Светлана Тельнова
Ознакомление старших дошкольников с правилами дорожного движения
Информационно-коммуникационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. И чаще всего из-за нехватки средств, медленно и болезненно эти новшества приживаются в детских садах. Но прочно и основательно. И даже не стоит задаваться вопросом : дает ли столь раннее приобщение ребят к сложной технике хоть, сколько положительный результат? Ответ однозначный . Да. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения , но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будит, достигнута «золотая середина» .
С каждым годом увеличивается поток транспорта на улицах и дорогах города . Печальная статистика дорожно -транспортных происшествий вызывает чувство горечи и досады, особенно, когда в результате несчастных случаев на дорогах страдают дети . Основные причины несчастий – переходы улицы или дороги в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом , неосмотрительность на проезжей части.
Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Вот поэтому я и поставила перед собой цель - как можно раньше познакомить детей с правилами дорожного движения . Эта задача видна в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования " и обозначена в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» .
Задача педагогов уже в детском саду формировать культуру безопасного поведения детей на дорогах . Ведь многих трудностей и опасностей можно избежать путем целенаправленного воспитания и обучения детей в детском саду и семье, а использование современных информационно-коммуникационных технологий (использование компьютера, интерактивной доски, мультимедиа и других технических средств) в образовательном процессе дошкольного уч-реждения во многом помогает решать данную проблему. В процессе совместной деятельности со взрослым ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия, что способствует развитию интеллектуальных способностей дошкольников , формированию личности.
Результаты педагогической диагностики показали незначительную динамику в разделе по ознакомлению с правилами дорожного движения . Отмечалось недостаточно сформированные знания о основных терминах и понятиях по дорожному движению , о правилах дорожного движения и поведения на улице, и умение наблюдения за дорожной
Вот поэтому я решила углубленно работать над этой проблемой и поставила перед собой такие задачи :
Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах .
Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения , культуры поведения в общественном
В процессе подготовительного этапа работы я подобрала соответствующий дидактический материал, сделала пособия, трафареты, внесла схемы, модели, альбомы, подобрала детскую литературу и иллюстрации, которые стимулировали познавательную активность и интерес каждого ребёнка, дополнила центр «безопасности» . Но среди настольно – печатных дидактических игр о дорожных знаках сложно найти игру, которая способствует развитию функции самоконтроля у детей, что немаловажно в ходе принятия решения, например, при переходе улицы или в другой дорожной ситуации .
К играм, которые учат детей самоконтролю, осознанному принятию решений , четкому выполнению правил , можно отнести компьютерные игры.
Использование компьютерных презентаций для ознакомления детей с правилами дорожного движения позволили в полной мере позволяют обеспечить наглядность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка, привлекают большое количество дидактического материала; повышают объём выполняемой работы в 1,5 – 2 раза; обеспечивают высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания) .
Восприятие происходит быстрее, благодаря тому что, весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого им необходимо решить поставленную задачу.
Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать каждое НОД нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.
В своей работе, я попробовала использовать компьютерные презентации по ПДД – «Мой приятель светофор» , «Дорожные знаки в стихах » , «Дорожная Азбука » , «Загадки по ПДД» . Наш детский сад еще не оснащен всеми современными техническими средствами, я использовала ноутбук, при проведении НОД по обучению детей ПДД.
Серия презентаций решает (охватывает большой объем) программные задачи по изучению ПДД :
светофор
виды транспортных средств, их классификация
сведения о дороге и ее главных составных частях
участники дорожного движения
группы дорожных знаков
назначение дорожных знаков и указателей , их группы
причины ДТП
дидактические игры.
Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
В интернете я нашла интересный сайт «Детские электронные презента-ции» , адрес сайта (www.viki.rdf.ru) . С этого сайта я использовала презентации и клипы по ПДД.
Презентации :
«Торопыжка» - закрепить знания детей на какой свет светофора переходить дорогу , как вести себя на улице, как называется пешеходный переход.
