Если у ребенка истерика что делать. Как справиться с истерикой у ребенка? Эффективные советы психолога

Ваша кроха, ваш дружелюбный малыш накануне двух лет превратился в невыносимого тирана? Требовательного, нетерпеливого, который умеет бегать, толкаться, метаться, щипаться, кусаться и на любое предложение или просьба отвечать жестким "нет"?

Больше не действуют уговоры, объяснения, угрозы или наказание? Что же это такое? С вашим малышом что то не так или это вы как родители допустили ошибки?

Вспышки истерики и упрямства с бросанием на пол предметов и игрушек, криком и приступами удушья (когда ребенок задерживает дыхание до тех пор, пока не выполнят его желания) - нормальное явление в жизни маленького ребенка, который еще не умеет выражать свои потребности и грусть словами. Истерики случаются со всеми детьми. Это не является нарушением поведения, а нормальная здоровая разрядка стресса и разочарования.

Исследования утверждают, что плач и бунт являются вспомогательными средствами, чтобы освободиться от напряжения, они снижают артериальное давление, и вместе со слезами выводят из тела связанные со стрессом химические вещества, восстанавливая тем самым химический баланс организма.

Поэтому детей нельзя наказывать и осуждать (говоря например, что ребенок нытик или плакса) за слезы или мятежный характер.

Истерики обычно появляются в возрасте 1,5-2 года, в период, когда у ребенка формируется самосознание (осознание собственного «Я»). Однако иногда истерики могут начинаться раньше, в возрасте 12-15 месяцев. Малыши в этом возрасте начинают понимать все больше и больше из тех слов, что они слышат. Однако их языковые способности еще достаточно слабы для того, чтобы озвучить свои переживания, желания и потребности, которые они начинают осознавать. С развитием самосознания у двухлетних детей появляется потребность делать определенные вещи самостоятельно (по своему усмотрению) и принимать свои собственные решения. Впервые вы можете это заметить, когда ребенок играет в кубики, пирамидки строит башню из песка и у нее ничего не получается. Вы пытаетесь ему помочь, на что получаете бурную отпор - ребенок не хочет принимать в вашей помощи и хочет все делать самостоятельно. Обычно бурные истерики проходят до 4 лет, хотя иногда могут затянутся и до более позднего возраста (в этом случае вам следует обратиться к специалисту, чтобы вместе помочь ребенку научится справляться и с фрустрацией).

Если к этому пиковому моменту в жизни малыша большинство родителей были похожи в бережном и мягком обращении со своими малышами, то после его наступления родители резко разделяются на два лагеря. Первые склоняются к традиционным методам воспитания и начинают использовать свою власть, отдавая приказы и наказывая за неповиновение, вторые - наоборот, вместо того, чтобы противодействовать упрямства малыша, уступают каждом его желанию. Есть и такие родители, которые прибегают к приказам, а потом не выдерживают натиска малыша, кажутся и выполняют все его требования.

Что делать если у ребенка истерика?

Когда у ребенка начинается истерика, он не способен слышать объяснения, причины, договоренности. Поэтому он отвечает возмущением на ваши крики и угрозы. Чем больше вы кричите, пытаясь остановить истерику, тем громче истерика. Если вы пытаетесь ударить малыша по попке, можете получить соответствующую реакцию.Для детей то, что позволяет себе взрослый, является моделью для подражания, поэтому в логике ребенка то, что делаете вы - может и он. Ребенок не просто «копирует» (следует). Для него ваша реакция является примером, как можно преодолевать злость, разочарование, когда то происходит не так, как хочется. То, что действительно работает во время истерик малыша (успокаивает бурю эмоций) и одновременно является хорошим примером для подражания, - это просто спокойно находится рядом с ребенком, ожидая, пока буря утихнет сама собой.

Истерику легче предотвратить, чем остановить!

Желание у ребенка чаще всего возникают спонтанно, в зависимости от того, что она встречает на пути. Поэтому, чтобы не стать заложником желаний, которые снова и снова меняются, перед тем, как выйти на прогулку (или место), подготовьте ребенка, составив вместе с ним маршрут и план действий. Например, куда мы пойдем гулять сегодня: на площадку, который у нашего дома или в парк? При этом эмоционально привлекательнее для ребенка вы выделяете тот вариант, который является желаемый для вас. Например, там будет много детишек, мы сможем покормить голубей и там будет песочница, ты любишь играть в песочек (подчеркните то, что любит ребенок). Мы пойдем с тобой пешком поедем на трамвае? И так далее... Когда вы выходите из дома, старайтесь удерживать внимание ребенка рассказами о том, куда вы идете и как, чтобы ваша договоренность оставалась для него актуальной и желанной. Все время подчеркивайте эмоционально то, что будет интересно самому ребенку. Если вы понаблюдаете за мамочками и их малышами, то заметите, что у самых разговорчивых мам спокойные дети и они скорее всего перестают плакать. Преимущественно дети плачут у молчаливых отцов, которые не объясняют или мало объясняют детям что, как и почему. Чаще всего они кратко обращаются к ребенку, говоря: «не плачь», «не лезь», «ни бейся», «нельзя»! От этого мир малыша становится не слишком понятным и полным запретов.

