Урок технологии "Как согнуть картон по кривой линии?". Конспект урока по технологии "сгибание и складывание бумаги в технике оригами" Оклеивание картона бумагой

Сгибание и складывание бумаги

Возраст: 7 лет

Цель: формирование навыков сгибания и складывания бумаги

Личностные:

    осознают значимость изучаемой темы

    развитие эмоциально-эстетических чувств

Метапредметные.

регулятивные :

    учить анализировать, обобщать, делать выводы;

    воспитание уважительного отношения между членами коллектива.

    учить работать самостоятельно, аккуратно

познавательные :

    познакомить с техникой сгибания и складывания;

    анализировать информацию полученную на занятии

коммуникативные :

    излагать свое мнение в диалоге,

    соблюдают уважительное отношение к другим участникам беседы

    умеют применять новые термины

Предметные:

    учить технике сгибания и складывания бумаги

    учить экономно использовать материал

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма занятия: фронтальная форма обучения

Педагогические технологии занятия: беседа, проблемное обучение.

Материалы и оборудование для педагога: бумага А-4, картон А-4

Материалы и оборудование для детей: бумага А-5, картон А-5

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Орг. момент

Каждому обучающемуся выдаю писчую бумагу А-5, картон А-5

Переводят внимание на педагога.

Анализ образца

Демонстрирую образцы сгиба на писчей бумаге А-5 и картоне А-5, согнутых ровно пополам.

Посмотрите какие ровные сгибы, края бумаги ровно сходятся друг с другом при складывании.

И задаю вопрос: Ребята как добиться такого результата, чтобы сгибы были ровные и стороны листа одинаковые?

Предлагают свои версии:

Сложить пополам

Давайте попробуем.

Сложите пополам листок и картон

Выполняют задание.

Кто-то сгибает в воздухе, кто-то сгибает на столе, но сложив бумагу обе части чуть-чуть расходятся в разные стороны.

При сгибании картона у некоторых возникают трудности: не получается ровный сгиб.

Формулировка проблемы

Какая проблема возникла у вас при выполнении задания?

Что вам предстоит выяснить?

Картон сгибать сложнее не хватает сил, и не хватает опыта в складывании бумаги.

– почему сгиб с заломами?

Потому что картон толстый, при сгибании получаются заломы,

Не хватает знания и опыта в складывании писчей бумаги.

Гипотеза

Как вы думаете, что надо сделать, чтобы найти ответы на наши вопросы.

Предлагают свои версии

Попробовать разными способами:

Прижать линейкой, продавить.

Сложить писчую бумагу на столе совмещая противоположные стороны бумаги и прогладить линию сгиба.

А если на картоне выполнить линию способом продавливания, то что произойдет с картоном при сгибании?

Картон согнется в продавленном месте.

Правильно, давайте попробуем

Демонстрирую на доске складывание писчей бумаги А-4 пополам.

Демонстрирую на доске складывание картона А-4

С помощью линейки и карандаша сильным нажатием на карандаш выполняют продавливание картона.

И сгибают по продавленной линии.

Подведение итогов

Теперь ребята, сделаем вывод по проделанной работе.

Как вы думаете мы нашли ответы на наши вопросы?

А чему вы еще сегодня научились?

Как вы думаете, где вам может пригодиться знание сгибания бумаги?

Продавливанием сгибать картон легче и ровнее.

Складывать бумагу надо на столе совмещая противоположные стороны бумаги и проглаживать линию сгиба.

Выполняя работы в технике оригами.

Если Вы уже давно изготавливаете открытки, то этот мини мастер-класс Вас вряд ли заинтересует. А для новичков, надеюсь, данная информация окажется полезной.

Для начала немного болтовни...

Итак, Вы решили сделать открытку. На мой взгляд 50% (ну как минимум) красоты и успеха будущей поделки зависит от материала. Во-первых, Вы тратите своё время, прилагаете усилия, фантазируете, продумывая дизайн, чтобы получить прекрасный результат, или надеетесь на это, а если исходно взятый материал не качественен, то всё выше перечисленное будет напрасно. Во-вторых, если Вы раньше никогда не делали открыток, то вначале не нужно хвататься за сложное, а в простом, именно материалы придадут работе выигрышность.

Варианты:

1. Самый простой и незамороченный способ заполучить основу для открытки - купить готовую, из специально предназначенного для этих целей картона. Причем, продаются и наборы уже с подобранными по цветовой гамме детальками, с разнообразными скраповыми мелочами и конвертом впридачу!

2. Пойти в первый же магазин для художников и купить там бумагу, например, для пастели, формата А4. из такого листа получится одна большая открытка или две маленькие.

Лучше не брать для основы картон из наборов для детского творчества (его можно использовать, но для каких-то деталей), т.к. обычно он односторонний, т.е. внутренняя сторона открытки потребует обязательной доработки, это неудобно, лишние затраты времени и сил, короче - морока.
Прекрасно подойдет двухсторонняя бумага плотностью от 160 гр/м2, для сравнения - обычная бумага для принтера - 80 гр/м2.

