Самое главное о четырех возрастах в адаптации приемного ребенка. «Медовый месяц» и другие этапы адаптации приемных детей

I. Введение

1.1. В психологии под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. При этом подразумевается процессуальная сторона собственно явления адаптации в отличие от приспособления животных, преодоления трудностей или формирования определенных свойств личности, например, профессиональных качеств.
2.1. Социологический подход трактует адаптацию как процесс «вхождения» личности в новые социальные роли, причем сущность данного процесса заключается в содержательном, творческом приспособлении индивида к условиям жизнедеятельности.

Теперь мы имеем общее представление о понятии «адаптация». Давайте рассмотрим частный случай этого процесса: адаптацию ребенка в приемной семье.

II. Адаптация ребенка в приемной семье - что это?

2.1. Детям-сиротам, живущим в приюте или детском доме, приходится из условий, к которым они привыкли, переезжать в другие, в частности в новую семью. Статистика свидетельствует, что 60 - 70% детей, лишенных родительского попечения, устраиваются в семьи как российских, так и иностранных граждан. Для того чтобы понять процесс адаптации, нужно представить, что вас внезапно переместили в новое совершенно незнакомое место, причем это произошло помимо вашего желания и без предварительной подготовки. Что вы испытаете при этом? Вероятно, ваше состояние будет близко к шоковому, и вы будете растеряны.
Варианты поведения могут разные: от стремления убежать и вернуться на прежнее место до остолбенения. Когда шоковое состояние пройдет, ребенок, наверное, начнет оглядываться вокруг себя, замечать, что и кто находится рядом, предпринимать попытки освоиться в новом месте. На процесс привыкания к изменившимся условиям будут влиять люди, которые окажутся рядом, их радушие или враждебность.

2.2. Адаптация ребенка в приемной семье - неизбежный и тяжёлый пе-риод для каждой приёмной семьи. Когда де-ти попадают в совершенно незнакомую для себя обстановку, большинство из них теря-ют активность, у них притупляются приобре-тенные умения и навыки. В этот период самое главное - как можно скорее помочь детям осознать, что мир вокруг них надёжен и безопасен.

Приёмным родителям бывает трудно при-нять ребёнка таким, какой он есть, приспосо-биться к его привычкам, поведению, чертам ха-рактера. Трудно объяснить себе и простить по-ступки, которые кажутся непозволительными (жёсткость, грубость и т. д.). Главное - терпе-ние, сдержанность, стремление понять самим проблему и помочь ребёнку разобраться в себе самом.

Успешность адаптации ребёнка зависит в первую очередь от умения взрослых правиль-но наладить внутрисемейное общение. Оно будет эффективным в том случае, если члены семьи (как правило, взрослые) не станут рас-сматривать своего подопечного только в качестве пассивного объекта своих воспита-тельных воздействий. Связи меж-ду всеми членами семьи должны быть макси-мально доброжелательными, а главным резуль-татом должно стать благополучие не только приёмного ребёнка, но и всех членов приём-ной семьи.

Таким образом, адаптация ребёнка в приёмной семье - это:

  • адаптация к образу жизнедеятельности семьи (интерьер, режим жизни, преоб-ладающие настроения, стереотипы, ти-пичный социально-психологический и се-мейный микроклимат);
  • адаптация к другим членам семьи, близ-ким и знакомым (наилучшее средство убеждения - позитивное отношение к ребёнку каждого окружающего);
  • адаптация к нормам и ценностям се-мьи (нравствен-ным, трудовым, эстетическим);
  • адаптация к традициям семьи и к её при-вычным видам деятельности, обрядам, ритуалам, праздникам.

III. Этапы адаптации ребенка в приемной семье.

В процессе адаптации ребенка в приемной семье можно выделить несколько этапов:

3.1. Первый этап - «Медовый месяц» . Этот этап начинается еще до окончательного прихода ребенка в семью - во время его первых визитов в гости. Это удобная промежуточная стадия в развитии отношений между ребенком и родителями, так как не предполагает большой ответственности. На этом этапе все обычно идет просто замечательно. Родители стараются, чтобы ребенку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, отдают ему всю накопившуюся ласку и нежность. Ребенок, в свою очередь изо всех сил старается понравиться. Он наслаждается ситуацией, ему нравится его новая семья, уютная квартира, доброе отношение, новые игрушки. Некоторые дети сразу могут начать называть вас «мама» и «папа».
Отнеситесь бережно к чувствам ребенка, будьте сдержанны по отношению к нему на этом этапе. Не стоит, особенно на первом этапе построения отношений, называть его сыном или дочерью, претендовать на родительство. Помните, что и взрослые, и ребенок подчиняются руководителю учреждения, в котором находился ребенок и согласовывают свои действия с социальным работником. Это облегчает регулирование спорных моментов в жизни вашей семьи.
Еще один важный момент, который необходимо учитывать: с точки зрения ребенка он теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает на «нейтральную территорию» — в детское учреждение, а тогда, когда приходит в приемную семью. Часто ребенок испытывает вину, чувствует себя предателем. В любом случае ему необходима поддержка. Нужно помнить, что новые переживания могут негативно отразиться на ребенке. Он может испытывать тревогу, плохо спать. Могут появиться подъемы и спады настроения, попытки успеть все и сразу. Для этого периода будет лучше, если кто-то из членов семьи возьмет отпуск, чтобы помочь ребенку освоиться в новом месте. Необходимо показать ему, как работает бытовая техника, как включается телевизор. Научить совершать простейшие действия: как подстригать ногти, чистить картошку. Совершить прогулку вместе по улице, показать будущий детский сад или школу, магазины, почту, поликлинику, парк. Однако не стоит очень быстро сближаться с ребенком на этом этапе. И ему и приемным родителям нужно время.
3.2. Второй этап - «Уже не гость». Для второго этапа адаптации в приемной семье характерен кризис взаимоотношений. Вам может показаться, что послушного и милого ребенка вдруг словно подменили. Он перестает слушаться, ведет себя не так, как вам хочется. Вы, в свою очередь, можете задумываться, а правильно ли вы сделали, взяв этого ребенка в свою семью? Не совершили ли вы ошибку? Неужели вам так и не удастся найти общий язык с ребенком? Успокойтесь, - то, что с вами сейчас происходит - это закономерный процесс, причем в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно.

