Конфликт между родителями и школьным учителем. Конфликт в школе: четыре вопроса юристу

Конфликты между детьми – довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития. Несмотря на то, что конфликты в школе доставляют множество негативных эмоций, как самому ребенку, так и его родителям, они все же полезны, так как учат подростка решать проблемы и находить общий язык со сверстниками. Коммуникативные навыки обязательно пригодятся ему в будущем, не только для выстраивания , но и для продуктивного сотрудничества на работе, ведь современный бизнес требует умения слаженно работать в команде, ответственно относиться к своим обязанностям, а порой даже уметь руководить и организовывать рабочий процесс. Итак, дети должны умет конфликтовать. Но как это правильно делать, чтобы не обижать глубокие чувства друг друга? И как правильно выходить из конфликтных ситуаций?

Причины конфликтов в школе

Чем младше ребенок, тем ниже уровень его интеллектуального развития, и тем меньше в его арсенале социальных навыков для разрешения споров. По мере взросления в сознании ребенка вырабатываются определенные модели взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Такие модели социального поведения сохраняются много лет, и могут претерпеть некоторые изменения лишь в переходном возрасте.

А пока дети растут, они вынуждены учиться бороться за свои интересы. Чаще всего конфликт между детьми в школе возникает из-за борьбы за авторитет. В каждом классе есть несколько лидеров, которые вынуждены противостоять друг другу, вовлекая в конфликт и других учеников. Нередко это может быть противостояние мальчиков и девочек, или, например, одного человека и всего класса. Дети школьного возраста склонны к демонстрации собственного превосходства, иногда даже это может проявляться в циничности и жестокости по отношению к окружающим и особенно к более слабым детям.

Конфликт между учениками может произойти по следующим причинам:

  • взаимные оскорбления и сплетни
  • предательство
  • любовь и симпатии к одноклассникам, не отвечающим взаимностью
  • борьба за одного парня или одну девочку
  • отсутствие взаимопонимания между детьми
  • неприятие отдельной личности коллективом
  • соперничество и борьба за лидерство
  • неприязнь «любимчиков» учителей
  • личные обиды

Чаще всего в конфликты вступают те дети, которые не имеют близких друзей и не увлекаются чем-либо помимо школы.

Предупреждение конфликтов в школе

Несмотря на то, что конфликты помогают формировать у детей социальные навыки, родители должны стараться избегать частых ссор и постоянной своих детей. Ведь конфликт можно разрешить быстро и спокойно, без взаимных унижений и обид. Не стоит влезать в конфликт, особенно если Вы чувствуете, что Ваш ребенок может сам справиться с ситуацией. Чрезмерная опека в этом случае только навредит. Но если Вам кажется, что прекратить конфликт самостоятельно ребенок не может, вмешиваться в ситуацию нужно очень аккуратно. Не нужно сильно давить ни на своего ребенка, ни на его оппонента. Ненужно требовать публичных извинений. Вы не должны вести себя как взрослый, который имеет власть и способен кардинально повлиять на ситуацию. Вы, конечно, мудрее и умнее, чем Ваш ребенок-школьник, но, тем не менее, лучше взять на себя роль друга, который просто подсказывает, что делать, но лично не участвует в выяснении отношений. Это будет более естественно и позволит детям научиться выходить даже из самых сложных ситуаций.

После того, как конфликт исчерпан, поговорите с ребенком. Скажите ему о том, что в его жизни будет еще множество подобных конфликтов, и сейчас нужно учесть все свои ошибки, чтобы не допустить их в будущем.

Очень часто родители задумываются над тем, как избежать конфликта в школе, еще на ранних стадиях, когда только начинают замечать напряженные отношения своего ребенка с одноклассниками или друзьями во дворе. Старайтесь создать в семье такую атмосферу доверия, чтобы ребенок не стеснялся делиться с Вами своими проблемами. В таком случае Ваш совет может помочь быстро исправить ситуацию.

Обязательно найдите для ребенка любимое занятие. Это может быть творческий кружок или . На основе общих интересов ребенок сможет найти себе близких друзей, с которыми он не будет конфликтовать. Это поможет ему отвлечься от глупых разборок в классе за лидерство, за любовь учителей, а иногда даже вовсе без причины.

Современная жизнь невозможна без конфликтов. Поэтому дети должны научиться разрешать их без вражды и агрессии. Ведь только конструктивная критика может позволить принять обоснованное, наиболее правильное и взвешенное решение. Только открытый и прямолинейный диалог помогает выявить скрытые проблемы и наладить нормальные доверительные взаимоотношения. Так что без конфликтов в нашей жизни никуда! Но они обязательно должны быстро разрешаться, так как скрытая агрессия и затаенные обиды могут негативно повлиять на психическое и эмоциональное состояние человека, развить в нем комплексы и привести к продолжительной депрессии.

Конфликтность ребенка ведет к недоверию в его сторону, враждебности, а впоследствии и к закреплению в его сознании стереотипов конфликтного поведения. Обязательно следите за тем, какие отношения поддерживает Ваш ребенок в школе, с одноклассниками и учителями. Старайтесь мягко и аккуратно корректировать его поведение и отношение к окружающим.

