Шарады на день рождение. Застольные конкурсы и игры для пенсионеров и пожилых людей. Игра "Произнесение коллективного тоста"

Головоломки, загадки, шарады

Всевозможные головоломки относятся к застольным играм, которые лучше всего проводить в начале праздника, на трезвую голову. Их можно включить в общую конкурсную программу или использовать вперемешку с подвижными играми. В любом случае, головоломок не должно быть слишком много, так как они быстро утомляют. Тем более, что всегда найдется самый башковитый гость, для которого головоломки - словно орешки и который достаточно быстро захватит инициативу в свои руки, из-за чего остальные участники праздника потеряют к забаве интерес.

Метаграммы

Метаграмма - это головоломка, в которой загаданные слова отличаются друг от друга всего лишь одной буквой.

Насколько с «Ч» я высока,

Настолько ж с «Л» низка.

С «Ш» - в арифметике нужна,

А с «М» бываю я страшна.

Честь - лесть - шесть - месть

С «Б» ужасна я бываю,

С «М» меха я пожираю,

С «Р» актеру я нужна,

С «С» для повара важна.

Боль - моль - роль - соль

С «Г» - полезное растение,

С «Ш» пугает нас порой,

С «П» несет нам разрушения,

С «В» навалено горой.

Горох - шорох - порох - ворох

Анаграммы

Анаграмма - головоломка, в которой при перестановке букв в первом слове получается другое слово.

Я - дерево, в родной стране

Найдешь меня в лесах повсюду.

Но слоги переставь во мне, -

И воду поливать я буду.

Сосна - насос

Вдоль по проволоке мчусь

Ночи я и дни.

А с конца меня прочтут, -

Тигру я сродни.

Лежу я на земле,

Прибитая к железу.

Но буквы переставь,

В кастрюлю я полезу.

Шпала - лапша

Шарада - это слово, которое может быть разделено на несколько частей, каждая из которых представляет собой самостоятельное слово.

Первый слог - одна из нот,

Слог второй весной цветет,

А итоговое слово

Есть у здания любого.

Когда в текстильный магазин войдешь,

Там первый слог, возможно, ты найдешь.

Собранье мифов греческих открой,

Оттуда взят в шараду слог второй.

А целое узнать сумеешь ты,

Перебирая в памяти цветы.

Шарада новая сейчас.

Часть речи - первый слог у нас,

А слог второй - расплав липучий,

Всяк обходи на всякий случай.

Отгадка, сообщу для справки,

Найдется на любом прилавке.

Четыре первых буквы - учрежденье,

Манящее процентом население.

Остаток букв (и тоже их четыре)

Значками служит в музыкальном мире.

Банк-нота

Отыщете начало слова

Вы в кабинете у зубного.

Та часть, которая в конце,

Стихотворением зовется.

Что до отгадки, на лице,

Хоть не на всяком, а найдется.

Первый слог - нота, второй слог - тоже,

А целиком на горох похоже.

Мой первый слог - на дереве,

Второй мой слог - союз,

А в целом я - материя

И на костюм гожусь.

Только два предлога,

А волос в них много.

Первый слог - местоименье.

Второй слог - лягушачье пенье,

Ну, а слово само на природе

Во саду ли растет, в огороде.

Кусок бесформенный отыщете в начале,

Потом в конце - математический значок.

Вы это слово часто на лотках встречали,

Картинок - множество, а текста к ним - чуток.

Первый слог пасется на пашне.

Он - животное домашнее.

Слог второй - к нему прибавка -

Он предлог (или приставка).

Сотни раз в стихах воспето

Вместе с морем слово это.

Предлог… С него-то и начнем,

А следом загородный дом.

Ответом явится для вас

То, что помогает вам сейчас.

Мой первый слог - союз, а следом широка

Уместится в пять букв великая река.

Ответ головоломки - из певчих птиц одна:

Почти как соловей поет в лесу она.

Начало слова вряд ли скрою:

Оно для многих не секрет,

Поскольку связано с игрою,

Которой популярней нет.

А часть оставшуюся слова

Я в геометрии узрел

Как часть названия фигуры,

Но без последней буквы «л».

Загаданное мною слово

Настолько действенно, друзья,

Что, например, сейчас отгадку

Вам без него найти нельзя.

Загадки можно загадывать просто сидя за столом, а можно их обыграть, например, следующим образом.

Возьмите какой-нибудь приз и заверните его в несколько слоев бумаги. Сколько слоев - столько загадок. На каждом слое обертки напишите по одной загадке. После этого пустите приз с загадками по кругу. Первый игрок должен отгадать загадку, написанную на самом верхнем слое обертки. Если он правильно отгадывает, тогда получает право отгадать загадку на втором слое и т. д. Если же он ошибается, то зачитывает загадку вслух и передает приз тому человеку, кто дает правильную отгадку. Второй игрок пытается отгадать загадку, написанную на следующем слое обертки. И так далее. Приз получает тот, кто отгадывает самую последнюю загадку.

Какими нотами можно измерить пространство?

Когда в пустом кармане что-нибудь да бывает?

Когда в нем - дыра.

На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?

На мокрое.

Каких камней в море не встретишь?

Как сорвать ветку, чтобы не вспугнуть птицу?

Надо подождать, когда птица улетит.

Где вода стоит столбом?

В стакане.

В каких словах по 100 согласных?

Стол, стог, стон, стоп, сток, стой.

Чем заканчиваются и день, и ночь?

Мягким знаком.

Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидели по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, сколько ног было на мельнице?

Всего 2 ноги мельника, так как у кошек и котят - лапы.

Как можно одним мешком пшеницы, смолов ее, наполнить 2 мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница?

Надо один из пустых мешков вложить в другой такой же, затем туда же насыпать смолотую пшеницу.

Где край света?

Там, где начинается тень.

Может ли страус назвать себя птицей?

Нет, страус не умеет говорить.

Что у человека под ногами, когда он идет по мосту?

Подошва обуви.

