Занятия для 2 летнего ребенка. Игры, улучшающие мелкую моторику. Игра переливание воды

Антонина Ломакина
Игровые занятия с детьми 2-х лет

Возраст ребёнка до 3 лет- самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребёнком. Игра- первое, чему нужно научить любого малыша.

Именно в возрасте до 3 лет ребёнок начинает посещать детский сад. Первые дни в детском саду- один из самых волнующих моментов в жизни каждой семьи. К какой воспитательнице попадёт ребёнок, понравится ли ему в детском саду, как быстро привыкнет к новой обстановке, найдёт ли себе друзей, не будут ли его обижать…. Эти и ещё многие вопросы волнуют каждого родителя.

Маленький ребёнок ещё не может сам занимать себя, он не знает, что делать с той или иной игрушкой, не умеет общаться со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Поэтому главная задача педагога на данном этапе- помочь ребёнку как можно быстрее адаптироваться к непривычной для него обстановке.

Адаптация к детскому саду- сложный, а иногда и длительный процесс, продолжающийся от 1 до 3 недель, но бывает, затягивается на полгода и даже год!

Вхождение ребёнка в коллектив должно быть постепенным. Сейчас существует много групп кратковременного пребывания. Задача таких мини-групп не только воспитать полноценную и разностороннюю личность, но и помочь ребёнку безболезненно пережить поступление в детский сад.

На занятиях дети знакомятся со следующими видами игр :

Подвижные («Прятки» , «Поймай собачку» , «Маленький-большой» , «Дождик и солнышко» , «Через ручеёк» , «Воробушки и автомобиль» )

Спортивные (ползание, лазанье, ходьба, игры с мячами, прыжки, бег)

Музыкальные (игра на музыкальных инструментах, угадывание, что звучит, слушание музыкальных произведений)

- физкультминутки : «Зайка серенький сидит» , «Мишка косолапый» ; пальчиковые игры : «Этот пальчик- мама» , «Сорока-белобока» ; хороводы «Как на наши именины» , «Раздувайся, пузырь»

Упражнения для развития речи (чтение потешек, стихотворений, сказок; игры на понимание слов «Что это?» , «Что делает?» , «Какой он?»

Игры-драматизации (инсценировка сказок и потешек : «Курочка ряба» , «Репка» , «Теремок» и. т. д)

На развитие мелкой моторики рук (Переложи горох, мозаика, сними прищепки, прикрепи магниты, шнурки)

Артикуляционная гимнастика (дыхательные упражнение «Дуем на одуванчики, вату, воду» , «Мыльные пузыри» )

Ролевые игры с куклами и мягкими игрушками (покормить, одеть , причесать, положить спать) : «Магазин» , «Доктор» , «Моем посуду»

Обучающие на развитие внимания, памяти, мышления «Подбери двери к домикам» , «Кто на чём играл?» , «Найди одинаковые предметы» , «Убери лишний предмет» , «Чем отличаются предметы»

Конструирование строительство из деревянных деталей башенок, поездов, домиков

Рисование цветными карандашами, гуашевыми красками : пальчиками, ладошками

Лепка из пластилина и глины

Аппликация наклеивание заранее вырезанных из цветной бумаги деталей

Чтобы сделать занятия более эффективными , надо обратить внимание на следующие моменты :

До начала занятий ознакомьтесь с игровыми заданиями , продумайте план занятия , подготовьте необходимый материал;

Не забывайте о технике безопасности! Вы должны быть уверены, что ребёнок не проглотит или не засунет себе в нос или ухо мелкий предмет, не упадёт;

Организуйте рабочее пространство, уберите отвлекающие предметы;

В начале занятия необходимо вызвать у детей желание к совместному творчеству;

Ваша речь должна быть чёткой;

Важно, чтобы взрослый принимал непосредственное участие во всех играх детей;

Если некоторые отказываются заниматься, не навязывайте им игры. Начните занятие , и очень скоро эти дети захотят присоединиться к вам;

Будьте доброжелательны и уважительны к детям;

Похвала - прекрасный стимул для дальнейшего развития ребёнка. Не забывайте об этом!

Что должны уметь делать дети от 2 до 3 лет.

Для того чтобы оценить насколько правильно развивается ребенок необходимо знать, что он должен уметь в возрасте 2-3 лет :

Выполнять сложные просьбы, которые состоят из 2-3 действий. Например : подойти к шкафу, открыть дверку, взять кофту и закрыть дверь.

Уметь говорить простые фразы и понимать родителей.

Желательно уметь самому раздевать и одеваться. Этому легко научить, показав несколько раз.

Самостоятельно ходить на горшок и мыть руки.

Резать бумагу ножницами. Это не опасно.

