Популярными и востребованными являются модели. Разделение мировых модельных рынков. Какую роль играет агентство для модели

Мы решили собрать в одной подборке 30 самых знаменитых моделей за более чем 150 лет существования модельной профессии в привычном нам понимании!

Дениза Пуаре

Супруга знаменитого кутюрье Поля Пуаре была не просто женой своего мужа, но и настоящей музой. Дениза принимала активное и самое что ни на есть непосредственное участие в деятельности дома моды Пуаре, выступая в качестве модели. Ее образы копировали все модницы Парижа, а в 1910-х годах Дениза Пуаре вошла в историю как первая модель, участвовавшая в дефиле.

Твигги

Fotodom / Rex Features

Популярное

Твигги стала суперзвездой благодаря случаю — ее знаменитая стрижка была результатом эксперимента популярного в 60-х лондонского парикмахера. Фотографии Твигги из его портфолио случайно увидела журналистка Daily Express, и этот момент изменил жизнь юной британки — обложки Vogue и Tatler, звание« Лица года», выпуск Барби-Твигги, съемки в кино, два« Золотых глобуса» и, конечно же, звание иконы стиля.

Верушка

Fotodom / Rex Features

Потомственная аристократка Вера фон Лендорф-Штайнорт не желала проводить жизнь на скучных светских раутах, поэтому переехала в Нью-Йорк и сменила длинное имя на лаконичное Верушка. Длинноногая красавица с инопланетной внешностью моментально стала звездой. Кроме модельного поприща Верушка подвизалась на киноплощадке(среди прочих фильмов она снималась в культовом« Фотоувеличении») и в искусстве, приняв участие в одном из перфомансов Сальвадора Дали.

Джерри Холл

Fotodom / Rex Features

В 70-х Джерри Холл снялась полностью обнаженной в скандально знаменитой рекламе духов Opium от Yves Saint Laurent, вскружила головы всем рок-звездам и вышла замуж за Мика Джаггера.

Ясмин Ле Бон

Fotodom / Rex Features

Ясмин стала восходящей звездой модельного бизнеса еще под девичьей фамилией Парване и благодаря профессии нашла любовь всей жизни — вокалист Duran Duran влюбился в будущую жену, увидев ее на обложке модного журнала.

Эль Макферсон

Трудно представить, но в юности Эль Макферсон мечтала стать… юристом! Но миру повезло, и красавица блондинка стала одной из первых супермоделей. «Официальное» прозвище Эль — «Тело». Почему? Достаточно посмотреть на знаменитые пять обложек Sports Illustrated — чаще Макферсон там не появлялся никто из звезд модельного бизнеса.

Иман

Fotodom / Rex Features

Модельному пути Иман позавидует любая начинающая звезда подиума — она была музой Сен-Лорана, а поработать с ней считали за честь такие гуру фотографии, как Ричард Аведон, Хельмут Ньютон и Энни Лейбовиц.

Тайра Бэнкс

Fotodom / Rex Features

Сегодня Тайра Бэнкс больше известна своим странным поведением и скандалами, но в 90-е она была частью эпохи топ-моделей. Все победы Тайры невозможно перечислить в одном предложении — в первом сезоне в качестве модели она вышла на подиум в 25(!) шоу, затем стала первым темнокожим« ангелом» Victoria’s Secret и на обложках GQ и Sports Illustrated.

Наоми Кэмпбелл

Fotodom / Rex Features

Когда-то« черная пантера» покоряла мир моды вместо того, чтобы бросаться телефонами в нерадивых помощниц, и покоряла более чем успешно: Кэмпбелл — одна из немногих супермоделей 90-х, которые до сих пор принимают участие в показах Недель моды.

Кристи Тарлингтон

Кристи Тарлингтон — «топ» во всем. Среди ее достижений — съемки для более чем 500 обложек журналов, миллионный контракт с Maybelline и статус самого успешного лица Calvin Klein за всю историю существования бренда.

Синди Кроуфорд

Синди планировала реализоваться в ядерной физике, но собранное ради любопытства портфолио решило ее судьбу, сделав звездой модельного бизнеса. Сегодня в роли моделей себя пробуют уже дети Синди — сын Пресли и дочь Кайя, с лихвой перенявшие красоту матери.

Кейт Мосс

Fotodom / Rex Features

Кейт уникальна во всем — нестандартная внешность и небольшой рост(170 см) совсем не помешали ей стать суперзвездой модельного бизнеса. Скандал 2005 года, связанный с фотографиями папарацци, на которых Кейт употребляла кокаин, стоил бы карьеры любой другой модели, вне зависимости от степени звездности, но только не Мосс — она отправилась в рехаб и уже через два года триумфально вернулась в бизнес.

Линда Евангелиста

Fotodom / Rex Features

Линда обзавелась в 80-х говорящим прозвищем« Хамелеон», которое получила благодаря удивительной способности меняться. Профессионализм и красота Евангелисты сделали ее музой Карла Лагерфельда и Джанни Версаче.

Хелена Кристенсен

Fotodom / Rex Features

Кристенсен с детства знала, кем хочет быть, и шла к цели направленно — в 19 лет Хелена завоевала титул« Мисс Дания», а в 1990-х вошла в когорту супермоделей и в число муз Джанни Версаче.

