Правильный режим дня первоклассника. Каким должен быть режим дня первоклассника Для чего нужен дневной сон первоклассников

Для первоклассника играет особую роль. Ведь нагрузки существенно увеличиваются, а новые обязанности требуют большей собранности. Режим дисциплинирует, помогает привыкнуть к новым условиям жизни.

Врачи настаивают на строгом соблюдении , подчеркивая, что так можно уберечь школьника от перевозбудимости и раздражительности. Только с его помощью вы сохраните нормальную трудоспособность ребенка не просто в течение дня, а и на протяжении всего учебного года. Режим дня, который мы предлагаем, подходит и для младших школьников других классов - наш распорядок составлен с учетом времени, необходимого для выполнения домашнего задания.

Согласно исследованиям ученых, можно выделить два пика трудоспособности на протяжении дня. Первый - 8-11 часов утра, когда ребенок как раз находится в школе. После этого времени качественные показатели работоспособности в организме падают. Второй пик - 16-18 часов вечера. Затем следует интенсивный спад.

Виталий Степнов, педиатр: «Нельзя не считаться с пиками трудоспособности ребенка. Часто родители удивляются, почему после всех кружков и секций ребенок так долго делает уроки, хотя еще совсем недавно он был бодрым. Да потому что устает он к вечеру! Пик работоспособности организма уже прошел, и теперь ему пора отдыхать, несмотря на то, что ребенок может весело играться или бегать по квартире».

Основные правила режима дня для первоклассника

Первоклассник должен спать не меньше 10 часов , плюс - дневной сон, к которому привык организм. Поэтому постарайтесь, чтобы он ложился не позднее 9 вечера и вставал в 7 утра.

Сразу после уроков погуляйте с ребенком хотя бы минут 40. Только потом идите на обед - пусть нагуляет аппетит. К тому же, младшеклассники должны гулять в день по 3 часа.

Обед должен быть в 13.30-14.00. После этого дайте своему непоседе вдоволь отдохнуть. Не нужно сразу же усаживать его за уроки - сейчас у него спад работоспособности, поэтому всё равно ничего хорошего из этой затеи не выйдет.

Даже если ребенок уже не спит днем, может прийти домой может сразу же заснуть. Это значит, что организм измотался. Дайте ребенку возможность отдохнуть.

Только лишь, когда ребенок поел и отдохнул, можно сесть за уроки. Домашнее задание в первом классе отменили, но когда ваш ребенок перейдет в следующий класс младшей школы, не забывайте, что 30-60 минут - это максимум, отведенный на это занятие. Оптимальное время - 16.00-17.00.

Валентина Филенко, детский психолог: «Когда придет время домашнего задания, не заставляйте ребенка быстро бросить игрушки и сесть за уроки. Дождитесь момента, когда он отложит одну игрушку и возьмется за вторую. Если Вы прервете процесс игры, необходимость выполнения домашних заданий приобретет негативную окраску».

После приготовления домашнего задания ребенок может пойти в секцию или кружок. Дорогу туда как раз можно совместить с прогулкой. Не забываем, что на свежем воздухе нужно находиться не меньше трех часов в день.

Никаких домашних заданий вечером! Не успеваете на кружок? Лучше отложить одно занятие, чем перенести уроки на вечернее время.

Перевозбуждение, накопившееся за день, нужно снять прогулкой. Не думайте, что вечерние пляски и небывалая активность свидетельствуют о том, что ребенок не устал. Чтобы снять напряжение, погуляйте с ребенком перед сном. Если ложимся в постель в 21.00, то начать прогулку стоит не позже 19.30, сразу после ужина.

Телевизор можно смотреть не дольше 45 минут в день , а лучше вообще без него обходиться. Лежа смотреть его нельзя, только сидя и на расстоянии 2-2,5 м от экрана. А после вечерней прогулки лучше не садиться у экрана, а принять теплый душ, выпить стакан теплого молока и лечь спать.

Отход ко сну должен быть спокойным, без разговорах о дневных трудностях и без напоминаний о досадных ошибках или неудачах прошедшего дня.

