Племя Каренов в Таиланде: женщины с длинными шеями. Кольца на шее

Туристы и падаунги:)

С момента написания статьи о женщинах с кольцами на шее из народности Падаунго в (Длинные шеи, длинные уши) прошло уже пять лет. С тех пор мне не раз приходилось бывать в деревнях падаунгов (вынужденно — сопровождая других путешественников). Кое-что можно уже и дополнить.

Женщины с кольцами на шее.

Начну с распространенных заблуждений о женщинах с кольцами на шее.

1-е заблуждение о длинношеих женщинах.

«У Каренов кольца для туристов».

Цитирую фразу из одного интернет-обсуждения этой темы: «Есть поселения каренов много где, в районе Пая и Чиангмая, но кольца они не носят, кольца для туристов».

Красные карены.

Разберемся. Поселений каренов вокруг Пая, Чианг Мая и Чианг Рая (туристические места Северного Таиланда) действительно много. Но карены каренам рознь. В состав этого народа входит множество народностей. Женщины с кольцами на шее относятся только к одной из этих народностей — к Падаунгам . Более того, далеко не все женщины-падаунги носят кольца на шеях. Это характерно только для нескольких из пятнадцати кланов.

А потому в деревнях вокруг Пая и Чианг Мая карены кольца не носят по той простой причине, что они не относятся к кланам падаунгов , для которых это характерно.

В тех же местах, в которых мы можем увидеть женщин с кольцами на шее — они их носят по причине следования традиции. А не потому, что это «для туристов». Другое дело, что они используют данное обстоятельство для зарабатывания денег, но, что в этом удивительного?

Женщина из народа Каренов (падаунги).

Отмечу также, что в «выставочных деревнях», где туристы смотрят на длинношеих женщин, их проживает всего несколько сотен. Остальные несколько тысяч живут в Бирме (Мьянма), никаких туристов не видят и при этом продолжают носить кольца.

2-е заблуждение о длинношеих женщинах.

У женщин-падаунгов длинные шеи.

Женщин с кольцами на шее принято называть длинношеими. Это не совсем корректно. Шеи их от ношения колец не увеличиваются, это только видимость. Изменения происходят в других местах. Как показали рентгеновские исследования «длинношеих женщин», атрофируется вся плечевая зона и плечевой пояс опускается под тяжестью колец, грудная клетка сдвигается вниз, опускаются ключицы и ребра.

3-е заблуждение о длинношеих женщинах.

Снять кольца невозможно — шея сломается.

Дети падаунги.

Якобы именно так наказывали провинившихся женщин-падаунгов за измену их мужья (кстати, среди горных народов у падаунгов разводов меньше всего). На самом деле все не так печально. В обыденной жизни кольца нередко снимаются в связи с той или иной необходимостью (например, при болезни или для замены на новые) и вновь надеваются. При полном отказе от ношения колец тело приходит в надлежащее состояние за период от года до трех. Существуют социальные программы при поддержке благотворительных организаций, направленные на оказание помощи, женщинам-падаунгам, желающим отказаться от ношения колец. Среди молодежи таких все больше и больше.

Опасным снятие колец может быть тогда, когда они были слишком высокие для женщины и ее голова все время находилась в приподнятом положении, что приводит к атрофированию мышц шеи. В этом случае помогают специальные упражнения и физиотерапия.

4-е заблуждение о длинношеих женщинах.

Из-за этих колец женщины-паадунги живут недолго.

Существенного влияния на продолжительность жизни ношение колец не оказывает. Женщины с кольцами на шее из народа Падаунг живут не меньше, а по некоторым данным даже больше (благодаря знанию лечебных трав), чем женщины других горных народов.

5-е заблуждение о длинношеих женщинах.

Деревни падаунгов следует бойкотировать.

В одной из деревень падаунгов.

Те, кто призывают к бойкоту деревень, где проживают женщины с кольцами на шее, считают, что «человеческие зоопарки не должны существовать». Однако всё не столь однозначно.

Во-первых, все падаунги на территории Таиланда - беженцы из Бирмы, живущие в резервациях и не имеющие каких-либо прав, в том числе и права на работу. «Выставочные деревни» — не самый удачный, но все-таки метод выживания. Из тех денег, что туристы платят за вход, самим падаунгам достаются крохи, но туристы периодически что-то у них покупают - а это уже их личные деньги.

