Что означают кольца олимпиады. Синий, черный, красный, желтый, зеленый - цвета олимпийских колец

Символика Олимпийских игр известна каждому из нас. Например, все знают, как выглядит олимпийская эмблема, флаг или как звучит гимн. Однако о том, что именно символизируют кольца известно далеко не всем, а потому об этом далее.

Символика Олимпийских игр известна каждому из нас. Например, все знают, как выглядит олимпийская эмблема, флаг или как звучит гимн. Однако о том, что именно символизируют кольца известно далеко не всем, а потому об этом далее.

История олимпийской эмблемы


Спортивные соревнования проводились между людьми еще тысячи назад. Одними из первых и наиболее известных являются Олимпийские игры, которые происходили в Древней Греции и Риме. После исчезновения представленных империй соревнования были приостановлены. Возобновлены они были уже в конце 19 века (а, точнее, в 1896 году) Пьером де Кубертеном.

Этот же человек разработал в 1913 году олимпийские кольца, которые иначе называются эмблемой. Они размещены в центре флага Олимпийского движения и представляют собой 5 переплетенных колец.


Как выглядят кольца?


Они располагаются в 2 последовательных ряда. При этом:

  • 3 из них – голубое, желтое и черное располагаются вверху;
  • 2 – зеленое и красное – расположены в нижнем ряду.

Кольца соединяются в единую цепочку, представляющую собой букву W. При этом крайние из обручей (голубое и красное) пересекаются лишь с 1 из остальных колец. Кольца же, размещенные в центре - каждое с 2 другими символами эмблемы.


Все о символике


Кольца представляют собой союз, единение 5 частей света, а также всемирную направленность Олимпийских Игр. В то же время, вопреки одной из самых распространенных версий, каждый из символов не принадлежит к какому-либо определенному континенту или части света. Более подробно об этом далее.

Так, каждый из 6 цветов (совместно с белым фоном на полотнище) скомбинированы таким образом, чтобы представлять собой общенациональные оттенки всех государств мира.

В соответствии с Международным олимпийским комитетом – МОК – основополагающей идеей эмблемы следует считать укоренение мысли о том, что именно Олимпийское движение является интернациональной кампанией, которая объединяет всех «под своим крылом». Каждое из государств мира может участвовать в этом международном соревновании. В том числе и сама Олимпийская хартия (свод правовых норм) указывает на то, что:

  • Олимпийские кольца актуальны, потому что символизируют единение 5 континентов;
  • дополнительная интерпретация эмблемы – это символ сбора спортсменов со всех стран для участия в Олимпийских играх.

Разработан строгий кодекс, который касается использования представленного символа. Ему должны следовать все международные организации, спортсмены и государственные деятели при любых обстоятельствах. Одним из ярчайших примеров следует считать, что даже если олимпийские обручи изображаются на черном или темном фоне, кольцо представленного оттенка нельзя заменять предметом другого цвета. В современной истории существования Олимпийских игр не встречалось еще ни одного случая нарушения данной нормы. В крайних случаях не существенно изменяют оттенок эмблемы.



По слова самого де Кубертена: «5 колец различного оттенка переплетаются между собой - голубой, желтый, черный, зеленый, красный. Размещаются они на сплошном белом поле, напоминающем фон листа бумаги. Эти 5 символов представляют каждую из частей света. Именно они на данный момент культивируют стремление к олимпизму и готовы к тому, чтобы принять здоровую конкуренцию и вести честную борьбу, покоряя новые вершины».


Трактовка Карла Юнга


Карл Юнг, известнейший ученый XX века, живший в одно время с де Кубертеном, предложил воспринимать 5 колец как специфические энергии – земля, вода, огонь, дерево и металл. Именно они объединяются в символе, известном на сегодняшний день. Помимо этого, в 1912 году Юнг предложил собственное восприятие соревнований, которые также часто называют пятиборьем. С его слов, спортсмен, являющийся олимпийцем, должен был отличаться универсальностью. В связи с этим он должен владеть любым из 5 основополагающих видов спорта. Речь идет о плавании, фехтовании, прыжках, беге и стрельбе.

В рамках этого:

  • плаванию соответствует голубой оттенок;
  • фехтованию – красный;
  • прыжкам – зеленый;
  • бегу – желтый;
  • стрельбе – черный.

Представленная трактовка эмблемы, впрочем, акцентирует внимание скорее не на международном масштабе олимпийских состязаний. Она сосредоточила свое внимание на способностях и результатах определенной личности, которая достойна называться победителем Олимпийских игр.


Религиозные толкования эмблемы


Широкой популярностью пользуется расшифровка символики колец с христианской точки зрения. Звучит она следующим образом:

  • черный цвет символизирует грех, отделяющий человека от Бога. В связи с этим даже на Олимпиаде случаются скандалы и интриги;
  • красный – это кровь, которую пролил Иисус Христос на кресте для того, чтобы людям простились все прегрешения;
  • голубой – это Дух Святой, поселяющийся в каждом после крещения. Он даст возможность достичь высоких результатов не только в спорте, но и в жизни в целом;
  • зеленый символизирует духовный рост в процессе познания Господа;
  • желтый похож на позолоченную олимпийскую медаль и является символом победы мира и пацифизма.

Самые распространенные неточности в понимании эмблемы


Вплоть до 1951 года официальные источники утверждали, что оттенки колец соответствуют различным частям света. Так, Европе - голубой, Азии - желтый, Африке - черный, Австралии - зеленый, а Америке - красный. Однако уже в конце 50-х годов данная справка была удалена, поскольку не имелось каких-либо доказательств, что де Кубертен предполагал подобное распределение оттенков.

