Пенсионная система рф. Современная пенсионная система рф. Обязательное пенсионное страхование

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.

Структура пенсионной системы Российской Федерации

Современная пенсионная система РФ - представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • Негосударственное пенсионное обеспечение .­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Структура системы по расчету и выдаче пенсий РФ
пенсионное страхование пенсионное обеспечение негосударственное пенсионное обеспечение
пенсии по труду пенсии от государства дополнительные пенсии
разновидности и причины
пожилой возраст потеря члена семьи, отвечающего за доход
  • пожилой возраст;
  • инвалидность;
  • потеря кормильца;
  • выслуга лет;
  • социальная пенсия.
  • до конца жизни;
  • срочная
инвалидность
  • страховая;
  • накопительная.
страховая
финансирование
из страховых взносов, уплачиваемых работодателем в бюджет ПФР из средств федерального бюджета из добровольных отчислений работника и работодателя
организации-страховщики
ПФР или НПР (только накопительная часть) Пенсионный Фонд Негосударственный Фонд

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:

  • пенсии по труду ;
  • пенсии по выслуге лет;
  • по достижении пожилого возраста;
  • по причине инвалидности ;
  • социальной пенсии .

Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.

Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Страховая;
  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

Негосударственное пенсионное обеспечение занимается созданием добавочной поддержки пожилого населения, используя деньги, вложенные заинтересованными людьми, а так же из выплат работодателей. Таким образом, дополнительная пенсия формируется и выплачивается из сумм перечисленных пенсионных взносов.

В 2017 году правительством было принято решение увеличить пенсионный возраст для госслужащих. Каждый год будет к пенсионному возрасту будет прибавляться по полгода до тех пор, пока женщины не будут выходить на пенсию в 58, а мужчины в 63 года.

Подпишитесь на Bankiros.ru

С января 2002-го г. началось реформирование системы соцобеспечения. После многочисленных дискуссий ведущих специалистов в данной сфере, а также представителей власти были одобрены и приняты основные законопроекты. Одним из ключевых вопросов для государства является пенсионное обеспечение граждан. От него зависит моральное состояние общества. Кроме этого, система пенсионного обеспечения отражает и экономическое положение граждан. Вопросы ее функционирования затрагивают финансовое состояние организаций и предприятий, бюджетную сферу, доходы населения, инвестиции. Рассмотрим далее, что собой представляет сегодня пенсионная система РФ.

Актуальность вопроса

Государственная пенсионная система создана для защиты граждан от кризисных явлений в экономике в неустойчивые периоды. Этот институт привлекает дополнительные средства через имеющиеся у предприятий и граждан ресурсы. За счет государственного регулирования выстраивается четкая система взаимодействия между гражданами, субъектами страны и властью в целом.

Структура

Пенсионная система РФ включает в себя три основных элемента:

  1. Базовую часть. Она формируется за счет фонда зарплаты. 14 % от суммы оплаты труда поступает сначала в федеральный бюджет. Из него средства переходят в ПФР. Эта сумма распределяется на социальную выплату и базовую часть пенсии. При недостатке средств в ПФР дефицит компенсируется поступлениями из федерального бюджета.
  2. Страховую часть. Она составляет 11-14 % от средств фонда зарплаты. Эти средства поступают сразу в ПФР. Система пенсионного страхования используется для выплат условно-накопительной части. Ее величина зависит от среднего размера зарплаты в стране, платежей гражданина в ПФР и стажа.
  3. Накопительная часть. Она составляет 2-6 % от средств ФОТ. Эта сумма поступает на индивидуальный счет трудящегося. Размер выплат в будущем будет зависеть от перечислений работника и дохода от инвестирования в эту часть.

Кроме этого, работодатель либо работник могут делать добровольные взносы в негосударственные фонды. С них также впоследствии будут выплачиваться средства.

