Проблема умных женщин. Женщина, знай своё место! Проблема умных женщин Нужна ли сила, если есть ум

Легко ли быть супругой женоненавистника?

Что все мужики козлы, — аксиома, известная женщинам давным-давно. Ну а что бабы дуры, считают, конечно, не все мужчины, но очень многие. Дуры-то они дуры, но деваться от них мужику с нормальной сексуальной ориентацией тем не менее некуда. Приходится приспосабливаться, учиться жить рядом с этими существами в юбках.

Парни, вы не одиноки! Вот уже больше двух лет в России существует «Клуб женоненавистников», который помогает мужчинам в этом нелегком деле.
Сегодня клуб насчитывает около 200 членов, и ряды его пополняются день ото дня. Причем в самое ближайшее время мужчины планируют зарегистрироваться как политическая партия (благо вступил в силу президентский указ, упрощающий эту процедуру). Корреспондент «МК» встретился с идейными лидерами КЖН и выяснил все подробности жизни их клуба.

Готовясь к встрече, я, честно говоря, ожидала увидеть или жестоких маргиналов, или гламурных геев, или брутальных качков, сосредоточенных только на своем теле. Но оказалось, что женоненавистники вполне себе приятные и симпатичные молодые мужчины. Встретились мы в вип-комнате столичного спорт-бара, так как в этот вечер был матч между ЦСКА и «Спартаком».

— У нас привилегии во многих московских заведениях, — рассказывает Александр Ромашат, председатель и создатель клуба. — В автосалонах, адвокатских практиках, турагентствах... Это потому, что нас много и среди членов есть самые разные люди.

Сам Александр — молодой и перспективный юрист. Два года назад у него случилась трагедия в личной жизни — бросила девушка. Он долго переживал, страдал, а потом решил, что нельзя позволять никакой женщине так над собой издеваться. Нужно, чтобы женщины знали свое место, в том числе и в жизни мужчины. И тогда у него созрела идея создать «Клуб женоненавистников». Сначала в нее вступили друзья, потом друзья друзей... Сегодня клуб уже имеет статус интернациональной организации: некоторые состоящие в ней члены живут в Европе, США и Таиланде.

— Наши собрания проходят три раза в год. Так написано в регламенте, — поясняет Александр. — И каждый член обязан посетить хотя бы одно в году. Жена не пустила — такое не является уважительной причиной.

— Подождите, какие жены? Вы же женоненавистники!

— Ну конечно, «КЖН» не против женщин, ибо других жителей планеты мы, мужчины, любить при всем желании не можем. Мы скорее за нормальные отношения между полами. Равноправные. А чаще получается так, что в семье женщина правит бал.

— И если мужик не может усмирить свою бабу, то мы его в свои ряды не принимаем, — вступает в разговор активный член «КЖН» военнослужащий Андрей Жигачев. — Есть у меня такой приятель, два года уже в клуб просится, но мы его не берем. Потому что он позволяет своей гражданской жене кричать на него в присутствии друзей. Она его никуда не пускает одного. Такие подкаблучники нам не нужны!

Жена не стена

Ребята рассказали, что некоторые ныне активные женоненавистники в свое время попадали под пресс женщин по незнанию и неопытности. И тогда парней приходилось выручать всем клубом. Например, когда один их собрат стал отцом, молодая жена тут же взяла его в оборот и перестала вообще отпускать к друзьям. Он не мог ни в футбол поиграть, ни пива в бане попить. Пришлось председателю и еще нескольким членам лично идти к молодой супруге и уговорить (потребовать) изменить свое отношение к мужу.

ТРЕБОВАНИЕ №1

Женщина не должна ограничивать мужскую свободу! Муж имеет право сам решать, где, с кем и сколько времени проводить. И наличие детей вовсе не означает, что мужчина должен превратиться в няньку.

Конечно, все хорошо в меру — и мужчинам следует принимать участие и в жизни семьи, и в воспитании детей. Они должны нести ответственность за своих домашних, и это женоненавистники вменяют им в обязанность. Но — в разумных пределах!

— Женщины почему-то уверены, что мужики собираются без них исключительно для того, чтобы изменять с любовницами, — рассуждает Андрей Жигачев. — Но ведь это далеко не всегда так. Однажды наш клуб решил провести очередное свое заседание на турецком побережье. И многие жены возмутились: мол, нельзя отпустить мужика в Турцию на неделю. Тогда на сайте «КЖН» председатель и инициативная группа разместили официальное заявление: так, мол, и так, гарантируем, что никаких посторонних женщин на заседании не будет. А для особо ревнивых пообещали вести практически посекундную фотосъемку их мужей и выкладывать ее в Интернете. И что вы думаете? На многих женщин это подействовало.

Надо отдать им должное, женоненавистники предъявляют требования и к своим собратьям. Мол, хотите, чтоб с вами по-хорошему, — так извольте соответствовать.

— Неверных мужей в «КЖН» не приветствуют, — говорит председатель. — Все члены это знают. Вот, например, один из членов клуба недавно обзавелся семьей, ребенок родился. У жены послеродовая депрессия — и забот новых хоть отбавляй. А муж встретил девицу молодую, загулял. Мы все договорились и перестали с ним общаться. На тусовки не зовем, в покер играть — тоже. Жена его хорошая девчонка, она ничего не знает, и мы, конечно, говорить ей о его похождениях не стали.


Фото из архива Евгения Карпицкого

— Мы ей помогли, — вступает в разговор еще один активист сообщества — молодой успешный бизнесмен Евгений Карпицкий. — У меня самого жены нет, зато есть три сестры. И что женщинам нужно, мне известно. Короче, мы с ребеночком ее посидели, а она смогла в парикмахерскую сходить, прогуляться по магазинам.

— А этот изменщик быстро свои шашни закончил, — резюмирует Александр Ромашат. — Потому что с любовницей, может, и хорошо, но с друзьями намного лучше.

Место женщины в семье женоненавистника

ТРЕБОВАНИЕ №2

Женщине следует относиться к своему мужчине с пониманием! Если ему плохо из-за ссоры — нельзя играть на нервах и наслаждаться своей властью, нужно быстро идти на мировую. А если она этого не делает — значит, на парня ей наплевать — и надо посылать такую подругу жизни куда подальше.

Евгений Карпицкий слывет в «КЖН» самым непримиримым женоненавистником. Про него так чаще всего и говорят: он реально ненавидит женщин. Но сам он считает, что это не так, просто он строг, но справедлив. К тому же лучше всех разбирается в женской психологии: сказывается общение с тремя сестрами. И именно он чаще всего помогает парням мириться со своими возлюбленными.