Второй секрет предотвращения истерики в том, что малыши очень сильно подвержены ритуалам. Обычно они любят ходить одной и той же дорогой, одевать одно и ту же одежду, делать какие подобные действия. Не пугайтесь. Это не признаки аутизма, это нормально для маленьких детей, они делают то, что им знакомо, то, к чему они привыкли, и лишь постепенно расширяют перечень привычных для них действий. Учитывая эту склонность маленьких детей, большинство их желаний можно предсказать. Если вы не хотите, чтобы перед каждой прогулкой ваш ребенок требовала от вас печенье или сок на прогулке, не повторяйте это предложение более чем две прогулки подряд, лучше предлагайте каждый раз то новенькое, но не менее интересное для малыша. Если все же эта традиция уже закрепилась, не злитесь на ребенка за то, что в очередной раз он устраивает вам истерику: «хочу печенье», или пошли в магазин. Будьте готовы к этому, и, так как вы уже один раз согласились с этим, не возражайте это сейчас. Наоборот, можете использовать это в свою пользу, например, мы сходим погуляем, и на обратном пути купим печенье, потому что сейчас нам некуда его положить и т.д.. Таким образом, вы научите малыша еще вырабатывать силу воли, терпение и долгосрочную перспективу. Только не забудьте выполнить свое обещание на обратном пути!

Обратите внимание на то, когда чаще всего у малыша случаются истерики. Так они не станут для вас неожиданностью. Дети часто капризничают, когда хотят есть, пить, уставшие, хотят спать, слишком возбуждены.

Еще одним вероятным провокатором истерик может быть телевидение или видео, даже если это детские мультики. Они могут стать источником стресса, возбуждения, страхов, особенно для маленьких детей. Поэтому учитывайте это и изменить время, проведенное за телевизором.

Исследование также отмечают, что усиление капризности и плаксивости часто предшествует овладению новыми навыками. В таком случае они становятся как предвестниками нового этапа развития малыша.

Соглашаться с малышом (с его желаниями) для предотвращения истерик можно почти всегда, когда выполнение желаний ребенка не содержит потенциальной опасности и не может нанести вред его здоровью или здоровью окружающих. В связи с этим родителям стоит задуматься, всегда стоит требовать послушания ради самого послушания?

Помните, кто из вас взрослый!

Неважно, как долго длится истерика. Не вдавайтесь в нелепые требования или переговоры с ребенком, зайдется криком! Особенно возникает желание пойти на уступки требованиям ребенка, когда вы находитесь в общественном месте. Старайтесь не обращать внимание на то, что думают или говорят другие. Каждый, кто помнит себя в родительской роли, может вспомнить себя на вашем месте. Не вдавайтесь также к борьбе за власть с вашим ребенком, демонстрируя ему свое преимущество. Проявления силы по отношению к ребенку - физической или моральной (угрозы, угнетение) - покажут ему, каким образом нужно решать конфликтные ситуации, или наоборот подавят в нем любую инициативу и способность защищать себя. Спокойная реакция на истерику покажет ребенку, что вы контролируете ситуацию.

Если ребенок еще маленький, и истерика уже сильная, лучший способ успокоить - это взять малыша на руки, обнять его, показать ему нежность и поддержку, вынести с места происшествия, понемногу отвлекая его внимание.
Если вспышки истерики доходят до пика, когда ребенок начинает бить людей или зверей, бросаться вещами или визжать, также надо взять его на руки и отнести в безопасное место, где он может успокоится. Скажите ему почему именно он здесь («потому что ты ударил бабушку»), а также, что он останется здесь, пока не успокоится.
Старшие дети иногда сами убегают в другую комнату. Дайте ребенку побыть наедине с собой и успокоиться. Через некоторое время обсудите с ним ситуацию, принимая его чувства («ты разозлился» или «расстроился»), мягко укажите ему на то, в чем он был не прав(«но бросать вещи или драться нельзя»), дайте ему возможный вариант решения ситуации (нужно попросить...), если это возможно испытайте адекватный вариант решения ситуации сейчас (пошли попросим вместе).

Следите за признаками стресса в жизни ребенка

Несмотря на то, что истерики и капризность является нормальным явлением для детей двухлетнего возраста, будьте внимательными к возможным проблемам, которые могут провоцировать их:
  • Был в семье накануне скандал или ссора (или они случаются время от времени)?
  • Насколько у вас сейчас сложный загружена делами период?
  • Есть напряженность в отношениях между вами и вашим партнером?
  • Появилась некая новая стрессовая ситуация в жизни ребенка? (Ребенок вступила в садик или родился второй ребенок)
  • Возможно то в обычном дня малыша изменилось? (Поменялась воспитательница) ли.

Если в возрасте после 3-4 лет ваш ребенок все еще заходится в серьезных истериках каждый день и отказывается сотрудничать с любому поводу, даже для выполнения привычных ежедневных процедур (одевание или собирание игрушек), вам стоит обратится помощью к специалисту. Педиатр, невропатолог, психолог помогут вам убедиться, что физическое или психологическое состояние малыша не является причиной проблем малыша, а также помогут найти пути решения по погашению вспышек истерик.



