Эффективные методики развития памяти. Формирование долговременной памяти Формирование долговременной памяти

16.04.2013

В заголовок я вынес буквальный перевод расшифровки английской аббревиатуры LTE (Long Term Evolution). Это название того самого стандарта передачи данных, который потихоньку заменяет у нас уже ставший привычным 3G. Международный союз электросвязи на конференции в Женеве, состоявшейся в 2012 г., присвоил технологии LTE Advanced официальный статус сетей четвертого поколения.

В заголовок я вынес буквальный перевод расшифровки английской аббревиатуры LTE (Long Term Evolution). Это название того самого стандарта передачи данных, который потихоньку заменяет у нас уже ставший привычным 3G.

Если подходить только формально, то LTE - это все же не 4G. Не дотягивает по скоростям. Однако Международный союз электросвязи на конференции в Женеве, состоявшейся в 2012 г., признал-таки официально (вместе с WiMAX 2) как 4G более совершенный LTE-вариант - LTE Advanced, который, собственно, у нас потихоньку и вводится, и присвоил технологии официальный статус сетей четвертого поколения.

Максимально LTE Advanced может выдавать скорость около100 Мбит/с (и даже чуть выше) в мобильном (в движении) варианте и до 1 Гбит/с в стационарном. Реально же я довольно устойчиво получал (и получаю) в Москве скорость между 20 и 30 Мбит/с, а на удачных пятачках - так и до 50 Мбит/с! Она вполне сравнима с «кабельной», составляющей, скажем, у меня дома всего 30 Мбит/с, и должен заметить, что на мои нужды ее вполне хватает.

По заявлениям наших мобильных операторов, сейчас LTE работает не менее чем в 80 городах России (среди которых, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, есть Казань, Хабаровск и, кстати, Балабаново), но с каким покрытием и с какой реально скоростью, мне, увы, неизвестно: не ездил, не тестировал. Поэтому все мои наблюдения над LTE распространяются только на Москву и, пожалуй, на недалекое Подмосковье.

Кроме того, практически все мои LTE-упражнения и LTE-впечатления я получил через оператора «МегаФон» (и только одно - через Yota). Однако на самом деле практически вся московская LTE-сеть (за крохотными исключениями, точнее, дополнениями или даже дублированиями) принадлежит как раз «Скартелу» с его торговой маркой Yota. «МегаФон» же просто арендует у него эти самые частоты (а МТС, кроме Казани, где также арендует, использует свои) и совсем понемногу строит собственные станции.

До самого последнего времени в Москве можно было пользоваться LTE-сетями с помощью сначала исключительно специальных модемов, что сильно их применение ограничивало. Ведь надо же было либо брать с собой ноутбук, либо сидеть дома за стационарным компьютером, а еще был необходим мобильный маршрутизатор. Он уже сильно развязывал LTE руки, так что я и по сей день, выезжая из дома, кладу в набрюшную сумку такой роутер, которым и пользуюсь там, куда приезжаю. Он поддерживает до пяти устройств, но у меня обычно с собой бывают только два коммуникатора и коммуникатор-фотоаппарат Galaxy Camera.

В подобных случаях требуются модемы «МегаФон E392» () и «МегаФон M100-1» ( . Они вставляются в USB-гнездо, где и обживаются с помощью встроенного ПО. Разница между ними крайне невелика. Просто второй из них чуть поменьше, и кроме того, что для меня главное, снабжен откладывающейся USB-пластинкой, благодаря чему после установки в ноутбук его можно немного повращать, чтобы поймать сигнал получше. Кстати, стоят они также одинаково - по 1990 руб.

Увы, с планшетами и коммуникаторами, имеющими USB-хост, они у меня не совместились, зато хорошо работали с некоторыми роутерами, например с ZyXEL Keenetic. Когда я поставил на него «правильную» прошивку, то получил возможность переключаться на получение LTE-модемного Интернета, если основной, проводной, вдруг неожиданно отказывал. Я проверял это и выяснил, что у меня дома LTE-покрытие сильное, уверенное, так что при подобном переключении я даже не замечал, что у меня «другой» Интернет. Все происходит достаточно быстро, и скорость остается практически та же.

Мобильный маршрутизатор «МегаФон MR100-1» ( совершеннее и, понятно, стоит уже подороже - 4900 руб. Он замечательно ловит сеть, раздает никак не хуже двух упомянутых выше и имеет, в сущности, еще один недостаток наряду с довольно высокой ценой: довольно слабую батарею. Так что нужно не забывать его своевременно то и дело отключать, иначе он не проработает даже 3 ч кряду. Поэтому, садясь в автомобиль, я едва ли не первым делом подсоединяю к нему зарядку от прикуривателя. В остальном же…

Но еще до появления в Москве такого маршрутизатора, я протестировал LTE-планшет компании Samsung’а: Galaxy Tab 8.9 P7320 (). Он также прекрасно - через Wi-Fi - раздавал LTE-интернет и заметно дольше работал от батареи. Однако его приходилось возить с собой, и если он работал исключительно в качестве LTE-роутера, то это получалось слишком уж громоздко. Впрочем, сам по себе этот планшет мне очень понравился, я не нашел, к чему придраться, разве что экран у него не на базе технологии AMOLED. Полагаю, что если кто-то тогда искал для себя новый планшет, то этот был в то время весьма недурным выбором. Хотя и…дороговатым.


