Я часто слышу от своих клиенток и подписчиц, что сумка и обувь не могут быть дешевыми.
Может быть, это будет выглядеть немного странно, особенно в статье с таким названием, но я не могу сказать, что согласна с этим утверждением на все 100%.
Поэтому сначала объясню свою точку зрения:-)
Уверена, что стоимость одежды и аксессуаров - дело второстепенное. Самое главное - это не то, сколько СТОЯТ вещи, а на какую стоимость они ВЫГЛЯДЯТ.
Если начать обсуждать вопрос в этом ключе, то можно припомнить многие удачные покупки, которые выглядели дороже, чем стоили, да, девочки?:-)
А почему такое происходит?
Вещь ВЫГЛЯДИТ ДОРОГО, когда она:
- сделана качественно
- является современной, актуальной с точки зрения кроя и фасона
- идет вам
- гармонично и стильно сочетается с другими вещами, надетыми на вас в этот момент
И я убеждена, что следуя этой ЛОГИКЕ, можно сделать также вывод о том, что не всякая дорогая вещь выглядит ДОРОГО. Я вижу каждый день десятки дорогих вещей, которые выглядят ДЕШЕВКАМИ, потому что:
- вышли из моды
- не идут их обладательнице
- не сочетаются с остальной одеждой и аксессуарами в look’е
Является ли обязательным правило покупать именно дорогие сумки?
Моя логика такая: сумка должна быть в вашем бюджете, она должна быть вам по карману.
Глупо голодать из-за сумочки. Проще найти «свою подружку» в подходящем ценовом сегменте, жить и радоваться.
Хотя, в студенческие годы, я регулярно жертвовала обедом, перебиваясь недорогими плюшками, чтобы купить себе что-то новенькое и модненькое. Но, повзрослев, убедилась, что гастрит и лишний вес не стоят таких обновок:-(
Зайдем еще с одной стороны и рассмотрим вопрос дорогих сумок в плоскости статуса.
Дорогие аксессуары известных брендов призваны молчаливо рассказывать who is who в современном мире. В первую очередь, в мире бизнеса.
На одежде не написано, сколько она стоит. На одежде не подписывают снаружи бренд производителя. А если он и написан, то это не помогает вещи выглядеть дороже. Вспомните майки от Cavalli и все шутки, связанные с теми, кто гордо носил эту надпись на груди.
Имена брендов выбивают на аксессуарах во всех случаях и это вариант нормы. Так принято. На часах и сумках мы увидим логотип или аббревиатуру производителя. Негласная маркировка есть и на обуви, вспомним хотя бы красные подошвы маэстро Louboutin.
Тот, кто «в теме», моментально видит «своих» именно по аксессуарам.
Поэтому, если вам нужно войти в определенную компанию людей, получить должность или вы уже ее получили и общаетесь по роду деятельности с клиентами и партнерами высокого ранга, вам нужно быть «СВОЕЙ», вам нужно ТРАНСЛИРОВАТЬ успех, амбиции, статус и достижения не только своими словами. Но и молчаливо, посредством своей одежды и аксессуаров.
Если мужчины меряются часами и машинами, то девушки - украшениями, сумками и обувью.
И это тот самый случай, когда совершая дорогую покупку, очень важно не промахнуться с выбором! Ведь мы уже обсудили, что, несмотря на высокий ценник, ДОРОГОЙ аксессуар может выглядеть ДЕШЕВО, если он:
- не в тренде
- не идет обладательнице
- не сочетается с остальной одеждой и аксессуарами
Будем честными - все течет и все меняется, веяния времени касаются всего, и сумок в том числе.
Поэтому, выкладывая сумму со многими нулями, многие мои Клиентки хотят быть уверены, что это покупка будет удачной и не одноразовой. И сумка прослужит долгие годы, оставаясь актуальной и презентабельной.
Правильные инвестиции в гардероб
Сегодня я хочу познакомить вас с такими сумками, приобретение которых можно смело назвать не ТРАТОЙ, а ИНВЕСТИЦИЕЙ .
Вы же знаете, я - bags-maniac! Я коллекционирую сумки и знаю в них толк. Мои клиентки покупают новинки только после контрольного звонка мне, а мои подписчицы в Инстаграм давно усвоили, что можно смело покупать дорогие сумки по моим следам, потому что я не промахиваюсь в выборе.
Несколько лет назад я приняла участие в общероссийском государственном проекте Минфина и написала несколько глав для книги о финансовом здоровье женщины. Конечно же, я писала про инвестиции в гардероб!
На презентации книги выступали двое из многих авторов энциклопедии: я и специалист по управлению финансами.
Он рассказал о том, как и куда вкладывать деньги, чтобы они работали на вас. А потом скептично пригласил меня на сцену, удивляясь, как только может существовать такое понятие, как «инвестиция в гардероб», ведь это, априори, пустые расходы на тряпки, которые нельзя потом перепродать, чтобы заработать больше, чем они стоили, или хотя бы вернуть первоначальную стоимость.
Разумеется, это отчасти так. Но под инвестицией в гардероб я понимаю приобретение вещей, которые:
- идут вам
- нравятся вам
- сочетаются между собой
- остаются актуальными долгое время, чтобы их можно было носить годами
- сделаны или сшиты качественно
- помогают вам производить нужное вам впечатление на окружающих
- повышают вашу уверенность в себе и собственной привлекательности
Так что проинвестировать в гардероб грамотно можно в ЛЮБОМ ЦЕНОВОМ СЕГМЕНТЕ: от масс-маркет до премиум.
И цена ошибки всегда дорога в рамках любого бюджета, ведь всегда обидно неудачно потратить заработанные своим трудом деньги.
Про важные правила и принципы грамотного шопинга я рассказываю в онлайн-уроке про рентабельные покупки.
А сейчас я расскажу вам про мои любимые бренды и сумки класса люкс:-)
Обзор брендовых сумок
Сумки CELINE Trapeze, Phantom, Luggage, Belt, Box, Tie Tote
Что не сумка, то икона!
