О наших новолетиях. Праздники византийские

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы не относится к числу двунадесятых, отмечающих главные события Священной истории Нового Завета. Собственно, его могло бы и не быть в нашем календаре, мы бы даже не заметили, что чего-то не хватает. Но на Руси он издавна был одним из самых почитаемых праздников, и это не случайно - он открывает нам многое о нашем почитании Приснодевы Марии и о том, почему мы обращаемся к Ней в молитве со словами, которые, казалось бы, можно говорить только Богу: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

1 октября 910 года Константинополь, столица Византийской империи, находился под угрозой очередного вражеского нападения сарацин (то есть арабов). На всенощную под воскресенье юродивый Андрей (славянин, проданный в рабство в византийскую столицу) вместе со своим спутником Епифанием молились во Влахернском храме, где находилась тогда одна из самых чтимых святынь Византии - Риза Богородицы. Во время молитвы они увидели, как Сама Богородица в сопровождении святых сходит в храм… Святой Дмитрий Ростовский описывает дальнейшее так: «Когда св. Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом».

Город устоял перед врагами, и в честь этого события был учрежден праздник. Но подобное уже не раз случалось в византийской истории, Константинополь выдерживал немало осад и штурмов и до, и после этого. Может быть, именно поэтому праздник Покрова постепенно исчез из византийского календаря. Зато на Руси он стал одним из самых любимых. С одной стороны, именно в это время года традиционно отмечалось завершение уборки урожая, и Церковь заменила языческие гуляния праздником с новым содержанием. Не случайно именно с Покрова на Руси традиционно начиналось время свадеб.

Но дело, конечно, далеко не только в урожае. На Руси почитание этого праздника началось в середине XII века, когда св. князь Андрей Боголюбский вдохновился рассказом из жития другого славянина, своего тезки, и воздвиг на реке Нерли великолепный храм в честь праздника Покрова. Характерно, что наши предки не пожелали отмечать какой-нибудь «день воинской славы» - день победы своих дедов над византийцами, ведь такие победы им удавалось одержать. Напротив, они праздновали день избавления Константинополя от врагов, потому что важнее национальной гордости было для них заступничество Богородицы за всех, кто обращается к Ней с молитвой. В том числе, разумеется, и за наш народ.

В Москве стоит на Красной Площади, и все обычно называют его именем Василия Блаженного. На самом деле это Покровский собор, построенный по приказу Ивана Грозного после победы русских войск над казанскими татарами в день Покрова 1552 года.

Впрочем, праздник Покрова напоминает нам не столько о завоеваниях, сколько о защите своих собственных земель. Показательна еще одна история, случившаяся в Пскове в 1581 году во время осады города войсками польского короля Стефана Батория. За несколько дней до решительного штурма старец Дорофей увидел, как Богородица в сопровождении святых спускается с небес в Покровскую церковь, а затем обходит городские стены. Она сурово упрекнула жителей города за их грехи, но обещала Свое заступничество. Когда через несколько дней начался штурм, основной удар был нанесен по Покровской башне возле Покровского монастыря. Полякам удалось пробить брешь в стене, но войти в город они не смогли и сняли осаду.

Это явление Богородицы было изображено на специально написанной Псково-Покровской иконе. Она почиталась как чудотворная, и с 1601 года в память об избавлении города стали совершаться ежегодные крестные ходы с выносом этой иконы. После революции она была передана в местный музей. В 1944 году при отступлении немцев икона исчезла и обнаружилась только в 1970-м на выставке икон в Германии - как экспонат из частной коллекции. Псково-Покровская икона вернулась в Россию только в 2000 году после долгих дипломатических переговоров.

Но если отвлечься от исторических подробностей - в чем же глубинный, богословский смысл праздника Покрова? Людей спасает крестная жертва Христа, и потому мы молимся прежде всего Ему. Но Христос в Своей земной жизни не был женщиной, не знал брака и деторождения, не испытал старости и потери любимого Сына. Зато все это было известно Деве из Назарета, и нет ничего удивительного в том, что иногда мы обращаемся с просьбой о заступничестве именно к Ней, находя у Нее материнскую заботу и покровительство.

И на небе, и на земле человек не одинок перед Богом, у него есть помощники и ходатаи, и первая из них - Богородица и Приснодева Мария.

Византийцы умело проводили досуг. Они отмечали христианские праздники, особенно Пасху, но не отреклись и от “бесовских игрищ” – языческих праздников и обрядов. Так, в ночь на 1 января праздновали календы, а несколькими днями раньше – брумалии, самые короткие дни в году. Мужчины переодевались женщинами, женщины – мужчинами, пели и плясали ряженые, выпрашивая гостинцы. Накануне Троицы отмечали русалии – весенний праздник цветов. Он сопровождался играми, плясками, “скаканьем”, а иногда – и драками. Вся Византия отмечала день коронации императора, его женитьбы, рождения наследника. Конечно, организовывали и семейные праздники – крестины, помолвку, свадьбу и т. п.

Византийцы очень любили спортивные соревнования, особенно конные бега на Ипподроме. Посмотреть на конные бега ходили даже монахи. Спортивные болельщики разбивались на группы -“синих” и “зеленых”. Эти группы активно участвовали в политической жизни государства. В конце XII в. Византия ознакомилась с рыцарскими турнирами.

Античный

Театр в Византии не возродился. Но артисты были. На улицах они разыгрывали комические сцены, не всегда приличные. Публику развлекали канатоходцы, жонглеры, дрессировщики медведей и собак.

Вельможи увлекались охотой с борзыми и соколами, развлекались игрой в шашки, шахматы, кости.

Ипподром – место для проведения конноспортивных соревнований.



  1. Византия вторично вступила в свой “золотой век”. Из свободных крестьян она создала хорошо обученное и вооруженное войско, построила сильный флот. Однако при этом ее постоянно...
  2. На рубеже VI-VII вв. Византия быстро потеряла часть своих владений, как на Западе, так и на Востоке. В середине VII в. территория Византии сократилась вдвое...
  3. На нашем сайте есть множество топиков на английском языке на разные тематики. В данном подразделе вы найдете небольшие тексты и рассказы, описывающие праздники и культуру...
  4. Воскрешенная Византия была слабым государством. Ее лихорадила жестокая борьба за трон, от нее отпадала одна область за другой, в ее казне гулял ветер, ее бесцеремонно...
  5. Современный театр – очень сложное и многогранное явление. “Театр начинается с вешалки”, – говорит пословица. Но ведь только начинается. Театр – это, конечно, необычная, праздничная...
  6. Уже почти два века миру известна гениальная древнерусская поэма, но и до сих пор человека, стоящего вне сложившихся научных школ, поражает противоречивость мнений относительно авторства...
  7. В эпоху Средневековья развитие техники проходило медленно, в процессе накопления и передачи практического опыта. В сельском хозяйстве совершенствовались преимущественно орудия земледелия, например, в XI-XII вв....
  8. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 “ПОРТРЕТ” ГЛАВА 2 “МЕРТВЫЕ ДУШИ” ГЛАВА 3 “ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ” § 1 “Женщина в свете” § 2 “О...
  9. Крестьяне строили свое жилье из камня и камыша. Помещения освещали факелом или лучиной. Спали на матрасах, набитых соломой. Возле дома располагались сад, огород, хозяйственные здания,...
  10. DIE OLYMPISCHEN SPIELE ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ Olympia liegt im Süden Griechenlands auf dem Peloponnes. Es war das wichtigste Heiligtum des Zeus. Ihm zu Ehren wurden dort...
  11. После смерти Бертольта Брехта прошло немало лет. Предсказания недоброжелателей не оправдались: драматургия и поэзия Брехта не только не ушли в прошлое, но с каждым годом...
  12. American holidays are strikingly different in origin and show surprising similarities in the manner of their celebration. No matter what the holiday’s origin is, they...

занимали большое место в жизни страны. Древнейшими были общенародные языческие праздники: календы, брумалии, русалии, майюма. Календы пышно отмечались в ночь на 1 января: улицы и двери домов украшались гирляндами цветов, люди дарили друг другу подарки, в императорском дворце 2го января устраивались готские игры (вельможи, члены цирковых партий наряжались «готами», вооруженными мечами и щитами, и пели песни на испорченной латыни). Брумалии (брума – самый короткий день в году) праздновались во время зимнего солнцестояния. На площадях и во дворце водили хороводы с горящими свечами в руках. Император одаривал своих сановников золотом, а городское население – серебром. Праздник завершался многолюдным вечерним пиршеством. Русалии, посвященные весне и цветам, устраивались после Пасхи, накануне Троицы. На селе этот праздник сопровождался танцами, играми, пантомимами, которые церковники называли «бесовскими игрищами». Праздник майюма, посвященный Дионису и Афродите, праздновался несколько дней. Перед театрами, в которых устраивались ночные представления, горели светильники, курили фимиам. Языческие праздники были преданы анафеме на VI Вселенском соборе (конец VII в.). С распространением христианства (IV в.) стали отмечаться церковные праздники, которые также приобрели общенародный характер. Они были связаны с основными евангельскими событиями из жизни Иисуса Христа и Богоматери, понимаемыми как вехи на пути спасения человека (Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Успение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Вход в Иерусалим, Пасха, Воскресение Христово и др.), с событиями из жизни святых христианской церкви (день св. Василия – 1 января, день св. Георгия – 23 апреля, день св. Димитрия – 26 октября и др.). Дни святых, которые отмечались с конца X – XI вв., сопровождались ярмарками. Кроме того, в каждом церковном приходе праздновался день памяти святого, покровительствующего данному приходу. Праздничный характер приобретали также встречи мощей святых, доставляемых из провинций или из отвоеванных областей. В Константинополе во время церковных праздников служба в храме совершалась самим патриархом, нередко устраивались шествия, затем игры и пиршества. Важное место в жизни страны отводилось государственным праздникам: день основания Константинополя (11 мая), день рождения василевса, его коронация, свадьба, рождение наследника. Пышно обставлялись возвращения византийских императоров в столицу после успешных военных походов. На колеснице, запряженной четырьмя белоснежными конями, везли икону Богоматери Влахернской, василевс шел пешком от Золотых ворот до собора св. Софии, где он вручал венец побежденного правителя в руки патриарха. Во время государственных праздников водили хороводы, исполняли обрядовые песни и гимны. Василевс раздавал народу медные деньги и устраивал на площади бесплатное угощение. Представители различных профессий имели святых покровителей, в честь которых проводились профессиональные праздники. 27 июля отмечался день Св. Симпсона, считавшегося покровителем медицины и врачей; 25 октября – день памяти святых нотариев, которые покровительствовали императорскому суду, разбиравшему тяжбы, церковному суду, занимавшемуся семейными неурядицами и разделом имущества, «суду вилы» на ипподроме и «суду фиалы», рассматривавшему спорные дела моряков. В этот день адвокаты ходили в масках по городу. Всенародные пляски с переодеваниями мужчин в женское платье, а женщин в мужское происходили в день, когда выжимали виноград. Праздник заканчивался исполнением комических, сатирических, а иногда и трагических сценок.


Праздники в Византии были общенародными и местными, религиозными и политическими, профессиональными и семейными, регулярными и экстраординарными, официально дозволенными и запрещенными.
Один из наиболее стойких феноменов народной культуры, праздник воспринимался каждым новым поколением как неотъемлемый элемент устоявшегося жизненного распорядка, унаследованного от предков.
Наиболее древними, восходящими к античной и эллинистической эпохам, являлись языческие празд
нества, которые продолжали бытовать в христианском византийском обществе, медленно и трудно сходили со сцены, исчезали и возрождались, маскировались под христианские праздники или под местные обычаи, справлялись тем смелее, чем дальше от крупных центров, высших церковных и светских властей находилась та или иная местность.
Эти враждебные православию рудименты язычества в среде иноплеменного населения империи имели и древнеэллинское и свое, так сказать, отечественное происхождение. Они явственнее ощущались в тех провинциях, которые позже вошли в состав империи (например, некоторые армянские и грузинские земли, северо-западные районы Балкан (и где население вело более замкнутый образ жизни) например, влахи, албанцы). В основном, однако, оригинальные языческие обычаи и обряды иноплеменных ромеев успели тесно переплестись и слиться с чисто эллинскими, подверглись переосмыслению и даже некой ритуальной «христианизации»-.
Знаменательно, что число языческих торжеств и веселий даже увеличивалось с распространением христианства: языческие праздники приютились самозванцами в лоне самой ортодоксальной веры и вместе с нею наследовались неофитами. Поэтому церковь вынуждена была идти не по пути полного искоренения языческих обычаев, а по пути их адаптации, «обезвреживания» несовместимых с христианством идейных норм и истолкования древних игрищ в качестве обрядов, связанных, например, с циклами крестьянской трудовой деятельности.
Общенародными языческими праздниками в Византии были календы, брумалии и русалии.
Календы по-латыни - вообще первое число каждого месяца, но как праздник они отмечались в начале января и ст?ли справляться на востоке Средиземноморья со времени установления римского господства. Под именем «коляд» этот праздник вместе с христианством проник и на Русь.
Сначала календы праздновали с I по 5 января, а с утверждением христианства в качестве господствующей государственной религии начало празднования календ было приурочено к важному церковному празднику - рождеству (25 декабря), и календы стали 12-дневными.

Каждый наряжался, как мог, чаще всего мужчины переодевались женщинами, а женщины - мужчинами. Надевали маски. Ряженые бродили от дома к дому с песнями и плясками, стучались в двери, участвовали в пиршестве у незнакомых людей, выпрашивали дары. Немало народу толклось в трактирах и кабаках -и заполняло ночные улицы.
Во дворце в ночь на второе января устраивались так называемые готские игры, во время которых приглашенные на праздник вельможи, а также члены цирковых партий «голубых» и «зеленых», певцы и музыканты, прославляли василевса и его наследников.
Петь подобающие для случая песни были обязаны и сановники. Пение перемежалось плясками ряженых и нескольких «готов», вооруженных мечами и щитами. «Готы» пели особые песни, имевшие когда-то ритуальный характер, но затверженные теперь на столь неузнаваемо испорченной латыни, что смысла их уже никто не понимал.
Брумалии праздновались незадолго до календ (слово «брума» по-латыни означает «самые короткие дни в году», то есть время зимнего солнцестояния).
Народ праздновал брумалии и календы почти одинаково.
Во дворце же для брумалий был разработан особый ритуал. Сановники плясали в хороводе и пели с горящими свечами в руках. Император одаривал их золотом, а представителей рядового населения столицы - серебром.
Вечером устраивалось многолюдное пиршество (как и во время календ), на котором присутствовал василевс, сидевший с семьей за отдельным столом.
Русалии - весенний праздник цветов - устраивались после пасхи, накануне троицы.
О том, как этот праздник отмечали в сельской местности, можно составить некоторое представление по судебному решению охридского архиепископа Димитрия Хоматиана (первая треть XIII века), вынужденного разбирать дело об убийстве во время русалий.
Сельская молодежь устроила танцы, игры, пантомимы и «скакания» - все это полагалось делать, чтобы получить дары зрителей. Пастух в овечьем загоне, у которого молодые люди потребовали сыра, отка
зался его дать, вспыхнула ссора, пастух был убит.
Назначая эпитимьи виновникам случившегося, архиепископ замечает, что русалии, как и брумалии,- воистину бесовские игрища, соблюдаемые как обычай «в этой стороне» (Македонии).
Однако особенно торжественно все слои населения Византии без исключения отмечали религиозные праздники, официально установленные церковью.
Твердо определился круг так называемых престольных церковных праздников (рождество, крещение, пасха, троица и так далее). Широко праздновались по всей империи дни таких почитаемых святых, как св. Георгий (23 апреля) и св. Димитрий (26 октября).
Кроме того, отмечались праздники в честь местных святых, памятные события, связанные с данной местностью, городом, церковью, монастырем и так далее.
Религиозный праздник требовал от прихожан присутствия на церковной службе в храме, а нередко и участия в торжественной процессии. В престольные и другие праздники совершался выход императора. В соответствии с церемониалом процессия проходила из дворца по украшенным улицам и площадям в св. Софию, где василевс с семьей присутствовал на праздничном богослужении, совершаемом самим патриархом. />Иногда процессия направлялась в иной храм, порою - на конях, порою - на судне. После официальных торжеств начинались игры, а за ними шли пиршества.
К праздничной трапезе готовились задолго до наступления праздника, запасали продукты, экономили. Простолюдины нередко ограничивали себя перед праздником в течение многих недель.
Накануне пасхи такое воздержание было приписано христианам самой церковью: пасха праздновалась после великого поста.
Этот праздник в Константинополе отмечался по традиции особенно пышно.
Помимо церковных праздников византийцы отмечали государственные праздники, ежегодные (например 11 мая - день основания Константинополя, день рождения императора) и экстраординарные, нерегулярные (коронация василевса, его свадьба, рождение наследника).

В такие дни вновь славословили государя, несли дары ему или его детям. Василевс повелевал выдавать народу медные деньги, выставлять на площадях, на специальных длинных столах, даровое угощение, устраивать на ипподроме массовые зрелища.
Народ водил на улицах хороводы, пел обрядовые песни и гимны в честь виновника торжества. Во дворце пировала высшая знать.
Государственным праздником, по крайней мере для жителей столицы и окрестностей, становился день вступления в столицу победившего узурпатора. В город он въезжал на белом коне, в сопровождении свиты, отряда телохранителей, отборного войска. В соответствии с определенным ритуалом, с песнопениями и славословиями его встречали сановники, высшее духовенство, руководители корпораций, толпы народа.
Поводом к объявлению всенародного праздника могло стать также возвращение василевса в столицу после победоносного похода.
Справлялся триумф.
С величайшей пышностью, например, обставлялся въезд в столицу иноземной принцессы - невесты императора или его наследника.
Праздничные встречи на пути и в столице устраивали также мощам известного или новоявленного святого, доставляемым из провинции, из отвоеванных районов или дарованным василевсу иноземным государем.
Так, например, при Константине VII торжественно и празднично встречали раку с рукой Иоанна Предтечи.
Помимо праздников общих для населения империи или жителей города, справлялись праздники профессиональные, корпоративные, квартальные.
Константинопольские врачи праздновали 27 июня день св. Сампсона - покровителя медиков: они совершали поклонение его останкам в храме св. Мокия, а затем собирались за общим пиршественным столом.
Церковный приход отмечал совместно обычно день памяти святого своей церкви, сослуживцы канцелярии - повышение по службе чиновника, корпорация - избрание нового члена.
На семейные торжества, которые также очень ча
сто начинались в церкви (крестины, обручение, свадьба), приглашали тем больше народу, чем богаче была семья. Знатный хозяин стремился поразить гостей роскошью обстановки жилища, богатством одежды и украшений членов семейства, разнообразием блюд.
На таких семейных праздниках, даже в глухой деревне^ общество услаждал специально приглашенный певец или музыкант. В городах в подобном случае состоятельный хозяин нанимал целую группу бродячих музыкантов, фокусников, мимов и акробатов, представителей нередко весьма низкопробного искусства.
Своеобразными зрелищами для обывателей становились праздничные шествия, крестные ходы, встречи, даже похороны знатных лиц. С полным правом к разряду зрелищ следует отнести торжественное богослужение, церковную литургию,- здесь прихожанин становился участником пышно театрализованного магического действа.
Однако особенно популярными у столичного населения были специальные игрища, устраиваемые по традиции, начиная с античных времен, на ипподроме, подобном современному стадиону, расположенном по соседству с Большим императорским дворцом.
Основным видом зрелищ на ипподроме были конские ристания - соревнования в искусстве управления лошадьми.
Во всех случаях, когда празднества и увеселения носили массовый характер, их главными организаторами неизменно выступали церковь и государство. Первоначальный акт учреждения ежегодного праздника церковью и государством мог давно забыться - праздник становился народной традицией, но его социальная роль не исчезала.
Праздники объединяли население Византии.

Неотъемлемой частью жизни византийских городов являлись гонки колесниц на ипподроме. Хотя у этого зрелища были языческие корни, оно проводилось на протяжении нескольких столетий, когда многие античные традиции в империи уже канули в Лету. Каждое 11 мая жители Константинополя отмечали на ипподроме день основания столицы. Свои ипподромы поменьше были и в провинциальных городах ромеев (столичный вмещал до 40 тысяч человек). В Константинополе о начале гонок возвещал бросок императором белого платка. В каждую колесницу традиционно запрягалось по четыре лошади.

Бронзовые лошади ипподрома. Изображение: howlingpixel.com

В гонках на колесницах участвовали даже императоры

Вход на ипподром был открыт для всех мужчин, вне зависимости от социального статуса и профессии. В Византии он совмещал функции Колизея, цирка и места проведения гонок. Кроме того, он походил на римский форум ил афинскую агору. Здесь проходили политические собрания, религиозные процессии и государственные церемонии. Наконец, ипподром был местом казней или пыток преступников. В центре арены находились привезенная из Дельф Змеиная колонна и египетский обелиск. Во время гонок на возвышение клали по несколько страусиных яиц. Когда колесницы проходили очередной круг, одно яйцо на виду у зрителей убирали. Возничие пользовались привилегиями звезд своего времени. Победителей гонок изображали на мозаиках. Их положение было настолько престижным, что в соревнованиях на равных с остальными принимали участие даже некоторые императоры, как, например, Константин VIII (1025 — 1028). Конец гонкам положила .

Еще одной игрой, проводившейся на ипподромах, была конная игра в мяч. Принимали участие в ней только знатные ромеи (возничим на колеснице мог стать и простолюдин). Игру в мяч любил Алексей I Комнин (1081 — 1118). Однажды он даже серьезно повредил ногу — последствия этой травмы преследовали его всю оставшуюся жизнь.


Руины ипподрома на гравюре Онофрио Панвинио. Венеция, 1600. Изображение: medievalists. net

По количеству доступных развлечений Константинополь значительно опережал прочие средневековые города. Здесь был даже экзотический зоопарк. Так, по повелению Константина IX Мономаха (1042 — 1055), в столицу привезли диковинных жирафов и слонов, которых прислали из Египта. В моде была музыка и танцы. Известно, что Константин IX обожал флейту, но терпеть не мог орган, а на пластинах его короны были изображены танцовщицы. Судя по сохранившимся сведениям, византийские танцы больше напоминали восточные, чем западные. Некоторые театральные постановки ромеев сопровождались пением — этот обычай возник гораздо раньше оперных постановок в странах Западной Европы.


Танцовщица на короне Константина IX Мономаха. Изображение: pinterest.com

Театр был объектом постоянных нападок церкви, но даже ей не удалось запретить игру на сцене. В VII веке в Газе существовала школа, отправлявшая в Константинополь мимов. При этом осуждались и преследовались бродячие артисты: акробаты, канатоходцы, дрессировщики диких зверей. Власти не признавали за ними гражданских прав. Их «искусство низов» не чуралось непристойности и вульгарности. На сцене бродячие артисты не стеснялись ругани, а в качестве сюжетов для своих постановок они использовали простоватые истории о супружеской неверности и приключениях легкомысленных гуляк. Кульминацией противостояния церкви и театра стал Трулльский собор (691 — 692). На нем даже отказались от религиозных песнопений, так как в хоре виделась уступка языческому искусству.

Церковь в Византии всячески преследовала сценические представления

Отношение к театру начало меняться в VIII веке. Императоры-иконоборцы использовали сценические представления в качестве орудия высмеивания иконопочитателей. Дошло до того, что в 860 году патриарх Фофтий принял нападение русских на Константинополь за божью кару за принятие церковью сцены. В это время театрализовались сами богослужения. Появился жанр литургической драмы — мистерии. Мистерии стали разыгрывать во время церковных праздников. Например, на пасху показывали сцены явления Христа ученикам и его воскресение.

Точно так же церковь была не в силах искоренить языческие празднества. Именно поэтому был выбран курс на «адаптацию» наиболее чуждых православию традиций. Древнеэллинистические и прочие национальные рудименты на протяжении столетий маскировались под терпимые для церкви торжества. Таковыми были календы, всенародно отмечавшиеся в начале января и перенятые еще у древних римлян (при этом наступление нового года в Византии отмечалось 1 сентября). Обязательной традицией праздника было переодевание. Ряженые ромеи с плясками и песнями бродили по улицам городов и сел, стучались к незнакомцам, устраивали застолья. В VII веке календы даже были преданы анафаме, но запрет ровным счетом ни на что не повлиял.


Средневековые скоморохи. Изображение: padaread.com

Языческие ритуалы лежали в основе императорского карнавала — Готских игр, также проводившихся в начале января. «Готами» на этом празднике называли людей, вооружавшихся мечами и одевавшихся в шкуры. Игры проводились в императорском дворце и включали в себя театрализованные представления, в которых принимали участие даже высокопоставленные чиновники. После крещения Руси традиция календ и Готских игр прижилась у восточных славян в виде рождественских колядок. В XI веке на стенах лестницы киевского собора Святой Софии изобразили некоторые сцены Готских игр, свидетелями которых княжеские вельможи стали в Византии. Схожими с календами были брумалии (отмечались вместе с зимним солнцестоянием) и весенние русалии (праздновались после Пасхи). Процесс слияния языческих праздников с христианской традицией завершился только в X веке.

Самым веселым в византийской деревне был праздник виноградного урожая

В деревне религиозные праздники были самыми торжественными и пышными — в каждом поселении священник играл очень важную роль в жизни крестьян. Наибольшим же весельем отличался праздник виноградного урожая. На приуроченных к этому событию пирушках обязательно выступали странствующие жонглеры, акробаты и мимы. Их танцы, имитировавшие сбор и выжимание винограда, напоминали дионисии, а само празднование походило на античные вакханалии. В это же время в столице император отправлялся на азиатский берег Босфора, где в его присутствии патриарх благословлял корзину винограда. Два хора (из представителей голубой и зеленой партии) пели плодам гимн.


Сбор урожая византийцами. Изображение: padaread.com

Богачи и столичные сановники любили отдыхать в сельской местности. Их поместья были разбросаны по самым разным частям империи. Жители Константинополя предпринимали вылазки за город и на судах отравлялись на берега Босфора. В IX веке такие прогулки могли кончиться трагедией. Это было время набегов болгар, когда их летучие отряды без предупреждения атаковали беззащитных отдыхающих прямо в предместьях столицы.

В Византии у каждой профессии был свой небесный покровитель

В каждой провинции империи были свои святые, но повсеместно с наибольшим размахом отмечались дни св. Георгия (23 апреля) и св. Дмитрия (26 октября). Небесные покровители были у каждой профессии. Юристы отмечали день памяти святых нотариев Маркиана и Мартирия (25 октября). Врачи праздновали день св. Сампсона (27 июня). Главными же датами официального церковного календаря считались престольные праздники (рождество, крещение, пасха, троица). В эти дни обязательным было посещение храма и участие в процессии. В Константинополе праздничные богослужения проводились в храме Святой Софии, где присутствовала императорская семья и патриарх.


Константинополь в Нюрнбергской хронике. XV век. Изображение: pinterest.com

Помимо церковных и народных в Византии имелись государственные праздники. Два главных — уже упомянутый день основания Константинополя и день рождения императора. Важными событиями были годовщина восшествия на престол, рождение наследника, свадьба государя, его возвращение из триумфального похода. Большой праздник в столице устроил, например, Иоанн Цимисхий (969 — 976) после возвращения с выигранной .

Источники:
Каждан А. П. Два дня из жизни Константинополя
Литаврин Г. Г. Как жили византийцы
Поляковская М. А., Чекалова А. А. Византия: быт и нравы
Райс Т. Византия. Быт, религия, культура

Изображение анонса: art.com
Изображение лида: pinterest.com