Строить несложные постройки из кубиков или конструктора; Собирать пирамиду от 8 деталей;

Собирать логический кубик, правильно подобрав детальки к отверстиям. Главное не торопите ребенка. Если он не понимает что вы от него хотите, придумайте задание легче. А потом добавьте еще один пункт. Не забывайте, что многое для ребенка в новинку. Помогайте малышу во всем, и обязательно проявляете терпение, ведь у него не все и не всегда может получаться с первого раза.

Публикации по теме:

Физкультурно-игровой проект для детей младшего дошкольного возраста «Веселые воробышки» (сюжетно-игровые занятия) Пояснительная записка: Государство, каждая семья заинтересованы в воспитании подрастающего поколения, его здоровом образе жизни. Здоровье.

Гендерные игры и игровые ситуации в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста Занятие на тему: «Мальчишки и девчонки» Программное содержание: Учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками,.

Игровые комплексы с детьми 1,5–2,5 лет в адаптационный период Игровые комплексы с детьми 1,6 -2,5 года в адаптационный период Выполнила: старший воспитатель Череданова И. В. 1. «Мишка» Цель: помочь.

Игровые технологии - эффективное средство развития связной речи в работе с детьми с ОНР Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи: уровень информативности высказывания.

Игровые занятия по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста «Рыбки» Игры по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста «Рыбки.» Цель: Развитие творческого воображения, фантазии у детей.

Конспект коллективного просмотра «Игровые занятия по формированию целостной картины мира «Мой любимый детский сад» Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть и послушать вас, как вы отвечаете на вопросы. Давайте поздороваемся с.

Дети очень быстро растут, в этом убеждены, наверное, все родители. Чем старше становится ребенок, тем больше он нуждается в получении новых знаний и умений. Развивающие занятия для детей 2, 3 лет должны проводиться каждый день, ведь именно в этом возрасте детский мозг активно развивается, у него отличная способность получать новую информацию и запоминать ее.

Ребенок в 2 года: какой он?

Обычно малыши в 2, 3 года очень активны. Они стремятся все попробовать, узнать, везде побывать. Усидеть на одном месте чрезвычайно сложно, несмотря на то, что концентрировать внимание они научились лучше по сравнению с годиком и полутора.

Ребятишек в 2 года необходимо постоянно развивать . Речь идет даже не о специальных занятиях, это должно постоянно присутствовать в повседневной жизни. Развивать малыша можно и самостоятельно, достаточно все стараться ему объяснять в игровой форме, внимательно следить за его интересами. Важно не переусердствовать. Уставший карапуз не будет воспринимать новые знания, он станет капризничать. Не заниматься долго необходимо еще и для того, чтобы сохранить интерес к познанию.

Развивать способности малыша можно уже на специальных занятиях. Занятия с детьми 2, 3 подразумевают частую смену деятельности. На них ребятишки рисуют, лепят, учатся говорить, общаться, танцевать. Это хорошо сказывается на общем развитии деток. Принимают на такие занятия, как правило, всех ребятишек в более-менее сознательном возрасте. Они при этом должны уметь ходить.

В возрасте 2 лет дети начинают по-иному воспринимать окружающую действительность, чувствовать себя. За основу развивающих занятий можно взять все пришлые игры, немного усложнив каждую из них. В этом возрасте внимание рассредоточено, поэтому в процессе занятий малыш должны быть постоянно заинтересован. Это требует сил и времени, поэтому многие мамы с легкостью отдают ребенка в дошкольные образовательные учреждения для занятий со специалистами.

При выборе занятий важно учитывать особенности детей в 2 года:

Занятия с детьми 2, 3 лет своевременны еще и потому что в этом возрасте возрастает самостоятельность ребятишек. Они готовы к тому, чтобы пробовать что-то новое и независимо от взрослых решать несложные задачи.

Занятия для детей от 2 до 3 лет

Малыш в 2, 3 года открыт миру, он готов развиваться, получать новые знания с удовольствием. Проводить обучение в этот период легко ненавязчиво, позитивно, но постоянно.

Развивающие занятия состоят из нескольких блоков:

  • для развития речи;
  • логики и математического мышления;
  • мелкой моторики;
  • творческие;
  • для социализации малыша и познания окружающего мира.

Хорошо развивать абстрактное мышление, заниматься физической активностью вместе со своими детьми. Каждое занятие для развития по продолжительности не может превышать 15-20 минут. Иногда хватает даже 10 минут. Постоянно стоит проводить смену деятельности. Тогда результат будет наиболее благоприятным.

Занятия с малышом 2 лет для развития речи

Как известно, главные учителя для малышей – это их родители. В двухлетнем возрасте уже недостаточно просто называть предметы. Сейчас мама должна описывать и свойства, давать основные характеристики. Важно направить ход мыслей крохи правильно.