«Дорожные знаки » - закрепить знания детей название и значение дорожных знаках .
«Правила дорожного движения для малышей » - продолжать учить правила дорожного движения .
«Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте» - учить детей правилам поведения в транспорте и на остановке.
«Стой, внимание, иди!» - закрепить знания детей как правильно переходить дорогу и где . Учить правильно обходить автобус , трамвай.
При использовании ИКТ важно помнить и о здоровье ребенка , так как согласно требованиям СанПин, поэтому я контролирую время проведенное ребёнком за компьютером (не более 10 минут, после чего выполняется гимнастику для глаз.
Большую помощь в обучении детей правилам дорожного движения мне оказали развивающие CD - диски, такие как :
1. Азбука безопасности на дороге из цикла "Уроки Тетушки Совы" в этой игре в доступной форме открываются юным пешеходам и велосипедистам секреты дорожного движения .
2. По дороге со Смешариками – в этой игре проходит знакомство с сигналами светофора, дети знакомятся с видами городского транспорта, изучают дорожные знаки и правила перехода через улицу.
3. Правила дорожного движения – в этой игре ребенку предлагается найти выход из разнообразных дорожных ситуаций , изображенных на красочных картинках.
4. Нескучные уроки : ПДД для детей - программа "ПДД для детей" Веселые и красочные герои объясняют ребенку, как вести себя на дороге , и разбирают все на конкретных примерах, а материал, преподнесенный в виде смешных мультиков, помогает ребенку представлять себя на месте главных героев.
5. Лунтик учит правила - герои популярного мультфильма приглашают ребят учить правила дорожного движения и этикета .
6. ПДД для малышей (4-7 лет) – в этой игре в веселой и увлекательной форме помогают ребёнку выучить основные правила дорожного движения и безопасности на улице.
Понимая, что в рамках общественного дошкольного воспитания невозможно решить весь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка на улицах города, поэтому строю свою работу так, чтобы родители становились нашими единомышленниками. Рекомендовала им сайты (www.skyclipart.ru , www.vk.com/doshkolnik.ru, www.vospitatel.com.ru , www.5ballov.com.ru, www.900igr.net , www.ed.gov.ru, www.viki.rdf.ru ). И полученные знания в детском саду и дома использовали для формирования у детей осознанности выполнения правил безопасного поведения на улицах города.
Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показала следующие результаты :
У 57% детей сформированы устойчивые знания правил дорожного движения , с заданиями справляются самостоятельно , а 43% детей справляются с помощью воспитателя.
Сформированы навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
Сформировано понимание необходимости соблюдения правил дорожного движения в целях собственной безопасности.
Выводы : Применение ИКТ :
расширяет возможность самостоятельной деятельности;
формирует навык исследовательской деятельности;
способствует повышению качества образования;
Хотелось бы мне закончить свое выступление поговоркой, которою часто мы слышим : «Если предупрежден, значит вооружен!» Так давайте вооружимся мы, вооружим наших детей знаниями по ПДД и будем соблюдать их!
Список литературы :
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста . – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД» , 1998.
2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах : Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста . – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД» , 1997.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников . – М.: МИПКРО, 1998.
6. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М.: Просвещение, 1980.
7. Степаненкова Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения . - М.: просвещение, 1978.
8. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения » . – М.: Издательство Скрипторий 2003», 2007.
9. Богданович А. Пешеходу – малышу, М., 1974.
10. Георгиев Г. Светофор. М., 1972.
11. «Добрая Дорога Детства » (ДДД) .
12. Клименко В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения . М, 1975.
13. Козорезова Т. Г. Пешеходом быть – наука. – Краснодар : «Советская Ку-бань» , 1997.
14. Хромцова Т. Г. воспитание безопасного поведения дошкольников на улице : Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 378»
г. Перми
Проект по ПДД
Подготовила
Воспитатель подготовительной группы
Нечаева Татьяна Владимировна
г. Пермь
2012 г.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Вид проекта: познавательно–коммуникативный.
