Духовное развитие человека. Нравственное и духовное развитие личности. Духовный путь

Существует много различных даосских школ, но, по большому счету, можно выделить Три Пути Совершенствования: Низший, Средний и Высший. Данная классификация является очень древней и применялась Великим Бессмертным Патриархом Люй Дунбинем, его учеником Ван Чуньяном и другими известными Мастерами. В делении на Три Пути Совершенствования нет ничего необычного и аналогичная система классификации существует и в других восточных традициях, да и просто в нашей обыденной жизни, например в образовании: школа, техникум, университет.

Низший Путь

Низшему, или Пути Праведности, могут следовать практически все люди без исключения. Фактически, практика данного Пути заключается в следующем:

  • Вести праведную жизнь в соответствии с нравственными принципами (не убивать, не обманывать, не красть, не сквернословить и т.д.).
  • Развивать в себе добродетельные качества, такие как сострадание, любовь, доброта, прощение, мужество, спокойствие, благородство и т.д.
  • Не делать, не говорить и не думать того, что может причинить вред человеку или Природе в целом.
  • Помогать мыслью, словом и делом тому, кто в этом нуждается, будь то человек, животное или растение.
  • Относиться с почтением и уважением не только к тем, кого любишь и ценишь, но и ко всему живому.

Конечно, вышеуказанными практиками этот Путь не ограничивается, здесь лишь приведены самые общие методы для того, чтобы можно было понять, в чем заключается их суть.

Также, следуя этому Пути, очень желательно посещать Мудрых людей и Просветленных Мастеров для того, чтобы получать от них различные наставления и рекомендации, которые будут помогать человеку в его духовном развитии. Еще будет хорошо, если есть возможность периодически посещать и/или совершать самому ритуальные действия, суть которых в обращении к Высшему Миру, дабы отвлечься от мирских забот и проблем, очистить свою Душу от всего низменного и духовно приблизиться к Дао.

Несмотря на то, что этот Путь считается Низшим, на деле может оказаться, что он требует не так уж мало усилий. Сознание обычного человека постоянно находиться под властью индивидуальных концепций и точек зрения, обусловленных его воспитанием, окружением, временем и другими всевозможными факторами. А это – по сути – ограниченность, формирующаяся из субъективных ошибочных мнений и взглядов на ту или иную ситуацию или человека, да и в целом на весь мир. При этом зачастую человек имеет свое мнение даже не по всем аспектам нашей жизни. Существует множество вопросов, которые вызывают недоумение или даже страх.

Например, что такое смерть, и что будет после того, как это тело умрет? Умру ли я вместе с ним или продолжу свое существование в каком-то другом виде? Если верно последнее, то что это за другой вид существования? И так до бесконечности. Возможно, что у каждого человека и могут быть свои ответы на эти вопросы, но они не являются результатом личного опыта и основываются лишь на вере в ту или иную концепцию устройства мироздания. А это не представляет собой особой ценности. Лишь то, что было пережито, прочувствовано и познано на личном опыте, может быть действительно по-настоящему понято и принято.

Поэтому мы можем сказать, что человек, несмотря на свой развитый ум и тело, успешность в социальной жизни и благосостояние, все же пребывает в Невежестве и Омраченности. А значит вести по-настоящему праведную жизнь ему будет непросто. Но, так или иначе, каждый, каким бы занятым или не особо одаренным он себя ни считал, может понять смысл и методы этого Пути и начать их практиковать. А уж насколько он сможет воплотить их в своей жизни, зависит от усилий и личных способностей.

Низшим же этот Путь называется лишь в сравнении с другими (Средним и Высшим), дающими возможность более эффективного продвижения на пути самореализации. При этом человек, который его реализовал, хоть и является Святым, выйти из цикла перевоплощений, опираясь лишь на Путь Праведности, не сможет. Поэтому для полного постижения Дао ему нужно будет переродиться в человеческом теле и узнать, как практиковать так, чтобы продвижение на пути духовного развития было более результативным. Поэтому, в целом, практика данного Пути позволяет накопить благоприятную карму, а значит, у человека будут все необходимые условия и возможности для более глубокой практики и успешного самосовершенствования в следующем воплощении.