Статьи по теме: Дети

Lara Mama 13.03 09:36

ребёнок может капризничать, и есть дети, которые очень любят это делать с самого рождения. Но ведь каждый каприз имеет основу. Кому-то хочется постоянно (24 часа) чувствовать маму, да ещё и кушать при этом, другие успокаиваются только, услышав родной голос, а кто-то готов целый день проводить в ванне и только там чувствует себя хорошо. Это всё требования внимания или контакта, но никак не повод дать ребёнку «выплакаться» (хотя есть и такие подходы). Особенно сложно в первые месяцы, когда это первенец. Голос у каждого малыша разный, тембр тоже: одни пищат тихонечко как мышки, другие громко рычат как медвежата. Со временем мама начинает узнавать особенности своего ребёнка и это позволяет быстрее успокаивать малыша, который требует именно внимания, а не беспокоится из-за недомогания. Опять же без внутреннего спокойствия мамы малыш вряд ли перестанет плакать, даже если причина уже всем понятна.

Я читала про мимику и тональность - в интернете описано много конкретных вариантов плача, но лично мне пришлось столкнуться с двумя: спокойным и надрывистым. Но сказать, что при спокойном нет причины для волнения, а при надрывистом стоит сразу вызывать скорую, по-моему, нельзя. Все дети разные и у каждого конкретного малыша свой плач по каждому поводу. Поэтому маме надо постепенно привыкать к грудничку, пытаясь учиться понимать его.

Мне было проще идти методом исключения (исходя из лично нашей приоритетности): сначала хорошая доза внимания и телесного контакта, потом попытка отвлечения внимания, далее спокойная любимая музыка, в критической ситуации водные процедуры. Это при условии, что малыш сыт, не хочет спать и не болен, то есть просто требует внимания.

Tita Ku 01.12 10:54

Уважаемые читатели блога, со всей уверенностью могу заявить, что данная тактика приводит к оглушительной победе, в борьбе с истериками ребенка.
Могу добавить две истории из своего опыта.
История 1.
Дочке было 2,1 года. Мы собирались выходить из магазина. У меня в обоих руках сумки, а дочке вдруг захотелось ко мне на руки, и что бы до дома донесла. Первичные уговоры и объяснения не помогли. Вижу, что Катюша начинает впадать в истерику. Я поставила сумки, присела. Дальнейший наш разговор:
-Доченька, я понимаю, что мы очень любим обниматься. Я тоже очень люблю носить тебя на руках. Но в данный момент у меня тяжелые сумки, я не могу их оставить здесь. Помоги мне донести их до дома.
-Нет, оставь. Я устала, возми меня на руки.
- Доченька, есть два варианта. Первый компромиссный, второй радикальный. Первый: ты помогаешь мне донести до дома сумки, а дома я сразу беру тебя на ручки, и мы "носимся" на ручках, сколько тебе захочется.
-Мама, а второй какой?
-Второй, я просто сниму с тебя штаны и выпорю при всех (замечу, что никогда в жизни ребенка не порола, но она всегда знала, что я сдерживаю все свои обещания, и исполняю все намерения)
Дочка после недолгого раздумия:
-Хорошо, мама, давай компромиссный.
Я улыбнулась, и поблагодарила Катюшу за верный выбор, и сказала, что она самая моя главная помощница.
История 2.
Каждая из нас однажды сталкивалась с нежеланием ребенка мыть голову. И у нас были слезы и истерики по этому поводу.
Я переборола это, рассказав дочке, что давно, я тоже была маленькой (она была просто поражена этому факту))), и ужасно не любила мыть голову. Всегда капризничала и плакала. И вот однажды моей маме надоели мои капризы, и она перестала мыть мне голову. Недели две я была просто счастлива, но потом.....
И сейчас, моя дочка без слез моет голову, но правда, всегда просит рассказать историю про мои капризы.
Я вдруг поняла, что в эти моменты, она чувствует себя мудрее меня маленькой. И ей доставляет это удовольствие. Она понимает, что я тоже человек)))))

Самые болезненные переживания родителей связаны с моментами, когда дети выходят из-под контроля и ведут себя неадекватно, особенно в присутствии посторонних людей. Ситуации, когда истерика у ребенка проходит настолько интенсивно, что малыш кидается на людей, причиняет себе вред, не слышит обращенных к нему слов, способны вывести из себя даже самую уравновешенную маму. Справляться с подобными приступами бывает сложно, их причины могут быть неочевидны, реагировать спокойно не всегда получается – все это вызывает растерянность, негодование родителей, и никак не решает проблему.

Чтобы понимать, почему ребенок истерит, достаточно посмотреть на особенности его развития. Малыш переходит из одного кризиса в другой практически без передышки, нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в течение первых лет жизни ребёнок получает и перерабатывает огромное количество информации, учится способам взаимодействия с близкими людьми «с нуля».

Как правило, детская истерика проходит через три стадии: крики, двигательная экспрессия, и наконец безутешное рыдание. Сквозь все этапы дитя игнорирует слова, действия, просьбы родителей, ведет себя агрессивно, размахивает конечностями, пытается драться, падает на асфальт. Малоприятное зрелище, знакомое большинству родителей.