Кроме того, еще одним распространенным заблуждением можно назвать то, что, как считают многие, в первые годы перед началом состязаний кольца меняли между собой местами. Их расположение остается неизменным с момента создания эмблемы.

Таким образом, представленная символика переплетенных колец – это символ мира и единения людей во имя определенной идеи. Она подразумевает под собой честное соперничество, партнерство и стремление вперед к достижению новых результатов.

Историю своего существования Олимпийские игры помнять еще с 776 по 394 года до нашей эры. Однако продолжили свое существование только с 1896 года в Афинах, по инициативе Пьера де Кубертена , который

и придумал самую распространенную и общепринятую символику Олимпийских игр - пять соединенных разноцветных колец, символизирующий объединение
пяти частей света.

Кольца символизируют объединение пяти частей света

Всё начиналось с малого: сначала Олимпиада приобрела уникальную олимпийскую эмблему и дизайн олимпийских медалей , в 1948 году официальные плакаты и графику, а в 1968 году на играх появился первый талисман. Почти сто лет эволюции дизайна Олимпийских игр. Каждый олимпий-
ский логотип и графика являются произведением

искусства, которые демонстрируют лучшие дизайнерские идеи и дух времени, а также образ страны, в которой проводятся игры. Давайте проследим, как видоизменялся дизайн Олимпийских игр и удалось ли дизайнерам воплотить то, что хотелось бы оставить неизменным навсегда.

А что вы можете узнать из этих превосходных работ?

1968 год Мехико (Мексика)

Олимпийские игры в Мехико 1968 года впервые превратились в масштабный дизайн-проект и стали первым значимым визуальным явлением. Кажущаяся на первый взгляд простота эмблемы - пять олимпийских колец в сочетании с двоичным обозначением соответствующего года - вызвала настоящую сенсацию, чем в одночасье прославила работавших над ней художников. Вся символика игр акцентировала всеобщее внимание на самобытности культуры мексиканского народа. Ланс Вимен, Питер Мердок и Эдуардо Терразас соединили оп-арт, стремительно набирающий популярность в конце 1960-х, и декоративное искусство индейцев, живших когда-то на территории Мексики. Созданная ими визуальная навигация до сих пор считается одной из лучших в мире. Красивые цветные пиктограммы украшавшие главные магистрали Мехико, значительно упростили передвижение гостей в незнакомом городе и подарили мексиканской столице яркое и запоминающееся настроение. Олимпиада-68 стала заметным для мирового дизайна событием.

Удалось ли дизайнерам воплотить то, что хочется оставить неизменным навсегда?

1972 год Мюнхен (Германия)

Весь графический стиль для Олимпиады-72 придумал немецкий дизайнер Otl Aicher. Кстати, он же сделал шрифт Rotis. Эмблема для Олимпиады получилась достаточно необычной, но публика встретила ее достаточно прохладно. Возможно это судьба всех инноваций в дизайне. Талисманом для Олимпиады стала симпатичная такса Waldi, символизирующая быстроту, выносливость, силу и ловкость. Также дизайнеру удалось передать динамику движения в пиктограммах для Олимпиады, которые гармонично вписались в общий графический стиль.

1976 год Монреаль (Канада)

Графическое оформление Олимпийских игр в Монреале, созданное дизайнерами Жоржем Юэлем и Пьер-Ивом Пеллетье, считается одним из самых удачных наряду с айдентикой Олимпиады в Мюнхене и Мехико. В 1976 году был также издан подробный гайдлайн, за которым, как и за сувенирами Олимпийских игр в Монреале, до сих пор охотятся коллекционеры. На эмблеме изображены Олимпийские кольца, установленные на олимпийский подиум, который также является графической интерпретацией буквы М, первой буквы в названии города Монреаль. В центре эмблемы - беговая трасса - центральный объект Олимпийских Игр. Символом Олимпиады стал бобер по имени "Amik", которое взято из алгонкинского языка, являющегося самым популярным языком среди американских индейцев в Канаде. "Amik" с их языка переводится как “бобер”. Бобер славится терпением и трудолюбием, поэтому он и был избран символом Олимпийских игр.

1980 год Москва (Россия)

Эмблема к Олимпийским играм была создана Владимиром Арсентьевым, которая состоит из Олимпийских колец, над которыми расположены параллельные линии, сливающиеся в пирамиду, и пятиконечная звезда, символизирующие Московский Кремль. Набор пиктограмм к Олимпиаде 1980 года был создан молодым ленинградским спортсменом и художником Николаем Белковым. Принципиально новым является следующий момент: ранее фигурки спортсменов как бы "парили" на пустом квадратном поле, фигуры же спортсменов у Белкова четко зафиксированы в пространстве. Знаменитый иллюстратор детских книг Виктор Чижиков создал талисман для Олимпийских игр в Москве – Олимпийского медведя по имени Миша.

1984 год Лос-Анджелес (США)

Звезда является универсальным символом самых высоких устремлений человечества, горизонтальные линии отображают скорость, с которой участники стремятся к совершенству, в то время как повторение очертаний формы звезды символизирует дух конкуренции между равными по своей физической подготовке спортсменами. Символичные цвета – синий, белый и красный – от части были выбраны за их традиционное значение в области присуждения премий за первое, второе и третье место. Разработчиком пиктограмм является компания Bright and Associates. Дизайн этой системы отличается четкостью. При помощи таких геометрических фигур был воссоздан идеальный, легко запоминающийся человеческий образ, не нуждающийся в различных стилистических преувеличениях. Орел "Сэм" стал символом Олимпийских игр в Лос-Анджелесе. Его выбрали в качестве символа Олимпиады, так как импозантный лысый орел является национальным символом США. Robert Moore и его соратники из студии Уолт Дисней выбрали именно этого орла, к тому же дизайн Сэма направлен на привлечение внимания детей.