Режим дня первоклассника: образец

  • 7.00 подъем
  • 7.00-7.30 водные процедуры, зарядка
  • 7.30-7.50 завтрак
  • 7.50-8.20 дорога в школу
  • 8.30-12.30 занятия в школе
  • 11.00 второй завтрак
  • 12.30-13.00 дорога домой (лучше по свежему воздуху)
  • 13.00-13.30 обед
  • 13.30-14.30 послеобеденный отдых, а лучше сон
  • 14.30-15.00 полдник
  • 15.00-16.00 прогулка, игры, спорт
  • 16.00-17.00 домашние задания
  • 17.00-19.00 прогулка
  • 19.00-20.00 ужин и свободные занятия (чтение, помощь маме по дому, игры и т.д)
  • 20.00-20.30 подготовка ко сну
  • 20.30-7.00 сон


Режим питания первоклассника

  1. Питание первоклассника должно быть пятиразовым: завтрак дома, второй завтрак в школе, обед, полдник и ужин.
  2. Горячий завтрак для ребенка обязателен. Лучше всего - горячая каша, но мы-то знаем, что с гораздо большим удовольствием детишки набрасываются на хлопья. Проследите, чтобы хлопья были цельноцерновыми, а молоко - теплым. Можно баловать ребенка сырниками, оладушками, омлетом - разнообразие питания тоже очень важно.
  3. Завтрак должен быть спокойным и размеренным. Никаких «Быстрее, мы опаздываем!». Лучше разбудите ребенка на полчаса раньше, чем потом будете его подгонять. Для здоровья (как физического, так и психологического) нет ничего хуже, чем стресс, который создается ограничением времени.
  4. На обед ребенку стоит предложить легкий суп (не нужно варить крепкий мясной бульон - растущему организму он не полезен). Второе блюдо не должно быть острым, жареным, жирным. Не подавайте к столу майонез или кетчуп (разве что натуральный, без добавок). Добавляйте к обеду много овощей, например, большую порцию салата.
  5. На полдник прекрасно подойдут свежие фрукты, оладушки или блинчики. Дополнительно порадуйте малыша свежим какао.
  6. Ужин должен быть легким, но сытным. Ребенок не должен наедаться за весь день. Если он ложится спать в 21.00, то ужинать садимся в 18.00-19.00, не позднее.
  7. Питание должно быть разнообразным. Мы имеем ввиду не просто состав продуктов, но и . Ведь дети охотнее кушают, если тарелка украшена смешными мордочками, или на ней красиво лежат продукты нескольких цветов.

Кружки и секции в распорядке дня первоклассника

Физиологи не рекомендуют начинать учебу в школе параллельно с азами танцевальных па или первыми ударами кунг-фу. Лучше сделать это за год до школы или уже со второго класса. В первом классе нагрузки должны быть минимальными.

Если Вы видите, что ребенку тяжело справляться с учебой, совмещая ее с начатым год назад кружком, лучше отложите занятия на год. Но обязательно прислушивайтесь к мнению своего школьника: если дополнительные занятия ему очень нравятся, оставьте какую-то одну секцию, а вторую «поставьте на паузу».

Помните, что в это время ребенку очень нужна наша поддержка. Не нужно постоянно указывать, что ему делать, сосредотачиваться на школьных трудностях, требовать отличных результатов и ругать за неаккуратные тетради.

Вы должны быть одной командой: дайте ребенку почувствовать, что у него есть защита, что родители - на его стороне. И соблюдайте . Успехов вам и маленькому школьнику!

Адаптация к школе - процесс сложный, а главное - длительный. У первоклассников он продолжается 6-8 недель. Соблюдение режима дня - золотое правило для семьи, в которой появился школьник.

Ученик первого класса должен спать не менее 10 часов, поэтому приложите все усилия, чтобы он ложился в 9 вечера и вставал в 7 утра. Если вы забираете ребенка из школы сразу после уроков, то сначала лучше погулять до обеда около 40 минут. Школьники младших классов должны гулять 3 часа в день. Обедаем в 13.30-14.00. После обеда - обязательный отдых. Дети приходят из школы на спаде работоспособности, поэтому ни в коем случае не следует сразу же усаживать их за уроки. Даже тот ребенок, который давно уже перестал спать днем, придя домой из школы, может упасть и заснуть. Конечно, надо дать ему такую возможность отдохнуть.