Клаудия Шиффер

Клаудия Шиффер получила звание« Брижит Бардо от моды» — роскошная блондинка долгое время являлась воплощением грез мужчин всего мира, представляя такие бренды, как L’Oréal, Guess, Opel, и попеременно снимаясь для обложек Rolling Stones и Vanity Fair.

Стелла Теннант

Еще одна аристократка в нашем списке, Стелла стала первой топ-моделью с внешностью унисекс, способной представлять как женские, так и мужские коллекции. Сегодня она гордо носит звание музы Дома Chanel.

Надя Ауэрман

Fotodom / Rex Features

Платиновая блондинка с бесконечными ногами(к слову, эти самые знаменитые ноги даже попали в Книгу рекордов Гиннесса как самые длинные в мире!) побывала на всех возможных обложках журналов и показах, заслужив звание современной Марлен Дитрих.

Ева Герцигова

Переломным моментом в карьере Евы стала рекламная кампания Wonderbra — на снимках Герцигова позировала в нижнем белье, а кадр сопровождала надпись« Смотри мне в глаза, я сказала — в глаза!». Представители бренда были вынуждены отозвать кампанию с рекламных щитов на дорогах, поскольку она стала причиной заметного увеличения числа ДТП. Сегодня Ева активно снимается в кино и считается одной из лучших моделей-актрис.

Кармен Касс

Эстонка Кармен — одна из любимых моделей Анны Винтур, чье расположение заслужить очень и очень нелегко. А карьера Касс началась с кастинга Chanel. Кстати, Кармен Касс не только красавица, но и умница — топ-модель возглавляла Шахматную федерацию Эстонии!

Аня Рубик

Польская модель Аня Рубик стала одной из самых знаменитых подиумных моделей — девушка принимала участие в показах самых известных домов моды. Целых три года, с 2009-го по 2011-й, Аня участвовала в шоу Victoria’s Secret, а в 2011-м появилась в провокационном календаре Pirelli.

Жизель Бундхен

Fotodom / Rex Features

Ты удивишься, но когда-то Жизель пришлось немало времени обивать пороги всевозможных кастингов — будущей супермодели отказывали в работе из-за ее знаменитого носа! Но Бундхен не отчаивалась и сумела сломать систему — после участия в шоу Александра МакКуина, во время которого бесстрашная Жизель дефилировала по мокрому полу на пугающе огромных каблуках, на бразильянку буквально посыпались предложения. Жизель установила настоящий модельный рекорд и стала сенсацией мира моды, оказавшись на 10 обложках Vogue всего за четыре года! В 2009 году Бундхен возглавила список самых высокооплачиваемых моделей мира.

Дарья Вербова

Дарья стала звездой благодаря не только трудолюбию, но и своей нестандартной внешности — именно необычное и притягательное лицо обеспечило Вербовой статус лица Prada, после чего модельная карьера девушки пошла в гору, принеся ей статус« Модели № 1» по мнению New York Times.

Карли Клосс

Fotodom / Rex Features

Карьера Карли началась в 16 лет — и как началась! Юная модель в свой первый сезон в 2008 году вышла на подиум в 64(!) шоу, после чего стала музой эпатажного Джона Гальяно и «ангелом» Victoria’s Secret.

Fotodom / Rex Features

Рыжеволосая красавица Коко вписала свое имя в историю моды, открыв один из показов Jean-Paul Gaultier исполнением традиционного ирландского танца. Интересный факт: у Роша есть русские корни, которыми девушка очень гордится!

Покорительницы мировых подиумов… Однако перед этим проводится не один кастинг девушек. А это не так уж и просто, как кажется на первый взгляд. Тем, кому хочется связать свою жизнь с модельным бизнесом, необходимо соответствовать определённым параметрам. Рассмотрим подробнее.

Внешность модельная - какой она должна быть?

С чего начать? Само собой, внешность модельная - это в первую очередь высокий рост, худощавая конституция тела. Кроме того, образ должен быть целостным, универсальным. То есть внешность модельная должна сопровождаться определённой харизмой, изюминкой.

Рост и вес особо важны для девушки на подиуме. Для съёмки фотомодели в различных журналах, каталогах и рекламных кампаниях намного важнее внешние параметры лица.

В принципе, самые главные критерии в этом плане практически для всех девушек - ухоженные красивые волосы, безупречная улыбка, натуральные брови. Будущая модель следить за своей фигурой обязана ещё с самого раннего возраста. Лишние жировые отложения ни в коем случае не нужны. Немалой заботы требует также и кожа. Даже самые незначительные недостатки будут видны под яркими софитами. Естественно, на показах с моделями работают профессиональные имиджмейкеры, визажисты, стилисты. Они способны преобразить внешность девушки. Потому типажи модельной внешности и имеют некую схожесть. Лицо не должно отвлекать зрителя от самой одежды. Однако при этом необходимо, и чтобы смотрелось оно с ней целостным образом.

Лицо

Внешность модельная имеет чёткие требования, касающиеся отбора девушек. Именно по ним и определяется их перспективность в данной сфере. Эталон красоты регулярно менялся, начиная с пятидесятых годов. На сегодняшний день существуют конкретные стандарты модельной внешности.