Преимущества структуры

Трехуровневая пенсионная система позволяет изменить распределительную структуру отчислений. Благодаря большей дифференциации растет заинтересованность населения, в особенности с высокими и средними доходами, в легализации своих зарплат. Преобладание страхового принципа способствует усилению устойчивости всей пенсионной системы. К 1 января 2003-го г. накопления в ПФР составляли около 40 млрд рублей (0.37 % ВВП). При этом 1.36 млрд было получено в качестве прибыли от временного размещения денег в ценных (государственных) бумагах. Доходность данных вложений была порядка 8 %. При инфляции больше 15 % за 2002-й г. этот показатель означает сокращение реальной величины пенсионных накоплений.

Современный этап

В настоящее время продолжается переход от распределительной к накопительно-распределительной структуре пенсионного обеспечения. Население может самостоятельно выбрать фонд, в который будет осуществлять взносы. Реализация этого этапа осуществляется посредством ряда мероприятий:

  1. Формированием нормативной базы, в соответствии с которой функционирует трехуровневая пенсионная система.
  2. Созданием общественного совета по инвестированию накоплений.
  3. Проведением конкурсов по выбору специдепозитария и управляющих компаний.
  4. Заключением договоров между ПФР и обслуживающими организациями об управлении накопительной частью.
  5. Рассылкой писем населению о величине имеющихся средств на индивидуальных счетах и бланков заявлений на выбор управляющих компаний.
  6. Подписанием соглашений об удостоверении подписей между несколькими банковскими организациями и ПФР.

Законодательная база

Положения нормативно-правовых актов формулируют основные положения, в соответствии с которыми реформируется пенсионная система. Целью законодательства выступает закрепление направления изменений и создание условий для формирования трехуровневой системы. Ее элементы взаимно дополняют друг друга, создавая финансовую стабильность в старости, в случае потери кормильца, при наступлении инвалидности.

Основные принципы

Пенсионная система базируется на:

  1. Многоукладности.
  2. Всеобщности и гарантированности базового уровня.
  3. Дифференциации норм и условий обеспечения.
  4. Разграничении полномочий верховной власти и администрации субъектов.
  5. Госрегулировании.
  6. Финансовой устойчивости.
  7. Социальном партнерстве.

Основные элементы

Законодательство устанавливает пенсии:

  1. По возрасту.
  2. За выслугу лет.
  3. По потере кормильца.
  4. Социальную пенсию.
  5. По инвалидности.

В пенсионной системе предусмотрено обязательное и дополнительное обеспечение.

Особенности формирования

Установление базовых пенсий осуществляется исходя из прожиточного минимума. Их величина одинакова для всех. Эти выплаты предназначены для минимального обеспечения пенсионеров и ликвидации их бедности. В качестве источника финансирования выступают средства из федерального бюджета. Дополнительно к базовому устанавливается пенсионное обязательное страхование. Эти выплаты дифференцируются в зависимости от вклада гражданина в структуру. Пенсионному обязательному страхованию подлежат все граждане, которые заняты трудовой деятельностью и получают доход.

Пенсионная система России в настоящее время находится в состоянии реформирования и модернизации. Происходит формирование новых институтов: базовых пенсий, пенсион­ного страхования, накопительных и профессиональных пен­сий. Это влечет за собой изменение параметров и структуры пенсионной системы, содержания правоотношений и требу­ет создания новых финансовых и организационных механиз­мов. В правовом регулировании трансформируется соотноше­ние публичного и частного начал применительно к вопро­сам собственности, пенсионных накоплений приобретения и реализации пенсионных, прав, а также деятельности рас­ширяющегося круга субъектов. В этих условиях необходимо повышенное внимание к международным стандартам, соблю­дение которых является обязательством России, а также по­зитивному опыту иностранных государств.

На экономическую стабильность и социальную эффективность пенсионной системы оказывают непосредственное воздействие как долгосрочные демографические процессы и среднесрочные макро­экономические тенденции, так и краткосрочные чисто субъектив­ные политические решения. В свою очередь это объективно требует перманентного обновления конкретных правовых, экономических и организационных условий взаимодействия между застрахованными лицами, страхователями-работодателями (юридическими и физиче­скими лицами) с государственным страховщиком (Пенсионным фондом РФ). Формы и методы взаимодействия между уча­стниками системы пенсионного страхования зависят от многочис­ленных факторов, определяющих их развитие.

В нашей стране в настоящий период наблюдается сочетание са­мых неблагоприятных для пенсионной системы факторов: на фоне экономического кризиса переходного периода осуществляется ре­формирование всех звеньев народно-хозяйственного комплекса, одним из элементов которого является государственная пенсионная система. Одновременно с этим страна вступает в эпоху глубокого демографического кризиса. При этом первоочередная задача государства в рамках системы пенсионного страхования - поддержание покупательной способно­сти пенсий независимо от изменений экономических и социально-политических условий, тем более в периоды нестабильного эконо­мического и социального развития.

В настоящее время в России размер пенсий, в том числе, и по старости, достаточно низок. Очень часто уровень материального обеспечения в старости не соответствует вкладу работника в период его трудовой деятельности.

Все эти факторы усиливали потребность реформирования пен­сионной системы Российской Федерации в целях более полной адаптации к конкретным экономическим условиям.

Это обусловливает особую актуальность моей дипломной работы.

Сегодня облик пенсионной системы России постепенно меняется: развивается рынок дополнительного пенсионного обеспечения, преоб­ражается сектор государственных пенсий. В 2002 г. была осуществлена персонификация накоплений работающего населения страны, в 2003 г. граждане России получили право выбора управляющей компании, r 2004 г. - негосударственного пенсионного фонда. Предоставление гражданам возможности влиять па размер своей пенсии путем уп­равления ее накопительной частью является наиболее существенным моментом проводимой реформы. Впервые населению предложено разделить с государством ответственность за свое будущее.

Аксиомой новой пенсионной системы России является следующее утверждение: благосостояние старости - личная проблема каждого человека. Государство отвечает лишь за базовую часть пенсии. Размеры страховой и накопительной частей формируют личные заработки граждан. Чем выше официальный заработок у человека, тем больше он накопит средств на свою будущую пенсию.

У граждан, выходящих на пенсию после 2012 года, пенсии будут состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Именно накопительную часть пенсии, которая начала формироваться у данной категории граждан с 2002 года, люди сумеют проинвестировать.

Целью работы является анализ современной пенсионной системы РФ и направлений ее реформирования.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи работы:

1. Изучить теоретические вопросы формирования пенсионной системы РФ;

2. Рассмотреть сущностную характеристику пенсионной системы РФ;

3. Изучить принципы формирования пенсионной системы РФ;

4. Рассмотреть правовое обеспечение пенсионной системы;

5. Провести анализ пенсионной системы Российской Федерации: источников доходов бюджета ПФР и направлений расходования средств Пенсионного Фонда;

6. Провести анализ деятельности негосударственного Пенсионного Фонда в России;

7. Рассмотреть зарубежный опыт формирования пенсионных систем и возможность его адаптации в России;

8. Изучить перспективы развития пенсионной системы РФ.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и шести приложений.

В первой главе освещаются теоретические вопросы формирования пенсионной системы РФ.

Во второй главе проведен анализ пенсионной системы Российской Федерации: источников доходов бюджета ПФР и направлений расходования средств Пенсионного Фонда.

Третья глава содержит анализ зарубежного опыта и возможностей его адаптации в России и определены перспективы развития пенсионной системы РФ.

Современная пенсионная система представляет собой совокуп­ность правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических отношений между наемными работниками и инди­видуальными предпринимателями, иными категориями граждан, деятельность которых направлена на извлечение дохода (или мате­риальной выгоды), с одной стороны, работодателей, с другой сто­роны, а также всех других категорий граждан, не участвующих в хозяйственной деятельности, и государства - с третьей. Эти отно­шения призваны обеспечивать реализацию долгосрочных государст­венных обязательств по пенсионному обеспечению всех граждан.

Организационно-управленческая и финансовая деятельность пенсионной системы опирается на конституционные и законода­тельные права каждого гражданина на получение материального обеспечения при наступлении установленного законом возраста либо иного страхового случая, влекущего за собой невозможность трудиться. Данный вид материального обеспечения граждан в пери­од наступления старости или иной причины потери трудоспособно­сти получил название пенсия.

По своему социально-экономическому содержанию понятие пенсия (а в случае обязательного Пенсионного страхования - тру­довая пенсия) представляет собой специальную форму денежной выплаты гражданам, которая должна адекватно возмещать размер заработка или другого регулярного дохода от трудовой или иной об­щественно полезной деятельности, которые были трачены по при­чинам наступления у них ycтaнoвлeннoгo законодательством воз­раста (старости), инвалидности, потери кормильца либо по другим основаниям, также предусмотренным законодательством. Таким образом, понятие пенсии имеет комбинированную финансово-страховую и социально-трудовую природу, прин­ципиально отличающую ее, с одной стороны, от банковских, корпоративных и иных способов получения денежных дохо­дов в форме дивидендов, зависящих только от размера капи­тала, а с другой - от различных видов государственных соци­альных пособий, зависящих исключительно от социальной потребности (нуждаемости) либо от особых заслуг перед госу­дарством.

В соответствии с действующим пенсион­ным законодательством Российской Федерации в настоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и государст­венные пенсии (социальные пенсии, пенсии государственным служащим (за выслугу лет) и военнослужащим срочной служ­бы, участникам войны и вдовам погибших, пенсии по инва­лидности от военной травмы и от общего заболевания, по­страдавшим от ядерных и химических катастроф и т.д.).

Основаниями для обязательного пенсионного обеспечения яв­ляются:

Достижение соответствующего пенсионного возраста (трудо­вая пенсия по старости);

Пенсионная система РФ

Пенсионная система РФ – совокупность юридических норм, государственных и частных структур, обеспечивающих периодические выплаты гражданам денежных средств при достижении пенсионного возраста, а также в случае инвалидности или утраты кормильца.

Трудовая часть пенсии регулируется Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором оговорены, в частности, право на досрочное получение пенсии для отдельных категории граждан и другие нормативы.

В результате проведения пенсионной реформы 2002 года в России установлены следующие виды пенсий.

Во-первых, трудовая пенсия: по старости, инвалидности или утрате кормильца. Она состоит из двух составляющих - страховой и накопительной частей. Первая выплачивается по достижении определенного возраста. Для мужчин это 60 лет, для женщин - 55. Финансируется страховая часть за счет обязательных отчислений в Пенсионный фонд РФ. В 2011 году платеж для основной части юридических лиц составляет 26% от фонда оплаты труда. При этом для работников до 1966 года рождения вся сумма переводится в страховую часть пенсии. Для тех, кто родился после 1966 года, отчисления делятся в такой пропорции: 20% - страховая, 6% - накопительная часть. При этом Пенсионный фонд ведет на каждого работника отдельный лицевой счет, где учитываются платежи.

Накопительная часть пенсии может аккумулироваться в государственном или негосударственном пенсионном фонде.

Во-вторых, пенсия за выслугу лет, которую получают федеральные государственные служащие, военнослужащие (кроме тех, кто проходил службу по призыву), космонавты, летчики-испытатели. Такие пенсионные выплаты регулируются отдельными законами.

В-третьих, социальная пенсия – для тех, кто не имеет права на трудовую пенсию, например для неработающих. Социальная пенсия не может, согласно закону, быть ниже прожиточного минимума.

В-четвертых, негосударственная пенсия. Выплачивается на основании договора, заключаемого между участником и негосударственным пенсионным фондом. Размер взносов и последующих выплат оговаривается в соглашении.

Действующая на осень 2011 года пенсионная система не является окончательной. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, требуется увеличивать выплаты, а с другой – снижать нагрузку на бизнес, который должен выплачивать взносы с фонда оплаты труда. Еще одну пенсионную реформу планируется провести в 2014 году, при этом окончательные параметры того, что будет, пока не определены.


Смотреть что такое "Пенсионная система РФ" в других словарях:

    пенсионная система - пенсионный план Любая система, план, основной целью которых является обеспечение определенной группы лиц (участников этой системы или плана) пенсиями (pensions). Пенсионная система может предоставлять и другие выплаты, помимо пенсионных,… …

    Пенсионная система - (Россия) Пенсионная система (Великобритания) Пенсионная система (Швеция) Пенсионное обеспечение в Канаде Пенсионный фонд Украины Пенсионное обеспечение в Казахстане См. также Пенсия … Википедия

    Пенсионная система - Система общественных пенсий была введена в Японии во время второй мировой войны в 1942 г. Однако фактически она стала действовать только с 1954 г., когда японская экономика оправилась от военной и послевоенной разрухи. Именно тогда была… … Вся Япония

    Пенсионная система (Великобритания) - Государственная пенсионная система Великобритании в настоящее время регулируется Пенсионным законом 2007 года (The Pensions Act 2007), который был принят 26 июля 2007 года. В полной мере положения этого закона будут действовать для тех граждан,… … Википедия

    Пенсионная система (Швеция) - Пенсионная система Швеции до 90 годов XX века была полностью основана на принципе «солидарности поколений», согласно которому все граждане имеющие непрерывный стаж работы в 30 лет имели право на полную трудовую пенсию в размере 60% процентов от… … Википедия

    Пенсионная система (Россия) - Пенсионная система России это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система… … Википедия

    ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА/ПЛАН - (pension scheme) Любая система, план, основной целью которых является обеспечение определенной группы лиц (участников этой системы или плана) пенсиями (pensions). Пенсионная система может предоставлять и другие выплаты, помимо пенсионных,… … Финансовый словарь

    Пенсионная реформа (Казахстан - Пенсионная реформа (Казахстан, 1998 год) Республика Казахстан первая из стран Содружества Независимых Государств, осуществившая реформу пенсионного обеспечения населения. Прообразом для пенсионной системы в Казахстане послужила чилийская… … Википедия

    Пенсионная реформа - Пенсионная реформа совокупность организационных, правовых, экономических и политических мероприятий, связанных с изменением условий пенсионного обеспечения. Содержание 1 Международная дискуссия о пенсионной реформе … Википедия

    система пенсионная накопительная - Пенсионная система, при которой пенсионеры самостоятельно в течение всей трудовой деятельности накапливают средства, необходимые для получения в пенсионном возрасте регулярной пенсии. После смерти пенсионера неиспользованные на выплату пенсии,… … Справочник технического переводчика

Книги

  • Пенсионная система индивидуальной капитализации , В. В. Коровкин. Работа посвящена общим принципам и практическому функционированию системы индивидуальной капитализации и особенностям ее чилийского варианта, обусловленным конкретными…

Пенсионная система Российской Федерации формируется на основе положений Конституции России и федеральных законов на основе принципов:

а) всеобщности,

б) страховой природы пенсионного и социального обеспечения,

в) гарантированный социальной помощи,

г) гарантированный уровня соцобеспечения не ниже уровня прожиточного минимума,

д) дифференциации размеров социальной помощи и пенсионных выплат в зависимости от трудового вклада гражданина, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

Образуют пенсионную систему России 7 законов:

1. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации",

2. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в российской Федерации",

3. Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования",

4. Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"

5. Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей",

6. Федеральный закон "О страховой пенсии",

7. Федеральный закон "О накопительной пенсии".

В общих чертах пенсионную систему можно описать следующим образом. Граждане РФ, достигшие совершеннолетия подлежат обязательному учету в системе обязательного пенсионного страхования. Факт российского гражданства означает, что человек, им обладающий имеет право на 4 вида пенсии: страховую, накопительную, социальную и на государственное пенсионное обеспечение. Страховая пенсия в свою очередь подразделяется на пенсию по старости, по инвалидности и по утрате кормильца.

Для того, чтобы получить каждый из видов пенсии нужно соблюсти ряд условий. В общем случае необходимо иметь энное число лет страхового стажа и официальный доход. Пенсия имеет страховую природу, то есть человек получает её из тех отчислений, что делал в течение всей трудовой жизни. Чем больше отчислений и больше стаж, тем больше пенсия.

Из заработной платы любого гражданина в рамках обязательного пенсионного страхования отчисляются взносы в пенсионный фонд. Размер взносов - 22% от годового заработка. Максимальный облагаемый взносами годовой заработок по каждому месту работы утверждается ежегодно и составляет сейчас сумму порядка 580 тысяч рублей.

6% от заработка в пределах доли в 22% гражданин может направить на накопительную часть пенсии, оставшиеся 10% пойдут на страховую пенсию, 6% - на базовый размер пенсии. То есть при зарплате в 50 000 рублей 11 000 рублей составят отчисления в ПФР.

Сумма отчислений в Пенсионный фонд на страховую часть пенсии делится на сумму максимально возможных отчислений в том же году и умножается на максимальное значение пенсионного коэффициента. В итоге получаются баллы (как правило не больше 4-х), которые зачисляются застрахованному. Для получения пенсии с 2025 года застрахованный должен набрать 30 баллов при 15 годах страхового стажа, пенсионеры, выходящие на пенсию раньше должны соответствовать более мягким требованиям. В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом или гражданином старше 80 лет. За эти, так называемые "нестраховые периоды", присваиваются особые годовые пенсионные коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.

Так, за период срочной воинской службы начисляются пенсионные коэффициенты, исходя из условной зарплаты в 1 минимальный размер оплаты труда: 1,8 пенсионного коэффициента – за каждый год военной службы по призыву.

Периоды отпуска по уходу за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются:

1,8 пенсионного коэффициента за год отпуска – за первого ребенка,

3,6 пенсионного коэффициента за год отпуска – за второго ребенка,

5,4 пенсионного коэффициента за год отпуска – за третьего и четвертого ребенка.

Пенсионный возраст в России составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Судя по всему пенсионный возраст будет медленно поднят до 60-65 лет.

Страховая пенсия в полном объеме по новым правилам будет формироваться у граждан, которые начнут работать в 2015 году. Для тех, кто накопил что-то на страховой части пенсии в период с 2002 по 2014 года сумма накоплений будет конвертирована в пенсионный коэффициент путем деления её на 64,10 - стоимость пенсионного коэффициента в 2014-м году.

Размер страховой пенсии по старости будет образовываться из суммы произведения фиксированной выплаты к страховой пенсии (около 4000 рублей), на коэффициент, положенный за более поздний выход на пенсию и индивидуального пенсионного коэффициента (того, что должен быть больше 30) на стоимость пенсионного коэффициента в году выхода на пенсию на коэффициент за поздний выход на пенсию. Размер пенсии по утрате кормильца и по инвалидности считается почти также, но с добавлением повышающих и понижающих коэффициентов.

Накопительная пенсия формируется из 6% от заработной платы. Размер накопительной пенсии будет определяться делением накопленной суммы на период дожития (т. е. среднюю продолжительность жизни пенсионера на пенсии по данным Росстата на год выхода на пенсию). Её выплачивают одновременно со страховой пенсией. Он направления 65 на накопительную пенсию можно отказаться до 31 декабря 2015 года, подав соответствующее заявление в Пенсионный фонд по месту жительства или временной регистрации.

Пенсионный фонд предлагает гражданам прикинуть размер будущей пенсии с помощью пенсионного калькулятора: http://www.pfrf.ru/spec/raschet_pensii

Гражданин может выделять на свою будущею пенсию и больше, чем 22% средств от зарплаты, или больше, чем годовой облагаемый лимит. Для этого ему нужно заключить договор о добровольном пенсионном страховании с негосударственным пенсионным фондом.

Граждане, у которых не хватает стажа или баллов для получения страховой и накопительной пенсии могут либо а) получить социальную пенсию, б) продолжить работать до достижения необходимых показателей.

Отдельные категории граждан (военные, чиновники, депутаты, сотрудники силовых структур) имеют право на доплаты к страховой пенсии и на особые виды пенсии. Некоторые категории граждан (медики, учителя, северяне) имеют право на досрочный выход на пенсию. Отдельным категориям государственных служащих (Президенту РФ, судьям, отработавшим более 20 лет и т. д.) полается особое пенсионное обеспечивание, в разы превышающее размер пенсии по старости. Эти категории граждан вольны выбирать пенсию или государственное пенсионное обеспечение им получать.