После обеда и отдыха садимся за уроки. В первом классе на них не должно уходить больше получаса. Оптимальное время для их приготовления - в промежутке от 15 до 17 часов. Затем ребенок может отправиться на дополнительные занятия - в кружок, секцию, студию. Дорогу на занятия можно совместить с прогулкой. Делать или доделывать уроки вечером нельзя ни в коем случае. Часто бывает, что днем из школы ребенок приходит вялый и усталый, а к вечеру у него как будто открывается второе дыхание. Он бодр и весел, готов заниматься чем угодно, лишь бы не ложиться в постель. Не думайте, что он не устал и не хочет спать, - на самом деле это просто перевозбуждение.

Чтобы снять напряжение, которое накопилось за день, полезно погулять перед сном. Если мы исходим из того, что лечь спать надо в 21.00, то лучшим временем для прогулки будет 19.30, сразу после ужина. Дома принимаем теплый душ, выпиваем стакан молока с ложечкой меда (если нет аллергии) - и ложимся спать. Отход ко сну должен быть очень спокойным, без разговоров о проблемах и сложностях прошедшего дня, особенно - без напоминаний о неудачах и досадных ошибках.

Одна из важнейших составляющих распорядка дня - режим питания. Питание младшего школьника должно быть пятиразовым: завтрак дома, второй завтрак в школе, обед, полдник, ужин. Горячий завтрак дома обязателен. В идеале это - горячая каша, но можно предложить и сухие хлопья, залитые теплым молоком. Конечно, вариантов множество - это могут быть и омлет, и творог, и сырники или оладушки. Ни в коем случае нельзя завтракать в спешке, под постоянные окрики «Быстрее!», «Опоздаешь!» Лучше разбудить ребенка на полчаса раньше, чем подгонять его. Нет ничего хуже для физического и психического здоровья ребенка, чем стресс, который создается ограничением времени.

Если ребенок не на продленке, то обедает он обычно дома. На первое лучше всего предложить ему легкий суп (крепкие мясные бульоны детям не полезны). Готовя второе, следует помнить, что не только малышам, но и младшим школьникам не рекомендуется острое, жареное, специи, майонез, кетчуп. Фрукты и овощи обязательны в ежедневном меню. В обед хорошо давать овощной салат. Полдник - это время есть булочки, оладушки, блинчики. Хороши на полдник и свежие фрукты. Ужин должен быть сытным, но легким. Если вы рассчитываете, что ребенок должен лечь спать в 21.00, то ужинать следует не позже 19.00, за 2 часа до сна. Питание должно быть разнообразным, причем не только по составу продуктов, но и по тому, в каком виде эти продукты дают ребенку. Ему важно, как еда лежит на тарелке, чем она украшена. В организации питания позитивный эмоциональный настрой важен не меньше, чем во всех остальных сферах жизни первоклассника.

Физиологи не рекомендуют сочетать начало школьного обучения и начало обучения в музыкальной школе, художественной студии, дополнительные занятия иностранным языком. Если есть желание развивать ребенка всесторонне, лучше начинать за год до школы или же со второго класса. В первом классе дополнительные нагрузки должны быть минимальными.

Бывает и так: до школы ребенок занимается и музыкой, и спортом, но в первом классе чем-то приходится жертвовать, потому что на все времени не хватает. Можно отложить какие-то из занятий на год, но обязательно прислушаться к выбору ребенка: те дополнительные занятия, которые останутся, обязательно должны ему нравиться и эмоционально подпитывать. С точки зрения физиологов, если надо выбирать между английским и плаванием, то ответ однозначен: плавание. А, например, с танцами не все так просто: танцы - такое тонко координированное и сложное действие, что для большинства детей оказываются тяжелой работой. Но и тут стоит положиться на выбор ребенка.

К сожалению, родители часто стремятся расписать время своего чада по минутам. И получается, что у детей нет возможности побыть наедине с собой, а им этого очень не хватает. Ученик приходит из школы - «Садись обедать». Пообедал - «Садись за уроки». Необходимо дать ему побыть одному, оставить одного в комнате. Может быть, он возьмет свою любимую игрушку - многим детям это помогает снять напряжение, расслабиться. В этом возрасте у ребенка еще велика потребность в игре. Если в школу многие учителя не разрешают приносить игрушки, то дома можно позволить ребенку и делать вместе с ней уроки, и укладывать с собой спать. Ребенку в это время очень трудно, и пользу принесет все, что помогает ему легче пережить период адаптации.