Как можно поместить 2 литра молока в литровую банку?

Надо из молока сварить сгущенку.

Если 5 кошек ловят 5 мышей за 5 минут, сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку?

Сколько месяцев в году имеют 28 дней?

Все месяцы.

Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла 300 метров. Как ей это удалось?

Веревка не была ни к чему привязана.

Что может путешествовать по миру, оставаясь в одном и том же углу?

Почтовая марка.

Что станет с зеленым утесом, когда он упадет в красное море?

Он станет мокрым.

Что все люди на земле делают одновременно?

Становятся старше.

Мужчина вел большой грузовик. Огни на машине не были зажжены. Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед грузовиком. Как удалось водителю разглядеть ее?

Был день.

Что становится больше, если его поставить вверх ногами?

Ответ: Число 6.

Сколько яиц можно съесть натощак?

Одно. Все остальные яйца будут уже не натощак.

Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается?

Как написать «мышеловка» пятью буквами?

Что идет, оставаясь на месте?

Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?

Нельзя, так как через 72 часа будет опять ночь.

Что не существует, но имеет название?

Ответ: Ничто (небытие).

Где находятся города без домов, реки без воды и леса без деревьев?

На географической карте.

Когда человек может мчаться со скоростью гоночного автомобиля?

Когда он сидит в нем.

Можно ли вокруг человека очертить круг, через который он не сможет не перешагнуть, не перепрыгнуть, несмотря на то, что ноги ему связывать не будут?

Можно, по одежде.

У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли быть такое?

Да, если трактористы - женщины.

Крыша одного дома несимметрична: один ее скат составляет с горизонталью угол 60°, другой - угол 70°. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону падет яйцо - в сторону более пологого или более крутого ската?

Ни в какую. Петухи не несут яиц.

Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 час 40 минут, а другой - за 100 минут. Как это может быть.

1 час 40 минут и есть 100 минут.

Шли 2 отца и 2 сына, нашли 3 апельсина. Стали делить - всем по одному досталось. Как это могло получиться?

Шли дед, отец и сын.

На какой путь еще не ступала нога человека?

На Млечный.

С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту.

Собаке достаточно стоять на месте.

На какой вопрос никто никогда не ответит «да»?

Вы спите?

Что бросают, когда это необходимо, и поднимают, когда это уже не нужно.

Какой конь не ест овса?

Шахматный, спортивный.

Из какой посуды нельзя поесть?

Из пустой.

Когда руки бывают местоимениями?

Когда они вы-мы-ты.

На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и ластик. На листе бумаги нужно начертить окружность? С чего начать?

Взять лист бумаги.

У отца Мэри 5 дочерей: Чача, Чече, Чичи и Чочо. Как зовут пятую дочь?

Какое животное может легко поменять голову?

В моем саду выпадает вдвое больше снега, чем в саду соседа. Почему?

Потому что мой сад вдвое больше соседского.

Как увеличить число 666 в полтора раза, не производя с ним никаких арифметических действий?

Перевернуть вверх ногами (получится 999).

В каком году люди едят больше обыкновенного?

В високосном.

Существует особая разновидность загадок, которые не имеют однозначного ответа. Это загадки-шутки. Подобные загадки сродни анекдотам, в них отгадки поражают своей абсурдностью, будучи при этом достаточно логичными. Часто ответить на них можно только в том случае, если заранее знаешь отгадку. Понятно, что загадывают такие загадки для того, чтобы снять напряжение, рассеять скуку или просто посмеяться.

У меня 3 головы, 10 рук, 4 ноги и 3 ступни. Кто я?

Лгунишка.

Что нужно мужчине, чтобы узнать обо всех своих недостатках?

Какая разница между английскими и французскими дальнобойщиками?

У английских загаром покрывается правая рука, а у французских - левая.

Летел по небу бегемотик, а по земле за ним бежал охотник с ружьем. Охотник выстрелил, и бегемотик упал на него. Кто жив остался?

Слоник, потому что он вылетел позже.

Чем отличается молодой холостяк от старого?

Молодой холостяк прибирается в своем доме, чтобы пригласить женщину; а старый приглашает в дом женщину, чтобы она прибралась.

На окне сидит, по-французски говорит. Кто это?

Сидят за столом ковбой, турок и бизнесмен. Сколько ног под столом?

Одна. Ковбой забросил ноги на стол, турок сидит по-турецки, а бизнесмен - нога на ногу.

Что общего между деньгами и гробом?

И то, и другое сначала заколачивают, а потом спускают.

В чем разница между бедным швейцарцем и богатым швейцарцем?

Бедный швейцарец вынужден сам мыть свой «мерседес».

Как называют человека, которому повезло в любви?

Холостяк.

Вы едете в машине, перед вами катит велосипед, над вами кружит самолет, а за вами плетется свинья. Можете ли вы их обогнать?

Нет, потому что вы - на манеже.

Может ли немецкая овчарка стать бульдогом?

Может, если ей отрубить хвост и набить морду.

Что значит «не сидеть перед телевизором»?

Это значит «стоять на кухне».

Что это за скелет в шкафу?

Тот, кто выиграл в прятки.

Какая разница между молнией и электричеством?

За молнию не надо платить.

Что такое смешанные чувства?

Это когда теща в твоей машине летит в пропасть.

Какое это время: «я убираю, ты убираешь, он убирает»?

Предпраздничное.

Какой возраст у ребенка самый хороший?

Когда вы уже не водите его за руку, а он еще не водит вас за нос.

Что есть только у слонов и ни у каких других животных?

Кто может прыгнуть выше дома?

Любой, так как дома не прыгают.

Что будет делать ворона, прожив 3 года?

Будет жить четвертый.

Что теплее шубы?

На что больше всего походит половина апельсина?

На вторую половину.

Что делает сторож, когда у него на шапке сидит ворона?

Какой рукой лучше размешивать чай?

Чай лучше размешивать ложкой.

