Килт. Мужская шотландская юбка. Килт: почему шотландцы любят носить юбки

Сейчас уже никому не придет в голову назвать шотландца в килте «мужиком в юбке». Но раньше можно было не раз поймать усмешку на лицах при виде мужчин в гольфах с голыми ногами. Некоторые считали, что это просто странный, давно изживший себя предмет мужского гардероба. И так преследуемый и высмеянный килт сначала согревал горца, а потом превратился в символ шотландкой идентичности.

У шотландцев даже есть поговорка: «Kilt is called kilt, because a lot of people got killed, when they called it a skirt» («Килт называют килтом, потому что много людей было убито, когда они называли его юбкой»).

Килт в действительности сложно назвать юбкой, так как это просто обрез ткани, обёрнутый вокруг талии, собранный складками сзади, прямой впереди и закреплённый пряжками и ремешками. Его обычно надевают со специальной сумочкой - «спорраном», которая как раз удерживает килт от порывов ветра. А к нижнему углу крепится специальная булавка — kilt pin, но не для того чтобы скрепить полы, а чтобы утяжелить материал.

Современный килт, по большому счету, является нижней частью своего предка - «большого пледа». Предок был намного более тяжелый и громоздкий, его длина доходила до 9 ярдов (8 метров), а вес до пяти килограмм. Одна его часть собиралась складками и крепилась широким ремнем, а вторую можно было закинуть на плечи, укрыть голову или использовать как покрывало ночью.

В дождливом и туманном Хайленде, чтобы спастись от промозглого холода, брюки были неудобны, а «большой плед» подходил идеально: он не сковывал движений, согревал, быстро высыхал, не рвался, во время лазания по горам, и в него можно было завернуться ночью.

А в бою шотландцы могли шокировать противника, легким движением сбрасывая килт и бросаясь в бой, в чем мать родила.

В настоящем шотландском килте главное детали. По традиции килт изготавливается из шерстяной ткани со специальным рисунком из клеток и полос — тартаном. За каждым кланом Шотландии закреплен свой тартан, он говорит о знатности своего владельца и его социальном статусе.

Пурпурный и голубой цвета могли носить только короли и потомки королей. Так что, зная этот язык, можно легко отличить, кто из клана Макгрегоров, а кто из клана Кэмпбелл. Дело в том, что краски для ткани были строго ограничены растениями местности, где проживал клан.

Существует универсальные тартан «Каледония», который может носить каждый шотландец вне зависимости от клана.

На сегодняшний день известно порядка 700 сеттов (набор цветных полос, из которых состоял тартан), и это число продолжает расти. Помимо прочего, количество используемых цветов указывало на социальное положение носящего: один - слуга, а семь - глава.

В мировом регистре тартанов Scottish Tartans World Register приводится более 3300 видов рисунка, и новые виды уже не регистрируются. В другом регистре — Scottish Register of Tartans — на 2010 год приводится свыше 6000 видов тартанов и регистрация новых продолжается.

Например, дом Burberry создал свой тартан в 1920-ом году и занесен в регистр в 1985-м. И хотя женщинам очень полюбилась одежда и в том числе юбки из шотландки, килт - это, конечно, сугубо мужское дело.

После восстания якобитов в 1746 году британские власти запретили ношение любой национальной одежды из тартана, в том числе килта. Жёсткий запрет действовал целых 36 лет.

Килт выжил только благодаря горским полкам британской армии, солдаты которых были официально экипированы пледами и другими элементами национальной одежды.

В британской армии, равно как и в армиях некоторых других стран Британского содружества, килт до сих пор является частью военной формы для смотров и парадов. Последний раз килт участвовал в сражениях в 1940 году. Британский пехотный полк Queens Own Cameron Highlanders немцы называли очень образно - «Леди из ада».

«Что носить под килтом» всегда было горячим вопросом. И, несмотря на то, что традиция носить килт без нижнего белья возникла в армии, считается, что истинный шотландец белье под килт не надевает.

Ходит легенда, что во время смотра войск, разодетых в килты расцветки Black Watch, королева Виктория поинтересовалась у гренадера-шотландца: «Правда ли, что под килтом у вас ничего нет?». Шотландец ответил: «Уверяю вас, Ваше Величество, все там есть».

Член Консервативной партии Шотландии Джеми Макгрегор, занимающийся вопросами культуры, однажды заявил: «Таинство того, что у истинного шотландца находится под килтом, является такой же неотъемлемой частью нашей культуры, как лохнесское чудовище. Новое правило уничтожит всю романтику и мистику. Это невозможно, они не имеют права так поступить».

Во время Первой мировой войны некоторые старшие сержанты привязывали зеркало к концу клюшки для гольфа или прогулочной трости для проверки килтов перед парадом. В 1950-х солдат в килтах на параде должен был проверять старший сержант с помощью зеркала, расположенного на полу казармы.

В 1997 году солдаты батальона королевского полка Шотландии «Чёрная стража» даже оказались в центре внимания прессы из-за ветреной погоды во время военной церемонии в Гонконге.

Однако исполнители традиционного шотландского танца хайленд и участники «Игр горцев» обязаны надевать нижнее белье, чтобы не шокировать публику: «Под килт следует надевать тёмное нижнее бельё, но никак не белое».

Среди шотландского дворянства и интеллигенции ношение килта стало популярно только в середине XIX века. И хоть сегодня большинство шотландцев носят килт только по особым случаям (повседневно его носит достаточно малое количество людей), он остается неизменным символом шотландской культуры.

Килт представляет собой кусок ткани, обёрнутый вокруг талии, плиссированный (собранный складками) сзади и закреплённый с помощью 2-3 пряжек и ремешков; обычно килт носится вместе со специальной сумочкой для мелких вещей, называемой спорран . Килт ведет свою историю от «большого пледа» (Great plaid, belted plaid) и по сути представляет собой его нижнюю часть. Исторически большой плед был достаточно длинным и широким, чтобы его можно было закинуть на плечо или укрыться под ним в плохую погоду. Килт изготавливается из шерстяной ткани с традиционным шотландским рисунком из клеток и полос - тартаном (в России такой материал известен как «шотландка »).

Сегодня большинство шотландцев используют килт как часть официального или свадебного костюма, повседневно его носит достаточно малое количество людей. Во многих местах Шотландии килты можно увидеть во время спортивных соревнований горцев, а также музыкальных и танцевальных выступлений. В британской армии , равно как и в армиях некоторых других стран Британского содружества, килт до сих пор является частью военной формы (чаще всего для смотров и парадов), в боевых действиях он не использовался со времён Второй мировой войны . Последним полком, носившим килты во время боевых действий в 1940 году, был британский полк Queens Own Cameron Highlanders.

История

Самое древнее описание большого пледа в горной Шотландии датируется 1594 годом.

Их верхняя одежда представляет собой крапчатое одеяние разнообразных расцветок, с множеством складок до середины икр, с поясом вокруг талии, надевающимся через ноги.

Слово килт , вероятно, происходит от англо-шотландского kilt , означающего «обворачивать одежду вокруг тела». В свою очередь, шотландское слово происходит от древнеисландского kjilt («складчатый»), пришедшее от викингов , у которых была подобная, но c тартаном , складчатая одежда.

В Горной Шотландии (Highlands), с её дождливым климатом и гористым рельефом, большой плед был незаменим. Он давал свободу движений, согревал, быстро высыхал, чего нельзя было сказать о брюках. На ночь он превращался в теплое одеяло. Когда в бою требовалась максимальная свобода движений, плед можно было легко сбросить и нестись в атаку без одежды.

В 1746 году после подавления последнего восстания Якобитов британские власти запретили ношение килта, большого пледа и любой другой национальной одежды из тартана. Жесткий запрет действовал целых 36 лет. Большой плед и килт выжили благодаря горским полкам британской армии, солдаты которых были официально экипированы пледами и другими элементами национальной одежды.

Хоть килт и является традиционной шотландской одеждой, частью общенациональной культуры шотландцев он стал сравнительно недавно. Только в середине 19-го века килт стал популярен среди шотландского дворянства и интеллигенции, а впоследствии был принят равнинными жителями и всей шотландской диаспорой за рубежом. Другие современные представители кельтской группы - ирландцы , валлийцы , жители острова Мэн - тоже приняли ношение килта (хоть и в меньшей степени по сравнению с шотландцами).

Большой килт

Этот предмет одежды, известный под многими другими именами (Great Plaid, Feileadh Mor, Breacan Feile, Belted Plaid), по существу представляет собой два куска толстой шерстяной ткани, сшитых вместе. Длина его может лежать в пределах от 4,5 до 9 ярдов (примерно 4,1-8,2 м), однако наиболее распространённая длина - 6-7 ярдов (5,5-6,5 м). Складки на одной части ткани собирались вручную и закреплялись при помощи широкого ремня . Другая часть могла быть закинута поверх левого плеча и использоваться в качестве плаща , или быть закреплённой на ремне, частично ниспадая с него, или же накрывать плечи и голову при плохой погоде, а также служить покрывалом ночью.

В описании 1746 года сказано:

Эта одежда достаточно свободна и помогает мужчинам, привыкшим к ней, преодолевать тяжёлые препятствия: совершать быстрые переходы, переносить суровость погоды, переправляться через реки. Килт одинаково удобен для жизни как в лесу, так и в домах. Словом, он помогает справиться с тем, с чем обычная одежда не в силах.

До сих пор много спорят о времени появления большого пледа, но доподлинно известно, что он уже существовал в начале XVII века . Более ранние изображения «килта» иллюстрируют скорее длинную (до колен) рубашку из кожи , льна или парусины , с большим количеством складок и иногда простёганную для лучшей защиты. Наиболее часто большой килт ассоциируется с шотландскими горцами, но он также использовался на бедных сельских равнинных территориях.

Малый килт

Мария Квитерия в малом килте как в виде особой военной формы

Чаще под словом «килт» понимают именно «малый килт» (англ. Little kilt, Feileadh Beg ), то есть, по сути, только нижнюю часть большого пледа - кусок шерстяной ткани, оборачиваемый вокруг бёдер, полы которого достигают колена. Часто он держится уже не на ремне, а на обыкновенных ремешках с пряжками. К нижнему углу внешнего края крепится специальная булавка - Kilt pin , которая не скрепляет полы между собой, а крепится для утяжеления.

Килт, вероятнее всего, появился только в начале XVIII века как менее громоздкая и менее обременительная альтернатива большому пледу. До сих пор не известно, что собой представляли первые килты и каким образом они были сшиты. По легенде, килт был изобретён в 1725 году англичанином Роулинсоном, управляющим на сталелитейном заводе в Лохабере. Именно он предложил для удобства оставить лишь нижнюю часть большого пледа.

Самый старый из сохранившихся килтов датируется 1794 годом и носился солдатом полка Gordon Highlanders.

Современный килт - это довольно сложная конструкция из 3-8 ярдов материи, обычно шерсти с тартаном , но бывают утилитарные или супермодные килты и из других типов ткани. Различают 2 основных способа плиссирования килтов - box pleated и knife pleated. Сделанные из тяжелой толстой шерсти килты практически несминаемы и верно служат их владельцам долгие годы.

См. также

Ссылки

  • Как правильно надевать Great Plaid с фотографиями (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .


Килт считается национальным символом Шотландии. Он олицетворяет собой мужество и храбрость суровых горцев. Как клетчатый килт прошел путь от необходимого предмета одежды до символа независимости – далее в обзоре.




Принято считать, что килт появился в Шотландии примерно в VII веке. В деревне Нигг находится камень с изображением человека в килте, датированный этим периодом. Первое письменное упоминание о мужской юбке относится к XVI веку. Епископ Лесли в своих отчетах Папе Римскому писал: «Их одежда практична и отлично подходит для сражений. Все носят накидки одного типа».

Если вспомнить о влажном климате Шотландии, то становится ясно, что в горных районах ношение брюк было непрактичным, т. к. ноги быстро промокали. А в килтах они быстро пересекали местность, эта одежда отлично высыхала и была ночью вместо одеяла. Стоит отметить, что поначалу только жители горных районов страны предпочитали брюкам килт.



Различают два вида килтов: большой и малый. Первый представляет собой большое шерстяное полотно, которое драпируется вокруг талии, закрепляется ремнем и перекидывается через плечо. «Облегченный» вариант килта, т. е. без верха, появился в XVIII веке, когда рабочим на производстве стал мешать «лишний» кусок ткани.

Само слово «килт» переводится с древнеисландского как «складчатый». Он изготавливается из тартана – шерстяной ткани с цветными пересекающимися линиями, образующими известную клетку. Каждый клан имел свою разновидность рисунка на ткани, что позволяло жителям сразу определять, откуда к ним являлись чужаки.



По традиции горцы отправлялись на войну в килтах, но при необходимости могли их снять. В 1645 году в ходе битвы шотландцы скинули с себя юбки и разгромили превосходящего в два раза врага (тогда не было понятия нижнего белья). Остается только гадать, отчего пал противник: от свирепости горцев или их внешнего вида.





Килт также считается символом свободы. В XVIII веке английское правительство лишило Шотландию независимости и среди прочего обязало население носить штаны. Горцы в свою очередь продолжали ходить в килтах, а штаны носили с собой, натянутые на палках. Тогда власти и вовсе приняли закон, запрещающий ношение килтов. За ослушание жителям грозило 6-месячное тюремное заключение, а за повторное – ссылка в колонии на 7 лет. Но всех выслать не удалось, а высшие круги знати Шотландии в знак протеста продолжали носить клетчатое облачение. Сегодня килт считается неотъемлемой частью культуры Шотландии, и ее жители гордятся этой одеждой и возмущаются, когда килт называют юбкой.



Шотландия - это не только килты и волынки, это страна с мощнейшей культурой, потрясающе красивой природой, великолепными достопримечательностями, это одно из тех мест, о посещении которого никогда не пожалеешь, а будешь стремиться сюда вновь и вновь -

Современные килты, которые надеваются за считаные минуты, появились лишь в XVIII веке и были предназначены для шотландской армии. Дело в том, что в классический «большой плед», он же breacan, облачиться довольно трудно, и занимает это при должной аккуратности пять-десять минут, что в организованной армии совершенно недопустимо. Легенда утверждает, что «быстрый» килт изобрел конкретный человек, владелец ткацкой мануфактуры Томас Роулинсон в 1715 году, но достоверность этого факта оспаривается.

Первым делом килт нужно ровно расстелить на полу или на земле во всю длину и ширину.


Делаем аккуратные складки в центральной части так, чтобы оставшихся ровными боковых участков хватало на то, чтобы запахнуться с обеих сторон (примерно по 1−1,3 м).


Аккуратно подкладываем ремень под центральную часть килта, примерно посередине.

А мы вернемся во времена «Храброго сердца» и наденем правильный «большой плед». Вы спросите — зачем было нужно это гигантское неудобное полотнище? Но оно как раз очень удобное! Обычно горец носил с собой два одинаковых взаимозаменяемых пледа — один как одежду, второй как палатку. Также большой плед использовался в качестве одеяла, наплечной сумы, носилок — в общем, практически для любых целей, которые могли возникнуть у средневекового шотландца.

Другое дело, что надевать его было непросто — это настоящее искусство. Итак, учимся носить правильный килт, а не эти ваши современные, которые и килтами-то стыдно назвать!

Ложимся на килт так, чтобы ремень оказался на уровне талии. Запахиваем оба «крыла», а затем перетягиваем ремнем.

Килт уже держится. Верхнюю часть можно забросить на плечи произвольным образом.

Обычно килт набрасывали на плечи асимметрично — с одной стороны закалывали фибулой на плече, вторую часть оставляли свободной и использовали как огромный карман или дорожную суму.

Факты о килтах

1) Килт есть у каждого шотландского мужчины , хотя это не повседневная, а нарядная одежда, аналогичная фраку или смокингу. В нем ходят в гости, на вечеринки, на улицу в праздники.

2) Исторически килты делали из той ткани, которая попадалась под руку . Со временем установились негласные цветовые законы — кланы начали пользоваться своими цветами, но, например, крестьяне и члены бедных кланов по‑прежнему носили килты любых раскрасок. Правила, приписывающие определенному клану определенный тартан, были установлены лишь в XIX веке при королеве Виктории. И да, килты не обязательно клетчатые: сейчас в моду входят «тактические килты», сделанные из защитной или джинсовой ткани.

3) Килты были запрещены с 1746 по 1782 год как одежда, ассоциирующаяся с неудачным якобитским восстанием, — практически все повстанцы, поддерживавшие династию Стюартов, были шотландцами. Носить килты в этот период имели право только военные, для которых он был частью униформы.

Одежда, представляющая собой нешитый кусок полотна, заворачивающийся определенным образом, широко распространена в мире. К тому же классу, что и шотландский килт, относятся, например, индийские дхоти и сари, малайзийский саронг, римская тога.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

История

Самое древнее описание большого пледа в горной Шотландии датируется 1594 годом.

Их верхняя одежда представляет собой крапчатое одеяние разнообразных расцветок, со множеством складок до середины икр, с поясом вокруг талии, надевающимся через ноги.

Слово «килт», вероятно, происходит от скотс kilt , означающего «обворачивать одежду вокруг тела». В свою очередь, шотландское слово происходит от древнеисл. kjilt («складчатый»), пришедшее от викингов , у которых была подобная, но c тартаном , складчатая одежда.

В Горной Шотландии (Highlands), с её дождливым климатом и гористым рельефом, большой плед был незаменим. Он давал свободу движений, согревал, быстро высыхал, чего нельзя было сказать о брюках. На ночь он превращался в тёплое одеяло. Когда в бою требовалась максимальная свобода движений, плед можно было легко сбросить и нестись в атаку без одежды.

В 1746 году после подавления последнего восстания Якобитов британские власти запретили ношение килта, большого пледа и любой другой национальной одежды из тартана. Жёсткий запрет действовал целых 36 лет. Большой плед и килт выжили благодаря горским полкам британской армии, солдаты которых были официально экипированы пледами и другими элементами национальной одежды.

Хоть килт и является традиционной шотландской одеждой, частью общенациональной культуры шотландцев он стал сравнительно недавно. Только в середине XIX века килт стал популярен среди шотландского дворянства и интеллигенции, а впоследствии был принят равнинными жителями и всей шотландской диаспорой за рубежом. Другие современные представители кельтской группы - ирландцы , валлийцы , жители острова Мэн - тоже приняли ношение килта (хоть и в меньшей степени по сравнению с шотландцами).

Большой килт

Этот предмет одежды, известный под многими другими именами (Great Plaid, Feileadh Mor, Breacan Feile, Belted Plaid), по существу представляет собой два куска толстой шерстяной ткани, сшитых вместе. Длина его может лежать в пределах от 4,5 до 9 ярдов (примерно 4,1-8,2 м), однако наиболее распространённая длина - 6-7 ярдов (5,5-6,5 м). Складки на одной части ткани собирались вручную и закреплялись при помощи широкого ремня . Другая часть могла быть закинута поверх левого плеча и использоваться в качестве плаща , или быть закреплённой на ремне, частично ниспадая с него, или же накрывать плечи и голову при плохой погоде, а также служить покрывалом ночью.

В описании 1746 года сказано:

Эта одежда достаточно свободна и помогает мужчинам, привыкшим к ней, преодолевать тяжёлые препятствия: совершать быстрые переходы, переносить суровость погоды, переправляться через реки. Килт одинаково удобен для жизни как в лесу, так и в домах. Словом, он помогает справиться с тем, с чем обычная одежда не в силах.

До сих пор много спорят о времени появления большого пледа, но доподлинно известно, что он уже существовал в начале XVII века . Более ранние изображения «килта» иллюстрируют скорее длинную (до колен) рубашку из кожи , льна или парусины с большим количеством складок и иногда простёганную для лучшей защиты. Наиболее часто большой килт ассоциируется с шотландскими горцами , но он также использовался на бедных сельских равнинных территориях.

Малый килт

Чаще под словом «килт» понимают именно «малый килт» (англ. Little kilt, Feileadh Beg ), то есть, по сути, только нижнюю часть большого пледа - кусок шерстяной ткани, оборачиваемый вокруг бёдер, полы которого достигают колена. Часто он держится уже не на ремне, а на обыкновенных ремешках с пряжками. К нижнему углу внешнего края крепится специальная булавка - Kilt pin , которая не скрепляет полы между собой, а крепится для утяжеления.

Малый килт, вероятнее всего, появился только в начале XVIII века как менее громоздкая и менее обременительная альтернатива большому пледу. До сих пор не известно, что собой представляли первые килты и каким образом они были сшиты. По легенде, килт был изобретён в 1725 году англичанином Роулинсоном, управляющим на сталелитейном заводе в Лохабере . Именно он предложил для удобства оставить лишь нижнюю часть большого пледа.

Самый старый из сохранившихся килтов датируется 1794 годом и носился солдатом полка Gordon Highlanders.

Современный килт - это довольно сложная конструкция из 3-8 ярдов материи, обычно шерсти с тартаном , но бывают утилитарные или супермодные килты и из других типов ткани. Различают 2 основных способа плиссирования килтов - box pleated и knife pleated. Сделанные из тяжёлой толстой шерсти килты практически несминаемы и верно служат их владельцам долгие годы.

См. также

Напишите отзыв о статье "Килт"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Килт

– Где пропадал? За французами ходил, – смело и поспешно отвечал Тихон хриплым, но певучим басом.
– Зачем же ты днем полез? Скотина! Ну что ж, не взял?..
– Взять то взял, – сказал Тихон.
– Где ж он?
– Да я его взял сперва наперво на зорьке еще, – продолжал Тихон, переставляя пошире плоские, вывернутые в лаптях ноги, – да и свел в лес. Вижу, не ладен. Думаю, дай схожу, другого поаккуратнее какого возьму.
– Ишь, шельма, так и есть, – сказал Денисов эсаулу. – Зачем же ты этого не пг"ивел?
– Да что ж его водить то, – сердито и поспешно перебил Тихон, – не гожающий. Разве я не знаю, каких вам надо?
– Эка бестия!.. Ну?..
– Пошел за другим, – продолжал Тихон, – подполоз я таким манером в лес, да и лег. – Тихон неожиданно и гибко лег на брюхо, представляя в лицах, как он это сделал. – Один и навернись, – продолжал он. – Я его таким манером и сграбь. – Тихон быстро, легко вскочил. – Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, – вскрикнул Тихон, размахнув руками и грозно хмурясь, выставляя грудь.
– То то мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужи то, – сказал эсаул, суживая свои блестящие глаза.
Пете очень хотелось смеяться, но он видел, что все удерживались от смеха. Он быстро переводил глаза с лица Тихона на лицо эсаула и Денисова, не понимая того, что все это значило.
– Ты дуг"ака то не представляй, – сказал Денисов, сердито покашливая. – Зачем пег"вого не пг"ивел?
Тихон стал чесать одной рукой спину, другой голову, и вдруг вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку, открывшую недостаток зуба (за что он и прозван Щербатый). Денисов улыбнулся, и Петя залился веселым смехом, к которому присоединился и сам Тихон.
– Да что, совсем несправный, – сказал Тихон. – Одежонка плохенькая на нем, куда же его водить то. Да и грубиян, ваше благородие. Как же, говорит, я сам анаральский сын, не пойду, говорит.
– Экая скотина! – сказал Денисов. – Мне расспросить надо…
– Да я его спрашивал, – сказал Тихон. – Он говорит: плохо зн аком. Наших, говорит, и много, да всё плохие; только, говорит, одна названия. Ахнете, говорит, хорошенько, всех заберете, – заключил Тихон, весело и решительно взглянув в глаза Денисова.
– Вот я те всыплю сотню гог"ячих, ты и будешь дуг"ака то ког"чить, – сказал Денисов строго.
– Да что же серчать то, – сказал Тихон, – что ж, я не видал французов ваших? Вот дай позатемняет, я табе каких хошь, хоть троих приведу.
– Ну, поедем, – сказал Денисов, и до самой караулки он ехал, сердито нахмурившись и молча.
Тихон зашел сзади, и Петя слышал, как смеялись с ним и над ним казаки о каких то сапогах, которые он бросил в куст.
Когда прошел тот овладевший им смех при словах и улыбке Тихона, и Петя понял на мгновенье, что Тихон этот убил человека, ему сделалось неловко. Он оглянулся на пленного барабанщика, и что то кольнуло его в сердце. Но эта неловкость продолжалась только одно мгновенье. Он почувствовал необходимость повыше поднять голову, подбодриться и расспросить эсаула с значительным видом о завтрашнем предприятии, с тем чтобы не быть недостойным того общества, в котором он находился.
Посланный офицер встретил Денисова на дороге с известием, что Долохов сам сейчас приедет и что с его стороны все благополучно.
Денисов вдруг повеселел и подозвал к себе Петю.
– Ну, г"асскажи ты мне пг"о себя, – сказал он.

Петя при выезде из Москвы, оставив своих родных, присоединился к своему полку и скоро после этого был взят ординарцем к генералу, командовавшему большим отрядом. Со времени своего производства в офицеры, и в особенности с поступления в действующую армию, где он участвовал в Вяземском сражении, Петя находился в постоянно счастливо возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого нибудь случая настоящего геройства. Он был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там то теперь и совершается самое настоящее, геройское. И он торопился поспеть туда, где его не было.
Когда 21 го октября его генерал выразил желание послать кого нибудь в отряд Денисова, Петя так жалостно просил, чтобы послать его, что генерал не мог отказать. Но, отправляя его, генерал, поминая безумный поступок Пети в Вяземском сражении, где Петя, вместо того чтобы ехать дорогой туда, куда он был послан, поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета, – отправляя его, генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова. От этого то Петя покраснел и смешался, когда Денисов спросил, можно ли ему остаться. До выезда на опушку леса Петя считал, что ему надобно, строго исполняя свой долг, сейчас же вернуться. Но когда он увидал французов, увидал Тихона, узнал, что в ночь непременно атакуют, он, с быстротою переходов молодых людей от одного взгляда к другому, решил сам с собою, что генерал его, которого он до сих пор очень уважал, – дрянь, немец, что Денисов герой, и эсаул герой, и что Тихон герой, и что ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту.
Уже смеркалось, когда Денисов с Петей и эсаулом подъехали к караулке. В полутьме виднелись лошади в седлах, казаки, гусары, прилаживавшие шалашики на поляне и (чтобы не видели дыма французы) разводившие красневший огонь в лесном овраге. В сенях маленькой избушки казак, засучив рукава, рубил баранину. В самой избе были три офицера из партии Денисова, устроивавшие стол из двери. Петя снял, отдав сушить, свое мокрое платье и тотчас принялся содействовать офицерам в устройстве обеденного стола.
Через десять минут был готов стол, покрытый салфеткой. На столе была водка, ром в фляжке, белый хлеб и жареная баранина с солью.
Сидя вместе с офицерами за столом и разрывая руками, по которым текло сало, жирную душистую баранину, Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей.
– Так что же вы думаете, Василий Федорович, – обратился он к Денисову, – ничего, что я с вами останусь на денек? – И, не дожидаясь ответа, он сам отвечал себе: – Ведь мне велено узнать, ну вот я и узнаю… Только вы меня пустите в самую… в главную. Мне не нужно наград… А мне хочется… – Петя стиснул зубы и оглянулся, подергивая кверху поднятой головой и размахивая рукой.