Для развития речевых навыков крайне важно читать интересные книжки. Обращать внимание следует не на объем прочитанной детской литературы, а на качество. То есть сказки и стихотворения лучше всего анализировать, пересказывать, задавать вопросы и отвечать на них. Давать характеристику персонажам, их действиям.

Хорошо выполнять следующие задания:

  • «забывать» некоторые слова в стихотворениях для побуждения малыша вставлять их самостоятельно;
  • повторять за персонажами их поступки, возможно, проигрывать несложные сюжеты в реальности;
  • по ходу чтения сказки отвечать на простые вопросы по смыслу;
  • хорошо, если сказка эмоциональная, тогда можно постараться повторять восклицания героев, подражать их голосам, воспроизводить звуки.

Задача малыша в 2 года не только развивать речь, но и учиться правильно строить предложения, формулировать свои желания и мысли. Хорошо в данном возрасте запоминаются и воспринимаются сказки с повторением событий. К таким можно отнести «Колобка», «Репку», «Теремок». Сначала малыш будет стараться воспроизвести часть сказки, затем у него получится пересказать ее полностью.

В возрасте от 2 до 3 лет дети учатся запоминать небольшие четверостишья. Отлично подойдут стихотворения А.Барто. Это может быть «Лошадка», «Мишка», «Бычок» и др. Важно, чтобы произведение ребенку очень нравилось, и он его полностью понимал. Начинать запоминать следует с последних слов. Мама, читая, в конце каждой фразы делает паузу, а ребенок должен договорить за нее. Это отличный способ заучивания небольших стихотворений в возрасте 3 лет.

Родители не должны забывать о том , что важно ежедневно пополнять словарный запас. На улице и дома старайтесь все объяснять ребенку, даже если он не задает вопросов. В маленькой головке уже с такого возраста постепенно все откладывается, чтобы всплыть через несколько лет.

Полезно ездить в новые интересные места. Это не только хорошие впечатления как для малыша, так и для всей семьи, но и отличный повод расширить кругозор, а, значит, и словарный запас.

Развитие логики и математического мышления

Требовать от двухлетнего ребенка заучивания всех цифр, конечно, рано. Однако некоторыми понятиями в таком возрасте он все же должен обладать. Например, много – мало, большой – маленький, высоко – низко и т.д.

Обычно ребятишек в 2 – 3 годика стараются научить счету до трех. Также должно быть понятие о простых геометрических фигурах. Это квадрат, круг, треугольник. Учить малыша овалу и прямоугольнику пока не стоит, чтобы не запутать его в дальнейшем.

Хорошо для развития подойдут сортеры, кубики, карточки с цифрами и картинками. Математические занятия требуют хорошей усидчивости и постоянной концентрации внимания. Они должны проходить в непринужденной форме. Если ребенок не понимает , что такое один, два и три, не надо пытаться это заучить. Лучше заинтересовать его, чтобы желание научиться появилось непосредственно у ребенка.

Логические игры призваны развивать мышление детей, память, учить быть более внимательными. В возрасте 2, 3 лет ребенку они просто необходимы.

Примеры игр на развитие логики:

Обычно математические и логические задачки нравятся всем детям. Важно развить интерес и выбрать задание, соответствующее возрасту малыша.

Творчество

Творчество является неотъемлемой составляющей жизни любого ребенка младшего возраста. Это помогает правильно воспринимать мир, растит разносторонним и любознательным.

Начиная с 2 лет детей учат лепить из пластилина, предлагают им простые карандаши, краски. Хорошо подойдут для занятий раскраски. Рисунки не должны быть сложными, все детали могут иметь большой размер. Также хорошо учить ребенка резать ножницами. Если они специальные для детей, риск получения травмы сведен к нулю.

Касательно творческих занятий , важным принципом здесь является предоставление максимальной свободы творчеству. Малыш должен придумывать образы, фигуры, смешивать цвета, в общем, экспериментировать.

Примеры занятий по рисованию:

Изучение цветов можно превратить в увлекательную игру. Сначала нужно познакомить ребенка с определенным цветом. Несколько раз повторить его название. Затем любой попавшийся предмет этого цвета можно вовлекать в игру. Делать это нужно постоянно, как дома, так и на улице.

Иногда очень хорошо получается запомнить цвет, если каждый день посвящать определенному оттенку. Видя с утра до вечера и обращая внимание лишь на определенный цвет, малышу будет легче его запомнить. Можно выбрать картинки и развешать их по всей комнате.

Одно из главных мест в творческих занятиях на данном этапе развития занимает музыка. Так малыши учатся чувствовать, сопереживать, вникать в суть вещей. Для начала хорошо подойдут песенки из любимых мультфильмов. Затем можно пойти дальше , включив ребенку настоящие вокальные и инструментальные произведения, классическую музыку (желательно в обработке, чтобы ребенок не заскучал).

