Внешность ребёнка и пол ребёнка - очарованная душа. Вопросы священнику

В ответе на один из вопросов Вы пишете, что Сын Божий предвечно рождается от Отца, Он воплотился от Пречистых кровей Богородицы. Что значит предвечно? Постоянно? Если это так, то почему постоянно? Он уже родился в Вифлееме 2000 лет назад.
Дальше Вы пишете, что он родился от Бога Отца, а в Библии сказано, что "Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого".

Уважаемая Ольга, в Символе веры сказано, что Сын Божий рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Святая Церковь учит, что «рождение Сына Божия есть рождение вечное, и следовательно, никогда не начиналось, никогда и не оканчивалось. Потому-то сам Бог Отец говорит Сыну в одном месте: прежде денницы подобно росе рождение Твое (Пс. 109:3), т.е. родил прежде всех веков, безначально, а в другом: Я ныне родил Тебя (Пс. 2:7), т.е. родил только теперь, или рождаю вечно» (Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие). В ответ на первую часть Вашего вопроса приведу слова святого Иоанна Дамаскина (): «Итак, нечестиво было бы утверждать о рождении Сына, что оно произошло во времени и что бытие Сына началось после Отца. Ибо мы исповедуем рождение Сына от Отца, то есть из Его естества. И если мы не допустим, что Сын изначала существовал вместе с Отцем, от Которого Он рожден, то введем изменение ипостаси Отца в том, что Отец, не будучи Отцем, после сделался Отцем. (…) Святая Кафолическая и Апостольская Церковь учит вместе и об Отце, и о Единородном Его Сыне, из Него рожденном безлетно, без истечения, бесстрастно и непостижимо так, как ведает это один только Бог всяческих. Как вместе существуют и огонь, и свет, из него происходящий, — не прежде огонь, а потом уже свет, но вместе — и как свет, всегда рождающийся из огня, всегда есть в огне и никогда от него не отделяется, — так и Сын рождается из Отца, никак не отделяясь от Него, но всегда пребывая в Нем. Но свет, неотделимо рождающийся от огня и всегда в нем пребывающий, не имеет собственной, по сравнению с огнем, ипостаси, ибо он есть природное свойство огня; Сын же Божий Единородный, из Отца рожденный нераздельно и неразлучно и в Нем всегда пребывающий, имеет Свою собственную ипостась, сравнительно с ипостасью Отца».

Для спасения человечества от греха и для возможности обожения человека Сын Божий воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. «Напоследок же Слово, не отступив от недр Отчих, неописуемо, бессеменно и непостижимо, как Оно Само ведает, вселилось в утробу Святой Девы и в самой предвечной ипостаси восприняло Себе плоть от Святой Девы» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры). Две природы божественная и человеческая соединились во Христе «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». В силу этого человеческая природа и после преславного Вознесения Христова на Небеса неразлучно пребывает с божественной природой Христа одесную Отца. Именно о воплощении второго Лица Святой Троицы повествуется в Евангелии.

Сын Бо́жий – Логос (греч. Логос – слово, мысль), Слово Божие, Сын, вторая ипостась .

Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы Сын Божий единосущен с Ними, обладает единой (природой) со Отцом и Святым Духом. Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Сыну Божьему воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Ему, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Святому Духу, имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

От двух Других Лиц Святой Троицы Сына Божьего отличает личностное (ипостасное) свойство. Оно заключается в том, что Бог Сын рождается Богом-Отцом. Он рождается из Божественного существа (естества) Отца, а не из ничего или другим образом. Он рождается не так, чтобы от существа Отца что-либо отделилось или Отец чего-либо лишался. Рождение Сына Божия есть рождение неразлучное, Сын родился от Отца, но не отделился от Него. Рождение Сына Божия есть рождение вечное, оно никогда не начиналось и никогда не оканчивалось.