Психологи выделяют следующие истоки возникновения истерических приступов:

  • Несовершенство эмоциональной сферы, если речь идет о карапузе младше двух лет;
  • Кризисы: одного года, трёх лет;
  • Неумение рассказать о своих желаниях, словесно выразить недовольство;
  • Плохое самочувствие, голод, усталость, желание спать, сходить в туалет;
  • Состояние нервного перевозбуждения;
  • Стресс, проблемы в семье, серьезные изменения в жизни;
  • Копирование поведения взрослых или других детей;
  • Желание получить родительское внимание по причине недостатка уделяемого малышу времени, когда он чувствует себя ненужным, недолюбленным;
  • Негативные эмоции как ответ на какие-либо действия взрослых или ребенка (обиделся, что не дали игрушку, не купили сладость, заставляют уходить с площадки);
  • Недальновидное поведение родных: чрезмерная опека, несогласованность требований, излишняя строгость или наоборот отсутствие границ;
  • Индивидуальные особенности нервной системы.

Особенность истерик и их отличие от капризов заключается в непроизвольности и полной бесконтрольности. Знаменитый доктор Комаровский отмечает, что к капризам по любому поводу детишки прибегают намеренно, стремясь получить желаемое. Истерики же случаются от невозможности управлять своими эмоциями.

Как себя вести – возрастные особенности истерик

Детские истерики протекают по-разному и требуют разных ответных действий – на это влияет возраст, особенности психики, обстоятельства. Что нужно учесть взрослым, имеющим дело с истеричными детьми разных возрастов?

  • Поведение ребенка 2 лет начинает становиться осознанным. Полуторагодовалый карапуз постигает смысл запретов, постепенно овладевая нехитрым приемом получить желаемое – капризами. Пытаясь пробить стену всевозможных «нельзя», кроха испытывает серьезную фрустрацию. Им овладевает буря эмоций, но он еще не в силах ими управлять, что и приводит к истерикам.

Взрослому нужно помнить о том, что малышок в 2 года даже в спокойном состоянии не всегда способен подчиниться, поддаться уговорам, воспринять наставления. В приступе кроха вас тем более не услышит. Поэтому нужно обеспечить его безопасность и подождать, пока малыш угомонится. Некоторым детям помогают объятия, для других важно, чтобы мама просто находилась рядом, или держала за руку. Третьи затихают на руках. Не стоит пугаться и стремглав выполнять требование маленького упрямца. Взрослые должны быть тверды, спокойны и уверены в своей правоте.

Если скандал происходит в общественном месте, как можно быстрее покиньте его и действуйте так, как вы действуете в подобных случаях наедине. Реакции окружающих посторонних людей разобьются о стену вашей уверенности, если вы сами будете понимать, что все делаете правильно. Почувствовав нестерпимое желание накричать на скандалиста или наоборот уступить ему, сделайте глубокий вдох и сосчитайте до пяти.

В моменты детских истерик родители также испытывают гамму неприятных чувств: стыд, растерянность, беспомощность, вина, гнев. Таким образом, взрослый сам впадает в состояние ребенка. Обнаружив у себя негативные эмоции в разгар скандала, примите их как данность, на которую вы имеет полное право, но не забывайте о том, что в вашей власти контролировать себя, свои реакции, поведение, слова.

  • Кризис трех лет накладывает свои отпечатки на поведение крохи – появляется осознание себя как отдельной личности. Обычно истерики у ребенка 3 лет проходят под девизом «не хочу и не буду». Маленький бунтарь на все просьбы реагирует отказом, ведет себя своевольно, беспардонно, упрямо. Кроха истерит из-за недостатка опыта, неумения коммуницировать иначе, невозможности справиться с собственным эмоциональным состоянием. Подобное поведение вполне нормально и, при грамотном подходе родителей, через несколько недель сходит на нет.

Что делать родителям, если их отпрыск в 3 года закатывает истерики? Не пытайтесь ругаться или пытаться договориться с малышом, находящимся в истерическом приступе. Переждите этот сложный момент, сохраняя максимальное спокойствие. Не поддавайтесь соблазну прекратить все немедленно, вручив крикуну желаемое – родительское решение должно оставаться неизменным, тогда кроха быстро поймет, что скандалы не работают, и перестанет их использовать, а вместо этого будет учиться договариваться. Если ситуация случилась в людном месте, уведите чадо в сторону, обнимите. Когда увидите, что кроха успокаивается, переключите его внимание на что-то другое: предложите заняться чем-то, что он любит, поехать домой поиграть. С детками обязательно нужно проговаривать случившееся: дома в спокойной обстановке обсудите, что произошло, выслушайте дитя и попытайтесь понять. Расскажите, какие эмоции вызывают у вас подобные происшествия, дайте понять, что это не тот способ общения, который поможет получить желаемого.

Если истерика случилась дома, самым мудрым решением будет игнорирование воплей. Спокойно сообщите чаду, что вы поговорите после того, как он успокоится, и продолжайте заниматься своими делами.

Обычно родители видят заранее, что кроха находится в плохом настроении и настроен покапризничать. В таких случаях сосредоточьтесь на предотвращении конфликта – не допускайте переутомления, по возможности избегайте общественных мест, ставьте отпрыска в ситуацию выбора, лишая его шанса противостоять вам твердым «нет».

Приближаясь к четырем годам, детишки становятся более покладистыми, с ними можно выстраивать полноценный диалог, обсуждать ожидания друг друга, находить компромиссное решение. Капризы и истерики прекращаются сами собой, становясь ненужными.