Конкурс 1. "Снежный ком"

В этом конкурсе принимают участие все присутствующие. Ведущий включает веселую музыку и все начинают кидаться друг в друга снежками, которые сделали из ваты. Но как ведущий выключит музыку, все начинают собирать снежки. Чья команда насобирает больше, та и получит 1 "елочку". Дайте детям и взрослым немного поозорничать, не торопитесь выключать магнитофон.

Конкурс 2. Этот конкурс все знают. Он так и называется "перепевка". Начинает первая команда. Они поют несколько строчек из песни, в которой говорится о Новом годе или елочке или просто о зиме. Например: 1 команда: "зима - холода, одинокие дома", 2 команда: "в лесу родилась елочка", опять первая: "Новый год к нам идет, что он нам принесет". Так по очереди, пока не исчерпаются все песни.
Какая команда не сможет в течении 30 секунд удивить своим пением, та и проиграла. А кто выиграл - получает "елочку".

Конкурс 3.
Ну конечно же, ни одна елка не обходится без загадок и шарад. Ведущий поочереди задает вопросы и загадки командам на любые темы, не обязательно по теме Нового года. Кто ответит больше, тот и победит.

1. Порой ношу на голове своей две пары замечательных ушей.
Одну из этих пар ношу всегда, другую реже - только в холода. (шапка - ушанка)

2. Белыми-белыми нитками шит, он поначалу идет и лежит,
Ну а потом он течет, чтоб затем следом бесследно исчезнуть совсем. (снег)

3. Чтоб увидеть эти киночудеса, нужно с вечера улечься на кровать -
И, закрыв слипающиеся глаза, их - до самого утра - не раскрывать... (сны)

4. Он внутри - морозный, он внутри - моторный.
Может в нем храниться множество вещей.
Для кастрюлек, банок, плошек - он просторный.
Тесный - для костюмов, зонтиков, плащей. (холодильник)

Вопросы на сообразительность:

1. Курица стоит на двух ногах и весит 3 кг, если она станет на одну ногу, сколько будет она весить. (3 кг).

2. Как зовут отца Татьны Михайловны Лариной? (Михаил).

3. Летели утки; одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и две по краям. Сколько всего летело уток? (Всего летело 3 утки, одна за другой.)

4. Может ли страус назвать себя птицей? (Не может, он не умеет говорить.)

Конкурс 4.

Ну что, отдохнули? Может, потанцуем? А танцевать будут все. Просто надо разделиться по парам, естественно, каждая пара состоит из 2 человек одной и той же команды. Но танец будет не простой. Ведущий кладет под ноги каждой пары газету. А теперь музыка. Все должны танцевать, не заступая за края газеты.
А теперь усложним задачу, свернем газетку пополам и пусть все пары продолжают танцевать, стоя на своих газетах. Усложняем задачу каждый раз, сладывая газету, пока не останется 1 пара, которая сможет удержаться на уже малюсеньком кусочке газеты.

Конкурс 5.

Этот конкурс очень прост. Нужно только придумать продолжение строки, конечно же, чтобы было смешно и в рифму. Например: Стоит в углу пушистая красавица..., вы должны придумать окончание. Это легко - Стоит в углу пушистая красавица...того гляди, сейчас завалится.

Предложения командам дать одинаковые, посмотрим, у кого получится интереснее. Можно продолжить не одной строчкой, а придумать стишок. А также к одной строке можно придумать несколько окончаний. Главное - есть начало.

1. После Новогодней ночи... (утро было тяжким очень)

2. К нам приехал Дед Мороз....(и закуску всю увез)

3. Мы подарков дожидались...(со Снегурочкой подрались)

4. Куранты бьют 12 раз...

5. Мы елку дружно нарядили...

6. От снега все белым - бело...

Ведущий дает командам листы с написанными строками и 10 минут времени. Команды дружно придумывают продолжение. После представители команд поочередно зачитывают текст, чтобы можно было сравнить. У кого получилось веселее, тот и получает "елочку".

Конкурс 6. "Сюрприз"

Это, наверное, самый веселый и радостный конкурс. Он готовится зараннее. Берем самые обычные воздушные шарики. На бумажках пишем задания. Задания могут быть различные.

Например;

1. Воспроизведите бой Курантов в Новогоднюю ночь.

2. Встаньте на стул и оповестите весь белый свет о том, что к нам едет Дед Мороз.

3. Спойте Песенку "В лесу родилась елочка".

4. Станцуйте рок -н- ролл.

5. Отгадайте загадку.

6. Скушайте несколько долек лимона без сахара.

Кладем задания и конфетти в шарики и надуваем их. Подвешиваем шарики так, чтобы их можно было достать.

А теперь перейдем к самому конкурсу. От каждой команды по три участника. Сначала первый лопает шарик, на него высыпаются конфети и бумажка с заданием. Участник выполняет задание. Затем следующий. Если кто-то откажется выполнять, значит - минус всей его команде. Ведущий определяет, кто выполнил задания лучше и отдает "елочку".

В заключении подсчитаем "елочки" у каждой команды. И как всегда - победила дружба.

Все мы знаем о пользе разгадывания загадок для детей и взрослых. Эти занимательные задачки являются превосходным тренажером для развития интеллекта, расширения словарного запаса и совершенствования огромного количества полезных навыков. К тому же, разгадывать загадки – необычайно увлекательное занятие, которое способно надолго увлечь мальчиков и девочек разного возраста и заставить их посоревноваться друг с другом.

Особое место среди загадок для детей и взрослых занимают шарады – своеобразные задачки, составленные в стихотворной форме. Хотя шарады могут быть и простыми, в подавляющем большинстве случаев отгадывать их невероятно сложно, что очень нравится любителям потренировать свой интеллект.

Что такое шарада?

Шарада – это словесное развлечение, которое представляет небольшую загадку в форме стихов или прозы. При этом ответ на такую загадку может состоять из одного или нескольких слов в зависимости от сложности шарады и характера ее составления.