Конфликты в школе необходимо своевременно предотвращать и разрешать. Современные методы предотвращения конфликтов позволят решить проблему без последствий для детской психики.

Школьный конфликт – явление неизбежное и многоплановое. Он может возникнуть из ничего: из-за малейшего спора, разницы в пристрастиях, одежде, успехах в учебе.

Происходит это прежде всего потому, что детям свойственно все преувеличивать, упрощать, доказывать «взрослость» и влияние.

Виды и особенности

Каждая конфликтная ситуация уникальна. Она имеет свои предпосылки, явные и неявные, своих участников и индивидуальные способы разрешения.

В любом образовательном учреждении есть несколько основных субъектов: учитель, ученик, родитель ученика и представитель администрации. Они же могут выступать и участниками конфликтной ситуации.

Условно можно выделить несколько видов конфликтов, происходящих в школьной среде:

  1. Конфликты между учениками в школе . Чаще всего они выражаются в борьбе за лидерство в классе. Иногда выбирается «антилидер» — человек для агрессивной травли. В ряде случаев конфликт возникает случайно.
  2. Конфликты между учениками и педагогами . Чаще всего – несовпадение интересов и педагогические ошибки. Проявляются такие конфликты в плохом выполнении или невыполнении поставленных перед учеником задач. Часто такие ситуации возникают в период «акклиматизации», когда в класс приходит новый ученик или учитель.
  3. Конфликты между педагогом и родителем школьника .
  4. Конфликт с участием директора заведения. Встречается достаточно редко, чаще всего решение спорных ситуаций происходит внутри определенной группы.
  5. Проблемная ситуация с участием посторонних .

Подобная типология распределяет конфликты по их участникам. На практике большинство спорных ситуаций относятся к первым трем группам.

Причины и пути разрешения конфликтов в школе

Конфликтные ситуации неизбежны. Однако из каждого случая можно извлечь как отрицательные, так и положительные результаты. Все зависит от того, насколько верно проанализированы причины конфликта, и к каким выводам пришли стороны.

В каждом случае возможен конструктивный и деструктивный способ разрешения конфликта:

  1. При конструктивном способе итоги конфликтной ситуации устроили всех заинтересованных участников.
  2. При деструктивном варианте кто-то (возможно, все) остались неудовлетворенными.

Разберем основные конфликтные ситуации подробнее.

Ученик – ученик

Конфликты между детьми, как внутривозрастные, так и межвозрастные – дело обыденное. Учитель в данном случае выступает в роли наблюдателя, он же может помочь в разрешении спорной ситуации.

Почему возникают

  1. Первая причина возникновения конфликтных ситуаций между учащимися – это возраст. Агрессия в младшей школе – это результат недостаточной социализации. Дети еще не понимают, как поступать по отношению к другим людям, не осознают разницы между «можно» и «нельзя».
  2. Конфликты в средней школе – более осознанны. Ученик понимает разницу между добром и злом. Здесь многое зависит от воспитания, авторитета учителя, как наблюдающей стороны. Усложняются и непосредственные причины разногласий. Наряду с обычными детскими обидами появляются борьба за лидерство в группе, борьба между группами, личное соперничество.
  3. Один из самых опасных видов конфликтов – социальный. Дети из полных семей часто конфликтуют детьми из неполных. Результатом может быть как неконтролируемая агрессия с любой стороны, так и попытка замкнуться. Очень важно своевременно выявить проблему и разрешить оптимальным способом.
  4. Также нередки этнические конфликты, когда в классе обучаются представители различных этнических групп.

Пути решения

В ряде случаев конфликтная ситуация разрешается внутри группы, без вмешательства посторонних. Однако важно за ней следить, направлять и контролировать:

  1. Роль учителя. Грамотный педагог может разрешить конфликт на начальной стадии, исключив его дальнейшее развитие. Одна из профилактических мер – максимальная сплоченность детского коллектива. В школах устраиваются различные мероприятия, конкурсы. При этом важно следить, чтобы не возник межклассовый конфликт.
  2. Роль родителя . Однако не всегда педагог в современной школе имеет достаточный авторитет у учеников. Свою роль в разрешении конфликтных ситуаций играют и родители. Способ урегулирования в данном случае зависит от отношений в семье. К примеру, если отношения родителей с детьми натянутые, не стоит разговаривать по душам, родители просто не смогут вызвать ребенка на откровенность. В таком случае лучше подобрать соответствующую историю «из жизни» и изложить в «подходящий момент».