Во-вторых, многое зависит от самих туристов. Если они бегают по деревне и возгласами «гы-гы» фотографируются с длинношеими женщинами, то, скорее, сами представляют зоопарк на выезде. Если же им интересна культура, традиции и обычаи падаунгов и ведут они себя тактично, то в этом нет ничего плохого.

В деревне горного народа Акха — Бан Лорча

Идеальным был бы вариант, как, например, сделано в деревне народа Акха — Бан Лорча, когда вы платите за вход, но для вас проводят тематическую экскурсию, знакомя с бытом и традициями народа . Тогда ощущения зоопарка не возникает.

Зачем они носят кольца?

В вышеупомянутой моей статье приводились три возможные причины. Приведу их и здесь и дополню этот список.

1. Женщин привязывали за шею ревнивые мужья и это перешло в обычай (верится с трудом, учитывая, что у Падаунгов - одна из форм матриархата).

2. Защита от тигра. Тигры нападают сзади и перекусывают шейные позвонки. Кольца защищают от них.

Длинноухая женщина.

3. Память о предках. Падаунги ведут свое происхождение от Ветра и Драконихи. Кольца - символ танца Ветра, узнавшего, что его любимая забеременела.

4. Женщины Падаунгов - очень красивые. Чтобы их не воровали мужчины из других народов их защищали кольцами.

5. Это красиво. Так считают сами Падаунги.

6. Этот вариант перекликается с четвертым.

Падаунги — отличные ткачи. Жили они на территории бирманского штата Кайя. Чтобы красивых женщин-ткачих не забирали к бирманскому двору в наложницы, их специально таким образом увечили.

А если пофантазировать, то обычай этот мог возникнуть следующим образом. Когда-то очень давно одна из женщин этого народа надела на шею кольцо. Это понравилось и ей и ее подругам. Кто-то из подруг - надел два кольца. Следующая - три. И, понеслось. В массовом сознании этого народа укрепилось представление о том, что это красиво.

6. Обновление от 10.01.2016. Изучая работы этнографов о падаунгах, которых они, скорее относят к кая, чем к каренам, обнаружил еще одну версию. Итак, «обычай носить такие украшения возник в связи с тем, что куски латунной проволоки служили обменной единицей, а спираль - показателем богатства». Вот и вся красота 🙂

Где в Таиланде посмотреть деревни женщин с кольцами на шее.

Некоторые «предприниматели» устраивают показ женщин-падаунгов в туристических местах, таких, как Паттайя и Аютайя. Я в таких местах не был и бывать не хочу. Это уж точно — «человеческий зоопарк». Если уж смотреть женщин с кольцами на шее, то на Севере Таиланда в местах, где они вынуждено обитают.

Процесс торговли.

Таких мест здесь несколько.

1. Бан Най Сой (около двадцати километров от Мэ Хонг Сона). Здесь находится большой лагерь беженцев каренов, известный, кстати, тем, что именно его как-то посетила Ангелина Джоли. Его составная часть - селение Падаунгов . Это самая большая деревня длинношеих женщин на территории Таиланда. Вход 250 батов.

2. Деревня Падаунгов километрах в десяти от Тхатона (ехать по направлению к Мэ Салонгу - по правой стороне). Средних размеров деревенька. Вход 350 батов (если не ошибаюсь).

Выставочная деревня в Тачилеке.

3. «Выставочная деревня» горных народов в 12 км от Чианг Рая (в сторону Мэ Сая по правой стороне). Кроме женщин с кольцами на шее из народности Падаунгов здесь еще можно ознакомиться с такими народами: Акха, Лаху , Палонг (длинноухие), Яо. Вход - 500 батов.

4. «Выставочные деревни» возле Чианг Мая (Мэ Рим) и Чианг Дао. Сам не был. Подробностей не знаю. Вход — 500 бат.

5. В 2016 году подобную деревню открыли в Пае. Несколько домиков и торговые ряды. Вход — 100 батов — пожалуй, самый недорогой вариант по всему Северному Таиланду.

6. «Выставочная деревня» горных народов в Тачилеке (Бирма). Ее можно посетить, если вы по визовым соображением переходите границу с Бирмой. Можно сразу назад в Таиланд, а можно - сделать небольшой тур по Тачилеку с посещением этой деревни. Но, скажу откровенно, — это худшая из подобных деревень, в которых я бывал.

В высокогорных районах Юго-Восточной Азии проживает интересный народ падаунг (или каян). Девочки падаунг с 5-летнего возраста носят на шее медные спирали. Сначала на шею надевают спираль из шесть колец, а затем ежегодно их количество увеличивают на одно. К моменту замужества число колец достигает своего максимума, а после свадьбы их, как правило, не добавляют. Шея женщины при этом вытягивается, что приводит иногда к увеличению ее длины до 40 сантиметров. Из-за экзотического внешнего вида их стали называть женщины-жирафы, а районы их проживания очень популярны у туристов.

Падаунг живут на приграничных территориях Таиланда и Мьянмы, а их численность более 50 000 человек. Традиционным занятием народа падаунг является выращивание риса и разведение скота. Обычай носить на шее медные спирали уходит корнями в глубокую древность. В каждом поселении есть женщины, владеющие искусством надевания колец. Как только девочке исполняется 5 лет, она надевает свои первые кольца.


В дальнейшем количество колец увеличивается, а иногда конструкция настолько высока и неудобна, что сковывает движения и девушкам бывает трудно повернуть или наклонить голову. Помимо колец на шее, женщины носят кольца на руках и ногах, а их национальный костюм дополняет белая рубаха, украшенная тесьмой.

Туристам рассказывают, что обычай носить кольца связан со специфическими представлениями племени падаунг о красоте. Длинная шея считается символом благополучия и красоты. Но такой обычай имеет и более практичное объяснение.


Как считают сами падаунг, подобная конструкция была призвана спасти их от тигров, встречи с которыми до сих пор не редкость в этом регионе. Видимо, мужчины племени могли сразиться с хищником и дать ему отпор, а вот шею женщин пришлось защищать.


По другой версии, подобные кольца служили для идентификации женщин племени. Дело в том, что в этом регионе процветали кражи девушек соседними народами, а также самовольное бегство. Поэтому падаунг придумали такой оригинальный способ защиты своих красавиц от посягательств соседей. Ведь кольца невозможно снять без специальных навыков и приспособлений, и отправившиеся на поиски мужчины без труда обнаружат девушку-падаунг. И даже если их снять, будет заметна более длинная шея девушки, что сразу вызовет на подозрения.


По мнению медиков, ношение обычных спиралей не сказывается негативным образом на здоровье женщин. Но иногда спирали специально делают слишком высокими. В этом случае достигается больший эффект и шея становится очень длинной. Но при этом затрудняется подвижность головы, а мышцы, призванные обеспечивать эту подвижность, атрофируются. Если такие женщины снимут кольца, то может произойти перелом шеи.


Сегодня не все женщины падаунг хотят носить кольца, одетые на них еще в детстве. Некоторые снимают их и дальше прекрасно обходятся без спиралей. Но в некоторых деревнях на территории Таиланда обычай носить кольца считается не только признаком красоты, но и способом заработка. Туристы, приезжающие в поселения падаунг с радостью покупают сувениры и одежду, а также фотографируются с удивительными длинношеими женщинами.

Практически каждый турист, приехавший в королевство Тайланд, включает в программу своих маршрутов посещение деревни племени Карен, славящееся длинношеими женщинами.

Живут эти удивительные люди в северной части Тайланда, в гористой местности недалеко от границы с Мьянмой (бывшей Бирмой). Это представители народности «падаунг» («Padaung» — «медное кольцо»), одной из ветвей племени Карен.


Только у них девочкам, начиная с 5-летнего возраста, надевают на шею латунные или медные кольца, постепенно увеличивая их количество. Вернее сказать, надевают не кольца, а толстый медный прут, который по спирали закручивается вокруг шеи.

У зрелой женщины количество витков может быть более двух десятков. В результате этого шея становится невероятно длинной.

К концу жизни вес колец у некоторых представительниц племени достигает нескольких килограммов, а высота — более 20 см. Иногда спирали-кольца делают нарочито высокими, чтобы они плотно прилегали к подбородку и плечам. В этом случае женщины не могут поворачивать голову, что доставляет им массу неудобств. Но такую экзотику практикуют редко.

Как длинношеи появились в Тайланде

Племя поселилось в северной части королевства Тайланд в 70-х годах прошлого века. Спасаясь от беспорядков и преследований, царивших в Бирме, народность Карен мигрировала в соседнее государство. и правительство с пониманием отнеслись к их положению и приютили в своем государстве.


Карены имеют здесь статус беженцев, поэтому они могут находиться лишь на территории провинции, где проживают. При выезде из Тайланда они навсегда теряют возможность возвратиться. Во имя процветания туристического бизнеса тайское правительство разрешило каренам сохранить свой язык и культурные традиции, давая возможность зарабатывать на желании путешественников лицезреть экзотику.

История традиции

Изначально кольца на шею надевались только девочкам, рожденным или при полной луне, или в среду. Но со временем каждая женщина народности «падаунг» стала носить такое украшение. Известно несколько версий, которые объясняют причину возникновения этой традиции:

1. Металлические кольца защищали от хищников

Одна легенда гласит, что когда-то, очень давно, на падаунгов напали тигры и большей части племени перегрызли шеи. В отсутствие мужчин вероятность нападения диких животных на женщин и детей возрастала.


Чтобы род не прекратился, вождь приказал надевать на женщин и девочек своеобразную защиту из металлических колец. Конечно, кольца не защищали буквально от мощных клыков, но они могли выступать в качестве амулетов.

2. Кольца обеспечивали непривлекательность женщины для чужих

Чрезмерно длинные шеи делали девушек очень непривлекательными для народов других племен, поэтому мужчины придумали окольцовывать шеи своих возлюбленных. Уродливость защищала их от похищения, пленения и последующего рабства.

3. Кольца — своеобразное украшение

Чем больше их и чем шея длиннее, тем красивее считалась женщина. Такая девушка могла более удачно выйти замуж.

4. Традиция — дань памяти прародителям народа Карен

По старинной легенде Ветер и Дракон были влюблены друг в друга. Когда Ветру стало известно, что его избранница беременна, он стал неистово кружиться вокруг нее от безмерной радости.

Драконша родила кокон, из которого вышел на свет первый Карен, представитель народности, являющейся на сегодня одной из . Танец счастливого Ветра и стали символизировать спиралеобразные обручи на шеях женщин-падаунгов.

5. Наказание для неверной жены

Еще одно поверье гласит, что с женщины, уличенной в измене, муж снимал кольца. После их снятия неверная оставалась прикованной к постели, так атрофированные мышцы шеи без колец не могли удерживать голову. Эта версия больше подходит к племенам, населяющих африканский континент, у которых женщины также носят на шеях обручи. Ведь африканкам надевают тяжелые кольца, которые вытягивают шейные позвонки, и при снятии их велик риск повредить позвоночник.


В Тайланде же женщины не испытывают мучительных неудобств после снятия украшений. Перед сном или купанием красотки избавляются от них, а утром надевают для демонстрации туристам.

Рентгеновские исследования доказали, что у падаунгов длина шеи при ношении колец не увеличивается – происходит деформация верхнего отдела грудной клетки, когда опускаются плечи и ключицы, и создается эффект длинной шеи.

Если прекратить ношение обручей, через пару лет пропорции тела восстановятся. Но, как бы там ни было, процент супружеских измен и разводов в племени длинношеев в северном Тайланде очень небольшой.

Карены сегодня

Переехав в Тайланд, карены поняли, что их экзотический обычай может стать хорошей приманкой для многочисленных туристов. Они организовали деревни-резервации, где на коммерческой основе показывают приезжим условия своего быта, продают изделия народных промыслов, демонстрируют главные экспонаты – женщин с длинными шеями.


Женщины-жирафы в Тайланде занимают привилегированное место в своей деревне. Они не трудятся на полях, не занимаются тяжелой, изнурительной работой, как остальные. Основная их задача – занятие народными промыслами. Да и у мужчины, шею жены которого украшает «ожерелье», статус выше, чем у соплеменников.

К своему бизнесу карены относятся неоднозначно. С одной стороны, им неприятно ощущать себя питомцем в человеческом зоопарке и отдавать львиную долю дохода туристическим агентствам, а с другой – довольно сносное существование в сравнении с соотечественниками из неспокойной Мьянмы примиряет их с действительностью.


Каренки – искусные мастерицы. Сотканные ими на ручных станках ткани с яркими, этническими рисунками покорили не только Тайланд и соседние азиатские страны. Практически каждый турист, приехавший в гости к племени, считает необходимостью приобрести экзотическую вещицу.

Как вести себя в поселении длинношеев

Во время посещения деревни-резервации длинношеих женщин и других поселений племен в Тайланде, соблюдайте несложные правила поведения:

  • Уважительно относитесь к обычаям жителей, их верованиям, религиозной символике.
  • Надевайте в деревню скромную одежду. Не стоит приезжать туда с голыми плечами и коленями.
  • Всегда спрашивайте разрешения перед тем, как сфотографировать кого- или что-либо.
  • Будьте готовы, что за возможность позировать с длинношеей красоткой с вас попросят некую мзду, а в некоторых поселениях запретят фотосъемку.
  • Не поощряйте попрошайничество. Давать детям деньги или сладости не стоит.