К примеру, лицо должно быть без каких-либо изъянов, симметричным. модели, как правило, полные. Глаза - большие, выразительные. Скулы - высокие. Нос - аккуратный, прямой. Конечно же, даже у самых красивых моделей досконально идеальными быть не могут. Однако, чем ближе к стандарту - тем больше шансов добиться успеха.

Рост, объёмы, пропорции

Следующий этап, которым встречает любой кастинг девушек, заключается «в цифрах». Рост манекенщицы должен составлять 174-181 сантиметр. Хотя в азиатских странах требования намного проще. Модели достаточно 170-172 сантиметров роста. Существуют, впрочем, и исключения. К примеру, Кейт Мосс - невероятно знаменита при росте 168 сантиметров. Для фотомодели также подойдёт рост 168-175 сантиметров.

Важна также и стройность девушки. Стандартом принято считать 90/60/90. То есть грудь, талия и бёдра. Ключевой параметр - именно последний. Для европейских подиумов объём бёдер не должен превышать 90 сантиметров. В Азии - допустимо 94 сантиметра.

Если лишние килограммы на необходимые параметры не влияют, значит, и особой роли они не играют. Однако, если на теле заметна утолщённая жировая прослойка, необходимо предпринимать какие-то меры. Кроме того, очень важно, чтобы все части тела были пропорциональны между собой, гармонично друг с другом сочетаясь.

Возраст

Начинать карьеру модели лучше всего в 14-17 лет. Однако, если ваши параметры совпадают со всеми вышеперечисленными, можно попробовать себя в этом деле и в 20-22 года. Заканчивается карьера модели чаще всего в 25-28 лет. Однако это не считается правилом. Это просто статистические данные. Самое главное то, как визуально смотрится модель. Для того чтобы продлить свою карьеру, необходимо вести здоровый образ жизни. То есть ухаживать за собой, правильно питаться, заниматься спортом. Хотя немало факторов зависит ещё и от наследственности.

Так ли уж это легко?

И напоследок. Не забывайте о том, что модельная внешность девушки - это ещё далеко не всё, что необходимо для данной профессии. Хорошо подумайте о том, как трудно проходить этот путь. Добиваться поставленных целей не так-то легко. Нужно очень многое пройти, прежде чем вы получите такой желанный для вас статус знаменитой модели.

Одним словом, данный бизнес - это огромный труд. Казалось бы, на первый взгляд, эта работа является очень простой и весёлой. На самом же деле это ежедневные изнурительные поставленные задачи. Начинающих моделей немало, и конкуренция очень высока. Поэтому, чтобы стать знаменитой, чтобы ваше имя было узнаваемым, необходимо регулярно принимать участие в различных кастингах, соглашаться даже на небольшие гонорары за контракты, в общем, практически на всю предложенную вам работу. И если даже за день придётся объезжать десятки студий, находящихся в разных уголках города, вставая в 5 утра и возвращаясь в 2 часа ночи, свою усталость или плохое настроение показывать ни в коем случае нельзя.

Итак, взвесьте все за и против, прежде чем принять решение стать моделью. Подумайте о том, что вам необходимо всегда будет идеально выглядеть, независимо от каких-либо обстоятельств. Если вы к этому готовы, а ваша внешность соответствует всем вышеуказанным критериям - добро пожаловать в модельный бизнес!

Все мы разные.
И это касается рынков модельного бизнеса в первую непосредственно.
Разные страны, разные уголки мира, разные люди, разные культуры, разная экономика…да много чего!

Попробую объяснить, какие существуют рынки для продвижения по карьерной лестнице.
Они разделяются по географическому принципу, по развитости и по требованным типажам.

Итак, рынок №1 (в буквальном смысле) – это Америка. Во главе – мегаполис Нью-Йорк. Он и является источником и эпицентром всей модной индустрии. Попадете туда работать – считайте, что карьера удалась. Хоть на американском рынке и очень большая конкуренция, это совершенно не мешает развиваться. Много кастингов, заказчиков, важных людей из мира моды, дизайнеров, работы, высокая оплата. В общем, не пропадете. Но работать придется на измор. В большинстве случаев американцам нужны коммерческие или классические лица.

Второй рынок – Азия. Пожалуй, самый популярный. Отличная «взлетная полоса». Обычно все ездят впервые именно на азиатский рынок. Азиаты, как правило, не так сильно обращают внимания на опыт, стаж и бук. Попасть туда, следовательно, не сложно
Конкуренция маленькая. В Азии можно обзавестись хорошим опытом. Влиться в ритм, заработать денег (не так много, как в Америке, но все же достаточно). Не факт, что будет много работы – это уж как повезет.Важно наличие красивых ярких фото в буке. Чем больше съемок - тем больше шанс получить много работы. Сейчас в Азии идет тенденция на европейский типаж. С маленьким ростом (170-174) попасть в Азию в десятки раз легче, чему куда-либо еще.
Отличается среди азиатского рынка Гонг-Конг. Это очень развитый рынок, который стоит наряду с Америкой, Францией и Италией. Туда требования выше, чем в остальные страны Азии.