Рождение Сына Божия Отцом есть вечное и неразлучное рождение Божественного Слова Божественным Умом. «Нет и не будет слова, которое выше этого Слова. Оно не лишено Ума или Жизни, но обладает Умом и Жизнью, поскольку имеет рождающий Его Ум, существующий сущностным образом, то есть Отца, и Жизнь, то есть Святой Дух, существующую сущностным образом и сосуществующую с Ним», – говорит св. . «Свет Отца, Слово Великого Ума, превосходящее всякое слово, Высший Свет высочайшего Света, Единородный Сын, Сияющий вместе с Великим Духом, Добрый Царь, Правитель мира, Податель жизни, Создатель всего, что есть и будет. Тобою все живет», – воспевает Божественное Слово св. .

Для того, чтобы понять как Божественный Ум рождает Божественное Слово святые отцы указывали на ум и мысль (внутреннее слово) человека, являющегося Образом Божьим. «Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа, – учит . – Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем перебывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли».

Бог Отец сотворил мир Словом Своим во Святом Духе. Он «Словом рассеял тьму, Словом произвел свет, основал землю, распределил звезды, разлил воздух, установил границы моря, протянул реки, одушевил животных, сотворил человека по Своему подобию, привел все в порядок», – говорит св. . На Предвечном Совете Святой Троицы принято решение о воплощении Слова Божьего, предначертано принятие Им человеческого естества. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца», – говорит Иоанн Богослов ().
В Воплотившемся Божьем Слове – Богочеловеке , Который есть Бог и Слово Отца, по сущности обитает вся полнота Божества телесно (). Приняв человеческую природу, Божественное Слово соединило тварное и Нетварное естество, открыв уверовавшему в Него человеку путь к .

Личное свойство Бога Сына

Такие же твердые основания в св. Писании имеет учение Православной Церкви и о личном свойстве Бога Сына. Ибо Oн весьма часто называется здесь:

а) Сыном Бога Отца, например: Отец любит Сына, и вся показует ему, яже сам творит.., якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит (; ; );

б) Сыном единородным: тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего единородного дал да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный ), и притом –

в) таким, который пребывает в самом лоне Отца: Бога никтоже виде нигдеже:е единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда ():

г) Сыном истинным: вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем во истиннем Сыне его Иисусе Христе ();

д) Сыном собственным: иже Сына своего (idion) не пощаде, но за нас всех предал есть его: како убо не и с ним вся нам дарствует ()?

Излишне было бы доказывать, что как в этих, так и во всех других местах Писания Господь Иисус называется Сыном Божиим в подлинном смысле, а не каком-либо переносном, когда мы уже знаем, что свящ. книги приписывают Ему и Божеское естество, и Божеские свойства и единосущие со Отцем и Духом. Защищая это учение о личном свойстве Бога Сына от разных перетолкований еретиков, древние пастыри Церкви старались раскрывать следующие мысли:
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». () «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного…» () В сказано, что Сын есть «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари».
Пролог Евангелия от Иоанна: «Слово было у Бога». В греческом тексте стоит «у Бога» – «pros ton Theon». пишет: «Это выражение указывает на движение, на динамическую близость, можно было бы перевести скорее «к», чем «у». «Слово было к Богу», т. е. таким образом «прос» содержит в себе идею отношения, и это отношение между Отцом и Сыном есть предвечное рождение, так само Евангелие вводит нас в жизнь Божественных Лиц Пресвятой Троицы».
(Догм. Богословие. Курс лекций)

Сын рождается из существа или естества Отца, а не из ничего или каким другим образом

Сын рождается из существа или естества Отча, а не отинуды, не из ничего. Это – а) следует из самого понятия о рождении: «рождение в том и состоит, что из сущности рождающего производится рождаемое, подобное по сущности, точно так, как при творении и созидании, наоборот, творимое и созидаемое происходит отвне, а не из сущности творящего и созидающего» (Иоанн Дамаск. Точное Изложение прав. веры кн. 1, гд. 8; Athanas. de decret, Synod. Nicen. n. 6); и – б) подтверждается ясными словами Писания: из чрева прежде денницы родих тя (). «Если – из чрева: то спрашивается, ужели можно верить, что Сын рожден из ничего»? (Hilar. dc Trinit. lib. VI).
«Это не значит, что Бог имеет чрево; но поелику истинные, а не ложные порождения, обыкновенно, раждаются из чрева родителей; то Бог наименовал Себя в рождении имеющим чрево, к посрамлению нечестивых, чтобы они, хотя помыслив о собственной своей природе, познали, что Сын есть истинный плод Отца, как исходящий из Его чрева»
Василий вел. прот. Евном. кн. VII.