  • Если с четырехлетними детьми все еще случаются регулярные истерики, обратите внимание на обстановку в семье и свою линию воспитания. Дошкольнику необходимо единство предъявляемых требований и санкций от всех взрослых, четко обозначенные правила поведения, набор непреложных «можно» и «нельзя». Сами родители должны демонстрировать отношения и способы взаимодействия, которых они ждут от отпрыска. Поводом к посещению детского невролога могут стать следующие тревожные признаки: учащение скандалов, их агрессивность, длительность, физиологические проявления вроде задержки дыхания, резкого непроизвольного падения на спину, потери сознания, появление ночных кошмаров.

Ребенка любого возраста нужно учить договариваться и совместно находить выход из затруднительных положений. Быстрее всего детки учатся, наблюдая за близкими взрослыми, поэтому самая мудрая тактика родителей – положительный пример, контроль собственных эмоций. Наказывать малышей за истерики нельзя, такие меры приведут к ухудшению отношений и психологической травме дитя.

Превентивные меры

Впервые столкнувшись с детской истеричностью, взрослые задаются сложными вопросами – как отучить ребенка от истерик, снизить их количество и интенсивность, научить малыша самоконтролю и безопасному проявлению чувств? Детские психологи рекомендуют сосредоточиться на предотвращении конфликтов, создании такой среды, в которой детишкам просто не нужно скандалить:


Знакомьте детвору с альтернативными способами выражения гнева: можно рвать бумагу, рисовать сердитые каляки-маляки, бить подушку или кричать в нее, топать ногами или рычать. Но самый главный способ безопасно выразить свою злость – сказать о ней словами. Этому можно и нужно учить карапуза с самого раннего детства.

  • Готовить к существенным изменениям заранее: рассказывать о скором начале детского сада, переезде, отпуске, командировке папы;
  • Рассказывать план на день, вечер, «после сна», чтобы кроха знал, чего ждать;
  • Слышать и уважать ребенка, откликаться на его потребности, проводить вместе достаточно времени; уделять внимание качеству общения, использовать семейные ритуалы – чтение перед сном, совместное приготовление завтрака, послеобеденная настольная игра;
  • Правильно себя вести при приближении «бури» — предложить крохе попить, покушать, сходить в туалет, обнять, мягко отвлечь его внимание на что-то интересное или на предстоящую активность. «Я вижу, что ты устала, нам нужно немножко дойти до машины, а потом мы поедем домой и вместе поиграем».

В поисках наиболее эффективных способов борьбы с истериками чуткие родители используют все доступные источники информации: советы психолога, воспитателей, друзей, собственные идеи, «подгоняют» рекомендации под индивидуальные особенности своего малыша. Дети разные, каждая ситуация требует особого подхода, и иногда решение находится само в самый неожиданный момент.

Универсальные способы погашения истерики

Что же делать, если не удалось предотвратить истерику, и катастрофа уже в самом разгаре? Ниже представлены советы специалистов о том, как реагировать на истерики ребенка, чтобы максимально быстро их гасить, выходить из них с минимальными потерями для собственной и детской психики.


Если не получилось сдержаться, и вы все-таки накричали или в сердцах ударили малыша, попросите прощения, когда страсти улягутся, объясните, что вы чувствовали, и скажите крохе, что вам очень жаль, что вы не справились со своими эмоциями. Таким образом вы сохраните близость с ребенком, научите его признавать свои ошибки, сожалеть, извиняться.

Многие родители рано или поздно сталкиваются с истериками у детей. Вроде бы вот только он был счастлив, весело играл, а сейчас ребенок закатывает истерику . Чем она вызвана? Чего хочет ребенок?

Что же такое истерика?

Истерика или детские капризы — это особенность поведения ребенка, выраженная в неразумных действиях (с точки зрения взрослых), в необоснованном противодействии окружающим, в стремлении сделать по своему, настоять на своем.

Почему ребенок закатывает истерики ?

Для ребенка крик и слезы – это проверенное средство в борьбе за то, что он хочет. Для него нет слов: потом, скоро. Желание получить что-то сейчас настолько велико, что ребенок не в состоянии понять, почем это нельзя сделать сейчас! И совершенно не важно, что хочет ребенок получить, этого будет достаточно, чтобы закатить истерику. А ведь снова и снова закатывать истерики мы подталкиваем ребенка сами. Вам, скорее всего, знакома такая ситуация, Вы разговариваете с подругой, а ребенок вас зовет, тянет вас за руку. Вы не обращаете на него внимание, но как только кроха начнет реветь, Вы сразу же кидаетесь его успокаивать! Ребенок запоминает, как ему удалось добиться от вас внимания и в следующий раз он поступит точно так же.

Таким образом, капризы могут приобрести вид привычного поведения в общении со взрослыми, особенно с родственниками, как самое эффективное средство достижения своих целей.


Еще одна причина истерик – это неумение крохи справляться со своими эмоциями. Когда Вы отказываете малышу, его это может разозлить, справиться с чувствами он не может, поэтому и впадает в истерику.

Следующая причина – усталость. Задержались в супермаркете, далеко ходили гулять. Вроде бы и время провели с толком, но у ребенка опять слезы. Ребенок плохо переносит изменение режима дня, новые места и незнакомые люди приносят крохе массу переживаний и впечатлений. Поэтому вина за данную истерику полностью лежит на родителях.

Долго ли продлится истерика?