Продолжительность: долгосрочный.
Актуальность: Проект посвящен актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. В рамках реализации ФГОС при организации образовательной работы с детьми необходимо внедрение инновационных технологий. Одной из наиболее эффективной и целесообразной формой признана организация проектной деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую продуктивную деятельность и сформировать у детей навыки безопасного поведения в дорожно- транспортной среде. В сентябре была проведена диагностика. В результате диагностики по выявлению знаний о правилах дорожного движения детей получились следующие результаты: высокий уровень знаний- 0%, средний-48%, низкий-52%.
Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие дети и родители.
Цель: повышение умений и навыков правильного осознанного безопасного поведения младших дошкольников в окружающей дорожно-транспортной среде, через организацию различных видов деятельности на 20% к 01.09.2016.
Задачи проекта.
Воспитывать:
Потребность в ознакомлении с моральными нормами и правилами поведения.
Формировать:
Представление об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;
Знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
Представления о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте;
Представления об автомобиле, как опасном средстве передвижения;
Представления о важности соблюдения правил дорожного движения;
Умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих повеления на улице;
Представления о важности соблюдения правил пользования велосипедом и самокатом.
Развивать:
Представления о видах транспорта;
Способность организовывать свою деятельность так, чтобы было безопасно и самому, и окружающим;
- побуждать использовать изученные правила дорожного движения на практике;
Пополнить словарный запас детей новыми словами: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекрёсток, светофор, дорожные знаки.
Для родителей:
1. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
2. Содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через практическую деятельность.
Предполагаемый результат:
Сформированы у дошкольников представления о важности соблюдения правил дорожного движения на 20%.
Обогащён словарный запас детей новыми словами: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекресток, светофор, дорожные знаки.
Закреплены и обобщены у детей представления о различных видах транспорта, о движении транспорта.
Изготовлены атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Улица города».
Оформлен лепбук по Правилам дорожного движения.
Систематизированы и сформированы знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.
Этапы проекта.
Подготовительный.
Цель – провести предварительную работу с детьми и их родителями, провести диагностику, анкетирование.
Основные направления работы.
Знакомство с литературой по теме.
Постановка цели и задач, определение методов исследования, выбор оборудования и материалов, составление перспективного плана работы с детьми
2. План реализации проекта.
В ходе реализации проекта были проведены занятия с дошкольниками:
1. "Дорожные знаки;
2. "Зелёный, желтый, красный";
3. "Светофор";
4. "Будь внимательным".
Цель занятий: познакомить с правилами дорожного движения, научить понимать дорожную символику на примере дорожных знаков, закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах, учить быть внимательными на дороге.
Вместе с детьми играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры:
1. "Нам на улице не страшно";
2. "Автобус";
3. "Пешеходы";
4. "Красный, желтый, зелёный";
5. "Переходим через дорогу";
6. "Учим дорожные знаки";
7. "Угадай какой знак";
8. "Воробышки и автомобиль";
9. "Цветные автомобили".
Цель игр: закрепить и расширить знания детей о правила дорожного движения, о правилах безопасного поведения на улице, её проезжей части, учить соблюдать эти правила.
Были проведены целевые прогулки: к светофору, к проезжей части дороги, к пешеходному переходу.
В течении всего проекта использовалось художественное слово: С. Михалков "Дядя Стёпа милиционер", "Бездельник светофор", "Сказка про город дорожных знаков", Тарутин "Для чего нам светофор", Житков "Светофор", Калинина Н. "Как ребята переходили улицу", Усачёв А. "Домик у перехода" .
Для родителей была выпущена памятка "Что должен знать ребёнок о правилах поведения на дороге", консультация "Как выработать навыки безопасного поведения у ребёнка на дороге", семинар-практикум "Дорожные знаки", анкетирование на тему "Осторожно дорога".
3. Заключительный этап
Цель .
Обобщить результаты работы: занятие на семинаре для воспитателей.
НОД