— Серега поругался с девушкой (сам, кстати, был виноват), — рассказывает Женя, — переживал очень, а баба вредная оказалась — никак не хотела его прощать. И так он, и эдак. А одна из самых главных функций нашего клуба — помогать парням, попавшим в трудную жизненную ситуацию именно психологически. Лечили мы его, лечили. И на рыбалку, и в баню водили — никак в себя не придет. Решили — придется их мирить. Собрали мини-оркестр (я, например, на саксофоне играл), разучили серенаду и под окном этой девушки сыграли. Сопли в сахаре, конечно, но что делать, когда друг пропадает. Они до сих пор вместе.

ТРЕБОВАНИЕ №3

Жена ни при каких обстоятельствах не должна прилюдно грубить мужу, спорить с ним, тем более кричать или оскорблять. Муж и жена — одна сатана, и все разборки между собой надо проводить без свидетелей.

Женоненавистники убеждены, что жена должна всегда и во всем своего мужа поддерживать, на людях особенно. А уж дома потом один на один можно во всем разобраться.

Отдельная тема — отношение к деньгам. Девушек, воспринимающих своих кавалеров исключительно как дойных коров, женоненавистники не приемлют вообще.

— Конечно, семью должен содержать муж, — рассуждает Евгений, — но все-таки женщина тоже должна на ногах стоять. И, кроме того, дома порядок поддерживать и не напрягать меня с мытьем посуды (я и сам напрягусь, если надо).

ТРЕБОВАНИЕ №4

Женщина может вдохновлять мужчину на зарабатывание денег, но никак не выжимать из него все соки. И всегда помогать ему в трудном деле содержания семьи — если не собственными заработками, то лаской, заботой и созданием домашнего комфорта.

Женоненавистники представляют собой сплоченный клан, помогают друг другу во всем: начиная с решения вопросов трудоустройства и заканчивая юридической помощью при проблемах с полицией и сбором денег на дорогостоящие операции. Нередко бывало, что мужчины поддерживают друг друга в вопросах воспитания потомков. Из садика/школы забрать, уроки сделать — нет проблем.


Актив КЖН после своего съезда. Фото из архива Евгения Карпицкого

— Многие уже общаются семьями, и дети их дружат. На это молодое поколение мы возлагаем большие надежды — они вырастут в духе настоящих женоненавистников, — говорит председатель Александр.

Женщины и шашлыки — понятия несовместимые

— Изначально наш клуб организовался шутки ради, — вспоминает Евгений Карпицкий. — Но за два года перерос в нечто гораздо большее. Это масштабная мужская взаимопомощь и взаимоподдержка во всех вопросах. В наших ближайших планах создать свою партию. Очень удачно, что президент сейчас упростил процедуру регистрации политических движений. Кстати, если он хочет, мы с удовольствием примем его в наши ряды. И выдадим почетные трусы женоненавистника.

— То есть?

— Всем новым членам клуба при вступлении вручаются наши фирменные трусы с эмблемой «КЖН». Главное, что если ты женоненавистник, то обязан на первое свидание с девушкой надеть именно их, — на полном серьезе объясняет Женя.

Политическая программа будущей партии пока еще окончательно не сформирована. Однако уже известно, что женоненавистники планируют помогать отстаивать в судах интересы отцов.

— Потому что они слишком ущемлены у нас, в России, — рассуждает Александр. — И женщины стали стервозными, часто после развода не дают бывшему мужу общаться с ребенком.

Еще женоненавистники планируют добиться того, чтобы и женщины проходили обязательную службу в армии. Они считают, что многим представительницам слабого пола это пойдет на пользу, и видят в этом важный воспитательный момент. И хотя парни понимают, что их идеи придутся по душе далеко не всем, но достаточное число соратников они найти все же планируют.

Одно из важнейших мероприятий в жизни клуба — съезд. Куда могут поехать мужики? Конечно же, на рыбалку! Вот уже два года подряд они ездят на лесное озеро под Торжком. Таких мероприятий в году согласно регламенту три. Это не банальные пьянки, это организованное мероприятие, на котором проходят посвящение в члены клуба, обсуждение проблем и планов, чемпионаты по армреслингу и фирменной игре женоненавистников — гольфа футбольным мячом и ногами вместо клюшек. Кстати, во все дни съезда обязательна утренняя зарядка.

Естественно, что никаких женщин на этих сборищах быть не должно. Это сугубо мужское мероприятие. Как и предсвадебные мальчишники — их для своих членов клуб устраивает за свой счет.

— А чтобы выйти, достаточно просто заявить об этом, — говорит Евгений Карпицкий. — Но обратно выбывших мы уже не принимаем.

Выбыть из рядов женоненавистников можно также за пьянство, недостойное поведение, невыполнение регламента. А в нем кроме ношения фирменных трусов на первое свидание есть еще ряд правил. Например, возить флаг клуба с собой в отпуск за границу и фотографироваться с ним около главных достопримечательностей.

В этом году в жизни «Клуба женоненавистников» произойдет одно важное событие — грядет смена действующего председателя. Основатель и идейный лидер сообщества женится, а по регламенту женатик не может стоять во главе женоненавистников. Поэтому еще в марте в рамках сообщества началась своя предвыборная гонка. Кандидатов три: Евгений Карпицкий, Андрей Жигачев и действующий председатель Александр Ромашат, который все-таки надеется, что члены сообщества наплюют на конституцию (регламент) и оставят его у власти. Выборы пройдут на традиционном майском съезде. Там будут дебаты, выступления, предвыборные программы, бюллетени и урны. Александр Ромашат, уже как экс-председатель, совершит обряд закапывания флага и бутылки виски в секретном месте. В случае если он разведется, то этот клад откопают и выпьют. И кто знает, может быть, там, на живописных берегах лесного озера, вырастет настоящий кандидат в Президенты РФ.

Самое обидное, что может услышать женщина — это унижающую фразу: «Женщина, знай своё место!» или «Твой день — 8 Марта!». Даже, если это произносится в шутливой форме, суть остаётся неизменной: женщина вторична, она идёт за мужчиной (обслуживает мужчину).

Мы живём в мускулинном мире, в мускулинной цивилизации. Этот мирё. общество тысячелетиями создавалось мужчинами для мужчин. Очень редко женщине удается заниматься тем, к чему у неё есть призвание и талант. Чаще ей выбирать приходится из узкого перечня «женских» специальностей. Это делает её труд безрадостным, а результат — минимальным. Женские будни монотонны, однообразныё. бесперспективны.

Мужская цивилизация убедила женщину, что у нее нет способностей: «Все гении — мужчины!»

Все известные человечеству гении — мужчины. Это почти так. Но из этого ничего не следует! Не узнал бы мир Моцарта, если бы ему не были доступны музыкальные инструменты. Если бы Вольфганг Амадей Моцарт родился женщиной, его удел, однозначно — «Kinder.. Kirche.. K?che…» И не узнал бы мир гения. Потому что, у этого мира нет заказа для женщин на их способности.

Уверуйте в кухонную религию

Над головой мужчины ореол: «Мужчина всегда прав!» А, если мужчины создавали мир для себя, то очень выгодно с позиций мужских утверждать, что интеллект женщины ограничен, а логика у женщин — отсутствует. Мужчину не интересует женское мышление, женская философия. Мужчин интересует сохранение главенства над женщинами.

Женщина знай своё место!

Что можно сказать об интеллекте и задатках женщины в маскулинной цивилизации, где отрицается её способ мышления, её ценности, её видение мира? Мужчина и женщина бегут по жизни рядом. Только, в отличие от мужчины, женщина совершает свой бег «в мешке». При таких «равных» условиях ей никогда не обогнать мужчину.

Задатки мышления измерить нельзя. Об интеллекте можно судить только по результатам, по итогу деятельности. Общественное задание действуют опосредованно, через внутренние условия: установки, мотивы, потребности, принятие задачи и уверенность в себе.

Как обстоит дело с уверенностью в себе?

Установка на пассивную роль ведёт к парализации развития. Уже в волшебных сказках девочкам внушается архетип пассивного ожидания счастья в виде принца, героя, спасителя.

Традиция и архетип, выраженные в сказках о бесконечных «женских» монотонных занятиях: об испытаниях разборкой крупы и гороха, нескончаемой пряжей, вязанием рубашек из крапивы — лишают женщин не активности вообще, а именно субъектной активности.

Культура отстраняет женщин от активности, приводя к безразличию, индифферентности; оттесняет установки личности, сужает интересы. Очень низкий IQ демонстрируют женщины «мудрого» Востока. Разве это случайность? Это — установка.

Влияет ли на каждую конкретную женщину расхожее мнение о существовании некоторой границы интеллектуальных возможностей мужчин и женщин? Несомненно, влияет, даже если она в эту теорию не верит.

Нельзя сказать, что гендерные стереотипы отрицательно влияют только на женскую психику. Цивилизация оглупляет человечество при помощи стереотипов, в том числе гендерных, уничтожая творческий потенциал своего развития. Снова напрашивается вывод о закате цивилизации.

Реальность такова, что социальный заказ на талантливых людей составляет лишь мизерную часть реально существующего творческого потенциала, потому что из этого потенциала исключены женщины.

  • Сравнение Родины с женщиной не случайно. Это позволяет вести разговор по существу.
  • Родину насилуют и унижают точно так же, как женщину.
  • Родину эксплуатируют и нещадно грабят, никак не заботясь о ее процветании и будущем.
  • Многие точно так же считают, что удел женщины — обслуживание потребностей и интересов мужчины, а смысл её жизни и единственная цель — исключительно чадородие и материнство. То есть то, что могут выносить и родить её недра.
  • Это ветхо церковная идеологическая установка.
  • Значение и роль Женщины гораздо важнее!
  • Только это, к сожалению, мало кому из мужчин понято. Да и женщины об этом в своём большинстве не знают. Освободится от заблуждений и лжи — право и обязанность каждого.
  • Пришло время, когда мужчинам жизненно необходимо подобреть, а женщинам стать мудрее. Тогда и в жизни общества начнёт многое меняться.
  • Я против манипуляций и лжи. Особенно церковной. Именно церковь веками убивала между мужчиной и женщиной ЛЮБОВЬ.

Да, так и есть, людей дезориентируют сознательно. НО! Если человек уже не живёт в сомнамбулическом дурмане и ХОЧЕТ сам во всём разобраться, то он сможет. Сейчас это стало не только возможно, но и просто, как никогда прежде. Вся информация открыта. Её только нужно уметь просеивать и отбирать действительно ценное.

Факты из жизни, когда мужчина (защитник) сам становится угрозой для женщины

Женщин и девочек обижать нельзя

Они разве этого не знают?

  • Мужчины, насилующие детей или женщин, избивающие женщин — это мужчины с огромной жаждой к самоутверждению и доминированию, как средству избавится от внутреннего комплекса неполноценности.
  • Их главная проблема в неспособности строить нормальные гармоничные, и тем более, любовные отношения с женщинами.
  • Как правило это не реализованные мужчины, неудачники, которые не чувствуют своего превосходства в среде себе подобных, и тем более над женщинами. В связи с этим, не могут реализовывать свои амбициозные властные желания.
  • Они стремятся почувствовать свою значимость и превосходство. Поэтому объектами их насилия становятся более слабые: дети или женщины.
  • Они хотят подавить и подчинить женщину, чувствуя, что в её глазах они не пользуются уважением и любовью. Они пытаются добиться покорности женщины с помощью агрессии и насилия.

Второй факт.

  • Именно религия в ответе за искажение смысла половой любви. Именно церковники сформировали эту «профессию» — проституцию, чтобы низвести благородную и высокую миссию Женщины к функции обслуживающего персонала.
  • Нанесён огромный урон самой Любви. А ведь Бог есть Любовь.
  • Они носят на своих языках это слово, но всеми доступными способами борются с Любовью, допуская лишь пуританский брак или презираемый ими, но фактически поощряемый разврат.
  • Религия и простиуция не просто соприкасаются. Фактически, в корневой основе проституции лежит религиозная доктрина о порочности плоти, которую и ценить то незачем — «Тюрьма для души».
  • Плоть, Природа, Женщина — это звенья одной цепи. Презрение к этим началам веками формировались именно церковью.

Мужчины тоже жертвы этой многовековой церковной идеологии, которой пропитано ВСЁ. Большинство людей даже не замечает, как церковные фразы о грехе и соблазнах впечатаны в речь киногероев, политиков, и простых людей. Все эти слова и убеждения давно стали восприниматься как аксиомы, не требующие доказательств. Именно в этой, корневой основе сокрыта самая страшная ЛОЖЬ. Причём, эта Ложь таких огромных размеров, что её почти никто не видит.

Постепенно выветрилась культура возвышенного отношения к женщине

Чтобы такая культура (традиция) возродилась и существовала, в обществе должен быть целый класс мужчин, создающий и транслирующий ценности самого высокого порядка.
А если не класс, то как минимум, весомая группа людей, значительно влияющих на общественное мнение.
Судьба приходит к человеку в лицах. К женщине она приходит в лице мужчины, к мужчине в лице женщины.