Сейчас - другое дело. Появившийся на нашем рынке где-то с год назад Galaxy Tab 8.9 P7320 был едва ли не единственным универсальным устройством, поддерживающим LTE. В наши дни только ленивый не встраивает поддержку LTE в свои планшеты и коммуникаторы, в частности в тот же iPhone. Однако тут есть одна загвоздка: у LTE имеется несколько стандартов и частот, на которых он реализуется, и потому сам факт поддержки LTE отнюдь не означает (вот, например, с тем же iPone!), что он будет и у нас работать с LTE. Впрочем, устройств, способных работать и с нашими LTE-сетями, становится все больше, вследствие чего проблем «через что» делается все меньше.

Например, я уже почти месяц тестирую (с наслаждением) Sony Xperia Z, который умеет поддерживать. Однако поначалу подключиться с его помощью к Интернету через LTE у меня никак не получалось - не соединялось. Я уже и весь «МегаФон» измучил, и наше представительство Sony - а никак. Однако ларчик довольно просто открывался.

Вы, наверное, уже забыли ранние времена мобильной передачи данных. И я тоже. А для нее непременно надо записывать адрес так называемой «точки доступа». Но мобильный Интернет стал так распространен и доступен по умолчанию, что сотовые операторы заложили скрипт записывания этой самой точки чуть ли не в SIM-карты. Поэтому, когда вы вставляете их в аппараты, все, что нужно, записывается автоматоматически, без вашего участия. И только, например, катаясь в Крым в отпуск и приобретая там SIM-карту для Интернета, мне приходилось вспоминать о необходимости таких «записей». В Москве же до тех пор, пока «МегаФон» не раскрутил услугу LTE (кстати, и SIM-карта у меня тестовая) на полную, адрес точки приходилось записывать вручную. После чего все сразу же залетало.

Приближаясь к финалу, хочу познакомить вас с одной маленькой (но важной, на мой взгляд,) тонкостью. Yota также выпускает (и продает) под LTE и модемы, и роутеры. Но между модемами компании Yota и оператора «МегаФон» есть разница. Модели, предоставляемые Yota, ловят только LTE, и если сигнал вдруг где-то пропадает (а связь необходима в поездках), вы от Интернета отрубаетесь напрочь. «МегаФон» же в своих устройствах (или, точнее, предлагаемых под своей маркой) и на своих SIM-картах дает возможность при пропадании сигнала LTE автоматом переключаться вниз - на 3G или EDGE. В результате скорость соединения будет падать, причем порой резко, а порой почти незаметно (ну, например, при чтении Twitter или получении почты вы на это и внимания не обратите), но в Интернете вы остаетесь беспрерывно, естественно, с легким прерыванием. Но при первой же возможности она перескакивает назад, наверх.

И последнее - про область покрытия. Где она есть, там она есть. Где ее нет, там она со временем либо появится, либо ее так никогда и не будет. Так вот, упомянутый выше ZyXEL выпустил совершенно замечательный (правда, громоздкий и дорогой - ценой около 400 долл.) модем LTE6100 (http://zyxel.ru/lte6100). В нем установлены специальные антенны, благодаря чему он способен ловить ничем другим не обнаруживаемый LTE-сигнал в довольно «глухих» (в этом смысле) местах - тот самый единственный случай общения с Yota. Потом его можно будет передать на точку доступа (в версии LTE6101 она уже встроена) или по Ethernet-кабелю. Конечно, чудеса свершаются не всегда, даже с помощью ZyXEL, поэтому, экспериментируя, я «провел» Интернет только в одно из двух известных мне «глухих» мест. Но там он получился устойчивый и достаточно мощный: 20 Мбит/с к себе и 10 Мбит/с от себя.

Вообще-то, и у Yota, и у «МегаФона» на соответствующих сайтах лежат карты покрытия, которые, по моему опыту, довольно близки к реальности. Но главное, что радует, - их площадь постоянно расширяется.

Сейчас бы только дождаться заметного снижения цен на LTE-услуги. Поскольку покуда они, на мой взгляд, несколько высоковаты.

Память обладает свойствами, которые делают из человека индивидуальную личность. Ею обладают не только люди, но и животные. Человеческая память настолько совершенна, что её развитие не стоит на месте. У каждого человека объём хранения информации разный. Связано это с определённой степенью развития памяти. Но не стоит расстраиваться тем, у кого с этим проблемы. Существуют различные упражнения по улучшению своих способностей.

Мой товарищ Роман не всегда отличался хорошей памятью. Чтобы выучить школьное стихотворение, у него уходило много времени. Даже если он целый вечер сидел за учебниками, это не всегда приносило положительных результатов в запоминании информации.

После школы мы поступили в один университет. Через некоторое время я стала замечать, что Роман стал более внимателен и восприимчив к учёбе. Через пару месяцев его было не узнать. Он с лёгкостью запоминал сложные определения и формулы, изучаемые на парах.