1988 год Сеул (Корея)

На эмблеме Сеула изображен узор Сам-Тэгук. Сам-Тэгук – традиционный узон, которым характеризуется Корея. Его широко применяют для украшения вееров, ворот для домов в корейском стиле, сувениров и предметов народного ремесла. Олимпийская эмблема содержит в себе элементы узора в двух видах, центростремительном и центробежном; центростремительное движение изображает людей со всего мира, прибывающих в Корею, тем самым, символизируя гармонию во всем мире, в то время как центробежное движение изображет движение человека вперед в поисках счастья и процветания. Сеульские пиктограммы отличались от предыдущих главным образом тем, что в них присутствовало четкое деление композиции фигуры человека на туловище, руки, ноги и голову. Художники пытались как можно ближе приблизиться к обычной форме человеческого тела. Характерной особенностью является "незакрашенное" туловище. Талисманом является дружелюбный тигренок Ходори, герой многих корейских легенд.

1996 год Атланта (США)

Основание эмблемы в форме факела, сделанное из пяти Олимпийских колец и цифры 100, напоминает классическую греческую колонну и сделано специально к столетию Олимпийских игр. Пламя факела постепенно переходит в звезду, символизирующую стремление каждого спортсмена к совершенству. Для пиктограмм всех предыдущих Олимпийских игр было свойственно использование абстрактных изображений. Но для Олимпийских игр в Атланте был отобран другой дизайн пиктограмм. На пиктограммах Атланты передано изящество фигуры спортсмена и совершенство ее спортивной формы.

2000 год Сидней (Австралия)

На эмблеме нарисована фигура спортсмена. Изображение бумеранга, а также солнца и скал, слитых воедино с гаванью и пляжами на красном фоне. Призваны вызвать в нашем воображении представления истинно Австрийского ландшафта и ее коренных жителей. Пиктограммы разработаны компанией Saunders Design. Фигуры спортсменов также состоят из трех элементов, но мазок принял форму бумеранга, традиционный оружия аборигенов. Стиль пиктограмм впервые напрямую связан с символом Игр. В качестве талисманов Олимпийских игр в Сиднее в 2000 году были выбраны 3 животных, обитающих в широтах Австралии: птица кукабура "Олли", утконос “Сид” и ехидна “Милли”. Эти австралийские животные символизируют землю, воздух и воду.

2002 год Солт-Лейк-Сити (США)

Эмблема стилизована под снежинку, раскрашенную в яркие цвета - желтый, оранжевый и синий. Эти цвета присущи пейзажу штата Юта. Под картинкой над Олимпийскими кольцами написаны слова "Солт-Лейк-Сити 2002". Тема, заложенная в эти графические элементы, включает в себя три компонента: контрастность, культура и мужество. Контрастность символизирует ландшафт штата Юта - от пустынь до снежных гор; под компонентом культуры подразумеваются различные культуры, которые представляют уникальное наследие этого штата Америки, а мужество отражает духовный настрой спортсменов. Все эти компоненты представляют основную суть игр. Тема данной эмблемы удовлетворил требования и пожелания жителей штата Юта, которые хотели, чтобы в эмблеме были отражены разнообразие ландшафта, уникальное наследие их региона, а также олимпийский дух.

2004 год Афины (Греция)

Эмблема Олимпийских Игр 2004 изображает оливковый венок, ветвь оливкового дерева, переплетенная кругом. Эмблема ссылается на древние Олимпийские Игры, на которых оливковый венок служил официальной наградой для победителей Олимпийских игр. Кроме того, маслина была священным деревом Афин. Пиктограммы для Игр в Афинах выдержаны в терракотовой древнегреческой стилистике. Создатели черпали вдохновение в искусстве и культуре Древней Греции Простота формы фигурок была навеяна статуэтками Кикладской культуры (3-2 тысячелетиях до нашей эры). Художественный облик пиктограмм берет свое начало от чернофигурного стиля (разновидность росписи керамических ваз в Древней Греции архаичного периода – в XII-VII веках до нашей эры), где твердые черные формы представляют человеческое тело, а отдельные линии определяют назначение форм. Четко прорисованные трехмерные фигуры спортсменов на афинских пиктограммах расположены на фоне, напоминающем фрагмент древнегреческой вазы. Фивос и Афина (Phevos, Athena) - брат и сестра – являются официальными талисманами Олимпийских игр 2004 года в Афинах. Хотя их создание было вдохновлено древней греческой куклой, а их имена связаны с Древней Грецией, но все же эти брат и сестра - дети современной цивилизации.

2006 год Турин (Италия)

На эмблеме зимних Олимпийских игр в Турине в 2006 году изображен силуэт здания «Моле Антонеллина», символа Турина. Силуэт плавно переходит в изображение горы, окруженной кристаллами льда, на которой снег сливается с небом. Кристалы переплетаются между собой, образовывая сеть: сеть новых технологий и вечного Олимпийского единства. Неве (Neve): она - нежный, добрый и элегантный снежок; Глиц (Gliz): он живой, игривый кусочек льда. Это два символических персонажа ХХ зимних Олимпийских игр. Они дополняют друг друга и олицетворяют зимние виды спорта.