Как иллюстрацию лютой ненависти к женщинам, того безмерного духовного невежества, которая словно ржавчина разъела души людей. И мужчин в первую очередь.
Такие гоблины ненавидят и унижают женщин, бродят во множестве не только по бескрайним сетям интернета, но по городам и весям страны. Они строят свой гоблинский мир.
Это мир гнева, разрухи, нищеты, одиночества, болезней и тотального жизненного разочарования.
Они озлоблены, циничны, пошлы, примитивны и убоги. При этом полны жажды самоутверждения и своей собственной значимости. Пытаются, в первую очередь, самоутвердится на более слабых —на женщинах

Их много. Они вторгаются всюду, всюду оставляют свои липкие смрадные следы. Они хотят править бал.
И если порядочные люди, не утратившие чувство совести, благородства, какой-то чистоты души — будут по прежнему занимать исключительно созерцательную позицию, молча отсиживаться по своим углам, то эти тролли и гоблины заполонят собой и своим убожеством всё вокруг.
Тем, кто еще кого-то любит, пора возвысить свой голос в защиту своей собственной жизни!
Майя Славская

Этнограф Майсарат Мусаева рассказала порталу Daptar о женском пространстве в традиционном патриархальном обществе.

Эту фразу, наверное, слышала каждая. Звучит обидно. Но, если сразу не лезть в драку, а задуматься, то становится уже не так обидно. Ведь Свое Место в традиционном патриархальном обществе – это, в частности, четкие границы твоей территории и право на защиту их неприкосновенности. Вот именно за этим, чтоб все выведать про Место, которое должна знать дагестанская женщина, мы обратились к Майсарат Мусаевой, старшему научному сотруднику Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН.

— Я начну сразу с наболевшего, ладно? Скажите, в том самом «ушедшем Дагестане» мог ли мужчина делать замечания женщине, которая не является ему родственницей?

— Начнем с того, что, если говорить о традициях, женщина при мужчине не могла сделать ничего такого, на что он вообще мог бы обратить внимание. В присутствии мужчин женщины и девушки вели себя очень сдержанно. Это сейчас мы ходим по улицам, сидим в кафе, кинотеатре, ездим в маршрутках, работаем в одном кабинете с мужчинами. А в патриархальном обществе сферы жизнедеятельности были четко разграничены, в обыденной жизни появление мужчины заставляло даже веселую стайку девушек тут же приглушить голоса, слегка склонить голову, в некоторых случаях даже повернуться боком и стоять так, пока мужчина не пройдет. Это были отголоски «традиции избегания». Но! При этом мужчина, разумеется, ни в коем случае не должен был делать прямого замечания. У некоторых народностей Дагестана он не только замечание делать не имел права, он даже пройти слишком близко или заговорить не мог с чужой женщиной, если речь не шла о старухе. У кумыков мужчина, завидев идущую ему навстречу женщину, должен был свернуть в ближайший проулок. Понятно, что правило нарушалось, но если оно нарушалось публично, если рядом были сельчане – такая вольность осуждалась и могла стать причиной пересудов. Поэтому подойдя к группе девушек, мужчина обращался не к той, кому хотел что-то сказать или спросить у нее, а к одной из своих родственниц. Мол, не смогла бы ты передать Патимат…

— А Патимат стоит в двух шагах и хихикает.

— Ну да! Зато все нормы этикета соблюдены. А если уж чем-то недоволен, так опять должен был обратиться к женщинам. Говорить что-то брату по поводу его сестры никак нельзя – это конфликт. Значит, он должен найти тетю, может быть, соседку, может быть, подругу или мать подруги. Но ни в коем случае не заявлять прямым родственникам о своем недовольстве.

— Это разумно. Но как тогда быть с обычаем, который упоминается у того же Ахмедхана Абу-Бакара. Я о девушках, в определенные дни подкарауливающих за границей села чужих мужчин и издевавшихся над ними всевозможными способами, вплоть до избиения крапивой?

— У этого обычая (будем называть его так, хотя это неверно терминологически), кажется, даже названия нет. Знаете почему? Потому что, а упоминание об этом можно встретить у многих народов Дагестана: и у кулинских лакцев, и у южных даргинцев где-то встречалось, и у высокогорных народов — ботлихцев, годоберинцев… Это отголоски древних-древних ритуалов, перешедшие в некую игровую форму, когда не считается позорным, то, что запрещено в обычной жизни, к примеру, покуражиться над мужчиной. Что-то вроде европейских сатурналий, карнавалов, когда ломались все привычные правила. Все эти праздничные, немножечко переходящие границы, мероприятия, имели четкую календарную привязку и происходили исключительно весной. Время пробуждения, время начала нового жизненного цикла. Ну, это все было облачено в такую практику обрядовую. Этот обряд фиксируется, ну в самом начале XIX века. Хотя, люди помнят об этом. И путешественники, которые здесь были уже в середине XIX века, они не наблюдали, но слышали об этом, понимаете?

Счастливая, несчастная – другой вопрос, но если она каким-то образом опозорит мужа, то их общим детям этот позор нести.

— Мне больше всего нравится, что мужчине во время такого измывательства предписывалась сдержанность, он не то, что руку поднять или обругать девиц, а даже сопротивляться не должен был. Иначе «терял лицо».

— Ну, в общем, да. Это же игровой момент, а в игре правила обозначены. Хорошо, если он знал о таких порядках, а если нет? Они же ведь не своего, они чужака чаще всего хватали-то. Понимаете? Потому что свой не забудет и это потом как-то аукнется. Я же говорю, все происходило в определенных рамках и в определенное время. Боже упаси, если в голову кому-то взбредет, что это было в порядке вещей. У нас бывает, человек прочитает что-то где-то – «О, Боже, это у нас было!» — и начинает проповедовать и пропагандировать. Тут беда вот в чем, когда мы сталкиваемся с какими-то непонятными нам древними обрядами, то пытаемся объяснить их с точки зрения современного человека, с его представлениями и знаниями об окружающем мире, с его логикой, которая из этого знания вытекает. И это не всегда правильно. Вот те же «брачные бои» в некоторых селах были тоже частью ритуала. Девушке полагалось сопротивляться. Не очень активно и не слишком долго, но бороться. У того же Дубровина написано, что невест часто брили наголо, чтобы молодой муж, утверждаясь в супружеских правах, не мог схватить ее за косы и так «усмирить». И обязательно у невесты штаны были на вздержке, а вздержка была в узлах. Вздержка это веревочка, что продевали вместо резинки, резинок же не было. И жениха, прежде чем допустить в спальню, обыскивали на предмет наличия у него режущего предмета, чтоб он не мог разрубить эту веревку. Надо было обязательно разорвать, а лучше развязать. Развязывание узлов, это очень древняя практика – этим действием, по народным поверьям, жених должен был увеличить свои продуцирующие способности.

— Стало быть, девушка могла подыграть своему любимому. А если замуж отдавали против воли, а характера и сил хватало, то могла сопротивляться так отчаянно и долго, что опозорила бы его перед всем селом.

— Нет, Вы понимаете, в чем дело, даже если она любила, она же этого не показывала бы. Она же не могла обнародовать свое отношение к нему, это осуждалось. А потом смотрите, ведь в горах женщина никогда не вышла бы замуж за какого-нибудь труса, который в ее глазах не выглядел бы как мужчина. И, естественно, если она любит кого-то, она никогда не позволит показать где-то в обществе, что он слаб. И если даже не любит, но уже вышла замуж, то все равно не стала бы подрывать его авторитет. Это ее семья. Счастливая, несчастная – другой вопрос, но если она каким-то образом опозорит мужа, то их общим детям этот позор нести.

— Но ведь есть легенда о Камалиль Башире. Юноше прекрасном настолько, что родной отец вынужден был убить его, потому что все девушки, вдовушки и даже замужние женщины, забыв про мужей и их позор, наперебой его домогались.

— Это все-таки легенда. И для меня в ней важнее не любовная составляющая, а то, что убил его родной отец. Принес в жертву родного сына, чтоб сохранить мир в селе, убил сам, чтоб не было кровников. Но я понимаю, вы хотите нащупать и очертить границы женского мира, женской свободы. Тогда вам, наверное, будет интересно узнать про брачные инициативы дагестанских женщин.

— Еще как! Я при одном слове инициатива – уже очень радуюсь, а если инициатива в таком важном вопросе, как выбор мужа – то радуюсь вдвойне.

— Вот мы говорили, что девушка не могла открыто выражать свои чувства. Это все так, но были ситуации.. исключения. Брачная инициатива это, видимо, тоже очень древний обычай, потому что отголоски встречаются у многих народов. У тех же лакцев девушка, достигшая брачного возраста, приходила к мечети и должна была кричать «къурмямяв!». Слово не переводится, но все знали, что оно значило: «я хочу замуж». Рассказывают, что этот обычай отмер, когда какая-то девушка не хотела выходить, она уже была старой девой долгие годы, а родители ее принуждали пойти.. И она пошла к мечети и крикнула: «Пусть будут прокляты те, кто это придумал!». А у лезгин и дербентских азербайджанцев ночью девушка одевалась в темное, выходила на крышу своего дома и начинала кричать, что хочет замуж. И тогда люди тихонечко начинали искать ей жениха. На какой-то промежуток времени этот обряд пропал, его не было, как выясняется. Но, в годы Кавказской войны, когда произошел определенный дисбаланс мужчин и женщин, имам Шамиль его реанимировал. Он принуждал родителей выдавать своих дочерей замуж даже насильно. За вдовцов, как вторую жену, как третью. Потому что надо было решать демографическую проблему. А еще он выстраивал всех мужчин фертильного возраста, выстраивал всех девиц, которые засиделись дома, в том числе и вдовушек, и каждая должна была назвать имя человека, за которого хотела выйти замуж. И неважно – женатый он или нет, есть у него дети, разницы не было. Обязан был жениться.

— Вот это уже мне нравится намного больше. У Алиханова Аварского об этом есть и у Агларова я читала про обычай «хадуй ин» (букв. «уйти вслед, за ним»). Девушка могла влюбиться и тогда собирала свой узелок и топала прямо в дом…

— …к избраннику. Очень редко, ибо это порицалось, и даже в обычном (адатном) праве некоторых обществ предусмотрены штрафы и немалые за такой поступок, но все так. Причем, Алиханов писал о Дагестане второй половины ХIХ века. А мне рассказывали о случае сравнительно недавнем, это было в 40-50-е годы ХХ века. Был мужчина один, красавец. По работе ездил в разные селения и, видимо, приглянулся девушке из соседнего села. Она пришла к нему домой и села. А у того жена и двое детей. И ее вынуждены были взять второй женой. А как же, не отправишь же обратно, не выгонишь. Это позор. Несмотря на то, что такой поступок девушку не красил и очень сказывался на репутации ее семьи, это не давало права мужчине ей отказать. Иногда так и жили все вместе до старости. А порой мужчины женились, чтобы соблюсти обычай, но жили с такой женой не больше года, а потом разводились. Ну и опять-таки широко известный обычай закидывания папах в окно девушки. Там ведь тоже у нее была свобода выбора, если парень не нравился – его папаха вылетала обратно. Да и вообще, есть масса способов дать понять – стоит ли семье парня идти свататься или нет. Не будем далеко ходить, в селении Ругуджа, откуда я родом, в прошлом, если какая-то женщина приходила в дом к девушке и просила взаймы веревку для привязки осла, то это не просто так. Тут метафора…

— Вижу. У нас, мол, осел неуправляемый, у вас – девушка-веревка…

— Ну, я думаю, что обидный смысл в эту метафору не вкладывался, мы опять пытаемся трактовать с точки зрения современного человека, для которого «осел» оскорбление. Так вот, она приходит и просит, там у меня порвалось, у каждого же есть эта веревка, нужно осла привязать, дайте, пожалуйста. Если они дают, значит можно поговорить о будущем браке. Если не дают, то нечего и соваться. Или, вот, приходят разговор вести и берут с собой хурджин, а в нем хлеб. Если приходят домой и находят не свой хлеб, значит, поменяли, можно говорить. Но именно говорить. Тут такие церемонии… Даже если на 100 процентов было известно, что девушка согласна, то родня парня всенародно трижды ходила, добиваясь ответа. А их трижды отправляли обратно. Хотя разведка проведена, они, может быть, уже и хлеб свой получили, тем не менее, трижды ходили. Так было принято!

В горах у женщин было больше обязанностей, работы, но она все же была более независима, в том числе и финансово.

— Сергей Абдулхаликович Лугуев как-то рассказывал мне о женитьбе через оговор, когда парень и его родня намеренно распространяли слухи о девушке, чтоб отвадить конкурентов и заполучить ее в свою семью. А у Агларова Мамайхана Агларовича есть упоминания о «зеркальном» методе, под названием «оповещение». Там девица, намеренно столкнувшись с юношей, поднимала скандал. Кричала, что он заступил ей дорогу, схватил за руку, в общем, как-то покусился на ее честь и теперь должен жениться.

— Тут сложно ответить однозначно. Во многих случаях просто недостаточно материала, свидетельств, чтобы говорить не о частном случае, а о традиции или обычае. То же убийство младенцев, о котором упоминает Юрий Карпов, мол, морили голодом новорожденных девочек, оно не могло быть обычаем. Это, скорее всего, частные случаи. Или избиение стариков-родителей в воспоминаниях Абдулы Омарова. Или левират и сорорат – когда мужчина женится на вдове погибшего брата или женщина выходит замуж за овдовевшего мужа сестры, чтоб воспитывать ее детей. Да, если явление получило свое название, это кое-что значит, это уже некая маркировка. Но говорить об «обычае» мы можем лишь в том случае, когда такое происходит в каждой второй семье. Если мы рассматриваем традиционную дагестанскую семью, то можем утверждать следующее — абсолютное отсутствие, ну, за редчайшим исключением, домашнего насилия. Потому что мужчина, который ударяет женщину, считался слабаком. Существовала такая пословица: чтобы судить, хороша ли жена, посмотри на рукава черкески мужа, чтобы узнать, какой муж, посмотри на ее лицо. Лица-то у дагестанок были всегда открытые, синяк, ссадина, заплаканные глаза были бы заметны. Иногда это объясняют так — у нее есть отец, брат, попробуй ее тронь, тут же ее заберут.

— Это хорошо, что заберут, но развод дело сложное даже сейчас. Это имущественные вопросы, в первую очередь. Кто забирает телек, а кому достается трюмо.

— На равнине, где был покупной брак, и существовала классическая форма калыма, муж платил родителям жены определенную сумму. И они этими деньгами распоряжались, как хотели, могли приданое ей на эти деньги купить, могли себе оставить. А другое дело в горах, там ведь часто в приданое давали землю тоже, это была ее собственность и в случае развода женщина забирала приданое полностью. Правда, она не могла претендовать на кебинные деньги. Сейчас я Вам объясню, что это такое. Вот, когда я, допустим, выхожу замуж, существует такой кебин, оговоренная при свидетелях сумма. В разных селах она была разная. Для разных девушек она была разная, если красавица, то за тебя давали больше и тэдэ. Кебинные деньги женщина никогда не видела, но знала, что если будет разводиться по вине мужа, он ей эти кебинные деньги выплатит. Или, если он умрет – его семья должна выплатить ей эту сумму или эквивалент – дом, скот. Это ее социальная гарантия, страховка. То есть, в горах у женщин было больше обязанностей, работы, но она все же была более независима, в том числе и финансово. Мужчины уезжали на заработки, и тут уж надо было выкручиваться и делать все самой, в том числе иногда и мужскую работу. Но когда мужчина возвращался, он распорядок дня и жизни, установленный этой женщиной, старался не нарушать. Потому что, он ведь снова уедет, а ей все это восстанавливать.

— А ребенок с кем должен был остаться при разводе?

— Как правило – с мужем. Особенно, если это мальчик. У аварцев даже если женщина развелась, будучи беременной, рожать должна была в доме бывшего мужа. Иногда младенец оставался с матерью до тех пор, пока она его кормила грудью и только потом переходил в дом мужа. Хотела она или не хотела, но так полагалось. К тому же, женщина возвращалась в родительский дом, и ни отец, ни брат, не потерпели бы там чужого ребенка, продолжателя чужого рода и фамилии. Это принадлежность того дома, откуда она уже ушла. Тут был и мотивационный момент, женщина в редчайших случаях разводилась, имея детей. И очень редко ребенок (да и то, как правило, только девочка) мог остаться у матери. Но отец должен был платить алименты.

— Хорошо, отвлечемся от печальной темы развода, вернемся к самому началу брака. Ну, вот пришла в семью мужа невестка. Какой у нее был статус? Кому она подчинялась и кем могла командовать? И когда ее ждало «повышение по службе»?

— Статус у нее, конечно, был невысокий. Особенно, если в доме были еще невестки, жены старших братьев. А теперь давайте так, у нас здесь все обычаи и традиции имеют зональную особенность. Равнина – это одно, горы и предгорья – другое. И в горах, опять-таки, в феодальных владениях одни порядки, в вольном обществе другие. Вот, сейчас я вам объясню. На равнине большесемейная организация, когда все женатые сыновья, живут вместе, под одной крышей. У них общее хозяйство, только комнаты раздельные. И есть Верховный Главнокомандующий – свекор. Или замещающий его старший сын. А все хозяйственные дела – кухня, воспитание детей, покупка продуктов, уборка, стирка – в ведении свекрови. Она как ханша в доме.

У многих народов Кавказа женщина беременная считалась сакрально нечистой, а у дагестанцев нет, к ней наоборот было очень почтительное отношение.

А взаимоотношения внутрисемейные регулировались обычаем избегания, классическая форма которого была характерна только для кумыков и ногайцев. Это когда на протяжении многих лет (а то и до конца жизни) невестка, пришедшая в дом, не имела права напрямую разговаривать со свекром. Если он ей специально не сделал подарок и тем самым не разрешил с ним общаться. А свекровь, в силу того, что ей приходилось по хозяйству частенько сталкиваться с невесткой, такое разрешение давала намного раньше. Но могла и не дать от вредности. Такого не было в горах, где семьи были нуклеарные и, женившись, сын отделялся и жил, как правило, в своем доме. Только младший оставался с родителями, туда же и жену приводил. Вы знаете, вот привыкли думать – «Ах, она несчастная, бедная, всем подчинялась…». Да, она с утра до вечера должна была работать. Причем, не дай Бог, если свекровь встанет раньше. Не дай Бог, если она ляжет раньше свекрови. Но она работала не на чужого дядю, а на себя, на свою семью. А уж когда она ждала ребенка… У многих народов Кавказа женщина беременная считалась сакрально нечистой, а у дагестанцев нет, к ней наоборот было очень почтительное отношение. Она считалась, как бы сказать, ангелом! Считалось, что обидеть ее нельзя, угостить надо, при ней нельзя разговоры вести о каких-то таких запретных вещах. Рождение ребенка, особенно сына, очень усиливало ее позиции, а со временем она и сама становилась «ханшей».

— И получала возможность отыграться на невестках. Замечательно! Я еще вот что хотела. У Юрия Карпова в книге «Джигит и волк» очень здорово описаны мужские союзы. А были ли подобные у женщин? И еще я у кого-то читала про секретный женский язык. Любопытно, а о чем они говорили на этом языке, что хотели скрыть от мужчин?

— Ну, женский язык, он, во-первых, был не у всех, а у конкретной возрастной группы и этим языком они разговаривали не всегда, а в конкретных ситуациях, чаще всего, на весенних праздниках, где не хотели быть услышанными. А женские союзы, именно в том виде, в каком существовали у мужчин (с возрастной градацией, круглогодично действовавшие) зафиксированы только у кубачинцев… У других народов Дагестана в таком рафинированном виде женских союзов не было, но какие-то сообщества собирались в определенное время года. Чаще зимой, или во время календарных праздников. Перед проведением праздника середины зимы в Западном Дагестане, например, собирались женщины: замужние, старухи, собирались молодые девушки. Также женщины часто собирались для акций взаимопомощи. Нитки прясть, кукурузу лущить, войлок чесать, то есть, любые хозяйственные работы, требовавшие трудового участия такого массового. Иногда это были закрытые, только женские «посиделки», а порой девушки собирались у какой-нибудь вдовушки дома и туда приглашались молодые ребята. Это была возможность познакомиться с кем-то, пообщаться в пределах допустимого приличиями и этикетом. И вот тут им нужен был свой язык, ну, для того чтобы, может быть, что-то сказать такое, за что мужчины тебя осудят. Женщина всегда женщина, может быть, ей захочется сказать, что вот этот мужчина хорошо выглядит, красив, хорош, все такое. Но я же не могу восхищаться чужим мужчиной вслух! И тут в ход идет секретный язык, чтобы сказать подружкам то, что нельзя сказать при народе. Возможно, чтобы мужчина не понял степень моей распущенности. Потому что распущенная женщина — это нехорошая женщина.

Светлана Анохина

тогда женское общество делилось на три части: одни были жертвами, другие умели манипулировать своими мужчинами, пусть даже и в самом лучшем смысле этого слова, а третьи бунтовали и всячески протестовали против такого уклада. Потом маятник повернул весь мир в другую крайность, и внезапно женщины получили всё, за что боролись. А большая часть из них всё-таки на это «напоролась». И теперь, женщин берут на работу охотнее, чем мужчин. Причём чем тяжелее работа, тем лучше туда берут женщин. Женщина имеет право быть мужиком, таскать сумки, заколачивать сваи, пить, материться, курить, вести беспорядочный образ жизни, и даже быть отцом своему ребёнку. Все мужские роли в зоне досягаемости женщин. И теперь, совершенно естественным образом, маятник снова качнулся назад. Женщины вдруг резко всем хором завыли о тоске «По сильному плечу», им вдруг так расхотелось работать, и даже захотелось быть слабыми и беспомощными. И множество всевозможных психологических женских школ с радостью стали давать женщинам то, что они так хотят услышать «будь слабой! Пусть всё решает мужчина! Оставь все тяготы ему! Ему это подходит, а тебе нет». И тут 90% женщин попались в ловушку! Прямо как в яму, прикрытую хворостом.

Проблема 1:

Женщина отказывается от своих сильных сторон.

У каждой женщины есть свои особенности. И поскольку мы дети женщин-воинов, которые часто растили детей одни или де факто, или де юро. Которые могли и коня на скаку остановить, и в горячую избу, мы много получили этого наследства. Наше поколение женщин – реально сильные тётки. Причём в разных областях, но почти всегда в «Мужских». Кто-то классно ведёт бизнес, кто-то отлично двигает мебель и таскает тяжёлые сумки, кто-то страстно водит машину, кто-то просто умеет брать на себя ответственность. Вообще с ответственностью у нас почти у всех более-менее хорошо. Нас растили по-взрослому «Не верь, не бойся, не проси» и надейся только на себя. И вдруг вам говорят «нельзя», отнимаешь у мужика хлеб, откажись! Носи юбки, отращивай волосы, никогда не принимай решений не посоветовавшись с мужем и всегда ему уступай.

И многие из нас были вынуждены отказаться от своих сильных сторон, которые были не просто для выживания, но и вызывали удовольствие, были частью счастья, внутренней гармонии женщины. Например, я люблю двигать мебель, умею командовать. И ещё я люблю и умею распоряжаться деньгами. И отнять у меня эти три «мужские слабости» — это лишить меня счастья. ПО крайней мере, большой его части.

Что происходит, когда женщина от себя отрекается? Или от своих частей? Она начинает внутри себя испытывать постоянное напряжение и беспокойство. Она
понимает, что никто не сделает это лучше её, но ей приходится с этим мириться. И внутри неё копится огромная агрессия на ничего не подозревающих мужчин, которые не просили отрекаться от себя. Но ради которых она от себя отреклась. И это уже не по-женски. Женщина, которая жертвует своими удовольствиями – это женщина, которая не может излучать счастье, и не может «кормить» энергетически семью. Она постоянно борется с собой, вся энергия уходит на сдерживание своей «Мужиковатой» природы, и нет энергии на поддержание здорового микроклимата в семье. Казалось бы, она ведёт себя по-женски, как и говорили тренеры. Но они забыли сказать «не важно, что ты делаешь. Важно, что ты чувствуешь!» Если ты ведёшь себя по-женски, но внутри ты не расслаблена – грош цена этим действиям. Женщина несёт наслаждение из своего нутра. Её нутро должно кайфовать, тогда всей семье попрёт! И здоровье, и достаток, и любовь, и всё, что угодно. Что же делать?

Дать место своей истинной природе.

Вы любите брюки – да носите брюки. Вы любите забивать гвозди, а не готовить – забивайте гвозди!

Однажды, осознав, что я больше не могу притворяться, я сказала своему мужу: «Всё, с этого дня ты – жена, а я муж.» Он сказал «Ок.» Он и сам не справлялся с мужскими обязанностями, ему было проще помыть посуду и пропылесосить пол, чем пойти поругаться на ремонтных рабочих. И мы осознанно поменялись ролями. Если вы
можете это проделать в своей паре – обязательно попробуйте! Это удивительный опыт. Он не продлится вечно, не бойтесь, но вы узнаете много интересного! Во-первых, я наконец-то выдохнула. Я смогла спокойно рулить, командовать, верховодить и не осуждать себя за это. Более того, я перестала ждать поощрений со стороны мужа, как должна ждать жена. Я на полных правах главы семьи сразу все поощрения купила себе сама. И когда я ощутила, что всё в моих руках и мне не нужно никого убеждать в том, что мне нужна та или иная вещь, что моя «жена» согласна априори с моими финансовыми решениями, как и должна быть согласна «жена», я вдруг ощутила большое уважение к своему мужу. Доверять всего себя одному человеку. И мне даже захотелось подарить ему то, что его порадует, и я стала делать ему подарки. Приговаривая «жена достойна подарка». Мне это было очень приятно. И я из шкуры «Мужика» вдруг почувствовала вот этот момент, почему они дарят подарки. Потому что сначала он может удовлетворить свои потребности, и если ему никто не мешает, то это вызывает огромную благодарность и уважение «спасибо тебе за то, что ты мне
доверяешь и позволяешь мне покупать для себя то, что мне важно». Второе открытие, которое случилось за мной за время этого эксперимента – это понимание, зачем нужна жена. В роли «Мужа» я сразу ощутила, что я могу зарабатывать одна и тратить тоже могу одна, и разборки с кем угодно (строителями, ремонтниками, бизнес партнёрами) мне устраивать не сложно. Вопрос: зачем нужен рядом другой человек? И очень мощно я ощутила, что второй человек с названием «Жена» нужен для поддержки. Поддержка – это когда я делаю то, что считаю нужным, а «жена» смотрит на меня восхищёнными глазами и говорит «ты правильно всё делаешь». И всё! Как только «жена» ведёт себя так, ты понимаешь, что вообще ничего невозможного перед тобой нет. Но как только этот второй человек начинает лезть «не в своё дело» — всё, ты вообще не понимаешь, зачем тебе второй человек, который мешает. Например, я двигала стол из одной комнаты в другую (я вообще очень люблю двигать мебель по квартире и по дому). И моя новоявленная «Жена» пристала как банный лист с криками «надо вытащить ящики, тебе так будет легче». И я осознала, что это худшее, что может сделать «Жена», я сама знаю, как мне легче, я уже делаю так, как мне удобнее. И если я не вытаскиваю ящики, значит именно так мне удобнее. И в этот момент я осознала, сколько раз в состоянии «жены» именно я лезла не в свои дела, вместо того, чтобы смотреть восхищенными глазами и говорить «О! ты такой сильный! Даже с ящиками тащишь!»

Этот опыт дал мне много осознаний, что на самом деле мы делаем неправильно из роли «Жена». И пришло понимание, что наши сильные мамы-бабушки уничтожали
мужчин не тем, что вели себя рядом с ними по-мужски, а тем, что не уважали своих мужчин. Ведь если ты уважаешь мужчину, то даже если он выполняет роль «Жены» уважаешь его, и ценишь, и благодаришь, и любишь, и даришь ему своё тепло и поток энергии и любви. И никогда не скажешь «да разве ты чего можешь?», «да я всё сама, а ты тут вообще кто?». Нет, нет никакой обиды, что он выполняет свою роль. Иногда хочется его немного поучить, как нужно поддерживать. Где он должен подойти и обнять, где он должен молчать и смотреть восхищенными глазами. Но нет желания его унизить. И очень понятна его роль второй левой руки, которая на подхвате, которая поддерживает, помогает, присутствует, восхищается. Проблема наших предков не в неправильных распределениях ролей, а в отсутствии уважения друг к другу. Которое часто начинается с неуважении к себе. Я вот не зря начала с того, что я в роли «Мужа» в первую очередь пошла и купила себе то, что ждала от своего мужа, будучи в роли
«жены». Мужчина должен быть сыт, доволен и удовлетворён. И он сам отвечает за свою сытость и довольство. И не перекладывает это на плечи другого, как привыкли делать наши женщины. «я ему всё, а он мне ничего». А с какой стати кто-то должен о вас думать, пока вы сами о себе думать не научились. Когда вы начинаете уважать себя, как следствие вы вдруг начинаете уважать другого. Вывод: дорогие девушки, во-первых, не перекладывайте ответственность за свою сытость и довольство на партнёра – это ваша забота. И во-вторых, не злитесь, что ваш партнёр сначала думает о себе. Это правильно. Он сначала должен уважать себя, тогда он вспомнит о том, что вам тоже нужно что-то подарить хорошее и ценное. Радуйтесь,
когда мужчина любит себя и покупает себе что-то. Это здоровое поведение. А чтобы не залипать в ожидании, то, что вам нужно, покупайте себе сами. Партнёр – не родители, он не должен обеспечивать вас необходимым, даже если это необходимо для эмоционального состояния благости. Подарки – потому и называются подарки – что их никто не ждёт. Это сюрприз, неожиданность. И неожиданность возможна только в отношениях двух сытых людей. Сытых тут в эмоциональном плане и в плане потребностей. Ваши потребности – ваша забота.

Проблема 2

Женщина сваливает на мужчину ответственность, к которой он не готов.


Нам говорили (и говорят) те же тренинги: отдайте своему мужчине ответственность за выживание, и он научится вести ваш семейный корабль. Бред! Это всё равно что отдать руль машины трёх, пяти или семилетнему ребёнку. И ожидать, что до конца поездки он научится рулить, и вы все останетесь живы и здоровы. Наших мужчин растили женщины, которые не доверяли мужчинам. Наши мужчины в большинстве своём не приспособлены к ведению хозяйства. Они либо маменькины сынки, и мамы всё делали за них, либо наоборот те, у кого протест против контроля и они активно веду самостоятельную жизнь, но ведут её на уровне детей. Понты, дорогие машины, долги, кредиты, нерациональные вложения, нерациональные решения и т.п. За редким исключением. И вот женщина берёт и разрешает мужу решать всё в одиночку. И он благополучно сажает семейный корабль на рифы. У меня такой опыт тоже был. Мы продавали квартиру. Точнее, я не хотела её продавать. И в принципе в моих силах было сказать «нет!» и прекратить все поползновения к сделке. Но я подумала «это его квартира, ему пора взрослеть, пусть учится на своих синяках». Да, он-то учится на своих синяках, но почему-то вылезать из обломков разрушенного семейного корабля пришлось нам вместе. Так что никогда не отдавайте руль мужчине, если вы понимаете, что он ещё не готов к той ответственности, к которой вы готовы. Тут нужно вести себя очень грамотно. Нужно постепенно растить мужчину, делегировать ему по чуть-чуть всё больше и больше сфер влияния. Дали ему новую сферу влияния и аккуратно следите издалека, как справляется. Если не справляется – предложить помощь и помочь. И постепенно учить его осваивать новые уровни ответственности. Если вопрос денег, пусть он сначала научится эффективно ходить в магазин за продуктами на ужин, а потом уже можно давать в распоряжение ему определённые суммы денег и определённые решения на его собственное рассмотрение. Но нельзя сразу на человека, который ещё не умеет управлять меньшими уровнями ответственности сваливать на него серьёзные задачи, типа «набивай свои шишки». Женщина не должна всё делать за мужа, она должна дать ему то, с чем он уже 100 % справляется и потихонечку давать
то, с чем он справляется пока чуть хуже. Растить мужчину – это доделывать работу его матери, учить его быть рулевым. И если вам повезло больше, и вас этому научили – то почему бы не передать это умение мужу. Тогда через какое-то время, может через несколько месяцев, а может через несколько лет, вы сможете посмотреть на то, как мастерски он справляется с задачами, с которыми раньше вообще не знал как себя вести, более того, его мастерство явно превосходит мастерство учителя, т.е. вас. И это приятно. Так что прежде, чем пить вино и спать до обеда в звании жены, нужно пройти путь обучения мужа. Вы не хотите всё тащить на себе – отлично! Передавайте мужу по одному килограмму каждый месяц. И через некоторое количество месяцев, это «всё» будет ловко и легко нести ваш муж. Но если вы скинете на него «всё» сразу, вы его просто под этим закопаете, он сломается физически, психически и вы не будете сильно рады последствиям.

Мы всегда встречаемся не случайно. Наши мужья и мужчины умеют то, что плохо
получается у нас. А мы то, что плохо получается у них. И важно с уважением относиться к тем дарам, которые они нам несут. Принято считать, что мужчина женщине «должен» финансовую стабильность и физическую силу. Но очень часто мужчины дают нам пример, как быть терпимыми, мудрыми, чуткими, отзывчивыми. И нам стоит этому поучиться у них.