Хотя Сын рождается из самого существа Отца, но не так, чтобы от существа Отца что либо при этом отделялось или Отец чего либо лишался.

Впрочем, хотя Сын рождается из самого существа Отца, но не так, чтобы от существа Отца что-либо при этом отделялось, или чтобы и Отец чего-либо лишался, или Сын имел какой-либо недостаток: нет, – «неразделимый Бог безраздельно родил Сына», «родил Премудрость, но Сам не остался без премудрости; родил Силу, но не изнемог; родил Бога, но сам не лишился божества, и ничего не потерял, не умалился, не изменился: равно и Рожденный не имеет никакого недостатка. Совершен Родивший, совершенно Рожденное. Родивший Бог, Бог и Рожденный» ( . Огласительные поучения XI, п. 18). Или, если указать на близкое подобие: Сын родился от Отца, как свет от света.

Рождение Сына Божия есть рождение вечное и, следовательно, никогда не начиналось и никогда не оканчивалось.

Рождение Сына Бoжия есть рождение вечное, и следовательно, никогда не начиналось, никогда и не оканчивалось. Потому-то сам Бог Отец говорит Сыну в одном месте: прежде денницы родих тя (), т. е. родил прежде всех веков, безначально, а в другом: аз днесь родих тя (), т. е. родил только теперь, или рождаю вечно. Потому же и в других местах Писания употребляется безразлично – и то, что Бог изрек Слово, которое есть Сын, и то, что Бог изрекает Слово, или иначе, что Сын родился от Отца, и что Сын рождается от Отца. Впрочем, чтобы это, непостижимое для нас, вечное рождение Сына выражать ближе к нашим обыкновенным понятиям, гораздо лучше говорить, что Сын родился от Отца предвечно, нежели, – что Сын вечно рождается: ибо что рождается, то еще не родилось, а Сын рожден.

Сын родился от Отца, но не отделился от Него, т. е. родился неразлучно.

Наконец, должно помнить, что Сын родился от Отца, но не отделился от Него, или что тоже, родился неразлучно. Потому и называется сущим в лоне Отчем (), во Отце пребывающим (). «Как огонь и происходящий от него свет, – говорит св. , – существуют вместе; не прежде бывает огонь, а потом уже свет, но огонь и свет вместе, – и как свет всегда рождается от огня, и всегда в нем пребывает и отнюдь от него не отделяется: так рождается и Сын от Отца, никак не отделяясь от Него, но всегда существуя в Нем. Только свет, который рождается от огня, не отделяясь от него, и который всегда в нем пребывает, не имеет собственной самостоятельности без огня (потому что свет естественное качество огня); напротив, единородный Сын Божий, неотдельно и неразлучно от Отца рожденный и всегда в Нем пребывающий, имеет свою Ипостась, отличную от Ипостаси отчей» (Иоанн. Дамаск, кн. 1, гл. 8, стр. 20 – 21; снес. гл. 13, стр. 46).
Митр. . Догматическое Богословие

Объясните, пожалуйста, что значит "Сын Божий предвечно рождается от Бога-Отца"? Он всега был, и во то же время всегда рождается? Что значит"рождается от Отца"? Один не очень верующий и нецерковный человек спросил меня, как можно рождаться от Отца без матери? Я совсем запуталась.Помогите разобраться, чтоб никакие сомненья не возникали!


27.11.2005, Ольга, Москва


Уважаемая Ольга!

