Ребенку 5 месяцев что он должен. Развитие зрения, слуха, тактильных ощущений. Обучение и общение: занимаемся с малышом

В 5 месяцев дети умеют издавать различные смешные звуки. Первый лепет малыша становится предшественником развития речи и коммуникации. Младенец получает огромное удовольствие от пускания пузырьков из рта.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Существуют навыки, которыми обладает средне статический малыш в 5 месяцев. Физическое и психическое развитие зависит от состояния здоровья ребенка. Недоношенный младенец отстает от нормы на 1-2 месяца. После года, они полностью догонят сверстников. Ниже представленный примерный список умений, которыми должен владеть доношенный младенец в данном возрасте.

В пять месяцев дети умеют

  • Крепко держать игрушку, тянутся за ней, издавать громкие звуки погремушкой;
  • Тянуть ноги ко рту, кусать пальцы ног;
  • Уверенно поднимать головку лежа на животике;
  • В положении лежа, выпрямлять руки вертикально;
  • Переворачиваться с животика на спинку и, наоборот, в обе стороны, или одну;
  • Учатся ползать (попытки).

Способности девочек

Девочка в 5 месяцев умеет произносить слога. Она плавно переходит от гуления к лепетанию. Имитирует речь. Пытается сама сесть. Сажать их рекомендуют после 7 месяцев. Организм малышки еще не окреп. Ранее сидение пагубно влияет на органы малого таза.

Навыки мальчиков

Мальчики в 5 месяцев по натуре подвижней от девочек. Он лучше ориентируются в пространстве. Следит за движущимся предметом, старается его поймать. Умеет сидеть. Хотя все же, желательно, поддерживать, чтобы не было большой нагрузки на позвоночник.

Гимнастика и массаж для пятимесячного младенца

С маленькими детками следует ежедневно заниматься зарядкой. Гимнастические упражнения развивают физические навыки малыша. Профилактический массаж укрепляет мышцы. Можно делать массаж самому, но, в начале, лучше обратиться к опытному детскому массажисту. Ниже предлагаем посмотреть видео:

Развитие ребенка в 5 месяцев

Пятый месяц жизни ребенка проходить в ярких красках эмоционального развития. Появляется выраженная реакция на общения со взрослыми. Кроха подарит ответную улыбку на нежный голос, но заплачет, услышав громкий строгий голос. Попытки перевернуться на живот становятся успешными. При гулении появляются согласные звуки: ма, па, ла. Горловые звуки похожи на пение. Пытается подражать, агукая в ответ.

Как развивать

5 месячный ребенок начинает активно исследовать окружающие предметы. У малыша появляется интерес к игрушкам для психического развития и моторики. Развивающие игры с младенцем должны быть направлены на изучение формы, цвета и звука. Среди игрушек появляются фавориты. Самыми любимыми станут:

  1. мобиль (музыкальная карусель);
  2. неваляшка;
  3. молоток с пищалкой;
  4. разные по цвету и звучанию погремушки.

Музыкальная карусель, подвешенная над кроваткой, перестает быть предметом пассивного наблюдения. При попытках дотянуться, схватить движущуюся фигуру, улучшается координация движений. Любимая игра — бросать на пол погремушки.

Развитие недоношенных детей

Для недоношенного младенца, который отстает в физическом развитии, пятимесячный возраст становится переломным. Начинается процесс «выравнивания». Показатели веса и роста приближаются к норме. К пяти с половиной месяцам, недоношенный ребенок должен уметь:

  • хорошо держать голову;
  • находить взглядом источник звука;
  • активно двигаться;
  • гулеть и агукать;
  • отвечать на улыбку.

Особенности развития носят субъективный характер. Отставая в одном, перегонит сверстников в другом.

Комаровский о развитии пятимесячных детей

Доктор Комаровский, комментируя пользу занятий физкультурой, массажа, посещения бассейна с детьми этого возраста сказал, что развитие малыша зависит от психофизиологического состояния мамы. Дайте ей выспаться, помогите сделать домашние дела. И тогда она подарит любовь и тепло, которую не заменит ни одна игрушка или дорогая процедура.

Первый прикорм с 5 месяцев

Многим родителям советуют в 5 месяцев начинать вводить малышу новые продукты, но ВОЗ утверждает, что ребенок не нуждается в прикорме, кроме материнского молока, до 6 месяцев. Грудное и искусственное вскармливание полностью обеспечивает организм ребенка всеми необходимыми витаминами и минералами к данному возрасту.

Когда начинать давать прикорм

Ребенок проявит анатомические признаки готовности к прикорму, такие как:

  • интерес к еде;
  • должен держать голову прямо;
  • язык рефлекторно выталкивает твердую пищу. Этот рефлекс защищает от аспирации;
  • уметь проталкивать пищу в заднюю часть рта.
  • нижняя губа должна хорошо двигаться.

Желудочек ребенка должен созреть для прикорма и вырабатывать определенные ферменты.

Что можно давать пятимесячному малышу из еды

5 месячному ребенку можно дать (только одно из выбранных) чайную ложечку пюре из кабачка, цветной капусты, детские каши (овсяная, кукурузная, гречневая) и соки (яблочный). Эти продукты наиболее благоприятны для первого знакомства ребенка со взрослым питанием.

Сколько каши давать ребенку в 5 месяцев

Начинать давать каши нужно детям, которые плохо набирают вес. Молочные каши следуют давать, если мама уверена, что ее ребенок не аллергик, а так безмолочные. Начинать с чайной ложечки и смотреть за реакцией малыша, с каждым днем удваивая порцию. Заставлять кушать младенца нельзя. Каждый кроха будет по разному съедать количество каши в пределах 80-150 грамм.