В большинстве случаев в шараде загадывается одно достаточно длинное слово, которое можно разделить на несколько частей. Каждая из этих частей представляет собой еще одно слово, преимущественно односложное. Чтобы разгадать шараду, необходимо разбить ее на несколько загадок, определить ответ на каждую из них, а затем сложить эти части между собой.

Между тем, шарады могут быть и несколько иными. В частности, в подобной загадке может быть загадана пара слов, которые отличаются одной буквой или по любому другому признаку. В этом случае в тексте шарады будут присутствовать объяснения каждого из этих слов, а также указание одного или нескольких различий между ними.

Шарады – это необычайно увлекательное и полезное развлечение, которое способствует расширению словарного запаса, развитию смекалки, и С помощью этих интересных задачек можно устроить веселое соревнование между ребятами одного возраста или членами семьи. В этом случае шарады дополнительно будут способствовать развитию и усовершенствованию навыков социализации, а также сплочению детского коллектива.

Детские шарады с ответами

Для детей, которые только знакомятся с этими своеобразными загадками, даже самые простые шарады могут показаться слишком сложными. Именно поэтому перед тем, как играть с ребенком в эту игру, ему необходимо доступно объяснить, в чем именно она заключается.

Для наилучшего понимания текст первых шарад следует записывать крупными печатными буквами и сопровождать простыми рисунками, иллюстрирующими загаданные слова. В качестве первого эксперимента лучше всего подойдут шарады, в которых загадано не одно, а 2 слова, например:

Есть маленькое слово

Из одного лишь слога.

А в слове том, внутри,

Заменишь «У» на «И»,

И моментально птица

В рыбёшку превратится. (Лунь – Линь)

Это слово

Вот что означает:

С буквой «И» -

Здоровье угнетает.

А изменишь «И»

На букву «О» -

Он даёт здоровье

На все сто. (Спирт – Спорт)

Классические шарады, в которых загадано только одно слово, для начинающих не должны включать в себя более двух частей. В большинстве случаев длина искомого слова в таких загадках составляет от 6 до 8 букв. В частности, для младших школьников подойдут следующие словесные задачки:

Мой первый слог найдёшь тогда,

Когда в капели капает вода.

Местоимение - слог второй,

А в целом - школьный столик твой. (Пар + Та = Парта)

На первом стоит часовой,

Второй в лесу зеленеет,

И в целом - только стемнеет,

Ты ляжешь, и кончен твой день трудовой. (Пост + Ель = Постель)

Слог первый мой - предлог,

Второе - летний дом,

А целое, порой, решается с трудом. (За + Дача = Задача)

Начало слова - лес,

Конец - стихотворение,

А целое растёт,

Хотя и не растение. (Бор + Ода = Борода)

Конец - на дне пруда.

А целое в музее

Найдёшь ты без труда. (Кар + Тина = Картина)

Сложные шарады с ответами

В более сложных шарадах уже соединяются 3 и больше частей. Здесь намного чаще встречаются предлоги, местоимения и нотные знаки, которые достаточно сложно объяснить в тексте загадки. Такие шарады отлично подойдут для организации небольшого соревнования между заскучавшими ребятами или в компании взрослых людей.

Кроме того, для решения подобных загадок детей нередко приходится объединять в группы по несколько человек, поскольку одному школьнику справиться с ними не под силу. Попробуйте предложить своему чаду следующие шарады с ответами, которые также подойдут для веселой компании:

Мелом у деда Серёжа-бездельник

Изрисовал весь забор в понедельник.

После в раздумье чуть-чуть постоял,

Верхнюю часть он лица написал.

И дописал вслед за этим Серёжа

Букву, что очень на обруч похожа.

Топи болотной, без всяких там правил,

В сущности, кто он, Серёжа, такой. (Лоб + О + Тряс = Лоботряс)

Ты найдёшь меня на дне в синем море.

И во мне от начала до конца

Два предлога и три «ца». (У + С + Три + Ца = Устрица)

Сначала танцы до упаду во дворце

И буква первая за этим, а в конце

Собачка та, что первой в космосе была.

Вот уж какие очень славные дела!

Шарада выписана точно. Вот итог:

В ней музыкальный инструмент я спрятать смог. (Бал + А + Лайка = Балалайка)

Подумал и в шараде записал:

Сперва большой и дружный коллектив,

Который может спеть любой мотив.

Он что-то вроде галки, соловья,

Но только лишь без буковки вначале,

Чтоб остров на Днепре вы все узнали. (Хор + (П)Тица = Хортица)


Новая новогодняя игра на тему нанотехнологий "Поймай молекулу". Автор - Валерия Прайд

Ведущий зачитывает простое объяснение пословицы и предлагает назвать ее саму.
Играет несколько человек (не меньше 4-х).

1. Несколько человек составляют из собственных тел-модулей наноробот. Необходимый минимум модулей: два манипулятора (справа и слева) и двигатель (в центре). Манипуляторы одной рукой крепко держатся за двигатель (можно людей связать друг с другом), другая у них свободна для манипулирования.

2. Двигатель задает направление и скорость движения наноробота. Если манипуляторы пьяны, а двигатель мощный - они могут просто волочиться по полу за двигателем.

3. Задача: поймать свободно движущиеся атомы и молекулы и составить новую структуру, например: составить молекулу воды из двух атомов водорода и одного - кислорода. Если молекул и атомов недостаточно - можно просто поймать и приручить молекулу. Пойманные молекулы и атомы должны слушаться нанобота.

Дополнительная информация: тело наноробота может быть усложнено: может быть манипуляторов больше, чем 2, в центре может быть не только двигатель, но и "тело" наноробота, может существовать дополнительный модуль связи. В последнем случае остальные части нанобота не должны издавать членораздельные звуки!