Истерику легче остановить, когда она только начинается, если ребенок уже разошелся, остановить истерику практически невозможно. Если все-таки дошло до этого, держите себя в руках, важно чтобы вы тоже не поддались эмоциям как ребенок. Спокойным, твердым голосом скажите: «Когда ты успокоишься, мы с тобой поговорим, а так я тебя не понимаю» и оставьте ребенка одного. В этом случае:

Во-первых, ребенок поймет, что своими капризами он ничего не добьется;

Во-вторых, без зрителей ему проще будет успокоиться.

Когда ребенок немного успокоиться, родителям главное не допускать ошибок. Ребенка можно взять за ручку, обнять, дать попить, но ни в коем случае не напоминать причины истерики. Ребенок скорее все забудет.

Как избежать?

Для того, чтобы истерики не возникали, относитесь уважительно к возросшим запросам детей! Для преодоления капризности необходимо четко определить причины ее возникновения. Изменить стиль общения с ребенком. Ниже я приведу наиболее распространенные ошибки взрослых:

1) излишняя опека родителей, подавляющая возросшую самостоятельность ребенка. В этом случае возникают «капризы обиженного»;

2) излишнее заласкивание ребенка, потакание всем его прихотям. Возникают «капризы баловня»;

3) отсутствие необходимой опеки, безразличие, как к хорошему, так и к плохому поведению. Сюда так же можно отнести непоследовательные требования со стороны родителей. Возникают «капризы безнадзорного».

Как видите в воспитании должно быть все в меру. Особенно негативное воздействие на кроху оказывают разногласия среди членов семьи в воспитании. Вам с родственниками, которые принимают участие в воспитании ребенка, следует договориться, что можно, а что нельзя делать малышу. Ребенок должен четко понимать, что ему делать нельзя, ни при каких обстоятельствах, и какое наказание за это последует.

Когда Вы что, то запрещаете, Вы должны сами быть уверенны в правильности своего поступка, не испытывать чувства вины. Ребенок сразу чувствует, если Вы сомневаетесь или сожалеете, и усиливает натиск. Быть дружелюбными, но твердыми – лучший стиль поведения! С такими родителями дети скорее соглашаются, у них чаще возникает желание сделать мамам и папам приятное.

Избалованный ребенок? Как перевоспитать читай !

Если Вы все-таки чувствуете, что сами не справитесь с капризами любимого чада, обратите внимание на замечательные тренинги психолога Елены Пятницкой:

Пройдя курс, Вы:
Научитесь быстро распознавать причины непослушания.
Изучите способы предупреждения протестов ребенка.
Научитесь легче понимать своего малыша и значительно улучшите отношения с ним.
Переосмыслите свои воспитательные приемы.
Узнаете о быстрых и эффективных способах предупреждения непослушного поведения ребенка и научитесь их применять;

Что Вы получите от посещения этого тренинга?

Вы поймете, почему ребенок бунтует.
Разберетесь в ситуациях, которые вызывают конфликты, и научиться их предупреждать.
Узнаете, почему ребенок порой «не слышит» родителей.
Научитесь лучше понимать своего малыша и его чувства.
Научитесь управлять своими чувствами и справляться с отрицательными эмоциями при разговоре с ребенком.
Сможете сделать ваше общение с ребенком более доверительным.
Почувствуете уверенность в себе как в родителе.


Всем привет! Вам знакома такая проблема: ребенок закатывает истерики? Какие чувства тогда охватывали Вас? Что Вы делали в подобной ситуации? Какие методы применяли к своему чаду? Слишком много вопросов? Давайте разберемся с ними.

Любая мама или папа сталкивались хоть раз с таким явлением, как истерики у ребёнка. Да и любой взрослый хотя бы однажды наблюдал такую картину, когда малыш громко плачет, стуча ножками, а окружающие пытаются его утихомирить.

Причины истерики могут быть разные: ребёнок просит купить игрушку, не хочет уходить с детской площадки, требует запрещаемый предмет, не желает делиться игрушками и т. д.

Ребенок закатывает истерики: несколько способов остановить истерику у ребёнка

Все деточки разные, и потому к каждому должен быть индивидуальный подход. Постараемся описать некоторые методы, которые могут помочь разрешить эту нелёгкую ситуацию.

У замечательного детского и семейного психолога Екатерины Кес (Бусловой) есть практический он-лайн курс для родителей с детьми от 1 до 7 лет «Справляемся с истериками и капризами на раз-два-три ».

Этот курс для Вас, если:

— Капризы и истерики Вашего ребёнка беспокоят Вас и Вы хотите хорошо разобраться в этом вопросе.
— Вы хотите точно знать, как правильно реагировать на капризы и истерики так, чтобы они ушли из жизни Вашего ребёнка.
— Вам удобно обучаться через интернет, в домашней обстановке.
— Вы готовы меняться сами, чтобы увидеть результат.
— Вы доверяете профессиональному психологу больше, различным статьям и советам из интернета.

Посмотрите видео «Как реагировать на истерики ребёнка?» — Доктор Комаровский:

Какие бы методы Вы не использовали, главное — не оставаться равнодушным! Найдите способ успокоить ребёнка, а потом уже разбирайте ситуацию, объясняйте детям причины Вашего отказа или почему ребёнок вёл себя плохо. Учите детишек выражать свои эмоции правильно!

А как Вы справляетесь с истерикой ребёнка? Пополните копилку советов из своего опыта!