Но самое главное - детям в этот период очень нужна наша поддержка. Не стоит слишком сильно фиксировать внимание на школьных трудностях, требовать отличных результатов, ругать за оценки или неаккуратные тетради. Здоровье ребенка и хорошие отношения с ним дороже. Он должен быть уверен в том, что дома у него есть защита, что родители на его стороне.

Первый период адаптации к школе - «физиологическая буря» - длится 2-3 недели. Все системы организма в это время работают с большим напряжением. Очень важно понимать, что ребенок сталкивается с экстремальной нагрузкой. Поэтому в первые 2-3 недели он может плохо спать, быть раздражительным, начинать плакать, казалось бы, без повода. Родителям ничего не остается, как отнестись ко всему этому как можно спокойнее, с пониманием, быть терпеливыми.

Начальное общее образование

Правильный распорядок дня первоклассника

Школьный учитель и детский невролог – о чрезмерной нагрузке, правильном питании и необходимой продолжительности сна.

Школьный учитель и детский невролог – о чрезмерной нагрузке, правильном питании и необходимой продолжительности сна.

«Как организовать день моему первокласснику?» – этот вопрос регулярно задают родители учителям, врачам и другим экспертам. Действительно, правильно построенный режим дня крайне важен для того, чтобы ребенок плавно и комфортно вошел в учебный процесс и сохранил свое здоровье. Часто родители сами формируют правила, которые не всегда исполнимы и далеко не всегда действительно нужны первокласснику.

Чтобы исправить возможные ошибки родителей, мы решили обратиться к двум экспертам – учителю начальных классов и опытному детскому врачу. Пусть их советы и наблюдения помогут нам составить объективную картину о том, каким должен быть режим дня современного первоклассника.

Алексей Игоревич Крапивкин , доктор медицинских наук, директор московского Научно-практического центра детской психоневрологии


Режим дня: сохраните детсадовскую норму

Когда ребенок идет в школу, его жизнь сильно меняется. Но и в первом классе вполне возможно сохранить тот режим дня, который был у вас в детском саду: с регулярным питанием, послеобеденным отдыхом и достаточно активными прогулками, пусть и не такими длинными.

Питание: главное – разнообразие

Организм первоклассника остро нуждается в регулярном питании, чтобы вовремя восполнять недостаток глюкозы. К семи годам у ребенка уже должны быть сформированы пищевые привычки: обязательный полноценный завтрак, горячий обед, правильные перекусы – второй завтрак, полдник.

Мой главный совет родителям: кормите детей разнообразно. Любой избыточный продукт может повлиять на состояние ребенка, его пищеварение, сон и физическую активность. Конечно, лучше избегать обилия сладкого, жирного или острого в рационе ребенка – по той же причине.

В то же время если у ребенка нет серьезных заболеваний, то нарочитых ограничений в еде быть не должно. Приходя в новый детский коллектив, ребенок пересматривает свою норму питания: если все едят печенье, почему он должен от него наотрез отказаться? Если все перекусывают после третьего урока, почему он не может взять с собой бутерброд или яблоко?

И еще один совет: чтобы не рисковать самочувствием ребенка ночью, постарайтесь накормить его ужином примерно часа за два до сна, не позже. Если не получилось поужинать вовремя – предложите максимально легкую и безопасную для ЖКТ пищу.

Сон: главное – не сражайтесь за показатели

Не только первоклассник, но и любой человек должен спать столько, сколько требует его организм. Но иногда родители укладывают ребенка чуть ли не в восемь вечера, чтобы он проспал как можно дольше, это, на мой взгляд, лишняя мера.

По статистике, взрослому человеку нужно не менее 8 часов сна в сутки. Первокласснику нужно немного больше, но не 12 часов, как грудному младенцу. Самое главное – укладывая ребенка спать пораньше, не сражайтесь за показатели, лучше посмотрите на его состояние. Легко ли ему просыпаться наутро? Хватает ли сил до вечера?

Лучше всего укладывать ребенка спать между 9 и 10 часами вечера, желательно – не позже 10 часов. При этом время за 1,5–2 часа до сна должно быть у ребенка свободно для проведения ежедневных ритуалов: водные процедуры, чтение на ночь, стакан молока – и как можно меньше стрессов, тогда ребенок плавно войдет в сон и сможет полноценно отдохнуть.