Этот бренд - мой фаворит больше 10 лет и, подозреваю, что это на всю жизнь! Второе место в моем сердце занимает Fendi, но об этом позже.
Почему Celine? Потому что это правильная и стильная база. Форма сумок четкая, графичная, удачные colorblock решения, отсутствие деталей, которые выйдут из моды или морально устареют.
Я знаю мало девушек, кто легко и непринужденно пользуется в гардеробе.
А те, кто пользуются, в большинстве случаев оказываются ученицами Школы Шопинга в прошлом:-))))
Сумки Celine раскрасят ваш гардероб в один миг, придадут каждому образу стиль и завершенность, сделают роскошный и статусный total look из самых простых вещей как по мановению волшебной палочки.
Изысканные сочетания цветов и фактур, помноженные на безупречную форму сумки - формула успеха не только Celine, но и вашего гардероба!
Сумки FENDI PEEKABOO, 2JOURS, 3JOURS
Настоящие иконы, проверенные временем!
Обратите внимание, не все Peekaboo одинаково полезны:)
О чем это я?
Есть два мотива при покупке дорогой сумки.
В большинстве случаев мне и моим клиенткам важно, чтобы дорогая сумка не вышла из моды через пару месяцев.
Но есть и меньшинство случаев, когда этот момент не важен. Потому что сумка невозможно хороша, потому что это модный хит, потому что влюбилась и «хочу-не-могу», потому что коллекционирую и эта сумка в любом случае оставит яркий след в истории бренда и будет памятью и раритетом в моем гардеробе.
На веки вечные берем базовую Peekaboo.
Побаловаться в этом году можно цветочными вариантами или сумками с пластиковым декором, шнуровкой или кожаными рюшами.
Побаловаться «бюджетно» можно, приделав к базовой Peekaboo модный в этом сезоне ремень, который приобретается отдельно. Или малышку Пикабу. Или смешной брелок!
Еще одна сумка Fendi, которая может стать надежной инвестицией - это 2jours и 3jours.
Сумки HERMES BIRKIN, KELLY
А вот тут можно и утереть нос тому самому эксперту по управлению финансами. Буквально единственные сумки в мире, покупка которых имеет полное право считаться инвестицией.
Kelly и Birkin - это настоящая МЕЧТА многих девушек.
Есть очень много легенд, созданных вокруг сумок Hermes, мол, и в очереди стоять за ней полжизни надо, в листы ожидания записываться, простым смертным их в бутиках не выносят и тд.
Бла-бла, в некотором смысле. Не развешивайте уши!
Покупая сумки мечты моим Клиенткам, я объясняю им, что не всегда можно начать историю покупок в Hermes с покупки легендарной сумки. Нужна история покупок. Нужно стать Клиентом этого дома и тогда общение пойдет как по маслу. Пара платков, шлепки, ремень или браслет и консультанты становятся намного сговорчивее и вот уже несут из-за кулис вашу Келли или Биркин. Ой, нашлась!
А в некоторых странах и любовные прелюдии не нужны. В Мюнхене я купила своей Клиентке Birkin прям с витрины. Правда, в черном цвете. В Каннах моя Клиентка удочерила одним махом сапфировую Келли.
А еще с одной моей Клиенткой случился другой кейс. Ей не понравилось, что ради сумки нужно тааааак стараться, она почувствовала себя ущемленной и униженной, вышла из Hermes, буквально хлопнув дверью, перешла дорогу и купила себе парочку разноцветных Peekaboo и несколько пар бомбических босоножек Fendi! Практически по цене одной Келли. И больше она в Hermes ни ногой!:)))
Возвращаясь к разговору про инвестиции, приведу обоснование рентабельности этих сумок. Цена на сумки-иконы от Hermes неуклонно растет. Иногда они становятся дороже несколько раз в течение года. И так каждый год. Роскошь должна быть доступна избранным. Кстати, руководствуясь этим же принципом, модный дом Chanel регулярно поднимает цены на свои творения.
Итак, цена растет, те, кто купил Келли 3 года назад могут легко продать ее в идеальном состоянии чуть ли не по цене бутика этого года. То есть дороже, чем купили!
На эти сумки ведется настоящая охота, винтажные версии стоят, порой, дороже современных.
И, конечно, мифы и легенды вокруг этих сумок, привели к созданию некоего черного рынка. Байеры с историей покупок в Hermes могут получить сумку в любом цвете, после чего, получив такс-фри, продать ее с процентом за свои услуги Клиенту, который сам не смог бы ее купить по разным причинам. Доходный бизнес! Поэтому с недавних пор количество продаваемых сумок в одни руки стало строго ограничено. Hermes борется с перекупщиками, а также страдает от продажи фейков.
Не могу отнести в число бессмертных сумок Evelyne, ее форма слишком вялая, она прекрасна в стиле жокей, терпима в casual и непригодна в деловом гардеробе.
А Birkin и Kelly - уместны везде.
Не можете купить легенду, присмотритесь к ее бюджетной версии - Herbag, я на нее давно посматриваю и скоро она станет моей:-) По крайней мере, когда дети испачкают ее фломастерами или мороженным, я не стану плакать и хладнокровно постираю чехол:-)
Сумки LOUIS VUITTON NEVERFULL, POCHETTE METIS, FAVORITE MM, POCHETTE FÉLICIE
Круглые и округлые сумки этого бренда, такие как Speedy и Alma, канули в небытие, потому что умеют делать «бабий стиль» .
Это, кстати, и одна из причин моей нелюбви к Miss Sicily от Dolce&Gabbana, в ней слишком много «женщины», которая при неумелом использовании, превращается в тетеньку.
А вот шоппер Neverfull и crossbody Métis, Felicie и Favorite будут живы-здоровы! И проживут с нами долго и счастливо много лет.