Средний Путь

Средний Путь включает в себя практику Низшего Пути, а также различные методы, которые позволяют ускорить процесс духовного развития человека. Это уже само по себе означает, что человек уделяет больше значения и, как следствие, времени процессу своего самосовершенствования, чем практикующий Низший Путь. Еще Средний Путь можно назвать Религиозным, в самом хорошем смысле этого слова. Это связано с тем, что в методах, которые практикуются на Среднем Пути, используются различные визуализации, связанные с Божествами, и всевозможные методы поклонения им.

Эти методы поклонения и подношения, выражающиеся в том, что практикующий с глубоким чувством благодарности подносит, предлагает всевозможные дары (еду или другие предметы имеющее определенный символический смысл) Божеству или Божествам, могут преследовать разные цели. Например, уменьшение влияния собственного Эго и понимание того, что не все в этой жизни зависит только от человека. Кроме того, совершая ритуал или подношение практикующий может настраиваться на те качества, которые присущи объекту поклонения/почтения, и стремиться пробудить в себе аналогичные (например, высшее сострадание) или избавиться от своих негативных свойств.

Еще некоторые ритуалы являются определенным символическим отображением определенных внутренних трансформаций, которые должны происходить в процессе совершенствования человека. Таким образом, одна из наиболее ярких характеристик и особенностей Среднего Пути заключается в том, что происходит воздействие на внутренние состояния через внешние действия, и через какое-то время, при правильной практике, это должно приведести к определенному результату. Конечно, хороший практик этого Пути понимает, что те или иные Божества являются не чем иным как проявлениями разнообразных аспектов Дао, его эманациями.

Каждое Божество имеет определенную форму и обладает определенными качествами, характеристиками и способностями. Поэтому фактически, практикующий использует избранные промежуточные формы проявления Дао, выражающиеся в виде конкретного Божества с ограниченным или преобладающим набором качеств и/или свойств-возможностей. Также для большей понятности и простоты восприятия происходит антропоморфизация Высшего, поэтому практически все Божества выглядят как люди, только более совершенные.

С одной стороны, это делает практику более понятной, но, с другой стороны, появляется и определенная трудность, которая заключается в том, что, поскольку Высшая Истина помещается в конкретную форму, то это неизбежно ее ограничивает и так или иначе искажает. Как сказано в трактате «Дао Дэ Цзин»: «Дао, которое выражено словами, не есть Истинное Дао». Также, поскольку эти эманации и проявления Дао, т.е. Божества, имеют и свою личностную форму существования, то часто бывает так, что практикующий забывает, что первоначальное значение этого проявления состоит в том, чтобы привести занимающегося к Истоку (Дао), и принимает метод за результат.

Как говорили в древности: «Принимать палец, который указывает на Луну, за саму Луну». А, следовательно, человек не сможет двигаться дальше в своей практике, т.к. останавливается на определенном уровне. Поэтому необходимо получать устные наставления от Учителя, чтобы уметь отличить истинное от ложного. Еще нужно понимать, что, поскольку в некоторых практиках Среднего Пути определенные внутренние трансформации вызываются посредством внешних действий, т.е. человек опять прибегает к определенным формам проявления Дао (Божествам), то, через какое-то время, может быть забыта суть выполняемых действий и останутся лишь пустые повторения, которые не приведут к нужному результату. И эта ошибка – не такая уж и редкость.

Но если все же практикующему Средний Путь удалось избежать тех ошибок, о которых здесь говорилось, и тех, которые здесь не упоминались, то ему удастся достичь очень хорошего результата. Это означает, что человек сможет, как минимум, выйти из колеса перевоплощений (Сансара) и прогрессировать дальше в своем духовном развитии, но все же обрести Высший Результат не сумеет. Это связано с тем, что используемые методы запускают процессы внутренней трансформации на «средней/умеренной» скорости, и поэтому окончательная трансформация и обретение Тела Света просто не успеет свершиться. По этой причине вышеупомянутый Путь и получил свое название – Средний.

Высший Путь

Высший Путь является наиболее трудным как для понимания, так и для практики, но в тоже время именно он позволяется добиться максимально возможного результата в духовном совершенствовании в течение одной жизни. Очень долгое время методы этого Пути хранились в большой тайне и передавались только избранным и очень способным ученикам. И только в наши дни, поскольку наступило «время расширения Пути», некоторые Мастера Школ Высшего Пути начали открыто обучать базовым уровням.