Мелкая моторика

Мелкая моторика – это один из лучших видов игр для развития малыша в 2 года. Двигательная активность маленьких пальчиков стимулирует развитие мыслительных способностей. Ребенок должен понимать, что при работе с пластилином задействуются определенные приемы. Например, скатывание шариков, колбасок. После освоения этих элементов хорошо пойти дальше. Дайте малышу понять, что их можно изменять по форме. Шар, если его сдавить с обоих сторон, легко превратится в плоскую лепешку, из колбаски, если соединить концы, можно получить настоящее кольцо.

Пальчиковую гимнастику лучше всего начинать с самых простых упражнений. Устройтесь с ребенком за столом. Сначала на стол положите кисти ладонями вниз, затем разверните наоборот, поставьте ребром. Делать это нужно четко, постепенно ускоряясь в темпе. Обычно деткам нравятся подобные упражнений, хотя получается сделать все правильно не сразу. Знаменитые потешки про сороку-белобоку и ладушки также являются отличным вариантом пальчиковых игр.

И, наконец, поскольку дети в возрасте 2, 3 лет уже достаточно оторваны от мамы, они начинают чувствовать потребность в общении со сверстниками. Родители должны учить ребенка правильно выстраивать диалог, по возможности не ссориться и не обижаться. Немаловажно самому идти на контакт и учиться меняться игрушками.

Если родители ответственно подходят к воспитанию, многие мамы на интуитивном уровне чувствуют, что именно сейчас необходимо дать малышу. А это зачастую наилучший вариант развития физического и психического здоровья.

В возрасте двух с половиной лет развитие малыша, как физическое, так и психическое, снова делает огромный шаг вперед. Теперь характер крохи уже практически сформировался. Малыш любит ролевые игры и книги. Многие из деток 2,5 лет собираются пойти в детский сад, а кто-то уже посещает это учреждение. Какими умениями обладает малыш к этому возрасту и как заниматься с ребенком, чтобы стимулировать его дальнейшее развитие?


С ребенком в 2,5 года можно поиграть во множество игр

Особенности возраста

  • Физическая активность карапуза продолжает повышаться. Из-за этого некоторые дети 2,5 лет перестают спать в дневное время, хотя педиатры советуют оставить дневной сон в режиме дня малыша-дошкольника минимум до 5 лет.
  • Близится новый кризис развития (трех лет), поэтому родителям важно отыскать баланс между запретами и разрешениями. На ребенка нельзя давить, но и допускать вседозволенности тоже не следует.
  • Гамма эмоций ребенка расширяется. У ребенка уже есть тонкие и весьма сложные эмоциональные реакции, например, тоска, сочувствие, опасение, зависть или нежность. Ребенок уже может сопереживать. Кроха по-прежнему привязан к маме, но расставание обычно происходит без слез. Когда у малыша что-то получается и он получает похвалу, это очень радует кроху. Услышав в свой адрес неодобрение, ребенок огорчается.
  • Игры, которыми интересуется малыш, постепенно усложняются. Особенно это относится к ролевым играм, в которых кроха может менять роль по очереди.
  • В речи малыша 2,5 лет уже присутствуют все части речи. Кроме того, ребенок научился контролировать силу голоса. Если раньше карапузу было больше интересно «куда» и «где», то теперь самым частым вопросом становится «почему».


Ребенок нуждается в играх как со взрослыми, так и с детьми

Сделайте вместе с крохой открытку для бабушки по методике «Маленький Леонардо». В следующем видео занятие показывает эксперт по интеллектуальному развитию Теплякова О. Н.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Рост и вес

Если сравнить с показателями в 2 года, то ребенок прибавляет примерно 1100-1200 г и вырастает на 5 см. Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:

Настало время выучить с ребенком основные цвета. Поможет в этом вам следующее видео педагога дошкольного образования Анны Веденеевой.

Что малыш должен уметь?

Большинство деток в 2,5 года умеет:

  • Ходить в быстром темпе и бегать.
  • Спускаться и подниматься по лестнице.
  • Перешагивать через препятствие.
  • Ходить, приподнявшись на носки.
  • Прыгать на двух ногах.
  • Самостоятельно есть, а также пить из чашки.
  • Умываться и чистить зубы, а также самостоятельно причесываться.
  • Надевать без помощи простые вещи, а также обувь, у которой несложная застежка.
  • Понимать шутки.
  • Подражать взрослым в домашних делах.
  • В играх подражать роли своего пола.
  • Участвовать в разговоре.
  • Говорить простыми предложениями, включающими два-три слова.
  • Рисовать карандашами и красками.
  • Складывать кубики и играть с конструктором.
  • Собирать простые (из 2-4 деталей) пазлы.
  • Играть с мячом – бросать его двумя руками, перебрасывать через препятствие, а также ловить двумя руками.
  • Ориентироваться в 3-4 цветах, а также в 4-6 геометрических формах.
  • Контролировать физиологические потребности.