Рассмотрим основные причины кризиса:
1. Появление доверия к приемным родителям и ослабление «эмоциональной пружины». Как бы странно это ни звучало, но ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак, который радует и специалистов, и обученных (понимающих, в чем дело) родителей. Дело в том, что ребенок очень сильно старался понравиться взрослым в течение всего периода, условно названного «медовый месяц». Он старался сдерживать в своем поведении те проявления, которые, как он предполагал, могут не понравиться окружающим, боялся, что «не подойдет» новым родителям и его вернут в приют. Однако очень долго сдерживать себя невозможно. То, что сжато, разожмется при первом же удобном случае. Ровное, дружелюбное и заботливое отношение в семье — разрешение для ребенка «отпустить» эмоциональную напряженность, дать ей волю, начать реагировать на стрессовые ситуации обычным для себя образом, сформированным в «прошлой» жизни. Фактически ребенок с этого момента доверяет семье свои истинные, не совсем приглядные стороны, что и есть признак близости в отношениях. Ребенок чувствует, что его «уже не прогонят». Появление доверия по отношению к родителю — очень важный момент в жизни приемной семьи, с которым она может себя поздравить.
2. Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям. Возможно, ухудшению поведения ребенка способствовали ваши же собственные ошибки. Быть может вы, даже не отдавая себе отчета в этом, ожидаете от ребенка благодарности. Ребенок, конечно же, благодарен вам, но пока не умеет это выразить. Умение благодарить — это то, чему ребенку предстоит научиться в приемной семье.
3. Нарастание детской тревоги из-за неполного понимания своего места и своей роли в принимающей семье. Это обстоятельство может дополнительно тревожить маленького человека. Ребенку требуются разъяснения со стороны взрослых о его будущем. Но, прежде чем заводить такой разговор, необходимо согласовать этот вопрос со специалистами. Разговор может проходить по приблизительно такой схеме: «Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». В некоторых случаях (по согласованию со специалистами) необходимо также сообщить воспитаннику, в зависимости от реальной ситуации в его кровной семье: «Когда дела у твоих родителей наладятся (они найдут работу, отремонтируют жилье, соберут необходимые документы и прочее), ты сможешь вернуться к ним».
4. Предыдущий травмирующий жизненный опыт ребенка. Когда ребенок доверяет семье, он начинает символически рассказывать о своих внутрисемейных отношениях в «прежней» жизни. Ему просто необходимо с помощью эмоций и действий пережить свой прошлый опыт, что даст возможность нормально развиваться дальше.
Кроме того, известны случаи, когда у приемного ребенка на этапе кризиса появлялась излишняя фиксация на чистоте или, наоборот, на грязи. Некоторые дети становятся чрезмерно озабочены своим здоровьем. У неподготовленного родителя поведение ребенка на этом этапе адаптации может вызвать чувство отчаяния, что может привести к ложным выводам: - мне достался «не тот» ребенок

Мне с ребенком не справиться

Я — плохой воспитатель и т.д.

Чтобы преодолеть этот сложный период, нужно помнить, что на приемном родителе лежит большая ответственность, поэтому нельзя легко сдаваться. Не надо забывать о том, что ребенку почти всегда гораздо тяжелее в процессе адаптации, чем взрослому. Ну а при возникновении сложностей необходимо помнить, что приемные родители всегда могут (и должны!) позвонить специалисту. Ну а в самые тяжелые минуты родителям нужно повторять себе: кризис необходим приемной семье!

Кризис помогает родителям обнаружить проблемы ребенка. У приемных родителей есть прекрасная возможность лучше понять ребенка и с помощью специалистов найти пути решения проблем.
. Невозможно перейти на следующий этап адаптации в приемной семье, минуя кризисный этап. Нерешенные эмоциональные проблемы будут вновь и вновь напоминать о себе, и тянуть семью назад.
. Пройдя через кризис, приемные родители приобретают необходимую уверенность, становятся воспитателями более высокой квалификации, что, несомненно, поможет добиться больших успехов в укреплении семьи.
. Ребенок тоже начинает чувствовать себя в семье более уверенно: он точно знает, что его не прогонят, даже если он сделает что-нибудь неправильно.
. При успешном прохождении кризиса у ребенка снижается уровень тревожности и повышается самооценка, что позволяет ему строить более гармоничные отношения с членами семьи.
. В конце - концов, ничто не сплачивает семью лучше, чем совместное преодоление трудностей!

3.3. Третий этап - «Вживание» . Итак, приемные родители прошли через трудности кризисного периода! Теперь они гораздо лучше понимают проблемы ребенка, да и свои тоже. Когда ребенок сталкивается с трудностями (их у него еще очень много), его нужно поддерживать: мы вместе, мы справимся. Ребенку не предъявляется лавина требований, приемные родители на данном этапе уже знают его возможности. В случае «сбоев» в поведении ребенка находятся причины проблемы и способы их преодоления самостоятельно или с помощью специалистов. На этом этапе приемная семья тоже может испытывать некоторые проблемы. Часто случается так, что родители уделяют недостаточно внимания родным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать своих детей, вызывать непринятие, ревность, бунт. Родные дети, подобно приемному ребенку, могут начать плохо себя вести, может снизиться настроение, успеваемость в школе. Однако проблемы с приемным ребенком помогают родителям лучше понимать и проблемы своих детей.
Как правило, на этом этапе и приемные родители и ребенок вздыхают свободно. Ребенок начинает чувствовать себя действительно как дома, принимает правила поведения, принятые в семье. Изменяется и внешность ребенка: он прибавляет в весе, улучшается состояние его кожи и волос, прекращаются аллергические реакции. Ребенок становится более самостоятельным и уверенным в себе. Тем не менее, следует помнить, что любое изменение, происходящее в семье, может оказать на только-только начинающего привыкать ребенка травмирующее воздействие. В случае любых изменений в семье (смерть одного из членов семьи, отъезд в командировку, болезнь и госпитализация, рождение ребенка, приезд гостей на длительный срок и др.) следует позвонить социальному работнику, который имеет больший опыт в решении проблем приемных семей, и поможет вам пережить эту ситуацию более спокойно.

Итак, четвертый и последний этап.
3.4. Четвертый этап - «Стабилизация отношений». На этом этапе семья окончательно становится семьей. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все члены семьи удовлетворены семейной жизнью. Приемный ребенок ведет себя так же, как и родные дети, он спокоен за себя и за свое будущее, хотя его может тревожить судьба родителей и другие проблемы. Он с удовольствием начинает ходить в детский сад или школу.