Мне стало интересно, как он смог так быстро добиться ошеломляющих результатов. Роман рассказал о методике развития собственной памяти. В его комплекс входили упражнения, периодический отдых и частые прогулки на свежем воздухе.

Попробовав данную технологию на себе, я тоже стала замечать улучшения в работе мозга. Подробнее о том, как улучшить долговременную память расскажет данная статья.

Чем помогает человеку в жизни развитая долговременная память

В наше время развитая память – залог успешной карьеры. Но, к сожалению, человек любого возраста может начать испытывать сбои, которые влияют на другие способности человека.

Все привыкли думать, что запоминать большую информацию нет необходимости. Телефонный номера хранятся в мобильнике, адрес – в справочнике, важную информацию можно просто записать в ежедневник. Решение проблемы о плохом запоминании решились сами собой. Люди полагают, что развитие памяти приведёт к превращению головы в диктофон. Однако это ошибочное мнение.

Хорошо развитая память – это комплексная работа воображения, мышления, внимания и многого другого.

Развивая свои способности, человек улучшает такие качества, как:

  1. Мышление. Данная способность необходима для связывания воспринимаемых образов в логические цепочки для простоты запоминания. Таким образом, одновременно идёт развитие ассоциативного мышления. Ассоциации способствуют быстрому сохранению информации в отделах головного мозга. Тем самым человек, производя мыслительную деятельность, не тратит много времени и энергии на решение какой-либо проблемы.
  2. Внимание. За счёт улучшения внимания человек способен быть более сосредоточенным, собранным. Ему становится проще сконцентрироваться на определённой задаче. Также в жизни появляется организованность.
  3. Воображение и творческая деятельность. За счет креативных способностей человеку легче придумывать ассоциации и находить нестандартные решения сложных проблем. Так трудные задачи получают простые ответы.
  4. Защита мозга от возрастных изменений. Каждый знает, что если вести малоподвижный образ жизни, тело станет вялым, дряблым. Появятся проблемы со здоровьем. То же самое происходит и с мозгом. Если не заниматься мыслительной деятельностью, отдельные части мозга начинают отмирать за ненадобностью. У человека появляется забывчивость, проблемы с мышлением и т.д. Если занимать мозг различными задачами, то этого можно избежать. Хорошим примером будут математические задачи, кроссворды, ребусы. Также поддерживать мозговую деятельность помогут специальные упражнения по развитию памяти.

Из всего вышесказанного следует отметить, что способность воспринимать и сохранять материал связывает все важные способности человека.


Что плохого в неразвитой способности запоминать

Уже далеко не секрет, что если не развиваться умственно, то человек столкнётся с массой проблем:

  • провалы в памяти;
  • плохая восприимчивость происходящего;
  • забывчивость;
  • рассеянность;
  • повышенная утомляемость;
  • нервозность;
  • головные боли;
  • неспособность чётко излагать свои мысли и т.д.

Помимо нежелания самого человека развивать свои способности, причиной данных проблем может быть заболевание или полученные травмы головы. Поэтому перед тем, как развивать долговременную память у взрослого или ребёнка не лишней будет консультация у врача.

Как самостоятельно развить долговременную память

Для улучшения своих способностей есть ряд упражнений. Выполняя их, результат не заставит себя ждать. Как развить долговременную память Вам расскажут следующие пункты:


Для развития долговременной памяти не требуется каких-то усилий. Главное ежедневно выполнять эти простые упражнения и Вам больше не придётся в нужный момент стоять и мучительно вспоминать важную информацию.

Память человека — одна из способностей головного мозга, которая формирует наше "я", делает человека индивидуальным и ставит его на несколько ступеней выше животных. Конечно, у зверей, особенно у таких умных, как собаки и дельфины, она тоже есть. Но только у Homo sapiens память достигла небывалого развития и совершенства. Хотя стремиться нам ещё есть куда, ведь мозг, как известно, использует только маленькую толику своих возможностей.

Характеристика памяти

Каждый здоровый человек способен воспринимать, запоминать, копить, сортировать и воспроизводить данные, полученные в результате своей деятельности. Память в психологии — понятие многогранное, это все перечисленные выше функции "серого вещества", которые вместе формируют опыт. Человек начинает его получать ещё в младенчестве с помощью органов чувств. Это самый простой способ познания мира и накопления памяти. В более позднем возрасте к нему добавляется обучение, физическая деятельность, с помощью которых расширяется кругозор и обогащается опыт.

Память в психологии — сложный процесс познания, благодаря которому мы может воспроизвести не только события, но и логические связи между ними. Мы узнаём на улице людей, вспоминаем выученные стихи и песни, можем проиграть ту или иную мелодию. Все эти действия возможны благодаря памяти. Она координирует действия и поступки человека, с её помощью он ориентируется в прошлом и настоящем, может прогнозировать будущее. Память — одна из основ сложного процесса взаимодействия индивида с окружающей средой.