2008 год Пекин (КНР)

Официальная эмблема Олимпийских игр в Пекине в 2008 году названа "Chinese Seal-Dancing Beijing". В ней искусно сочетаются китайская печать и искусство каллиграфии со спортивными чертами, превращая элементы в человеческую фигуру, устремленную вперед к победе. Фигура похожа на китайского героя "Jing", который охраняет город-хозяин Олимпиады и представляет собой особенно значимый китайский стиль. Пиктограммы Олимпийских игр 2008 года сочетают в себе обаяния древнекитайского искусства (использована техника, базирующаяся на традициях бронзовой резьбы древнекитайских мастеров) с простотой и лаконичностью современной графики. Изображения построены на резком контрасте черного и белого, что делает восприятие движения спортсменов более сильным, передает чувство бодрости и жизненных сил.

2010 год Ванкувер (Канада)

Эмблему Двадцать первых Зимних Олимпийских игр - статую Иланаак, разработали Rivera Design Group. Название этой статуи переводится с языка инуит как «друг», сложенная из пяти камней, она похожа на человека. Цвета эмблемы зелёный, синий, голубой, красный и желтый символизируют - леса, горы, океан, восходящее солнце и кленовый лист, расположенный на флаге Канады. Трое животных стали талисманами игр. Мига, Куатчи и Суми родом из легенд народов западного побережья Канады, символизируют связь мира людей, животных и духов. На логотипе изображена статую-инукшук по имени Иланаак (http://en.wikipedia.org/wiki/Inukshuk), что в переводе с языка инуктитут означает «друг». Изображение было взято со статуи, стоящей на берегу Английского залива в Ванкувере. Зеленый, синий и голобой цвета симполизируют леса, горы и океан, красный означает цвет кленового листа, расположенного на флаге Канады, а желтый – цвет восходящего солнца.

2012 год Лондон (Великобритания)

Логотип представляет из себя стилизацию даты проведние игр – 2012 год. В логотип вписано название города проведения Олимпийских игр и пять олимпийских колец. К сожалению, общественность не впечатлила эмблема Олимпийских игр и вызвала в Британии непонимание и протесты. Для Олимпийских Игр в Лондоне было разработано две версии пиктограмм. Первая – однотонные силуэты (белые на черном фоне), вторая – двухцветные силуэты, выполненные из голубых и розовых пересекающихся линий. Цвета и стилистика второго набора пиктограмм были навеяны схемой Лондонского метрополитена. Вторая версия более динамично пытается передать скорость, энергию и азарт игры, она использовалась на сувенирной продукции, плакатах, информационных стендах и указателях.

2014 год Сочи (Россия)

Дизайн Сочи-2014 выполнен в лоскутной технике «пэчворк», которая объединит орнаменты в единое целое. Согласно идее дизайнеров, сочетание узоров народных промыслов России является наглядным воплощением идеологии Олимпиады. Синтез орнаментов отображает единение культур и национальностей. В то же время деловой портал
Маркет обнаружил, что Bosco заимствовала идею лоскутного одеяла (сочетание 28 орнаментов 16 национальных промыслов России) у игр в Атланте-1996 пятнадцатилетней давности. Тогда же и прозвучали слова о единении культур.

Дизайн олимпийских игр должен отражает все самое лучшее,
что есть в дизайн-графике своего времени

Обратите внимание на технику работ, используемые цвета, шрифты, символы, визуальные образы, и вы сможете понять, какие тенденции были в графическом искусстве того или иного времени, и какие направления были актуальными. К сожалению, мы не можем объективно сравнить работы начала прошлого и нынешнего века, но мы смогли проследить историю эволюции дизайна вместе с развитием графического искусства. Дизайн олимпийских игр отражает национальную основу места проведения, и, что более важно, отражает все самое лучшее, что есть в дизайн-графике своего времени.

Олимпийские игры - в числе самых ожидаемых и рейтинговых спортивных мероприятий в мире. Легко узнаваем главный их атрибут - пять разноцветных колец. Как он появился? Что означают олимпийские кольца?

Мы можем исследовать данный вопрос в следующих основных аспектах:

История появления олимпийских колец

Рассматриваемый символ Игр впервые стал известен широкой спортивной общественности в 1920 году. С тех пор он неизменно сопровождает каждую зимнюю или летнюю Олимпиаду. Официально кольца используются как элемент флага, в основе которого - полотнище белого цвета, издавна ассоциирующееся с отрицанием войн, с миром. Как известно, в Древней Греции на время проведения Олимпийских игр, ставших непосредственным прототипом современных, прекращались все боевые действия между враждующими полисами (представители которых затем проводили мирные переговоры в Олимпии).

Идея о том, чтобы дополнить белый флаг, ассоциирующийся с миром, разноцветными кольцами, принадлежит барону Пьеру де Кубертену, тому самому человеку, кто и придумал в конце 19 века проводить всемирные состязания, история которых восходит к античным временам. В 1913 году мастера ателье Bon Marche, расположенного в Париже, изготовили первый образец олимпийского флага. Публике он был представлен в 1914 году в Сорбонне во время проведения торжественных мероприятий по случаю 20-летнего юбилея возрожденного Пьером де Кубертеном олимпийского движения.

Изначально планировалось использовать флаг с пятью кольцами на Играх 1916 года. Но к тому моменту разразилась Первая мировая война, вследствие чего проведение состязаний оказалось невозможным. Однако уже на Олимпиаде в Антверпене 1920 года новая символика была представлена как официальная.