Игра "Угадай пословицу"

  • Подарок не обсуждают, принимают то, что дарят... (Дареному коню в зубы не смотрят. )
  • Учиться нужно в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания, познание бесконечно. (Век живи - век учись! )
  • Если начал какое-то дело, доводи его до конца, даже если это сделать трудно! (Взялся за гуж, не говори, что не дюж! )
  • Неприятность, беда случаются обычно там, где что-нибудь ненадежно, непрочно. (Где тонко, там и рвется. )
  • Как сам относишься к другому, так и к тебе будут относиться. (Как аукнется, так и откликнется. )
  • Не берись за незнакомые дела. (Не зная броду, не суйся в воду. )

То же самое, но с животными. «Повторенье - мать ученья!» - попугай. «Держи карман шире!» - кенгуру. «Слезами горю не поможешь!» - крокодил. «Один в поле не воин!» - саранча.

Игра "Самая чувственная"

На стулья кладутся орехи (конфеты), сверху накрываются газетой. Играющий должен сесть сверху и своим чувствительным местом посчитать, сколько же орехов под ним (заранее их не видит). Орехи (конфеты) забираются в качестве очков (если отгадает, разумеется).

Песенный конкурс

В шапке по кругу передаются записки, в которых написаны слова на новогоднюю тему (зима, снег, елка, елочка, иголки, сани, Дед Мороз, лошадка) и т.д. Тот, кто вытащит записку, должен спеть песню, в которой встречается данное слово.

Игра "Близнецы"

Два человека подходят друг к другу и обнимаются одной рукой (один берет за талию партнера правой рукой, другой - левой). Получается, что у каждого из них оказывается по одной свободной руке. Затем они получают задание, которое должны выполнить так, будто это - две руки одного человека. Например, вырезать фигуру. 1-й участник левой рукой держит лист бумаги и правильно его направляет, второй правой рукой - режет ножницами.

Игра в банальности

Обычно в «банальности» играют в небольших компаниях, когда собирается 5-10 человек. Задается некоторая тема, и каждый игрок по секрету от других записывает 10 слов, относящихся к ней. Если, например, задана тема «Города России», то среди записей могут быть Санкт-Петербург, Владивосток, Уфа и т.д. Когда все записи сделаны, начинается подсчет очков. За каждое записанное слово игрок получает столько очков, сколько человек (включая его самого) написали это слово. Например, если тему «Города России» играют 10 человек, и все они написали «Москва», то каждый из них получит по 10 очков. Если 9 человек написали «Санкт-Петербург», а десятый не упомянул этот город, то каждый из девятерых получает по 9 очков. А если кто-то один написал «Урюпинск», то он получит только одно очко. Окончательный результат каждого игрока равен сумме очков за все записанные им слова. У кого больше очков - тот и выиграл. Таким образом, суть игры в том, чтобы угадать массовые, популярные названия и записать именно их. Отсюда и название игры.

Игра "Сказочка"

Когда у вас собрались не менее 5-10 гостей (возраст значения не имеет), предложите им эту игру. Возьмите детскую книжку со сказкой. Чем проще - тем лучше, подходят «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок». Выберите чтеца. Из книжки на отдельные листочки выпишите всех героев сказки, включая, если позволяет количество человек, деревья, пеньки, речку, ведра. Все гости тянут бумажки с ролями. Ведущий начинает читать сказку, и все герои «оживают».

Игра "Шарады"

Могут пригодиться и традиционные шарады. Выберите слова, которые можно разбить на несколько частей, а каждую часть сыграть: пол-оса, пар-о-воз, пол-тина, семь-я. Для разминки можете потренироваться, играя, допустим, слово «тина».

Игра "Буриме"

Возможно, гости захотят показать свои таланты в Буриме - сочинении стихов на заданную рифму. Играют или вдвоем, или команда на команду. Подобрали вы с партнером такие пары рифм: «кот - компот», «постель - кисель». А теперь придумывайте стихотворение. Можете вместе, можете по отдельности, а еще смешнее получится, когда одну строчку назовете вы, другую - партнер. Вы говорите: «Василий, мой пушистый кот», партнер подхватывает: «Проснувшись, любит пить компот». Вы: «А перед тем как лечь в постель», он: «Василий любит пить кисель».

Игра "Тройная ловушка"

Два участника стоят друг против друга - перед ними на стуле лежит приз. Ведущий считает: «Раз, два, три...ста!» «Раз, два, три....надцать!» «Раз, два, три...дцать!» и т.д. Побеждает тот, кто окажется внимательней и первым возьмет приз, когда ведущий скажет «Три!»

В эту игру можно играть так:

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три»,

Приз немедленно бери!

Однажды щуку мы поймали,

Рассмотрели что внутри.

Рыбешек мелких увидали,

И не одну, а целых... пять.

Мечтает парень закаленный

Стать олимпийским чемпионом,

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду «Раз, два... марш»

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори,

Разок, другой, а лучше... семь.

Однажды поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж, друзья, вы приз забрали.

Я ставлю вам оценку «пять».

Игра "Черный ящик"

В непрозрачный пакет или коробку положите предметы или продукты, название которых начинается на одну и ту же букву. Например, на «к», книжка, краски, конверт, конфета, картошка, кнопка, кассета, крекер. Гости отгадывают, что в пакете, зная, что все призы - на одну букву. Кто угадает, тот и получает указанное в виде, приза.

Игра "Кузовок"

В игре все садятся за стол, ставят на него корзинку и ведущий говорит соседу по столу: «Вот тебе кузовок, клади в него что есть на -ок, обмолвишься - отдашь залог». Сосед, а за ним и все остальные, по очереди, называют слова на -ок: «Я положу в кузовок клубок», «А я платок», «Я - замок» и прочие. Кто обмолвится или не найдет, что сказать, кладет в корзинку залог - платок, карандаш, значок и так далее. По окончании игры корзинку накрывают чем-нибудь и кто-то один достает залог за залогом со словами: «Чей залог вынется, что тому делать?»

Каждому назначают выкуп - попрыгать по комнате, песенку спеть, загадку загадать.

Игра "Приз на ощупь"

С закрытыми глазами, надев толстые варежки, надо определить на ощупь, что за предмет вам дали.