Продвинутые же методы этих Школ передаются не всем желающим, а лишь тем кто доказал свое искреннее стремление к постижению Истины, обладает высоким уровнем Дэ (добродетельные качества) и хорошо освоил базовые методы, тем самым подготовив прочный фундамент для дальнейших алхимических трансформаций.

Высший Путь полностью включает в себя Низший, и в то же время может вообще не использовать религиозные методы, которые характерны для Среднего Пути. Особенность практик Высшего Пути заключается в том, что человек старается выйти на изначальный уровень восприятия мира и проявления различных аспектов Дао без заключения их в конкретную форму. Таким образом, у ученика намного уменьшается шанс привязаться к промежуточной форме или методу реализации, т.к. Высшая Истина (Дао) не ограничивается конкретной формой, а носит характер внутреннего переживания, трансформации и понимания на самом глубоком изначальном уровне, откуда проистекает и зарождается все проявленное.

Используя этот принцип, практикующий может максимально быстро (в сравнении с другими Путями) миновать сферу ограниченного ума и сознания (т.е. того, что трансформирует изначальное беспредельное в обыденное, пусть даже наделенное сверхъестественными проявлениями) и приблизиться к пониманию Дао. Но в этом преимуществе и заключена сложность практики. Человек привык к тому, что есть конкретные формы или некие правила, на которые он опирается, а здесь необходимо воспринимать Высшее в изначальном состоянии, т.е. свести воедино то, что на обычном уровне сознания может находиться в противоречии. А опираться на то, что до конца не понимаешь обычным умом и не видишь глазами, что иногда даже не можешь осмыслить – очень сложно.

Именно поэтому в Среднем Пути и используют проявленные формы – Божества – как средство относительного упрощения и для более определенного понимания. Поэтому далеко не многие практикующие способны на практику Высшего Пути, поскольку не каждый в силах преодолеть склонность своего ума к конкретности и однозначности. Пусть даже в области высших духовных материй, сознание все равно будет пытаться свести Истину к набору привычных категорий и понятий. А это невозможно по определению, поскольку Высшее не может полностью быть заключено в сферу ограниченного ума и понято им до конца.

И поскольку Высший Путь может не использовать практики с оформленными проявлениями Дао (Божествами), а проповедует принцип непосредственного изначального восприятия всего, как оно есть, его нельзя назвать религиозным в обычном понимании этого термина. Вместо внешних практик и действий (ритуалы и т.п.), характерных для Среднего Пути и предназначенных для вызывания внутренних трансформаций, методы Высшего Пути используют прямую работу с внутренними состояниями и энергией в процессе погружения в глубокое состояние Покоя. Это позволяет намного быстрее добиться более глубоких внутренних трансформаций на всех уровнях – тела, энергии и сознания/Души/Духа. А значит, в минимальные сроки может быть достигнут максимальный результат.

Под максимальным результатом здесь понимается трансформация тела, энергии и сознания/души/духа и слияния их всех в одно целое, что называется обретением Тела Света (Радужное Тело). Такой уровень является высшим не только в Даосской традиции, но и в некоторых Буддийских направлениях. Это означает, что на этом уровне человек существует как в проявленном так и в не проявленном виде, един с Дао и в тоже время индивидуален, вышел за пределы всех возможных ограничений (например, время и пространство).

Когда же такой Мастер покидает этот мир, то он растворяется в Чистом Свете с радужным сиянием. При такой трансформации даже физическое тело преобразуется в чистую энергию, а значит, после ухода такого Мастера ничего не остается. Этот Высший Путь еще называют «Нэйдань» или «Высший Путь Внутренней Алхимии». Он является наиболее сложным, и изучать его, а соответственно, и реализовать, могут только люди с высшими способностями.

Но, поскольку таких людей не очень много, то для большинства Средний Путь является более подходящим и понятным, по сравнению с Высшим Путем практики внутренней алхимии. Люди же со средними способностями, как правило, совмещают религиозные практики с базовыми методами внутренней алхимии. Если способности человека ниже среднего, то методы внутренней алхимии вообще не используются, а изучают только методы, которые могут подготовить его тело, энергию и сознание к более высоким трансформациям.