Ученик – учитель

Конфликтная ситуация между учеником и учителем – одна из самых распространенных в школьной среде. Условно такие ситуации можно разделить следующим образом:

  1. Конфликты, возникшие в связи с плохой успеваемостью или неуспеваемостью учащегося, а также при выполнении различных внеучебных заданий. Чаще всего он возникает из-за утомления ученика, слишком трудного материала, отсутствия помощи со стороны учителя. Сегодня такие ситуации возникают, в том числе, потому, что учитель предъявляет чрезмерные требования к учащимся и использует отметки по предмету, как средство наказания.
  2. Реакция педагога на нарушение учащимся определенных правил поведения в учебном заведении и за его пределами. Чаще всего причина – в неумении педагога оценить сложившуюся ситуацию и правильно проанализировать поведение ученика. Как следствие – неправильные выводы о произошедшем. Ученик с такими выводами не согласен, в результате возникает конфликтная ситуация.
  3. Эмоциональные и личностные конфликты . Обычно являются результатом недостаточной квалификации педагога и неверного разрешения прежних предконфликтных ситуаций. Имеют личный характер, нередко длятся годами.

Почему возникают

Среди общих причин конфликтов можно выделить:

  1. Недостаток ответственности педагога за грамотное разрешение конфликтных ситуаций.
  2. Различный статус и жизненный опыт участников проблемной ситуации, что определяет их поведение.
  3. Невозможность взглянуть на конфликт «со стороны» . Одна проблема глазами педагога и ученика видится по-разному.


Пути решения

Чаще всего конфликт с учителем – результат его неправоты. Ученик только начинает социализироваться, учитель уже прошел определенный путь:

  1. Не допускается повышение голоса на учащихся . Это может привести лишь к обострению проблемной ситуации. На любую реакцию со стороны ученика необходимо реагировать спокойно, контролируя эмоции.
  2. Нужно тщательно продумывать серьезные психологические разговоры с учениками. Если нужно кого-то наказать, это необходимо сделать максимально корректно, не ставя «на вид». Если источником конфликта является проблемный ученик, его можно дополнительно стимулировать, например, дав важное задание.

Учитель – родитель ученика

Конфликтная ситуация между родителями и учителями – явление относительно новое, но набирающее обороты. Она возникает из-за взаимного недоверия и разного отношения к ребенку.

Почему возникают

Есть два взгляда на проблему: учительский и родительский. С точки зрения родителя, проблема в следующем:

  1. Недостаток компетентности преподавателя: неправильно учит, не общается с родителями.
  2. Педагог не умеет найти подход.
  3. Необоснованное занижение оценок, чрезмерные требования к ученику.

Учитель выдвигает свои претензии:

  1. Родители не уделяют внимания правильному воспитанию ребенка.
  2. Необоснованные требования родителей к учителю, нередко превышающие его служебные обязанности.

Непосредственной причиной конфликта может стать что угодно: неосторожное замечание, плохая отметка, агрессия, придирки.

Пути решения

Пострадавшей стороной в любом случае останется ребенок, потому разрешать конфликтную ситуацию следует быстро. При необходимости привлекается неформальный лидер – в каждом родительском коллективе такой есть.

Прежде всего, необходимо признать наличие конфликта и необходимость его разрешения. Обе стороны должны зафиксировать свой взгляд на проблему, полностью сознательно и добровольно. В переговорах участвуют лишь непосредственные участники конфликта плюс «судья», максимально отстраненный человек, который разрабатывает варианты разрешения.

Непосредственных путей решения конфликта может быть много. Радикальные варианты – уход учителя или ученика из школы. Менее радикальные пути заключаются в поиске компромиссов.

Учитель и родитель должны видеть друг в друге не конкурентов, а соратников и использовать основной принцип семьи и школы – «не навреди».

Способы профилактики школьных споров

Во многих случаях предотвратить конфликт поможет правильная диагностика ситуации. Каждому обострению проблемы предшествует предконфликтная ситуация, проработав которую можно избежать агрессии.

  1. Один из способов предотвращения конфликтов – наблюдение за учениками, поиск общих интересов, целей. Если ученики будут объединены какой-то целью, многие проблемы попросту снимаются.
  2. Другие проблемы (ревность, личные мотивы) решаются индивидуально. В некоторых случаях достаточно просто поговорить, в других – необходима помощь профессионального детского психолога.

В любом случае очень важно не упустить момент. Если конфликт вошел в активную стадию, предпринимать меры по его предотвращению бессмысленно.

Видео: Конфликты в школе

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Конфликт в школе между родителями

В школе произошел конфликт между родителями учеников 1 класса. Родители при детях не стеснялись в выражениях и угрозах. Какой акт необходимо составить о произошедшем и как отреагировать на неадекватное поведение родителей (предупреждение, уведомление о недопустимости)

А Вы, видимо, учитель. 1. Понять, по какой причине произошел конфликт. И кто его начал. 2. Спокойно поговорить с самым конфликтным родителем, пригласить его в школу, и при свидетелях (это может быть завуч, или другие учителя) попросить его больше так не делать. Жестко попросить, но доброжелательным и мягким тоном. Объяснить, что этика школы не допускает такого поведения. И еще сказать, что в случае подобного нарушения дисциплины с Вашей Стороны будем вынуждены с Вами попрощаться.