Не забудьте поучаствовать в

В моей практике часто встречаются вопросы про детские истерики. Что делать, когда ребёнок закатывает истерики, почему девочка всё время плачет, как научить ребенка относи тся ко всему спокойнее? Сегодня я попытаюсь ответить всем сразу на наиболее популярные вопросы.

Как успокоить истерику , если она уже случилась?

Когда у ребенка истерика уже случилась, её можно только пережить. Уводим, чтобы успокоиться. В такие моменты у ребёнка возбуждается нервная система и нужно время для торможения. Самое важное, что вы можете сделать в этот момент — побыть с ребёнком наедине, уйти из общественных мест, просто БЫТЬ РЯДОМ.

И пробуйте проговаривать действия и чувства, ребенка и свои. Проговаривать нужно не только во время истерики, другие острые моменты, а и когда все хорошо. Это хорошая профилактика истерик. Ребёнок учится осознавать себя, чувствует вашу поддержку и понимание. Ему очень важно удовлетворение этой потребности — быть хорошим, быть понятым.

Говорить можно, например, так:

  • тебе это не понравилось;
  • тебе так понравилась машинка, что ты очень радуешься;
  • тебе понравился этот мальчик;
  • ты сейчас злишься, поэтому хмуришься или … ты дерешься.

Профилактика истерик

Бывают детки разной чувствительности. Но если спокойный прежде ребенок вдруг стал истерить — ищите причину ! Возможно, вы входите в кризис, или перестали удовлетворяться первичные потребности ребенка в защите и принятии (переезд, появление братика или сестренки, ребенка отдали в детский сад…). Важное значение играют еда и режим. Рассмотрим некоторые провоцирующие истерику моменты.

1. Еда — это важно!

Проверьте ваше меню. Часто такая легкая возбудимость связана с продуктами питания. Иногда это реакция на зерновые, особенно, пшеницу, сладкое. Старайтесь, чтобы питание ребёнка было сбалансировано.

2. Принимаете ли вы чувства ребёнка?

Проговаривание детских чувств, о котором мы говорили выше, помогает ребенку понять себя и почувствовать, что мама его принимает таким, как он есть. Я советую вам послушать 2-й выпуск моих психологических зарисовок , если вы еще не слушали. Это как раз пример того, как истерику можно предотвратить.

Пример
Вопрос: Девочка 2,6 года. Стала невыносимо капризной, хотя такой всегда была, но сейчас особенно. Очень часто плачет, горькими слезами, если в чем-то отказали. После пробуждения утром и днем по полчаса хнычет, ношу на руках, чтоб успокоилась. Как помочь ей стать спокойней, чтобы она меньше рыдала и требовала все через слезы?


Ответ:
Ребенок еще учится переживать , не умеет он это делать. Это те самые слёзы тщетности из теории привязанности Гордана Ньюфолда, замечательного практика, ориентированного на родителей. В его книгах подробно описаны слезы тщетности: что это такое, как мы их выплакиваем с ребенком, и как ребенок адаптируется к тому, что не может произойти, в том числе, если ему отказали.

Здесь бы я подумала про физиологический момент, с чем связано тяжелое пробуждение утром: есть ли аллергия у ребенка, может, что-то его беспокоит, это важно знать. Например, у моего ребенка капризность у младшего была связана с нарушением пищеварения, и пока мы эту проблему не решили, ребенок был очень капризный.

3. Смена обстановки, утрата чувства безопасности

Дети консервативны. Они привыкают к установленному порядку и любое отклонение от него ощущают как угрозу собственной безопасности. Что это может быть? Рождается , семья переезжает в другой город, мама выходит на работу, а ребёнка отдают в детский сад. Если мама вынуждена уйти — возле ребёнка обязательно должен оставаться значимый для него, любимый взрослый.

Рассмотрим пример.

Вопрос : Дочке два с половиной года. На улице-очень любит находиться с другими детьми, мама особо не нужна. Подскажите, пожалуйста, почему она не хочет ходить в садик? Истерика начинается при входе в группу.

Ответ : 2,5 года это еще очень мало. В этом возрасте самое важное в детском саду не сверстники, а воспитатель. Какие у нее отношения с воспитателем? Привязан ли ребенок к нему? Самое главное — наладить связь с воспитателем. Ребенку сложно оставаться в коллективе без мамы, ему ещё нужно сопровождение взрослого. Когда мама уходит, то её заменяет воспитатель. То есть мама как бы передает дочку другому взрослому, а не в группу детей. Слёзы — это совершенно нормальная реакция в 2,5 года при входе в группу. Чем-то ей там плохо. Она себя чувствует неуверенно, что-то не нравится.

4. Кризис 3-х лет

Кризисы — это признаки развития, перехода психики ребёнка в качественно новое состояние. Их не надо бояться, но надо быть готовым к учащению истерик или агрессии в эти периоды. И постарайтесь помочь ребёнку эти моменты пережить, окружив его пониманием.

Кризис трёх лет — это переход ребёнка к самостоятельности, возраст непослушания. Отстаивания своего Я. И он истерит или дерётся, щиплется, если отстоять себя иначе не получается.

Вопросы:

1. Дочке 3 года. Когда она боится, переживает или просто обеспокоена (находится в новом месте, читает в книге напряженную сцену и т.д.), то постоянно щипает себя или родителей. За шею и на сгибе локтя. В 2 года было то же самое, но потом прошло, а сейчас с новой силой. Не может сидеть спокойно, даже если просто радуется, подбегает и щипает родителей или просто пальцами проводит в семье локтя. Очень беспокоит этот момент.