Если ребенку хорошо в новой семье, он реже будет рассказывать о своей предыдущей жизни, вспоминать неприятности. У него появятся новые интересы и новые привязанности, которых ему так не хватало. Родные дети приемных родителей приобретают бесценный жизненный опыт помощи слабому и гордость за своих родителей. Закладываются основы успешности функционирования их будущих собственных семьей. Улучшается качество жизни всех членов семьи и семьи в целом. На этом этапе уже можно судить, удалась ли новая семья.
Ни в коем случае приемным родителям не стоит забывать про себя и свои чувства! Ведь адаптация в новой семье происходит с двух сторон - ребенок привыкает к новой обстановке, но ведь и родители должны к ней привыкнуть! Поэтому надо обязательно помнить о том, что все без исключения испытывают стресс, взрослым тоже нужна помощь - со стороны супруга или супруги, других членов семьи, социальных работников, психологов. Не нужно стесняться обращаться за помощью, этим можно уберечь себя и детей от эмоциональных срывов и психосоматических болезней!
3.5. Памятка для приемных родителей:
1. Не стоит впадать в отчаяние, если что-то идет не так, как вам представлялось.

2. Всему свое время, вам еще обязательно удастся выстроить гармоничные, доверительные отношения.
3. Приемным родителем - это работа, которая требует определенных затрат: эмоциональных, временных и других. И, как и любая другая работа, она требует отдыха. Конечно, вы не имеете официальных выходных и отпуска, однако, это не значит, что надо забыть про себя и полностью погрузиться в проблемы ребенка. Вокруг наверняка есть люди, которые могут вам помочь, например, погулять с ребенком, пока вы немного отдохнете.
4. Если вы испытываете тревогу по поводу своего нового статуса или вас что-то беспокоит, обязательно найдите возможность проконсультироваться с психологом, получить поддержку у специалистов Центра ППС замещающих семей «Семейный очаг» или у других приемных родителей.

5. Не стоит забывать и про собственное здоровье, всегда вовремя консультируйтесь с врачами!
6. С момента знакомства ребенка с приемными родителями начинается процесс адаптации - приспосабливание и привыкание к новой обстановке.

7. Этот процесс имеет свои особенности, он протяжен во времени и обычно включает в себя четыре основных этапа:
- «Медовый месяц», отношения между родителями и приемным ребенком обычно окрашены большим взаимным интересом, ожидания, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослых заметно идеализированные. Все участники процесса, как правило, стремятся понравиться друг другу и показать себя с хорошей стороны.
- «Уже не гость» - это второй этап адаптации, для него характерен кризис взаимоотношений в приемной семье. Поведение ребенка ухудшается, взрослые могут
прийти в отчаяние. Но это закономерный процесс, и в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно.
- «Вживание»- родители гораздо лучше понимают проблемы ребенка. Родители находят подход к ребенку, они хорошо изучили его сильные и слабые стороны. В случае «сбоев» в поведении ребенка взрослые, зачастую с помощью специалистов ищут и находят их причины, а также способы их смягчения или преодоления.
- «Стабилизации отношений» - характеризуется удовлетворенностью от семейной жизни. Ребенок спокоен за себя и за свое будущее, хотя его может тревожить судьба кровных родителей и другие проблемы. Семья начинает функционировать как обычная семья. Эта стадия завершает процесс адаптации ребенка в новой семье. Развитие этой стадии может идти в двух направлениях:

1. Дети и родители постепенно начинают жить жизнью обычной нормальной семьи, если замещающая семья успешно преодолела предыдущий этап, если родители не испытывают страха отягощенной наследственностью ребенка и готовы адекватно воспринимать происходящие в нем возрастные изменения.

2. Родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения с ним. У ребенка усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, мстительность, упрямство и др.) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству). Детско-родительские отношения не установлены, взаимная адаптация не произошла.

5. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30306_full.shtml [К вопросу о понятии "адаптация" - Проблемы cоциальной психологии личности]

Тема 13. Проблемы воспитания приёмных детей

1. Процесс адаптации ребёнка в приёмной семье. Характеристика этапов адаптации.

2. Основные про­блемы во взаимоотношениях приёмныхродителей и детей.

3. Причины отказа от детей в приёмных се­мьях. Типичные ожидания и разочарования приём­ных родителей.

1. Гуминская, Л.Н. Адаптация ребенка в приемной семье / Л.Н. Гуминская // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2011. –№ 2. –С.16–17.

2. Простак, Г.Л. Особенности социальной ситуации развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г.Л. Простак // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. –№ 4. –С. 15–22.

3. Фурманов, И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова. – Минск: Тесей, 1999. – 340 с.

4. Яролславцева, И.В. Депривированный подросток: личностный и психофизиологический потенциал адаптации / И.В. Ярославцева // дефектология. – 2003. – № 5. – С. 28–33.

Адаптация – неизбежный и тяжёлый пе­риод для каждой приёмной семьи. Когда де­ти попадают в совершенно незнакомую для себя обстановку, большинство из них теря­ют активность, у них притупляются приобре­тенные умения и навыки. В этот период самое главное – как можно скорее помочь детям осознать, что мир вокруг них надёжен и безопасен, организовать и наладить порядок но­вой жизни.

Подмечено, что легче адаптируются сангви­ники – живые, подвижные дети, они быстро приспосабливаются к окружающим событиям, сравнительно легко переживают неприятно­сти и неудачи. Медленнее (но также стабильно) адаптируются дети с преобладанием флегмати­ческих черт – медлительные, невозмутимые, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Наибольшие трудности возникают у детей с холерическим и меланхолическим темпераментами. В слу­чае изменения среды холерики «выплёскива­ют» эмоции на окружающих, что не всегда тем нравится, а меланхолики осуществляют «само­агрессию», что может привести их к психичес­ким расстройствам.

Успешность адаптации ребёнка зависит в первую очередь от умения взрослых правиль­но наладить внутрисемейное общение. Оно будет эффективным в том случае, если член семьи (как правило, взрослый) не станет рас­сматривать своего подопечного только в качестве пассивного объекта своих воспита­тельных воздействий. Приёмные родители должны общаться с ребёнком ясно и свободно, чтобы было понятно, что они думают, чувству­ют, чего ожидают от него, как понимают и оце­нивают его поведение, каковы их намерения и планы в отношении его будущего. Связи меж­ду всеми членами семьи должны быть макси­мально доброжелательными, а главным резуль­татом должно стать благополучие не только приёмного ребёнка, но и всех членов приём­ной семьи.



Таким образом, адаптация ребёнка в приёмной семье – это:

Ø адаптация к образу жизнедеятельности семьи (интерьер, режим жизни, преоб­ладающие настроения, стереотипы, ти­пичный социально-психологический и се­мейный микроклимат);

Ø адаптация к другим членам семьи, близ­ким и знакомым (ребёнок больше все­го хочет, чтобы в новой семье его при­няли, признали своим, поэтому он бу­дет особенно тянуться к людям, которые проявили к нему интерес, и избегать тех, кто как бы выжидает, сохраняет дистан­цию; ребёнок должен постепенно обре­тать чувство, что он в новой семье не чужой, а свой, родной; наилучшее средство убеждения – позитивное отношение к ребёнку каждого окружающего);

Ø адаптация к нормам и ценностям се­мьи (с самых первых дней пребывания ребёнка в новой семье необходимо предъявлять ему несколько простейших требований и объяснять целесообраз­ность их выполнения; постепенно круг требований будет расширяться и совер­шенствоваться, а со временем обозна­чается весь круг ценностей (нравствен­ных, трудовых, эстетических);

Ø адаптация к традициям семьи и её при­вычным видам деятельности, обрядам, ритуалам, праздникам.

Приёмным родителям бывает трудно при­нять ребёнка таким, какой он есть, приспосо­биться к его привычкам, поведению, чертам ха­рактера; трудно объяснить себе и простить по­ступки, которые кажутся непозволительными (жёсткость, грубость и т. д.). Главное – терпе­ние, сдержанность, стремление понять самим проблему и помочь ребёнку разобраться в себе самом. Очень важно принять самобытность и самостоятельность ребёнка, дать ему возмож­ность быть самим собой. Следует помнить, что достижение желаемого результата происходит не сразу. Нужно время.

В процессе адаптации ребенка в приемной семье можно выделить несколько периодов:

1. Ознакомительный: длится от 1 недели до 1–2 месяцев; наиболее ярко проявляются социальный и эмоциональный барьеры в поведении детей. Волнуются и дети и родители. Установить контакт с такими детьми легче всего через игрушки, предметы, подарки. Часто уступать ребенку, исполнять его же­лания, так как ограничениями в этот период нельзя ничего добиться. Дисциплинирую­щие ограничения надо вводить позже, когда ребенок привыкнет к новым условиям. Не ре­комендуется ходить с ребенком в магазины, поскольку ему сложно пережить эмоциональ­ные перегрузки.

Приемные дети часто испытывают тревожность, настороженность, неуверенность, боязливость, стресс. Они часто плачут, кричат, ведут себя агрессивно, пытаются убежать из дома, могут обманывать, сквернословить, воровать, проявлять другие негативные привычки, приобретенные в процессе виктимизации и депривации в условиях проживания в неблагополучной семье и детских учреждениях. Нередко это сопровождается отсутствием аппетита, нарушением сна и др.

2. Приспособительный. Длится от 2 до 4 ме­сяцев. Ребенок освоился в новых условиях и начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Внача­ле он беспрекословно подчиняется правилам, а затем, привыкнув, пробует вести себя как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит ломка сложившегоея стереотипа поведения. У неко­торых детей наблюдается регресс в поведении: возобновляется энурез, заикание и т.п.). Это свидетельствует о значимости для ребенка пре­жних взаимоотношений. Важную роль на этом этапе играют способности родителей установить контакты, доверительные отношения. Об ус­пешном преодолении трудностей свидетельству­ет менение внешнего облика ребенка: изменя­ется выражение лица, оно становится более осмысленным, оживленным.

Как правило, на данном этапе у ребят исчезает тревожность, напряжение, страх, ослабевают отклонения, негативные привычки, поведение становится более уравновешенным. Дети начинают проявлять отзывчивость и доброжелательность по отношению к родителям и другим детям; приобретают навыки самообслуживания; приобщаются к участию в хозяйственно-трудовых делах семьи; усваивают основные требования новой семьи.

З. Привыкание длится от 5 до 10 месяцев, а иногда и год. Дети реже вспоминают про­шлое. Появляется привязанность к родите­лям, возникают чувства. Период характеризуется тем, что приемные дети начинают чувствовать себя самостоятельными, свободными, независимыми; выполняют просьбы и требования родителей; относятся к ним с уважением, любовью, сочувствием, оказывают помощь в хозяйственных делах и воспитании младших детей; проявляют внимание и интерес к жизнедеятельности семьи, испытывают чувство гордости за то, что являются ее членами.

Если же отношения в новой семье не сложились, то у ребенка проявляются все прежние недостатки. Особые трудности возни­кают в подростковом возрасте, когда дети хо­тят знать, кто их родители, посмотреть на них. Это возможно и в семьях, где сложи­лись прекрасные отношения. Поведение детей изменяется: они становятся замкнутыми, начинают искать биологических родителей.

Часто кандидаты в приемные родители спрашивают совета у специалистов по вопросу оптимального возраста приемного ребенка с тем, чтобы его адаптация состоялась в семье успешней и безболезненней. Следует отметить, что эдесь многое зависит от состояния здоровья, личных качеств как самого ребенка, так и кандида­тов в замещающие родители. Как показывает практика, лучше всего брать на воспи­тание детей, которые по возрасту могли бы быть детьми кандидатов. Кроме того, желательно, чтобы приемные дети были младше родных (если таковые проживают совместно с кандидатами). Таким образом, во-первых, родной ребенок становится союзником, которому придется на правах старшего принимать уча­щие в воспитании, во-вторых, исключается возможность ухудшения положения родного ребенка (младшему труднее обидеть старшего).

Нужно обратить внимание приемных родителей на то, что успешность и быстрота привыкания ребёнка к новым условиям зависит от его возраста . Чем раньше ребенок будет помещен в се­мью, тем меньше на нем скажутся последствия сиротства. Однако в принятии ребенка любого возраста есть свои плюсы и минусы, о которых специалисты должны проинформировать приемных родителей перед выбором ребенка.

Ребенок от 1 года до 3 лет .

ü видны особенности внешности, можно оценить состояние здоровья, заметить патоло­гии развития (если такие есть);

ü ребенок податлив внешним влияниям, можно эффективно влиять на развитие интел­лекта и черт характера;

ü ребенок начинает говорить, речь своеоб­разная и забавная;

ü он много передвигается, интересуется окружающим миром.

ü нужно много времени уделять уходу за ребенком; не остается времени на себя и дру­гих членов семьи, потому что все время за­нимает любопытный и любознательный ма­лыш;

ü ребенок подвержен различным заболева­ниям, простудам инфекциям.

Ребенок от 3 до 7 лет.

ü ребенок уже самостоятелен и независим;

ü можно определить отдельные черты ха­рактера, темперамент;

ü проявляются его способности, склоннос­ти и интересы;

ü он реже болеет;

ü он разумен, почти не капризничает, с ним можно поговорить как со взрослым, по­беседовать на разные темы.

ü он помнит отдельные эпизоды из своей прошлой жизни, родственников и дру­гих людей;

ü нужно больше труда и заботы, чтобы выровнять поведение детей этого возраста.

Ребенок от 7 до 12 лет .

ü ребенок самостоятелен и не требует много времени для ухода;

ü видны особенности характера, поведения, привычки, склонности, способности, уровень интеллекта;

ü ребенок очень хочет иметь хорошую се­мью; любого взрослого, проявившего к нему внимание и позаботившегося о нем, готов на­звать родителем;

ü ребенок может оценить желание прием­ных родителей заменить ему родных.

ü бывает трудно приспособиться к особен­ностям поведения, привычкам, чертам харак­тера и принять его таким, каков он есть;

ü если что-то не нравится, ребенок про­являет характер;

ü нужно терпение, умение сдерживаться, не раздражаться, понимать, что ребенок – продукт среды и обстоятельств, стал таким не по своей воле, а по вине окружавших его взрослых.

Дети старше 12 лет .

Можно помочь и подросткам-сиротам. С ними, конечно, очень сложно. Даже дети из вполне благополучных семей в этом возрасте доставляют своим родителям массу проблем. А подростки-сироты тем более. Однако они не столько сложнее, сколько необычнее. Не­возможно даже примерно представить, из чего сложен их жизненный опыт: каких привыч­ных для приемных родителей вещей не знает подросток-сирота, а что познал из того, чего не должен был познать человек его возраста. Поэтому труд­но представить искалеченный душевный мир этого человека, предсказать его поведение, которое совершенно необязательно может быть невыносимым.

Многие черты характера и некоторые лич­ностные качества уже трудно исправить, но изменить определенные жизненные установки и стремления возможно даже в этом возрас­те. А главное – можно подготовить детей к самостоятельной жизни.

Обычно дети, попадающие в приемные се­мьи, как правило, удивительно быстро раз­виваются. Одновременно с формированием чувства уверенности, с развитием межличностных отношений значительно развивается их речь, расширяется кругозор.

Приёмным родителям надо иметь в виду, что адаптация – неизбежный и тяжёлый период для каждой семьи. Дети попадают в совершенно незнакомую для себя обстановку. Большинство из них теряют интерес и актив­ность.

С целью облегчить процесс адаптации приемных детей в новой для них семье вниманию приёмных родителей можно предложить нижеприведённую памятку:

ü Помогите детям в этот период осознать, что мир вокруг них безопасен и надёжен. Стремитесь быть с ребёнком как можно чаще, говорите с ним о том, что ему инте­ресно. Внимательно слушайте его.

ü Постарайтесь первое время придерживаться режима учреждения, из которого взят ребёнок.

ü Выясните его предпочтения в еде. Не настаивайте, если ребёнок будет отказывать­ся от каких-то продуктов. Не беспокойтесь, со временем он начнёт есть сам.

ü Не стоит давать ему горы игрушек. Они не обязательно вызовут бурю восторга. Не­привычные игрушки могут напугать малыша.

ü Не спешите выдать ребёнку все удовольствия в максимальных количествах. Необ­ходимо, чтобы дома он почувствовал себя защищенным. Главное – стабильность и отсутствие избыточной новизны, её и так будет предостаточно. Не торопитесь пе­регружать ребёнка впечатлениями.

ü Не обязательно в первое воремя совершать поездки в музеи, клубы, на праздники. Сначала хорошо бы ознакомиться с домом.

ü Не надейтесь, что ребёнок сразу проявит к вам положительную эмоциональную привязанность. Скорее, он будет испытывать беспокойство в ваше отсутствие.

ü Будьте терпеливы. Душевные раны ребёнка лечат время, внимание и любовь.

  • Опыт десятилетней работы службы по устройству детей на воспитание в семью на базе детского дома № 19 г. Москвы показывает, что адаптация ребенка к новой семье происходит примерно в течение года, и условно делится на три стадии
  • Первую стадию можно было бы назвать «Идеализированные ожидания», - как у ребенка, так и у патронатных родителей. Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребенка к старой семье еще сохраняется, а к новой пока не сформировалась, привыкание к смене требований и правил - трудно для него и вызывает протест. В результате возникают « установочные конфликты» - которые являются естественной частью приспособления семьи и ребенка друг к другу. Учитывая это, психологи и социальные работники поддерживают активный контакт с патронатной семьей, чтобы снимать напряжение и оказывать поддержку и ребенку, и взрослым.
  • Достаточно часто в первые дни после размещения дети требуют, чтобы их отвезли обратно в детский дом. Подобное желание может быть продиктовано смесью разных чувств. Это и боязнь полной зависимости от малознакомых людей, и стремление сохранить контроль над ситуацией («я решаю, где мне быть» - потребность в безопасности), и проверка отношений («действительно ли я вам так нужен, что вы сможете меня удержать»), наконец, ребенок просто может соскучиться по людям, которые заботились о нем. Обычно мы советуем родителям уточнить у ребенка, хочет ли он съездить в гости или «насовсем», потом предложить подумать до утра, а утром сказать ему, что «теперь твой дом - здесь, и мы хотим, чтоб ты жил с нами, но удерживать тебя насильно не станем». Если ребенок маленький, достаточно просто сказать: «Ты теперь живешь с нами, и мы тебя никуда не отдадим, а в детский дом мы съездим в гости через несколько дней, чтобы навестить твоих друзей и показать им твои новые фотографии».
  • «Установочные конфликты», поначалу нарастая и учащаясь, после какого-то основательного кризиса и «разборок», постепенно становятся реже, и возникают только по значительным поводам. Так наступает стадия «Вживания», или собственно адаптации. Происходит простраивание границ допустимого, привыкание к взаимным потребностям и особенностям, привычкам и правилам поведения. Кроме того, на этой стадии фактически формируется привязанность к патронатной семье. Вспышки негативного поведения в это время могут иметь следующие причины:

Дети, пережившие утрату семьи, боятся повторения этого и в новой, приемной семье. Иногда они провоцируют воспитателей на разрыв, демонстрируя своим поведением двойственность - привязанность и отвержение одновременно, поскольку это именно то, что они пережили в своем опыте.

Они колеблются между надеждой и страхом быть обманутыми снова, пытаются контролировать возникающие у них теплые чувства, поскольку знают, как взрослые могут злоупотреблять своей властью.

Вспышки негативного поведения могут быть частью процесса отреагирования утраты кровной семьи, ребенок может тосковать и злиться.

Дети таким образом могут демонстрировать, чему они научились в родной семье, их представления о том, как надо себя вести.

Проверяют, до каких пределов они могут дойти в своем плохом поведении, сохраняя принятие со стороны взрослых.

  • У таких детей очень много оснований для того, чтобы вести себя «плохо», и это становится дополнительной нагрузкой для воспитателя, осложняющей появление у него привязанности к ребенку. Поэтому очень важно для воспитателя:

Не ждать быстрых «результатов»;

Сосредоточиться на изменениях к лучшему, замечать и ценить их;

Обращаться за помощью к социальным работникам и специалистам, не боясь, что вас сочтут «некомпетентными».

  • Необходимо сказать, что, в отличие от начальной стадии, в это время воспитатели уже больше знают ребенка, начинают лучше понимать его, и чувствуют себя более уверенными. Ребенок, в свою очередь, начинает дорожить семьей, уже не думает всерьез об уходе, и больше доверяет воспитателям. Ощущение контакта с ребенком, взаимное понимание и теплые чувства - все это появляется по мере решения проблем.
  • Главное достижение этой стадии, длящейся чуть более полугода - взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений, появляющееся у обеих сторон, которые начинают воспринимать себя как целостность. У многих возникает понимание того, что патронатная семья - это особый тип семьи, отличающийся от кровной, но не менее реальный.
  • Таким образом, наступает некое «Равновесие », которое представляет собой третью стадию адаптации в патронатной семье. В этот период семья становится достаточно самостоятельной, реже обращается за помощью к специалистам. Дети обычно начинают активно интересоваться своим прошлым, много вспоминают и даже сочиняют, беря за основу настоящее - «А мы с мамой тоже в цирк ходили, каждый месяц!», «А у нас тоже машина была», и т.п. Желаемое и действительное, помноженное на особенности детского восприятия, смешиваются в этих рассказах, суть которых сводится к следующему: ребенок нуждается в создании приемлемого варианта своего прошлого. В обычных семьях этой цели служат устные «предания», воспоминания родственников, фотоальбомы и т.п. Особенность прошлого детей из неблагополучных семей состоит во фрагментарном характере, «выпадении» целых периодов жизни - некоторые из них дети не помнят в силу раннего возраста, а некоторые «вытеснены», как что-то ужасное. Патронатная семья может помочь ребенку, воссоздавая «линию жизни» в специальном альбоме воспоминаний. Там могут быть сохранившиеся или добытые у родственников ребенка фотографии, записи рассказов самого ребенка и других лиц о нем, рисунки, иллюстрирующие какие-то события, лист с наложенными одна на другую «обводками» контура руки ребенка в разных возрастах, и т.п. Важны любые сведения о прошлом, факты - и комментарии патронатных воспитателей к ним - о чувствах самого ребенка в связи с этими фактами и их личном отношении, сопереживании ребенку в связи с тем, что излагается. Обычно дети с большим интересом и благодарностью воспринимают составление такой «Книги жизни», и это укрепляет их положительное отношение к патронатным воспитателям.
Дуюнова Ирина Николаевна

Педагог – психолог «Центра поддержки семьи» в городе Омске

E-mail: irishka 230992@ mail . ru

Решение взять в свою семью приемного ребенка – нелегкий и очень ответственный шаг, требующий от родителей много терпения и сил. К большому счастью, на сегодняшний день существуют организации, способные помочь будущим приемным родителям в решении многих психологических и социальных проблем, которые могут возникнуть после его принятия .

Одной из таких организаций является Казенное учреждение Омской области «Центр поддержки семьи», образованный в 2008 году. Он был основан как областной Центр сопровождения замещающих семей и решает как психологические, так и юридические проблемы, с которыми обращаются клиенты.

К основным направлениям деятельности Центра относятся:

Диагностирование потенциальных замещающих родителей, подопечных детей;

Психолого-педагогическая и юридическая подготовка граждан, желающих стать замещающими родителями;

Консультирование детей и родителей из замещающих семей;

Профилактическая работа по предотвращению жестокого обращения с детьми;

Коррекционно – развивающая работа с подопечными детьми.

Специалисты Центра обучают будущих родителей, разбирают с желающими стать мамами и папами все сложные ситуации, которые могут возникнуть вместе с приходом в их дом нового ребенка. Особое внимание психологи обращают на период адаптации, который иногда длится около года: с момента, когда ребенок в первый раз видит свою приемную семью, и до того, как он начинает чувствовать себя ее полноценным членом.

Процесс адаптации можно разделить на несколько этапов, рассмотрим каждый из них.

    «Медовый месяц». После знакомства и первых встреч с потенциальными приемными родителями ребенок отправляется в гости в семью. «Гостевание»- удобная промежуточная стадия в развитии отношений между ребенком и родителями. На данном этапе все участники, как правило, стремятся понравиться друг другу. Семья старается, чтобы ребенку было хорошо, и ребенок, как умеет, тоже пытается поддержать доброе отношение к себе. На первом этапе построения отношений нельзя давать ребенку авансы (называть его сыном или дочкой). Взрослому необходимо быть с ребенком, но не требовать ответных чувств благодарности. Если специалисты поддерживают решение о необходимости разговора приемного родителя с ребенком о его будущем, то разговор может проходить по приблизительно такой схеме:
    «Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». Выстраивание совместного будущего упорядочивает представления ребенка о его роли в приемной семье и снижает уровень тревожности

а) ожидание благодарности от ребенка. Дети благодарны взрослым, но не умеют пока это выразить;

б) приписывание ребенку больших знаний и умений, чем у него есть. Ребенок может многого не уметь делать, а может он просто не привык что-то делать. Его необходимо сначала научить;
в) ожидание успешности обучения в школе. Родителям нужно помнить об эмоциональных трудностях ребенка (повышенная тревожность, возбудимость и т.д.) и об интеллектуальных проблемах (социально-педагогическая запущенность, трудность сосредоточения внимания, несформированность коммуникативных навыков) .

    «Вживание». На новом этапе взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, взрослые лучше понимают как свои проблемы, так и проблемы ребенка. На данном этапе качество жизни семьи может быть нестабильным. Одним из дестабилизирующих моментов может оказаться недостаточное внимание родителей к кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие и ревность .

    «Стабилизация отношений». Этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые достигают своей первоначальной цели, связанной с мотивацией принятия ребенка в свою семью.
    Ребенок спокоен за свое будущее, хотя судьба кровных родителей может его тревожить. Ребенок находит свое место в приемной семье, в социуме.
    Адаптация ребёнка к новой семье происходит примерно в течение года. Успешное протекание процесса адаптации зависит от того, насколько замещающими родителями будет реализовано одного из главных качеств этого периода - принятие подопечного ребёнка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть собой .

Почему кризис необходим приемной семье?

    Кризис помогает родителям обнаружить проблемы ребенка;

    Невозможно перейти на следующий этап адаптации в приемной семье, минуя кризисный период. Нерешенные эмоциональные проблемы будут вновь и вновь напоминать о себе, и тянуть семью назад;

    Пройдя через кризис, приемные родители приобретают необходимую уверенность, становятся воспитателями более высокой квалификации, что, несомненно, помогает им добиться больших успехов в укреплении семьи;

    Ребенок тоже начинает чувствовать себя в семье более уверенно: он точно знает, что его не прогонят, даже если он сделает что-нибудь неправильно;

    При успешном прохождении кризиса у ребенка снижается уровень тревожности и повышается самооценка, что позволяет ему строить более гармоничные отношения с членами семьи;

    Совместное преодоление трудностей – хорошо сплачивает семью.

«Ни в коем случае приемным родителям не стоит забывать про себя и свои чувства!», так как адаптация происходит с двух сторон: ребенок привыкает к новой обстановке, но ведь и приемные родители должны к ней привыкнуть. Необходимо помнить, что бы ни было быть приемным родителем – это работа, которая требует определенных затрат: эмоциональных, временных и других. И, как и любая другая работа, она требует отдыха.

Список литературы

    Абросова Л.М. Настольная книга приемного родителя: практическое пособие. СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007. - 128 с.

    Кузьменкова С.Н., Кокоткина Н.В. А даптация детей в замещающих семьях. Опыт, проблемы и пути их решения: пособие. Смоленск. 2010 – 57 с.

приемный семья ребенок адаптация

Процесс адаптации подопечного ребёнка в приемной семье можно представить как сложную динамику образования новой семейной системы, в которой можно выделить свои этапы:

  • - «медовый месяц»;
  • - «уже не гость»;
  • - «вживание»;
  • - «стабилизация отношений» .

Первую стадию можно охарактеризовать как «Знакомство», или «Медовый месяц». Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили - они только хотят полюбить новых родителей.

Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. Перед ребенком в этот период появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить. Довольно часто, совершенно неожиданно и, казалось бы, в неподходящее время, дети вспоминают биологических родителей, эпизоды, факты из прежней жизни, начинают спонтанно делиться впечатлениями. А вот если специально спрашивать о бывшей жизни, некоторые дети отказываются отвечать или говорят неохотно. Это не свидетельствует о плохой памяти, а объясняется обилием впечатлений, которые ребенок не в состоянии усвоить.

Семьи лицом к лицу сталкиваются с проблемами усыновления часто совсем не похожими на те, которые они предполагали увидеть. Некоторые приемные родители начинают ощущать свою беспомощность или огорчение по поводу того, что у них в семье появился совсем не такой ребенок, какого они себе представляли.

Взрослым очень хочется, чтобы процесс привыкания проходил, как можно более гладко. В действительности же, в каждой новой семье случаются периоды сомнений, подъемов и спадов, тревог и волнений. Приходится в той или иной степени менять первоначальные планы. Никто заранее не может предугадать, какие неожиданности могут возникнуть.

Есть один важный момент, который необходимо учитывать родителям, заключается в том, что, с точки зрения ребенка (если он уже достаточно большой), он теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает на «нейтральную территорию» - в приют, а тогда, когда приходит в приемную семью («сожжение мостов»). Часто ребенок чувствует себя предателем - «это я во всем виноват» - и нуждается в поддержке. Взрослому необходимо быть с ним, не требуя ответных чувств благодарности .

На данном этапе ребенку не до конца ясна его роль и положение в приемной семье. Это обстоятельство может дополнительно тревожить маленького человека. Ребенку требуются разъяснения со стороны взрослых о его будущем.

Второй этап адаптации ребенка - «Уже не гость».

Причины ухудшения поведения ребенка.

Первая причина - появление доверия к приемным родителям и ослабление «эмоциональной пружины».

Эмоциональность ребенка на начальном периоде жизни в приемной семье характеризуется напряженностью, связанной с его желанием понравиться взрослым. Ребенок временно подчиняет свою личность взрослым. Эту напряженность может иллюстрировать сжатая пружина. Однако ребенок не способен очень долго находиться в напряженном состоянии, ему нужна разрядка.

Необходимо обратить внимание на парадокс: ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак, который радует и специалистов, и обученных (понимающих, в чем дело) родителей. Дело в том, что ребенок очень сильно старался понравиться взрослым в течение всего периода, условно названного «медовый месяц». Он старался сдерживать в своем поведении те проявления, которые, как он предполагал, могут не понравиться окружающим («могут прогнать»). Однако очень долго сдерживать себя невозможно. То, что сжато, разожмется при первом же удобном случае. Иллюстрация пружины в разжатом состоянии помогает почувствовать участникам, как легко стало пружине, когда ее ничто не сдерживает. Ровное, дружелюбное, сочувственное, принимающее и заботливое отношение в семье - разрешение для ребенка «отпустить» эмоциональную напряженность, дать ей волю, отреагировать на фрустрацию обычным для себя образом, сформированным в «прошлой» жизни. Фактически, ребенок с этого момента доверяет семье свои истинные, не совсем приглядные стороны, что и есть признак близости в отношениях. Ребенок чувствует, что «уже не прогонят» .

В этот период ребенок отдал взрослым дань своего подчинения обстоятельствам, что свидетельствует о его способности гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям (именно это его замечательное свойство и позволяет ему выживать в крайне трудных, бедственных условиях). Однако, в следующем периоде, когда ребенку предоставляется возможность реабилитироваться - восстановить свое попранное право жить в семье, он решает следующую по важности задачу. Эта задача может быть сформулирована, как «утверждение своей личности». Проявлениями самоутверждения, отчасти, могут быть объяснены упрямство, агрессивность, повышенная обидчивость, своеволие и т.д. Следует уважительно относиться к стремлению подрастающей личности «отстоять себя», нежеланию раствориться в «пейзаже», пытаясь понять потребности личности ребенка и способствуя смягчению гипертрофированных черт его характера.

В «разжатом», более расслабленном, состоянии ребенку легче далее адаптироваться, как в приемной семье, так и в детском учреждении, что, в конечном итоге, создаст лучшие, чем прежде, условия для его развития.

Появление доверия по отношению к родителю - очень важный момент в жизни приемной семьи, с которым она может себя поздравить.

Вторая причина - неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям. Здесь возможны следующие ошибки взрослых.

  • - ожидание благодарности от ребенка. Нужно пояснить, что дети благодарны взрослым, но не умеют пока это выразить. Умение благодарить - один из предметов обучения в приемной семье;
  • - приписывание ребенку больших знаний и умений, чем у него есть. Ребенок не моет ноги не потому, что он неблагодарен и саботирует требования взрослого. Он просто не привык это делать. Его надо научить - так же, как мы учим более младших детей.
  • - ожидание успешности обучения в школе. Родителям нужно помнить о трудностях ребенка, связанных с эмоциональными (например, повышенная тревожность, возбудимость и т.д.) и интеллектуальными (например, социально-педагогическая запущенность, трудность сосредоточения внимания, несформированность коммуникативных навыков и т.д.) проблемами .

Третья причина - нарастание детской тревоги в связи с неотчетливым пониманием своего места и своей роли в приемной семье.

Здесь происходит испытание недоверчивым ребенком приемной семьи на прочность. Нужно учитывать, что «проверка» информирует семью о неполном благополучии во взаимоотношениях.

Четвертая - эмоциональные трудности в связи с возможными встречами ребенка с биологическими родителями или другими родственниками.

Пятая - обусловленность нарушений поведения приемного ребенка предыдущим травмирующим жизненным опытом.

Ребенок символически показывает качество своих внутрисемейных отношений в «прежней» жизни (провоцирующая роль приемной семьи, ее реабилитационное значение для ребенка). Возможность эмоционально и поведенчески «отреагировать» свой прошлый опыт создает условия для дальнейшего нормального развития ребенка.

Различные нарушения поведения детей в кризисном периоде налагают на родителей большую воспитательную нагрузку. Поэтому им нужно помнить о двух популярных методах воспитания, которые следует применять прежде всего: методе поощрения и методе профилактического обучения.

В поведении ребенка поможет возникнуть «порочный круг», который возникает в случае неверного понимания взрослыми своих задач в кризисном периоде взаимной адаптации ребенка и родителей в приемной семье.

Суть порочного круга во взаимозависимости трех составляющих: тревога не дает ребенку хорошо учиться и нормально себя вести, плохое поведение ребенка и проблемы в обучении вызывают негативные реакции взрослых, а это еще больше тревожит ребенка. В итоге получается замкнутый порочный круг, из которого очень трудно найти выход .

В таком случае может возникнуть появление у неподготовленного приемного родителя чувства отчаяния, что может привести к ложным выводам: мне достался «не тот» ребенок, мне с ребенком не справиться, я - плохой воспитатель и т.д.

Чтобы преодолеть этот сложный период, нужно изучить следующее.

  • - на приемном родителе лежит большая ответственность, поэтому он не должен легко сдаваться. Он не должен забывать о «полосатости» жизни, о том, что после темных полос бывают светлые (и наоборот), и это нормально, как в жизни приемной семьи, так и в обычной жизни;
  • - ребенку почти всегда гораздо тяжелее в процессе адаптации, чем взрослому;
  • - при возникновении сложностей необходимо обратиться к социальному работнику .

Кризисный этап приемной семьи:

  • - он выявляет для взрослых проблемы ребенка, взрослые лучше понимают ребенка и ищут с помощью специалистов пути решения проблем;
  • - невозможно вступить в следующий этап, минуя кризисный, так как «не пустят» эмоциональные проблемы;
  • - пройдя через кризис, родитель приобретает необходимую ему уверенность, становится воспитателем более высокой квалификации, что ведет к укреплению семьи;
  • - ребенок начинает чувствовать себя в семье более уверенно: его не прогонят, даже если он сделает что-нибудь неправильно;
  • - снижение уровня тревожности и повышение самооценки ребенка позволяют ему строить более гармоничные отношения с членами семьи;
  • - полученный жизненный опыт, совместно преодоленные трудности сплачивают семью, происходит улучшение семейных взаимоотношений .

Третий этап адаптации ребенка - «Вживание».

На новом этапе взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, взрослые гораздо лучше понимают проблемы ребенка. Когда ребенок сталкивается с трудностями, взрослые дают ему эмоциональную поддержку, напоминают: мы вместе, мы справимся. Они уже не предъявляют ребенку лавину требований, зная его возможности. В случае «сбоев» в поведении ребенка взрослые (зачастую с помощью специалистов) ищут и находят причины, а также способы их смягчения или преодоления .

На данном этапе качество жизни семьи может быть нестабильным, волнообразным. Одним из дестабилизирующих моментов может оказаться недостаточное внимание родителей к кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие, ревность, бунт. Они, подобно приемному, также могут начать плохо себя вести, у них может снизиться настроение, успеваемость в школе. Однако теперь родители лучше понимают и проблемы кровных детей, им легче справляться с ними.

Другой дестабилизирующий момент семейной жизни - небрежное или неуважительное отношение членов приемной семьи к биологическим родственникам приемного ребенка.

Эмоциональная жизнь ребенка продолжает быть тесно связанной с его кровными родителями. Самооценка ребенка может очень сильно страдать, и отношения с приемными родителями могут ухудшиться при неуважительном отношении приемных родителей к кровным родственникам ребенка. Ребенку на протяжении всей жизни нужны его биологические корни. Следует поощрять принятие ребенком своих родных. Это крайне важно для гармоничного развития его личности.

Понимание связи между ошибками родителя и ухудшением взаимоотношений в семье может оказаться в ряде случаев очень сложным для членов приемной семьи. Зачастую в таких ситуациях требуется помощь извне, со стороны сопровождающих специалистов .

Четвертый этап адаптации ребенка - «Стабилизация отношений».

Этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые, как правило, достигают своей первоначальной цели, связанной с мотивацией принятия ребенка в свою семью. Некоторые из них обсуждают с работниками приюта возможность взять в семью еще одного приемного ребенка.

Ребенок спокоен за себя и за свое будущее, хотя судьба кровных родителей может его тревожить. Ребенок находит свое место не только в приемной семье, но и в социуме («Раньше я собирал бутылки, а теперь хожу в детский сад»).

Кровные дети приобретают бесценный жизненный опыт помощи слабому и гордость за своих родителей. Закладываются основы успешности

функционирования их будущих собственных семей. Улучшается качество жизни всех членов семьи и семьи в целом .