3. В магазинах с направленностью "всё для творчества" или в специализирующихся на продаже бумаги фирмах (их можно найти в любом городском электронном справочнике) можно приобрести дизайнерский картон. Как правило, это листы размером 70х100 см. Но их нужно ещё умудриться привезти и не помять, потом ещё и нарезать! Я заказывала нарезку и бигование сразу нескольких листов в типографии... Кстати, это тоже способ получить сразу большое количество основ для открыток.

4. Ну если Вы, всё же приобрели лист дизайнерского картона (формата А4, А3 и больше) или простой бумаги, и твёрдо намерены всё сделать самостоятельно, предлагаю обзорный мастер-класс.
Вам может понадобиться, то на чем можно резать, не опасаясь повредить поверхность стола - специальный коврик. Большой площади или поменьше, они также бывают из жесткого материала или более мягкого. Смотрим фото.

Ещё понадобится инструмент для резки, например, обычный макетный нож или более продвинутая модель - нож для художественных работ, можно также использовать дисковые ножи (подходят те что и для ткани и для работ в стиле печворка). А для бигования (биговка -процесс нанесения прямолинейных углублений - бигов) подходит инструмент для тиснения.

Заменить инструмент для тиснения можно обычной вязальной спицей, или пустым стержнем от шариковой ручки. Но мне больше нравиться пользоваться инструментом, это удобно. Так же, знаю есть вариант, когда ножом слегка проводят по поверхности картона, рассекая верхний слой, что тоже позволяет легче сделать сгиб, но тут если перестараетесь, можно и дырку прорезать:))) Не применяю этот способ, ИМХО, работа, как бы сказать... теряет в прочности, особенно если таких сгибов будет много.

Можно воспользоваться для изготовления основы резаком для бумаги. Полезная в хозяйстве вещь:))
Бывают гильотинные, очень острые, легко режут плотный картон. С дисковым ножом, не пробовала, но по отзывам, тоже отличные.


И ещё такая модель:

У меня на формат А5 (3-е фото), тоже режет плотный картон, ножи сменные, для бигования удобный желобок и продается также сменная насадка.

Для нарезки картона используете любой из этих инструментов.

Основа для открытки готова. Можно творить дальше;)


Скажите, как аккуратно согнуть картон на открытку?
У меня получается неаккуратный сгиб с заломами...

Есть несколько способов как сделать красивый сгиб (биговку):
1. Самый простой и экономичный: отмечаете середину листа (или то место, где должен быть сгиб), прикладываете линейку, проводите линию непишущей ручкой, шилом или спицей. Делать это лучше на специальном макетном коврике (можно попробовать подложить гофрокартон), чтобы линия не просто обозначилась, но и слегка продавилась. Складываете лист, по линии сгиба проглаживаете, например, пластиковой линейкой. Если бумага плотная и складывается не очень хорошо, можно на некоторое время положить под пресс (стопочку книг).
2. Использовать резак со специальным лезвием для биговки. Я пользуюсь резаком Fiskars "Nouveau Portable Trimmer 12inch" и к нему купила сменные лезвия (оранжевое - для резки, черное - для биговки).

3. Существует инструмент для создания сгибов - специальная костяная палочка, которой можно и проводить линию сгиба, и проглаживать для лучшей фиксации сгиба. Ею можно пользоваться как под линейку, так с резаком: просто с нажимом проводите линию по лунке, по которой идет лезвие. Видео по использованию этой полочки можно посмотреть .

4. Ну и самый приятный вариант - доска для создания сгибов. На ней уже есть разметка и палочка для биговки. Очень удобно и быстро! К тому же, можно делать сразу несколько сгибов (если это нужно для вашего проекта).


На ютубе есть много видео с примерами использования этого инструмента. Вы можете посмотреть их пройдя по ссылке . Видео по сравнению досок для биговки - Martha Stewart Score Board и Scor-Pal.

Если для основы вы используете плотный и толстый картон, то простая биговка вам не очень поможет. В таком случае, линию сгиба лучше немного надрезать - острием ножниц или канцелярского ножа.
В общем, экспериментируйте с бумагой для основы - разная по качеству, по плотности, она по-разному ведет себя на сгибах.

Вопрос от Lepesto4ex
В каких случая уместно обработать край бумаги ножницами или специальной штучкой от Тима Хольца.
И после обработки, обязательно ли делать декоративную строчку?

Край обрабатывается в том случае, если Вы хотите создать эффект потертости, состаренности. Чаще всего этот прием используют в работах в стиле винтаж, шебби-шик, херитаж. А в стиле Clean and Simple, в детских работах, это будет, пожалуй, лишним.
Декоративная строчка, конечно, не обязательна, но она придает работе особый шарм, и чаще смотрится более выигрышно. Хотя, например, известная польская мастерица Nimucha не всегда использует строчку в работах с состаренным краем. В таком случае, открытка кажется более легкой, не утяжеленной.