2. Все та же дочка, очень сложно реагирует на ситуации, когда что-то идёт не по её сценарию. Раньше списывала на возраст, но прошёл уже год и адаптации не происходит. Увидела, что братик играет в ниточку, дайте мне такую же. Увидела на площадке новую игрушку, хочу такую же. Хочет чай, если мама моментально не встала — истерика . Кидается на пол, кричит. Иногда проявляет агрессию, вталкивается, бросается игрушкой, если с ней делаться. Не знаем, как донести социально приемлемое поведение.

Ответ: Хороший вопрос для такого возраста. Здесь есть два основных момента.

Во-первых, родился младший братик, когда ребенок был в кризисе. Девочке было сложно прожить благоприятно этот период, наложилась ревность. Вероятно, это повлияло на то, что адаптация затянулась на год.

Второй момент: 3 года — это еще очень мало, чтобы уметь регулировать себя. Я всех мам деток 2-3 лет предупреждаю, что до 5 лет у вас один ребенок, а после 5 лет наступает другой период. И ещё раз все изменится после кризиса 7 лет. Если у вас есть дети школьники — вы меня поймёте.

В 3 года нормально бояться новых мест, напряженных сцен в книгах, мультиках или в жизни, и переживать из-за этого. Когда ребенок щиплет себя, он помогает себе пережить напряженные ситуации.

Нужно понимать, что у дошкольника психика только формируется и ребенок в этом возрасте переживает все через тело . Это можно увидеть, когда ребенок сначала дерется, а потом сообщает, что злится. Чтобы перейти на на вербальный уровень, ребенку нужно время. Я предлагаю в минуты переживания давать больше контакта: обнимать, причем довольно сильно, плотно, чтобы она чувствовала телесность, и обязательно говорить такие слова: я с тобой, мы вместе, мы это переживем. Это по первому вопросу.

Напрямую запрещать щипаться не нужно, иначе вы закрепите это поведение . Советую поработать с этим «в обход». Всегда озвучиваем чувства переживания дочки: «Ты так переживаешь сильно, так испугалась, что даже щипаешь меня (или себя)», то есть описываем действия ребенка.

И обогащаем среду развития : игра, рисование, лепка, подвижные игры и занятия, потому, что ничто так не развивает ребенка и его ощущение себя, своего я, инициативности, . Вы знаете, я очень глубоко занимаюсь игровой деятельностью и вижу как расцветает ребёнок, когда мама начинает с ним увлечённо играть, то есть говорить на его языке. Это помогает легче пережить кризис трех лет, выйти из многих невротических состояний.

Это касается и второго вопроса. Дочка пока опирается не на себя, а на поле, которое её окружает. Как будто бы она не знает своих желаний, не понимает себя. Увидела, что братик играет с ниточкой, дайте мне такую же, увидела ложку, хочу такую же. Мама не встала, истерика. Это про двухлетку, скорее всего. Агрессия нормальна в этом возрасте. Ребёнок начинает — Мама подхватывает.

Истерики, капризы, злость ребёнка очень чувствительны для мамы. Как же иначе? Она изо всех сил хочет быть хорошей, самой лучшей, а тут…

Во-первых, важно понимать, что происходит и почему.

Вопрос: Моему сыну Олегу 2,4 г. Очень активный малыш, сорвиголова. Проблема, что часто сердится и бьет меня и папу. Говорим, что так делать нельзя, держим руку. Я сама иногда срываюсь на ребёнка , когда уже не могу сдерживаться. У меня ощущение того, что он не понимает, что нам больно, и его забавляет это. В детской группе тоже может стукнуть ребенка, при этом знает, что это плохо.

Ответ: Конечно, в этом возрасте дети дерутся, агрессируют, очень сильно сердятся и сразу бьют. Связано это с тем, что ребенок переживает еще очень сильно все телесно, не может сказать словами, что чувствует. И у меня двое таких детей было: старший кусался, младший дрался. Связано также и с незрелостью головного мозга, с тем, что плохо себя понимает, что не умеет переживать фрустрацию, не умеет сказать об этом.

Частая ошибка взрослых в том, что им кажется: достаточно и ребёнок исправится. Нет, этого не достаточно. Здесь нужно проговаривание ситуации, действий ребенка, чувств и собственных чувств и действий. Это очень важно для будущего. Важно отделять намерения ребенка от его действий. Результат наступает не сразу, но такое проговаривание помогает созревать мозгу, помогает образовываться нервным связям: ребенок научается не бить, он переводит свой индекс телесности на вербализацию. У кого есть сложности с агрессией и злостью, предлагаю пройти тренинг .

Во-вторых, нужно поработать со своими собственными срывами родителям, потому, что если еще и мы срываемся, то получается мы со своей взрослой позиции съезжаем в свою детскую позицию и ребенку уже ничем не можем помочь, нам бы кто помог в этой ситуации.

Если мама злится и агрессивно реагирует, то здесь надо маме поработать с этим, маме укрепиться. Я думаю еще, что мама злится, потому, что не знает, что происходит и на собственное бессилие реагирует злостью и агрессией.

Или мама очень устала и перегружена, тогда надо пересмотреть