При посещении деревни туристы могут стать свидетелями обычной жизни племени, а также увидеть ритуальные обряды. Кроме этого, там есть возможность примерить и купить легендарные кольца. Для многих посещение деревни племени Карен с длинношеями вызывает двойственное чувство: жалость и любопытство. Бросается в глаза искусственность, постановочность происходящего и вымученность в глазах «живых экспонатов».

Тем не менее, женщины-падаунги доброжелательно и спокойно позируют перед туристами, демонстрируя то, ради чего большинство, приезжающих в Тайланд, стремится попасть на север страны в гости к древнему народу.

Женщины племени падаунг, в Бирме, начиная примерно с пятилетнего возраста, носят на шее медные кольца (точнее спирали из прута толщиной около одного сантиметра, производящие впечатление колец), которые устанавливаются местными женщинами, имеющими должную квалификацию. Постепенно количество колец (вернее оборотов спирали) увеличивается, что приводит к эффекту «вытягивания шеи», поэтому туристы называют их женщинами-жирафами.

У взрослой женщины количество колец может достигать пары десятков, а их вес - четырёх-пяти килограмм. Периодически кольца (спирали) по желанию, или по необходимости, снимаются и надеваются вновь, вреда здоровью это не причиняет.

В случае полного отказа от ношения колец, шея принимает обычный вид за период от года до трех. Существует расхожий миф, что женщины-жирафы не могут жить без этих колец. Это не так, женщины со снятыми кольцами не страдают от их отсутствия.

Наращивать кольца женщины прекращают к моменту выхода замуж, но так же к этому времени шея просто больше не удлиняется, из-за возрастных изменений скелета, а их замена, например с целью улучшения внешнего вида, или при неудобстве ношения старых, допускается и после этого, в любом возрасте.

Рентгеновские исследования женщин падаунг показали, что фактически за счёт колец шея не вытягивается, а деформируется плечевая зона, плечевой пояс постепенно опускаются под тяжестью колец, поскольку он крепится к скелету с помощью всего одного сустава. В результате создаётся видимость длинной шеи, но в самой шее никаких изменений не происходит.

Иногда спирали специально делаются излишне высокими, - очень плотно прилегающими к плечам и голове, и держат голову постоянно в приподнятом состоянии. В этом случае женщина может потерять способность поворачивать и наклонять голову, просто потому что это становится сделать достаточно сложно, а не из-за анатомических изменений. Также, в случае снятия таких спиралей, существует опасность сломать шею, т.к. мышцы, её поддерживающие, могут атрофироваться. Но такое наблюдается не часто, чаще всего верхний край колец не достает до подбородка, что дает некоторую свободу перемещения головы.

Женщины также носят кольца на руках и ногах. Их костюм обычно состоит из длинной белой кофты с застежкой спереди и юбки по колено.

Причина обычая носить кольца не ясна. По рассказам, они якобы защищают от укусов тигра. Говорят также, что кольца призваны ограничить их возможность убежать в соседнее селение, что было связано с обычаями торговли женщинами. По другим данным так в семье «хранились» драгоценные металлы. Сами женщины утверждают, что это - традиция самоидентификации племени, которую они получили от матерей. Кроме того, длинная шея считается признаком красоты и благополучия.

По местной легенде предки падаунгов произошли от союза ветра и драконихи. Услышав от драконихи, что она беременна, ветер стал радостно кружить вокруг жены, пока она не родила большой кокон, из которого появился падаунг. В память об этом кружении счастливого ветра женщины носят обручи на шее.

Хотя снятие обручей возможно, движение против этого обычая в Бирме оказалось безуспешным. В настоящее время женщины продолжают носить кольца ещё и потому, что это привлекает туристов и создаёт хорошую возможность для продажи ручных поделок. По сути, длинные шеи превратились в своеобразный бизнес, по привлечению туристов. Самая большая деревня Най-Сой принимает ежегодно 1200 туристов, установив оплату за въезд в деревню 250 таиландских бат, деньги остаются в собственности таиландских туристических агентств.

Фактрум хочет познакомить вас с этими удивительными женщинами и рассказать побольше о мире, в котором они живут.