Вопрос, в котором Вы «запутались» достоин того, ибо истина о Рождении Сына Божия от Отца является непостижимой для разума, богооткровенной истиной, согласно которой рождение от безначального Отца является личным свойством Сына и определяет Образ Его предвечного бытия. В Своем рождении Сын неразлучен с Родителем, Он всегда пребывает в недре Отчем (Ин. 1, 18). Отец – в Сыне, и Сын – в Отце (Ин. 10, 38). Природа Божия неделима, неизменна и бесстрастна, поэтому Единородный Сын рождается бесстрастно (вне сочетания или деления) «и непостижимое Его рождение не имеет ни начала, ни конца (и происходит) так, как ведает это один только Бог всяческих. Как вместе существуют огонь и свет, из него происходящий, - не прежде огонь, а потом уже свет, но вместе… так и Сын рождается из Отца, никак не отделяясь от Него, но всегда пребывая в Нем» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры). Из этих слов прп. Иоанна Дамаскина нетрудно сделать заключение, что раз Бог-Отец пребывает предвечно, то и Сын Божий предвечно рождается от Отца, и Его рождение безвременно и безначально.

Рождение дочери – награда для родителей

Добрый день, наши дорогие читатели!

Девочка приходит в этот мир уже наполненным существом. Она с самого рождения совершенна по своей девичьей природе, и вы не сможете солгать ей, когда похвалите ее за все то, что она уже имеет изначально, за то, с чем она пришла в эту жизнь. И вот, что интересно, именно за существующие у дочки качества ее и надо хвалить как можно чаще.

Вы готовы к этому внутренне? Что говорит вам об этом ваша душа? Только . Этот вопрос особенно относится к тем, кто хочет и планирует рождение дочери.

Важные моменты в формировании счастливой женщины, начиная с раннего возраста девочки.

Видите, какой большой перечень (ещё читайте ) того, к чему вы, как родитель, должны быть готовы, если хотите дочь, которую сможете сделать женственной и счастливой. Как видно из вышесказанного, это совсем не кукла.

А как воспитывали вас ваши родители? Как относились к вам? Считаете ли вы, готовы они были к рождению вас, как дочери, если эти строки читает женщина? Что вы изменили в себе, если что-то складывалось в ваших отношениях не так?

У моей мамы нас две дочери. Я считаю, что эти две награды она получила справедливо. Мама очень мудрый человек. Она смогла дать мне всё, что нужно для женского счастья. Были, конечно, мелкие детали, но их можно было исправить, став взрослой совершеннолетней и осознанной девушкой. Теперь у неё есть внук, в котором она души не чает, что у них взаимно, и внучка… А уж в последнем случае всё в унисон. Мама знает, как обращаться с девочками, и с детьми в целом. В этом она для меня большой пример. А к моему мужу она относится, как к родному сыну. Она очень любит и уважает его, делая меня от этого ещё счастливее. всю жизнь делает меня счастливой, за что я очень благодарна ей и кланяюсь до земли.

Во многих семьях намного труднее получать любовь мамы, нежели папы, которые с большей нежностью, вниманием и заботой относятся к своим принцессам. Также, что самое удивительное для меня, это то, что мамы конкурируют со своими дочерьми. А при всём, при этом, они должны восхищаться ими, бесконечно хвалить и само собой . А они конкурируют. Как вам эта сторона отношений?

Понимаете, милые мои читательницы, девочка, к которой с самого рождения относились, как к бриллианту, начинает так же относиться к
самой себе. Это самая надёжная защита для неё в будущей счастливой жизни. Внутренний бриллиант — её чувство собственного уважения к себе и достоинства, не позволяющие выйти замуж за первого встречного — поперечного, не терпящие жестокого отношения к себе, не довлеть над собой. У неё вырабатывается естественный процесс слушания себя, своей души, она умеет принимать и . В этом случае она остаётся наполненной, как при рождении. И только тогда она может отдавать миру любовь и .

Если у вас есть дочь, то как можно чаще повторяйте ей слова, наполненные искренними чувствами: «Я люблю тебя за то, что ты есть и какая ты есть. Тебе вовсе не нужно делать что-либо только лишь для того, чтобы я тебя любила. Помни, я всегда люблю тебя, в каждый момент твоей жизни!»

Сначала произнесите эти слова для себя и вслух. Желательно, не один раз. Прочувствуйте сами, насколько важны эти слова для вас. Что происходит с вами, когда вы их произносите для себя вслух?