Переплетение пяти разноцветных колец - концепция, придуманная Пьером де Кубертеном, как свидетельствуют некоторые источники, под влиянием атрибутики Союза французских обществ атлетических видов спорта (Union des sociétés françaises de sports athlétiques, USFSA), возглавляемого самим знаменитым деятелем. Дело в том, что эмблема данного учреждения представляла собой два кольца (красное и синее), которые сведены вместе.

Можно отметить, что эмблема USFSA входила в структуру логотипа Международного французского комитета (Le Comité français interfédéral, CFI), впоследствии ставшего Федерацией футбола Франции. Ниже - пример размещения соответствующего элемента на одежде спортсменов.

Символика USFSA обозначала факт образования Союза двумя отдельными ассоциациями, ведущими деятельность во Франции, - Союзом французских обществ по состязаниям в беге (Union des Sociétés Françaises de Course a Pied) и Комитетом по развитию физкультуры (Comité pour la Propagation des Exercises Physiques). В свою очередь, синий и красный цвета в атрибуте USFSA были использованы под влиянием соответствующих оттенков, присутствующих в национальном французском флаге.

Есть вместе с тем и другая версия - по которой Пьер де Кубертен создал олимпийский символ в знакомом нам виде, увидев похожие на него изображения на древнегреческих предметах.

Смысловое содержание главного олимпийского атрибута

Что означают пять олимпийских колец, используемых в качестве главного атрибута современных Игр?

Тот факт, что на олимпийском флаге - именно 5 колец, историки связывают с желанием Пьера де Кубертена объединить на общем белом полотнище символы сразу нескольких наций. Так, желтый и синий цвета обозначали Швецию (те же оттенки присутствуют на национальном флаге этой скандинавской страны); голубой и белый - США и несколько европейских государств, на официальных атрибутах которых, соответственно, есть указанные цвета; желтый и красный - Испанию, Бразилию, Австралию, Китай и Японию. Вспомнив, как выглядят флаги указанных стран, мы увидим, что на них есть желтые либо красные элементы - а в случае с Испанией и те и другие.

Впоследствии символика Олимпиады в аспекте оттенков 5 колец получила дополнительные интерпретации. Рассмотрим их подробнее.

Отмеченная выше интерпретация 5 олимпийских колец как отражающих состязательное единение мировых наций считалась основной до 1951 года - пока Международный олимпийский комитет не принял решение, что соответствующие элементы флага Игр должны ассоциироваться не со странами, а с континентами. К слову, еще в 1931-м Пьер де Кубертен, как свидетельствуют некоторые источники, высказывался о необходимости трактовки смыслового содержания 5 колец именно так.

Правда, основатель современного олимпийского движения не уточнил, какому конкретно континенту должно соответствовать каждое из колец. По крайней мере, нет общепризнанных публичных сведений, которые бы однозначно отражали мнение Пьера де Кубертена по этому поводу.

Согласно неофициальной трактовке соответствия отмеченных элементов олимпийского флага континентам, синий цвет обозначает Европу, желтый - Азию, черный - Африку, зеленый - Австралию, красный - Америку, одновременно Северную и Южную. Большее распространение, однако, имеет версия, по которой указанные оттенки олимпийских колец присутствуют так или иначе на государственном флаге любой страны мира.

В общем случае цветовая гамма и взаимное расположение колец при использовании соответствующего атрибута Игр в рамках проведения соревнований не меняются. Но иногда возможна их адаптация к тематическим концепциям, применяемым организаторами Олимпиад. Так, например, на церемонии открытия зимних Игр в Сочи в 2014 году кольца были оформлены в виде одинаковых снежинок белого цвета - одно из них в ответственный момент, как известно, не раскрылось в силу технических причин. Сплетение при этом между ними присутствовало, и подобное условие использования рассматриваемого олимпийского символа считается, как полагают многие эксперты, безальтернативным, обязательным во всех случаях.

Вместе с тем одноцветное исполнение олимпийских колец практикуется довольно часто: например, при изготовлении сувенирной продукции, верстке различных тематических бюллетеней и СМИ. При этом МОК не имеет публичных возражений по поводу таких форматов применения главного атрибута Игр. По мнению спортивных историков и экспертов, это может свидетельствовать о приверженности данной организации идее о единстве, равноправии мировых наций безотносительно вероятных трактовок значения цветов в олимпийских кольцах.

Олимпийская символика

Олимпийская символика - атрибуты Олимпийских игр, используемые МОК для продвижения идеи Олимпийского движения во всём мире. К олимпийскиой символике относятся флаг, гимн, лозунг, клятва, эмблема, талисманы, огонь, медали, оливковая ветвь, салют. Всякое использование олимпийских символов в коммерческих целях запрещено Олимпийской хартией.

(логотип) состоит из пяти переплетающихся колец одинакового размера (Олимпийские кольца), используемых отдельно, в одно- или многоцветном исполнении - слева направо - голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов. Голубое, черное и красное кольца расположены наверху, а желтое и зеленое кольца – внизу. Символизирует собой деятельность Олимпийского движения, союз пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх.

Олимпийский флаг представляет собой белое полотнище, в центре котрого расположен Олимпийский символ в пяти цветах. Белый цвет символизирует мир во время Игр.

Флаг придуман Пьером де Кубертеном в 1913 году и представлен на VII летних Олимпийских играх в Антверпене в 1920 году. Распространена, но не подтверждена версия, что кольца символизируют пять частей света, страны которых участвуют в олимпийском движении: Европа - синий, Америка - красный, Азия - жёлтый, Африка - чёрный, Австралия - зелёный. Шесть цветов (вместе с белым фоном полотна) скомбинированы так, что представляют собой национальные цвета всех без исключения стран мира. На флаге любого государства есть по крайней мере один цвет из представленных на олимпийских кольцах.

Каждый раз до проведения Игр МОК обговаривает вместе с советом страны, в которой будут проходить Олимпийские игры, как будет выглядеть каждая деталь символики, в том числе и кольца. Цветовая гамма колец может остаться как искомой, так изменяться (например все кольца могут быть одного цвета). А вот количество колец меняться не может. И все же чаще всего, используется классический первоначальный вариант.

По традиции на церемонии закрытия Олимпийских игр мэр города-хозяина прошедших Игр передает флаг президенту МОК, а тот вручает полотнище мэру города, который станет хозяином будущих игр. Такая же церемония проходит и на закрытии Паралимпиады.

Олимпийским гимном является музыкальное произведение «Олимпийский гимн», написанное греческим композиторм Спиросом Самара в 1896 году и официально утвержденое МОК на 55-й сессии 1958 в Токио. Гимн олимпийских игр исполняется при поднятии Олимпийского флага во время открытия очередных
игр, а также по их завершению и в некоторых других случаях.

Олимпийский лозунг
«Citius, Altius, Fortius» (быстрее, выше, сильнее), что является переводом латинского выражения «Citius, Altius, Fortius» выражает послание Олимпийского движения. Лозунг был предложен Пьером де Кубертеном при создании Международного олимпийского комитета в 1894 году и представлен на VIII летних Олимпийских играх в Париже в 1924 году.

Олимпийская клятва - традиционный ритуал на церемонии открытия Олимпийских игр, один из важнейших атрибутов Олимпийских игр, выражающий идею объединения молодёжи на спортивном празднике. Один из выдающихся спортсменов произносит клятву в честности соревнований от имени всех соревнующихся. Затем один из судей произносит клятву в честном и объективном судействе.

Текст олимпийской клятвы разработан в 1913 году Пьером де Кубертеном. Он предложил МОК возродить ритуал олимпийской клятвы, принимавшейся на Олимпийских играх в Древней Греции (клятва чести на стадионе в Олимпии у алтаря Зевсу). Впервые клятва была официально произнесена в 1920 году на VII летних Олимпийских играх в Антверпене.

Текст Олимпийской клятвы спортсменов:
«От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд.»

Олимпийской эмблемой является сложная композиция, в которой Олимпийские кольца связаны с другим отличительным элементом. Каждые Олимпийские Игры имеют свою уникальную эмблему символизирующую город и страну организатор. Обычно, но не всегда, элементом эмблемы являются олимпийские кольца.

Талисман для каждой Олимпиады выбирается принимающей страной по своему усмотрению. Обычно талисманом выбирают какое-либо животное или иное стилизованное изображение, ассоциирующееся в представлении большинства людей с принимающей страной. Традиция была положена во время X зимних Олимпийских игр в Гренобле в 1968 году, когда талисманом стало изображение лыжника.

Олимпийский огонь зажигают в городе проведения игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания. Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу.

Олимпийский факел - переносимый факел или его модель, утвержденные МОК, предназначенный для зажигания Олимпийского огня.

Организаторы игр стараются придумать оригинальный способ зажжения огня в олимпийской чаше и сделать это событие запоминающимся. Подробности церемонии держатся в тайне до самого последнего момента. Кому будет поручено зажечь огонь также заранее не сообщается. Как правило, это поручают известному спортсмену страны-хозяйки Олимпиады, хотя бывают и исключения. Считается большой честью быть избранным для проведения этой церемонии.

Традиция зажигания Олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге Прометея, по легенде похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям.

Олимпийский огонь зажигают на территории развалин храма богини Геры в древней Олимпии в Греции за несколько месяцев до открытия игр. Одиннадцать женщин, в основном актрисы, изображающие жриц, проводят церемонию, в ходе которой одна из них зажигает огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего лучи Солнца. Затем этот огонь доставляют в город, проводящий Олимпийские игры. Обычно используют факел, который несут бегуны, передавая его друг другу по эстафете, однако в разное время использовались и другие способы транспортировки. Кроме основного факела, от олимпийского огня зажигают и специальные лампы, предназначенные для хранения огня на случай, если основной факел (или даже огонь на самих играх) погаснет по той или иной причине.
Огонь прибывает к месту проведения Олимпийских игр в день их открытия. Финалист эстафеты факелом зажигает пламя Олимпийского костра. Это символизирует начало игр. По завершении всех соревнований Олимпийский огонь костра гасится, что символизирует закрытие игр.

Впервые Олимпийский огонь был зажжен на IX летних Играх в Амстердаме (Нидерланды). Во время летних Олимпийских игр 1936 г., проводившихся в Берлине, впервые была проведена эстафета Олимпийского огня. Более 3000 бегунов участвовали в доставке факела из Олимпии в Берлин.
На Зимних Олимпийских играх огонь зажигался и в 1936 и в 1948году, но эстафета впервые была проведена в 1952 году перед Олимпийскими играми в Осло, однако она брала начало не в Олимпии, а в Моргендале.

В 2009 году на заседании в Денвере (США) Исполнительный комитет МОК принял решение о прекращении международных этапов эстафеты олимпийского огня, и ограничении её территорией страны, принимающей Олимпиаду. Одной из причин послужили беспорядки и массовые акции протеста, сопровождающие эстафету огня перед Играми-2008в Пекине. Отказ от международного этапа эстафеты официально вступит в силу только в преддверии Олимпиады-2016 года, однако МОК намерен обратиться к оргкомитету "Сочи-2014" с просьбой отказаться от проведения эстафеты за пределами страны.

Олимпийская медаль (англ.Olympic medal; греч. Ολυμπιακό μετάλλιο) - знак отличия за личное или командное спортивные достижения в соревнованиях на Олимпийских играх, также считается атрибутикой, используемой Международным олимпийским комитетом для продвижения идеи Олимпийского движения во всём мире.

Олимпийская медаль имеет определённую градацию:
золотая медаль - за первое место;
серебряная медаль - за второе место;
бронзовая медаль - за третье место.

Олимпийские медали: золотую, серебряную и бронзовую вручают трём спортсменам, показавшим наилучшие результаты в соревновании. В командных видах спорта медали равного достоинства получают все члены команды. Три эти награды в совокупности называют комплектом олимпийских медалей. Золотые медали, как правило, изготавливают в основном из серебра с добавлением золота, серебряные из серебра, бронзовые из меди.

Изначально, дизайн медалей, вручавшихся спортсменам, был совершенно различным и разрабатывался каждым Оргкомитетом самостоятельно. С 1920 по 2000 гг. для аверса (лицевой стороны) олимпийских медалей использовался стандартный дизайн: Богиня Ника с пальмовой ветвью в правой руке, чествующая победителя. Реверс (оборотная сторона) медали изменялся в зависимости от пожеланий страны, где проводились Игры. Начиная с 2004 года, от этой традиции отступили, и обе стороны медали стали изготавливаться согласно уникальному дизайну организаторов Игр.

До 1960 года медали изготавливались без креплений и вручались победителям прямо в руки. Организаторы Игр 1960 года в Риме впервые изготовили тонкие бронзовые цепочки в форме оливковой ветви, чтобы медали можно было вешать на шеи спортсменам. Интересно, что, вводя не предусмотренное правилами новшество, организаторы подстраховались и вручили девушкам, выносившим медали для награждения, ножницы, чтобы быстро перерезать цепочки в случае возражений. Однако идея понравилась, и с тех пор к олимпийским медалям крепятся цепочки или ленты.

Оливковая ветвь , или «котинос», представляет собой свёрнутую в виде венка ветвь, которую вручают победителю вместе с золотой медалью. Традиция её вручения была возрождена на XXVIII летних Олимпийских играх в Афинах в 2004 году.

Олимпийский салют (от фр.salut «приветствие») является разновидностью римского салюта, но с более высоким подниманием руки. Это приветствие использовалось на VIII и XI летних Олимпийских играх в Париже в 1924 году и в Берлине в 1936 году соответственно. После окончания Второй мировой войны в виду большой схожести с нацистским салютом более не используется, хотя и не запрещён официально.

По материалам Википедии

    Обидно, конечно, что Антарктиду ни кто не представляет, так бы на Олимпийском флаге было бы 6 колец и одно из них было бы белым цветом. А так всего лишь 5 колец - синее, жлтое, чрное, зелное и красное. Синее кольцо символизирует Европу, жлтое кольцо - Азию, чрное кольцо - Африку, а красное кольцо - Америку Северную и Южную.

    Существует несколько версий, объясняющих значение цветов Олимпийских колец.

    Первая версия самая распространенная. Она говорит о том, что создатель Олимпийских колец Пьер де Кубертен при помощи разноцветных колец охарактеризовал каждый из пяти частей цвета.

    Синее кольцо обозначает Европу, черное кольцо - Африку, красное - Америку, желтое - Азию, а зеленое кольцо - Австралию.

    Т.е символ в виде пяти переплетенных колец обозначает объединение/союз пяти мировых континентов.

    По второй версии , создателем главного Олимпийского символа является известный швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг. Он решил выразить идею китайской мифологии о пяти стихиях природы (вода,земля,огонь,дерево и металл) в виде колец, символа могущества и величия. А в 1912 году Юнг предложил идею о пятиборье, суть которой заключается в том, что олимпийский спортсмен должен владеть пятью видами спорта - конкуром, фехтованием, стрельбой, бегом и плаванием. Таким образом, черное кольцо символизирует металл и стрельбу, красное кольцо - фехтование и огонь, желтое - земле и бегу, зеленое - дереву и прыжкам.

    По третьей версии , которая дополняет первую, цвета колец являются всеми оттенками, которые содержат государственные флаги всех стран мира. Т.е. участником Олимпийских игр может быть спортсмен из любой страны мира.

    Пять разноцветных колец знакомы нам с Олимпиады. Цвет каждого кольца выбран не просто так, цвета обозначают определенный континент. А все кольца, соединенные друг с другом, - объединение, мир.

    кольцо голубого цвета это Европа,

    Африка представлена черным кольцом,

    Америка - красным,

    желтым - Азия,

    а зеленое кольцо символизирует собой Австралию.

    Наглядно вот так

    Уже и не вспомнить где я это узнал и когда, но олимпийские кольца, а их как мы знаем и видим, 5 штук, означают пять отдельных континентов планеты Земля.

    Каждое кольцо разного цвета и является символом одно из пяти континентов где проживают люди и расположены населенные страны, а все вместе означает всеобщее объединение и мир. Присутствуют такие различные цвета как:

    Цвета олимпийских колец

    желтый, голубой, черный, зеленый, красный;

    и они соответствуют в том же порядке:

    Азия, Eврoпa, Африка, Австралия, Aмepикa.

