Консультация для воспитателей Тема: «Приобщение детей к народной культуре и традициям. Приобщение детей к народной культуре через народные традиции и праздники Консультация для родителей народные традиции

Консультация для родителей детей дошкольного возраста по теме:"Обряды и обычаи русской народной культуры. Наречение имени"

Княжева Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ №12 "Березка",города Киржача, Владимирской области.
Описание работы: Данная консультация предназначена родителям и воспитателям, а также всем интересующимся старинными русскими обычаями и обрядами. В консультации использованы материалы из книги Людмилы Соколовой и Анны Некрасовой "Воспитание ребенка в русских традициях".
Цель: Ознакомление родителей со старинными обычаями и обрядами.
Задачи: Воспитывать и поддерживать интерес к старинным обычаям.
Расширять кругозор.

Выбор имени

Хорошо известно, что в дореволюционной России люди отмечали не день рождения, а день ангела, именины. Многие крестьяне вообще не знали точной даты своего рождения (число, год), зато твердо помнили, в какой день они крещены, в честь какого святого названы.
Считалось, что при рождении Бог дает каждому человеку ангела – хранителя, а при крещении и наречении имени человек приобретает еще и ангела-покровителя – святого,в честь которого он был назван.

По традиционным представлениям, ребенок, не имеющий имени, был опасен – он был ничто.
До совершения обряда крещения, на семейном совете обсуждалось имя, которым может быть наречен младенец. При этом, конечно, руководствовались святками. Но, как правило, наречение имени предоставлялось священнику. Он выбирал его по святцам в соответствии с чествованием того или иного православного святого, совпадающим с днем крещения или рождения ребенка или близким к этому днем. Нельзя было выбирать имя святого, чей день памяти уже миновал, ибо такой святой не мог защитить ребенка.
Веря, что между человеком и его именем существует необъяснимая связь, наши предки очень продуманно, осознанно подходили к его выбору, знали (в отличии от нас!) смысловое значение имени, старались не давать детям «несчастливых» имен.
Люди верили в сакральность и судьбоносность имени. Имя не только выделяет человека, индивида из массы людей, но является его сутью: обретая имя человек, обретает и судьбу (точнее, предрасположенность к определенной судьбе). До сих пор мы нередко судим о человеке, его характере, склонностям по имени. Достаточно вспомнить долго сохранявшийся обычай иметь несколько имен и скрывать подлинное (данное при крещении) имя из опасения привлечь всякого рода несчастья или в надежде обмануть злые силы.
Сильна была в народе и вера в переселение душ. Согласно древним представлениям, души умерших предков не исчезают, они переселяются в новорожденных, возрождая каждый раз этот вечный круговорот жизни и духовных традиций. Не случайно издавна бытовала практика давать младенцам имена умерших старших родственников, чье поведение в семье и общине отличалось добротой и благочестием.
И в наши дни, выбирая имя для своего малыша, мы часто даем ему имя бабушки или дедушки. И это не только дань уважения к старшему поколению. В нас подсознательно живет стремление с самых первых мгновений жизни малыша поставить его под защиту рода, обеспечить ему покровительство предков, а тем самым сохранить физическую и духовную связь поколений.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский, в статье «О народности в общественном» писал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: “Приобщение к народным традициям”

Составила консультацию: Соловьёва Нина Викторовна

Воспитатель высшей категории

Детский сад №45. Красногвардейского района. г.Санкт-Петербург.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский, в статье «О народности в общественном» писал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решению задачи трудового, семейного воспитания.

Слово «традиция» - означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д. Русские народные традиции - одна из составленных частей культурного наследия русского народа.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. К народным традициям относятся праздники(Новый год, Рождество, Масленица, Пасха) обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, загадки, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей. Основные нравственные правила и идеалы понимания добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, устои; представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе.

Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения, народа, своеобразие языка, формы, и содержание разговорных текстов.

Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий - это объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора.

Игра издавна занимает в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу. Народные игры формируют развитие личности.

Слово обладает особой силой воздействия на человека и природу. Слово соединяется с музыкой и движением, игра на музыкальных инструментах, пляски, притопывание - играют огромную роль в народных традициях. В пословицах и поговорках широко отражена народная жизнь в жанре фольклора. Их можно назвать энциклопедией народной жизни.

В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.

Ценность народных традиций огромна, их нужно сохранить, и приобщить детей к народным традициям, русской народной культуре.


Ольга Антуфьева
Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций , воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейнобытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре , народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции , что можно к ним отнести.

Слово «традиция » (от лат. traditio - передача) означает исторически сложившиеся и предаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности, процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д.

Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции - одна из составных частей культурного наследия русского народа .

Рассматривая вопрос приобщения детей к народным традициям , следует отметить очень важную особенность. Характерной чертой русских народных традиций , как и всей культуры, является ее двусоставность. До сих пор элементы дохристианского наследия являются важной составной частью современной русской культуры и находят широкое отражение в народных традициях . Применительно к истории Древней Руси религиозные верования, обряды и традиции , сложившиеся до принятия христианства, называются язычеством. Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическим олицетворением природных сил. Восточнославянская мифология запечатлена русским народов в старинных обрядах и обычаях.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей , давая им знания и опыт организации и само

регуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

К народным традициям относятся праздники , обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры : фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей , основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса , летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа , они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки - отражение старинных приемов воспитания детей , когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа , своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора - старшее поколение пользовалось «тайным счетом» вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелета из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества , необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Глубокая народная мудрость , оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики .

Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

Пчелушки, Серые, малые, Крылышки алые, Носики вострые, Сами пестрые.

В поле идут, Гудут, гудут. С поля идут, Медок несут.

Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами.

Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня , музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.

Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Весна красна,

Теплое летечко!

Люли-люли,

Теплое летечко.

Весна красна,

Что же ты нам вынесла?

Люли-люли,

Что же ты нам вынесла?

Малым деточкам

По яичечку,

Люли-люли,

По яичечку,

Красным девушкам

По женишечку,

Люли-люли,

По женишечку.

Исследователи отмечают, что применяемые русским народом звукопись , игра слов, внутренние рифмы, которыми так богаты приметы, пословицы, загадки, приговорки, сделали бы честь любому поэту. Обращение русских людей с языком, оберегаемым и хранимым им, характеризуется вниманием, благоговением и одновременно свободой, даже лихостью. В обращении народа со словом чувствуется талант творца и удовольствие от работы со знакомым и хорошо поддающимся материалом (А. Ф. Некрылова) .

С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад.

Подрастая, дети погружались в мир народных песен , сказок и былин.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни .

Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. В определенном смысле это историческая память народа , в них живут воспоминания о многих событиях и фактах истории русского государства. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине . Большая их часть обращена к нравственной сути человека : добру, злу, правде, жалости, состраданию . В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей , решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.

Загадки - это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.

Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса.)

Две прямых, одна кривая, посередочке живая. (Лошадь, дуга, оглобля.)

Отсюда вытекают две основные функции загадки : во-первых, она развивает в человеке догадливость, сметливость, сообразительность, а во-вторых, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях.

Таким образом, древнерусские традиции включали в себя укорененные в национальном сознании идеи, ценностные ориентации народа , свойственные ему переживания, характерный для русских образ мышления. Они воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость .

Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках .

Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла еще во времена язычества, и сохранялись они в виде увеселений, обычаев.

Языческие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Через обряды передавался значительный объем знаний о мире : о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями отмечаемыми ею, например Святки,

праздник Ивана Купалы.

Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Кроме уже названных, большой любовью в народе пользовались следующие праздники : Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

Наиболее торжественным, ярким и, пожалуй, самым древним из годовых праздников были Святки. Христианская церковь приурочила к ним три больших праздника : Рождество - начало Святок, Новый год и Крещение, завершающее их.

Наши предки верили, что в праздник Рождества Христова, важнейший и радостнейший церковный день, подобно тому как и в другие важнейшие праздники, играет солнце

Ценность народных традиций огромна , а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры , заветов народа . Если полностью утеряны все народные традиции , может встать под сомнение само существование народа .

Современная система образования ставит своей целью приобщение молодого поколения к исторической памяти народа, следовательно, сохранение ее в наших детях. Прошлое - это фундамент стабильной, полноценной жизни в настоящем, а значит, развития в будущем.

О проблемах России писали К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, отмечая, что «любой другой народ знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, игры, а такая великая нация, как русская - нет!». Народная мудрость, накопленная тысячелетиями, постепенно выработала систему мировоззренческих установок, обуславливая единый облик и национальный дух народа. Родная культура, как часть души ребенка должна стать началом, порождающей личность. Постепенно к детям возвращается национальная память, и ребенок по-новому начинает относиться к народной культуре как средству духовного развития дошкольников.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств и развития духовности. Процесс воспитания в духе патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовно нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, процесс осознания себя в окружающем мире людей.

В связи с этим современные комплексные и парциальные программы по дошкольному воспитанию ставят определенные задачи по приобщению детей к традиционной народной культуре. Существует ряд парциальных программ, таких как «Наследие», «Мой родной дом», «Я человек», и др.

Народная культура - многовековой опыт народа, выражающийся в традициях, обычаях, обрядах и верованиях. Она осуществляет духовную связь с культурными традициями и творческим опытом прошлого поколения.

Рассмотрим механизмы, которые используются народной педагогикой с целью социально личностного, социально-нравственного и духовно-нравственного воспитания детей.