Игра "Приз вслепую"

Натягивают веревку, на нее подвешиваются на ниточках разные мелкие призы. Участнику завязывают глаза и дают в руки ножницы. Он должен подойти к веревке и срезать приз, какой сможет. Потом ножницы получает следующий участник.

Игра "Какое все зеленое"

Участникам игры предлагается принять участие в аукционе «Какое все зеленое!». Каждый, поочередно, называет любой предмет самого популярного в новогоднюю ночь цвета - зеленого. Повторять уже названные предметы не разрешается. Последний назвавший предмет зеленого цвета - победитель.

Игра "Потешный хор"

Водящий выходит из комнаты. В его отсутствие играющие выбирают строчку из какого-либо стихотворения или популярной песенки. Все участники делятся на группы по числу слов в этой строчке и распределяют, какое слово, какая группа будет произносить. Водящий возвращается, и его встречает «потешный хор». Каждая группа произносит (нараспев или по слогам, все одновременно) свое слово. Задача водящего - составить из этих слов стихотворную строчку и угадать, откуда она взята.

Игра "Снежный ком"

Выкуп новогодних призов из мешка Деда Мороза можно обставить следующим образом.

По кругу и взрослые и дети передают специально подготовленный «снежный ком» - из ваты, или белой ткани.

«Ком» передают и Дед Мороз приговаривает:

Снежный ком мы все катаем,
До «пяти» мы все считаем -
Раз, два, три, четыре, пять -
Тебе песню исполнять.

Или:
А тебе стихи читать.

Или:
Тебе танец сплясать.

Или:
Тебе загадку загадать...

Выкупивший приз выходит из круга, а игра продолжается дальше.

Конкурс стихов

Можно подготовить заранее карточки с рифмами будущего новогоднего поздравления (тоста ) и раздать их гостям (включая детей школьного возраста) в начале вечера.

Варианты рифм: дед - лет; нос - мороз; год - идет; третье - тысячелетие; календарь - январь.


Итоги конкурса подводятся за столом, или при вручении подарков.

Игра "Сжатый кулак"

Веселая компания за столом начинает петь популярную песню. Ведущий в роли дирижера в такт музыки размахивает руками. Вдруг, неожиданно, ведущий сжимает пальцы в кулак, что означает сигнал к мгновенной остановке. Кто не успел остановиться, выбывает из игры. Процедура повторяется. Оставшихся победителей ждет приз от хозяев стола.

Игра "Произнесение коллективного тоста"

Участвуют 4 и более человек.

Ведущий начинает произносить тост, затем многозначительно обрывает его, а продолжает следующий человек из компании. Тост заканчивает произносить тот же ведущий.

Игра "Вижу мишку"

Участвуют 4 и более человек.

Играющие становятся в шеренгу, плечом к плечу, подальше от хрупких и острых предметов, чтобы не травмировать себя и не испортить обстановку. Ведущий становится в начало шеренги. Все повторяют его движения и слова. Ведущий простирает руку вперед и говорит «вижу мишку!», дожидается, пока это повторит последний участник, затем присаживается на корточки, с простертой рукой и спрашивает «где?», опять дожидается завершения ритуала, а затем с криком «там!», толкает своего соседа с такой силой, чтобы повалилась вся шеренга. Игра завершается дружной свалкой. Рекомендуется самых хлипких игроков поставить в конце шеренги.

Игра "Угадайте, кто?"

Участвуют 10 и более человек.

Компания разбивается на 2 равные группы. Одна группа загадывает какое-либо абстрактное понятие (например, любовь, поездка, новогодняя елка). Представителю другой группы сообщается это понятие, так, чтобы другие члены его группы не узнали. После чего он изображает это понятие, а члены его группы отгадывают, задавая наводящие вопросы. Изображающему можно отвечать только односложно, «да» или «нет».

Игра "Ух-ух"

Участвуют 8 и более человек.

Играющие встают в круг. Ведущий указывает рукой на любого, кроме своих непосредственных соседей, и говорит «ух!». Его соседи приставляют к уху (ближнему к ведущему) руку, наклоняются к нему и говорят «ух!». Тот, на кого указали, повторяет действия ведущего, указывая на кого-нибудь и т.д. Необходимо придерживаться заданного ритма. Кто ошибается - тот наблюдает за игрой из-за круга. Игра идет до тех пор, пока не останется 4-5 человек.

Игра "Ассоциации"

Участвуют 4 и более человек.

Ведущий выходит из комнаты, а оставшиеся решают, кто будет загадан. Затем ведущий пытается угадать человека, по его абстрактному описанию. Ведущий задает наводящие вопросы. Например: «Если бы этот человек был... облаком (деревом, обезьяной, вешалкой, Снегурочкой), то как бы он выглядел (бегал, летал, играл в хоккей?)». Необходимо сопоставить и угадать. Очень веселая игра.

Игра "Групповой ритм"

Участвуют 4 и более игроков.

Играющие садятся в круг. Ведущий кладет левую руку на правое колено соседа слева, а правую - на левое колено соседа справа. Все поступают аналогично со своими руками и соседями. Вы отбиваете несложный ритм левой рукой (тра-та-та). Ваш сосед слева, услышав ритм, отбивает его правой рукой (на вашей левой ноге). Ваш сосед справа, услышав ритм, отбивает его левой рукой (на вашей правой ноге). И так далее по кругу. Вы хорошо повеселитесь, прежде чем все научатся правильно передавать ритм.

Игра "Смени руку"

Игрокам предлагается попробовать нарисовать или раскрасить что-то, но левой рукой, а кто левша - правой.

Игра "Тайны круга"

Игроки должны превратить заранее нарисованный ведущим простой кружок в рисунок. Побеждает игрок с самым интересным рисунком.

Игра "Чепуха"

Очень известна и вечно молода игра «Чепуха».