Эти сумки не меняют форму, но меняют расцветки в соответствии с текущими трендами. Если нужна сумка на долгие годы без рисков скоропостижного вылетания из модной обоймы, выбирайте шашку или один цвет.
Готовы побаловаться? Берем в этом сезоне расписную!
GUCCI
Стилистика модного дома стремительно поменялась в последние пару лет. С приходом на пост креативного директора, невероятного Алессандро Микеле, десятилетиями умирающий налет жокейского стиля времен Джофри Бина и агрессивная сексуальность, культивируемая неугомонным Томом Фордом, сменились на новый модный виток, вдохновленный детьми цветов, флером бохо и гастролирующим цирком.
И все это настолько же великолепно и впечатляюще, насколько мимолетно:-)
Опять же, решать только вам. Если эта эпоха должна оставить след в ваших гардеробных, не скупитесь! Эти сумки уже вошли в историю и произвели фурор.
Если инвестиции должны быть долгосрочными, долой нашивки и ленты, обращаем внимание на базовые сумки.
К примеру, я так и не решилась на сумку с вышивкой, но рука моя не дрогнула, передавая заработанные тяжелым трудом деньги, за эту малышку. Мы с ней вместе навсегда.
В этом году она пике моды, благодаря расцветке. А в следующем - она просто останется идеальной базовой сумкой в моем гардеробе на долгие годы.
Вот еще несколько сумок, которые умеют так же!
CHANEL 2.55, WOC
Меня все время спрашивают, почему я не была замечена с сумками Chanel?
В какой-то момент, когда я была близка к покупке 2.55, инста-герлы всего мира и все московское метро решили дополнить свои образы именно этой сумкой.
С тех пор осадочек и намозоленные глаза. Это мое личное, персональное, типа психологической травмы у стилиста:-))))
Но если вам хочется стеганную красотку, не останавливайте себя! Мне кажется, что я точно куплю woc. Просто немного позже.
Безусловно, такие сумки не имеют срока годности.
А какие сумки от Chanel его имеют? Вот эти. С явным отпечатком текущих трендов в дизайне сумки.
VALENTINO ROCKSTUD
Знаете, как я пишу сейчас эту статью? Лечу в самолете и пишу! Все мои лучшие статьи были написаны в воздухе, все мои самые удачные решения были приняты на высоте 10 000м:-)
Кстати, об удачных решениях! Если вы помните, чем был славен маэстро Valentino, то осознаете, насколько изменился стиль модного дома за последние несколько лет.
Рюшки, оборки, приторная женственность - все это поставило Valentino на грань банкротства. Они стали немодными! Они были неспособны привлечь молодую Клиентуру, они стали неинтересны миллениалам.
К счастью, рюшки заменили на шипы, а женственные платья на романтику и бохо. И Дом снова начал дышать.
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. После спасения у них стало на одну Клиентку больше, и в моем гардеробе появились сумки Valentino.
Я прошла мимо бохо.
Но решилась проинвестировать в Rockstud, эти сумки практически современная база.
CHLOE DREW
Про сумки я могу говорить бесконечно, но статья получается просто огромной, поэтому расскажу еще про один бренд и на этом закончу сдавать профессиональные секреты:)
Один из самых женственных и романтичных брендов подарил нам сумку-икону Drew.
Честно говоря, сумки Chloe до этого никогда не занимали лидирующих мест на модной арене. Ни Marcie, ни Mily не полюбились девушкам так, как малышка Drew.
В самой простой версии, без кисточек и заклепок сумку можно носить не только с одеждой в стиле бохо, но и как базовую.
В этом сезоне Chloe разбили сердца модниц всего мира, подарив нам Nile и Faye!
Да, это мода. Да, это, возможно, ненадолго. Но эти сумки просто обязаны оказаться в гардеробах настоящих модниц и коллекционеров сумок-люкс.
В моем шопинг-листе напротив этой графы уже стоит галочка «выполнено»:)
Ну что, мои дорогие bags-маньячки, намотали на ус? Шопинг-лист составили?
Если хотите научиться ИНВЕСТИРОВАТЬ в гардероб, а не ТРАТИТЬ деньги на одежду, которая потом лежит ворохом в шкафу, обязательно приходите учиться в ОНЛАЙН-ШКОЛУ на Базовый курс, а заодно и посмотрите, ведь в нем я научу вас выбирать идеальные сумки, которые будут служить вам верой и правдой годами:-) В вашей голове произойдет настоящая революция:) И не только в голове, но и в гардеробе!
И помните, девочки, что в онлайн-школе вы учитесь выбирать и стильно сочетать ПОДХОДЯЩИЕ ЛИЧНО ВАМ вещи. СКОЛЬКО они будут стоить и где вы их будете покупать - решаете вы. Ведь бюджет на покупки у всех разный.
Самое главное, что после обучения вы будете ВИДЕТЬ эти вещи в выбранных вами магазинах и создадите свой идеальный гардероб!
Желаю вам только удачного шопинга:)
Я был далек от дизайна. Я интересовался модой, аксессуарами. Мне нравились кожаные вещи. Но у меня никогда не было мысли о том, что я буду профессионально этим заниматься.Антон Евгеньев , создатель петербургской компании Two-Ta рассказал бизнес-порталу "Честнок" о своем опыте раскрутки и продвижения бренда сумок и аксессуаров из кожи.
Сейчас я руковожу компанией, которая производит и продает сумки и аксессуары из натуральной кожи на собственной мануфактуре в Санкт-Петербурге. Мое знакомство с миром производства и дизайна началось, когда я встретил свою теперь уже жену, Таню. Она дизайнер, и на тот момент она уже работала в модном доме, где отвечала за направление сумок и аксессуаров.
Таня с детства шила и занималась рукоделием. Через год после нашего знакомства она собиралась ехать учиться в институт дизайна Хельсинки (Университет Аалто). Я решил приостановить свою учебу и поехать с ней.
Мы отправились в Финляндию и в течение восьми месяцев учились графическому дизайну и дизайну кожаных сумок. В высших учебных заведениях Финляндии очень хорошая производственная база: на каждом отделении в Университете дизайна есть самое современное оборудование, которое можно освоить в процессе учебы. Пока мы учились, у нас возникла идея заняться производством аксессуаров. У меня всегда лежала к этому душа.
Когда вернулись домой, Таня вышла на старую работу, после чего мы пошли поработать на одну из старых фабрик Санкт-Петербурга, чтобы посмотреть на технологии и на производство в промышленных масштабах. Позже мы начали своё дело.
О первых шагах
Наш стартап выглядел так: мы запустили группу Вконтакте (она, кстати, существует до сих пор). У меня было накоплено 40 тысяч рублей, у Тани дома стояла швейная машинка, и тогда мы наивно полагали, что этого будет достаточно, чтобы делать сумки.
Мы начали с индивидуального пошива: предлагали делать людям все, что им заблагорассудится. Это были друзья и знакомые, которые знали, что мы умеем шить сумки, и просили сделать аналоги дорогих моделей, которые видели в витринах магазинов. Года полтора мы нарабатывали опыт: изучали западные ресурсы, видео, старые американские книги по производству. На таких заказах мы зарабатывали достаточно денег, чтобы обеспечить себя. Постепенно мы обрастали оборудованием, которое в один момент перестало помещаться в комнате. Тогда мы и приняли решение, что пора расширяться.
Мы начали делать свои модели
В 2010 году мы арендовали свою первую мастерскую на старой обувной фабрике, оставшейся с советских времен. С этого момента все пошло в правильном ключе. Наше производство, которое с тех пор многократно увеличилось, до сих пор находится в том же районе. С выбором места мы не прогадали: с нами стали делиться опытом зрелые люди, профессионалы, которые много лет работали на производстве.
У нас постепенно росла клиентская база: многие видели сделанные нами аксессуары у друзей и знакомых и спрашивали, откуда такое. Мы по-прежнему вели группу Вконтакте. Мы всегда переживали, если что-то не получалось, и стремились выжать максимум из своих возможностей, чтобы вышел хороший результат. Людям нравилось, и они рекомендовали нас друг другу. Мы не делали никакой рекламы и всегда радовались новым клиентам и новым заказам.
Параллельно мы стали разрабатывать линейку собственных моделей: то, что нам заказывали, нам самим нравилось не всегда. Мы любим спокойные линии, лаконичность и классику, сдобренную хорошей долей современных трендов. И по сей день мы все вещи придумываем вдвоем. Я больше занимаюсь мужской линейкой, Таня — женской. Четкого разделения нет, и мы всегда советуемся по поводу дизайна.
Мы показали свои модели в группе Вконтакте, и были очень рады, когда людям понравилось: дело в том, что мы долго не относились к этому занятию как к чему-то серьезному, делу всей жизни. В тот момент мы стали понимать, что у нас получается! Дальнейшая история подтверждает правильность выбранного пути: спрос на нашу продукцию постоянно идет вверх. Это не резкий, но вполне стабильный рост.
Объем курса - 36 академических часов
Продолжительность обучения - 1 месяц, количество занятий - 4,
+ 4 часа индивидуальной работа с мастером в любой будний день
Занятия проходят по субботам с 11:00 до 17:30
ЗАПИСАТЬСЯ
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Институт дополнительного образования РГУ им. А.Н. Косыгина приглашает на курс по изготовлению сумок своими руками. Мы будем рады видеть на занятиях как новичков, так и опытных специалистов, которые хотят расширять свои возможности и совершенствоваться!
Актуальность направления
Сумка является важнейшим аксессуаром любого человека. Сумки мы носим и вместе с повседневными комплектами, и с праздничными нарядами.
Конечно же, каждый мечтает иметь уникальную сумку, такую, которой нет больше ни у кого.
Но как получить ее?
Создать самостоятельно!
На самом деле, техники создания сумки не так сложны! Важно лишь изучить их под руководством опытных педагогов. Сделать это вы можете у нас.
Изготовление сумок своими руками является увлекательным видом творчества и самовыражения. Сумки, которые вы будете создавать, непременно заинтересуют ваших знакомых. Да и прохожие на улицах обязательно обратят внимание на оригинальную сумку. Это позволит вам превратить интересное хобби в прибыльный бизнес.
Мечтаете заниматься творчеством и получать за это деньги?
Обязательно посетите хотя бы один наш мастер-класс по созданию сумки. А лучше запишитесь на курсы и научитесь создавать настоящие шедевры с нуля!
Каждый мастер-класс по изготовлению сумок – очередной шаг на пути к мастерству и успешной карьере.
Общая характеристика курса
В процессе обучения слушатели:
- получат базовые знания по работе с кожей для изготовления сумки;
- научатся создавать выкройки сумки по эскизам;
- получат навыки, необходимые для кроя и сборки сумки.
Также они познакомятся с современными приемами моделирования и декорирования авторских сумок, которые позволят изготовить собственную авторскую сумку из натуральной кожи по своему эскизу.
Кроме этого, слушатели:
- изучат все виды кожи,
- научатся правильно оценивать и подбирать материал и фурнитуру в соответствии с конструкцией сумки.
По окончании курса участники получают удостоверение о повышении квалификации одного из лучших ВУЗов страны, являющегося базовым в области дизайн-образования. Лучшим доказательством вашего профессионализма станет эксклюзивная сумка! Даже первая модель обязательно понравится всем окружающим. Такую сумку вы сможете демонстрировать с гордостью!
Для иногородних
Иногородние слушатели проходят обучение в ускоренном режиме за одну неделю. Общее количество часов и стоимость в этом случае не меняются, точные даты и время занятий согласовываются индивидуально.
Курс проводят
Руководитель Учебно-производственной лаборатории кожгалантереи и аксессуаров РГУ им. А.Н. Косыгина, член МООСХ с 1985 г., участник выставок в России и за рубежом на протяжении 25 лет, ведущий дизайнер торговой марки аксессуаров из кожи "ЮМЕЛЬЕ".
Крестова Татьяна – директор студии "Мастерская КожАрт", мастер бизнес-образования (диплом международного образца MBT).
Где, когда, сколько
Занятия проходят по адресу ул. Садовническая д. 33, в помещении Учебно-производственной лаборатории кожгалантереи и аксессуаров РГУ им. А.Н. Косыгина.
№ |
Название темы |
Общее кол-во |
В том числе |
Форма контроля |
|
Лекции |
Практические занятия |
||||
Конструирование |
|||||
Виды конструкций сумок |
кейс-контроль |
||||
Построение лекал для 3 базовых моделей |
кейс-контроль |
||||
Изготовление макета |
кейс-контроль |
||||
Корректировка лекал |
кейс-контроль |
||||
Технологии обработки кожи |
|||||
Примеры использования различных технологий обработки кожи для декорирования сумок |
кейс-контроль |
||||
Плетение: круглое и плоское |
кейс-контроль |
||||
Ручное тиснение |
кейс-контроль |
||||
Оплетка и ручной стачной шов |
кейс-контроль |
||||
кейс-контроль |
|||||
Технология обработки деталей |
|||||
Верхняя молния и рамочный замок |
кейс-контроль |
||||
Изготовление и крепление ручек с внутренним наполнителем |
кейс-контроль |
||||
Обработка карманов |
кейс-контроль |
||||
Создание эскиза, подбор материала и фурнитуры |
кейс-контроль |
||||
Построение лекал на основе базового образца |
кейс-контроль |
||||
кейс-контроль |
|||||
кейс-контроль |
|||||
кейс-контроль |
|||||
Итоговый контроль |
готовое изделие |
||||
ИТОГО |
36 |
5,5 |
30,5 |
Основные преимущества обучения в нашем Институте
- Опытные педагоги. Все наши преподаватели являются практикующими специалистами в таком направлении, как дизайн. Они в совершенстве владеют всеми технологиями пошива сумок и расскажут о них вам. Кроме того, педагоги поделятся профессиональными секретами изготовления сумки руками. Они расскажут обо всех тонкостях процесса. Свою первую сумку вы изготовите именно под их руководством.
- Комфортные условия обучения. На занятиях вы сможете задать любые вопросы, пообщаться с единомышленниками, обсудить актуальные тенденции. Для обучения вы получите не только образцы кожи, но и инструмент и оборудование. Это позволит сократить расходы.
- Комплексный подход к обучению. Пошив сумок невозможен без изучения всех тонкостей процесса. Вам будет разъяснена технология создания любой сумки. Специалисты расскажут о видах используемой кожи. Вы получите все необходимые теоретические знания. После этого вы приступите к практическим занятиям. Именно тогда вы создадите свою первую сумку.
- Доступность. Наш курс рассчитан не только на специалистов, но и новичков. Это значит, что научиться создавать сумки из кожи и других материалов смогут все желающие.
- Возможности для экономии времени. Обучаться у нас можно без отрыва от основной деятельности. Вы можете посещать курс по созданию моделей из кожи и других материалов параллельно с работой или обучением в других заведениях.
Читай на tochka.net интервью с дизайнером сумок и основателем бренда OZERIANKO BAGS Дашей Озерянко
© Олег БатракХочешь стать экспертом в своей нише или уйти с нелюбимой работы, чтобы заняться любимым делом? Давно мечтаешь о своем бизнесе? Но все еще не знаешь с чего начать и где найти необходимые знания? Мы решили вдохновить тебя и рассказать в нашем новом проекте о девушках, которые создали успешные проекты и знают все тонкости ведения женского бизнеса в Украине.
Даша Озерянко - искусствовед, основательница бренда OZERIANKO BAGS и создательница авторских сумок.
Она знает, как начать бизнес без стартового капитала и всего за год открыть свой шоу-рум. Эта девушка создает сумки мечты и клиенты всегда к ней возвращаются, почему так происходит и в чем секрет успешного бренда Даша рассказала в рубрике "Делай дело". За чашкой травяного чая, среди эскизов будущих коллекций, она поделилась своими открытиями в предпринимательстве и принципах работы в Украине.
Сначала я поступила на юридический факультет в Национальный университет, но спустя два года покинула стены красного корпуса и получила специальность искусствоведа. Я разрисовывала и расписывала все предметы, которые видела. Сначала были браслеты, потом роспись на блокнотах, но мне было этого мало. Более того, я увидела потенциал в росписи и позже пришла к дизайну сумок. Я начала их создавать, когда ко мне в руки попала кожа. В общем, желание творить и создавать взяло верх.
Я всегда мечтала быть причастной к искусству , тянулась к чему-то прекрасному. Мне кажется это на каком-то генетическом уровне. Мои родители - коллекционеры картин, у них своя галерея.
Сумки создают настроение . Я сама придумываю модели, рисую эскизы, принимаю участие в пошиве. Когда разрабатываю новую коллекцию, я все продумываю до деталей, контролирую все рабочие моменты.
Сумки OZERIANKO BAGS
Фото 1 из 8: © Олег Батрак
Производство, с которым я работаю - это прежде всего люди, которым я могу доверять. У нас уже с ними такой симбиоз, что мы понимаем друг друга с полуслова. Это трудоемкий процесс, и главное уметь коммуницировать и не накладывать на людей те ожидания, о которых они не знают. Нужно обо всем обязательно говорить!
Я черпаю вдохновение повсюду. У меня большая визуальная база, так как по специальности я искусствовед и всегда знаю, где можно подсмотреть, почерпнуть информацию. Мои клиенты - главный источник вдохновения. Это настолько разнообразные люди: у них особый взгляд на мир, они такие интересные, самодостаточные. Я часами могу общаться с ними, они часто рассказывают мне о своей работе, о путешествиях, любимых занятиях.
Мои клиенты приходят не просто за сумкой, а к человеку, которому они доверяют.© Олег Батрак
Первой фокус-группой, на которой я тестировала свой продукт , были коллеги. Я работала в офисе и пошивом занималась на досуге. Вот они моментально раскупили всю мою первую коллекцию, тогда я поняла, что с этим можно работать. Когда твои глаза горят, ты безумен от своих идей, тебе не страшно.
Что было самое сложное? Когда ты ведешь бизнес в Украине, у тебя может возникнуть много сложных моментов, но все зависит от твоего отношения к происходящему. Есть недобросовестные люди, и, к сожалению, об этом никто не предупредит, часто нужно пройти самостоятельно через это. У меня возникали сложности с материалом, хотя украинская кожа есть, но палитра цветов скудная, с фурнитурой тоже есть проблемы.
© Олег БатракВ Украине рынок только формируется и соответственно - нет правил игры. Главное - оставаться с человеческим лицом, быть прозрачным в своих намерениях и в работе, а дальше люди сами к тебе приходят. Я постоянно консультируюсь с бухгалтерами, юристами, чтобы быть компетентной в тех или иных вопросах. Нужно доверять профессионалам и только так у тебя все получится.
У нас нет такой глобальной школы предпринимательства, и тебе приходится каждый день изобретать велосипед, хотя на самом деле во всем мире уже на нем все ездят. Я стараюсь перенимать опыт зарубежных предпринимателей.Даша Озерянко - основательница OZERIANKO BAGS
У меня были такие друзья - плеяда молодых и рьяных . Мы спокойно делились контактами, советами. Важно находить своих людей, которые движутся с тобой в одном направлении, и делиться информацией, своими наработками. Конкуренция тоже должна быть здоровой, вы можете вместе развивать этот рынок.
Наша реклама - это "сарафанное" радио . Для меня важно, чтобы они были довольны и носили купленную вещь с удовольствием. Недовольный клиент - это возможность улучшить свой продукт или услугу. Я избегаю в своем бизнесе такие методы, как продать и убежать, а всегда отношусь к клиентам так, как хотела бы, чтобы поступали со мной.
У нас уже давно модно быть настоящим , соответственно, одежду и аксессуары мы подбираем больше под настроение. Сейчас мода довольно демократична, она дает только направление, а ты сама можешь ее формировать.
© Олег БатракТОП-5 советов от Даши Озерянко
- Я никого не удивлю, если скажу, что нужно очень любить то, что ты делаешь. Нужно быть готовым к тому, что выходных у тебя не будет и научиться расставлять правильно приоритеты, планировать свой график.
- В идеале найти площадку, где ты сможешь проверить свой проект. Я пошила первую коллекцию и принесла на работу, у меня сразу ее раскупили. Это было мое поле.
- Копить стартовый капитал на бизнес необязательно. Я двигалась маленькими шагами и покупала кусочки кожи, отшивала небольшие партии. Да, если у тебя есть деньги, ты можешь их вложить в рекламу, пиар и все начнет двигаться быстрее. Но главное - выпускать качественный продукт.
- Ты должна понимать все этапы производства - от закупки до конечного результата.
- Важно научиться делегировать полномочия другим, потому что самой сложно. Каждый день тебе приходится принимать много решений, ты несешь ответственность за свой бизнес. Поэтому, важно уметь доверять людям.
И почему поколение 90-х называют потерянным?
Почему поколение 90-х называют потерянным? Толковый словарь объясняет это слово как тот, кто не нашел своего места в жизни, не знающий, что делать. Я встретилась с одной из представительниц того самого поколения, рожденного в лихие 90-е. Серпуховичке Елене Качаловой 21 год, она заканчивает учебу в университете, занимается изготовлением авторских кожаных сумок, мастерски управляется с мужскими инструментами, любит творчество Маяковского и строит большие планы на свое будущее.
— Елена, начнем с образования. Расскажи про обучение в университете.
— Я учусь на 4-м курсе Московского государственного университета дизайна и технологий по специальности «Социальный психолог». Сейчас пишу диплом на тему взаимосвязи между предпочитаемым стилем в одежде и психологическими особенностями личности.
Дизайнер модных сумок из Серпухова Елена Качалова. Фото из личного архива Е. Качаловой.
— Почему ты решила учиться на психолога?
— Сначала я хотела стать психиатром, но мама отговорила меня. Говорят, что эта профессия тяжелая и в ней есть определенные издержки. Когда я поступала, мне было 17 лет, и это слишком юный возраст для того, чтобы самой принимать такое важное решение. Я не говорю, что родители должны подталкивать, но советовать и наставлять вправе. А о том, что я когда-то захочу стать дизайнером и шить кожаные сумки — и помыслить не могла. И откровенно посмеялась бы над тем, кто так сказал. Рисовать я не умела, шить не умела и подавно. Сумки...кожаные? Нет, это точно не про меня.
— Как получилось, что ты теперь дизайнер?
— Лет в 7 я научилась вязать спицами, в 12 — крючком. А на первом курсе университета стала делать попытки продавать различные вязаные сумки, шарфы, шапки. На втором курсе я поняла, что мне этого мало, надо идти дальше, развиваться. При университете был институт дополнительного образования, где я нашла курсы по изготовлению авторских кожаных сумок, продолжительностью в месяц. Я записалась, оплатила и отучилась.
— И сразу стала продавать?
— Нет, мне просто всегда нравилось что-то делать. С первых минут я не думала, что буду шить только для себя. Мне хотелось делать что-то нужное людям. Я не предполагала, во что это выльется, будет ли какое-то продолжение у моего увлечения, справлюсь ли я без помощников.
— Чему вас обучали на курсах?
— Обучение было практически с нуля, швейных навыков не требовалось. Так как я совершенно не умею рисовать, переживала, что буду в числе отстающих. Нас учили кроить, шить на машинках. И шаг за шагом я научилась всему.
— Сложно давалось обучение?
— Нет, я помню только, как тяжело было держать в руке ножницы. Мне достались самые старые и тупые, из-за них я натерла себе все пальцы.
— А швейная машинка у тебя уже была?
— Нет, тогда еще не было. Мне мама подарила ее позже, на День рождения.
Сумочка Елены Качаловой. Фото из личного архива Е. Качаловой.
— Расскажи про инструменты, с которыми тебе пришлось работать?
— У меня есть плоскогубцы, пресс для установки фурнитуры, набор стамесочек и дыропробивные клещи с разным диаметром отверстий.
— Тебя не пугают эти названия?
— Нет, клещи, например, я сначала купила, а только потом узнала, как они называются.
— Дорогой наверное инструмент?
— Не могу сказать. Что-то я купила, что-то мне подарили, а стамески я нашла у дедушки в шкафу. Помню, мне было очень сложно приноровиться к раскройному ножу, истратила уйму кожи, но сейчас уже проблем нет.
— Где ты берешь материалы для сумок?
— У нас в городе на ул. Пролетарской есть кожзавод «Труд».
— А первую свою сумку помнишь?
— Да, конечно. Она была большая, зеленая, вот только недавно нашлась на нее покупательница из города Благовещенска.
— Жалко было расставаться со своим творением?
— Нет, наоборот, я очень была рада, когда нашелся ценитель.
— Откуда появляются идеи дизайна?
— Я не могу сказать, что у меня всегда есть источники вдохновения. Запомнилась пара ярких случаев. Моя близкая подруга провожала своего молодого человека в армию, и у меня родилась идея сделать армейскую сумку. Я взяла красную кожу, в магазине с армейской фурнитурой купила золотую бляшку на ремень и так сложилась идея сумки. Потом я подарила ее подруге на память. В другой раз мы с мамой отдыхали в Крыму. Я вышла ночью на балкон: горы, море плещется вдалеке, ночь, звезды. Когда я вернулась домой — придумала сумку, темно-синюю, с вышитыми созвездиями.
— Интересны ли тебе этнические мотивы, русский народный фольклор?
— Да, были такие сумки. Вот только недавно мне пришлось снять с производства одну из моих самых любимых моделей из коричневой замши с выжженным орнаментом и бахромой. Ее очень часто покупали. Рисунок наносила с помощью старенького выжигательного аппарата, каким детки играют. Но, к сожалению, кожзавод перестал выпускать замшу и мне пришлось отказаться на время от этой модели.
Также помню прошлым летом я сделала коллекцию — 2 рюкзака и 2 сумочки. Это была моя любовь, я вынашивала ее в голове несколько месяцев. Сумочка была снизу декорирована этнической тесьмой, а сверху был прикреплен ловец снов. Очень классная модель, до сих пор она у меня в сердце.
— А сколько времени ты тратишь на изготовление маленькой сумочки?
— Руки у меня уже приноровились, поэтому все происходит очень быстро. От раскроя до последнего шовчика — максимум 4 часа, и то если еще и отвлекаться, думать о своих делах.
— На твоих сумках логотип di Fronte. Как родилась идея названия?
— Это итальянское сочетание слов, означает — напротив. Для меня это некий тандем между дизайнером и тем, кто этот дизайн оценит. Это две стороны — я и покупатель. Мы напротив друг друга и ведем диалог.
— У тебя даже есть свой фирменный штамп?
— Да, на самом деле я думала над этим очень долго. 10-15 моделей сшила, и вскоре меня пригласили на маркет (выставка-продажа изделий ручной работы — прим.автора), уже не помню его название. Там даже в условиях было обговорено, что у изделий должен быть товарный знак, который их отличает. Чтобы тяжело было подделать. Я задумалась и в тот момент поняла, что кроме логотипа, мне нужен свой штамп. Но очень долго не решалась заказать его, ленилась, отвлекалась на другие дела. Сейчас у меня есть свой оттиск на коже, на кармашке, с внутренней стороны. Он носит скорее декоративный характер, нежели функциональный. Это мой фирменный стиль.
— Как ты считаешь, тебя уже узнают на Ярмарке мастеров (популярная площадка в Интернете для продажи изделий ручной работы — прим.автора)?
— Думаю, да. Я не один раз специально просматривала сайт и изделия разных мастеров. Может это и самонадеянно, но по-моему у меня узнаваемый стиль.
— Что ты посоветуешь мастерицам, которые тоже хотят начать продавать свои вещи? Какие площадки лучше?
— Например, Ярмарка мастеров. Там необходимо, чтобы твои работы отличались от большинства, потому что конкуренция очень большая. Многие покупатели смотрят отзывы. Когда я еще вязаные вещи продавала, до первой продажи прошло очень много времени, потому что у меня не было отзывов покупателей. То есть надо подругу попросить, чтобы она у тебя что-то купила и оставила отзыв сразу.
По поводу группы в социальной сети «Вконтакте» — я не коммуникабельный человек, мне сложно общаться там. Смотрю на своих знакомых: одна девочка, к примеру, вяжет игрушки. Это не авторские работы, она берет чьи-то идеи и повторяет их. Но девочка коммуникабельная, активно общается, и все «сходят с ума»: Свяжи мне, я такую хочу! Чтобы раскрутить группу в ВК, надо нанимать человека, который в этом разбирается.
По поводу Инстаграма — там очень удобно раскрутиться за счет конкурсов, они называются Giveaway. Ты выставляешь фотографию вещи в своем блоге, а каждому, кто потом размещает ее у себя, присваиваешь номер. После этого случайным образом выбирается победитель.
— На сколько процентов ты творческий человек, а на сколько — бизнесмен?
— Мне кажется, я больше творческий человек. Я пока не расцениваю свое дело как бизнес. Возможно, если будет очень много заказов, и я не смогу их выполнять сама. Бизнес, на мой взгляд, состоит из команды, в которой должны быть помощники швей, специалисты по бухучету, например. Может быть я сейчас делаю какие-то шаги к этому, но случится это еще не скоро.
— Ты бы доверила кому-то шить свои сумки?
— Я очень в этом сомневаюсь. Одно дело, когда есть ошибки и ты понимаешь, что сама виновата и можешь за них ответить. Другое дело, когда другой человек в этих ошибках виноват.
— А было когда-нибудь, чтобы тебе не понравилось то, что ты сделала?
— Да, было. Но я обязательно переделываю, исправляю недочеты.
— Насколько легко тебе оценить в денежном эквиваленте свои усилия, потраченные на изготовление сумки, свои бессонные ночи?
— Поначалу мне очень тяжело было оценивать работу объективно. Дизайнер, да и любой мастер смотрит на свою вещь и видит все маленькие огрехи, знает, где он что-то переделывал. Соответственно, это все накладывает отпечаток и хочется поставить цену поменьше. Очень многие покупатели мне говорят: «Почему у тебя так дешево?» А для меня 2000 руб — адекватная цена для моих сумочек.
Хочу сказать еще по поводу ценообразования: есть какой-то определенный минимум, ниже которого нельзя назначать цену. Потому что если поставишь ниже, то люди не купят просто из соображений, что это вещь некачественная. К этому минимуму надо прибавить стоимость кожи, фурнитуры и наценку на сложность изготовления модели.
— Как ты пересылаешь свои изделия покупателю? Не рискованно ли это?
— Бывало такое, что покупатель не хотел забирать на почте бандероль с сумочкой, отказывался, даже не посмотрев вещь. Объяснял так: «У меня изменились планы». Также слышала, что многие рукодельницы любят наговаривать на работу Почты России, мол не доходят посылки или идут слишком долго. Я не согласна, на мой взгляд — все отлично.
— Расскажи про фотосессию с твоими сумочками.
— На Ярмарке мастеров меня нашла девочка. Она была представителем модельного агентства GRACE MODEL’S SCHOOL и предложила мне предоставить мои модели сумочек. Проводилась коммерческая съемка, где начинающие девочки-модели учились представлять вещи для последующей продажи. Я сначала очень нервничала, переживала во что одеты будут модели. Но в большинстве своем результат мне понравился.
— Следишь ли ты за модными тенденциями? Что предлагают другие мастера?
— Я слежу, но только ради интереса. Никогда не следую модным советам, какой цвет будет популярен, что будут носить девушки. Мода — это массовое явление, а я — за комфорт и стиль. Поэтому предпочитаю шить сумки для людей, у которых ярко выраженная индивидуальность.
— Если вернуться к психологии, ты можешь определить характер человека по той сумке, которую он носит чаще всего?
— Я думаю нет, потому что все-таки сумка — это аксессуар, который подбирается под образ. А образ уже зависит от того, куда мы пойдем, в каком обществе окажемся, от погодных условий. Можно сказать про связь настроения и формы сумки. Бытует мнение,что люди с мягким, добрым характером предпочитают плавные, скругленные формы. Могу сказать, что мне еще никогда не попадались хамы.
— Что ты носишь сама?
— Я долгое время, в связи с учебой в Москве, жила на два города, постоянно моталась и мне нужно было иметь большую сумку,чтобы туда уместилось много всего. Эта привычка осталась. Я часто хожу с большими сумками. Но свои модели тоже ношу. У меня есть три любимых вещи моего изготовления, я чаще с ними летом.
— Сумки бывают летние и зимние?
— Скорее они отличаются по цветам. Яркие, сочные — это лето, весна. Что-то нейтральное, темное — это осень, зима.
— Разделяешь ли ты мечты многих девушек о сумках таких известных брендов, как Луи Виттон, Шанель?
— Нет, я точно о них не мечтала. Зачем тратить на сумку столько денег? Эти бренды хорошо зарекомендовали себя, но они рассчитаны на массы. А я, как молодой дизайнер, отдаю предпочтение индивидуальности. Заказчицы не приходят ко мне с просьбой сшить сумку, как у Луи Виттон. Они показывают фотографию моей модели и говорят: «Хочу вот такую».
— Как ты относишься к тому, что твоих ровесников, рожденных в 90-е годы, называют потерянным поколением?
— Я с этим согласна. Не хочу сказать, что я такая умная и распрекрасная. Но я смотрю на многих моих знакомых — люди не читают вообще. Мне жутко становится. А это помешательство на Айфонах? Я думаю о том времени, когда у меня появятся дети, они пойдут в школу. И их могут унижать за то, что у родителей не тот уровень достатка. Зачем семилетнему ребенку Айфон? Я также не представляю, как мои сверстники могут сидеть на шее у родителей.
— Во сколько лет ты начала себя обеспечивать?
— Два года назад, когда начала шить сумки. А до этого у меня была копилка, куда я откладывала все, что удавалось заработать.
— 9-томник Маяковского, он всегда на моей книжной полке. Джоан Роулинг, романы о Гарри Поттере — перечитываю их каждый год. Сейчас моя настольная книга — Чернобыльская молитва Светланы Алексеевич. Я не представляю, как люди пережили эту трагедию. Комок в горле, читаю и плачу.
— А за что ты любишь Маяковского?
— Это индивидуальность! Это такой человек — фундамент, кремень! Он всегда сам отвечал за свои поступки, действия. Никогда не ориентировался на общество, всегда имел свои взгляды на происходящее.
— Какой ты видишь себя в ближайшие 5 лет?
— Планов — громадье. Думаю зарегистрировать ИП, хочу начать шить бабочки, детские игрушки из остатков замши. Мне кажется, я ни у кого подобного не видела. Есть планы после окончания университета научиться шить одежду. К сожалению, я до сих пор не умею рисовать. Для меня провести прямую линию уже сложно. Мама настаивает на том, чтобы я поступила в художественную школу или нашла репетитора. Она понимает, как для меня это важно, и я очень благодарна ей за ее поддержку.