Кинетический песок будет способствовать развитию моторики крохи и займет ребенка при невозможности сходить в песочницу

Занятия

  1. Учите ребенка не только подпрыгивать на одном месте, но и прыгать вперед, отталкиваясь обеими ногами. Также для физического развития рекомендуются игры с мячом.
  2. Предлагайте крохе собирать картинки и пазлы, у которых есть 3-4 детали. Также можно собирать квадрат Никитина.
  3. Играйте с конструктором, предлагая малышу не только строить произвольно, но и ориентироваться на чертеж.
  4. Рассматривайте с ребенком разные картинки и обсуждайте их. Предлагайте отыскать на них ошибки (используйте для этого пособия).
  5. Для музыкального развития крохи включайте ребенку разнообразные мелодии, вместе слушайте звуки разных инструментов, а также обращайте внимание малыша на звуки вокруг него (чирикание птички, шум транспорта, звук воды в ванной, шуршание листьев от ветра). Если ребенку нравятся детские песни, предложите ему угадывать напетую мамой знакомую мелодию.
  6. Занимайтесь с ребенком рисованием. Для этого используйте карандаши, краски, мелки, фломастеры, а также рисуйте палочкой по снегу или песку во время прогулок. Малышам 2,5 лет по-прежнему нравятся пальчиковые краски. Также уже можно предложить малышу раскрашивать картинки.
  7. Много общайтесь с ребенком, чтобы его словарный запас постоянно расширялся. Стройте с малюткой диалоги, отвечайте на вопросы карапуза и задавайте свои.
  8. Лепите с крохой из пластилина либо из соленого теста, а также делайте разнообразные аппликации.
  9. Изучайте с малышом понятия мало-много, ниже-выше, справа-слева.
  10. Сортируйте с ребенком разные предметы, взяв за основу цвет, тип, величину или другую характеристику.
  11. Загадывайте ребенку несложные загадки, например, описывайте животное и предлагайте его отгадать.
  12. Предлагайте крохе поиграть с кубиками, прищепками, водой, рамками-вкладышами, мозаикой, шнуровкой.
  13. Предложите крохе отгадать предмет на ощупь.
  14. Рассматривайте с малышом карточки Домана и пользуйтесь для развивающих занятий другими пособиями.
  15. Для развития памяти карапуза прячьте игрушки и находите их, предлагайте ребенку принести вам предмет по памяти, обсуждайте события, которые недавно произошли.
  16. На прогулке, а также с помощью книг и видео изучайте с ребенком окружающий мир – животных, транспорт, явления природы, насекомых, продукты питания, цветы и многое другое.


Больше занимайтесь с ребенком над более слабыми областями развития

В двухлетнем возрасте ребенок делает качественный скачок в своем развитии, осваивает новые горизонты. В ближайшее время могут прозвучать первые фразы, первое «я». В этот период очень важно уделить внимание сенсорному развитию (развитие органов чувств) и моторному (овладение движениями). В статье представлен обзор идей интересных и развивающих игр и занятий с детьми от 2 до 3 лет.

В этом возрасте уже можно начинать знакомится с первыми буквами, заучивать цвета, простые фигуры. Усилить восприятие ребенка можно через зрительные, тактильные, слуховые компоненты.

Предлагаю Вашему вниманию несколько разновидностей игр и занятий, которые помогут малышу развить такие познавательные процессы, как восприятие, внимание, память, логическое мышление.

1. Игра с баночками и крышками

Подготовьте различные пустые емкости с крышками (например, из-под крема, лекарств, кофе, шампуня и др.)

Покажите малышу, как нужно отворачивать крышки и дайте ему самому это сделать с остальными банками. Затем все перемешайте и дайте задание подобрать к каждой баночке подходящую крышку. Периодически меняйте баночки и усложняйте задачу малышу, ищите разные варианты закручивания крышек.

2. Игра с прищепками

Подготовьте для игры различного вида и цвета прищепки, шнурки, ленточки, фигуры животных, деревьев из картона и др.

Покажите малышу, как открывается ротик прищепки, медленно нажимая указательным и большим пальцем на нее. Затем дайте попробовать ребенку. Далее предложите ребенку сделать ежика, солнышко, елочку, рыбку, стрекозу. Также дайте ребенку попробовать прикрепить прищепки к различным краям, например рукавички, полотенца, корзинке, шнурку.

3. Игра обобщение

Подготовьте различные фрукты и овощи и разложите перед малышом. Попросите найти и отложить в сторону только груши (разные по цвету и размеру), а в другую яблоки. Для малышей старше 2,5 лет дайте задание разложить в одну сторону овощи, а в другую фрукты.