Человек

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, являются средством воспитания и определяют разнообразие форм и методов в работе с детьми дошкольного возраста. Поэтому считается, что традиционность культуры, в том числе и педагогической, есть важнейший признак высокой культуры народа. Чем больше сохранившихся древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура. Высокие результаты социально-нравственного и духовнонравственного воспитания детей в народной среде - один из важнейших предметов анализа педагогической науки.

Народная история

Академик Д. С. Лихачев писал: «В воспитании ребенка особое значение имеет история родного края, этническое прошлое своего народа, «культурная среда», которая создавалась предками в тесном единстве с фольклором, природой, архитектурой, народно-прикладным творчеством, со всей жизнью и общей культурой «малой Родины». Культурно-исторические традиции, заложенные в среде, включают памятники архитектуры, природу, сооружения, памятные места, предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, традиционные ценности и нормы, имеющие культурную значимость, а также совокупность культурных объектов - вещей, образцов деятельности людей, представляющих богатейшие возможности для социально-личностного развития детей. Большое значение в воспитании детей имеет знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей и собирал Русь в единое, могучее государство. Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это великие полководцы – А.В.Суворов, М.И.Кутузов – все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

Достижения народной культуры

Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л.Н.Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К.Д. Ушинский, развивая взгляды Л.Н.Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания. При этом очень важно сохранить чувства национального достоинства. Как отмечает академик Д.С.Лихачев: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI в., если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Теперь определимся с основными средствами социально-личностного развития детей в контексте народной культуры.

Язык и фольклор

«Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. Отнимите у народа все, и он все сможет возродить, но отнимите язык, и он никогда уже более не создаст его...» (К. Д. Ушинский).

Многие педагоги: О.Л.Князева, М.Д.Маханева, К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.И. Водовозова, Г.Н.Волков - указывали на то, что в практике социально-личностного воспитания детей необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В младшем дошкольном возрасте при отборе фольклорного материала необходимо максимально учитывать возрастные возможности детей. Практический опыт показал, для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются потешки, загадки, считалки, скороговорки, короткие сказки – малые фольклорные формы.

В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», все большее место должно уделяться народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Дошкольников знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями. Важно знакомить детей с народной росписью: с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, Дымковской, Каргопольской, Филимоновской игрушкой. Они, пленяя душу гармонией и ритмом, способны увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседы. Использование в образовательном процессе русских народных былин (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли), благотворно сказываются на воспитании детей, ведь особенное внимание в них уделялось теме любви к Родине и защите Отечества.

Народные игры и игрушки

В младших группах детей приобщают к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.). От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках - они требуют уже не только любознательности, но и смекалки.

В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включают в себя пение. Это украшает их, способствует быстрому запоминанию, придаёт им ритмическую слаженность. В хороводах вырабатывается высокая культура поведения, красивого жеста, совместного пения.

С давних времён девушки в праздничных костюмах демонстрировали свое рукодельное мастерство. В игровых формах хороводных песен, чаще веселых, молодежь приобщалась к знанию самых главных сторон жизни, ее уклада. Многие хороводные песни содержали пересказ трудовых земледельческих процессов, например: «А мы просо сеяли», «Уж мы сеяли ленок». Другие подготавливали к будущему вступлению в брак - «Отдавали молоду на чужую сторону».

Приобщение к труду и культуре досуга

Раньше дети всегда были вовлечены в трудовую жизнь семьи. Девочка семи-восьми лет становилась нянькой своих младших братьев и сестер, и вот уже она сама - исполнительница колыбельных, пестушек, потешек. Мальчик того же возраста шел в подпаски и усваивал вместе с навыками труда навыки изготовления нехитрых пастушеских музыкальных инструментов и игры на них.

Во многих обрядах участие принимали дети - колядовали, закликали весну. В русских деревнях на свадьбе в ритуале продажи косы невесты участвовал ее брат, как бы молод или мал он ни был. Дети становились преемниками и носителями вековых традиций, и это активизировало их отношение к жизни. Следуя укладу жизни общины, ее многовековым традициям, формировалась личность ребенка; дети приобретали специальные навыки, без которых существование было бы неполноценным и даже невозможным.

В процессе приобщения к труду дети знакомились со своей будущей профессией и связанной с нею ролью в обществе. В основном это было связано с освоением народных ремесел. Поэтому так важно ознакомить детей с народной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения - часть окружающей жизни, повседневного быта.

Описывая значение народного искусства, известный психолог Б. М. Теплов подчеркивал «его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формирования мировоззрения. Поэтому художественное воспитание, как и музыкальное, является одним из основных средств приобщения детей к культуре и гармоничному развитию личности». В связи с этим методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров.

Интегрированный подход в ознакомлении детей с народной культурой, включающий сведения об истории и культуре России, народных традициях, во все виды детской деятельности являются наиболее оптимальным.

Описанные выше средства и механизмы социально-личностного развития и воспитания детей в ходе освоения народной культуры крайне важны в совершенствовании современной системы дошкольного образования.

tagPlaceholder Tags: консультации для педагогов