Можно ли Вам предложить тему для консультации - Конфликт в школе между родителями: Ребенок во 2 классе на перемене во время бега натолкнулась на мальчика, упала на него, на нее упала еще одна девочка в результате порвалась вязанная жилетка у мальчика. Теперь родители требуют возместить ущерб от упавшей девочки за жилетку. Родители девочки согласны оплатить при условии предоставлении товарного чека. Либо кассового чека за эту жилетку. Мама мальчика предоставила товарный чек без штампа магазина и без кассового чека. Мама мальчика начала угрожать, мы напишем коллективное письмо директору школы чтобы вашу девочку исключили из класса. Как разрешить этот конфликт? Права ли мама мальчика.

Это вопрос не юридического характера, общечеловеческого. Здесь нет правых и виноватых, по Закону никто конечно же не обяжет родителей компенсировать вред в данной ситуации. Договаривайтесь мирно. С Уважением, адвокат в г. Волгограде – Степанов Вадим Игоревич.

У нас в школе между родителями проижошел конфликт, но одна родительница настраивает своего ребенка против другого, потом одного из детей по прозбе родительницы вызвал психолог и стал распрашивать, Скажите законно ли без родителей распрашивать и вызывать ребенка, теперь ребенок боится что ее вызывут к директору! Что нам делать! Спасибо.

Добрый день, в том, что с вашим ребенком проводил беседу психолог без разрешения родителей усматривается прямое нарушение законодательства. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. n 273-фз "Об образовании в Российской Федерации" статья 42. статья 44. Кроме того, в результате такой беседы был нанесен психологический вред, развились фобии и стрессы. Есть основания для обращения в прокуратуру!

Вчера в школе у 13 летнего сына произошла драка, конфликт между детьми и родителями улажен, НО у меня вопрос: имела ли право завуч школы брать письменную объяснительную с несовершеннолетнего ребенка и проводить с ним разъянительную беседу на повышенных тонах без извещения родителей, можноли привлечь завуча за то, что она угрожала сыну напинать по голове и за ее не педагогическое поведение, я имею ввиду оскорбления и значительное повышение голоса (просто орала) на ребенка?

Взятие объяснительной с несовершеноглетних учителями не предусмотрено ФЗ Об образовании в РФ. Вы можете завуча привлечь к административной ответственности по факту оскорбления ст52.7 КОАП РФ Для это следует обращаться в прокуратуру

Произошел конфликт в школе между мальчиком и девочкой. Словесная перепалка. Приехали родители девочки и отец ее поднял руку на мальчика. Что делать родителям мальчика?

Поступить так, как велит совесть...

Из-за конфликта в классе между классным руководителем и несколькими родителями директор школы объявила, что если кл.рук. откажется от класса-она не будет настаивать ее не делать этого. В результате объявила-что в классе будет каждый месяц новый кл.рук., т.к.она заставить никого не может. Так и случилось... законно ли это-каждый месяц у детей новый кл.руководитель?

Федеральное законодательство это не регулирует.

В приёмной директора школы в присутствии родителя произошел конфликт между учителем и директором (учитель повысил голос при ответе на вопрос директора - сработал стресс и усталость, накопившаяся за учебный год). На следующий день учителю было сказано, что директор сделает все, чтобы аннулировать категорию и звание, нагрузку уменьшит до 18 часов (предварительно было - 19) и, конечно, вынесет вопрос о поведении учителя на педсовет. У педагога 20 лет стажа, победы учащихся на олимпиадах, конкурсах и т.д., нормальные, ровные отношения с родителями, учениками и коллегами. Что делать в этой ситуации учителю (да, он должен был в любом случае сдержаться), и правильно ли ведет себя директор школы?

Полагаю, что сказанное директором было в пылу ярости. Таких полномочий у директора нет, кроме снижения нагрузки. Часы уменьшить это в его компетенции, но не ниже, предусмотренной законом - 36 часов в неделю. Не думаю, что придется вмешиваться в Ваш конфликт Ольге Ивановне Шитиковой(ГРОНО). При необходимости я к Вашим услугам.

Ребенок пошел в первый класс. В школе между детьми конфликты. Некоторые родители начали писать о моем ребенке в интернете, выставляя его не в лучшем виде, при этом настраивая своих детей к коллективному избиению. Что делать? Как бороться с такими родителями?

обратиться с жалобами в департамент образования и в прокуратуру

это недопустимо, собирайте доказательства при наличии оснований с иском в суд

если называется имя ребенка или публикуется его изображение можно обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства, а также о защите права на изображение, Кроме того, можно обратиться в суд с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту клеветы или оскорбления.

В школе произошел конфликт между родителем и родительским комитетом. Родительский комитет для школьных нужд просил внести денежные средства. Родитель отказался. Член родительского комитета общаясь в классе без педагога с детьми обронила непродуманную фразу, которую ребенок передал родителю. В результате родитель письменно обратился в школу с просьбой разобраться в ситуации, грозясь обратиться дальше в прокуратуру.

Филологов не понимает физтех - молчат в ти­шине.

глухонемых нужен свет.