4. Игра «Договори словечко»

Приготовьте картинки, например с кошкой, мишкой, машиной, мячом. Разложите перед ребенком картинки, назовите их и предложите малышу назвать их самостоятельно. Затем предложите рассказать стишок и назвать картинку, которая подходит к стишку. При этом заканчивая стихотворение, последнее слово даете назвать малышу.

Шел по лесу толстый мишка

На него свалилась (шишка),

Тише Танечка не плачь,

5. Игра переливание воды

Покажите малышу, как можно переливать воду кружкой из одного ведра в другое. Когда ему надоест, предложите половник или ковш.

Далее покажите, как из одной миски можно перелить воду в другую при помощи шприца, резиновой груши, губкой (отжимая воду в миску), большой ложкой. Дайте ему попробовать самому. Такие игры можно проводить и во время купания.

6. Просеивание

Подготовьте две небольшие миски, ситечко, манку и горох. Манку и горох перемешайте и насыпьте в одну из мисок. Покажите малышку, как нужно держать ситечко и зачерпывать им. Потрясите его, просеивая манку. Когда останется горох, пересыпьте его в пустую миску. Дайте повторить малышу.

7. Сортировка природного материала

Подготовьте три вида природного материала, например разновидности орехов. Попросите ребенка разложить предметы в три миски, покажите, как это делается. Когда малыш справится, предложите ему заняться сортировкой с закрытыми глазами.

8. Учимся различать и называть цвета

Некоторые совершают ошибку, когда начинают обучать цвету, не имея исходных образцов цвета. Например, говорят, покажи желтый цвет, такой же, как солнышко. Однако солнышко бывает не только желтого цвета. Поэтому для обучения всегда должны быть карточки с эталоном цвета. Рекомендуется начинать обучение с самых ярких цветов, например с красного.

Познакомив ребенка с цветом, попросите найти игрушку такого же цвета. Когда ребенок принесет, отправьте его за другой игрушкой, так пока не принесет все игрушки красного цвета. Аналогичным образом познакомьте его с другими цветами. Когда ребенок научится различать цвета, усложните игру и, показывая на предмет, предлагайте ему называть какого он цвета.

Про речевое развитие ребенка от 2 до 3 лет читайте

9. Учимся различать и называть геометрические формы

К трем годам малыш должен научиться различать как минимум две простые формы: круг и квадрат. Если ребенку легко это дается, попробуйте также научить его и другим формам. Для обучения можно использовать разные развивающие игры, рамки, вкладыши, трафареты, наклейки.

10. Учимся рисовать линию

Цель задания постепенного готовить ребенка к письму.

Дайте ребенку лист с изображением жёлтой бабочки и голубой стрекозы, а также цветочка и листочка. Предложите посадить бабочку на цветочек, а стрекозу – на листочек. Для этого надо провести дорожки. Малыш сначала проводят дорожки пальчиком, а потом фломастером.

11.Учим первые буквы.

Тут подойдут любые игровые методики. Мне очень нравится методика Н.Пятибратовой, где для запоминания буквы используется картинка ассоциация и закрепляющее движение. Методика рассчитана для быстрого запоминания.

Из литературы в этом плане подойдет: Букварь. Учимся читать с 2-3 лет. Все задания здесь рассчитаны именно на малышей.

Очень интересная азбука Юлии Таракановой «Живые буквы». Картинка — ассоциация, подобранная к букве, по своей форме очень похожа на саму букву. Так что в процессе игры с карточками в памяти ребенка формируется устойчивая ассоциация «картинка - форма буквы - название буквы».

12. Учимся считать и разделять простые формы

В этом возрасте целесообразно обучить ребенка счету до 5.

В процессе обучения можно использовать игрушки, кубики, пальцы рук, счеты, считалочки и другие игры.
Также для изучения очень важны карточки. Их можно купить, или смастерить с ребенком самостоятельно. В начале показывайте их малышу последовательно, затем меняйте очередность.

Учите малыша сравнивать предметы различать контрастные величины:

  • На примере карандашей либо веревочек объясните, что значит короткий и длинный;
  • Сделайте из дощечек две дороги, одну широкую и одну узкую. Пусть малыш покатает по ним машинки. Объясните где широкая, а где узкая дорога;
  • Постройте из кубиков домик, один высокий, а другой низкий. Объясните малышу, где какой домик.

13. Игра весёлые прыжки

Цель — совершенствование моторики детей, координации движений.

Игра в ракету и самолет:

Раз, два - стоит ракета. (Руки вверх, сомкнуты над головой )

Три, четыре - самолёт.(Руки в стороны )

Раз, два - хлопок в ладоши, (прыжки на одной и двух ногах .)

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре -

Руки выше, плечи шире. (Руки вверх и в стороны )

Раз, два, три, четыре -

И на месте походили. (Ходьба на месте )

Проводя занятия, обращайте внимание на то, какие игры нравятся Вашему малышу больше, а какие не очень. Двухлетние малыши сами показывают нам, что им интересно, а наша задача построить на этом развивающие занятия.