Дальше на очереди - Европа. Этот рынок делится внутри себя на сильные и средние по развитию индустрии страны. Сильными в Европе считаются Италия и Франция. Более слабые рынки – Испания, Греция, Германия и т.д. Вся индустрия высокой моды в Европе сосредоточена в двух странах, куда большинство и грезит попасть. На самом деле это не сложно, гораздо сложнее получить там работы. Во Франции и Италии очень жесткая конкуренция, большие требования к профессионализму, опыту, портфолио и параметрам модели. Если в Азии допустимы поблажки касательно роста, объема бедер и талии, то тут – категорически нет. Во Франции востребован типаж strong face или strange look. Эти девушки подойдут для высокой моды, показов. Значит, обязательным есть высокий рост и худоба. В Италии требования немного отличаются. Помимо вышесказанного у девушки должны быть хоть какие-то формы и искра в глазах (как у экспрессивных и эмоциональных итальянок).


Отдельные рынки – это Турция, Ливан и Индия. Они не считаются одним рынком, но все 3 страны имеют сходства. Туда берут девушек постарше (от 18 лет, как правило). Опыт работы не так уж важен. Это не развитые рынки (хоть Индия начинает стремительно развиваться и выходить из этой череды). Туда ездят девушки, которые просто хотят заработать денег, или пришли в этот бизнес слишком поздно. Но бывают и исключения. К примеру, в Ливан можно ехать на месяц, во все другие страны – на 3. Это так же может быть стартом для модели, тест-вариантом перед более серьезными поездками.

Раз уж речь пошла о возрастных параметрах, стоит выделить Европу, Америку (берут девочек от 16), Гонг-Конг и Сингапур (от 14). Модели «за 18» им не так интересны.

Еще одна особенность – на восток требуются только брюнетки. Это единственный случай, когда в моделлнге учитывается цвет волос. Поскольку в странах востока блондинок нет, они подбирают таких девушек, которые бы вписывались в местный колорит.

Как итог, хочется отметить, что разделение довольно субъективное и размытое, но все же его следует знать. У каждого свой путь к успеху, и важен тут совсем не рынок или типаж, а Ваш внутренний настрой, харизма и желание покорить мировые вершины.

Как стать моделью и что для этого необходимо? Редакция сайт побывала в школе моделей Linea12 на уроке дефиле и провела расследование о том, как становятся моделями – кого берут, а кого нет, с чего начинать, сколько это стоит, о дисциплине и диетах, влиянии личностных качеств на успех.

Многие девушки мечтают быть моделями, даже не обладая при этом необходимыми данными. Ведь модели – это своеобразный эталон красоты, недосягаемый идеал и мечта. Как стать моделью и что для этого необходимо – далее в нашем материале. Мы поговорили с руководителем школы моделей ведущего украинского агентства Linea12, Илоной Радзивил, чтобы найти ответы на наши вопросы и развеять массу существующих мифов, которые живут в головах как обывателей, так и желающих стать моделями девушек и их родителей.

Расскажите, как к вам попадают девочки, желающие стать моделями? Почему выбирают именно школу моделей Linea12?

Для того, чтобы узнать о нас, есть несколько вариантов. Основной – это известность нашего агентства и его репутация как достаточно долго существующего и хорошо себя зарекомендовавшего. Наше агентство существует с 1993 года, я пришла работать сюда моделью в 1997 году. Также у нас есть сайт , и люди, которые интересуются школой, могут зайти на него и с помощью функции “анкета” отправить свою заявку. Подобные запросы поступают к нам постоянно. Еще один вариант, самый популярный – когда лично звонят в агентство.

Так как достаточно много людей закончили нашу школу, они рассказывают и рекомендуют нас своим знакомым. Либо же, бывает девочки даже не знакомы между собой, но, учатся вместе и наслышанны об успехах кого-то как модели. Плюс еще бывают дети клиентов и дети знакомых.

После того как вам позвонили, пришли, прислали анкету – что происходит дальше? Как строится работа школы? Кого вы берете в первую очередь? Кого не берете?

Все присланные нам анкеты я отслеживаю, созваниваюсь со всеми, узнаю вводные данные – возраст, рост. Для начала, хотя бы так, чтобы понять все параметры. Если из телефонного разговора я понимаю, что человек не подходит по росту, либо по другим параметрам, тогда на встречу я не договариваюсь. Если же я вижу что параметры потенциальной модели нам подходят, тогда созваниваюсь и договариваюсь на личную встречу. При этом прошу также, чтобы присутствовали обязательно родители девочки – это важный момент для дальнейшего сотрудничества.

Мы не берем тех, кто не определился с целью обучения или не хочет работать.

При личной встрече, конечно, оцениваю девочку прежде всего визуально. В разговоре уточняю, чего хочет человек – работать моделью или просто поучиться “для себя”. Если я понимаю, что человек не подходит и работать не будет, или если до конца не знает, зачем пришел и хочет ли вообще работать, то его мы не берем. При этом корректно и очень аккуратно все объясняем, предлагаем какие-то другие альтернативные варианты.

Подскажите, а как именно вам удается определить насколько человек “настроен” или “не настроен” на серьезную работу?

Во-первых, помогает мой немалый опыт работы и в качестве модели, и менеджера модельного агентства, и в качестве руководителя школы. Понимаю уже по вводным, будет работать человек или нет, и даже если есть какие-то сомнения, но данные хорошие – то тогда мы принимаем на обучение. Потому что бывает такое, что в процессе обучения девочке начинает нравитmся, и она настраивается на серьезную работу.