Запоминание как основной процесс памяти

Очень важно в жизни каждого индивида, так как делает его личностью, повышает социальную роль в обществе. Память человека основана на запоминании: слов, впечатлений, образов. Бывает произвольным, когда увиденное откладывается в голове само по себе, или непроизвольным, в том случае, если мы целенаправленно изучаем нужный материал. Если вы не пытаетесь запомнить что-то намеренно, то процесс становится выборочным. Например, группу людей, побывавших на дне рождения, попросите рассказать, что наиболее им запомнилось. Как ни странно, но ответят они по-разному: один вспомнит торт, другой — наряд именинника, третий — подарки и так далее.

Одним словом, запоминание — индивидуальный процесс, основанный на конкретных вкусах, пристрастиях, интересах индивида. Очень часто основным фундаментом для него становятся ассоциации: по сходству, контрасту или смежности. Отождествляя отдельный предмет с событием или явлением, нам легче его воспроизвести.

Системы памяти

В психологии выделяют четыре механизма, с помощью которых мы запоминаем информацию. Это сенсорная, кратковременная и долговременная память. Все виды, являясь целостными системами, тесно связаны между собой. Например, сенсорная память формируется на основе органов чувств. Она очень короткая, и если нет потребности запоминать ту или иную информацию, данные быстро рассеиваются и не оставляют в мозгу ни малейшего следа. Например, смотря долгое время на силуэт человека, мы отводим глаза и ещё какое-то время видим эти контуры. Потом они исчезают.

Вместо этого кратковременная или оперативная память — выборочное сохранение данных, необходимых конкретно для той или иной деятельности. Мы помним условие задачи при её решении или начало произведения, дочитывая его при этом до конца.

Долговременная память — это способность помнить события прошлого, воспроизводить выученный в университете материал, сохранять в голове данные из разных сфер жизни. То есть мы всегда помним алфавит, имена и телефоны близких людей, названия и суть явлений природы и так далее. Долговременная и кратковременная память очень разные. Первая похожа на вместительный архив, тогда как вторая представляет собой небольшой стеллаж, который постоянно дополняется и видоизменяется.

Долговременная память

Остановимся на ней детально, так она наиболее интересная для изучения. Долговременная память обладает определённой вместительностью и длительностью. То есть, запомнить всё на свете человеку не удастся. Сфера, уровень и наполнение воспоминаний у каждого индивида своя. На неё влияют:

  • Деятельность. Долговременная память сохранит то, что нам нужно и интересно (рыбак всегда расскажет вам кучу сведений о той или иной рыбе, снасти или речке).
  • Эмоции. Навсегда отложится в мозге то событие, с которым связаны сильные переживания: негативные и позитивные (смерть родителей, признание в любви, окончание школы и так далее).

Британские учёные провели интересный эксперимент. Они пытались определить, насколько хорошо представители разных профессий ориентируются в пространстве. Оказалось, что лидерами являются таксисты. Это связано с тем, что бороздя улицы города каждый день, они сумели натренировать свою способность запоминать местность.

Привычность материала

Основными факторами, которые закрепляют в памяти те или иные сведения, являются повторение события, контекст, мотивация и обучение. Привычность материала, например, способна отложить в голове сведения на длительный период. Обыкновенную таблицу умножения, которую не раз использует в жизни каждый человек, забыть просто невозможно. То же самое относится к новогодним стихам, выученным в детстве. Когда наступает 31 декабря, непроизвольно мы их вспоминаем и удивляемся нашей способности сквозь годы проносить эти строки.

Аналогично можно объяснить удивительную точность наших дедов, когда они пересказывают событие военных лет. Они помнят даты боёв, название сёл, где они происходили, фамилии погребённых товарищей. Одновременно, если попросить их вспомнить события последнего дня, не всем это будет под силу. Это связано с тем, что смерть и насилие вызвали когда-то у них сильное потрясение. Из года в год старички рассказывали про это своим детям, внукам, родственникам, и именно повторение материала (даже не сами события) навсегда отложилось в их памяти.

Контекст

Ещё один фактор, от которого зависит долговременная память. Определение этого понятия связано в первую очередь с местом, временем или сутью того или иного явления. Это и есть контекст события. Иногда он более важен для запоминания, чем само событие.

Например, рассмотрим урок биологии. Два учителя рассказывают детям один и тот же материал, но у одного преподавателя ученики лучше его запоминают, легче воспроизводят, у них отличные оценки и поведение. У другого, наоборот, неудовлетворительные результаты от написания контрольной получает половина класса. Оказывается, манера учителя, его отношение к детям и методика проведения урока влияют на полученные знания больше, чем поданный объём информации.

Извлекать из архивов памяти факты всегда легче в том контексте, в котором они происходили. При этом эмоциональная составляющая тут важна, как никогда. Чувственная составляющая происходящего навсегда откладывается в сознании, даже если подобное событие было единственным в жизни и больше никогда не повторялось.

Мотивация

Долговременная память человека, без всякого сомнения, зависит и от этого фактора. Нам всегда легче запомнить то, что нам хочется. Вместо этого, сведения не представляющие интереса, трудно воспроизвести. Студент, обожающий футбол, без труда назовёт даты памятных матчей, имена спортсменов, которые отличились в игре. По той же причине в дискуссии нам легче запомнить те аргументы и доводы, которые схожи с нашим собственным мнением. Доводы, идущие вразрез, труднее откладываются в памяти.