Если описать детскую психику одним словом, то это будет слово «хочу!». Хочу жить, хочу развиваться, хочу познавать мир. А вот способы познания у малышей отличаются. Они зависят от тех психологических качеств и талантов, которые даны ребенку с рождения...

Каждой маме хочется, чтобы ее малыш рос самым умным, получил разностороннее развитие. Вовремя успел проявить свои таланты, а в будущем - состоялся в обществе. Ради этой цели мы, родители, готовы скупить все развивающие игры и пособия. Освоить любые методики. Но как выбрать нужные из огромного множества?

Как развивать ребенка в 2-3 года дома, чтобы ему было интересно играть и учиться, чтобы он познавал мир с радостью?

Тренинг «Системно-векторная психология» обладает знанием, с помощью которого родители с пеленок могут видеть врожденные таланты и склонности малыша и развивать именно то, что задано ему природой .

В этой статье мы рассмотрим, как с учетом психологических особенностей малыша обеспечить ему гармоничное развитие в разных областях:

    Знакомство с окружающим миром, изучение свойств предметов

    Развитие речи

    Общая моторика

    Тонкая моторика

    Внимание и память

    Социальные и бытовые навыки

Как и чем увлечь ребенка в 2-3 года

Что интересно ребенку в 2-3 года? На самом деле - абсолютно все! Если описать детскую психику одним словом, то это будет слово «хочу!». Хочу жить, хочу развиваться, хочу познавать мир. А вот способы познания у малышей отличаются. Они зависят от тех психологических качеств и талантов, которые даны ребенку с рождения.

Один малыш исследует мир на ощупь: ему надо обязательно взять вещь в руки, пощупать, погладить, помять. У другого ребенка сверхчувствительный зрительный анализатор, и максимум наслаждения он получает от света и цвета. А из различных пособий особенно выделяет яркие, разноцветные. Третьему важно слышать: как звучит колокольчик, капает кран, поет птица - он наслаждается познанием мира через тихие звуки.

Развивающая игра для детей 2-3 лет вызывает у ребенка естественный интерес, если она опирается на природные таланты малыша.

Когда природные способности ребенка учтены - малыш взахлеб будет исследовать мир, требовать от вас новой информации, еще и еще. Рассмотрим на простых примерах, как это сделать.

Знакомство с окружающим миром

К двум-трем годам запас знаний ребенка о мире существенно расширяется. Чтобы этот процесс был в радость и ребенок всегда испытывал к нему интерес, важно учесть:


    • Настоящий талант к спорту имеют дети с кожным вектором .

    И тело у них под стать: гибкое, ловкое. Такой ребенок сам стремится к высокой двигательной активности. Важно предоставить ему такую возможность. Дома отсидеться не выйдет - летом берите мяч, кегли, скакалки и проводите больше времени на улице. Зимой - важно оборудовать дома спортивный уголок или шведскую стенку, а на улице дать ребенку попробовать свои силы на коньках, лыжах.

    Кожные дети стремятся конкурировать, соревноваться, достигать первых мест. При достижении подходящего возраста разумно отдавать таких малышей в спортивные секции.

      Дети с кожно-зрительным сочетанием векторов не только гибкие и ловкие, но и стремятся к красоте, эстетике .

    Для них больше подойдут танцы и хореография, художественная гимнастика, фигурное катание.

      Малыши с анальным вектором - природные домоседы .

    И тело у них соответствующее: они часто коренастые, сбитенькие, иногда склонные к полноте. Часто это беспокоит родителей, и они стремятся пораньше отдать своего ребенка в спортивный кружок, чтобы развить подвижность и гибкость. Развить то, чего просто не дано природой - невозможно, и такой малыш может страдать в этих кружках оттого, что он хуже всех. Общую моторику такого ребенка развивают иначе.

    Малыш с анальным вектором очень привязывается к привычкам и ритуалам. Если ввести за правило ежедневную утреннюю гимнастику - ее будет вполне достаточно, чтобы такой ребенок в будущем поддерживал физическую форму. Начать можно с подходящих игр с ребенком в 2 года дома - когда под музыку или стишок нужно выполнять определенные действия.

    Тонкая моторика

    Тонкая моторика тоже имеет отношение к свойствам тела. У малышей от природы разные ручки:

      У маленьких кожников - ручки ловкие, чувствительные, пальчики подвижные .

    В придачу к этому природа дала им талант конструирования. Поэтому в собирании различных конструкторов и пазлов этот малыш чемпион. Поскольку он познает мир именно через чувствительную кожу, для развития кожному ребенку в 2-3 года важно предоставить как можно больше тактильных ощущений. Это массажи и водные процедуры, лепка из пластилина или соленого теста.