Когда человек начинает практику совершенствования, то очень важно, чтобы он выбрал тот Путь, который соответствует его способностям, поскольку тогда будет достигнут самый оптимальный результат в течение его жизни. Бывает и так, что в ходе регулярных и правильных занятий способности могут возрасти, и тогда практическую программу одного уровня можно заменить на другой. Делать это может только настоящий Учитель, который обладает соответствующей квалификацией, поскольку начинающей ученик не имеет достаточной Мудрости и знаний, чтобы оценить свои способности и выбрать наиболее подходящую для него методологию.

После того, как вы определились с Путем, вы можете …

Не существует на сегодня исчерпывающего, однозначного и окончательного ответа на вопрос, что такое духовное развитие. Почему же так? Причин очень много - от разницы в религиозных воззрениях до отличий в политическом и экономическом устройстве отдельно взятой страны. Естественно, также влияет и индивидуальность каждого человека, и исторический путь общества и социума с его традициями, ярлыками и предрассудками. Но что же делать?

Попытка дать определение

Хотя из вышеизложенного ясно, что единого ответа быть не может, но все же необходимо очертить кое-какие рамки для дальнейшего рассмотрения вопроса. Духовное развитие - это определенный показатель тех или иных качеств отдельно взятого человека, которые связаны с его этикой, и нравственностью. Это осмысление своего предназначения, миссии. Духовное развитие личности неразрывно связано со степенью понимания мироздания, его целостности. А также с осознанием собственной ответственности за все происходящие в жизни события.

Движение к самосовершенствованию

Духовное развитие - это процесс, это путь. Нельзя воспринимать его как результат или черту, которую необходимо пересечь. Если этот процесс будет остановлен, то человек начнет сразу же деградировать, так как духовное развитие личности нельзя поставить на паузу. Это движение от меньшего к большему, это процесс, который имеет свои определенные характеристики, как и любой другой. К ним относятся скорость, направление, величина изменений. Улучшить реально то, что может быть каким-то образом измерено. Это значит, что возможно качественно отслеживать динамику развития на разных уровнях (или этапах). Как ориентироваться в вопросе, касающемся направления? Очень просто - нужно смотреть на результат. Если практика делает жизнь лучше, легче, ярче и интереснее, если человек становится добрее, терпимее, внутри него присутствуют гармония и умиротворение - он на верном пути. Если человек испытывает воодушевление, радость, душевный подъем от того, что его личность растет, становится зрелой, совершенствуется нравственность, повышается способность проникать в суть вещей, то его путь верный.

Направления пути

Духовное и нравственное развитие в сегодняшнем обществе достижимо разными методами - альтернативными и традиционными. Что это может быть? Духовное развитие личности должно начаться с общественной и культурной деятельности. В дополнение к этому могут присутствовать: литература - Библия, Коран, Веды, Авеста, Трипитака; духовные личные практики - медитации, ритуалы, обряды, упражнения; посещение святых мест, таких как Мекка, Ватикан, Тибет, Шаолинь. Как видно, вариантов огромное количество, и все они индивидуальны. Возможно, началом духовного пути будет хатха-йога или же Церкви. Необходимо слушать себя, свое сердце.

Небольшое замечание

Жизнь показывает, что очень глубокое заблуждение на таком пути, как духовное развитие, - это превалирование внешнего воздействия на волю, личность, тело, разум, чувства и Это только наружные, малосущественные обстоятельства. Вначале они могут играть важную роль, но по мере прогресса должны отойти на второй план или исчезнуть вовсе. Настоящая духовность зарождается и растет внутри. Мир сам дает практику определенные знаки, куда ему двигаться далее и как.

Необходимость спутника и поддержки

Любой процесс подчинен определенным законам. Если есть какое-то развитие, например, ядерная реакция, то она подчинена законам физики. Духовное - это ценности, которые присущи каждому человеку. На этом пути важно иметь помощника, спутника, партнера. Нельзя стесняться обсуждать те или иные аспекты со своей второй половинкой или с другом. Если же собеседники не разделяют стремлений - ничего страшного. Просто показывайте пример. Естественно, качественный рост и развитие будут заметны, и есть большая вероятность того, что и партнер (или товарищ) заинтересуется также повышением собственного уровня духовности. Необходимо оказывать ему помощь и поддержку, чтобы человек чувствовал себя уверенно и комфортно.

