Воспитание ребенка до года: главные советы родителям. Воспитание ребенка до года: главные советы родителям Как развивать и чему можно научить

Воспитание детей лучше всего начинать уже с первых недель его жизни. Начиная с рождения и до года – это время активного физического развития малыша, его адаптации к окружающей среде и приобретения опыта. Всего двенадцать месяцев понадобится крохе, чтобы научиться улыбаться, агукать, узнавать голоса родителей, различать интонации и реагировать на их настроение. В период младенчества родители уделяют основное внимание соблюдению режима питания и полноценному уходу, но о воспитании ребенка тоже нельзя забывать. Именно до года на подсознательном уровне закладываются основные привычки малыша, формируются его склонности и личностные особенности. Дальнейшее развитие ребенка во многом зависит от воспитания его до года. Условно в этом периоде обычно выделяют 4 этапа, каждый из которых охватывает три месяца.

  1. От рождения до трех месяцев.
  2. От трех до шести месяцев.
  3. От шести до девяти месяцев.
  4. От девяти месяцев до года.

Первый период

Первый этап длится с момента рождения ребенка и до исполнения трех месяцев. В этот период родители должны сформировать у малыша хорошие привычки и предупредить появление вредных, заложить основы общения, развить сенсорное восприятие. Также, в этот период родителям необходимо правильно организовать режим питания, это важно для нормального прибавления в весе и формирования привычки к режиму. В первые три месяца у малыша должны выработаться следующие привычки:

  • засыпать на улице без пустышки;
  • держать головку;
  • некоторое время проводить в кроватке, развлекая себя самостоятельно;
  • подавать признаки недовольства при необходимости замены подгузника;
  • засыпать без укачивания;
  • ориентироваться в пространстве, реагируя на звуки и свет.

Особое внимание необходимо обратить на гигиену малыша. Каждое утро должно начинаться с приветливой улыбки мамы и проведения гигиенических процедур. Они заключаются в умывании личика и ручек, смены подгузника и подмывания. Ежедневные процедуры будут формировать у малыша полезную привычку к чистоте. Недопустимо, чтобы остатки мочи или фекалий раздражали кожу ребенка, поэтому замена подгузников должна проводится каждые три часа. Поскольку детская кожа очень нежная, ее поверхность обрабатывается кремом или присыпкой.

Для формирования привычки держать головку малыша необходимо выкладывать на животик, даже если он выражает недовольство. Постепенно эта процедура войдет у него в привычку, мышцы шеи и спинки натренируются. С каждым днем он будет все больше времени проводить на животе и созерцать окружающий мир из другого положения.

Как выработать привычку разговаривать? Для того, чтобы ребенок начал агукать, с ним необходимо играть. Хорошо, что когда малыш будет слышать песенки и потешки. Каждое действие, которое связано непосредственно с ребенком, следует комментировать, рассказывать, как надеваются штанишки, кофточка, как меняется памперс. Беседуя со своим ребенком, следует улыбаться, таким образом будет закладываться культура общения.

Игрушки и игры в возрасте от 0 до 3-х месяцев

Для малышей до 3-х месяцев педагоги-психологи рекомендуют игрушки, развивающие сенсорику, слух, зрение и координацию движений:

  • Погремушки, колокольчики, бубенчики и т.п. Для развития слуха позвените погремушкой у одного уха крохи, затем у другого. Скоро малыш начнет поворачивать голову в сторону источника звука;
  • Яркие игрушки из разнообразных материалов , которые можно ухватить, погладить. Вначале их показывают малышу, поглаживают ими по телу ребеночка, вкладывают в ручку. Вскоре кроха сам начнет их хватать и уверенно удерживать;
  • Разнообразные мобили (карусельки), которые крепятся над кроваткой крохи. Игрушки располагают на небольшом расстоянии от глаз ребеночка (примерно в 15-20 см). ;
  • Браслет с колокольчиком , который можно надевать поочередно на разные ручки;
  • Воздушный шарик , который можно привязать к руке. В скором времени малыш поймет, что шарик движется благодаря движениям его руки;
  • Схематическое изображение человеческого лица . Груднички очень любят рассматривать подобные изображения. Если расположить картинку на небольшом расстоянии от глаз малыша (приблизительно в 25-30 см), ему будет интересно изучать ее, пока мамы нет рядом.

Второй период

Он длится с третьего по шестой месяц, в это время происходит активное сенсорное, слуховое и зрительное восприятие и развитие. Второй этап включает в себя подготовку малышка к будущей речи. Для этого ему можно включать музыку разных жанров, главное, чтобы она была легкой и мелодичной. Классика, детские песенки, современная эстрада, народные мотивы – подойдет все. Для того, чтобы малыш гулил, лепетал, пищал, его внимание нужно обращать и на другие звуки. Ребенка нужно знакомить с окружающим миром, привлекая его внимание к шелесту листьев, чириканью воробьев, шуму струящейся воды – в этом и заключается познание (к примеру: вот стучит дождь по подоконнику, вот птички чирикают, а вот тарахтит трактор и т. д. ).

Умственное развитие малыша этого возраста начинается с общения. Родители должны играть с ребенком, развивая его зрительное, тактильное и слуховое восприятие. Начинать занятия с ребенком следует в период активного бодрствования, когда ребенок весел и его ничего не беспокоит. В противном случае занятия не дадут ожидаемого результата. Ребенок должен получать удовольствие от занятий/игры, поэтому от нее следует отказаться, если малыш голоден, болен либо капризничает. В этот период закладываются основы нравственного и эстетического воспитания, которые малыш получает благодаря общению со взрослыми.

Радость и любовь, подаренная крохе, станут фундаментом для формирования нравственного и эстетического воспитания.

В ежедневном распорядке ребенка обязательно должны присутствовать массаж и зарядка. В этот период упражнения становятся более разнообразными и готовят малыша к . Рекомендуем посмотреть рубрику

Игрушки и игры в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев

Для игр с малышом подойдут все игрушки, которые использовались в возрасте до 3 месяцев. К ним стоит добавить:

  • Прорезыватели и другие игрушки для жевания и сосания, ведь в это время у детишек начинают резаться первые зубки ();
  • Удобный для захватывания мячик. Уже в возрасте полгода карапуз может играть с ним, сидя в коляске или на руках у мамы;
  • Мягкие крупные кубики с различными картинками на гранях. Малыши с удовольствием хватают их, подбрасывают, рассматривают картинки;
  • Резиновые и матерчатые фигурки различных зверей . В этом возрасте полезно играть с малышом в игру «Кто как делает?». Показываем собачку и озвучиваем ее: «гав-гав» и т.п. Скоро малыш сам соответствующими звуками будет «называть» игрушку;
  • Полугодовалые детки обожают рвать бумагу , отдайте малышу старые журналы, пусть удовлетворит свое любопытство;

  • Занимательным будет для крохи пальчиковый спектакль . Наденьте пальчиковые игрушки на руки (их можно купить в отделе игрушек или изготовить дома) и устройте представление для малыша;
  • Кроха начинает познавать свое тело. Для этого нужно показывать маленькому и называть части тела : глазки, ушки, носик, ножки, ручки…

Третий период

Третий период в воспитании ребенка до года охватывает возраст от 6 до 9 месяцев. На этом этапе карапуз становиться непоседливым и любознательным.. У детишек этого возраста активность возрастает в разы. Поскольку малыши уже умеют ползать, садиться, пытаются вставать, а некоторые и ходить, самое время уделить внимание физической подготовке.

Предоставьте ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Для этого необходимо максимально (убрать провода, бьющиеся предметы, бытовую технику). Все дети в это время стремятся изучить содержимое шкафов. Не препятствуйте малышу, просто уберите все опасные предметы и наполните шкафы игрушками и вещами, с которыми кроха может поиграть.

Для хорошей физической формы продолжаем заниматься зарядкой и массажем, включив новые движения и упражнения.

Не стоит ставить ребенка в ходунки, подобные приспособления для обучения ходьбе вредны для неокрепшего позвоночника. Все ЗА и ПРОТИВ ходунков описаны в . Решать только ВАМ. Споры по поводу ходунков не закончатся никогда.

На этом этапе можно начинать приучать ребенка к горшку, присаживая его после сна и кормления, перед прогулкой и после нее. Через некоторое время ребенку станет понятно, для чего это делается. Читаем очень полезную статью о том как правильно приучать к горшку —

Приблизительно с семи месяцев ребенка нужно приучать к мытью ручек перед приемом пищи. Спустя некоторое время кроха привыкнет к этой процедуре, и будет самостоятельно подставлять ручки под струю воды. Так вырабатывается понятие чистоплотности.

Надевая перед кормлением нагрудничек и сразу же меняя испачканную одежду на чистую, мама прививает привычку к аккуратности. Причем, каждое свое действие родители должны проговаривать и объяснять: в грязных вещах ходить некрасиво и неприлично, поэтому сейчас переодеваемся в чистое.

Приучайте малыша кушать с нагрудничком, объясняя, зачем нужен этот предмет. Перед едой мойте руки маленькому, это со временем перерастет в хорошую привычку.

После полугода у детей начинают прорезываться зубки. Для ухода за полостью рта необходимо приобрести для крохи специальную зубную щетку, предназначенную для детей до года, и приучать маленького зубастика ежедневно ей пользоваться.

Игровая деятельность для ребенка важна в любом возрасте, не исключая возраст до года. Так малыши познают мир. С шести месяцев уже можно показывать ребенку ладушки и колокольчик, комментируя каждое движение. С семи-восьми месяцев демонстрируют, как действуют простейшие игрушки: мячик катится, колеса у машинки крутятся, юла кружится на одном месте. В это же время можно начинать показывать части лица: носик, глазки, зубки, ушки, лобик. Конечно, понимание придет не сразу, вначале дети будут находить их у родителей и игрушек, а уж потом – у себя. Можно придумать простейшую песенку, под которую ребенок с удовольствием продемонстрирует свои знания. Заниматься с детьми этого возраста нужно каждый день.

На этом этапе необходимо для пресечения плохих поступков познакомить ребенка со словами «нет» и «нельзя» . Если ребенок во время игры дерется, нужно взять его ручки и проговорить слово «нельзя» с объяснениями (мне больно, мне неприятно). Причину пояснять необходимо для того, чтобы ребенок научился реагировать на запретное слово, в противном случае, он просто не будет его замечать.

На счет слова «нельзя» , посмотрите в видео:

Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развиваются первые речевые навыки. Читайте малышу стишки и потешки, рассматривайте картинки, разыгрывайте маленькие представления с игрушками, постоянно разговаривайте с ребенком доброжелательно и ласково, не искажая при этом правильное произношение слов.

Игрушки и игры в возрасте от 6-ти до 9-ти месяцев

Обратите внимание на новые развивающие игрушки:

  • Музыкальные центры , развивающие слуховое внимание и координацию движений. Часто такие игрушки озвучивают различных зверюшек, музыкальные инструменты и т.д. Покажите малышу, как нажимать на кнопки, он быстро освоит игрушку и подолгу будет с ней заниматься;
  • Музыкальные игрушки (дудочка, ксилофон, барабан) помогают развить координацию движений и слуховые представления;
  • Игровые центры для развития мелкой моторики . Ваш карапуз с удовольствием будет манипулировать различными по форме фигурками и изучать их;
  • Книжки из ткани, пластика, картона помогут сформировать понимание речи, мелкую моторику и познавательный интерес;
  • Игрушки для купания . Уточки, лодочки, рыбки – эти плавающие зверюшки развивают познавательные способности и моторные навыки ();
  • Практически все дети этого возраста с удовольствием играют на кухне с посудой . Поделитесь с малышом пластиковыми емкостями, ложками, поварешками, формочками.

Четвертый период

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года охватывает все сферы деятельности малыша: в этот отрезок времени он активно общается со взрослыми и пытается ходить самостоятельно. Поощряйте вашего карапуза, когда он сам встает на ножки. Водите ребенка, держась вначале за обе, а затем за одну руку. Наконец наступит момент, когда ребенок сможет удержаться несколько секунд в положении стоя без поддержки. Заинтересуйте его для этого игрушкой, которую нужно вложить в обе ручки. (). Нельзя запрещать ребенку подниматься там, где ему удобно, иначе он почувствует, что вставать на ножки запрещено в целом и перестанет предпринимать попытки.

Умственное развитие ребенка заключается в привитии навыка совершать действия с предметами. Нужно показать малышу как бить в барабан, катить машинку, дудеть в свистелку, брать и кушать яблочко и т.д. Театральное представление с напальчиковыми игрушками хорошо развивают воображение, память и речь ребенка, пусть они и являются простейшими.

Ближе к году ребенка знакомят с разными формами предметов, их размерами и материалом. Можно сортировать кубики с кубиками, а мячики с мячиками, искать только деревянные или пластмассовые предметы. Выбирать по соотношению проще, когда складывается пирамидка либо собирается матрешка. Как ребенок удивляется, когда внутри одной куколки оказывается еще одна, поменьше!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Полноценное воспитание включает в себя тесное общение с малышом. Разговаривать с ребенком нужно постоянно, однако копировать его речь и сюсюкать не рекомендуется. Таким образом можно спровоцировать развитие дефекта речи, который потом придется исправлять с помощью логопеда. Малыш не должен думать, что искаженные звуки являются правильными, он должен слышать только чистую речь.

Воспитывайте в ребенке собственным примером и методом объяснения доброе отношение к близким людям, животным и окружающему миру. Хвалите и поощряйте добрые поступки, пресекайте негативные действия. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в семье, так стиль ваших отношений станет образцом для ребенка. Если во время игр ребенок начинает драться и толкаться, нужно без улыбки пресекать эти действия, используя слово «нельзя» . Запрет должен звучать строго и категорично, чтобы малыш обратил на него внимание и отнесся к этим словам серьезно. Следует помнить, что дети во всем копируют поведение взрослых людей, которые рядом. Иногда именно поведение родителей провоцирует на плохие действия в отношении других детей, поэтому прежде, чем вводить запрет, следует пересмотреть свое поведение.

Продолжайте занятия зарядкой, включив новые упражнения.

Для развития речи, памяти, внимания продолжайте читать с ребенком стихи (лучшими образцами будут сочинения А. Барто, К. Чуковского), играйте в пальчиковые игры, устраивайте мини-спектакли с пальчиковыми куклами, проводите музыкальные занятия.

Ближе к годовалому возрасту малыш должен показывать у себя различные части тела, делать «ладушки», махать «пока-пока», научиться играть с игрушками правильно (возить машинку, катать мяч, дудеть в дудочку и т.п.). Приучайте ребенка самостоятельно кушать сначала руками, а затем пользоваться кружкой и ложкой.

Игрушки и игры в возрасте от 9-ти до 12-ти месяцев

В последнем триместре из игрушек для развития крохи будут актуальны:

  • Пирамидки . К годовалому возрасту малыш уже может нанизывать кольца пирамидки, если ему показать, как это делать;
  • Кубики . Покажите маленькому, как можно построить из них башню, а затем развалить ее;
  • Заводные игрушки;
  • Матрешки;
  • Машинки будут полезны и мальчикам, и юным принцессам. С их помощью кроха должен научиться правильно играть с подобными игрушками;
  • Конь-качалка и машинка-каталка , в которой можно ехать, толкаясь ногами, будут способствовать физическому развитию;
  • Игрушки-каталки с длинной ручкой будут развивать координацию движений и навык ходьбы;
  • Отличным пособием для изучения различных частей лица и тела будет большая кукла (желательно, чтобы она была изготовлена из мягкого материала).

Определяющие принципы в воспитании ребенка до года

Зачастую молодые родители считают, что ребенок до года ничего не смыслит и не понимает. Это убеждение глубоко ошибочно, поскольку именно в это время закладываются основы воспитания, закрепляются плохие и хорошие привычки. Исходя из этого, в своем общении с малышом нужно руководствоваться следующими принципами:

  • воспитание ребенка должно ложиться на обоих родителей, поскольку именно в этот период формируется представление о семье. Безусловно, главным человеком в первые месяцы жизни ребенка является мама, папиной основной задачей становится посильная помощь – ведь мама должна набраться сил и передохнуть. Спокойная и счастливая мама – здоровый малыш!
  • очень важен тесный контакт ребенка с матерью. Раздражение, нежелание общаться, недостаточное внимание со стороны самого близкого человека может привести к недомоганию малыша, однако и приучать к рукам тоже не стоит;
  • с первых дней нужно, чтобы малыш слышал правильную и спокойную речь родителей, это развивает память и слух крохи;
  • предпосылки крепкого и здорового сна – это проветренное помещение, вечерняя прогулка и ванна с настоями лекарственных трав;
  • до года мама может спать вместе с ребенком, его сон от этого будет только крепче. Если же мама сама спит беспокойно, можно подождать, пока малыш крепко уснет, а потом отнести его в кроватку;
  • для правильного и полноценного питания подходит грудное молоко, после полугода требуется прикорм в виде овощных пюре и кашек;
  • физическое воспитание должно соответствовать возможностям детского организма. К примеру, присаживание не рекомендуются до трех месяцев, не следует помогать малышу садиться, поворачивать головку и вставать на ноги раньше времени – эти действия могут привести к патологии, поскольку кости и мышцы еще не окрепли;
  • после девяти месяцев у ребенка закладываются навыки поведения с посторонними людьми и неизвестными предметами, устанавливается крепкая связь с людьми, проводящими с ним большее количество времени. Приблизительно к 9-11 месяцам малыш начинает бояться чужих людей, он больше привязывается к тому, кого видит постоянно. К примеру, если за ребенком присматривает няня, она вполне может стать ему более близким человеком, чем родители.

«Важные мелочи» для воспитания

Чаще всего происходит так – до исполнения ребенку полутора лет родители больше всего озабочены его купанием, кормлением и пеленанием. Задумываться о воспитании им не приходит в голову, а меняется все лишь тогда, когда ребенок не хочет кушать или одеваться, хнычет и не выпускает ее из квартиры, хватаясь за подол. Ничего удивительного в этом нет – все черты характера в 3-4 года формируются уже с рождения, а значит, именно воспитание до года играет решающую роль. Кроме общей линии поведения родителей значительны и важные нюансы.

  • Уверенность
  • Грудное вскармливание

С грудным вскармливанием у молодых мам очень часто возникает много проблем.

«С моим первым ребенком я была уверена, что мне повезло, и никаких проблем у меня нет – ведь молока хватало, и все было замечательно. И только со вторым ребенком я поняла, что просто кормить ребенка недостаточно.»

Мамой формируется отношение ребенка к груди, его поведение, и в будущем отношение малыша к самой маме. При возникновении проблем с грудным вскармливанием, мама должна сразу же обратиться к консультанту. А еще лучше не ждать проблем, а просто сразу после рождения малыша пригласить консультанта домой.

  • Откладывание

У ребенка существует потребность быть с мамой постоянно, чаще он хочет находиться на ручках поблизости от груди. Необходимо приучать малыша к тому, что он может побыть какой-то период времени один, когда мама будет совсем рядом. Ближе к трем месяцам откладывание во время бодрствования становятся обязательным для будущего физического развития малыша. Таким способом развиваются моторные навыки, ребенок тренируется в переворачивании и ползанье. Лучше всего укладывать ребенка на спинку и класть рядом яркую игрушку. Если родители подвешивают сверху карусельку, то у ребенка не возникает потребности перевернуться и поползти – он будет просто лежать и смотреть вверх.

Бывают случаи, когда ребенок выражает бурный протест против откладывания. Конечно, вряд ли можно «разбаловать» ношением, но у мамы могут возникнуть такие дела, выполнение которых невозможно с ребенком на руках — вряд ли будет удобно переворачивать горячие котлеты или доставать запеченную курицу из духовки. Даже если мама использует , принять душ вместе с ребенком у нее вряд ли получится. Приучать кроху к откладыванию просто необходимо, иначе, повзрослев, он будет настолько активно возражать против удаления мамы, что это станет настоящей проблемой. Если прививать привычку малыша к самостоятельности постепенно, мама спокойно сможет оставить его на коврике и заняться неотложными делами, собственной гигиеной или приготовлением пищи.

Решает мама

Именно она решает, как лучше кормить малыша (лежа или сидя) и как держать его на руках. Конечно, ребенку больше нравится кушать, когда мама сидит, однако ночью это удобнее делать лежа. Малыш предпочитает, чтобы его носили столбиком, но если в данный момент маме удобнее держать его в позе колыбельки, то главной будет линия поведения мамы. Важнейшая потребность у ребенка – находится рядом с родным человеком, мамой, а какую позу она для этого выберет, решать именно ей.