Перед каждым участником - листок бумаги. Ведущий задает вопросы, на которые надо ответить: кто, когда, где, что делал, что видел, что сказал?.. Вопросы могут быть и другими - главное в том, что, ответив на вопрос, надо передать свой листок соседу слева (при этом верхний край листка заворачивают, чтобы нельзя было прочесть написанное). В свою очередь сам ты получаешь листок от соседа справа. Когда листки обойдут всех по кругу, ведущий собирает их и вслух читает получившееся. Иногда получается действительно чепуха, а иногда - просто умора.

Игра "Цыпочки"

Это - итальянская игра. Играют шесть-восемь человек. Один игрок - продавец, другой - покупатель. Остальные садятся на корточки и руками охватывают колени. Они цыплята. Покупатель подходит к продавцу и спрашивает: «Есть в продаже цыплята?» - «Как не быть, есть». - «Можно посмотреть?» - «Пожалуйста». Покупатель заходит сзади цыплят и по очереди дотрагивается до них: «Этот мне не нравится, слишком, стар», «Этот жилистый», «Этот тощий». И, наконец, коснувшись выбранного цыпленка, говорит: «Этого я куплю». Продавец и покупатель поднимают цыпленка за оба локтя в воздух, раскачивают и говорят: «Ты хороший цыпленок. Не расцепляй рук и не смейся». Если выбранный цыпленок начнет улыбаться или смеяться или расцепит руки, он выбывает из игры.

Игра "Яблоко"

Выбирается один ведущий, а все остальные становятся в очень тесный круг (плечом к плечу). Причем руки игроков должны находится сзади. Суть игры: нужно незаметно передавать за спинами яблоко и при каждом удобном случае откусывать от него по кусочку. А задача ведущего - отгадать, в чьих руках находится яблоко. Если ведущий отгадал, то пойманный им игрок становится на его место. Игра продолжается до тех пор, пока не съедено яблоко.

Игра "Утки - гуси"

Все гости становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Ведущий каждому на ухо говорит «утка» или «гусь» вразброс. Слово «утка» нужно сказать большему числу игроков. Затем объясняет правила игры: «Если я сейчас скажу: «Гусь» - то все игроки, которых я так назвал, поджимают одну ногу. А если «Утка», то игроки, которых я назвал «Уткой», поджимают обе ноги». Догадайтесь, что получится.

Игра "Наматывай скорей"

Для игры нужно заготовить две катушки и нитки длиной 3-5 м. На середине нитки делается отметка - краской или узлом. Играющие становятся друг против друга, держа в руках по катушке таким образом, чтобы нить была туго натянута. По команде начинают быстро наматывать нитку на катушку, все время, приближаясь, друг к другу. Выигрывает тот, кто первым дойдет до середины нитки.

Игра "Воздухобол"

Воздушные шарики - это идеальные «мячи» для комнаты. Простое развлечение: щелчками удерживать шарик в воздухе. Делают это все одновременно, а поэтому задание не из простых. Чтобы не перепутать шарики, они должны быть разного цвета.

Игра "Поросята"

Для этого конкурса приготовьте какое-нибудь нежное блюдо - например, желе. Задача участников - съесть его как можно быстрее с помощью спичек или зубочисток.

Игра "Мартышки"

Игроки повторяют все за ведущим.

Ведущий говорит слова:

Мы - веселые мартышки.
Мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру 3, -
Все с гримасами замри!

Игра "Паровозик"

Все становятся паровозиком и начинают двигаться вперед под музыку. Ведущий резко выключает музыку, все должны остановиться. Кто при этом «сбил» впереди идущего или оторвался от всех, тот выбывает. Для удобства ведущих может быть двое: тот, кто отвечает за музыку, и тот, кто ведет «паровоз». Чем больше народу - тем лучше. Без свалок ке обходится. Главное - правильно подобрать музыку и не делать равномерных интервалов между выключениями.

Игра "Гусеница"

Все участники выстраиваются паровозиком и, держа друг друга за талии, садятся на корточки. Ведущий объявляет, что они изображают гусеницу и должны показать, как гусеница спит, потягивается, встает, умывается, делает зарядку, танцует. При этом хвостик специально мешает голове делать свои дела.

Игра "Мумия"

Из туалетной бумаги получится великолепная «Мумия». Вызывается две или больше пары добровольцев. Один из игроков в каждой паре - «мумия», а второй - «мумиатор». «Мумиатор» должен как можно быстрее обмотать «мумию» «бинтами» из туалетной бумаги.

Игра "Шпаргалки"

Для игры нужны два и более участника. Им выдается по рулону туалетной бумаги. Это и есть шпаргалки. Задача участников - спрятать все это по карманам, за шиворот, в брюки, в носки по маленьким кусочкам. Кто первый, тот и победитель.

Конкурс «Прыг-скок»

Участники конкурса становятся в одну линию. При слове ведущего «суша» все прыгают вперед, при слове «вода» - назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова «вода» произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова «суша» - берег, земля, остров. Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок - самый внимательный.

Конкурс «Веселая чепуха»

Потребуются: наборы полосок бумаги с текстом.

Этот конкурс улучшает настроение присутствующих, придает празднику веселость.

У ведущего два набора полосок бумаги. В левой руке - вопросы, в правой - ответы. Ведущий обходит столики, играющие поочередно «вслепую» вытаскивают то вопрос, то ответ (читают вслух). Получается веселая чепуха.

Используйте свою фантазию при составлении вопросов и ответов. Чем больше перечень вопросов и ответов, тем больше получится вариантов забавных сочетаний.

Примерные вопросы:

  • вы читаете чужие письма?
  • вы спите спокойно?
  • вы слушаете чужие разговоры?
  • бьете ли вы со злости посуду?
  • можете ли вы подложить свинью приятелю?
  • пишете ли вы анонимно?
  • вы распространяете сплетни?
  • имеете ли вы привычку обещать больше ваших возможностей?
  • хотели бы вы жениться по расчету?
  • бываете ли вы в своих действиях навязчивы и грубы?