Что касается дневного сна, то мне кажется, что нет никаких оснований настаивать на том, чтобы ребенок спал днем. Если ему хочется лечь поспать после обеда – отлично, если нет – не настаивайте. Главное, дневной сон должен делить день на два равных промежутка. Не нужно укладываться спать позже 4 часов вечера: тогда ночной сон может пострадать.

Нагрузки: добивайтесь состояния разумной усталости

Сейчас много говорят о том, что первоклассники едва выдерживают непомерную нагрузку, которую им устраивают школа и родители со своими кружками и секциями. Мне нравится идея, что уровень нагрузок должен определяться переносимостью. Если у вашего ребенка достаточно ресурса, чтобы после школы отзаниматься два часа на фортепиано, а вечером с удовольствием сходить в спортивную секцию, то почему бы и нет? Для родителей главным показателем уровня нагрузок должно быть состояние ребенка по вечерам. Если он падает с ног, капризничает, не может есть, до того он устал – вы явно переборщили. Если он активен и мог бы еще пару часов увлеченно чем-то заниматься, значит, дневной нагрузки не хватило. А вот если его усталость не чрезмерна, естественна, не вызывает у него серьезного дискомфорта – значит, объем нагрузки достаточный.

Физическая активность

Тут важно помнить, что для семилетнего ребенка просто просидеть за партой несколько часов подряд – колоссальная нагрузка. Чтобы ее снять, полезнее не уложить ребенка в постель, а дать ему как следует побегать, дать выход напряжению.

Потребность ребенка в движении естественна, физиологична. Обязательно давайте ему возможность как следует попрыгать, полазить, побегать после школы, а если нужно, то еще и вечером.

Обязательно напоминайте ребенку, чтобы он делал небольшие разминки после долгого сидения за уроками: элементарной гимнастики будет достаточно. И отдайте ребенка в спортивную секцию: два-три раза в неделю.

Елена Александровна Чулихина , учитель начальных классов в МБОУ «Малодубенская средняя общеобразовательная школа»


Режим дня: в выходные как в будни

Тут и говорить не о чем, каждому первокласснику нужен полноценный режим дня. Лучше всего, если он в выходные не сбивается, а то потом трудно будет перестраиваться к началу рабочей недели.

Питание: горячее лучше печенья

Сейчас практически все родители очень боятся, что дети в школе будут сидеть голодные. Дают им с собой конфетки, печенье, булочки, вафли и другие «сухомятки» – это притом, что в школе работает столовая, где всегда можно съесть горячий завтрак и хорошо пообедать. Естественно, наевшись сладкого, дети в столовой отказываются от полноценной горячей еды. Поэтому хочу дать родителям совет: приучайте их лучше ходить в столовую, утром есть кашу или омлет, днем обедать хорошим горячим супом, а не леденцами. Я не против того, чтобы вы давали детям с собой угощение, но в меру, а не так, чтобы оно перебивало аппетит.

Сон: не клевать носом на уроках!

Скажу вам честно, это очень неприятно, когда на первом уроке у тебя в классе дети клюют носом. Поэтому, пожалуйста, укладывайте детей спать вовремя, в лучшем случае часов в девять вечера. Не нужно надеяться, что утром урвете минут пятнадцать сна: с этого начинаются утренние опоздания, а это тоже не очень помогает детям сосредоточиться.

Дневной сон – вещь полезная, тем более что дети сами, как правило, требуют послеобеденного отдыха: приходят из школы и сразу ложатся спать. Значит, им это нужно, значит, родителям надо учитывать эту потребность при составлении режима дня.

Нагрузки

Сейчас в связи с введением ФГОС первоклассникам полагается до 10 часов внеурочных занятий в неделю. Они обычно начинаются после обеда и длятся до двух академических часов в день – это в дополнение к обычной школьной нагрузке. Кроме того, почти каждый ребенок посещает различные кружки, некоторые из них очень серьезные и располагаются на другом конце города. Получается, что первоклассники очень загружены в будние дни, даже при условии, что в первом классе им не задают на дом.

Здесь я не вправе давать родителям какие-либо советы: они сами решают, как, чем и сколько загружать детей, каких требовать достижений и т. д. Но я бы настаивала на том, чтобы хотя бы в выходные дни дети были свободны, могли заниматься своими делами, играть, гулять, провести вечер в кругу семьи. Это лучшая поддержка, которую мы можем им дать.