Хтет, 19 лет

Большинство женщин-жирафов занимаются торговлей, рассчитанной на туристов, которые раза два в неделю посещают деревни падаунгов. Хтет продает ткани. Покупателей у нее гораздо больше, чем у женщин с открытыми шеями. Но в жару тяжелый металлический ошейник - непростое испытание. Поэтому супруг Хтет поставил в лавке вентилятор.

Фотографии: © Сергей Строителев / Вокруг Света

Муква, 32 года

Когда двадцать с лишним лет назад Муква с родителями и другими соплеменниками, бежавшими от бирманской хунты, поселилась в тайской деревне Хуай-Пу-Кенг, ее ожерелье было совсем узким. Постепенно к нему добавлялись все новые витки латунной спирали. Теперь их два десятка. Иногда ожерелье можно ненадолго снимать, давая плечам отдых, но Муква с ним не расстается. Раскручивать их, а потом снова накручивать без посторонней помощи затруднительно. Кроме того, только с кольцами женщина ощущает свою красоту и принадлежность к племени. Никто не знает, откуда пошла эта традиция у падаунг. Но Муква считает, что кольца призваны подчеркнуть женское очарование и стройность.

Миа, 18 лет

Пару лет назад, после того как в деревне Бан-Най-Сой появились ноутбуки и DVD-фильмы тайского производства, девушка начала коллекционировать изображения любимых актрис и певиц. Одна из стен в доме Миа полностью обклеена постерами десятка ее кумиров. Девушка считает тайских женщин красивыми, но без изюминки - у них нет колец на шее. Ожерелье не вызывает у Миа особенных неудобств - она, как и другие женщины падаунг, и спит в нем, и моется: кольца не сдавливают шею и не ограничивают движений, утверждает девушка.

Со, 57 лет

Со живет в деревне Хуай-Сыа-Тхау, первом в Северном Таиланде поселении бирманских падаунгов, основанном в 1995 году. Она играет на самодельной гитаре, которую выпилил муж, и поет бирманские песни. На родине Со музицировала для удовольствия, а в Таиланде экзотичная певица с «золотой» шеей научилась извлекать из этого выгоду и бесплатно больше не выступает.

Хла, 21 год

В Таиланд девушка переехала в годовалом возрасте, с матерью. Хла рассказывает, что ее мать прежде даже не видела зеркал. Сейчас у каждой падаунгской красавицы в доме есть зеркало, и можно прихорашиваться, подбирая к платку цвет подворотничка - кусочка ткани, который многие женщины-жирафы подкладывают под верхние кольца, чтобы они не натирали кожу.

Тун, 8 лет

Большинство маленьких падаунгов уже отказываются от ношения колец. Но Тун чтит традицию и ради красивой шеи готова терпеть неудобства. Девочка любит легенду, рассказанную бабушкой, - о ветре, который был мужем драконихи и, узнав, что жена беременна, от счастья закружился вокруг нее. С тех пор все женщины падаунг носят на шее символы этого кружения. Пока ожерелье Тун невелико, но со временем вес украшения может достигнуть 4–5 килограммов.

Муту, 60 лет

Одна из самых авторитетных женщин в Хуай-Пу-Кенг, обладательница очень длинной шеи, показывает приезжим достопримечательности деревни. Главная из них - телефонная будка. Надобность в ней уже давно отпала: жители деревни располагают более компактными средствами связи. Но будку считают слишком красивой, чтобы от нее отказываться.

Манай, 63 года

Быть главой деревни Хуай-Пу-Кенг - дело ответственное. Манай отвечает на телефонные звонки из администрации города Мэхонгсон и ведет учет посетителей деревни. Но не должность красит женщину, считает Манай, главное - ее кольца. Манай носит их с пяти лет, как мать и бабушка, и не собирается снимать. Она все знает про кольца, может помочь другим закрутить или раскрутить спирали, а иногда и массаж плеч сделает.

Маджай, 45 лет

Обладательница самой длинной шеи в Северном Таиланде считает, что достигла совершенства. Теперь ей остается беречь достигнутое: если снять кольца, шея может не выдержать тяжести головы. Маджай говорит, что когда-то кольца помогли ей привлечь мужа, а теперь привлекают покупателей сувениров. В изголовье кровати Маджай лежит плюшевый медведь, которого ей подарил турист. Игрушка служит подушкой, хотя многие женщины падаунг спят без них, не испытывая проблем.

Новое украшение готово. Ожерелье из латунных колец достанется той пятилетней малышке, которая изъявит желание его носить. Витки спирали будут добавляться по мере взросления, если девочка не захочет сменить символ национальной идентичности на бижутерию с городского рынка.