Для сравнения.

Мы всегда готовы помочь вам.

и Технический директор блога Матвей

  1. Путь к совершенству комментарии

  2. Путь к совершенству комментарии

  3. Путь к совершенству комментарии

  4. Путь к совершенству комментарии

  5. Путь к совершенству комментарии

  6. ВНЕШНОСТЬ РЕБЁНКА и ПОЛ РЕБЁНКА February 4th, 2014

    Мать может оказать влияние на внешность ещё не родившегося ребёнка. Утробный плод - пластическая субстанция, которой мать может придать красивую или некрасивую форму, или сходство с каким-либо лицом или лицами, может наложить на него отпечаток или изображение которое ярко присутствовало в её воображении во время беременности. В критический, эмоционально насыщенный момент она может воздействовать на чувствительную поверхность утробного плода, которая может воспринять это изображение."У состоятельных греков был обычай устанавливать прекрасные статуи около кровати будущей матери, чтобы у неё всегда перед глазами были совершенные образы".

    Ребёнок, который желает нравиться матери, внешне походит на мать. Ребёнок, который желает нравиться отцу, внешне походит на отца. Кто желает нравиться обоим родителям, тот наследует от обоих наиболее выигрышные внешние черты.Кто желает нравиться самому себе, тот вообще на родителей не похож.
    Кому нравится самобытность, тот ни на кого не похож, он самобытен.

    Ребёнок может быть похож на бабушку или дедушку, это значит, что он, находясь в материнской утробе, желал нравиться бабушке или дедушке. Этот ребёнок родился благодаря любви бабушки или дедушки. Желание это может меняться, и, соответственно ему, человек при жизни может неоднократно менять своё сходство.

    Внешнее сходство ребёнка с кем-то из взрослых является выраженной благодарностью за оказанную этим человеком жизненно важной поддержки. Элемент сходства является знаком выражения любви и признательности.

    Кто не желает нравиться матери, похож на неё внешне, но имеет некий изъян либо врождённый дефект. Если протест против матери возникает после рождения, то одновременно возникает и дефект.

    Кто не желает нравиться отцу, у того сходство с отцом нарушается неким изъяном либо деформацией скелета. Кто очень сильно протестует против родительских иллюзий, тот рождается с аномалиями лицевой части черепа. Так осуществляется желание ребёнка быть самим собой. Это так же может быть и суровая расплата за собственный протест из предыдущей жизни. Косметическое и операционное устранение дефектов удаётся успешно тем, кто высвобождает внутренний протест против своих родителей.

    Физический изъян всегда восполнен духовными способностями, ибо всё в Природе уравновешено

    ПОЛ РЕБЁНКА
    Ребёнок - плод совместного созидания. Подлинное и гармоничное созидание происходит только через Сердце
    "Родители, которые хотят ребёнка, готовятся к его появлению совсем иначе, чем родители, которые в ребёнке нуждаются"
    Душа ещё не родившегося ребёнка видит, желают ли его или в нём нуждаются. Она чувствует, что мать, которая ждёт ребёнка с любовью, способна так ждать ребёнка лишь в том случае, если она любит мужчину, который этого ребёнка зачал. Когда Душа видит, как отец ласкает взором кроватку, ожидающую ребёнка, либо выражает свою любовь тем, что проверяет рукой кроватку на прочность, то ребёнок чувствует, что на отца также можно положиться. Этот отец ждёт ребёнка, ибо в нём нуждается.

    Крайне отрицательно на полевые структуры будущего ребёнка влияет жёсткое планирование его пола, нежелание кого-то из родителей иметь дочку или сына. Даже сомнения в целесообразности заводить ребёнка именно в данное время, не говоря уже о попытке избавиться от него,- это разрушение его судьбы, счастья, здоровья, структур общения и единства с людьми.

    Половые органы эмбриона начинают формироваться с восьмой недели беременности. Чем позже родителям приходит в голову навязчивая идея о конкретном поле ребёнка, тем для него лучше, тем более развиты будут его половые органы, тем меньше вреда наносится их развитию.

    Если родителям нужна девочка, а у них навязчивая идея родить мальчика, то ребёнок не рождается. Если они нуждаются в девочке и девочка зачинается, но они узнав про беременность, начинают желать только мальчика, то беременность может прерваться. Либо рождается девочка с характером мальчика

    Когда родители заслуживают сына, но хотят дочь, то рождается сын, который, подрастая, становится женоподобным-и внешностью, и манерами.

    После того, как эти родители узнают пол ребёнка, они, как правило разочаровываются в результате. Чем разочарование сильнее, тем больше ребёнок будет сторониться родителей. Осознание того, что его не любят таким, каков он есть, отчуждает ребёнка от родителей и тянет его в общество тех, кто полюбит его таким, какой он есть.

    От матери зависит рождение ребёнка,

    от отца зависит пол ребёнка.

    Мужчина, который желает доказать свою состоятельность, т.е. желает нравиться себе, зачинает сына.

    Рождение сына - для отца гордость. У непомерно гордого мужчины сыновья зачастую и не рождаются. У менее гордого рождаются, но если он начнёт похваляться сыном, то может лишиться его.

    У тех, чьё чувство собственного достоинства не повышается с рождением сына, скорее всего, так и будет плодить сыновей, несмотря на то, что жена отчаянно будет желать дочь.

    Мужчина, который желает нравиться женщине, зачинает дочь.

    Мужчина, желающий доказать женщине свою любовь, зачинает дочь. Если женщине тоже хочется, чтобы мужчина доказал ей свою любовь, то рождение дочери - дело решённое.
    Если желание нравиться равновелико у обоих, рождаются близнецы. Рождение близнецов говорит о сверхмерном желании женщины доказать, что она женщина. Если в данный момент мужчина очень сильно хочет понравиться женщине, родятся девочки. Если он желает доказать себе, что он мужчина, родятся сыновья. Если мужчина сильно желает доказать, что он личность, родятся и сын, и дочь.

    Дети не рождаются:

    А. Когда оба родителя желают нравиться только себе, когда им есть чего стыдиться друг в друге. Такие семьи удерживает вместе работа, бизнес, деньги, слава, самоутверждение, что для них важнее рождения ребёнка.

    Б. Когда желание нравиться переросло в нежелание
    Если это желание выплёскивается в виде шумных скандалов и рукоприкладства, они расходятся. Если оно загоняется вглубь ради репутации, ради уже имеющихся детей, они продолжают жить вместе, не ощущая того, что жизнь тускла и однообразна. У таких супругов нежелание нравиться родилось ещё в детстве от родительских конфликтов. Дети стараются быть по душе своим родителям, а родители вымещают житейские неурядицы на детях, и у тех пропадает всякое желание нравиться. Супружеская пара надеется подсознательно на то, что ребёнок изменит положение, но ребёнок не может родиться - мешает скрытое плохое.

    В. Когда родители стараются угодить друг другу посредством ребёнка, он и не рождается.

    Если мужчина поступает в данный момент так, как того желает женщина, то женщина благосклонно принимает предлагаемое им семя, оно оплодотворяет яйцеклетку, даже если ребёнка не желают.
    Судьба оплодотворённой яйцеклетки зависит от взаимоотношений между родителями в течение первой недели беременности, когда яйцевод переносит яйцеклетку к матке. Если что-то в муже рождает у женщине неприязнь, если в ней возникает протест: "Не желаю такого мужа! Ничего мне от него не надо!", то оплодотворённая яйцеклетка остаётся в яйцеводе, где продолжает развиваться. Страх потерять мужа, лихорадочно притягивает мужа и одновременно его отталкивает. "Хочу этого мужчину" и одновременно "не хочу этого же самого плохого мужчину" приводит к внематочной беременности. Чем женская злоба агрессивнее, тем быстрее происходит разрыв яйцевода, и она оказывается на операционном столе. Чем сильнее нежелание прощать, тем серьёзнее осложнения.

    Желание иметь здорового ребёнка есть страх иметь больного ребёнка. Чем сильнее страх, тем больше человек притягивает то, чего боится.

    (Лууле Виилма. «Прощаю себе»)