Тема: Как согнуть картон по кривой линии?

Цель: учить сгибать картон по кривой линии.

Задачи:

Познавательные:

    учить выполнять биговку;

    подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор;

    выполнять анализ образцов изделий;

    самостоятельно изготавливать детали по шаблону;

    выполнять симметричное вырезывание;

    аккуратно наклеивать детали на основу.

Развивающие:

    развить внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику кисти рук.

Воспитательные:

    воспитывать эстетический вкус, аккуратность.

Оборудование: картон, клей, гуашь, карандаш, ножницы, кисточка для клея, образец изделия, презентация.

Ход урока

I . Организационный момент.

1. Создание эмоционального настроя. (Слайд 2)

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы сейчас, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

2. Проверка готовности рабочих мест. (Слайд 3)

Какие инструменты понадобятся для работы?

II . Актуализация знаний.

Ребята, давайте вместе с вами вспомним, что вы знаете о картоне.

Чем картон отличается от бумаги? (Слайд 4)

Где он используется?

Что такое биговка?

Как правильно выполнить биговку?

III . Постановка темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем учиться сгибать картон по кривой линии. Послушайте внимательно загадку. (Слайд 5)

И не рыба, и не зверь.
В сказке он живет, поверь.
Весь в чешуйках до хвоста,
И тройная голова. (Дракон.)

Как зовут дракона в русских народных сказках?

А были ли драконы на самом деле? Рассмотрите рисунки на слайде. Это яще­ры, которые жили в глубокой древности. (Слайд 6)

Похожи ли эти животные на сказочных драконов?

Итак, сегодня изготовим Змея Горыныча, закрепим приём биговки, умение выполнять симметричное вырезание, разметку по шаблону.

Физминутка. (Слайд 7)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

IV . Работа над темой урока.

1. Анализ образца. (Слайд 8)

Внимательно рассмотри изделие.

- Какая конструкция у изделия?

Сколько дета­лей?

Какой формы?

Из каких материалов изготовлено изделие?

Можно ли использовать другие материалы, например, бумагу? Почему?

Как можно разметить детали?

Можно ли назвать эти детали симметричными? Как это проверить?

Как лучше отделить детали от заготовки?

Как можно соединить детали?

Где можно применить данное изделие?

- Какие правила нужно соблюдать при работе с ножницами, клеем? Давайте их повторим.

2. Беседа о технике безопасности.

Правила работы с ножницами. (Слайд 9)

Хранить ножницы в определенном месте в закрытом виде.

Передавать ножницы в закрытом виде кольцами вперед.

Резать сидя, не размахивая ножницами, не ронять их,следить за пальцами.

По прямой линии резать серединой лезвия, смотреть на конец ножниц, направляя их вдоль линии.

При резании по кривой линии смотреть на место разреза, плавно поворачивая рукой бумагу .

Правила работы с клеем. (Слайд 10)

- Под каждую деталь, на которую наносишь клей, обязательно подложи сухой лист бумаги, тогда можно работать, не боясь испачкать стол.

Клей нужно брать кистью или выдавливать его из тюбика понемногу.

Равномерно наноси клей на заготовку от середины к краям.

Нельзя пробовать клей на вкус, при попадании клея на кожу рук, лица, особенно глаза надо немедленно промыть их большим количеством воды.

3. Тренировочное упражнение на получение криволинейно­го сгиба. (Слайд 11)

1. Возьми полоску картона.

2. Вырежи любой треугольник.

3. Попробуй выполнить биговку прямой и вол­нистой линиями.

4. Сложи детали по линиям биговки.

Сравни приёмы получения прямолинейного и криволинейного сгибов.

Можно ли сгибать картон по кривой линии?

Какой приём помогает делать линии сгиба ровными и акку­ратными?

4. Планирование практической работы .

Составление собственного плана, сравнение его с данным учителем.

С чего начнёте работу?

Что сделаете потом?

Сравните собственный план с планом на слайде:

План работы. (Слайд 12)

1. Изготовь детали.

2. Выполни надрезы (клюв) и сгибание.

3. Собери изделие.

4. Выполни отделку изделия.

В какой части работы можно проявить творчество и сделать что - либо по своему?

5. Творческая практическая деятельность.

Приготовьте рабочее место, подберите необходимые инструменты и материалы. Что берете правой рукой, расположите справа от себя, что берете левой рукой- слева.

Бережно относитесь к инструменту, экономно расходуйте материал. (Учитель контролирует правильность выполнения разметки деталей по шаблонам, изготовление деталей, сборку изделия, аккуратность выполнения работы.)

6. Уборка рабочих мест.

Уберите рабочее место, уложите аккуратно инструмент и материал.

V . Рефлексия. Выставка работ.

Какую цель мы ставили в начале урока?

Удалось ли нам её достигнуть?

VI . Итог.

Предлагаю устроить выставку поделок и оценить готовые изделия по критериям:

Качество исполнения;

Оригинальность.