А бывает наоборот, – рост высокий, но, кроме роста, должны быть внешние данные – надо, чтобы девочка была фотогеничной. И если я понимаю, что из-за какого-либо недостающего параметра человек не будет работать, а пришел именно с целью получить признание, тогда максимально корректно объясняю, что при желании иметь публичную работу можно пойти в театральную студию, например. Потому что я сама, проработав моделью, понимаю, насколько в такой ситуации можно психилогически травмировать человека. Особенно, когда приходят подростки по 13-14 лет.

Главная цель школы – не просто зарабатывание денег, а поиск людей для долгосрочных деловых отношений.

Бывает, что приходят люди с полным пониманием того, что работать в этой профессии не будут (в силу возраста, например), но в любом случае хотят закончить школу для себя – чтобы научиться держать себя, двигаться перед камерой. Тогда ответственность за их дальнейшую творческую судьбу с меня полностью снимается. Есть случаи, когда дети поют, выступают публично, и их приводят с тем, чтобы научиться держаться на сцене, красиво фотографироваться и так далее. В таком случае, беру людей с чистой совестью и легкой душой, так как понимаю, что ложных надежд по поводу работы в индустрии они не питают. Ведь, главная цель школы – не просто зарабатывание денег, а поиск людей для долгосрочных деловых отношений.

Один из неоспоримых плюсов школы – это возможность в процессе обучения узнать наших учеников лучше, понять, насколько они отвественны, адекватны в различных ситуациях. Это очень важные моменты, так как после окончания школы мы даем рекомендации менеджерам агентства, например, Маше Манюк, которая занимается международным направлением.

Урок дефиле в Linea12

Какие главные качества для того, чтобы попасть в школу?

Самое основное – это внешние данные и рост. Для дальнейшей успешной работы рост должен быть не меньше 1,72-1,73 м. Но бывают и исключения – когда очень хорошее лицо и человек чуть-чуть меньше ростом, то мы все равно берем таких на обучение. Потому что есть такая часть работы как фото и видео. Это уже не будет полноценной работой, так как девочка не будет участвовать в показах, не сможет работать за рубежом из-за строгих требований, а там с подиума все начинается.

Самое основное – это рост не меньше 1,72-1,73 м, внешние данные, изящность и тонкая кость – это дает шансы, что девушка не поправится в будущем.

Также важно пропорциональное гармоничное тело, чистая хорошая кожа, а еще желательно чтобы девочка была тонкокостной, изящной, это дает какие-то шансы на то, что она не поправится в будущем. Объемы – чем меньше, тем лучше.

Просмотры для школы происходят постоянно, даже сейчас, когда идут занятия. Я в это время уже подбираю людей для новой группы. Бывает даже такое, что приходится ждать целый год или два, чтобы девочка подросла для обучения в школе. Потому что родители приводят детей, которые в данный момент не дотягивают по росту, например, или еще есть какая-то детская припухлость, но черты при этом уже прорисовываются. Я понимаю, что если этот ребенок закончит школу сейчас, то это будет безрезультатно – ей надо будет подождать, чтобы начать работать, все забудется, желание пропадет. В таких случаях лучше подождать и вернуться к этой девочке позже. Подобных случаев очень много, по ним я веду отдельную картотеку и контроль.

Это то, что касается внешних данных. Но ведь в данной работе также важны и личностные качества, какие именно?

В первую очередь – это желание. Желание работать моделью, относится к этому серьезно, и, как в любой другой работе, быть дисциплинированной. Так как вся работа связана с работой агентства, то когда модель отправляют на кастинг, например, нам необходимо быть уверенными, что она туда прийдет. Или если по какой-либо причине на кастинг модель не может попасть, она должна предупредить об этом менеджера. Поэтому ответственность очень важна. Какой бы внешне красивой девочка ни была, не будучи отвественной, работать она не сможет.

Плюс человек должен уметь воспринимать профессиональную критику. Потому что бывают случаи, когда мы понимаем, что необходимо изменить форму бровей или избавиться от нарощенных ногтей и волос. Наша задача при этом объяснить, что им это не нужно – это некрасиво, немодно, и вообще, в модельном бизнесе это дурной тон. В таком случае, важна готовность модели идти навстречу, что-то менять в себе, вплоть до похудения.

Нарощенные волосы и ногти в модельном бизнесе – это дурной тон.

Еще один важный момент – трудолюбие, так как эта работа требует определенного самопожертвования. Это бесконечные кастинги, ожидания, готовность к тому, что тебя не выберут, при этом важно не опустить рук. То есть, определенная сила воли должна присутствовать. Именно такие люди добиваются успеха.


Сколько стоит обучение в школе? Какие предметы читают в школе и есть ли экзамены?

Курс обучения длится достаточно долго – два с половиной месяца. Занятия проходят три раза в неделю, по два часа. Предметы читаются сугубо те, которые нужны для работы в будущем. Основное это: дефиле-походка – девять уроков; фото-класс – семь уроков, где девочек учат позировать перед фото камерой, передавать настроение, знать свой удачный ракурс; актерское мастерство – это умение проигрывать сюжеты перед камерой, показывать различные эмоции; визаж и косметология – тоже семь уроков, направленных на уход за лицом и волосами, немного по диете, умение себя накрасить; основы модельного бизнеса – этот предмет веду я, и рассказываю обо всем – как происходит работа в агентстве, как приходят запросы на кастинг, как обрабатываются, в чем приходить на кастинги и так далее.