Физическая активность

Мы следим за тем, чтобы дети между уроками делали разминки, могли побегать, разгрузиться как следует. Важно, чтобы и родители заботились о том же. Обязательно давайте детям гулять, много двигаться. Лучше всего, когда они идут домой из школы пешком, а не передвигаются на машине.

Как подобрать ранец, как войти ребенку в русло учебы, здоровье первоклашки, нужен ли дневной сон, как быть с перекусами, когда лучше делать уроки, важна ли прогулка и другие советы для мам школьников

По данным медиков:

    хронические заболевания имеют 35% первоклассников, а среди выпускников этот показатель увеличивается в два раза.

    самые распространенные заболевания, от которых страдает не менее 50% школьников: желудочно-кишечные, а также патологии зрения.

    более 40% детей имеют болезни опорно-двигательного аппарата, а 80% школьников — нарушения осанки.

    каждый третий ребенок подвержен заболеваниям органов дыхания, еще 15% — недугам сердечно-сосудистой и нервной систем.

    вполне здоровыми считаются лишь 5% школьников.

Какой выбрать ранец? Как следить за осанкой малыша?

Если вы не хотите, чтобы ваш ребёнок имел проблемы с позвоночником, а также почками и т. д., не покупайте ему портфель, который носят в одной руке. Это должен быть обязательно ранец.

Для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки: с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями. Но есть простой способ вычислить физиологически безопасную норму: вес ранца с содержимым не должен превышать 10 процентов от массы тела ученика.

Вес ранца:
1-2 класс - 1,5 кг
3-4 класс - 2,5 кг
5-6 класс - 3 кг
7-8 класс - 3,5 кг
9-12 класс - до 4 кг

Таким образом, пустой ранец должен весить 500-800 грамм.

Как выбрать ранец?

    желательно купить ранец, на передней стороне которого, по бокам и на ремнях имеются светоотражающие значки - дополнительная защита на дорогах.

    у ранца обязательно должна быть твердая спинка. Только ее наличие может обеспечить правильную осанку малыша. При этом не забудьте, что ширина ранца не должна превышать ширину плеч ребенка, а высота должна быть не более 30 см.

    ранцы должны быть удобными: сумка не должна давить, ремни не должны врезаться или впиваться в плечи. Лямки мягкими, равномерно распределяющими груз. Лямки и ремешки должны обязательно регулироваться с тем, чтобы ранец одинаково удобно надевался и на легкое платье, и на пуховую куртку.

    хороший ранец должен иметь несколько отделений и карманов - тогда ребенок сможет аккуратно, в определенном порядке раскладывать свое богатство.

    все швы - внутренние и внешние - на ранцах и пеналах должны быть тщательно обработаны, в противном случае порезов на руках не избежать.

Следите за осанкой ребёнка

Стол и стул должны соответствовать его росту и возрасту.
Необходимо правильное мягкое освещение, которое располагается с левой стороны.

Стоит приобщить ребенка к занятиям физкультурой, например, записать его в спортивную секцию и приучить к совместным утренним пробежкам — все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания.

Обязательно через каждые полчаса занятий нужно делать 5-минутную гимнастику для рук, ног и позвоночника, сопровождая её стишком: «Мы читали, мы писали, наши пальчики (ручки, ножки, глазоньки) устали». Ребёнок должен похлопать руками, сжать и разжать пальчики, потопать ногами, согнуться—разогнуться, отвести руки в стороны, поднять их вверх.

Питание. Диета для первоклашки

Накормить с утра пораньше школьника - это непростая задача. На нервной почве, да ещё поднявшись ни свет, ни заря, дети не хотят есть. Но это обязательно надо сделать, поскольку впереди длинный трудовой день! Подключайте свою изобретательность….

Для начала определитесь, что больше всего любит кушать ваш непоседа. Кроме сладостей и полуфабрикатов, конечно….
Если это молочные продукты, вы можете предложить: кашу, мюсли, йогурт, творог, сырковую массу, сырники, творожную запеканку, мусс или пудинг, бутерброд с сыром. Если это мясные продукты: яйцо, рыбу, омлет, тефтели, мясные рулеты и запеканки, пудинги и пр.

Завтрак можно запить чаем, какао с молоком или соком.
Главное правило - никакой сухомятки. Завтрак должен быть горячим!