Реакция организма ребенка на первый прикорм подскажет маме о правильности выбранного продукта и времени. Малыш выталкивает пищу языком, скорее всего, он не готов к прикорму. Не волнуйтесь, в кратчайшие сроки, он еще захочет попробовать.

Наш совет: готовьте огромный слюнявчик и приятного аппетита!

Сколько должен весить ребенок в 5 месяцев

Вес девочек (кг)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
4 4.4 5 5.7 6.4 7.3 8.2 9.3
5 4.8 5.4 6.1 6.9 7.8 8.8 10
6 5.1 5.7 6.5 7.3 8.2 9.3 10.6

Вес мальчиков (кг)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
4 4.9 5.6 6.2 7 7.8 8.7 9.7
5 5.3 6 6.7 7.5 8.4 9.3 10.4
6 5.7 6.4 7.1 7.9 8.8 9.8 10.9

Рост ребенка в 5 месяцев

Рост девочек (см)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
4 55.6 57.8 59.9 62.1 64.3 66.4 68.6
5 57.4 59.6 61.8 64 66.2 68.5 70.7
6 58.9 61.2 63.5 65.7 68 70.3 72.5

Рост мальчиков (см)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
4 57.6 59.7 61.8 63.9 66 68 70.1
5 59.6 61.7 63.8 65.9 68 70.1 72.2
6 61.2 63.3 65.5 67.6 69.8 71.9 74

Примерный режим дня ребенка в 5 месяцев

  • 6:00-8:00 Подъем. Завтрак. Утренние процедуры. Бодрствование;
  • 8:00-10:00 Сон. Возможна прогулка;
  • 10:00-12:30 Кормление. Время занятий гимнастикой и развивающими играми;
  • 12:30-14:30 Сон;
  • 14:30-17:00 Кормление. По распорядку активное время провождения.
  • 17:00-19:00 Прогулка с возможным сном;
  • 19:00-21:00 Вечерние спокойные занятия перед сном. Купание.
  • 21:30 Ужин. Спокойной ночи! Малыш дай маме отдохнуть хоть ночью…

Малыши растут стремительно и в первый год жизни из маленьких беспомощных младенцев становятся непоседами с большим набором умений. Но как родителям 5-месячного крохи определить, насколько он развит и в каких случаях стоит обратиться к специалисту за помощью? Что должен уметь ребенок в 5 месяцев? Этот вопрос стоит рассматривать с различных позиций.

К 5-месячному возрасту малыш заметно подрастает.

  • Весит в два раза больше, чем при рождении.
  • Прибавляет в росте около 14 см.
  • Окружность головы увеличивается на 1 см.
  • Окружность груди увеличивается на 1 — 2 см.

Это усредненные данные, ведь каждый ребенок индивидуален и растет по-своему. Педиатры сверяются с таблицей роста, но если есть небольшие отклонения от нормы, это не страшно. К примеру, недоношенные малыши без тяжелых патологий развития будут немного меньше своих собратьев.

Физическое развитие

К пяти месяцам ребенок каждый день учится чему-то новому.

  • Малыш уже начинает переворачиваться с животика на спинку и обратно. Более активные малыши к этому возрасту лихо кувыркаются, другие же лишь начинают пытаться. В любом случае такое развитие будет в пределах нормы.

Совет: с этого времени ребенка нельзя оставлять одного на большой кровати или другом возвышении, как новорожденного, потому что он может оказаться на краю и упасть.

  • Лежа на животике, малыш, опираясь на ладошки, поднимает верхнюю часть корпуса. Из такого положения ему удобно следить за происходящим вокруг. К тому же это упражнение подготавливает ребенка к ползанию.
  • В положении на животике малыш разглядывает вещи, лежащие перед ним, фокусируя взгляд как на ближних, так и на дальних предметах. Кроха пытается дотянуться до понравившихся игрушек или вещей.
  • Многие малыши к этому времени уже умеют уверенно держать спинку в сидячем положении в течение нескольких минут. В таком случае для удобства и безопасности дитя можно обкладывать подушками, чтобы он играл сидя. Но если малыш недоношенный или еще не освоил навыки сидения, не стоит торопить события.

Совет: ни в коем случае нельзя сажать в подушки малыша, который еще не научился уверенно держать спину. Раннее высаживание может привести к искривлению позвоночника. А для девочек это чревато загибом матки и проблемами с деторождением в будущем!

Психические и умственные навыки

В пять месяцев ребенок ближе знакомится с миром и проявляет свой характер.

  • Он умеет уверенно держать погремушку в ручках, греметь ею и разглядывать. Выронив игрушку, он пытается отыскать ее взглядом и снова взять. Также ребенок уже перекладывает небольшие игрушки из одной ручки в другую. Малышам, которые уверенно держат в руках предметы, можно уже давать бутылочки для самостоятельного кормления. Младенцы становятся требовательными. Увидев понравившийся предмет, они будут всем своим видом показывать, что он им нужен.
  • Малыши начинают тянуть в рот все, что попадается под руку. Таким образом они познают окружающий мир. Крохи тянут в рот пальчики ног, ощупывают свое тело, в том числе и половые органы. Не стоит ругать ребенка за это, но и постоянно играть с ними недопустимо. Если ребенок постоянно тянет ручки к половым органам, то это может быть сигналом раздражения в этой области из-за недостаточной гигиены либо служить признаком нехватки родительской ласки.

Следует убрать из поля зрения малыша предметы, которые могут быть опасны для его здоровья.

  • К пяти месяцам дети уже узнают своих и чужих. Они охотно идут на руки к близким. Но могут закатить истерику при встрече с незнакомым человеком или в новом месте. При этом грудничок отреагирует даже на то, что мама сменит прическу, сделает макияж или наденет новое платье. В этот период малышу очень нужна мама, с ней он чувствует себя в безопасности.
  • Малышу нравится слушать различные звуки, разговоры и музыку. Он активно пытается сам воспроизводить услышанное. Пока у него выходят лишь простые слоги: агу, ма, кх и другие. Он издает множество звуков: гулит, звонко визжит, агукает. Его голосовые связки активно развиваются, подготавливая малыша к разговорной речи.