    Можно использовать дома развивающие игры для детей 2-3 лет, в которых нужно выполнить поделки из крупы, цветного песка. Подойдут игры, когда с закрытыми глазами ребенок определяет предмет наощупь.

      У носителей анального вектора другие ручки - сильные и умелые (если научить) .

    В потенциале это мастер золотые руки, способный внимательно и точно выполнять мелкие действия. Но это задача не на скорость, и она не связана с тактильными ощущениями. Просто малыш с анальным вектором усидчив, внимателен, стремится делать все качественно и на совесть.


    С таким ребенком пораньше берите на вооружение разные поделки: аппликация, оригами, «мягкая игрушка своими руками», поделки из дерева. Если ребенок наделен анально-зрительной связкой векторов - он имеет талант художника, скульптора. Тогда лучше выбрать лепку из глины, роспись фигурок акриловыми красками.

    Внимание и память

      Феноменальная память и внимание к деталям - главные козыри носителей анального вектора .

    При благоприятном развитии в будущем из таких детей вырастают педагоги и аналитики, эксперты, наличие дополнительно зрительного или звукового векторов дает возможность стать учеными, врачами. Поэтому в занятия для таких детей 2-3 лет важно включить , .

    Поможет развивать таланты малыша нахождение отличий между картинками, запоминание изображений и слов. Поскольку эти малыши усидчивые - они с удовольствием будут подолгу заниматься различными настольными пособиями на эту тему.

      В других векторах своя специфическая память .

    Например, тактильная память - у кожников . Они подвижные и неусидчивые, добиться их внимания трудно. Но можно развить у такого ребенка память на тактильные ощущения (с детьми в 2-3 года - это распознавание тканей или предметов различной фактуры наощупь). Опираясь на природное логическое мышление такого малыша, можно давать ему задачки на запоминание логических пар: «кровать - подушка», «дом-окно» и т. д.

    У зрительников - своя, зрительная или эйдетическая память . Поэтому для таких деток важны наглядные пособия. Когда они научатся читать, то будут способны зрительно запоминать правильное написание слов, усваивать огромный объем информации через этот сенсор.

    Звуковая память - особый дар звуковика. Он легче усваивает информацию на слух и тоньше, чем другие дети, воспринимает звуки. С такими малышами можно с детства играть в «Угадай мелодию» - только выбирайте отрывки классических произведений. Можно играть в игру «Что звучало» - определять на слух разные звуки.

    Социальные и бытовые навыки

    Большинство детей 2-3 лет любят игры, в которых можно одевать и раздевать любимую игрушку, знакомить игрушки между собой, проигрывать диалоги. Можно использовать это, чтобы развивать и закреплять социально-бытовые навыки ребенка. Но важно знать, что некоторые малыши имеют в этой сфере свои особенности.

      Бытовые навыки и социальное взаимодействие дольше, чем у других, складываются у маленьких звуковиков .

    Это связано с их природой: такой малыш имеет самую слабую связь с собственным телом - он погружен в свои мысли и состояния. Позже остальных он может отслеживать желания тела и сообщать о том, что проголодался, замерз или хочет в туалет.


    Социальное взаимодействие тоже развивается постепенно и только при благоприятной атмосфере в семье. Звуковик - природный интроверт, любит быть один. Он будет слушать других и вступать в диалог только в атмосфере звуковой экологии. Для такого ребенка может быть сложнее, чем другим, где много шума. И тем не менее - детский сад необходим для его будущей социализации в обществе.

    Важно не откладывать поход в детский сад - оптимальное время для этого 3 года, вне зависимости от векторов любого малыша.

      Малышам с анальным вектором нужно давать побольше времени для усвоения бытовых навыков .

    Поскольку это ребенок, устремленный к качеству, он долго и тщательно возится с каждой пуговицей и шнурком. Если не обрывать и не подгонять его - стремление к совершенству станет крепкой основой для развития ребенка.

    Особую важность для такого малыша имеет очищение организма. Дайте ему возможность проводить столько времени на горшке, сколько ему надо. Именно в его случае - это основа для будущего психологического благополучия. Если его обрывают и подгоняют в таком интимном процессе - он растет упрямым, обидчивым, агрессивным.

      Эмоционального, впечатлительного зрительника нужно как можно раньше учить сопереживанию и состраданию другим .

    Нельзя пугать зрительного ребенка, запрещать выражение эмоций, высмеивать его слезы. Ребенок, не получая удовлетворения своих природных желаний, испытывает страдание, даже стресс - это тормозит его развитие, и возникают трудности в социальной адаптации.

    Мы немного разобрали на примерах, как можно развивать у ребенка заданные таланты. Узнать больше о том, что будет полезно для вашего малыша, а что может ему навредить, как его воспитывать, чтобы он рос здоровым, счастливым и «беспроблемным» вы сможете на .

    Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »