Пако Рабанн (Paco Rabanne) – революционер моды. Революции Пако Рабана: как дизайнер потрясал мир моды

Пако Рабан – знаменитый французский кутюрье баскского происхождения, создавший одноименный модный дом Paco Rabanne. Вошел в историю моды, в первую очередь, благодаря своим авангардным коллекциям одежды из нетрадиционных материалов: металла, бумаги, пластмассы, резины и так далее. Таланты Пако Рабана разноплановы – он не только гениальный модельер, но и писатель, художник, архитектор. Известен своей благотворительной деятельностью, в частности, борьбой со СПИДом, в том числе и в России.

Я стремился к тому, чтобы создать образ свободной, независимой, самостоятельной женщины, полностью контролирующей свою жизнь и финансы.

Биография и карьера

…Они должны были погибнуть там, на корабле. Все шестеро – он, его мама, бабушка и еще трое детей. Но незадолго до отплытия маленький Франсиско поднял крик и начал тянуть взрослых обратно на берег. К надрывному плачу присоединились две сестренки и брат. Повинуясь безотчетному чувству, мать подхватила на руки младших и кинулась к трапу. Остальные с трудом поспевали следом, продираясь сквозь толпу.

Лайнер отчалил, и тут же небо потемнело от мессершмиттов. Посыпались бомбы, судно загорелось и пошло ко дну. Тех, кто прыгал в воду, стремясь доплыть до близкого берега, добивали из пулеметов. Последняя надежда сотен и сотен беженцев, корабль превратился в их последнее пристанище.

Судьба дала им отсрочку. Ненадолго. Псы Франко уже казнили отца, республиканского генерала, и семью его тоже не пощадят. Это, во-первых. Во-вторых, они подлежали расстрелу за то, что мать состоит в ЦК испанской Компартии. Но даже если бы не было первого и второго, их все равно бы уничтожили. За то, что баски.

Визг тормозов! «Они уже в городе! Скорей, прыгайте в кузов, пока не перекрыли все дороги!!». «Слава Тебе, Господи!» – перекрестилась бабушка. А мать крепко пожала руку товарищу по партии. Спустя несколько минут грузовичок бодро пылил к французской границе, унося их прочь от опасности. Пятилетнему Франсиско суждено было прожить долгую и яркую жизнь…

Греясь меж двух огней

18 февраля 1934 года древняя земля басков подарила миру удивительного ребенка – Франсиско Рабанеда-и-Куэрво. Бабушка его была знахаркой и предсказательницей, известной далеко за пределами родного Пасахеса. Лечила травами и оккультными методами. Что, однако, не мешало ей быть верующей и набожной. Помогая старой целительнице, смышленый внук перенял от нее часть знаний.

«Пако (вороненок, греч.), придет время, и ты узнаешь силу камня и тайны трав. Тебе откроются Знаки, оставленные давно ушедшими…». Ворон, говорила бабушка, покровитель их рода. Cuervo по-испански и означает «ворон».

Речи седой ведуньи пьянили, подобно дыму от шаманского костра… но мимоходом брошенная фраза матери отрезвляла, как ведро холодной воды: «Опиум для народа! Что футбол, что религия эта ваша! Ступай делом займись». Она работала у Balenciaga, просиживая за шитьем круглые сутки, поэтому хозяйство лежало на плечах детей.

Против рисования, правда, мать ничего не имела – и маленький Франсиско рисовал. То, что получалось, напоминало мир, в котором рос мальчик: черное и белое, материальное и духовное. Единые, неделимые и вечно противоречащие друг другу. Позже рисунки помогут ему поступить в Национальную школу искусств, на факультет архитектуры.

Рука Отца Народов

Москва… Мать часто рассказывала о ней. В 1950 году, как соратница Долорес Ибаррури и вдова красного генерала, она была удостоена приема у самого Сталина. Ей разрешили взять с собой сына.

Франсиско ничего не знал о репрессиях и ГУЛАГЕ. Вот он, Отец Народов – великий, мудрый, справедливый… Но почему его глаза – это глаза демона?! Почему его рука, легшая на затылок, такая тяжелая и холодная?? Юноша покинул Кремль в полуобморочном состоянии.

Раннее творчество

На какие только ухищрения не идут студенты, стараясь раздобыть деньги на пропитание! Франсиско было проще – по рекомендации матери его приняли на работу в Модный Дом Кристобаля Баленсиаги. Взяв под крыло молодое дарование, предприятие ничуть не потеряло: сделанные им пояса, сумки, и прочие аксессуары быстро находили покупателей; даже элементарную пуговицу он умел превратить в нечто, притягивающее взгляд.

Но истинным коньком молодого Рабанеды была бижутерия. Благодаря ему мир моды услышал звонкое слово «родоид». Привычный для нас пластик тогда, в начале 60-х, был экзотикой. Легкие, недорогие авторские украшения из родоида стали хитом в молодежной среде.

Когда начали поступать заказы от Живанши, Ив-сен-Лорана и Диора, стало ясно, что имя зодчего Франсиско Рабанеды не прозвучит никогда. Но зато у всех на слуху было имя многообещающего дизайнера – Пако Рабан.


Прощайте, шаблоны!

Unwearables. Неносибельное – так назвал он свою первую коллекцию из дюжины платьев. В аннотации к показу стояла мало что проясняющая фраза: «одежда из современных материалов». Но публика, зная склонность автора к эпатажу, потянулась в зал.

Посетителей встретила музыка. Это уже было необычно – доселе показы мод сопровождались лишь комментариями.

Под неистовые, провоцирующие ритмы Пьера Буле на подиум выпорхнули они – стройные, босоногие, сверкая ослепительными улыбками… Темнокожие. Все до единой. Новшество? Да. И одновременно – вынужденный шаг. Дело в том, что представленные платья действительно невозможно было носить. Пластины, кольца и прочие конструкции из металла и пластика прекрасно лежали по фигуре – когда эта самая фигура была неподвижной. В движении же грани их впивались в тело, причиняя боль и оставляя жуткие кровоподтеки. Белокожие модели в ужасе отказались участвовать в дефиле! Дочери Африки оказались куда более терпеливыми. А, кроме того, на темной коже не видно синяков…

Если бы девушки читали Булгакова, то вспомнили бы Маргариту на балу у Воланда – как та любезно улыбалась гостям, изнемогая в терзающем ее наряде… Но жизнерадостные мулатки никогда не открывали «Мастера и Маргариты», и потому ни с кем себя не сравнивали. Они просто продолжали танцевать.

Шок. Буря негодования. Журналисты, в знак протеста покидающие зал. Одной из дам стало дурно – она все же разглядела царапины на девичьей коже… «Это не кутюрье, это – металлург. Слесарь!!» – хваталась за голову мадам Шанель.

Однако, чуть остыв, публика поняла: да, это оно! То дерзкое начало, которого так недоставало в респектабельном мире моды. Пако Рабан стал всеобщим любимцем – так сорванец, попав в компанию благовоспитанных ребятишек, становится заводилой.


В том же 1966 году неугомонный модельер продемонстрировал коллекцию платьев из… бумаги. Нечто эфемерное, сиюминутное – как противовес «вечному» металлу. Так, с легкой руки Пако Рабана, родилась концепция одноразовой одежды.

Платья из бумаги

Полет ворона: набирая высоту

«Несносное дитя Парижской моды» недолго оставалось без собственного крова. В 1967 году в столице открылся бутик Paco Rabanne. Рядом, в полуподвальном этаже находилась мастерская, откуда доносились удары молота и гул паяльной лампы: кутюрье-слесарь ваял очередное изделие.

Только смелые женщины отваживались одеваться от Пако Рабана. И сильные. В прямом смысле, физически – его платье могло весить и 10, и 15, и более килограммов. Тем не менее, модницы не просто надевали эти увесистые наряды, но и лихо отплясывали в них на дискотеках, пуская по стенам зайчики. Кстати, о зайчиках: кажется, все звезды кино примерили знаменитое платье, состоящее из сотен и сотен маленьких круглых зеркал.


Зеркальное платье

Жюль Верн высокой моды, Рабан экспериментировал со смелостью истинного инженера. В ход шли лазерные диски и дверные ручки, одноразовые стаканчики, резина, минералы, проволока и все прочее, что попадало в его поле зрения. По подиуму шествовали древние воительницы и женщины-киборги. То полупрозрачные обитатели глубин, а то вдруг – порождения иных миров, прекрасные и недоступные, ощетинившиеся шипами…

Играючи, мастер изобрел то, что вправе занять места в золотом фонде легкой промышленности. Вязаный мех, например. Или блестящую пряжу, так называемое «алюминиевое джерси». К слову: настоящего меха кутюрье не использует из принципа. Он убежденный вегетарианец.

И лишь основа основ фундаментальной моды – ткань – оставалась для него падчерицей. Ткань в его творениях играла не первую и даже не вторую скрипку. Ей дозволялось служить связующим звеном между металлом и кожей, стеклом и пластмассой. Или быть подкладкой. Забегая вперед: «умные» ткани XXI века приводят маэстро в неподдельный восторг! Недаром он всегда называл себя человеком из будущего.


Из разных коллекций

Со временем одежда от Пако Рабана стала вполне «носибельной» и уже не травмировала своих обладателей. И вместе с тем приобрела еще более футуристический дизайн. Приемы конструирования и сборки были, мягко говоря, нетривиальными – давали о себе знать лекции по архитектурному проектированию и термеху.

На его творчество, что называется, положили глаз кинематографисты. Сначала были «Двое на дороге» и Les poneuttes (1967), но подлинную известность принесла «Барбарелла» (1968), фантастика в жанре, как сейчас бы сказали, эротического триллера. Кутюрье создал костюмы еще к 35 фильмам. Плюс – к десяткам театральных и балетных постановок.


Кадры из кинофильмов «Двое на дороге» и «Барбарелла»

В нарядах от него блистали (а так же шелестели, звенели, шуршали и бренчали) Бриджит Бардо и Урсула Андресс, Милен Фармер, Элизабет Тейлор, Сильви Вартан и уже упомянутая выше Барбарелла, то есть Джейн Фонда. Франсуаза Арди, актриса и астролог, была его преданной поклонницей.


Пако Рабан творил платья собственноручно. Одни рождались за считаные часы, над другими приходилось просиживать месяцами, корпеть над пайкой и голографией. Их, авторских, относительно немного, чуть больше трех тысяч. Каждое – уникально и достойно стать музейным экспонатом. Именно там их и можно увидеть – в музеях Парижа, Токио, Пекина и Нью-Йорка.

Все, созданное им когда-то, продолжает притягивать неординарные личности, как магнитом (кстати, магниты в арсенале мастера тоже имеются). Яркий тому пример – Патрисия Каас и Леди Гага.

Язык запахов

…Крона огромного дерева дрогнула и пошла вниз. Все быстрее, со свистом разрезая воздух ветками… Удар!! Ну вот, дело сделано, можно и отдохнуть. Мужчина оперся на топорище, смахнул пот и тут заметил под ногами… Орхидею? Лесоруб был не силен в ботанике. Недолго думая, он сорвал цветок и понес в хижину, где хлопотала молодая жена.

Эту нехитрую историю поведал… парфюм. Вызвавший когда-то много шума, Pour Homme имеет малоизвестную особенность – он способен подстраиваться под индивидуальный запах человека, работая в тандеме. Ему предшествовал женский Calandre, передающий пульс большого города; слова «автоледи» в 1969 году не знали, но Calandre – именно для нее.

История ароматов от Paco Rabanne богата хитами. Так случилось, что они в основном мужские: вызывающий мурашки (у противоположного пола) страстный XS, 1 Million для преуспевающих, Ultraviolet – для тех, кто чувствует себя в виртуальной реальности, как дома. Впрочем, появившиеся чуть позже «прекрасные» варианты ни в чем не уступают «сильным».


На склоне лет мэтр охладел к высокой моде, а в 1999 году и вовсе покинул одноименный Дом, передав дела молодым, энергичным, и не менее изобретательным преемникам. Последние показы красноречивы: дело Великого Провокатора Моды живет и процветает.


Маниш Арора для Дома Paco Rabanne

Не модой единой

«Продолжай!» – сказал Сальвадор Дали, увидев его рисунки. И Рабан продолжал. Втайне от всех. Тайное стало явным в 2006 году, когда в Москве открылась выставка художника. Почему Россия? Видимо, сказалось пережитое в детстве. А, кроме того, как признался горячий испанец, он преклоняется перед красотой русских женщин. И тут же заметил: красотой и телесной, и душевной.

Душа, ее тайны, высоты и пропасти, по которым странствует она порою… Этому посвящены книги Пако Рабана, на сегодняшний день их пять. В том числе такой бестселлер, как «Траектория» (1991), и не менее нашумевший «Конец времен» (Fin des temps, 1994). Замыкает цикл вышедшая в 2005 году «Нить Ариадны». Те, кто не прочь поблуждать в лабиринтах эзотерики, с удовольствием прочтут их все.

Награды

Люди любят тех, кто дарит сильные эмоции. Гениального баска осыпали щедрым потоком наград. Первую, Beauty Products Industry, он получил в 1969 году — за Calandre. Знаменитый Pour Homme завоевал «Оскара Ароматов» (Fragrance Foundation Recognition Award) в 1974 году. Потом были Золотая Игла и Золотой Наперсток, Орден Изабеллы Католической (высшая награда Испании), и французский Орден Почетного Легиона. В 2001 году маэстро принял Золотую медаль «За достижения в искусстве» из рук Хуана Карлоса, короля Испанского. И, заключительным аккордом – Национальная премия Дизайна моды (2010).

Люди обрушиваются на тех, кто будоражит их. Как только его не называли! Человек-скандал, ремесленник и (см. выше) провокатор. Шарлатан и горе-предсказатель (станция «Мир» не рухнула на Париж, какое разочарование!), и еще многими, многими нелестными эпитетами. Из этого богатого ассортимента ироничный кутюрье выбрал звание ремесленника. И с гордостью повторяет, что, да, он – Ремесленник. От Бога.

Личная жизнь. Его семья – Мир

Время выбелило иссиня-черные, как вороново крыло, волосы. Скоро, говорит он, мне снова предстоит дорога. Снова – потому, что помнит все свои прошлые жизни. За 78 тысяч лет их было много, очень много…

Потомок рода Ворона так и не создал семьи. Ну и что? Женщины любили его, он любил их. Разве этого мало? А еще он любил (и любит) само Бытие. И находит силы и средства помогать тем, кому плохо. Помогать, а не рассуждать о помощи. Сейчас, а не потом. Издает за свой счет журналы об искусстве, открывает в странах Третьего мира культурные центры. Определенный процент от реализации парфюмов Paco Rabanne поступает в Фонд борьбы со СПИДом. А когда случилась трагедия в Беслане, художник создал посвященную этому картину. И все деньги от продажи эскизов перечисляет матерям, потерявшим тогда ребятишек.

Для личности такого масштаба семьей является вся наша планета.

Из интервью

Металл часто встречается в ваших коллекциях, вы создали много платьев из металла. Почему вам так нравится именно этот материал?

П: Я люблю свет, отражение, блики. К тому же сейчас мы пребываем в эре Водолея, эре света, думаю металл, как никакой другой материал, актуален именно сейчас. А еще это символ женщины-воительницы, как древней, так и современной.

У вас есть какие-либо ограничения?

П: Это очень просто. Моя мама, которая обожала моду, всегда говорила мне:»Ты свободен во всем, кроме одного: нельзя посягать на красоту женщины». Женщина – это чудо, соблазн, модельер не имеет право ее высмеивать. Даже использую металл, бумагу и другие материалы, я все сделал для того, чтобы женщина была красивой, как богиня. Вот мое единственное ограничение.

В какой сфере ваше творчество раскрывается полнее: в моде или парфюмерии?

П: Прежде всего в моде. Но ароматы являются очень важным дополнением к одежде, затрагивая обоняние человека. Уже тридцать лет я пытаюсь сделать так, чтобы мои духи и мои коллекции одежды были взаимосвязаны.

Вам уже немало лет. В чем секрет вашей энергии?

П: Улыбка и работа. Я никогда не притворяюсь, я такой, какой есть. Смерть меня не пугает. Это просто переход из одного астрального состояния в другое. Даже, когда мне исполнится сто лет, я буду молод, ведь в душе мне все еще пятнадцать.

Чем вы занимаетесь сейчас?

Наконец то у меня появилось время для многочисленных хобби – рисование, создание интерьеров, мебели, домашней утвари. И конечно, книги. Всего я написал восемь книг.

Как вы думаете, каково будущее высокой моды?

П: Мне кажется, что высокая мода умирает, как отживают свое знатные семьи, для которых и создавались все эти великолепные наряды. Когда я пришел в мир высокой моды, в 1965 г, было тридцать кутюрье, сейчас только семь. Но даже они не в состоянии продать все, что создают. На смену приходят дешевая унифицированная одежда, простая и одинаковая, зачастую сшитая в Китае, в лучшем случае – коллекции прет-а-порте.

Что вы посоветуете молодым дизайнерам?

П: Человек, который начинает свою карьеру в модном бизнесе сегодня, должен быть готов встретиться с огромной конкуренцией. Нужны стальные нервы, ведь тебя постоянно будут сравнивать с другими дизайнерами. Необходимо создавать что-то совершенно новое, отстаивать свою точку зрения, доказывать, что ты являешься настоящим творцом. Ни в коем случае не копировать. Это должен быть твой собственный закрытый мир. Думаю, эти советы подходят не только молодым модельерам, но и всем творческим людям.

Пако Рабан – французский модельер испанского происхождения. Этот человек совершил настоящую революцию в индустрии моды. Он стал первым использовать музыку на показах, выпустил на подиум чернокожих моделей, создал духи унисекс. А одежду и вовсе стал делать не из ткани, а из металла и пластика. Ко всему прочему, он крайне разносторонний человек. Мужчина рисует, увлекается архитектурой, магией и астрологией. А также написал несколько книг.

Детство и юность

Родился Пако Рабан 18 февраля 1934 года в городе Пасахес, в Стране Басков. При рождении получил имя Франсиско Рабанеда-и-Куэрво. Когда началась гражданская война в Испании, его отец – красный генерал – выступил на стороне республиканцев и в 1939 был расстрелян сторонниками Франко.

Мать была атеисткой и убежденной коммунисткой и состояла в ЦК испанской Компартии. Поэтому она понимала, что раз Франко убил ее мужа, то и ее с тремя детьми не пощадит. Поэтому она решила бежать во Францию. Вместе с детьми и матерью она перебралась за границу.

Примечательно, что бабушка Франсиcко была личностью набожной, но при этом верила в магию и занималась ею. Именно она дала мальчику прозвище «Пако», что в переводе с греческого означает «вороненок». Бабушка говорила, что ворон – покровитель их рода. Она учила его понимать магические символы, демонстрировала власть камня и силу воды. Но мама на корню пресекала подобные вещи. Вот так и воспитывался мальчик между двумя противоположностями.


Во Франции мать работала в доме моды у испанского модельера Кристобаля Баленсиаги. Ее практически никогда не было дома, чтобы прокормить семью, она работала чуть ли не круглыми сутками. Поэтому Пако и его сестры рано стали самостоятельными. И домашнее хозяйство ложилось на их плечи.

В свободное от домашних дел время Пако рисовал. Мама ничего не имела против его увлечения, так как видела его талант. Позже он поступил в Национальную школу искусств на архитектора. А чтобы оплачивать учебу, ему приходилось работать. Он стал создавать декоративные элементы и аксессуары для дома моды «Balenciaga», где работала его мать. Позже стал изготавливать аксессуары для «Christian Dior», «Givenchy», «Yves Saint Laurent».

Мода

Еще будучи студентом, модельер начал создавать экстравагантные аксессуары и бижутерию. Основным материалом Пако Рабана стал родоид. Это пластифицированная ацетилцеллюлоза, она обладает хорошей светостойкостью, легко подвергается обработке. С родоидом он мог воплотить любые свои фантазии, что и делал. В 1965 году дизайнер продал свыше двадцати тысяч изделий. Именно с этого года созданные им вещи он стал подписывать новым именем – Пако Рабан.


В 1966 году мужчина представил свою первую коллекцию, она получила название «12 платьев, сделанных из современных материалов, которые нельзя носить». Модельер выпустил на подиум темнокожих моделей в металлических платьях. К слову, один наряд Пако создал специально для актрисы – платье из зеркальных дисков, в котором она появилась в фильме «Двое в пути».

На показе мод девушки были одеты в платья из пассатижей, проволоки и алюминиевых пластин. Разумеется, коллекция произвела на публику непомерное впечатление, а о модельере Пако Рабане узнал весь мир. О дизайнере заговорили – человек-скандал, ремесленник, металлург и провокатор.


Все понимали, что подобную одежду носить в повседневной жизни невозможно, но в этом и была «изюминка» Рабана. Мало того, что платье весило 10-15 кг, иногда оно травмировало свою обладательницу. Но со временем одежда от дизайнера стала вполне «носибельной». В том же году модельер представил новую «легкую» коллекцию – из бумаги.

Примечательно, что Пако был не просто идейным вдохновителем, многие свои модели он создавал собственными руками. Одни наряды рождались за считанные часы, над другими он сидел месяцами. Подобных авторских платьев чуть больше трех тысяч. Некоторые из них стали музейными экспонатами – они представлены в музеях Парижа, Нью-Йорка, Пекина и Токио. В его платьях ходили Одри Хепберн, и .


В 1967 году Пако Рабанн создал свой собственный модный дом «Paco Rabanne» в Париже. В том же году открылся магазин от талантливого кутюрье.

Но дизайнер решил пойти дальше – в 1969 году он создал парфюм «Calandre». В то время в мире ароматов царил «лимон», а Рабан продемонстрировал женщинам нечто новое – цветочный аромат с едва уловимым запахом кипариса. Он сразу же покорил женские сердца. Когда модельер понял, что от парфюмерии дом моды получает сверхприбыль, новые ароматы стали выходить с завидной частотой.


А настоящим прорывом стали духи-унисекс – «Paco». Рабан создавал их для современных молодых людей, живущих в шумном мегаполисе. В 1976 году в Шартре был открыт завод по производству парфюмерии.

В 1988 году модельер продемонстрировал публике коллекцию платьев, изготовленных из лазерных дисков, органического стекла и голографического волокна. Каждый показ Пако Рабана становился событием в мире моды, шоу, которое нельзя пропустить.

Личная жизнь

Как часто бывает, что талантливые и одаренные люди не находят себе партнера для жизни. Так вышло и с великим кутюрье. Женщин вокруг Пако Рабана всегда было много, они его любили и хотели быть с ним, не хотел этого он сам. Мужчина не был геем, он просто посвятил свою жизнь миру.

Рабан издает журналы по искусству на собственные средства, открывает культурные центры в странах третьего мира, занимается благотворительностью. Процент от продаж парфюмерии поступает в Фонд борьбы со СПИДом. Когда произошла трагедия в Беслане, Пако нарисовал картину, а вырученные деньги от продаж эскизов он перечислял матерям, потерявшим своих детей.

Пако Рабан – человек мира. И его семья – это наша планета.

Пако Рабан сейчас

Сегодня Пако Рабан отошел от мира моды. На склоне лет мэтр охладел к высокой моде, а в 1999 передал дела молодым, энергичным и не менее талантливым преемникам. С 2014 года модный дом «Paco Rabanne» принадлежит группе компаний «PUIG». Креативным директором бренда является Джульен Доссен. В 2018 году была представлена новая коллекция.


Жюльен Доссен переосмыслил фирменный стиль марки, разумеется, это все те же кольчуги, пластины и чешуйки, но все наряды теперь наполнены легкостью. Дело в том, что Доссен отказался от тяжеловесного металла, вся одежда сделана из пластика. Посмотреть коллекцию можно на официальном сайте и в «Инстаграме» модного дома.

Пако Рабан начал писать книги с 1991 года. За это время он издал 5 книг. Пако затрагивает высоконравственные и религиозные темы. Автор побуждает людей быть искренними и призывает заботиться о ближних. В своих книгах дизайнер пишет о боге, интуиции, вере, любви и даже об апокалипсисе.


Награды и достижения

  • 1969 – Награда «Beauty Products Industry» за женский аромат «Calandre»
  • 1974 – Награда «The Fragrance Foundation Recognition Awards» за мужской аромат «Paco Rabanne Pour Homme»
  • 1989 – Орден Изабеллы Католической за вклад в гуманитарные проекты
  • 1990 – Награда «Золотой наперсток» от Международного фестиваля моды.
  • 1997 – Премия «Золотая игла».
  • 2001 – Золотая медаль за вклад в искусство Испании. Награду лично вручал король Испании Хуан Карлос I.
  • 2010 – Кавалер Ордена Почетного Легиона Франции

Текст: Инна Славина

Фото: Getty/Fotobank; Rex/Fotodom

Пако Рабан - настоящий мистик и футурист от моды. Его кутюрные творения можно рассматривать бесконечно, поражаясь тщательно выверенным деталям и тому, как в его руках самые неожиданные материалы превращаются в невероятные платья. 18 февраля Пако Рабану исполняется 80 лет. В честь дня рождения великого дизайнера мы предлагаем вам полюбоваться на его самые интересные шедевры.

Пресса окрестила его «Жюль Верном высокой моды», Коко Шанель, то ли в шутку, то ли всерьез, говорила, что он не кутюрье, а слесарь, ну а сам Пако Рабан скромно называет себя ремесленником и упорно пресекает любые разговоры о своей легендарности. Хотя именно это слово как нельзя лучше описывает масштаб его личности и творческий размах.

Все мы родом из детства, и Пако Рабан (чье настоящее имя - Франсиско Рабанеда-и-Куэрво) не стал исключением. На его творчество (а в итоге и на развитие индустрии моды) повлияли две женщины: мама, убежденная коммунистка и атеистка, работавшая в ателье Кристобаля Баленсиаги, и религиозная бабушка, увлекавшаяся магией.

Дерзкие попытки передать волшебство с помощью как самых привычных, так и суперсовременных материалов, отличают все его творчество.

Начинал Пако Рабан с дизайна бижутерии - его недорогие, но оригинальные пластиковые украшения раскупались мгновенно. А в 1966 году модельер представил свою первую коллекцию, в которой было всего 12 платьев, зато каких! Наряды из металла, пластика и проволоки повергли Париж в шок. В прессе дизайнер даже удостоился эпитета «модный террорист». И, кстати, именно Рабана, а не Готье, впервые окрестили «несносным ребенком французской моды».

Затем был оглушительный успех: признание, престижные награды, открытие бутика в Париже, работа в кино и любовь самых стильных звезд. Его платья носили Одри Хепберн, Брижит Бардо и Элизабет Тейлор.

«Я не отметил собой эпоху», - сказал как-то Рабан. И после долгих лет поисков современной формулы моды все же оставил индустрию: в 1999 году дизайнер официально отошел от дел. На месте креативного директора в его модном Доме уже побывали многие талантливые дизайнеры (в том числе Кристоф Декарнен и «индийский Джон Гальяно» Маниш Арора). Однако никто не задерживался надолго . И что-то нам подсказывает, что дело как раз в том, что Пако лукавил, утверждая, что не стал отличительным знаком эпохи. Он сам - эпоха, он - вне времени, вне тенденций и вне условностей. Очень многое из того, что сейчас воспринимается как обыденность, было придумано именно им.

  • 1 Именно Пако Рабан догадался сопровождать показ музыкой. Его первое шоу шокировало Париж: модели в удивительных, ни на что не похожих платьях, выходили к гостям, пританцовывая.
  • 2 Кстати, о моделях. На том самом первом показе все манекенщицы были темнокожие - неслыханное дело даже для 2014, а что уж говорить о 1966!
  • 3 Помимо нарядов из металла и пластика, Рабан также создавал модели из бумаги и скотча, а в 1968 году изобрел вязаный мех.
  • 4 Рабан не только рисовал свои невероятные платья. Большую часть каждой кутюрной коллекции он отшивал вручную самостоятельно.
  • 5 Французское правительство предлагало Пако Рабану гражданство не один десяток раз. Модельер отказывался, чтобы не обидеть родителей.
  • 6 Модельер верил в реинкарнацию и утверждал, что в прошлой жизни он лично знал Иисуса Христа, встречался с инопланетянами и был фавориткой Людовика XV.
  • 7 В 1999 году он предсказывал, что космическая станция «Мир» упадет на Париж.
  • 8 Рабанн отлично рисует: в 2006 году он впервые показал свои картины миру на выставке в Москве. До этого их мог оценить только Сальвадор Дали: дизайнер показывал их великому художнику еще в 1970-х. Дали, кстати, посоветовал Рабанну продолжать в том же духе.
  • 9 В 2011 году Пако Рабан разработал дизайн коробки конфет «Королевский шедевр» для российской компании «АВК».

Вот такой он - странный, противоречивый, опережающий время и безусловно гениальный Пако Рабан. Согласитесь, в современной моде, где уже давно не осталось места чистому творчеству без оглядки на объемы продаж, очень не хватает такого изящного, дерзкого, технически совершенного и по-настоящему красивого безумия. Впрочем, мы, наверное, это заслужили.

Модельер известен по всему миру. В действительности, великого модельера зовут - Франциско Рабанерро Кверро.

Пако Рабан: биография

Эксцентричный мистик, революционер и даже немного футурист - Пако Рабанн шагнул на несколько десятилетий вперёд и привнёс в моду будущее. Модельер всегда находился где-то за пределами моды. Пока все стремились к изящным формам и играли с воздушными тканями, он экспериментировал и эпатировал.


Ценители моды и не подозревали до какой степени они хотят видеть в своём гардеробе из ряда вон выходящие наряды, пока не столкнулись с шокирующими коллекциями Пако Рабанна.
Его одежда не должна была соответствовать высокому вкусу французских модников, но тем не менее она быстра расходилась по их гардеробам.

Пако Рабан: карьера


Никакого шифона, шёлка или джерси: Пако Рабанн отдавал предпочтение винилу, металлу и дискам. Именно он придумал вязаный мех и начал создавать фантазийные наряды будущего - беспрецедентное явление в мировой индустрии моды.
Казалось, когда-нибудь фантазия должна закончиться, но она не иссякала и с каждым разом модельер выдавал коллекции, которые продавались с невероятной скоростью.



Его общепризнанный талант и фантазия были отмечены премиями «Золотой напёрсток», «Золотая игла», «Почести моды». Также он получил испанский орден Изабеллы и французский орден Почётного легиона.


Корни неординарности и противоречивости его характера, вероятно, лежат в семье. Родился модельер в Испании 1934 года. Бабушка была глубоко религиозным человеком, хранившим оккультные тайны, мама же напротив – атеистка и член социалистической партии, а отец – настоящий генерал. Мама Франциско держала собственное ателье, так что любовь к швейному мастерству передалась по наследству. Позже семья эмигрировала в СССР, а через несколько лет перебралась во Францию. Талантливый Франциско с его тонким художественным вкусом без проблем поступил в Школу изящных искусств в Париже. Учился он на архитектора, но все школьные годы разрабатывал и шил сумки, туфли, создавал различные аксессуары, тем самым зарабатывая на жизнь.
После окончания он получил диплом, но архитектором не стал и связал свою жизнь с модой. Хотя влияние образования прослеживается в необычных конструктивных формах коллекций Пако Рабанна.


Необычные идеи и несомненный талант студента обратили внимание великих мастеров. После окончания школы он учился у Баленсиаги, Живанши и Диора.


Набравшись опыта он начал самостоятельную работу в 60-х годах. В то время архитектуру заполонило новое веяние моды – использование пластика и металла. Конечно, Франциско всегда следил за тенденциями в области архитектуры и вдохновлялся этими идеями.

Пако Рабан: новые идеи


Воодушевлённый новыми изысканиями, Пако Рабанн выпускает свою первую коллекцию в 1966 году. Парижская публика была шокирована. Революционные, если не сказать скандальные, наряды, которые демонстрировали его модели, наделали много шума. Хотя, немного позже, ценители моды поняли, что это именно то, чего им не хватало в те неспокойные годы.
Грубый металл, сочетавшийся с тончайшим кружевом, кольчуги, алюминий и кожа, перья, - всё это стало появляться на телах знаменитых людей, славящихся своим хорошим вкусом.



Продолжая свои искания, Пако Рабанн пошёл на грандиозный эксперимент и создал коллекцию одноразовых бумажных платьев.
Вскоре его причудливые наряды стали появляться на героях голливудских фильмов.


Даже великая Коко Шанель признала его талант и называла кутюрье-слесарем, за его любовь к необычайно крепким материалам.
Сам Пако Рабанн всегда считал себя модельером будущего. Уникальный стиль его моделей включал в себя металлическое кружево, цепи, яркие краски, ленты, бумагу, драгоценные камни, резанную кожу, скреплённую кольцами из металла и многое другое.
Эпатажный модельер всегда хотел шокировать публику, а не соблазнять. И добился этого.
В конце 60-х Пако Рабанн выпустил духи «Calandre», предназначавшиеся для динамичных и энергичных дам. Конечно, дизайн флакона был необычным: в нём прослеживалась автомобильная тематика. Немного позже появилась линейка парфюма для мужчин. Дерзкий, страстный и совершенно уникальный аромат быстро нашёл поклонников.

Пако Рабан: бизнесмен


Помимо гениального таланта, Пако Рабанн обладал навыками бизнесмена и рекламщика. Его бутики работали по всему миру и завоёвывали сердца модников со всех континентов.


Модельер открывал культурные центры, писал книги и издавал журнал.
Несмотря на грандиозность его карьеры в 1999 году он покинул модную индустрию и уехал из Парижа. Возможно, причиной этому стало его неверное предсказание: Пако Рабанн предрёк бедствие, которое случится в столице в день солнечного затмения августа 1999 года. Когда пророчество не сбылось, журналисты напали на модельера и его имя часто появлялось на первых полосах газет, но на этот раз не с восхищёнными комментариями.

Paco Rabanne

Самые интересные факты из жизни гениального кутюрье.

Французский модельер баскского происхождения, основатель собственного дома высокой моды Paco Rabanne, революционер в мире моды 1960-х годов. Написал пять книг о своём творчестве; также известен своими убеждениями по поводу реинкарнаций.

Пресса окрестила его «Жюль Верном высокой моды», Коко Шанель, то ли в шутку, то ли всерьез, говорила, что он не кутюрье, а слесарь, ну а сам Пако Рабан скромно называет себя ремесленником и упорно пресекает любые разговоры о своей легендарности.

Франсиско Рабанеда, будущий Пако Рабан, родился в Стране Басков. Во время Гражданской войны в Испании отец семьи сражался на стороне республиканцев и погиб в 1939 году. Тогда мать забрала детей, и, чтобы избежать преследования со стороны сторонников Франко, бежала во Францию (через Пиренеи им пришлось переходить пешком). Его мать работала в доме моды испанского модельера Кристобаля Баленсиаги. Она была убеждённой коммунисткой, вместе с нею Пако в 1950 году побывал в Москве.

Во Франции Пако изучал архитектуру, но после завершения учёбы по профессии не работал, хотя позже использовал архитектурные познания при моделировании одежды. Ещё будучи студентом он начал заниматься изготовлением аксессуаров и бижутерии, используя новые материалы (например, Родоид - высококачественную пластмассу на основе ацетилцеллюлозы), которые позволяли воплотить в жизнь его фантазии.

Начинал Пако Рабан с дизайна бижутерии - его недорогие, но оригинальные пластиковые украшения раскупались мгновенно.

В середине 1950-х гг. Франсиско начал изготавливать аксессуары для Givenchy, Christian Dior, Yves Saint Laurent.

в 1966 году модельер представил свою первую коллекцию, в которой было всего 12 платьев. Наряды из металла, пластика и проволоки повергли Париж в шок. В прессе дизайнер даже удостоился эпитета «модный террорист». И, кстати, именно Рабана, а не Готье, впервые окрестили «несносным ребенком французской моды». На этом показе все манекенщицы были темнокожие - неслыханное дело даже для 2014, а что уж говорить о 1966!

«На меня, безусловно, сильно повлияла мама – марксистка, материалистка. Она утверждала, что религия – это как футбол, опиум для народа. С другой стороны – бабушка. Христианка и наследница магов. Это она показала мне власть камня, силу воды, объяснила значение многих магических символов. Я обожал их, таких разных – маму и бабушку, и воспитывался между двух противоположностей».
Пако Рабанн

Его платья носили Одри Хепберн, Брижит Бардо и Элизабет Тейлор.«Я не отметил собой эпоху», - сказал как-то Рабан. И после долгих лет поисков современной формулы моды все же оставил индустрию: в 1999 году дизайнер официально отошел от дел. На месте креативного директора в его модном Доме уже побывали многие талантливые дизайнеры (в том числе Кристоф Декарнен и «индийский Джон Гальяно» Маниш Арора).

К 1960-м гг. Франсиско Рабанеда и Куэрво решил изменить свое имя и сократил его до Франк Рабанн. Дизайнер считал, что мистическая цифра 13 (количество букв в имени и фамилии Franck Rabanne) должна была принести ему удачу. Через некоторое время он изменил имя на Пако Рабанн. Пако - уменьшительная, сокращенная форма имени Франсиско и в переводе с греческого означает «ворон». В семье Куэрво эта птица считалась покровителем рода. Таким образом, с 1965 года дизайнер начал подписывать свои творения именем Пако Рабанн.

Именно Пако Рабан догадался сопровождать показ музыкой. Его первое шоу шокировало Париж: модели в удивительных, ни на что не похожих платьях, выходили к гостям, пританцовывая.

В 1967-м Пако Рабанн основал в Париже Модный дом Paco Rabanne. В этом же году он представил коллекцию платьев из алюминиевых дисков, соединенных металлической проволокой.

В 1969 году Пако Рабан создал свои первые духи Calandre.

Помимо нарядов из металла и пластика, Рабан также создавал модели из бумаги и скотча, а в 1968 году изобрел вязаный мех.

Французское правительство предлагало Пако Рабану гражданство не один десяток раз. Модельер отказывался, чтобы не обидеть родителей.

В ароматах Paco Rabanne удачно соединяются синтетические душистые вещества и естественный запах кожи человека. Такая концепция парфюмеров делает парфюмерию Paco Rabanne особенной, удивительной, и неповторимой.

Модельер верил в реинкарнацию и утверждал, что в прошлой жизни он лично знал Иисуса Христа, встречался с инопланетянами и был фавориткой Людовика XV.

В 2011 году Пако Рабан разработал дизайн коробки конфет «Королевский шедевр» для российской компании «АВК».

Участвовал в международной акции по сбору средств для Фонда борьбы со СПИДом: часть дохода с каждого проданного флакона парфюма BlackXS for her перечислялась в фонд Sidaction, финансирующий программы по борьбе с заболеванием. В 2007 году в рамках этой акции посетил Россию.

Создателями мужского парфюма 1 Million являются Кристоф Рейно, Оливье Пешо, а также Мишель Жирард. Они позиционируют его как древесный пряный, выход аромата состоялся в 2008 году. Стоит отметить, что аромат выпускался лимитированной серией.

В 1976 году Paco Rabanne открыли в Шартре, Франция, завод по производству парфюмерии.

Рабанн отлично рисует: в 2006 году он впервые показал свои картины миру на выставке в Москве. До этого их мог оценить только Сальвадор Дали: дизайнер показывал их великому художнику еще в 1970-х. Дали, кстати, посоветовал Рабанну продолжать в том же духе.

В 1971 году Пако Рабанн стал членом Синдиката Высокой моды.

В настоящее время бренд Paco Rabanne принадлежит испанскому модному концерну Puig, где модельер работает в сотрудничестве с Розмари Родригес, которая создаёт коллекции одежды для этой торговой марки.

Парфюмерную композицию Paco Rabanne 1 Million выбирают смелые, дерзкие, с неординарным вкусом и стилем личности. Аромат заявлен как дневной и вечерний, и будет уместным в холодное и теплое время года, хотя поклонники склоняются к тому, что парфюм более подходит для вечернего времени суток.

Источник – Википедия, woman.ru, wiki.wildberries.ru, butik-parfum.ru.

Пако Рабан – жизнь, творчество, факты – революционер в мире моды 1960-х годов обновлено: Февраль 15, 2019 автором: сайт