Учёные, исследовавшие свойства памяти, говорят, что мы лучше помним суть незавершённых дел, чем проделанной до конца работы. В этом случае также ключевой является мотивация: она подстёгивает нас довести до ума начатое, не останавливаться на полпути, не упасть лицом в грязь перед другими членами общества, которым нужен результат нашей деятельности. Мотивация иногда творит чудеса. Человек, уверенный, что плохо знает английский язык, попав в Лондон, моментально вспоминает слова и фразы, заученные в детстве.

Обучение

Если человек стремится стать экономистом, он для своей же пользы будет добросовестно изучать нужный для будущей профессии материал. Углубление в новые факты и цифры должно происходить постепенно, информация усваивается дозировано, чтоб остаться максимально понятной. Если в этой цепочке хоть одно звено будет до конца не выясненным, все последующие часы, просиженные за книгами, могут быть бесполезными. Также обучение всегда более эффективное, если теоретические знания подкреплены примерами из жизни. Первокурснику трудно понять, что такое дебет и кредит, но если в учебнике описаны эти понятия на основе конкретных торговых отношений, то ему легче запомнить суть терминов.

Вместо этого, долговременная память не сможет сохранить в своём архиве вызубренные данные. Пытаясь получить хорошую оценку, студенты садятся за книжки только перед сессией, уча наизусть конспекты. От таких знаний никакого прока в будущем не будет. Показав блестящий результат на экзамене, студент тут же все забудет. В последующие годы на работе это вылезет ему боком.

Амнезия и её лечение

Потеря памяти, полностью или частично, всегда вызывает панику у больного. Врачи в этом случае успокаивают: амнезия явление временное, обычно после определённого периода воспоминания возвращаются к человеку. Причин этому несколько. Во-первых, это стресс или трагический случай. Пациент бежит от реальности и забывает прошедшие события. Так, женщина может не помнить, что в детстве она подвергалась насилию. Юный мозг вычеркнул неприятные фрагменты жизни, чтоб не травмировать неокрепшую психику. Но любое напоминание о событии может их вернуть: аромат цветов, сказанное слово, визуальная картинка и так далее.

Во-вторых, причиной амнезии могут быть разные болезни: черепно-мозговая травма, инсульт, интоксикация, эпилепсия, рак, психические расстройства. Иногда потеря памяти связана с употреблением алкоголя, наркотиков. Медики лечат амнезию путём воздействия на основной недуг, вызвавший потерю памяти. Во время терапии используют нейропротекторы (препараты "Семакс", "Цитиколин", "Глицин"), витамины группы В, антиоксиданты и другие препараты. Рекомендуют и общение с родными и друзьями, которые, рассказывая события из жизни пациента, способны вернуть воспоминания.

Профилактика нарушений памяти

Она предусматривает здоровый образ жизни. Долговременная память будет работать без перебоев, как часовой механизм, если человек полностью откажется от злоупотребления спиртными напитками, наркотическими и снотворными веществами. Рекомендовано спать не меньше 7—8 часов в сутки, часто проветривать помещение, много гулять на свежем воздухе, заниматься спортом и научиться извлекать позитивные эмоции даже при сложных жизненных обстоятельствах.

Ключевую роль при этом играет питание. Употребляя разнообразные продукты, человек обеспечивает достаточное поступление в организм белков, жиров, углеводов, разных витаминов и микроэлементов. Наиболее полезными продуктами для мозговой деятельности при этом являются морепродукты, особенно устрицы, рыба, цельное зерно, яйца, орехи, чёрный шоколад зелень, ягоды. Их присутствие в каждодневном рационе способно улучшить умственную деятельность, избежать отклонений в работе мозга и стать профилактическим средством потери памяти.

Улучшение памяти

Даже если вам кажется, что с запоминанием у вас проблемы, не сидите сложа руки. Проблему эту решить можно, главное при этом — желание и целеустремлённость. Это раньше медики считали, что серые клетки у пожилых людей не способны размножаться. Последние проведённые исследования говорят о том, что нейроны делятся даже в 70-летнем возрасте. Поэтому ученные пришли к выводу, что возрастное ослабление памяти связано не с отмиранием клеток, а с потерей контакта между ними. Чтобы этого не случилось, рекомендовано принимать курс витаминов, употреблять жирные кислоты, содержащиеся в рыбе.

Улучшение памяти замечено у тех людей, которые для этих целей использовали такие умственные операции, как впечатление, повторение, ассоциация. Во-первых, если вы хотите что-либо запомнить, нужно сконцентрироваться на объекте, запомнить его очертания, запах, вкус. При этом визуальное восприятие всегда самое прочное и долговременное. Все потому, что зрительные нервы, соединяющие глаза и мозг, в 20 раз толще, чем нервы, идущие от уха к "серому веществу". Во-вторых, память будет улучшаться, если вы будете периодически повторять нужный материал. И в-третьих, ассоциации помогут быстро находить нужный "файл" в мозге, распаковывать его и воспроизводить.

Тренировка памяти

Мозг, как и любой другой орган, можно укреплять. Как развить долговременную память? Ответ прост: выполняйте периодически несколько простых упражнений:

  • Учите стихи. Объём текста при этом нужно каждый раз увеличивать. Для мотивации и позитивных эмоций выбирайте те произведения, которые нравятся именно вам.
  • Решайте логические задачи. Купите себе брошюрку с такими заданиями и в перерывах между работой блесните умом перед коллегами.
  • Играйте в ассоциативные игры. Сидя с семьёй за столом после ужина, называйте города или имена, которые возникают в вашей памяти, например, от воспоминаний про море. Составляйте ассоциативные ряды (зима—снег—санки—дети—удовольствие).
  • Решайте скандинавские и японские кроссворды.
  • Распутывайте логические компьютерные головоломки.

Хорошая память — это не только генетическая предрасположенность и наследственность, это также работа над собой и своими умственными способностями. Помните, что при желании даже обезьяну можно заставить мыслить.

Учёные установили: память у младенца в утробе матери начинает работать уже через 20 недель после зачатия. Были проведены тесты: с помощью ультразвукового сигнала врачи посылали в живот беременной женщины импульс и проверяли реакцию плода на него. Оказалось, малыш уже воспринимает шум, реагирует движением рук или ног. Правда, после 5—6 сигнала он привыкал к раздражителю и переставал на него реагировать. Ученные считают, что вскоре человеческий разум достигнет пика развития, и мы сможем вспомнить всё услышанное или увиденное даже в утробе матери.

Возможности памяти действительно неограничены. Главное — научиться правильно ею пользоваться. Уже не один раз на планете заявляли о себе индивиды, обладающие феноменальными способностями. Например, Александр Македонский помнил имена всех своих солдат, Моцарт мог по памяти воспроизвести любое музыкальное произведение, академик Иоффе знал всю таблицу логарифмов. Черчилль выучил наизусть почти всего Шекспира, а Доминик О"Брайен всего за 38 секунд запоминал порядок перетасованных карт в колоде. Бил Гейтс запомнил сотню кодов программного языка, который был им создан. Примеры этих людей показывают, что возможности "серых клеток" велики. Наша задача — максимально их развивать и совершенствовать.

В психологии под долговременной памятью понимают один из главных познавательных психических процессов.

Благодаря долговременной памяти мы способны обращаться к своему прошлому, отыскивать в нём информацию, которая необходима для понимания настоящего. В долговременной памяти содержатся знания, придающие смысл нашему опыту, нашей жизни. Долговременная память соединяет прошлое и настоящее и собирает информацию для будущего. От развития этого вида памяти зависит процесс обучения, накопление профессионального опыта, становление профессионального мастерства.

Согласно концепции Р. Аткинсона, предлагающей наиболее разработанную модель структуры памяти, последняя представляет собой три согласованно работающих блока: сенсорных регистров (с хранением информации около 1 секунды), кратковременного хранилища (с небольшим объемом и длительностью хранения около 30 секунд) и блоком долговременного хранения (с неограниченным объёмом и временем сохранения информации). Долговременная память как раз и является третьей частью этой трёхкомпонентной модели памяти.

Долговременную память отличают устойчивость, емкость, богатство и разнообразие абстрактных форм, структур, кодов. Исследователи нейрокогнитологии давно задаются вопросом, где память локализована и как мозг осуществляет хранение информации в долговременной памяти. В конце XX века были сделаны важнейшие открытия, позволяющие приблизиться к пониманию этих процессов. Так, выяснилось, что память локализована и в специальных областях, и по всему мозгу. Сложность исследований заключается в том, что сенсорные переживания в мозге сложны и многообразны.

Особенности хранения информации в долговременной памяти

В процессе запоминания задействовано множество разных структур анализаторов и центральной нервной системы. Таламус занят отфильтровыванием лишнего, в сенсорной коре структурируется поступающая информация и формируется кратковременная память. В ассоциативной коре путём анализа оперативных задач организма и его биологической программы определяется, какие данные будут важны в течение суток и какая информация должна быть переведена в долговременную память.

Процесс длительного сохранения информации в долговременной памяти происходит при участии нуклеиновых кислот и специфических белков памяти. Учёные предполагают, что функционирование механизма запоминания информации, хранящейся в долговременной памяти, связано с изменением структуры нервных клеток и связей между ними.

В процессах памяти важная роль отводится гиппокампу: благодаря ему избирательно улучшается фиксирование отдельных событий, имеющих особо важное биологическое значение.

Что влияет на эффективность запоминания?

Эффективность запоминания зависит как от объективных, так и от субъективных факторов. Объективные отражают особенности материала, который Вы хотите запомнить:

Наглядность информации;

Её количество и структурированность;

Осмысленность;

Степень известности.

Субъективные особенности отражают специфические особенности самого человека, запоминающего информацию. Они включают:

Ведущий тип памяти (используя его, Вы добьётесь наибольшей эффективности);

Установки;

Мотивированность;

Активность;

Функциональное состояние;

Степень знакомства с материалом.

Что важно для прочности запоминания информации, подлежащей сохранению в долговременной памяти?

В ходе исследований учёные выяснили, что два фактора оказывают наиболее сильное влияние на прочность запоминания: это его активность и осмысленность.

Показатели активности:

— Наличие осознанной цели и достаточной мотивации.

— Связь запоминания материала с эмоциями.

— Включение запоминания в процесс деятельности.

Показатели осмысленности:

— Структурирование запоминаемой информации.

— Установление логических связей между частями материала.

— Самоконтроль в процессе запоминания.

— Неоднократное повторение.

Осмысление информации – важный момент, от которого зависит прочность запоминания. Алгоритм осмысления может быть таким:

1.Понимание цели запоминания и прикрепление новых знаний к актуальным потребностям.

2.Понимание смысла изучаемого материала.

3.Анализ информации.

4.Поиск главного, выделение наиболее важных мыслей.

5.Обобщение.

6.Запоминание обобщенного материала.

Как развить долговременную память?

Память, как одна из когнитивных функций мозга, благодаря его свойству пластичности, развивается и тренируется. Существует немало рекомендаций, подсказывающих, как развить долговременную память, и ниже мы рассмотрим некоторые из них:

— Учитывайте, что лучше всего запоминаются начало и конец материала («эффект края», выявленный Эббингаузом).

— Повторяйте материал правильно: сначала – через несколько часов после запоминания, а потом – ещё раз, через несколько дней. Это даёт наилучший результат.

— Объёмную информацию делите на части, блоки. Структурируйте её. Это заметно расширит ёмкость памяти.

— Используйте при запоминании мнемонические приёмы.

— Если есть возможность, не оставайтесь сторонним наблюдателем: активное участие при работе с информацией даёт возможность лучше понять и запомнить материал, подключив, к тому же, эмоциональную составляющую.

— Тренируйте когнитивные функции мозга на .

В 21 веке на память жалуются совсем молодые люди. Это неудивительно, ведь мозгу каждый день приходится обрабатывать огромные потоки информации. В итоге, список покупок, номер телефона детской поликлиники, день рождения подруги буквально «вылетают из головы». Хуже всего, что производители высокотехнологичных гаджетов поощряют такой порядок вещей. Людям много чего можно не запоминать: номера телефонов и дни рождения записаны в смартфонах, для списков покупок и повседневных дел есть специальные приложения, а вспомнить, кем был, к примеру, Цицерон, в считанные минуты поможет интернет.

Ученые постоянно доказывают, что возможности человеческого мозга практически безграничны. И это касается не только всемирно известных гениев, но и обычных людей. Объем памяти у каждого человека индивидуален, но ежедневно используется не весь его потенциал. Развитие памяти важно не только для школьников и студентов, которым предстоит сдавать экзамены. Совершенствование процессов запоминания является своеобразной тренировкой для мозга, которая с большой долей вероятности поможет сохранить ясный ум даже в глубокой старости.

О видах памяти и методах ее развития пойдет речь в данной статье.

Процессы памяти

Памятью в психологии называют форму психического отражения, заключающуюся в запоминании, сохранении и воспроизведении приобретенного опыта в будущем. Она является одной из особенностей психики человека, чертой его индивидуальности, ведь воспоминания у каждого уникальны. Утрата памяти (амнезия) обозначает потерю собственного «я».

На сегодняшний день существуют различные способы развития памяти, но эффективность методик зависит от наличия элементарных знаний о видах и закономерностях ее основных процессов.

Различают четыре главных процесса:

  • Запоминание – это основа памяти. В моменты высокого эмоционального напряжения возникает состояние импринтинга – мгновенного запоминания. К примеру, человек помнит, как в детстве, сорок лет назад, на Новый год он нашел под елкой игрушку, о которой очень мечтал. Всплеск позитивных эмоций позволил запечатлеть картинку из прошлого с фотографической точностью на всю жизнь.

Запоминание может быть непроизвольным и произвольным (происходит с намерением сохранить информацию).

  • Сохранение, с точки зрения психологии, описывается не только количеством забытого/сохраненного материала. Существует доказанная зависимость между сохранением и установкой личности (выучить на экзамен), условиями заучивания, характером последующей информации.

Возможность вспомнить переживания из глубокого детства под влиянием гипноза может свидетельствовать о том, что в человеческой памяти всегда хранятся следы прошлого опыта, недоступные для расшифровки в сознательном состоянии.

  • Забывание проявляется отдельными ошибками в припоминании и полной невозможностью узнать воспринятое в прошлом.
  • Воспроизведением называются процессы извлечения из памяти ранее сохраненной информации. Оно может быть непроизвольным, когда какой-либо образ появляется без желания человека. Узнавание – это произвольное воспроизведение, которое опирается на установление сходства между воспринимаемым образом и сохраненным в памяти. Припоминание – следующая ступень воспроизведения, требующая от индивида некоторых усилий, для воссоздания нужной информации.

Опора на сходные идеи и образы – лучшее вспомогательное средство припоминания.

Виды

Человеческая память классифицируется по двум основным показателям: по сроку хранения информации и преобладающему анализатору.