    Часть света под названием Европа - это голубой цвет, некоторые говорят, что он синий.

    Часть света Азия, как известо, азиаты имеют желтый цвет кожи, им достался желтый цвет кольца на флаге.

    Континент Австралия - зеленый цвет.

    Америка - ей присвоили красное кольцо.

    Африка, где цвет кожи населения темный, имеет черный цвет.

    На мой взгляд это должен знать каждый, ведь символ пяти олимпийских колец несет в себе глубокий смысл - равенство возможностей для всех, для всех рас и континентов, поэтому все пять континентов Земли на нем и представлены. И у каждого свой цвет, как написали выше.

    Олимпийские кольца как символ пяти континентов (которые придумал Пьер де Кубертен) мира имеют свои цвета, которые символизируют, по тому же определению Пьера де Кубертена, континенты и их цветах.

    Синий цвет это Европа .

    Желтый цвет выражает Азию .

    Черный цвет выражает Африку .

    Зеленый цвет выражает Австралию .

    Красный цвет Южную и Северную Америку .

    Так мир ассоциирует цвета континентов и соответственно цвета Олимпийских колец.

    Такой символ придумал Пьер де Кубертен в 1913 году. Никакой достоверной информации о том, какой смысл он вкладывал в эти цвета нет, но принято считать,что национальные цвета всех стран отражены в этом символе Олимпийских игр. На флаге любой страны есть хотя бы один цвет из пяти цветов колец. Пять континентов - пять цветов - пять колец. Синий - Европа, чрный - Африка, жлтый - Азия, зелный - Австралия, красный - Америка . Этот символ говорит о том, что в играх могут принимать участие спорстмены из стран всего земного шара. Олимпийские игры были направлены на поддержание принципов равноправия,укрепление мира и улучшение взаимоотношений и эти принципы были заложены ещ в Древней Греции.

    Пять олимпийских колец символизирует пять континентов, на которых проводятся Олимпийские игры. А по цветам принято такое соответствие -

    • синий - Европа;
    • чрный - Африка;
    • красный - Америка;
    • жлтый - Азия;
    • зелный - Австралия.

    Да тут все просто - для каждого заселенного континента(сейчас их пять), принимающего участие в Олимпиаде присвоен свой цвет:

    Америке - красный;

    Европе - синий;

    Азии - желтый;

    Австралии - зеленый;

    Африке - черный.

    Когда заселят Антарктиду наверное, будет шестое кольцо белого цвета.

    Вот, интересно, если в Олимпиадах будут принимать участие марсиане, то какого цвета добавится кольцо? Марс, ведь, называют еще и Красная планета, а красный-то цвет занят.

    Олимпийские кольца имеют пять цветов: синий, желтый, черный, зеленый и красный.

    Они обозначают пять частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия и Америка.

    Эти части света соединены между собой в кольцах.

    Символом любых Олимпийских игр является знак - пять переплетенных между собой цветных колец.

    Данный символ был выбран не спроста, он несет в себе смысл и предназначение любой Олимпиады - налаживание дружественных отношений между народами, странами и материками по всему Земному шару.

    Каждое кольцо имеет свое значение и олицетворяет конкретный материк(континент).

    Кольцо желтого цвета является символом Азии.

    Кольцо зеленого цвета является символом Австралии.

    Кольцо красного цвета является символом Америки.

    Кольцо синего цвета является символом Европы.

    Кольцо черного цвета является символом Африки.

    Красное олимпийское кольцо символизирует континент Америку, коренные жители его краснокожие индейцы. Чрное символизирует Африку с е неграми. Жлтое обозначает континент Азию. Зелное относят к Австралии, Зелному континенту. А вот почему Европе отдан голубой цвет?

    По одной из версий с появлением олимпийской символики связывают психолога Карла Юнга, также считающегося в некоторых кругах ее создателем. Юнг хорошо разбирался в китайской философии, ему было известно, что кольцо в древних культурах является символом величия и жизненной энергии. Поэтому он представил идею о пяти переплетенных кольцах отражении пяти энергий, которые упоминаются в китайской философии: воды, дерева, огня, земли и металла.

    Вместе с символикой в 1912 году ученый ввел свой образ олимпийских соревнований современного пятиборья. Любой олимпиец должен был владеть каждым из его пяти видов.

    Первая дисциплина плаванье - в виде кольца синего цвета изображает также стихию воды и указывает на ритм, который держит дыхание, позволяет двигаться по поверхности воды вперед, к лидерству.

    Кольцо зеленого цвета прыжки является изображением дерева и символом энергии наездника. Он должен обладать умением управления не только своей энергией, но и энергией лошади.

    Следующая дисциплина фехтование, и его изображает огненная стихия в виде кольца красного цвета. Данная дисциплина символизирует собой чутье. Успех фехтовальщика зависит от умения чувствовать противника и угадывать его движения.

    Кольцо желтого цвета обозначает земную стихию и представляет такую дисциплину, как бег по пересеченной местности. Она указывает на стойкость и упорство. Бегун по пересеченной местности словно перескакивает через стихии, зная, когда нужно замедлиться, а когда увеличить скорость.

    Дисциплину стрельбы и уникальные свойства металла изображает кольцо черного цвета. Здесь необходимы точность, четкость. Успешность выстрела зависит не только от физического напряжения, но и способности холодного мышления, с помощью которого стрелок концентрируется на цели и поражает мишень.