Занятия с малышом

Даже в столь юном возрасте с карапузом нужно заниматься, чтобы он рос гармоничной личностью.

  • Нужно почаще разговаривать с крохой. Когда он не спит, родителям нужно подольше находиться рядом с ним. Мама может делать какие-то свои дела, напевая простые песенки или комментируя свои действия. Мозг малыша сейчас впитывает информацию молниеносно. Поэтому следует называть предметы, окружающие его, четко проговаривая каждый звук.
  • Малыш начинает реагировать на свое имя. В это время дети узнают на фотографиях себя и своих близких. Можно завести небольшой альбом с фотографиями членов семьи и разглядывать их с малышом, показывая и называя каждого изображенного на фото.
  • Когда-то считалось дурной приметой подносить к зеркалу маленького ребенка до года. Но жизнь меняется, и сейчас педиатры рекомендуют с 5 месяцев показывать ребенку зеркало. Если малыш развивается правильно, он будет трогать свое и мамино отражение в зеркале. Если же ребенок не реагирует на отражение, то это тревожный сигнал, и стоит обратиться к специалисту, чтобы выявить недочеты в развитии на ранних стадиях.
  • Зрение малыша к этому периоду жизни уже развито настолько, что он различает практически все основные цвета и даже некоторые оттенки. Но все же его любимыми остаются красный, желтый и синий. Он будет дольше разглядывать яркий предмет, чем однотонный. Рекомендуется развешивать в поле зрения ребенка яркие картинки и фигурки, он будет с удовольствием их разглядывать.
  • Слух ребенка тоже развивается. Он реагирует на громкие резкие звуки и может вздрагивать и пугаться при них. А вот спокойная речь или приятная музыка будут успокаивать. Родители могут рассказывать ему простые сказки, напевать песенки и потешки, чтобы ребенок познавал необъятный мир звуков.

К пяти месяцам груднички становятся более активными, осознанными и общительными. С каждым днем увеличивается количество их навыков и умений.

7 голос, средняя оценка: 3,14 из 5

Развитие ребенка в 5 месяцев значительно пошло вперед, по сравнению с предыдущим периодом. Из пассивного наблюдателя он превращается в активного участника всего, что происходит вокруг него. Его мышцы достаточно окрепли, улучшилась координация движений. Он уже различает своих и чужих, умеет разными способами выражать свои эмоции, пытается общаться. Каждый день малыш делает для себя новые открытия и важно, чтобы родители смогли активно в этом ему помочь.

Физическое развитие малыша

В пять месяцев масса ребенка удваивается, сейчас он весит 6-6,5 кг. Рост его составляет 64-67 сантиметров. Некоторые дети обгоняют эти показатели, некоторые чуть недотягивают, все зависит от их индивидуальных особенностей. Девочка может расти и поправляться чуть медленнее, чем мальчик. Сейчас малыш больше времени проводит на животе, ему так удобнее рассматривать окружающий мир, он понемножку готовиться ползать. Если уложить ребенка на спинку, он будет выгибать позвоночник и поднимать ягодицы, делая мостик. Это тоже важный навык, так как укрепляет мышцы спины. В 5 месяцев младенец уже спокойно переворачивается, потому нужно внимательно следить, чтобы он не упал с кровати.

Ребенок в 5 месяцев начинает активно изучать собственное тело. Он часто захватывает ножку в руки и начинает сосать пальчики или пятку. Когда малыша подтянуть за ручки, когда он лежит на спинке, он с удовольствием попытается сесть, и будет уверенно держать головку. Долго держать его так пока не нужно, мускулатура у него еще слабая и слишком большие нагрузки могут вызвать искривление позвоночника. Если ребенку очень нравится сидеть, лучше уложить его не между подушками, а в шезлонге. В положении на животе малыш способен делать «самолетики», поднимать ручки и ножки, опираясь только на живот.

На пятом месяце жизни карапуз уже уверенно манипулирует различными предметами. Он может хватать их двумя руками, перекладывать из одной руки в другую, способен до десяти минут играть, не отвлекаясь, с понравившейся вещью, активно трясет игрушку, чтобы услышать звук. Младенец уже научился брать игрушка из рук взрослого, при чем выбирает самый удобный способ для этого, например, берет предмет за ручку, при этом противопоставляет большой палец остальным. Кроме того, он уже понимает, что, разжав ладонь он может бросить игрушку на пол, это становится его любимой забавой. Если уложить малыша на животик, а перед ним разместить какой-то яркий предмет, он будет пытаться к нему подползти. В большинстве случаев у него еще не получается преодолеть больше нескольких сантиметров, но эти навыки каждый день совершенствуются. Иногда крошка, вместо того, чтобы ползти вперед, движется назад.

Итак, в 5 месяцев ребенок обладает целым рядом физических навыков, вот основные из них:

  • Умеет переворачиваться с живота на спинку и наоборот
  • Делает «самолетики», когда лежит на животе, и «мостики» в положении на спинке
  • Способен перейти из лежачего в сидячее положение, если подтянуть его за ручки, при этом уверенно держит голову
  • Умеет хватать игрушку двумя ручками, перехватывать ее из рук взрослого, брать предмет со стола или другой поверхности
  • Делает первые попытки ползать, когда лежит на животике

Развитие зрения, слуха, тактильных ощущений

В 5 месяцев ребенок уже начинает фокусировать свой взгляд не только на предметах, которые находятся вблизи него, но и на отдаленных. При этом может довольно быстро переводить взгляд с одного ракурса на другой. Он уже способен различать мелкие детали, активнее воспринимает яркие и контрастные цвета. Узнает предметы по их очертаниям или по отдельным частям. При быстром приближении предмета к лицу начинает моргать.

Важным навыком в этом возрасте является установление связи между органом зрения и сознанием. Дети реагируют на исчезновение игрушки, пытаются восстановить траекторию ее движения. Они проводят взглядом игрушку, а потом пристально смотрят на то места, где она была раньше. Ребенок способен понимать, что мама дает ему есть. Раньше, когда он был голодными, успокаивались только тогда, когда брали в рот грудь или бутылочку. Сейчас перестает плакать в момент появления мамы. Малыш активно интересуется своим изображением в зеркале, улыбается своему «двойнику».

Слух у ребенка 5 месяцев тоже развит достаточно хорошо. Он уже научился различать голоса мамы и папы, незнакомую чужую речь воспринимает с настороженностью. Слов малыш пока не понимает, но живо реагирует на изменения интонации. Он может расплакаться, когда мама говорит с ним сердито и наоборот, улыбаться при ласковых звуках речи. Воспринимает не только простые звуки, такие как звук колокольчика, стук, звон, но и более сложные. В этом возрасте дети с удовольствием слушают музыку, колыбельные. Под нежные тихие звуки они могут быстро уснуть. Младенец начинает прислушиваться к собственной «речи», ему нравится экспериментировать со звуками и слогами. Он уже не просто гулит и агукает, а выдает целые свирели. Карапуз способен произносить такие слоги, как «да», «ма», «та», «ге». При этом малыш с удовольствием повторяет их по нескольку раз подряд. Правда в произношении пока не задействован в полной мере язык и губы, звуки издаются, в основном, гортанью.

Несмотря на то, что у пятимесячного малыша уже развит слух и зрение, тактильные ощущения продолжают играть важную роль. Когда он берет в руки игрушку, обязательно тянет ее в рот, именно там у малыша больше всего нервных окончаний, которые способны дать ему больше информации о предмете. У некоторых в пять месяцев начинают резаться зубки, потому ребенок часто кусается и пытается грызть все, что попадет ему в руки. Можно купить ему специальные кольца для десен, они облегчат зуд и успокоят. Дети живо реагируют на прикосновения матери, от них они могут успокоиться, перестать плакать, когда капризные.

Как видим, к пяти месяцам ребенок учится многому, его зрение и слух активно развиваются, неделя за неделей появляются все новые навыки. Вот что он уже умеет:

  • Различать мелкие детали на игрушках
  • Узнавать знакомые предметы по очертаниям
  • Фиксировать взгляд на дальних предметах и быстро переводить их на ближние
  • Моргать, когда что-то приближается близко к лицу
  • Узнавать себя в зеркале
  • Устанавливать связь между зрительными образами и действиями, которые затем последуют
  • Хорошо различает голоса близких людей
  • Интересуется собственной «речью» и совершенствует ее
  • Активно изучает игрушки ртом.

Умственное и эмоциональное развитие ребенка

Уже в предыдущем разделе мы рассказали, насколько сильно продвинулся ребенок в установлениях причинно-следственных связей, сознательном анализе той информации, которую он получает из окружающего мира через органы зрения и слуха. В пять месяцев важнейшим навыком для малыша становится умение различать своих и чужих. С одной стороны, он с удовольствием разглядывает новых людей, но слишком активный интерес с их стороны к себе может воспринять негативно. Младенец начинает плакать, если незнакомый ему человек пытается взять его на руки или слишком активно с ним играет.

Для пятимесячного ребенка очень важно, как можно больше находится рядом с родителями. Возле взрослых он чувствует себя уверенным и защищенным. Ведь в таком возрасте совершенствуются не только положительные эмоции, но и отрицательные. У грудничка появляются страхи, которые он еще не может толком объяснить.

Кроме того, он активно подражает старшим, так он учится выражать свои желания, обретает новые навыки. Посадите малыша на диван или в кресло рядом с собой, когда занимаетесь делами, тогда ему не будет скучно и страшно, он с удовольствием будет за вами наблюдать и развлекать «разговорами». Если ребенок капризничает, попробуйте отвлечь его игрушкой, музыкой, книгой, увидите, что в пятимесячном возрасте его уже довольно легко отвлекать и развлекать.

Ребенок на пятом месяце жизни перестает быть пассивным наблюдателем мира, он старается действовать. Младенец уже понял, когда он плачет, кто-то к нему должен прийти. Но в пять месяцев он начинает экспериментировать, останавливает свой плач на несколько секунд, чтобы проверить, есть ли реакции. Также малыш более активно реагирует на упавшие предметы, старается проследить за ними взглядом, часто сам осознанно бросает игрушки. Все, что попадает в поле его зрения, ребенок старается потрогать, вполне сознательно тянется к понравившимся предметам, способен выбирать тот, который больше всего заинтересовал. Запоминает действия, которые делал перед этим, и способен повторить простые движения за мамой. То же самое относится к звукам и речи, дети в 5 месяцев активно пытаются повторять отдельные звуки за взрослыми.

Уход за ребенком в пять месяцев

Пятый месяц часто рекомендуют для введения прикорма, если ребёнок на грудном вскармливании, лучше подождать до полугода. Кормление в этом возрасте уже не такое частое, как раньше. Для грудничка частота приемов пищи составляет 6-8 раз в день, некоторые просыпаются еще и ночью. Если это происходит каждые 2-3 часа и ребенок долго капризничает, следует подумать о том, что молока не хватает и малыш голодный. В этом случае стоит провести контрольное взвешивание, понаблюдать, не стал ли он меньше писать и какать, возможно, придется изменить календарь прикорма и давать новые продукты чаще. Дети на смесях едят чуть реже, 5-6 раз в сутки. Педиатры рекомендуют им в этом возрасте подобрать смесь с большим содержанием железа, вводить в качестве прикорма соки и овощные пюре.