Р.Рождественский

По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счете- эффективность воспитательного процесса, как школьного, так и домашнего. От этого зависит позиция, стратегия и тактика в работе классного руководителя с родителями учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№7»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Статья

Подготовила

Иванова Светлана Ханифовна

Учитель начальных классов

г Нижнекамск

2012

ЕСЛИ ВОЗНИКАЕТ КОНФЛИКТ «ШКОЛА - РОДИТЕЛИ»

Филологов не понимает физтех - молчат в ти шине.

Эти не понимают тех, а этих - те…Для разговора

Глухонемых нужен свет.

Р.Рождественский

По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счете- эффективность воспитательного процесса, как школьного, так и домашнего. От этого зависит позиция, стратегия и тактика в работе классного руководителя с родителями учащихся.

Если в первом приближении рассмотреть отношения «родители- школа», то с явной очевидностью просматриваются три основных типа отношений, а значит и три основные тактики взаимодействия.

1. Ситуация, когда родители полностью, всецело принимают и понимают школу. Столь благоприятная ситуация складывается, если родители стремились определить ребенка именно в эту школу («сами в ней учились», «школа избранного профиля», «школа с новаторскими идеями обучения и воспитания», «школа в округе слывет как «хорошая», «добрая», «ребенку в будущем пригодится именно такая подготовка», «есть знакомые учителя», «школа хорошо оборудована, имеет благопристойный вид» и т.п.). В этой ситуации родители, как правило, полностью принимают все требования, спо собствуют их выполнению детьми, исповедуют доброжелательное отношение к школе и учителям, которое, естественно, передается и детям; с удовольствием помогают (материально и морально) в организации учебно-воспитательного процесса.

2. Ситуация, когда родители нейтрально, а порой и равнодушно относятся к школе, что объясняется разными причинами, разной позицией родителей: «наша школа хорошая - я вполне доверяю ей своего ребенка», «я занимаюсь своим делом, а школа - своим», «учителя лучше знают, как надо обучать и воспитывать», «в дела школы вмешиваться не надо: если позовут - тогда прихожу», «мой ребенок хорошо учится, не нарушает дисциплину - все идет нормально». К этой группе семей относятся и родители, воспитыванием детей не занимающиеся (по разным причинам). В этой ситуации чаще всего родители принимают все, что исходит от школы, не вмешиваются в ход учебно-воспитательного процесса, не мешают школе, но и существенной помощи не оказывают. Процесс семейного воспитания строят (либо пускают на самотек) по собственному усмотрению, руководствуясь своей жизненной и педагогической позицией, своими методами и приемами. При этом такое равновесие долго продолжаться не может, ибо при отсутствии взаимопонимания и взаимодействия школы и семьи ребенок чаще всего попадает в своеобразные «педагогические ножницы»: содер жание и методика воспитывания семьи и школы входят в проти воречие, которое усугубляется по мере взросления ребенка, ста новления его жизненной позиции, развития его критериев оценки жизненных явлений, а, следовательно, - и критического отношения к воспитателям (родителям и педагогам).

3. Ситуация неприязненных, конфликтных, противоречивых от ношений родителей и школы, если изначально либо в процессе последующего общения возникают коллизии типа: «педагоги не понимают моего ребенка», «школа с предубеждением относится к моему сыну (дочери)», «в этой школе ничего хорошего нет...», «после того случая (...) мой ребенок ненавидит свою школу, а как же я могу к ней хорошо относиться», «педагогика школы - это насилие над личностью: я только по необходимости терплю это», «в других школах все (...) гораздо лучше», «конфликт с... определяет мое отношение к школе», «школа мне не нравится, но удобно, что она рядом с домом», «школа вообще консервативна», «в учителя вообще идут одни жизненные неудачники или недоучки» и т.п. в этих и подобных ситуациях возможна различная степень непони мания, противоречивости отношений, противостояния и даже про тиводействия, «борьбы» двух сторон: скрытые и явные конфликты, жалобы в высшие инстанции, письма в газеты, проявления протеста в действиях..., объектом которых, естественно, становится ребенок, отдельные группы детей, классы и школа в целом. Разумеется, в этих условиях нарушается нормальный ход учебно-воспитательного процесса в школе, не в выигрыше и домашнее воспитание детей.

Классному руководителю, во внимании и интересах которого взаимоотношения с родителями класса, небезразлична атмосфера в системе отношений «родители - школа»: хотим мы или не хотим, она неизменно является фоном, на котором строятся собственные отношения классного руководителя с классом и коллективом ро дителей. И поэтому на первой же встрече с родителями классный руководитель ощущает либо безоговорочное и быстрое принятие всего, что он предлагает, либо нейтрально-равнодушное отношение, либо скрытую или явную настороженность, оппозиционность и даже враждебность. В порядке рекомендаций, пожеланий начинающему (молодому) классному руководителю следует порекомендовать немедленно, при первом же общении с родителями и детьми «снять» перенесенное с общешкольных масштабов явное или намечающееся противосто яние и предотвратить возможное противодействие. Как? Во-первых, через формирование отношения детей к своей личности: первыми интересными и полезными уроками и внеклассными делами, про явлением внимания к классным делам и личности каждого ученика, культурой общения, заманчивыми перспективами общих дел, вы разительностью нравственной и эстетической позиции, широкой эрудированностью и кругозором... Во-вторых, необходимо сразу установить определенные отношения с родителями: на первом же собрании знакомства с родителями раскрыть свою жизненную и педагогическую позицию, показать привлекательность своей лич ности (тактично, ненавязчиво, скромно), по - возможности «снять» явные общешкольные противоречия в отношениях «дет - школа», «родители - школа», показать родителям «что хорошего я увидел (а), познакомившись с вашими детьми», раскрыть удовлетворяющие родителей перспективы учебно-воспитательной работы с классом, вынести на обсуждение наиболее острые классные проблемы для выработки общей стратегии и тактики воспитания (и школьного, и семейного), обязательно в конце первого собрания предложить родителям (каждому!) письменно или устно высказать свои суж дения по поводу услышанного, замечания, вопросы, предложения, дополнения, соображения, рекомендации, просьбы... Обязательно дать возможность сейчас, немедленно, и в будущем иметь инди видуальные встречи и консультации с классным руководителем. И еще: при первых же контактах очень важна тональность отношений: доброжелательность, культура психолого-педагогическая, культура речи, позитивная эмоциональность (и противовес равнодушно-ад министративному безразличию), выражение позитивного настроя на детей и родителей, мажор и оптимизм по поводу существующих с классом и отдельными учащимися проблем, проявление велико душия, готовность к позитивным отношениям с родителями, вы сказывание тактичного отношения к своему предшественнику («хо рошему» ли - «плохому» ли, принятому- непринятому родителями и учащимися, доброму - сердитому ли...)...

Такое начало позволит классному руководителю выстроить си стему собственных позитивных отношений с родителями. И это не значит, что эти отношения будут ровными, исключительно поло жительными, бесконфликтными. Такого быть не может, ибо в основе этих отношений - жизнь со всеми ее радостями и печалями, взлетами и падениями, ровным течением и коллизиями. Жизнь учащихся, взрослых - педагогов и родителей; жизнь, протекающая за пределами семьи и школы, неизменно вторгающаяся в учебно-воспитательный процесс.

Конфликт в педагогике и психологии трактуется как несовпа дение, несходство во взглядах, точках зрения, убеждениях, кри териях оценки жизненных явлений, мировоззрении, отношениях к объектам окружающего мира. Конфликт - это противоречие, в диалектическом подходе к явлениям (в том числе педагогическим) - источник всякого развития. Разрешенный конфликт способствует позитивному развитию, прогрессу - ученика, отношений в классе и с родителями, самого педагога» Неразрешенный конфликт усу губляет неприязненные взаимоотношения, нарушает нормальный учебно-воспитательный процесс, разрушает наметившиеся контакты учителя и учащихся, родителей и детей, сводит на нет позитивные явления в классе и в семье... Вот почему классный руководитель должен овладеть теорией диалектического противоречия и конф ликта (в этом ему поможет имеющаяся философская, педагогиче ская и психологическая литература) и постоянно анализировать и «вести» разрешение конфликта в отношениях «учитель - уча щиеся», «учитель - родители» по линии их позитивного развития.

С этой целью необходимо раскрыть здесь типы возможных конфликтов в отношениях классного руководителя с родителями, их основные причины, способы разрешения и условия, в которых разрешение конфликтов возможно.

Итак, начнем наш анализ с перечня причин, которые могут породить конфликты разной степени сложности и глубины между классным руководителем и родителями.

Первая группа - причины объективные:

Различия в уровне образования и культуры, мировоззрении, ценностных ориентациях (политических, экономических, нравствен ных, эстетических, экологических, поло-ролевых...), в убеждениях..;

Различия в уровне психолого-педагогической, этической, эс тетической... подготовленности к воспитанию и обучению детей;

Возрастные и половые различия педагога и родителей;

Различия в типе отношений к ребенку, объясняемые их назначением и воспитательными функциями: в основе отношения родителей - чувство любви и родственные связи, в основе отно шения педагога - общественные и общечеловеческие требования;

Однобокая, односторонняя информированность о ребенке (у родителей - из наблюдений в домашних условиях, у педагога - в системе общественных отношений различные видов деятельности, некоторые из которых отсутствуют дома);

Предъявление завышенных требований родителей - к пе дагогам, педагогами - к родителям;

Разница условий, материальных и духовных, для реализации задач воспитания и развития детей (интеллектуального, физиче ского, эстетического, нравственного..») - наличие помещений, обо рудования, пособий, технических средств, специалистов и т.д.

В каждом конкретном случае необходимо учитывать и причины субъективного характера, кроющиеся в личностных особенностях классного руководителя и родителей:

Личностные качества: особенности протекания психических процессов (ощущения, внимания, памяти, мышления, речи...), на правленности личности (потребностей, мотивов, склонностей, ин тересов, убеждений, мировоззрения), способностей (общих и спе циальных), темперамента, экстравертности-интравертности, черт характера...;

История жизни и воспитания, события семьи и ближайшего окружения, повлиявшие на жизненную и педагогическую пози цию;

Сложившийся стереотип в понимании воспитания: воспитание - как стимулирование развития ребенка, как процесс интуитивный, «как нас воспитывали», «как... наказать, пригрозить, запугать...», как бесконечное морализирование, как книжно-наукообразное (что нередко встречается в семьях с высоким уровнем образования, в педагогических семьях);

Предшествующие мелкие и крупные, краткие и затяжные конфликты;

Отношение ребенка к учебно-воспитательному процессу в школе;

Недостатки и отклонения в психике, наличие психических заболеваний (нервозность, истерия, неврастения...);

Вредные привычки (алкоголизм, курение, наркомания;

Анализируя причины и условия появления конфликтности в от ношениях с родителями, классный руководитель, как правило, вы являет несколько моментов, которые образуют так называемую слож ную совокупную причину. Знание ее позволяет грамотно распознать, предотвратить и преодолеть имеющиеся или возникающие конфликты.

Теперь приведем перечень типов возможных конфликтов в от ношениях «классный руководитель (учитель) - родители» по воз растающей степени глубины и сложности:

Несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно жизненных явлений: книги, кинофильма, спектакля, похода, му зыкального произведения... (такого рода противоречие не затраги вает ни одну из сторон);

Несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно ребенка (воспитанника), его отдельных поступков и поведения (это противоречие уже затрагивает эмоциональную сферу сторон);

Спор, непродуктивная дискуссия по поводу личностных осо бенностей ребенка, его жизненной позиции, отношения к нему родителей, содержания и методики учебно-воспитательного про цесса в школе... (это противоречие уже затрагивает жизненную и педагогическую позицию тех и других);

Ссора, прерывание отношений на краткий или более дли тельный срок - могут привести к более устойчивым конфликтам, даже противодействию (непосещению родительских собраний, под черкнутому игнорированию требований, жалобам администрации школы и других органов народного образования...);

Разрыв - конфликт, доведенный до крайней точки, в отношениях образовалось противостояние, делающее невозмож ным дальнейшее сотрудничество в воспитании ребенка; чаще всего в таком случае родители или классный руководитель ставят вопрос о переводе ребенка в другой класс или в другую школу.

Проведя анализ степени конфликтности своих отношений с родителями, классный руководитель выбирает адекватные способы разрешения конфликта:

Сведение незначительных, несущественных проблем взаимо отношений к шутке;

Компромисс (действия на основе взаимных уступок);

Перенос внимания на другие, более приятные, значительные, важные... объекты отношений (с тем, чтобы вернуться к нерешен ным проблемам на волне доброжелательности, спокойствия, педа гогического такта...);

Спокойный и деловой анализ сложившейся ситуации;

Выражение (подчеркнутое) доверия, заботливости, располо женности, любви... к ребенку и родителям;

Временный отказ от своего требования;

Привлечение других лиц (директора школы, завуча, учите лей-предметников, специалистов-профессионалов, других членов семьи...) в качестве «третейского судьи»;

Выяснение острых проблем и вопросов в других обстоятельствах (в другое время, на иной территории, в новых, необычных формах):

дома за чашкой чая, в библиотеке, в сквере..., отсроченное во времени...;

Проявление авансированного доверия, уважения, надежды, веры (для родителей неблагополучных семей);

Конструктивный диалог (склонение родителей на свою сто рону в продуманном и логически вычисленном диалоге со специ ально отобранным содержанием, убедительными доводами, доказа тельными фактами и т.д.;

Умение поставить себя на место противоположной стороны, оценить все «ее глазами и умом» и избрать на основании этого верное решение и выстроить логику действий;

Использование метода «параллельного действия» А.С. Мака ренко: умелое приведение примера из литературы, истории, жиз ни, аналогичного сложившейся ситуации, чтобы родители по аналогии выбрали верную позицию;

Личный пример педагога в умении использовать все пере численные способы выхода из конфликта с целью рациональной организации развития ребенка и классного коллектива.

Очень важно при организации классным руководителем разре шения конфликтных ситуаций учитывать необходимые условия. А в случае их отсутствия следует подумать о возможности их создания.

Основные из них таковы:

Убежденность обеих сторон в необходимости разрешения конфликта;

Психолого-педагогическая грамотность, хотя бы на уровне элементарном;

Этическая образованность, владение нормами культуры по ведения, соблюдение правил этикета;

Психологическое здоровье сторон (в противном случае уме стно участие врача-психоневролога, невропатолога, психиатра);

Скрытость конфликтных отношений классного руководителя и родителей от учащихся.

Таким образом, анализ причин возникновения конфликтных отношений, типов их, способов выхода из конфликтов с учетом конкретных необходимых условий помогает классному руководи телю управлять ситуацией возникновения, развития и разрешения конфликта, сделав его источником развития взаимоотношений с родителями, а, следовательно, - средством повышения эффектив ности всего учебно- воспитательного процесса.

Литература

  1. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? как? М., 1993.
  2. Архипова И.А. Подготовка ребёнка к школе: Книга для родителей будущего первоклассника. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 224 с.
  3. Гатальская Г.В., Крыленко А.В. в школу – с радостью. Практическая психология для учителя. – Мн.: Амалфея, 1998. – 240 с.
  4. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: Дом педагогики, 1996.
  5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении- М., 1987.
  6. Классные часы. 2 класс / сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 271с.
  7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1976. Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с англ. Под ред. Пилиповского ВЛ. М., 1992.
  8. Родительские собрания. 2 класс. Шаги к мудрости / авт.-сост. В.Н. Максимочкина. - Волгоград: Учитель, 2008. – 168 с.
  9. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
  10. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  11. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993
  1. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? – Москва – Рига, ПЦ «Эксперимент», 2000. – 224 с.
  2. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.
  3. Цукерман Г.А., Поливанова Е.В. Введение в школьную жизнь. – Томск, 1993.
  4. Шуркова Н.Е. Педагогическая технология. (Педагогическое воз действие в процессе воспитания школьника). М., 1992.
  5. Шуркова Н.Е. Вы стали классным руководителей. М., 1986.

Каждый родитель когда-то был ребенком и ходил в школу, поэтому родители не понаслышке знают, что такое школьные конфликты. Даже если взрослый, будучи ребенком, не участвовал в конфликте активно, а только являлся наблюдателем этого конфликта, все равно переживания были достаточно велики, и справиться с ними было непросто. Именно поэтому, когда родитель узнает, что у ребенка в школе конфликт, то в душе возникает буря чувств и переживаний. Иногда это страх и непонимание, иногда это злость и желание всех наказать. Как же действовать правильно, так чтобы помочь ребенку, а не навредить?

Корни школьных конфликтов – в семье

Конфликты могут быть очень разными, это может быть конфликт с учителем или с детьми, ребенок в конфликте может быть чрезмерно агрессивным или, наоборот, чувствовать себя жертвой ситуации. Однако корни всех проблем ребенка всегда будут лежать во внутрисемейных отношениях. Родители могут мне возразить: как же так, у нас в семье все хорошо, мы любим своего ребенка, и вот он идет в школу, и у него начинается конфликт, разве не школа виновата в этом?

Школа, безусловно, несет часть своей ответственности за происходящее, однако обращу ваше внимание на то, что не у 100% детей в одних и тех же условиях возникают конфликты. Зависит это прежде всего от того, насколько ребенок умеет адаптироваться к новым условиям, насколько у ребенка достаточно внутреннего ресурса для того, чтобы не разрушаться от школьного стресса, а наоборот тренироваться и становиться сильнее, то есть обогащать свой опыт по преодолению трудных ситуаций.

Итак, если у вашего ребенка конфликт в школе, прежде всего обратите внимание на то, что происходит у вас дома. Если вам удастся понять, какая домашняя ситуация может травмировать ребенка, и по возможности изменить ее, то конфликты в школе прекратятся.

Вмешательство родителя

Стоит ли идти в школу? Конечно, стоит. В любом случае важно выяснить, что происходит, выслушать разные точки зрения и по возможности защитить ребенка. Помните, что когда мы идем в школу, то нам сложно сохранять нейтральную позицию. Ведь мы когда-то были учениками, и поэтому фигура учителя часто воспринимается нами неадекватно. Однако ваша задача разобраться с тем, что происходит в школе. Важно узнать позицию школьников, замешанных в конфликте, и позицию учителя, возможно, позицию школьного психолога. Это поможет вам составить наиболее адекватную картину того, что происходит.

Если вы замечаете, что ваш ребенок рассказывает вам о проблеме совсем не так, как говорят об этом другие дети и учителя, не спешите обвинять кого-то во лжи, вполне вероятно, что каждый из участников конфликта видит ситуацию по-своему. Нет смысла выводить кого-то на чистую воду.

Как правильно помогать

Разговаривая со своим ребенком, помните, что ваши рекомендации о том, как надо поступать в той или иной ситуации, ребенок не сможет использовать, потому что в ситуации конфликта мы действуем так, как чувствуем. Поэтому намного полезнее поговорить о чувствах ребенка. Если поступки мы склонны расценивать как правильные или неправильные, то чувства не могут быть неправильными. Чувства - это то, что мы в данный момент переживаем, это наша реальность, наше бытие. Поэтому если вы сможете разделить с ребенком его чувства, то вы очень ему поможете, он почувствует, что вы его понимаете, получит вашу поддержку, а следовательно, у него появится ресурс на то, чтобы справляться с подобными ситуациями.

Детям также помогает, когда мы, взрослые, делимся с ними своими детскими трудностями. Если вы расскажете, что у вас в школе был тоже какой-то конфликт или сложности во взаимоотношениях, то это поможет ребенку почувствовать, что он не один такой «неправильный», что конфликтные ситуации случаются и с другими детьми и даже с его родителями. То, что вы прошли через это, даст ребенку уверенность в том, что и он справится с этой непростой ситуацией.

Важно помнить, что опыт решения конфликтов очень полезен и в будущем обязательно пригодится вашему ребенку. Поэтому нет смысла беречь детей от конфликтов, важнее научить их решать эти конфликты.