Медики советуют включать в завтрак сложные формы углеводов. Это значит, что помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь, и будут стимулировать умственную активность школьников.

В школе:

    С собой в школу можно дать йогурт, рогалик, булочку, яблоко, грушу, огурец или морковку.

    Обычно в школах детям дают молоко или сок. Но если ваш ребенок не пьёт то, что предлагают в школе, дайте ему с собой компот, сок, чай. Фляжка или бутылочка, в которую вы их нальёте, обязательно должна быть тщательно вымыта.

    Если ребёнок остаётся на продлёнку, то ему надо обязательно съесть в школе горячий обед.

Обязательно надо напоминать ребёнку о таких элементарных гигиенических правилах, как мытьё рук. Если вы не уверены, что малыш вымоет руки перед обедом, дайте ему с собой мокрые гигиенические салфетки с антисептиком.

  • сухарики,

  • прочие суррогаты.

Маме важно заранее выяснить, чем и в какие часы ребенок будет питаться в школе. Попробуйте дома за неделю до 1 сентября подстроиться к этому режиму с включением в рацион, может быть, еще незнакомых ему продуктов. Тем самым Вы сгладите резкую смену обстановки, режима дня и рациона питания.

Динамика работоспособности первоклассника в течение учебного дня. Режим дня

Письмо и чтение - самые трудные занятия в первом классе.
Наибольшее напряжение вызывает непосредственно написание букв, слов, предложений, списывание текста.
В математике самое трудное - решение задач.

Специальными исследованиями установлено:

продолжительность непрерывного чтения не должна:

    в 6 лет превышать 8 минут,

    в 7-8 лет - 10 минут.

оптимальная продолжительность непрерывного письма

    2 минуты 40 секунд в начале урока,

    1 минута 45 секунд в конце (то же самое и при приготовлении домашних заданий).

Эффективность учебы распределяется таким образом:

  1. Первый урок - врабатывание
  2. Второй урок - пик работоспособности
  3. Третий урок - начало снижения работоспособности.
  4. Четвертый урок - минимум

Норма прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часа.

  • Для детей младших классов лучшим отдыхом является полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате.
  • Лучшее время для приготовления уроков: 15-16 часов.
  • Через каждые 25-30 минут - перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление).
  • Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (помните о врабатывании!), затем переходить к самым трудным.
  • Занятия спортом должны начаться не ранее, чем через 40 минут после приема пищи.
    Ужин за 2 часа до сна, если не хотите рассказов о страшных снах и жалоб на бессонницу.
  • Перед сном полезно гулять в течение 20 — 30 минут.
  • Спать первоклассник должен не менее 9 часов, им так же показан и дневной сон.

Режим дня первоклассника

Когда ложиться спать?

Первокласснику необходимо спать 11,5 – 12 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. К сожалению, исследования показывают, что среди первоклашек нормативы ночного сна выдерживают только 24%. Остальные не высыпаются, регулярно недобирая по 0,5-1,5 часа сна. Отсюда утомление, раздражительность, плохое усвоение школьного материала. Спать надо ложиться не позднее 21.30. Идеальное время – 20.30.

Ученики 3-7-х классов должны спать не менее 9-10 часов в сутки, желательно ложиться в 22.00.
Старшеклассникам хватит и 8-9-часового сна, но в постели они должны оказаться не позднее 23.00.

Когда делать уроки?

Оптимальный срок для приготовления домашних заданий – с 15 до 16 часов для младших школьников (на это время суток приходится очередной всплеск работоспособности) и с 15 до 18 у остальных (кстати, это время самоподготовки в Ломоносовской школе).

Взрослые забывают, что письменные задания детям шести-восьми лет даются сложно. У них еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация. Во время работы у них повышается давление, учащается сердцебиение. Заниматься такой малыш должен сначала не больше 3 минут, а позже, когда человек «втянется» в учебу, - 8-10.

Сколько отдыхать?

Детям 7-10 лет дышать свежим воздухом нужно 3-3,5 часа в сутки. Это повышает работоспособность.
Ученики средних и старших классов должны проводить на улице не меньше 2 часов ежедневно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного обучения Задачи: выявить теоретические подходы в...

Лекция для родителей о важности организации и соблюдении режима дня школьников. Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Ведь режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 ...

Организация режима дня - залог здоровья школьника

Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения...