Цели и средства эстетического воспитания. Эстетическое воспитание в семье (советы родителям) Рекомендации по нравственно-художественному развитию личности

Людмила Козинец
Консультация для родителей «Эстетика быта и общения - условие и средство эстетического воспитания ребёнка в семье»

«Эстетика быта и общения - условие и средство эстетического воспитания ребёнка в семье ».

(консультация для родителей ) .

Большое значение для художественного воспитания имеет красота окружающей ребёнка обстановка , т. е. быт. Что же это такое - -эстетика быта ? Это и интерьер квартиры, и кухонный набор, и причёска, и одежда…

Понятие эстетическое воспитание обширно . Само слово «эстетика » произошло от «эстезис » , что «чувственный» , «чувствование» , «понимание» . И поэтому, когда мы говорим об эстетическом чувстве , то подразумеваем - прежде всего, чувство красивого. Сюда входит понимание красоты поведения, красоты человеческих взаимоотношений, стремление найти прекрасное в окружающем нас мире.

На воспитание у детей правильного эстетического отношения к действительности большое влияние оказывает быт, общение домашних , формируя свой вкус. Хороший вкус соответствует истинным представлением человека о красоте и предполагает отлично развитое чувство меры. Это вкус, вызывающий стремление к подлинно прекрасному.

Родители должны позаботиться , чтоб детский уголок был обставлен удобной, лёгкой мебелью. Мебель можно изготовить и самостоятельно. Небольшие шкафчики, раздвижная полка для игрушек и книжек. Столик и стульчик; они приучают малыша к порядку, аккуратности, воспитывают эстетику труда . Порядок освобождает мысль. Как приятно самому после игры разложить игрушки по своим местам

Не секрет, что дети любят всё красивое. Зная это мы, взрослые, должны всегда красивыми. Но праздники, возразят мне некоторые, не каждый день бывают. Да, не каждый день, но каждый свой день мы должны, начинать с того, что приводим в порядок себя : причёска, одежда – это тоже, как было сказано выше, компоненты эстетического быта . Требуйте от ребёнка красоты , приучайте его тоже следить за своим внешним видом. Вот вы завязали бант своей дочери, подведите её к зеркалу, обратите её внимание на то, как сразу преобразовалась девочка. Ведь девочки должны стремиться быть красивыми. Это естественно. Понятие «эстетическое » тесно связано с понятием «нравственное» . Ребёнок ещё не до конца понимает, что такое красота. Он этим словом всё что он любит, что приносит ему радость. Не случайно, людей, которые нравятся нам, поступки которые нас восхищают, мы называем прекрасными, красивыми. Это мы говорили об эстетике быта , а теперь перейдём к эстетике общения . Особенно чутко воспринимают дети отношения между членами семьи .

Если дома постоянные ссоры, нет взаимопонимания между родителями , нарушен весь семейный уклад, внушать ребёнку эстетические принципы бесполезно , ибо на деле он наблюдает совсем иное.

Частенько между родителями возникают споры , что является основным в этическом воспитании . Одни ратуют за развитие природных художественных способностей, другие утверждают, что до трёх лет детям прививать культурные навыки, то есть эстетику поведения . Но все эти взгляды односторонние. Эстетическое воспитание , как и умственное, физическое, нравственное должно проходить гармонично, разносторонне, целеустремлённо. И не последняя, а одна из главных ролей отводится семье . Вот, что должно быть наглядным примером в воспитании ребёнка .

Роль семьи состоит в постепенном введении ребёнка в общество , чтобы его развитие шло сообразно природе ребёнка и культуре страны .

На чтение 8 мин. Просмотров 3.4k.

Определение эстетического воспитания

Воспитание детей с самого раннего возраста имеет множество важных граней и направлений. Мы хотим, чтобы наши дети выросли развитыми и счастливыми, а для этого необходимо привить им огромное множество ценностей и навыков. Сюда включается и способность ребенка воспринимать красоту природы и искусства, способность самостоятельно творить что-то, вести себя достойно в окружении других людей и т.п. Процесс формирования в личности ребенка этих способностей есть не что иное, как эстетическое воспитание детей.

Эстетическое воспитание малышей дошкольного возраста включает в себя не только способность воспринимать искусство (так называемое художественное воспитание), но и отношение к трудовой деятельности, быту, нравственные качества личности, проявление чувств, фантазии и воображения.

Можно дать еще определение термину «эстетическое воспитание детей» — это организация процесса жизнедеятельности ребенка, в которой задействованы средства, направленные на развитие эстетических способностей, познание красоты в природе, искусстве и жизни человека, способность дать эстетическую оценку всему, с чем он сталкивается и сформировать к этому эстетическое отношение.

Обоснование эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Почему важно уделять этому особое внимание в самом раннем возрасте. Дело в том, что потребность воспринимать красоту в разных ее проявлениях заложена в человека с самого рождения. От этого зависит полноценное развитие личности, способность адекватно реагировать на окружающую действительность, здоровое эмоциональное развитие и взаимоотношения с людьми.

С самых ранних лет ребенок учиться любоваться тем, что привлекает его взор. Для этого родители используют различные средства. Сначала это могут быть большие красивые игрушки или рисунки на обоях в детской комнате. Затем он воспринимает красоту пения колыбельной, которую поет ему мама или звуки красивой музыки. Со временем ребенок начинает замечать игру солнечных лучей в комнате, а также смотри мультфильмы и красивые книжки. Все это рождает в его сознании массу сильных радостных чувств, восторг и удовольствие. Если эту способность воспринимать прекрасное вовремя направить в нужное русло, используя все доступные средства, это поможет ребенку вырасти счастливым человеком, умеющим находить радость в любых обстоятельствах.

Задачи воспитания эстетики

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста условно делится на две разных по направлению, но очень тесно взаимосвязанных между собой, группы. Каждая группа при этом преследует свои задачи и использует свои средства.

Первая группа относится к формированию способности воспринимать прекрасное. Сюда включается способность понимать и чувствовать красоту в предметах искусства, проступках людей, в природе. Развитие художественного вкуса и формирование потребности в соприкосновении с прекрасным также включается в задачи первой группы.

Задачи второй группы связаны с тем, чтобы научить ребенка самостоятельно творить что-то красивое: рисовать картины, лепить и конструировать предметы, петь, танцевать и двигаться под мелодию, красиво выражать свои мысли.

Причем очень важно, чтобы обе задачи обеих групп были тесно переплетены друг с другом. Дети с самого начала, как только у них появляется такая возможность, способность и средства для этого, должны не только воспринимать прекрасное в окружающей действительности, но и самостоятельно творить что-то новое и столь же прекрасное. У них должно быть четкое осознание того, что они имеют тесную связь с миром, и сами способны делать его более приятным и привлекательным.

Условия эстетического воспитания


Важнейшим условием эстетического воспитания ребенка является его постоянное окружение. Среда, в которой находится малыш с самого рождения, оказывает наиболее сильное воздействие на эстетический вкус, которое сохранится на протяжении всей его жизни. Если обстановка вокруг ребенка будет красивая (пусть и не богатая), если он будет наблюдать за красивыми взаимоотношениями родителей, слышать от них приятные слова и музыку, если дома всегда будет порядок, то с самого детства это станет для него нормой. Все, что отличается от этого, будет восприниматься ребенком, как что-то неприятное и ненормальное.

Важно, чтобы и дома и в детском саду было правильно организовано пространство – были предоставлены все нужные средства для развития эстетического чувства, все вещи стояли на своих местах, не было ничего лишнего. Красивые картины и декоративные предметы также обязательно должны быть в наличии. Важно, чтобы окружение ребенка соответствовало таким требованиям:

  • Функциональность и целесообразность. Наличие предметов и их место положения должны быть оправданы и служить определенной цели и выполнять конкретные задачи.
  • Чистота и порядок.
  • Грамотное использование цветовой палитры.
  • Визуальная взаимосвязанность всех предметов, создающая гармоничную атмосферу быта.

Сами родители могут с рождения подавать ребенку пример в том, чтобы соблюдать три важнейших правила эстетики :

  • Жить посреди красоты
  • Замечать красоту и радоваться ей
  • Создавать красоту, используя все доступные средства.
  • Средства воспитания чувства эстетики

Чтобы эстетическое воспитание деток дошкольного возраста имело успех, важно вооружиться полным комплектов методов эстетического воспитания.

Эстетика быта. Оформление и обустройство быта ребенка способствует формированию в нем способности чувствовать красоту окружающего пространства, а также побуждает создавать и беречь окружающую красоту. Художественное оформление, порядок, чистота, гигиена, стилистическая выдержанность, средства для уборки помещения – все это, безусловно, оказывает наиболее мощное воздействие на эстетическое восприятие мира ребенком.

Художественные произведения. Стены и другие предметы быта должны быть украшены предметами живописи, графиками, небольшими скульптурами и др. Натюрморты, картины с изображением пейзажов и портретов, гравюры, гипсовые статуэтки, декоративные изделия из дерева и стекла – все это прививает в ребенке потребность к эстетическому окружению. Различные мероприятия в детском саду или дома могут иметь музыкальное сопровождение. Музыка, как таковая, очень благоприятно влияет на развитие личности ребенка. Если дома часто звучит музыка, это развивает организованность, собранность, чувство ритма.

Природа. С самого раннего возраста важно как можно чаще выводить ребенка на природу. Это не только полезно для его физического здоровья. Это позволяет его наблюдать за тем, как гармонично все устроено, как велико богатство красок в разные времена года. Все это он начнет замечать постепенно в отражении прекрасных художественных картин и других произведений искусства. Нет лучшего учителя по эстетике, чем сама природа. Детям дошкольного возраста принесут немало восторга организованные экскурсии на природу: в лес, на полянку, к речке или озеру. В каждой местности есть красивые места, куда можно смело сводить детей. Обычно пережитые во время экскурсии впечатления остаются в памяти ребенка на всю жизнь и это воспитывает в них способность видеть прекрасное.

Обучение. Также можно целенаправленно обучать детей эстетике. Для этого используются различные виды деятельности: игры, чтение книг, просмотр фильмов и передач, спектакли и т.п.

Организация самостоятельной художественной деятельности. Важно создать условия, способствующие тому, чтобы ребенок с удовольствием творил что-то сам. В учебном пространстве необходимо создать зоны, каждая из которых выполняет свои задачи и оборудована и снабжена материалами . Дети должны иметь возможность свободно этим всем пользоваться. Задача педагога заключается в том, чтобы обеспечить разнообразие творческой деятельности детей, снабдить их всем необходимым как для рисования, лепки, коллекционирования картинок и т.п.

Итак, эстетическое воспитание является целенаправленной деятельностью, в результате которой ребенок учится видеть красоту окружающего его мира. Ребенок обретает умение создавать красивые рисунки.


Эстетическое воспитание включает в себя вызывание у детей различных эстетических переживаний, которые впоследствии дети реализуют в своих творческих, чаще художественно-изобразительных замыслах.

В результате приобщения ребят к миру прекрасного формируются воображение, творческое мышление и чувство художественного восприятия.

Замечено, что уже в младенческом возрасте малыш протягивает руки ко всему яркому и красочному. Т.е. в нем изначально от самого его рождения заложена тяга к прекрасному. На протяжении всего детства необходимо поддерживать это стремление к красоте.

Этому способствует воспитание детей эстетике, которое успешно реализуется в стенах детского образовательного учреждения, использующего для этого все возможные средства и формы.

Важность этого процесса невозможно переоценить. Ведь то, каким видит ребенок окружающий мир, оказывает огромное влияние на формировании его личностных качеств и закладывает прочное основание для определенного характера.

Дети, умеющие видеть прекрасное в окружающем их мире, способны с самого раненого возраста не только испытывать множество положительных эмоций, но и начинают поддерживать красоту вокруг себя. Их легче приучить к порядку и чистоте, они легче соглашаются на то, чтобы убрать после себя комнату и приучить выбрасывать мусор в специально предназначенное для этого место. Такие дети лучше следят за собой: прической, чистотой и опрятностью одежды, манерой поведения. Они также с удовольствием способствуют развитию эстетической обстановки вокруг себя. Это отражается в желании украсить место быта.

Дети с развитым эстетическим восприятием обладают более богатой и красивой речью. Они легче устанавливают контакты с другими людьми и поддерживают с ними хорошие отношения. Все эти качества и навыки будут положительно влиять на жизнь ребенка и после его взросления.

Консультация для воспитателей

Статья «Эстетика в дошкольном возрасте»

Сумина Элеонора Николаевна, воспитатель
д/с №17 г.Алексеевка Белгородская область

Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, произведений художественно - декоративного творчества, театра) . Формы работы по эстетической деятельности - это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечений.

Развитие художественных интересов, творческой фантазии и способностей ребёнка, приобретение им практических навыков начинается в раннем детстве. Важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, постепенного, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Большая роль в эстетическом воспитании уделяется искусству. Оно раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.

Научить ребёнка различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок - это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.

Совместный труд педагогов и психологов показал, что в последние годы значительно повысился уровень умственной и эстетической деятельности. Это проявляется уже в раннем возрасте. Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребёнка. Он входит в мир искусства, знакомясь с творчеством разных народов, с живописью и скульптурой, музыкой, мультфильмами и т. д.

Эстетика не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми её сторонами. Она тесно связана с современностью, во многом определяется ею. Эстетическое освоение действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

Для того чтобы правильно организовать работу по эстетическому воспитанию, целесообразно наметить его примерное содержание, определить конкретные требования, соответствующие общим задачам воспитания для детей разных возрастов. Это позволит избежать случайности, стихийности, односторонности в отборе методов и средств, поможет педагогам планировать работу в определённой последовательности, видеть её конечные цели.

Пронизывая многие стороны жизни ребёнка, эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей и реализуется в основных формах организации их деятельности: в игре, занятиях, быту, труде, на праздниках и в развлечениях. В число программных требований названы также навыки культурного поведения - аккуратно одеваться и раздеваться, следить за чистотой и внешним видом. Эти требования относятся и к физическому развитию, приобретению культурно - гигиенических навыков. Также эстетическое воспитание немыслимо без овладения элементарным нормам поведения.

В дошкольном детстве эстетическое отношение к окружающему проявляется в своеобразных формах, постепенно, порой малозаметно. Начиная с доступных и простых, постепенно требования усложняются. В результате выполнения самых простых требований у детей раннего возраста формируется чувство ритма, формы, цвета.

Чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определённое развитие эмоциональных и познавательных процессов.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребёнок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеет личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.

Многообразная эстетическая деятельность требует от педагогов детского сада разносторонних знаний. Помимо профессиональной подготовки, воспитатель не должен забывать и об эстетической её стороне. В повседневном общении с детьми взрослые должны непременно уважительно и благожелательно относиться к ним, речь их должна быть правильной и выразительной, тон разговора спокойный, внешний вид привлекательный.

Культура поведения ребёнка в решающей степени зависит от систематичности и постоянства требований. Повседневно привлекая внимание детей к общественной жизни, предметному и природному окружению, педагог использует их в воспитательных целях.

Особое значение во всей деятельности по эстетическому развитию имеет творческое отношение ко всем, что составляет содержание педагогического процесса. В этом с наибольшей полнотой проявляется искусство воспитания, умение выявить интересы и способности каждого ребёнка.

Оказывается, привитие ребенку элементарных норм поведения со взрослыми и сверстниками - дело непростое. Ведь перед тем, как идти в школу ребенок обязан уметь обслуживать себя, соблюдать правила школьного этикета. Неумение общаться, находить общий язык со сверстниками становится порой преградой, обходить которую очень нелегко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Формирование у детей правил эстетического поведения

Оказывается, привитие ребенку элементарных норм поведения со взрослыми и сверстниками - дело непростое. Ведь перед тем, как идти в школу ребенок обязан уметь обслуживать себя, соблюдать правила школьного этикета. Неумение общаться, находить общий язык со сверстниками становится порой преградой, обходить которую очень нелегко.

Родители хотят видеть своего ребёнка образованным, отзывчивым и приветливым, ведь их ребенок - самый лучший и самый воспитанный. И часто, в силу своей родительской любви, на многое закрывают глаза, оправдывая поступки своих детей, и убеждая себя в том, что они ещё маленькие…

Приходит время и бывший дошкольник становится первоклассником. И если к этому моменту у него не будут сформированы элементарные нормы и правила этического поведения - ребенку придется туго. Такие неподготовленные дети не умеют поздороваться, извиниться и спросить о чём-то, им сложно найти общий язык с одноклассниками.

И если с детства мы будем учить ребенка азам этикета то в будущем, он вырастет воспитанным и образованным человеком.

Подготовка к школе - это процесс длительный, от того насколько малыш будет расти воспитанным, во многом зависит его дальнейшее успешное обучение в школе.

Предлагаю вашему вниманию игры и игровые ситуации по обучению ребенка вежливости и культуре общения.

1. Разыграйте с ребёнком диалог о культуре поведения между людьми разных профессий. Например: между приветливым продавцом и покупателем, учителем и учеником, врачом и пациентом, водителем и пассажиром. Можно включить в игру и отношения между членами семьи: между приветливой бабушкой и внуком, братом и сестрой и т.д. Вместе обсудите народную пословицу: «Не будь приметлив, а будь приветлив».

2. Участники игры по очереди бросают мяч, называя вежливые слова. Игру можно усложнить, предложив называть, например, только слова приветствия, благодарности и т.д. Возможен также вариант, когда каждый игрок повторяет слова, сказанные другими участниками до него, а потом называет своё слово.

3. Попросите ребёнка с помощью норм речевого этикета спросить, как пройти к зоопарку, бассейну, метро, музею.

4. Предположим, ребёнок часто грубит взрослым, хотя вы неоднократно беседовали с ним на эту тему. Один из стульев, которые есть в квартире, назовите «волшебным стулом», посидев на котором человек перестаёт грубить. Если малыш по-прежнему грубит, попросите его подольше посидеть на этом стуле, прислушаться к себе и постараться больше не грубить.

Можно выбрать несколько «волшебных стульев» и назвать их теми качествами, которых не хватает ребёнку. При возникновении сложностей, разрядите ситуацию тем, что предложите малышу посидеть на стуле вежливости или стуле хороших манер.

5. Интересным и развивающим для ребёнка будет такое творческое задание. Попросите его нарисовать, с кем можно сравнить воспитанного человека. Например, с солнышком, потому что каждое утро оно ласково здоровается со всеми. Это игровое задание можно повторить и немного позже, когда сын или дочь подрастут. Сравните работы ребёнка разных лет. Если задание покажется для малыша сложным, не поленитесь нарисовать свой рисунок и расскажите, кого вам напоминают воспитанные люди.

6. Выучите с ребёнком пословицу: «Скромность каждому к лицу». Поразмышляйте над такой ситуацией: как поступит скромный человек, если получит в подарок самые невероятные вещи - ракету, самолёт, красивую машину, ларец с драгоценностями, волшебный замок и т.д.

7. Если ребёнок не отличается скромностью, придумайте и вместе изготовьте «украшение (бусы, ожерелье) скромности». Это могут быть бусы из желудей или другого природного материала и т.д. (малыш предложит множество идей). Объясните, что это волшебное украшение, которое учит людей скромности. Найдите специальное место для него в квартире, и, если ребёнок будет забывать о скромности, снова предлагайте надеть его и задуматься.

8. Мама или папа объясняют игровую ситуацию: «На полках в магазине стояли вежливые слова. Среди них были слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста); приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер); извинения (простите, извините, очень жаль); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). Но вдруг из открытой двери подул ветер, все слова упали и перепутались. Надо их снова расставить по полкам».

Для проведения игры желательно подготовить карточки с указанными вежливыми словами.

9. Познакомьте ребёнка с пословицей: «Хорошее приметишь - на плохое не оглянешься». Попросите сына или дочку закрыть глаза и вспомнить всех хороших людей в своей жизни; всё хорошее, что с ними когда-либо случалось; все прекрасные места, где они когда-либо бывали; поступки, которыми они могут гордиться и т.д.