Стоимость двух с половиной месяцев обучения в школе – 4000 гривен.

По окончании курса мы делаем профессиональные фотографии для портфолио, чтобы человек мог сразу начать работать. Все в комплексе это стоит 4000 гривен. У нас существуют разные формы оплаты, также мы предоставляем возможность выплатить сумму по частям. Первую половину суммы в начале обучения, и вторую – в конце, чтобы человек понимал за что он платит и видел как проходит обучение. Бывают такие редкие случаи, когда люди не заканчивают обучение по разным причинам, тогда мы “замораживаем” оплату с тем, чтобы человек мог вернуться и закончить курс.

Из тех, кого вы отбираете по анкетам, либо же при личных встречах, всем ли вы рекомендуете пройти обучение в школе и почему?

Тем, с кем мне приходится общаться, необходимо обучение. Потому что и те, кто нигде еще не работал, и даже те, кто приходят к нам из других школ, бывает что не обладают необходимым для нас уровнем профессиональной подготовки. Это может быть и не очень хорошее дефиле, и плохие фотографии или вообще их отсутствие. Если я понимаю, что девочка уже где-то отучилась, потратила деньги, то в таком случае мы рекомендуем посетить факультативы – пройти выборочно те предметы, по которым не хватает подготовки.

Часто инициаторами прихода к нам выступают родители, которые просят обучить своих детей для приобретения уверенности в себе.

Если же человек вообще нигде не обучался, то конечно, нужна школа. Потому что необходимы навыки: умение ходить, позировать перед фото- и видео-камерой, уметь проигрывать минимальные актерские сюжеты, и обязательно нужны профессиональные фотографии. Как показывает опыт, люди, которые прошли обучение в школе быстрее “втягиваются” в рабочий процесс и успешнее работают.

Никто не становится звездой, просто прийдя “с улицы”.

Многие думают, что можно прийти просто “с улицы” и стать звездой. На самом деле, такое бывает, но это крайне редкие случаи. Все в последствие проходят даже минимальную подготовку. Очень важно наличие фото, без них никак не представить модель для работы. Также важно умение держаться перед камерой, наличие пластики. Какой бы фотогеничной ни была модель, она должна уметь “жить” перед камерой. Случаются также редкие случаи невозможности обучения – когда девочка внешне подходит, но не восприимчива к обучению, или крайне не пластична. В моей практике было не больше двух таких случаев.

Скажите, а такой фактор, как уверенность в себе, отсутствие комплексов – насколько это важно? Или это присутствует в каждом, кто решился стать моделью?

Нет, это далеко не так. Очень часто инициаторами прихода к нам выступают родители, которые просят обучить своих детей для приобретения этой самой уверенности. Потом, правда, удивляются что мы тут с ними делаем, что они становятся совсем другими. Потому что дети не воспринимают серьезно то, что говорят им родители, близкие люди, а вот мнение со стороны профессионалов уже приобретает авторитет. Поэтому появляется и определенная уверенность, и умение правильно стать и преподнести себя, не бояться фотокамеры. Это очень важно даже просто в жизни, особенно для девочек. Я считаю, что каждая девочка должна уметь даже такую элементарную вещь, как красиво ходить на каблуках. Это всегда пригодится.

Многие уже состоявшиеся модели утверждают, что не обучались специально дефиле – им было достаточно потренироваться, сделав пару проходок. А на самом деле так ли это легко, как кажется?

Опять же – все очень индивидуально. Кому-то достаточно объяснить один раз, а кому-то больше. Все зависит от врожденной пластики мышц. Я, как бывшая профессиональная спортсменка, понимаю, какая мышца должна быть задействована, чтобы дефиле выполнялось правильно. Во время занятий всегда спрашиваю у девочек об их ощущениях, и, исходя из этого, уже понимаю, кто и на сколько из них близок к правильному исполнению.

Именно из-за индивидуальности каждая модель, выполняя правильное дефиле, все же делает это по-своему?

Да, у каждой своя особая манера. И я, кстати, всегда придерживаюсь того мнения, чтобы у каждой была эта манера. Потому что есть индивидуальные особенности у девочек, которые и придают им узнаваемый шарм. Я всегда наблюдаю и обращаю внимание на подобные моменты. И даже когда у нас в агентстве возникают какие-то спорные моменты по тому или иному поводу, я всегда настаиваю на сохранении этих особенностей.


Все ли девочки, которые прошли обучение в школе, работают потом моделями?

Если не считать тех, кто приходит учиться для себя, из тех, кого я отбираю и на кого что-то прогнозирую – практически все работают. Опять же, все зависит от человека и его желания работать. Бывает, девочка заканчивает школу, а потом на первый план могут выйти учеба или замужество, тогда работа моделью отходит на второй план. Работают практически все, просто кто-то более успешно, а кто-то уже, исходя из своих возможностей. Если во время обучения модель идет навстречу нашим рекомендациям – похудеть, подкачаться и так далее, то очень часто такие люди работают намного успешнее даже тех, кто по моим прогнозам был изначально в лидерах.

Как много моделей из регионов?

Если говорить об агентстве, то в этом случае Маша Манюк сотрудничает с местными агентствами в разных городах, для того, чтобы развивать международное направление. Что касается школы, у нас бывает, что обучаются люди из других городов. Это могут быть студенты, или люди, живущие в близлежащих городах. В таком случае, после обучения они все в дальнейшем работают с Машей Манюк, которая занимается международным направлением. Бывает, что Маша обращается по поводу той или иной девочки из другого города, чтобы поставить ей дефиле, например. Тогда девочка приезжает в Киев и мы с ней занимаемся, готовим фото и далее она уже едет работать за рубеж. На такую экспресс-подготовку может уйти порядка десяти дней.

Какие типажи моделей сейчас востребованы?

Модель прежде всего должна быть высокой, худенькой, с хорошими волосами. Что касается типажей – есть классические модели, которые всегда востребованы. А бывает такое, что успешны люди, не похожие на других – у них могут быть выдающиеся скулы, или широко посаженные глаза, маленький нос, то есть чем-то запоминающаяся, “цепляющая” внешность. В моде модель не должна быть красивой в привычном понимании, она должна выделяться, но при этом обладать внешностью, из которой можно было бы создавать разные образы.

Читайте нас у
Telegram

Интересно то, какие типажи востребованы у нас и в других странах. И что делать, если "выпадаешь" из этих типажей, но быть в моделинге хочется? Предыстория вопроса: у меня именно хобби-фотосъемки, раньше ещё и участие в показах принимала, сейчас только фотосессии (в основном, фэшн и ню). При этом внешность у меня довольн-таки необычная, интересная для фотографов, но она точно не подходит под стандарты общепринятые, а особенно под те типажи, которые сейчас мы можем видеть на подиумах и обложках журналов. Лично мне бы хотелось развития для себя в этом. Развития не столько в том, чтобы на этом прилично зарабатывать (хотя и это было бы неплохо), а в том, чтобы больше сниматься, стать в этом востребованной.

Вопрос этот скорее лежит вне плоскости, что наиболее востребовано, а в плоскости, каким образом конкретной модели находить заказы на свои услуги. Рассмотрю то, что вы спросили, а затем отвечу на вопрос, который вы не задали, но подразумеваете.

Фотосъемки бывают разные . Цели и задачи съемок отличаются. Если мы рассматриваем сегмент моды, то заказы поступают, в основном, на девушек стандартных размеров. Например, размер одежды 40-44, рост 172-175 (не выше), размер груди для съемок пальто и курток не имеет принципиального значения, а для съемок белья – это самый важный параметр. Для модели, чтобы она была нарасхват, важны пропорции тела (соотношение длины туловища, ног и рук). Слишком худые модели – недостаток. Одежда не должна висеть, а должна хорошо сидеть.

На кого привозят одежду продавцы? На обычных людей с типовыми параметрами. Ну и модели должны быть тоже с такими же параметрами. А, если модель размера “плюс” – это недостаток или достоинство? Это достоинство. Есть огромный сегмент моды для “больших людей” и найти хорошую модель очень и очень сложно. Что востребовано? Улыбчивость, ровные зубы. Для меня, как для фотографа, крайне важна форма подбородка. Мягкий подбородок очень сложно фотографировать. Глаза должны быть выразительные и большие. Но это совершенно непринципиально, если мы снимаем одежду в полный рост, но важно, если снимаем шляпки, бижутерию и т.п. Что я хочу сказать? Что нет невостребованных типажей. Есть разные задачи. Если модель не подойдет под одну задачу, то она будет идеальна под другую задачу.

То, о чем я пишу, относится вообще ко всем съемкам в любых странах.

Теперь об особенностях. В России при съемках одежды нужны типажи славянской внешности, в Казахстане – азиатской и европейской внешности, в Китае острый спрос на модели европейской внешности. В России иногда ищут модель африканской и мулатской внешности. Это для каталогов одежды. Востребованность в таких моделях, какими являются основные покупатели товара и необычных моделях, которые могли бы подчеркнуть какое-то свойство товара, например то, что он “зарубежный, сделан в Америке”. Африканцы и мулаты для России представляют интерес, но эти типажи имеют своего клиента.

Юношей очень мало спрашивают, но когда нужны бывают, то очень сложно подобрать нужный типаж. Огромная проблема.

Подиумные модели и фотомодели – два непересекающихся мира. Для подиума важен рост (чем выше, тем лучше), а для фото рост выше 175 см – это уже проблема съемки, нужна студия с высокими потолками и длинной съемочной зоной.

Круглая попа и красивая грудь – это огромный плюс. Знаю профессиональных моделей, которые вкладывают деньги в свою карьеру, которые увеличили размер груди и форму ягодиц. Это дает больше работы и окупает затраты. Знаю моделей, которые ради профессии изменяют черты лица. И таких достаточно много. Совершенно не призываю это делать, но просто описываю ситуацию.

Цвет волос – любой . Но на одну съемку хотят блондинок, на другую ищут брюнеток. Длина волос – любая. Если стрижка коротка, то есть парики и, если есть в наличии у модели, то это большой плюс. Длинные волосы при съемке одежды мешают, но их можно уложить в “правильную” прическу.

Теперь отвечу на вопрос, который на самом деле является основным: “Как найти заказы?”. Стратегий может быть много. В дереве стратегий лежат то, без чего заказ не получить. Нужно не только, чтобы портфолио было, но чтобы оно было в удобном для кастинге виде. Кстати, я постоянно ищу новые формы представления фотографий клиентам. От формы подачи зависит все. Например, если кастинг на съемку нижнего белья, то присылать фотографии в шубах и скафандрах бессмысленно. А фотографии в купальнике в полный рост, отдельно снятые снимки формы попы и груди – это то, что нужно клиенту. Для съемок бесформенных пуховиков, возможно, важным будет снеп-шоты (пропорции модели всегда нужно видеть) и улыбки на фотографиях. Клиент отбирает по критерию “позитивность”. Если реклама перчаток, то важны руки, длина пальцев. На Западе раньше были фотобанки моделей с частями тела: зубы, руки, глаза, уши, ноги. Сейчас не знаю, сохранились ли такие фотобанки. Модель должна иметь свой сайт, где снимки хорошо отсортированы по разным типам, чтобы не тратить время клиента и не заставлять его смотреть то, что ему не нужно. Если время на первичное знакомство превысит 3 секунды, то клиент переключит свое внимание на другого кандидата. Если модель интересна, ее анкета откладывается на второй тур, когда будут рассмотрены лучшие претенденты. Потом из лучших выберут самые лучшие, пригласят на очный кастинг и отберут одну или продолжат поиск.

В основе любого комплекта портфолио должны лежать снеп-шоты. Это настоящий входной билет на все кастинги. Остальные снимки – дополнение к снепам, а не наоборот. Снепы – самые сложные снимки. Убить модель, раздев ее и поставив по стойке смирно – элементарно. Снимать снепы должен профессионал. Многие думают, что это простой вид съемок и присылают фото, сделанные дома на мобильный телефон. Наверно, думают по такой схеме: “Чего пристали? Хотите в купальнике – ну нате, щаз маму попрошу щелкнуть на фоне двери от туалета”. А клиенты ищут в подборке портфолио именно эти кадры, изучают пропорции модели, а там сплошной ужас. Помните, это не снимки “их разыскивает Интерпол”. Улыбаться на этих снимках нужно, а вот руки к голове поднимать – нет. Ноги ровно должны стоять. Все татуировки нужно показывать отдельно. Фотошоп в любых проявлениях запрещен категорически. По этой причине, снимать снеп-шоты должен профессионал самой высокой квалификации. А не наоборот.

У профессиональной модели должен быть свой сайт, свой блог . Остальное не так важно. Присутствие в тусовочных местах типа Фэшнбанк или НаПодиуме не обязательно, там заказов на коммерческую съемку не найти. Там можно тусоваться, но чтобы фотографам примелькаться. Не более того. Большинство профессиональных и коммерчески востребованных моделей стараются не фигурировать на этих ресурсах, где тусуются начинающие тфп-модели.

Стратегия поиска клиента

1. Искать самому.
2. Заключить контракт с агентом, который будет искать клиентов.
3. Поддерживать постоянную связь с фотографами, которые выполняют заказы клиентов по коммерческой съемке.

С пунктом 1 и 3 все просто, а вот с п. 2 не все понимают, что же такое агент и модельное агентство. Про модельные агентства – отдельная и интересная тема. Но в другой раз поднимем ее. Расскажу про работу агента.

Так как многие модели достаточно юны, то у них в голове все перевернуто. Полный винегрет из разрозненной информации и путаница в терминах. Агент – это секретарь, представитель. Он не работает на проценты. Он выполняет четкие функции по связям с клиентами. О процентах может идти речь, если ваши гонорары, как у Наоми Кембел.

Мы в рамках персонального пиара модели и агентской работы выполняем следующие задачи:

Формируем портфолио, которое продает модель (доснимаем, если необходимо то, что не хватает в комплекте);
- делаем полиграфический бук, чтобы показывать его клиентам. Печатный каталог и электронный выполняют разные задачи;
- делаем сайт модели;
- помогаем вести блог (личный блог “Я поела и сходила в туалет” – это не тот формат, который необходим для профессиональной работы. Мы формируем имидж, создаем необходимую легенду и поддерживаем ее).

И самое главное – мы не пассивно, а активно продвигаем модель, рассылаем ее анкеты по потенциальным клиентам, ищем потенциальных клиентов. Наши базы содержат всех заказчиков съемок. Собственные базы – это около 6000 фирм, работающих в сегменте моды, базы партнеров – 30 тысяч фирм, работающих в сегменте моды. Это те направления, куда мы направляем информацию и о своих услугах, и об услугах наших моделей.

Наша работа стоит денег. Цены абсолютно адекватные, не заоблачные и доступны даже начинающим моделям. Если нам платят, то нам все равно кого продвигать - Наоми Пивоварову или Наташу Кембел. Вырабатывается стратегия выхода на рынок и выполняется план работ. Это в чистом виде консалтинговые услуги. Мы не скрываем риски, мы не вселяем ненужных надежд. То, что по всему миру идет вторая волна кризиса пишут во всех газетах. И это реалии. Но под лежачий камень абсент не течет. И ждать, когда кризис кончится не все могут себе позволить (по прогнозам в 2024 году).

Телефон для вопросов “как заказать ваши услуги”: +7-964-512-5661