Примерные ответы:

  • это мое любимое занятие;
  • изредка, ради шутки;
  • только в летние ночи;
  • когда кошелек пустой;
  • только без свидетелей;
  • только в том случае, если это не связано с материальными затратами;
  • особенно в чужом доме;
  • это моя давняя мечта;
  • нет, я очень стеснительный человек;
  • я никогда не отказываюсь от такой возможности.

С этой книгой ваши праздники станут оригинальными и веселыми, ведь здесь собраны игры на все случаи жизни. Вам хочется устроить молодежную вечеринку, отметить день рождения или просто весело провести воскресный вечер с близкими? Этот сборник полностью удовлетворит желание разнообразить досуг! Им могут воспользоваться не только гостеприимные хозяева, но и профессиональный тамада, ведущий корпоративной вечеринки, торжественного юбилея и т. д.

  • Плешкова Э.В.
    Лучшие идеи для веселой компании. Игры. Конкурсы. Розыгрыши. Анекдоты

    Введение

    Игра - великое изобретение человека. С давних времен люди, собираясь отметить какое-либо торжество или праздник, ждут от подобного мероприятия не только хорошего угощения, ведь "не хлебом единым жив человек"... Каждый из гостей надеется хорошо развлечься, повеселиться.

    И если для приглашенных вечеринка - это просто забава, то для хозяев организация нескучного ее проведения - дело серьезное. Как развлечь собравшихся малознакомых людей или же, наоборот, тесную компанию единомышленников? Любое мероприятие требует определенной подготовки.

    Вы хотите устроить вечеринку или же просто нескучно провести воскресный вечер со случайно зашедшими "на огонек" друзьями? Предлагаемый сборник удовлетворит любые ваши желания и потребности в стремлении разнообразить свой досуг.

    Игры со словами, шуточные задачи и конкурсы-викторины заинтересуют приверженцев спокойного и интеллектуального времяпрепровождения. Игры-развлечения, песенные викторины, конкурсы художников и игры в театр позволят вам и вашим гостям проявить свой творческий потенциал. Ну а для смелых и раскованных, для любителей приколов мы подготовили анекдоты, розыгрыши, шуточные поздравления, - словом, все то, что позволяет создать непринужденную атмосферу веселья.

    Надеемся, что с нашей книгой ваши праздники станут интереснее и веселее. Ведь шуточные конкурсы, игры и состязания не только являются прекрасным отдыхом для знакомых и друзей, но и сближают. Об играх можно долго рассуждать, но куда как увлекательнее в них играть. Поэтому откроем этот замечательный сборник и - начнем!

    Игры

    Игры со словами

    Из одних слов - другие

    Ведущий называет десять слов (имен существительных) и предлагает играющим переставить в каждом слове буквы таким образом, чтобы из каждого слова получились новые слова (имена существительные).

    При этом в каждом слове нужно использовать все буквы, не исключая и не прибавляя ни одной. Игрок, первым набравший наибольшее количество таких слов, и будет победителем.

    Приведем возможные варианты слов с ответами:

    Буриме

    "Буриме" в переводе с французского означает "рифмованные концы". Нужно сочинить шуточные стихи на заданные рифмы, не связанные по смыслу.

    Существуют три правила буриме:

    1. Рифмы выбирают из слов, трудно сочетаемых, неожиданных.

    2. Рифмы должны отличаться разнообразием.

    3. Рифмы нельзя изменять во времени и падежах и переставлять.

    Один из игроков называет любое слово, другой подбирает рифму, на основе предложенного набора рифм сочиняется стихотворение. Сочинять может как один игрок, так и несколько (каждый по строчке). Рифмы, как правило, подбирают самые простые. Например: кот - компот, постель - кисель.

    Шарада

    Шарада - разновидность усложненной загадки. Загадываемое (исходное) слово делится на несколько частей (чаще всего по слогам), каждая из которых имеет самостоятельный смысл. Сначала предлагается образное описание смысла каждой из этих частей, а затем - исходного слова. Шарады бывают в прозе и стихах.

    Вот пример русской фольклорной шарады:

    Первое мое из целого родится ,

    а целое мое последнего боится.

    (Вино-град)

    Только в рифму

    Первый игрок называет любое слово, желательно короткое. Второй подбирает слово, рифмующееся с первым, третий добавляет свое слово и т.д. Тот, кто не сможет назвать слово в рифму, получает минус. Набравший три минуса выходит из игры. Побеждает игрок, оставшийся в одиночестве.

    Приведем пример рифмующихся слов: корт - спорт - борт - лорд - торт - офорт - сорт - рекорд.

    Игру можно усложнить, что сделает ее более занятной. В данном примере употреблены существительные в именительном падеже единственного числа, но можно брать всевозможные части речи, а также попытаться в одиночку или сообща сочинить стихотворение из прозвучавших рифм.

    Синонимы, антонимы

    Участники игры под диктовку ведущего записывают пять слов. К каждому из этих слов игроки должны подобрать одно слово, схожее с ним по смыслу (синоним), и другое - противоположное ему по смыслу (антоним). Игра заканчивается после того, как половина ее участников отдадут ведущему готовые списки.

    Выигрывает тот, от кого будут получены правильные и полные ответы. Если игра затягивается, ведущий ограничивает время десятью минутами. По истечении этого времени все играющие передают ведущему свои списки. У кого окажется наибольшее число правильно подобранных слов, тот и выходит победителем.

     каждое слово должно быть составлено только из тех букв, которые есть в слове;

     односложные слова обычно писать не разрешается.

    На составление новых слов нужно отвести определенное время. По истечении назначенного срока игрок, составивший наибольшее количество слов, зачитывает их. Подводятся итоги игры, и участникам можно предложить написать стихотворение или составить небольшой рассказ с обязательным использованием всех записанных или названных (если игра проводится устно) слов.

    Если в "наборщика" играют четверо, то слово, которое составлено лишь одним участником, оценивается в три очка, составленное двумя игроками - в два очка, тремя - в одно очко, а если оно записано всеми, то просто вычеркивается (0 очков).