  • Мгновенная – длится до 0,5 секунды, а ее суть – в отражении данных органами чувств без какой-либо обработки.
  • Кратковременная – существует для непродолжительного хранения главных элементов воспринятого. Ее продолжительность равна приблизительно 20-ти секундам.

Считается, что объем кратковременной памяти в среднем – 5-9 единиц информации. Именно столько слов, цифр, образов способен воспроизвести человек через несколько десятков секунд после однократного знакомства с ними.

  • Оперативная – разновидность, рассчитанная на хранение материала в течение заданного периода. После решения поставленной задачи информация может стираться из оперативной памяти.
  • Долговременная – способность хранить информацию практически неограниченное количество времени и воспроизводить в любой момент.

Генетическая память – передача информации, хранящейся в генотипе, по наследству. Таким образом, у представителей последующих поколений с рождения есть комплекс бессознательных действий, к примеру, безусловные рефлексы. Это единственный вид памяти, на который человек не может повлиять посредством обучения и воспитания.

В зависимости от главного анализатора данных, поступающих из внешней среды, выделяют такие виды:

  • Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов, возможность видеть «перед глазами» (в воображении) детальную картину воспринятого, даже когда оно уже не действует на органы чувств. Без развития этого вида памяти нельзя стать инженером или художником.
  • Слуховая – способность запоминать и воспроизводить разнообразные звуки. Она особенно присуща музыкантам, филологам, людям, которые изучают иностранные языки. Любой ученый, лектор, учитель в школе должен уметь быстро воспринимать смысл услышанного и прочитанного текста, выделять порядок логических цепочек в рассуждении и пересказывать достаточно точно своими словами.
  • Эмоциональная – ее еще называют памятью на переживания. Имеет практическое значение для хорошего запоминания материала, ведь более прочно в мозгу закрепляется то, что связано с эмоциональными переживаниями индивида.
  • Двигательная – особенно нужна спортсменам и танцорам, чтобы сформировать сложные двигательные навыки.

Тренировка

Люди рождаются, имея равные возможности развития памяти и огромный потенциал, заложенный природой. Их задача – раскрыть его, что очень важно для успешной трудовой деятельности и просто повседневной жизни.

Не все типы памяти человек может использовать сразу после появления на свет. С первых дней жизни преобладает эмоциональная, далее подключается двигательная, за ней следует образная, а к 3-4 годам начинает проявляться логическая память.

Для того чтобы улучшить память, существует мнемотехника. Это комплекс методов развития памяти у человека, основанных на главных принципах запоминания информации, ее хранения и воспроизведения. Приемы мнемотехники связаны с образованием искусственных ассоциаций.

  • Образование фразы из начальных букв информации, которую нужно запомнить. Яркий пример эффективности этого способа – известная фраза для запоминания последовательности цветов в спектре: «Каждый охотник желает знать…»

  • Запоминание научных терминов и иностранных слов методом подбора созвучных слов русского языка. К примеру, английское Sleep [сли:’п] – «спать» можно запомнить с помощью звуковой ассоциации «слип-аются глаза».
  • Метод связывания ярких образов с запоминаемой информацией. К примеру, внести в память группу слов — «собака», «дождь», «дом», «очки», «звонок» — можно, составив своеобразный мультфильм с их участием.
  • Метод Цицерона. Нужно представить прогулку по хорошо знакомому месту или маршруту (собственная комната, путь на работу), а материал, который следует запомнить, расположить мысленно по ходу прогулки. Когда потребуется вспомнить нужную информацию, она будет находиться в тех местах, куда ее поместили во время виртуального обхода.
  • Цепочка образов. Тренировка образного мышления может быть затруднительной для людей, руководствующихся в повседневной жизни только логикой. Но это упражнение помогает понять множество приемов мнемотехники. Суть его такова: между двумя любыми словами нужно создать цепочку слов-ассоциаций, между которыми имеется что-либо общее или же противоположное. Для примера: яблоко – котенок. Яблоко – яблоня – ветка – котенок.
  • Для развития долговременной памяти на числа можно использовать следующие приемы.
    • Выделение знакомых чисел. Например, число для запоминания – 8931412. 89 – год рождения жены, 314 – начало числа Пи, 12 – день рождения сына;
    • Цифровые образы – связывание цифр с предметами, имеющими похожую форму. Ассоциации могут быть следующими: 1 – кол, 2 – утка, 3 – усы, 4 – стул, 5 – звезда, 6 – замок, 7 – нос, 8 – очки, 9 – воздушный шарик, 10 – глобус. Для активизации зрительных образов желательно сделать на обычном листике бумаги небольшие картинки напротив каждого числа.

  • Методики развития зрительной памяти пригодятся каждому человеку. Народная мудрость гласит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, ведь в одно ухо залетает, а во второе вылетает. Для формирования способности запоминать мельчайшие детали существуют несложные упражнения.
    • Сконцентрируйте на минуту внимание на каком-либо предмете (картина, рекламный буклет, ваза с цветами), потом уберите его с поля зрения и попробуйте записать все, что вы о нем запомнили. Сравните записанное с реальным. Удалось ли вам зафиксировать все детали, цвета, последовательность расположения предметов?