В норме пятимесячный ребенок спит днем уже мало, два раза по два часа. Ночью он может спать до десяти часов, иногда просыпается потому что хочет пить или есть. Ночное кормление в этом возрасте приемлемо, но постепенно грудничка от него нужно отучать. Утром дети просыпаются рано, так что постарайтесь подстроить свой режим под них, ложитесь спать пораньше, если устали, вздремните рядом с малышом днем.

Как и раньше, в пять месяцев за ребенком должен быть правильный уход. Очень важно следить за состоянием кожных покровов. Купать малыша можно и нужно каждый день, в теплой воде с пенкой или детским шампунем. Дети уже с удовольствием воспринимают воду. Купите им специальные игрушки для ванной, тогда купание превратится из обычной гигиенической процедуры в захватывающее развлечение. Некоторые педиатры не советуют в 5 месяцев постоянно держать детей в подгузниках, чтобы не вызвать опрелостей, особенно в жаркое время года.

Занятия с пятимесячным ребенком

Как развивать ребёнка физически, ведь не только уход и кормление для него важны? В этом помогут упражнения, которыми пятимесячный малыш занимается с удовольствием. Положите его на животик и в некотором отдаление разместите цветную игрушку. Карапуз будет пробовать к ней подползти, если у него это получится, похвалите обязательно. Крохе важно слышать положительные отзывы о своих действиях. Когда же совершить сложный маневр не вышло, пододвиньте игрушку ближе, чтобы ребенок мог взять ее в руки. Из положения лежа можно приподнимать кроху за ручки, но пока не заставляйте сидеть его самостоятельно, он к этому еще не готов. Тренируйте ручки, сгибайте их на груди, поднимайте вверх и опускайте вниз. Делайте ножками велосипедик, разводите в тазобедренных суставах. Подбрасывайте малыша вверх и вниз, немножко покрутите. Такие упражнения полезны для развития вестибулярного аппарата. Не забывайте о массаже, он хорошо укрепляет мышцы, снимает остатки гипертонуса. Главное, не переусердствуйте, зарядка должна приносить и вам, и малышу удовольствие.

Для развития моторики рук и пальцев следует использовать маленькие игрушки. В пять месяцев дети достаточно долго, около 10-15 минут, могут изучать новую вещь. Можно дать в руки малышу колечко с подвесками, детали пирамиды. Покажите, как их можно надевать на основу и что из этого получается. Остерегайтесь мелких предметов, чтобы ребенок не потянул их в рот. Хорошо игрушку повесить над кроватью, тогда кроха сможет играть самостоятельно, даже если вы заняты делами. Для развития зрения можно показывать малышу картинки с изображением букв, цифр, разных геометрических фигур. Они должны быть яркими, подбирайте постепенно изображения с более мелкими деталями.


Отправить

Обязательно разговаривайте со своим малышом, комментируйте все, что он делает, называйте предметы, которые он берет в руки. Если у крохи получилось сказать какой-то сложный слог, повторите за ним, он тоже начнет его повторять, тренируя произношение. Следите за своей речью, ведь дети в пять месяцев реагирует больше на интонацию, чем на смысл. Постарайтесь, чтобы в разговоре не звучало злых и сердитых ноток. Малыш не способен еще понимать, что такое хорошо, а что такое плохо, ваша ругань только напугает его. Зовите чаще ребенка по имени, чтобы он начал себя с ним ассоциировать. Также называйте ему имена родственников, знакомых, других детей, которые живут с вами или приходят в гости. Прочитайте малышу книгу, стишок, спойте колыбельную, если умеете, дайте послушать хорошую музыку. В таком возрасте ребенок начинает проникать в мир звуков, учится их анализировать и понимать.

Очень хорошо влияет на развитие мозга игра с прятаньем предметов. Накройте игрушку одеялом, а через несколько секунд покажите ее опять. Попробуйте сами спрятаться за дверью, а потом показаться из-за нее. Возьмите яркую игрушку и медленно уберите ее из поля зрения ребенка, затем сделайте это немного быстрее, чтобы малыш учился следить за ее траекторией. Покажите, как игрушка может издавать звук, например, нажмите на кнопочку пищалку. Возможно, малыш еще не сможет повторить такое движение, но точно его запомнить. Подставьте под руки игрушечное пианино, случайно нажав на клавиши, ребенок быстро сообразит, что ни могут издавать звук и уже осознано будет повторять движение. Такое упражнение очень хорошо помогает укреплению связи между причиной и следствием.

Развитие ребенка в пять месяцев продолжает совершенствоваться, для него очень важными становятся социальные связи. Потому мама с папой должны стать для него не просто нянями, а настоящими друзьями, с которыми интересно играть, «разговаривать». Также стоит помнить, что маленькие дети остро нуждаются в чувстве защищенности. Только ласковые слова, прикосновения, радостны эмоции могут его дать в полной мере. Если вы устаете, попросите помощи, но ни в коем случае не сбрасывайте свой негатив на ребенка. Обязательно снимайте то, что делает ребенок на видео. Ведь эти моменты взросления уже никогда в жизни не повторятся, они бесценны. И не заглядывайте каждый раз на женский форум, чтобы сравнить своего малыша с другими. Ведь у каждого малыша свои особенности, и ваш не должен уметь именно то, что ребенок подруги. Советоваться об особенностях развития ребенка, сроках введения прикорма, деталях ухода, лучше с педиатром. Некоторые нюансы поможет понять таблица с нормальными показателями физического и умственного развития детей.

Быстрое созревание детей в первый год жизни приводит к тому, что к 5,5 месяцам малыш приобретает уже достаточно много полезных умений и навыков, которые продолжают свой интенсивный рост и дальше. Главное достижение состоит в том, что значительно расширяется кругозор ребенка, он тянется к общению со взрослыми, пытается с ними общаться при помощи звуков, да и сами родители уже видят значительные изменения, произошедшие в этот период. Какими достижениями карапуза могут похвастаться родители?

В первые месяцы жизни малыша каждая неделя приносит новые радости и умения. Период 5,5 месяцев сопровождается интенсивным развитием и познанием окружающего мира

Физические достижения малыша

Физически малыш 5 с половиной месяцев быстро растет. Нормативы физических показателей малыша представлены в таблице, которая поможет родителям узнать, каковы средние рост и вес, правильно ли развивается их кроха.

Иногда родители, замечая достижения детей в двигательной активности, начинают форсировать события, пытаясь надолго усадить малыша, обкладывая его подушками. Делать это пока рано, так как мышцы еще не окрепли, и можно нанести вред ребенку. Специалисты обращают внимание на то, что вначале ребенок овладевает ползанием, а уж потом садится. Можно посоветовать маме ненадолго высаживать ребеночка в детский стульчик, чтобы разнообразить движение.

В 6 месяц жизни у малыша начинают резаться зубки, что может причинять ему беспокойство, так как чешутся десны - от этого карапуз очень беспокоится, плачет. Взрослые помогут ребенку преодолеть этот непростой период, снять негативные ощущения, если предложат специальный прорезыватель для зубов. Их изготавливают из различных материалов: дерева, пластика, резины. Они бывают разной формы: круглые, овальные, с ручкой. Какой лучше ‒ выберет сам малыш, если ему предложить их несколько.


Специально разработанное приспособление поможет унять боль в деснах, поэтому рекомендуется запастись одним или несколькими еще до начала активной фазы прорезывания

Какие умения и навыки есть у крохи?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В возрасте 5,5 месяцев малыш уже много чего умеет. Наблюдая за своим ребенком, внимательные родители замечают, что он очень активен в приобретении новых умений и навыков. Достижениями малыша становятся следующие действия:

  1. Перевороты со спинки на животик и обратно.
  2. Подтягивание на руках, попытки сеть и ползти.
  3. Гуление, причем очень активное и мелодичное.
  4. В гулении могут узнаваться некоторые слоги: «ба», «па», «ма».
  5. Рассматривание окружающих предметов, проба деснами и зубками. В целях безопасности ребенка родители должны приобрести специальные детские игрушки.
  6. Узнавание взрослых, которые общаются с ним. Знакомые лица и голоса с радостью узнает, чужих боится, настороженно смотрит, выражая беспокойство.
  7. Может сосредотачиваться на предметах некоторое время.

Совет мамам: стоит активно поучить ребенка переворачиваться, если он еще не делает этого. Можно самим потренировать ребенка переворачиваться через прямую ножку и вытянутую ручку. Родители не должны беспокоиться по этому поводу, пока мама не обратится за консультацией к педиатру. Специалист назначит гимнастику и массаж, которые будут очень полезны для крохи, так как укрепляют мышцы и активизируют двигательную деятельность.

Для развития речевой активности и пополнения «словарного запаса» нужно больше разговаривать и общаться с малышом, тогда он будет удивлять своих родителей все новыми и новыми достижениями.

На 6 месяце жизни у ребеночка активно развивается интерес к своим ручкам и ножкам. Карапуз изучает собственное тело, ощупывает его, тянет ручки в рот. Маме нужно отвлечь его, поиграть с ним в пальчиковые игры, забавы с ладошками, ножками - такие игры помогут и ребеночку, и взрослому, доставляя обоим большое удовольствие.

Все о питании ребенка

Для малыша в 5,5 месяцев питание организуется так же, как и в предыдущем периоде. Находясь на грудном вскармливании и при питании молочной смесью, он кушает 5 раз в сутки. Ближе к 6-месячному возрасту можно подумать о прикорме, который пока активно не вводится в рацион крохи - в скором времени это уже будет необходимо сделать. Консультация педиатра в этом вопросе не помешает.

Детям, находящихся на искусственном вскармливании, постепенно вводится прикорм в виде кефирчика или кашки по совету специалиста. Для более детального ознакомления с организацией прикорма малыша-искусственника в этом возрастном периоде можно изучить представленный примерный график кормления.


Пять месяцев - самое время для ввода разнообразного прикорма, в том числе каш - незаменимого источника витаминов группы В

Какие игры и занятия можно предложить крохе?

Ребенок в этом возрасте активно бодрствует, что дает больше возможностей для общения и воспитания (см. также: ). Чтобы не упустить важные моменты в жизни малыша, взрослым стоит активно организовать малышу интересное бодрствование. В этом помогут развивающие игры и игрушки. Что можно предложить крохе?

  • Конечно же, это должны быть двигательные занятия - например, популярная игра в «прятки, или ку-ку», когда взрослый прячется под простынку, и зовет ребенка, а он весело смеется.
  • Можно разнообразить игру, спрятавшись за дверью или шкафом, закрыть глазки и лицо малыша его ручками. Такая простая забава нужна не только для общения, но и для умственного развития крохи. Она заставляет кроху активно включаться в игру, что пригодится ему в дальнейшем.

Игрушек, предлагаемых крохе, не надо приобретать много. Лучше чтобы они не только развлекали ребеночка, но и решали задачи развития движения, мелкой моторики, речи.

Какие игрушки могут его заинтересовать?

  • неваляшка музыкальная,
  • звенящие погремушки,
  • мячик с колокольчиком,
  • браслеты на ножки с колокольчиками,
  • пирамидки,
  • куклы бибабо,
  • сенсорный коврик.

Главное требование к игрушкам - безопасные материалы и своевременная гигиеническая обработка. Видео уроки помогут родителям уточнить, какие еще навыки желательно приобрести малышу для перехода на следующий возрастной этап в 6 месяцев.

(1 оценили на 5,00 из 5 )


Итак, что должен уметь ребенок в 5 месяцев? Соответствует ли его развитие общепринятым нормам? Прежде всего необходимо помнить, что все малыши разные, а понятие нормы весьма условно и может носить рекомендательный характер. Но все-таки должны быть некоторые ориентиры, на которые молодые родители могли бы опираться в своих наблюдениях за ребенком.

Что представляет собой пятимесячный ребенок

Если месячный ребенок только ест и спит практически весь день, то с приближением к отметке «6 месяцев» с ним происходят значительные изменения. Меняется все: он сам растет и прибавляет в весе, меняется его режим дня, питание, появляются новые умения и навыки.

В 5 месяцев ребенок весит уже почти вдвое больше, чем при рождении. В среднем масса тела возрастает на 3-3,5 кг. Рост тоже не стоит на месте: он увеличивается примерно на 15-18 см.

Характерная особенность этого возраста – появление первых зубов. В 5 месяцев у некоторых деток действительно начинают прорезаться молочные резцы, но процесс этот может затянуться надолго. Иногда первый зуб родителям удается увидеть только к году. Режущиеся зубки вызывают массу неприятных ощущений у малышей, это сказывается на их поведении и общем состоянии. Груднички все тянут в рот, чешут десны кулачком, постоянно капризничают, питание детей становится затрудненным, может наблюдаться подъем температуры. Родителям придется запастись терпением и выдержкой, чтобы пережить этот непростой период.

Другое существенное изменение – это возросшая активность днем и уменьшение количества часов дневного сна. Месячный ребенок очень мало времени тратил на изучение окружающего мира. Теперь малыш может гулять до двух часов подряд. Общая продолжительность бодрствования занимает почти полдня.

Каким должно быть питание? Малышам в этом возрасте по-прежнему ничего не нужно, кроме материнской груди или специальных молочных смесей. Но малыши на искусственном вскармливании могут приучаться к первому прикорму уже с этого возраста. Как это делать правильно, расскажет педиатр.

Девочка и мальчик: в чем отличия развития малышей в 5 месяцев

  • Принято считать, что речь девочек может развиваться быстрее, чем речь мальчиков. Мальчик сначала учится называть действия предметов, а девочка – сами предметы. Если малышка повторяет слова, услышанные от взрослых, то мальчик придумывает свои, иногда и вовсе непонятные для посторонних.
  • Предполагается, что маленькие мужчины больше любят тактильный контакт, младенцы женского пола приходят в восторг от звучания родного маминого голоса.
  • По среднестатистическим данным, мальчик до шести месяцев значительно быстрее увеличивает показатели своего роста.
  • Младенцы женского пола более подвижны, их двигательные навыки развиваются быстрее.

К таким данным не нужно относиться серьезно. Половая принадлежность не может существенно влиять на развитие ребенка. Те или иные отклонения от нормы чаще всего объясняются индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Что касается ухода за младенцем в 5 месяцев, то он ничем не отличается от ухода в предыдущем возрасте. Только теперь гораздо больше времени нужно уделять развивающим занятиям с малышом

Развивающие игры

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев, в какие игры с ним надо играть? Посмотрим, что надо делать, чтобы грудничок развивался быстрее.

У месячного малыша еще нет потребности в играх. Нельзя сказать того же о ребенке возрастом около полугода. Дети в это время начинают специально выбрасывать игрушки из коляски или кроватки, требуя, чтобы мама их поднимала. Это не просто каприз, такая игра – способ познания мира. Ребенок делает наблюдения, ставит эксперименты: как долго будет падать игрушка, куда она упадет, с каким звуком. Кроме того, таким способом кроха может пытаться привлечь мамино внимание, для ребенка крайне важно получать как можно больше общения с близкими людьми.

Когда ребенок тянет ручки за игрушкой в ваших руках, попробуйте отодвинуть ее немного дальше, чтобы малыш попытался поймать ее. Передвигайте ее с места на место, стимулируя пятимесячного малыша концентрировать свое внимание и координировать свои движения. Называйте предметы, которые у вас в руках, рассказывайте о том, что нарисовано на ярких картинках, объясняйте, что находится вокруг. Обогащайте всеми возможными способами багаж слов и понятий грудничка об окружающем мире. Делать это надо постоянно.

Движения месячного ребенка хаотичны и неосознанны. Совсем другое происходит с пятимесячным крохой: он пытается руководить своими действиями. Если младенец поймал вас за руку или схватился за какой-либо предмет, попробуйте отобрать это у него. Пусть он приложит усилия вернуть вещь себе обратно. Обязательно уступите ему, пусть ребенок испытает радость своего достижения.

Новыми игрушками пятимесячного малютки могут стать мягкие кубики или подушки из поролона. Это могут быть различные геометрические фигуры: цилиндр, конус, шар, призма, куб. На них должны быть пестрые рисунки, всевозможные полоски.

Кроху можно уложить животом на одну из таких мягких игрушек или усадить верхом. Подложите ему под грудь подушечку, чтобы он мог перекатываться по ней. Так малыш будет учиться познавать свойства предметов.

Небольшие предметы позволят развивать мелкую моторику рук. Пусть ребенок их трогает, перебирает, перекладывает с места на место, из руки в руку.

Как определить отклонения от нормы в развитии?

Если ваш малыш не пройдет проверку предложенным ниже тестом, есть повод обратиться к врачу за консультацией.

