась берёзку » . Хороводы : «Берёзка » , муз. Е. Архиповой, «Ай да берёзка » , муз. Т. Попатенко, «Во поле берёза стояла » , русская народная мелодия .
3. Проведение занятий художественно – эстетической направленности «Рисуем берёзку в зеленом уборе » .
4. Просмотр познавательных видеоматериалов о берёзке .
Заключительный этап
1. Проведение развлечения «Люблю берёзку русскую » .
2. Выставка детских рисунков «Во поле берёза стояла » .
Предполагаемый результат
1. Сформированность любви к русской берёзке как символу русской народной культуры .
2. Развитие музыкально – творческих способностей детей.
3. Развитие художественно – изобразительного творчества дошкольников.
Публикации по теме:
«Люблю берёзку русскую». Познавательно-исследовательский проект Актуальность проекта. В наше время экологическое воспитание дошкольников самая главная проблема. Если детям не объяснить, не научить их.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Люблю берёзку русскую» Актуальность: Я в своей работе с детьми остановилась на выборе о берёзе – символе нашей Родины с целью углубления знаний дошкольников о.
Конспект открытой познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Люблю берёзку русскую…» Цель: Формирование у детей патриотических чувств, любви к родной природе с применением технологии ТРИЗ. Задачи: Развивать познавательный.
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Люблю березку русскую» Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса Возрастная группа: средняя группа Тема: «Символы России».
Формирование любви к Родине через любовь к природе России - одно из средств воспитания юных патриотов. Наша группа имеет красивое название-"Березка".
Конспект занятия «Люблю березку русскую» Цель: расширять представление детей об образе березы посредством мелодекломации и художественного творчества. Задачи приоритетной образовательной.
Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема: «Люблю березку русскую» Цель: Воспитывать любовь к родной природе посредством расширения.