Однако не всегда нужно проявлять строгость. Во время кормления можно разговаривать с малышом, пусть при занятии едой он услышит мамин ласковый голос. В этот момент недопустимо проявления грубости, даже если она направлена в сторону другого человека. Слишком громкий голос страшит кроху, он может стать нервным и капризным. Проявление любви и ласки в эти моменты формируют дальнейшее отношение к матери, а у мальчиков – в целом ко всем женщинам.

Поведение родителей

В первые месяцы своей жизни ребенок не может доступно выражать свои желания и потребности, однако, подобно губке, он впитывает в себя окружающую информацию. Огромная ответственность ложится на родителей, поскольку их поведение является определяющим в построении характера малыша. Все увиденное и услышанное в младенчестве откладывается в подсознании на всю жизнь, изменить и скорректировать эти воспоминания в будущем будет невозможно. Родители должны взять за правило самоконтроль и фильтрацию событий, происходящих вокруг собственного ребенка.


Постоянно нервничающая мама, разговаривающая на повышенных тонах, не должна удивляться, если через некоторое время точно такой же метод применит ребенок в разговоре с ней. Выпивающий и курящий отец, доносящий свои мысли с помощью мата, воспитает у ребенка в более сознательном возрасте ассоциативное поведение, а в дальнейшем – получит собутыльника.

Возраст ребенка до года считается своеобразным фундаментом, поэтому родителям стоит заранее задуматься о том, какое поведение выбрать. Совместное слушание музыки, веселые песенки, танцы с малышом на руках – эти моменты помогут в дальнейшем развитии малыша. Учеными доказано, что ребенок, которому рассказывали сказки и постоянно разговаривали, начинает говорить существенно раньше, чем детки, которым не уделяли должного внимания. А более раннее развитие речи положительным образом влияет на интеллектуальный уровень малыша.

Проблема бабушек и дедушек

К воспитанию ребенка до года часто привлекается старшее поколение, что в некоторых случаях разумно. Не всегда молодая мамочка в силах справится со свалившимися на нее проблемами в одиночку. Первое купание, первое пеленание после роддома, первое кормление в родных стенах – это маленькое испытание не только для ребенка, но и для его молодых родителей. Вот тут будет идеально, что на помощь могут прийти бабушки и дедушки.

Проблема возникает позже, и она заключается в расхождении взглядов на методы воспитания. Разговоры и ссоры по этому поводу могут разрушить любые хорошие отношения. Чтобы избежать этого, не стоит перекладывать слишком много на плечи бабушек, а если необходимо оставить их с ребенком – мягко, но уверенно изложить свои требования к питанию и режиму малыша. Не нужно забывать, что ответственность за дальнейшее поведение будет всецело лежать на родителях.

Главный принцип полноценного воспитания ребенка до года — участие в этом процессе обоих родителей. Именно в это время у малыша вырабатываются семейные привязанности, формируются представления об окружающей среде и близких ему людях. Несмотря на свою занятость, мама и папа ребенка должны постоянно находиться в режиме поиска новой информации, читать печатные издания, изучать психологические статьи, общаться на форумах и в жизни. Совершенствуясь, они смогут стать первыми и самым авторитетными людьми в жизни своего малыша.

  1. телеграм-канал

Вместе с рождением долгожданного ребёнка в доме молодых родителей появляются новые заботы и хлопоты. Одним из главных вопросов, который встаёт перед новоиспечёнными мамой и папой практически сразу после рождения малыша, является выбор одежды для новорождённого. И если в первое время ещё можно ограничиться пелёнками, то в последующие месяцы жизни нового члена семьи родителям всё чаще приходиться задумываться о размере одежды для их чада, о ткани из которой она выполнена и о том, какие вообще нужны вещи и сколько их должно быть, чтобы ребёнку было комфортно, сухо и тепло каждый день.

Как выбрать одежду для ребенка до 1 года и на что обратить внимание?

В первое время после рождения малыши мало двигаются, а их одежда пачкается меньше. Поэтому родители могут купить всего 4-5 экземпляров каждого вида одежды. Но как только в жизни малышей появится прикорм, им понадобится и больше одежды, которую придётся менять по нескольку раз в день. Соответственно, родителям нужно иметь это ввиду и покупать по 7-10 штук каждого вида повседневной одежды.

Итак, в гардероб годовалого малыша обязательно должны входить эти вещи: распашонки, тёплые кофты, ползунки, носочки из хлопка, штанишки, шапочки и чепчики, комбинезоны и, конечно, тёплая верхняя одежда.

При выборе одежды, мама должна обращать внимание не только на красивый внешний вид изделия, но и на то, из какого материала оно изготовлено. Они должны быть натуральными, а не синтетическими, потому что такие ткани хорошо пропускают воздух, поддерживают постоянную температуру, при которой ребёнок и не замёрзнет, и не перегреется. К таким тканям можно отнести хлопок, бамбук, шерсть.

Кроме того, покупая вещи для новорождённого или полугодовалого малыша, родители должны его размер. Он может отличаться в зависимости от вида одежды, поэтому наилучший способ купить вещь по размеру – примерить её на ребёнка. Если такой возможности нет, то определить размер одежды можно по весу, росту и возрасту крохи.

Также обратите внимание на разного возраста (таблицы от 0 до 7 лет). Научим подбирать правильный размер обуви по английским, американским и европейским системам.

Какая одежда должна быть в гардеробе малыша от 0 до 3 месяцев?

Если говорить о том, какая нужна одежда малышу в зависимости от возраста, то от рождения до 3-х месяцев ребёнку помимо пелёночек необходимы следующие вещи:

  • Ползунки с лямками, которые не будут спадать, когда ребёнок двигается;
  • Распашонки с пуговицами. Их удобно и легко снимать и одевать, а также заправлять в ползунки, чтобы малышу было теплее;
  • Комбинезон с кнопками на внутренней стороне ножек и в паху. Такие комбинезоны легко расстёгиваются, и мама без труда может поменять подгузник, не раздевая малыша полностью.


Некоторые мамочки покупают ползунки на резинке, но впоследствии редко одевают их малышам, потому что такие ползунки сползают, когда малыш начинает двигаться. Необязательным приобретением можно назвать варежки для новорождённых и распашонки с зашитыми рукавчиками. Малыш в таких вещах чувствует себя некомфортно и начинает капризничать. Кроме того, не нужно покупать для ребёнка в этом возрасте одежду из шерсти, так как она может вызвать раздражение.

От 3 до 6 месяцев

Самое основное, что понадобится из вещей в этот период – это рубашки на пуговицах или кнопках, а также тёплый конверт или комбинезон. При этом нужно ориентироваться на длину штанин, а не на длину рукавчиков. Ведь в том случае, если рукава будут длиннее, чем нужно, их можно будет подвернуть.

Распашонки в этот период уже вряд ли понадобятся, так как ребёнка перестают пеленать, а отдельно их использовать не очень удобно.

От 6 до 9 месяцев

Мама обязательно должна купить для ребёнка подшитые снизу и имеющие резинку сверху штанишки. Они идеально сочетаются с носочками – тепло и удобно. Несомненно, понадобится несколько пар колготок, которые будут надеваться под комбинезон или брючки, а также шапочки, закрывающие ушки, и комбинезон-конверт для холодного времени года.

А вот приобретать закрытые ползунки не нужно, так как ребёнок, пробуя подняться, будет в них скользить. Что касается комбинезона-конверта, то желательно, чтобы его низ не был зашит. В 9 месяцев многие дети стремятся уже немножко походить, держа маму за ручку, а в некоторых случаях самостоятельно.

От 9 до 12 месяцев

В этом возрасте просто не обойтись без рубашечек, которые расстегиваются на плечике или спереди и одеваются через голову, джинсов на бретелях или комбинезончиков из плотной ткани. Ведь ребёнок становится очень подвижным в этот период, а значит, одежда должна быть непромокаемой и прочной. Чего не стоит покупать точно, так это кофты, водолазки и свитера без кнопок или пуговиц.


Размеры одежды ребенка до года по месяцам — таблица

Малыши очень быстро растут, поэтому чтобы не ошибиться с размером, чаще измеряйте их рост и вес. Их, так же как и возраст, следует учитывать при определении размера. Для этого нужно обратиться к таблице, в которой указаны средние значения роста и веса в зависимости от возраста малыша.

Девятимесячного ребенка уже нельзя назвать беспомощным. Кроха самостоятельно передвигается по комнате, выражает свое отношение к различным событиям, активно общается с родителями. Чему научился младенец к 9-месячному возрасту, как родителям определить, нормально ли он развивается и как помочь в дальнейшем развитии ?

Физиологические изменения

  • Тело малыша активно готовится к ходьбе. Укрепляется мускулатура плеч и бедер, а также связочный аппарат, развивает нервно-мышечная координация.
  • Органы чувств ребенка уже хорошо развиты. У карапуза улучшается слуховое восприятие, поэтому теперь ребенок может не только слышать звуки из соседней комнаты, но и сопоставлять услышанное со своими знаниями. Например, услышав звуки кастрюль и тарелок, малыш поймет, что скоро обед.
  • Также активно развивается и эмоциональная сфера – кроха своим видом показывает такие эмоции, как радость, огорчение, удовольствие, обида и другие.
  • У многих 9-месячных малышей начинается прорезывание вторых резцов. Сначала они появляются на верхней челюсти, а немного позже – и на нижней. Одновременно развиваются и челюсти малыша, поэтому крохе постоянно нужно предлагать что-то жевать.

Физическое развитие

В течение девятого месяца жизни малыш набирает около 500 грамм, его рост удлиняется на 1,5 сантиметра, а окружности головы и грудной клетки становятся больше на 0,5-1 сантиметр.

Все родители понимают, что детки развиваются по своему индивидуальному графику, но для определения, нормален ли темп развития крохи и нет ли отклонений, которые должны насторожить, медики ориентируются на средние данные физических показателей для детей одного возраста. Также для каждого возраста существуют граничные показатели – их превышение должно стать поводом для обследования ребенка. Основные параметры физического развития детей 9 месяцев мы собрали в эту таблицу:

Вы можете сделать массаж, технику которого в видео показывает Николай Никонов – ведущий врач и массажист России.

Что малыш умеет?

  • Ребенок много двигается и с удовольствием закрепляет навыки, которые уже приобрел. Кроха быстро ползает в разном направлении и делает это в основном на четвереньках. Также малыш легко поднимается на ножки, ухватившись за что-то прочное, и даже может переступать ногами, держась за опору и совершая приставные шаги.
  • Когда ребенок лежит, он может самостоятельно сесть, а когда сидит – лечь. Также малыш уже умеет садиться и из положения стоя. Некоторые детки в этом возрасте пробуют самостоятельно стоять и даже делать первые шажочки без поддержки.
  • Девятимесячный карапуз ловко манипулирует своими руками. В обращении с предметами и играх малыш подражает другим деткам и близким взрослым. Младенец умеет доставать из коробок игрушки и прятать их обратно, вынимать одни игрушки из других, катать машинки, может разорвать или помять бумажный лист, показать части тела.
  • Многие дети с 9 месяцев начинают брать предметы небольшого размера не целой ладошкой, а лишь двумя пальцами.
  • Крохе очень нравится слушать музыку и подтанцовывать под нее, топать ножками и хлопать в ладошки.
  • Услышав свое имя, ребенок повернется или подползет к маме. По просьбе карапуз может отыскивать знакомые предметы, вставать, ложиться, бросать игрушку, брать ее из рук взрослого и выполнять прочие действия, которые ему показывали ранее.
  • Лепет ребенка в периоды бодрствования громкий и эмоциональный. Малыш часто повторяет слоги за взрослыми, стараясь им подражать.
  • Кроха уже может хитрить и пробовать манипулировать мамой.


В 9 месяцев ребенок уже достаточно хорошо владеет своим телом

Кто-то из младенцев развивается быстрее сверстников, а у кого-то умения появляются позже, чем у детей того же возраста. При этом есть навыки, которые обязательно должны быть у девятимесячного малыша. Вам нужно показать кроху врачу, если ребенок этого возраста:

  • Не удерживает равновесие в сидячем положении.
  • Не переворачивается и не ползет вперед.
  • Не пробует снять шапку и пить из чашки.
  • Не стучит одной игрушкой о другую.
  • Не повторяет слоги за взрослым.
  • Не стесняется незнакомцев и не пугается чужих людей.
  • Не сердится, если отобрать игрушку.


Проконсультируйтесь с врачом на тему беспокоящих вас симптомов

Занятия для развития

  • Для развития пальчиков крохи предлагайте карапузу поиграть с фасолью, пуговицами, камешками, орехами. Пусть малыш трогает их и насыпает в емкость как ручками, так и ложкой или совочком. Не менее интересно ему будет переливать воду в разные емкости.
  • Используйте для игр с 9-месячным малышом пальчиковые краски и соленое тесто. Также можно рисовать красками в ванной по кафелю. Слепите из теста лепешку и втисните в нее фасолины или камешки, предложив крохе их вытащить.
  • Разложите перед крохой игрушки в перевернутом виде и подождите, чтобы ребенок понял, что с ними не так.
  • Играйте с карапузом в «ладушки», катайте мячик, вместе собирайте пирамидку, делайте из кубиков башенки, прячьте игрушки под одеяло. Такие игры очень нравятся ребенку этого возраста.
  • Показывайте ребенку, как он может раздеться. Пусть карапуз научится снимать носки и шапку, открывать молнию на курточке, вытягивать руки из рукавов.
  • Поиграйте с малюткой, сымитировав ситуацию, будто зазвонил телефон. Берите трубку и проговаривайте короткие фразы «привет», «что делаешь?», «как дела?» и подобные. Затем дайте трубку ребенку и предложите тоже «поговорить». Вскоре малыш поймет, как разговаривать по телефону.
  • Так как малышу в 9-месячном возрасте нравятся другие дети, создавайте ситуации, в которых кроха сможет наблюдать за ними и играть. Приглашайте в гости знакомых с детьми, подружитесь с другими детками и мамами на площадке.


Играйте с ребенком и игры, которые обучают малыша эмоциям

Об играх, актуальных в 9 месяцев, смотрите в видео Анны Нахлупиной.

Уход

Ежедневными процедурами для ребенка 9-месячного возраста остаются умывание, подмывание, купание, чистка зубов, высаживание на горшок, очистка ушей, стрижка ногтей, расчесывание и прочие гигиенические манипуляции. Чистить зубки малыша рекомендуют дважды в день, используя для этого специальную резиновую щеточку.

Ребенка девяти месяцев продолжают закаливать, не забывая о постепенности и систематичности процедур. Следует проветривать помещение перед сном ребенка, а если кроха спит при открытой форточке, ее следует закрывать за полчаса до пробуждения. По-прежнему актуальны такие виды закаливания , как солнечные ванны, обтирания, воздушные ванны и купание.

С 9-месячного возраста к закаляющим процедурам можно добавить обливание ног. Начинайте с температуры воды +30° и постепенно понижайте ее на градус в день, пока не дойдете до холодной воды (+20°+24°). Когда малыш привыкнет к прохладным обливаниям, можно начать проводить контрастную процедуру, используя сначала теплую воду (+36°), а потом холодную (+20°).

Режим дня

Ребенок уже может подолгу бодрствовать, изучая все вокруг. Ночью 9-месячный малыш уже часто спит без пробуждения. Общая длительность сна ребенка этого возраста составляет до 15 часов. Ночной сон длится в среднем 10 часов, а днем ребенок спит два раза по 1,5-2,5 часа.

Гулять с ребенком в возрасте девяти месяцев следует дважды в день – утром (примерно в 10-11 часов) и в послеобеденное время (примерно в 16-17 часов). Если погода хорошая, оба сна днем стоит организовать во время прогулки. Летом на улице рекомендуют проводить больше времени, используя выход на свежий воздух и для сна, и для изучения природы, и для закаливания.

Каждый ребенок индивидуален, приведенные нормы и режим дня являются лишь ориентиром

Когда ребенок бодрствует, предлагайте крохе деятельность в соответствии со временем суток и настроением карапуза. Гимнастика и веселые активные игры предпочтительнее утром, а чтение и рассматривание картинок стоит оставить на время перед сном.

Питание 9-месячного ребенка предусматривает 5 приемов пищи. Перерыв между ними составляет от 3,5 до 4 часов. Принимать пищу ребенок должен примерно в одинаковое время, при этом спешить и заставлять не следует. Детки на грудном вскармливании получают мамино молоко в первое кормление утром, перед дневным сном и после пробуждения, на ночь, а также в ночное время. Дети на искусственном вскармливании продолжают получать адаптированную смесь в первое и пятое кормление.

В меню грудничка уже достаточно много продуктов прикорма. В 9-месячном возрасте деткам, вскармливаемым грудью, начинают давать творог, кисломолочный прикорм, желток и молочные каши. Детки-искусственники уже знакомы с этими продуктами, поэтому их рацион в этом возрасте расширяют лишь за счет новых сочетаний уже введенных продуктов.

Общее количество пищи для девятимесячного ребенка, которое он съедает в сутки, определяют, разделив массу тела карапуза на 9. В среднем детки этого возраста съедают за день от 1000 до 1200 мл пищи, что составляет около 200-240 мл пищи в одно кормление.


По возможности сохраняйте кормление грудью как минимум до 1,5 лет

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Обычный день

Каждый день с малышом в возрасте 9 месяцев преисполнен интересных моментов. Само собой, что у разных детей режим дня будет отличаться, но для понимания, каким он может быть, мы предлагает примерный распорядок дня с девятимесячным ребенком:

Пробуждение.

Первое кормление, во время которого ребенок получает либо грудное молоко, либо смесь.

Гигиенические процедуры.

Период бодрствования.

Гимнастика.

Второе кормление, в которое ребенок получает кашу, сливочное масло, желток и фруктовое пюре.

Прогулка, часть которой ребенок спит на свежем воздухе.

Третье кормление, во время которого малыши с любым типом вскармливания получают овощи, мясо, растительное масло, хлеб и сок из фруктов.

Период бодрствования с развивающими играми.

Прогулка, часть времени которой малыш спит второй раз на свежем воздухе.

Четвертое кормление, включающее фруктовое пюре, печенье, творог и кисломолочный напиток.

Период бодрствования со спокойными играми.

Пятое кормление, во время которого малышу дают мамино молоко или смесь.

Подготовка к ночному сну и укладывание.

Ночное время

Младенцы на грудном вскармливании прикладываются к маминой груди во сне несколько раз, а дети-искусственники спят, не просыпаясь для кормлений.

Частые проблемы

  1. Страх перед чужими людьми. Это абсолютно нормальная реакция ребенка 9-месячного возраста. В присутствии незнакомцев дети в этом возрасте отворачиваются от них, плачут и тянутся к маме. Также нормой для деток 9 месяцев является отрицательная реакция при уходе мамы.
  2. Боли, повышенная температура или другие отрицательные реакции на прорезывание зубов. Довольно часто зубки у грудничка режутся с появлением таких симптомов. Для их облегчения родители пользуются охлаждающими гелями, прорезывателями, жаропонижающими препаратами.
  3. Отказ пробовать прикорм. Многие детки предпочитают мамино молоко разным блюдам прикорма, что очень расстраивает и беспокоит родителей. Заставлять кроху пробовать прикорм насильно нельзя, но и переставать предлагать новую пищу тоже не стоит. Поэкспериментируйте со вкусами и внешним видом пищи, а также убедитесь, что малыш проголодался и в комнате не слишком жарко.

О важных нюансах развития ребенка в 9 месяцев смотрите в следующем видео.

  • Позволяйте малышу 9 месяцев развивать самостоятельность. Давайте крохе в руки ложку, когда кормите ребенка. Пусть малыш пробует умываться, снимать одежду, выбирать игрушку или книжку, с которой хочет поиграть.
  • Следите за осанкой ребенка во время сидения. Хорошо, если малыш будет сидеть в специальном стуле, в котором его позвоночник не будет искривляться.
  • Позаботьтесь о максимальной безопасности ребенка. Спрячьте и уберите все опасные предметы, до которых может добраться малыш. Пусть на краю стола не окажется ножей и чашек с горячим чаем, все розетки будут закрыты заглушками, а коробки и банки с бытовой химией надежно спрятаны под замок.
  • Деткам в этом возрасте нравится помогать маме, поэтому во время уборки можете дать карапузу тряпку, а во время приготовления обеда – поварешку.
  • В каждой комнате, в которой малыш проводит время, выделите место для игрушек или других предметов, которыми ребенок сможет поиграть. Для детских книг оборудуйте низкую полку, чтобы малютка мог самостоятельно выбирать для себя книжку. Игрушки стоит складывать в небольшие контейнеры, позволяя ребенку копаться в них в поисках самых любимых и интересных предметов.

Разнообразить ваш день помогут игры по методике «Маленький Леонардо», которые показывает в видео Теплякова О. Н. – эксперт по интеллектуальному развитию.

— Ищет упавший предмет, ищет и находит потерянную соску, игрушку.

— На вопрос «где?» ищет и находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах.

— С предметами занимается по-разному в зависимости от их свойств (хватает, вынимает, открывает, нажимает, перекладывает и т.д.).

— Уверенно берет игрушки и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую.

— Внимательно следит за деятельностью окружающих.

— Говорит «мама», «папа» без значения.

— Пытается писать каракули.

— Радостно реагирует на игру в прятки.

— По-разному ведет себя по отношению к знакомым и незнакомым людям.

— Привлекает внимание взрослого.

— Наблюдает за действиями другого ребенка, смеется или лепечет.

— Машет рукой при прощании.

— По слову взрослого выполняет разные действия («ладушки», «дай ручку» и другие).

— Целенаправленно берет предложенную игрушку.

— Пьет из чашки, которую держат.

— Стучит ложкой и шлепает ладонью по столу в процессе игры.

— Улыбается зеркальному отражению и водит по нему рукой.

— Выражает удовлетворение, добравшись до предмета.

— Настойчиво тянется к отдаленному предмету.

— Выражает недовольство, когда у него забирают понравившуюся ему вещь.

— Хорошо ест с ложки, сжимая пищу губами.

Педагогика на каждый день

В возрасте от 6 до 9 месяцев ребенок становится в новую позицию по отношению к взрослому: взаимодействует с ним по поводу предметов, нуждается в его помощи, поддержке, одобрении. Общение становится ситуативно-деловым. Чтобы вызвать расположение ребенка, взрослый должен вступать с ним в эмоциональный контакт и организовывать игры с предметами. Малыш как бы вытягивает взрослого в совместные игры, стремится продлить общение, радуется взрослому, который с ним интересно играет. Если в первом полугодии взрослый выступал для младенца как заботливый, ласковый и внимательный человек, то во втором ребенок видит и выделяет в нем новое качество - партнера по совместной деятельности.

Партнер по совместной деятельности - это тот, с кем можно поиграть, кто может показать, как пользоваться предметами, оценить успехи и неудачи. Взрослый уже выступает как образец и ценитель. В этом возрасте ребенок начинает ориентироваться на оценку взрослого: радуется, если его хвалят, обижается или смущается, когда запрещают. Но, тем не менее, постарается все исправить, чтобы заслужить одобрение.

Поддерживайте ребенка от 6 до 9 месяцев в его дальнейшем развитии.

Помогите ему освоить новые движения. Выделите особое место для ползания. Обратите внимание, чтобы оно было безопасным для малыша. Опустите ребенка на пол. Положите яркие игрушки. Помогите ребенку: подставьте ладони к ножкам ребенка так, чтобы он мог оттолкнуться. С каждым разом чуть увеличивайте расстояние между ребенком и игрушкой. Ползание на пользу растущему организму: улучшается кровоснабжение мышц и внутренних органов, усиливается легочная вентиляция, укрепляются мышцы. Активно ползая, малыш учится самостоятельно садиться. В какой последовательности появятся умения ползать и садиться - зависит от самого ребенка, его индивидуальных особенностей, так что пусть выбирает сам, а вы помогите ему в этом.

Побуждайте ребенка вставать, предлагая достать игрушку. Как только ребенок начнет вставать, стимулируйте его желание переступать от предмета к предмету.

Создавайте условия для овладения ребенком действиями с предметами. Предлагайте своему малышу разнообразные игрушки и предметы. Он знакомится и исследует их свойства: размахивает, чтобы вызвать звучание, мнет или сжимает, чтобы изменить форму и объем, раскачивает, изменяя движение. Если ребенок испытывает затруднение, покажите ему, как надо делать. Образец действий поможет гораздо разнообразнее исследовать предметы и игрушки.

Не мешайте ребенку ронять игрушки на пол и смотреть, как они падают. Малыш увидит, что мячик при падении прыгает, кубик стучит, косынка, салфетка не издают звука.

Покажите некоторые новые для него действия с предметами: круглый мяч можно катить, кубики ставить один на другой и т.д. Помогите ребенку научится действовать с игрушками, состоящими из двух частей, которые можно соединять и разъединять: коробочки, бочонки, шкатулки, кастрюльки, матрешки. Не огорчайтесь, если не все сразу будет получаться. Для ребенка это не простая задача. Постепенно руки его начнут действовать согласованно. Важным является ваше сотрудничество с ребенком, помогающее ему в действиях с предметами.

Предоставьте возможность малышу с вашей помощью приблизиться к шкафу, потрогать стоящие в нем книги или вазочки, рассмотреть висящую на стене картину, открыть дверцу буфета, вынуть из него кастрюлю или ложку. Действия с разными предметами обогащают сенсорную сферу малыша, его зрение и слух, обоняние и осязание.

Создавайте условия для развития речи ребенка. Во втором полугодии малыш начинает сопровождать свои действия лепетом, состоящим из повторяемых слогов. Внимательно приглядывайтесь к поведению ребенка и старайтесь понять, что он хочет вам сообщить. Угадывая желания малыша, вы подтверждаете, что поняли его и укрепляете употребление данного жеста, движения или звука. Когда вы играете с игрушками вместе с ребенком, сопровождайте ваши действия звуками. Используйте игрушечных зверей для демонстрации звуков, которые они издают. Покажите, как «говорят» курочка, уточка, гусь, кот. Давайте игрушку в руки ребенку и спрашивайте, как она говорит. Показывайте ребенку на игрушечного мишку и говорите «вот мишка». Сделав это несколько раз, спросите ребенка «где мишка?», сопровождая эти слова движениями головы и глаз, показывающими, что вы что-то ищите. Сделайте то же самое по отношению к другим игрушкам. Давая ребенку в руки игрушку, говорите «на» («на мишку», «на котика»), а беря игрушку у него из рук, говорите «дай».

Приучайте малыша к рассматриванию картинок, книжек с яркими рисунками. Произносите вслух названия изображенных на них предметов. Обращайтесь к ребенку с яркой эмоционально-окрашенной речью. Позаботьтесь о том, чтобы малыш слышал чистую речь, научился понимать услышанное. Понимание речи проходит ряд этапов. Сначала проявляется умение малыша находить взглядом показываемый и называемый предмет. В 6-7 месяцев ребенок поворачивает голову в сторону этого предмета, находящегося на постоянном месте. В 7-8 месяцев он находит его по слову любом месте.

Продолжайте музыкальное воспитание ребенка. Побуждайте его к слушанию вокальной и инструментальной музыки, эмоциональному отклику на спокойную и задорную музыку. Приобщайте к движениям под музыку, образу простейших детских музыкальных инструментов: колокольчика, дудочки. Пойте малышу народные песни, называя в них ребенка по имени. Песни сопровождайте соответствующими движениями.

Поддержите ребенка в его социальном развитии. Во втором полугодии происходит более четкое разделение взрослых на родных, знакомых и посторонних. Близкие воспринимаются спокойно и в зависимости от ситуации вызывают различную гамму эмоций: восторг при встрече, огорчение при уходе, радость во время игр. Знакомые чаще всего вызывают спокойное положительное отношение, а посторонние - смущение или страх.

Привязанность ребенка к взрослым строится на новой основе. Условием формирования привязанности является правильное удовлетворение потребности ребенка в общении.

Помогите ребенку видеть в любом взрослом партнера по игре, образец новых интересных действий, источник новых познавательных возможностей. Знакомство с новым человеком должно быть в присутствии матери или другого близкого взрослого. Пусть малыш сидит на руках у мамы или рядом с ней, а незнакомый проявит деликатность и не будет сразу вступать в общение с ребенком.

Малышу надо хорошо рассмотреть пришедшего, привыкнуть к нему. Если незнакомый взрослый выразит интерес к игрушкам и сам начнет играть, малыш непременно заинтересуется его действиями, может быть не сразу, но приблизится к нему. Так завяжется первый контакт. Когда малыш заинтересовался, предложите ему включиться в игру. При этом маме не следует сразу оставлять ребенка. Он хоть и увлечен новым человеком и игрушками, но продолжает держать маму в поле своего зрения. Она должна постепенно выключаться из ситуации знакомства, заняться чем-то другим и только после этого ненадолго покинуть комнату. Даже если малыш не спохватился и не заплакал, маме надо вскоре вновь войти, улыбнуться, а то и взять его на руки. Проявившийся интерес вскоре вернет малыша к продолжающему играть новому взрослому.

Снова выйдя из комнаты, мать должна постараться погромче говорить, чтобы ребенок слышал ее голос. Постепенно он привыкнет к тому, что мама где-то поблизости, и перестанет беспокоиться. В первые 2-3 раза уходить надолго не рекомендуется.

Если вам известно, что через месяц возникает необходимость оставлять ребенка с кем-то посторонним, ситуацию привыкания к отсутствию матери следует организовывать заранее. От того, как в первый раз пройдет разлука, будет зависеть поведение малыша в последующем.

Следует знать, что плач ребенка при уходе матери не является необоснованным капризом. Он ведь не знает, вернется ли она. Без мамы его мир становится совершенно другим, младенец теряет опору и источник благополучного самоощущения, ему нужно помочь приобрести уверенность в присутствии нового человека.

Боязнь чужих людей исчезнет, если ребенок будет видеть, что чужие люди - друзья и что общаться с ними интересно. Помогут ребенку в его социальном развитии и игры в прятки.

Играя с мамой в прятки, ребенок приучается к тому, что мама исчезает, а потом появляется. Начать обучение этой игре можно с того, чтобы сначала прятался ребенок. Положите чистое полотенце или косынку на лицо ребенка. Скажите: «А где же Дашенька?», «Нет Дашеньки, куда же она ушла?» Потом сдерните косынку и воскликните радостным голосом: «Так вот ты где! Я тебя вижу».

Изменяйте игру и закрывайте собственное лицо. Скажите: «Где же мама?» Затем быстро сдерните пеленку, пока ребенок еще смотрит на вас и скажите радостным голосом: «А вот и мама».

Хорошо, если вы сядете поближе к ребенку, так, чтобы он сам мог сдергивать пеленку.

Постепенно переходите от закрывания лица к настоящим пряткам. Прячьтесь за дверь, за спинку кровати, уходите в другую комнату. Главное, чтобы вы вскоре появились и радостно приветствовали ребенка.

Привлекайте всех членов семьи к разнообразным играм с ребенком. Просите всех ваших знакомых, приходящих в дом, строить ему смешные гримасы, издавать смешные звуки. Вначале, при приучивании ребенка к контакту с чужими людьми, держите его на руках.

В атмосфере доброжелательных семейных отношений ребенок постоянно видит образцы положительных взаимоотношений близких ему людей и ощущает благотворное их влияние. Это самый эффективный способ воспитания. Ребенок учится быть добрым, нежным, ласковым. Эти качества будут важны в его последующей взрослой жизни. Не забывайте: посторонних наблюдателей в семье нет.

Мнение ученых

  • Прочная связь с ребенком может иметь защитную биологическую функцию, она помогает растущему малышу противостоять ежедневным стрессам.
  • У детей, не получивших своей порции нежной заботы в раннем детстве, может возникнуть недостаток необходимых нервных связей.
  • Сенсорный опыт и обучение малыша могут во много раз увеличить его интеллектуальные способности в будущем.
  • Нежные отношения и проявления любви помогают малышу учиться доверять.
  • Детям необходимы тактильные ощущения для роста не только мозга, но и тела. Эти ощущения имеют такое же значение, как питательные вещества и витамины.

Наша Академия предлагает программу раннего развития детей от 9 мес. Занятия ведут внимательные педагоги, которые владеют специальными методиками и имеют опыт работы с малышами.

Мы заботимся о том, чтобы детям было у нас интересно, поэтому на занятиях используется множество интересных и качественных пособий и игрушек. Сами занятия проходят в форме игры и включают в себя различные виды деятельности, которые часто сменяют друг друга, что позволяет удерживать внимание малышей.

Игры с крупами, пальчиковая гимнастика и артикуляционные игры, прослушивание сказок, стихов и потешек способствует развитию речи и интеллекта. В занятия обязательно включаются
задания на развитие внимания, памяти, воображения, мышления.

Малыши учатся делать аппликации, лепить из пластилина и соленого теста, рисовать пальчиками, кисточкой и губкой, танцуют под веселые песенки, играют на музыкальных инструментах. Преодолевая спортивную дорожку, малыши укрепляют мышцы, улучшают координацию движений, учатся держать равновесие.


Посещая занятия в группе раннего развития, ребенок не просто получает новые знания, он учится учиться, ставить перед собой и выполнять задачи - самостоятельно поставить еще один кубик, найти домик для бабочки или просто убрать за собой краски. Кроме того, дети с самого раннего детства учатся общаться между собой, выстраивать отношения с "чужими" взрослыми, просить помощи, решать конфликтные ситуации и просто дружить.

Каждое занятие обязательно включает следующие элементы:

  • Развитие речи.
  • Формирование элементарных математических представлений.
  • Развитие всех психических процессов.
  • Развитие мелкой моторики руки.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Массажные и музыкальные паузы.
  • Творческая деятельность.

Занятия проводятся в группах до 6 человек. Дети занимаются с близким взрослым человеком.

Занятия по раннему развитию в нашей Академии строятся по возрастному принципу:

с 9 мес. до 1 года, с 1 года до 1.5 лет, с 1.5 до 2 лет, с 2 до 3 лет.

Продолжительность занятия до 1 года - 40 минут, с 1 года - 45 минут. Заниматься можно 1 или 2 раза в неделю. Также есть возможность проводить индивидуальные занятия.