  • Когда ребенок лежит на спине, укройте его с головой пеленкой. Хорошо, если малыш захочет стащить ее со своего лица и сможет это сделать.
  • Дайте малышу игрушку и попробуйте забрать обратно. В норме кроха должен оказать сопротивление и не выпускать игрушку из рук.
  • Предложите ребенку поиграть с мячом. При нормальном развитии ребенок без труда сможет обхватить мяч пальцами рук. Если вашему малышу трудно это делать, значит, надо насторожиться.
  • Положите перед грудничком два предмета, сначала невыразительный, а потом насыщенный яркими красками. Понаблюдайте: почувствует ли малыш разницу, проявит ли он больше интереса к яркому предмету.
  • Обратите внимание, перемещает ли ребенок свой взгляд вслед за вами, когда вы двигаетесь по комнате возле него.
  • Потяните малыша за ручки из положения лежа на спине, стимулируя его сесть. Если голова его не держится прямо, а повисает, а сам ребенок не стремится сесть, значит, у него есть определенные проблемы с развитием.
  • Понаблюдайте: когда вы берете кроху на руки и ходите с ним по квартире, проявляет ли он интерес к окружающим предметам, поворачивает ли голову из стороны в сторону. Если этого не происходит, есть повод задуматься.

Мы разобрались с отклонениями, теперь узнаем: нормальное развитие ребенка в 5 месяцев – каким оно должно быть?

Двигательная активность

  1. Дети в пять месяцев учатся переворачиваться на бочок, позже малыш уже спокойно может совершать повороты со спины на живот и обратно.
  2. Груднички в это время уже сами захватывают понравившуюся игрушку и удерживают ее в руке какое-то время.
  3. Некоторые детки делают первые попытки к ползанию, цепляясь за какую-либо опору. Они видят интересный яркий предмет и пытаются добраться до него.
  4. К этому возрасту малыш уже должен хорошо держать голову, он пытается при этом выпрямлять руки. Когда ребенка поднимают за ручки с положения лежа на спине, он тянет голову и корпус за руками.
  5. Если младенца поставить на ножки, он будет стараться выпрямить их, хотя опираться будет не на всю стопу, а лишь на пальцы ног.
  6. Грудной ребенок в пять месяцев уже держит в ручках бутылочку со смесью, достает пустышку изо рта и вставляет ее назад.
  7. Малыш активно ощупывает мамино лицо, изучая его части, сует пальчики в рот и нос к маме, перебирает волосы.

Социальные навыки

Навыки общения хорошо развиты у детей в этом возрастном периоде, чего не скажешь, например, о навыках месячного крохи. Ребенок уже различает своих и чужих. Незнакомые люди могут настораживать и даже пугать его.

Охотно общается с мамой, играет в прятки («Ку-ку»). Весело смеется, когда его щекочут, улыбается в ответ на мамину улыбку.

Негативная реакция наблюдается на строгие интонации в голосе близких. Даже изменения выражения лица мамы или папы не останутся незамеченными.

Ребенок скучает, когда остается один, радуется приходу мамы. Он настоятельно требует всеми способами внимания к себе.

Речевые особенности

Подошел шестой месяц жизни ребенка. Звуки, которые издает младенец, еще нельзя назвать лепетом. Однако его речевой аппарат уже готовится к произнесению отдельных звуков и слогов. Малыш начинает гулить и как бы напевать различные гласные звуки. Совместно с гулением проявляется так называемый «комплекс оживления»: ребенок очень активно шевелит ручками и ножками. Так он проявляет радость и удовольствие.

Следующим этапом после гуления будет произнесение звуковых сочетаний: «ба», «ма», «па», «да», «та».

Пятимесячный кроха уже пытается произносить что-то похожее на согласные звуки: «д», «т», «в», «ф», «с», «з», «г», «к», «б», «м», «п», «х».

После шести месяцев некоторые дети могут произносить отдельные маленькие слова: «дай», «на», «баба», «мама».

В потоке звуков малыша уже слышатся ударные гласные, гуление становится ритмичным и тем самым становится отдаленно похожим на ритмический строй родного языка родителей.

Пятимесячный ребенок осознанно пользуется интонацией своего голоса, чтобы передать разные эмоции.

Грудничок активно общается со взрослыми, повторяя за ними отдельные звуки.

Другие достижения малыша в пять месяцев

  • Слух. Пятимесячный малыш различает интонации в голосе и по-разному реагирует на них, он слышит, где знакомый голос и где чужой. Если потрясти погремушкой у него над ухом, малютка повернет голову в сторону шума.
  • Зрение. В возрасте 5 месяцев у ребенка уже не должны разбегаться в глаза в разные стороны. Дети фокусируют свой взгляд на предмете и долго задерживают на нем свое внимание. При передвижении игрушки перед лицом пятимесячного малыша можно заметить, как он следит за ней глазами. О развитии зрения говорит факт узнавания близких и страх перед чужими. Яркие предметы привлекают малыша больше, чем неприметные.
  • Тактильные ощущения. Пятимесячный грудничок с удовольствием ощупывает все вокруг, прикасается, перебирает, сжимает и разжимает предметы в своих руках. Он радуется маминым прикосновениям.
  • Мелкая моторика рук. Развивается она при хватании игрушек, ощупывании, бросании, перекладывании с места на место, из одной руки в другую. Надо чаще предлагать ребенку взять игрушку из маминых рук в любом положении (на спинке, животе, на руках у взрослого).

Каждый месяц жизни ребенка принесет с собой немало радостей и тревог, будьте всегда рядом с ним, показывайте ему свою любовь и заботу. Если есть возможность, продолжайте грудное вскармливание, ведь это не только питание для вашего малыша, но и способ быть ближе друг к другу. Только ваше внимательное отношение ко всему, что происходит с младенцем, гарантия его благополучия. Вовремя замеченные странности в поведении предотвратят неприятные последствия.

Но не забывайте: дети не могут развиваться одинаково, не сравнивайте свою дочь или сына с ребенком подруги. Только консультация опытного специалиста сможет развеять все закравшиеся сомнения.