Развитие личности или духовности?

Слово «личность» - это совокупность социально-значимых качеств (интересов, потребностей, способностей, взглядов, моральных убеждений). В этом случае можно сказать, что развитие личности - это работа, которая направлена на раскрытие индивидуальных особенностей, самореализация в обществе, проявление себя. Это показатель, который создан человеком. Но что такое духовное развитие? В прямом смысле этого слова - проявление духа в человеке и в мире. Получается, что этот термин может быть вообще не связан с реализацией в социуме. Можно сказать «духовное развитие культуры». Но как это понятие будет отнесено к отдельно взятым личностям? Естественно, можно объединить слова и сказать «нравственное и духовное развитие личности», но в чем же разница между ними и насколько она существенна?

Разграничения

Развитие личности - это процесс эффективной реализации человека в социуме. В данном случае границы задаются с внешней стороны, то есть обществом. Внешняя среда стимулирует действие, и она же ограничивает его. Развитие личности - материальная сторона человеческого бытия. К этому относится желание быть успешным, хорошо зарабатывать. А вот духовное развитие - это поиск границ внутренних, обусловленных самим собой, стремление к встрече со своим «Я». При этом нет желания «стать кем-то», но есть необходимость получить ответы на вечные вопросы: кто я, зачем я, откуда я пришел? Духовное развитие человека - это процесс понимания себя, своей природы, своих масок, которые не зависят от любых внешних показателей и обстоятельств.

Разница в пути

Всегда подразумевает перед собой какую-то цель, которую необходимо достичь в определенные сроки. Есть конечная точка, есть начальная. Именно поэтому можно говорить, что это «путь достижения». Предполагается, что есть нечто снаружи, что нас ограничивает, и именно преодоление данного ограничения - способ достичь желаемого. А если есть нематериальная цель, например, быть счастливым? Ведь - это внутреннее ощущение, субъективное. В личностном развитии оно подменяется определенными материальными объектами - миллионом долларов, замужеством и так далее. Если предполагается некая цель, к которой нужно стремиться и достичь ее, - то это не духовное развитие. Ведь оно исходит из совершенно иного состояния - это постижение, поиск, переживание, прочувствование, познание реальности здесь и сейчас.

Обнаружение самого себя

Для личностного развития необходим кто-то, какое-то препятствие. Нужно стать лучше и совершеннее, чем кто-то. Именно это важно и необходимо. Духовное развитие личности же подразумевает обнаружение себя через принятие самого себя же. Человек начинает интересоваться собой, тем, что есть у него уже. Нет никакого желания стать «кем-то» иным. Это исключительно внутренний процесс, ведь ничто и никто не нужен, нет необходимости в поддержке или одобрении. Появляется внутреннее знание, внутренняя сила, пропадают разные иллюзии по поводу окружающей реальности и самого себя.

Отношение к будущему и настоящему

Личностный рост полностью и абсолютно построен на образах будущего, на футуристических картинах. Если у нас чего-то сейчас нет, то мы должны предпринять какие-то шаги, чтобы это «что-то» появилось в ближайшее время. Мы нацелены на завтрашний день и живем им. Самая крупная проблема в подобном образе жизни и мировоззрении - обесценивание времени настоящего, так как оно в данном варианте не является особой ценностью. Духовное развитие подразумевает совсем иное отношение ко времени - абсолютную неактуальность прошлого и будущего, ведь существует лишь настоящее, и только оно ценно. Внимание направлено на осознание именно текущего момента жизни. Внешние ситуации только дают стимул для исследований.

Наличие гарантий

Личностное развитие не может существовать без каких-либо гарантий. Хотя понятно, что стопроцентное будущее никому неизвестно в этом меняющемся постоянно мире, но важна именно иллюзия безопасности и стабильности. При этом все становится только средством, а свобода - целью. Все воспринимается не как происходящее событие, а как награда за труд. Духовное развитие человека лишено любых гарантий - это полная и абсолютная неизвестность. Все воспринимается как процесс постижения, без субъективных оценок.

Идеалы

В личностном развитии всегда есть какой-то идеал, стремление к нему. Будь то идеальные отношения, поиск идеальной работы, идеальной жизни. Это необходимо для ощущения значимости самого себя и своей жизни. Именно поэтому в личностном развитии применяют такие оценки, как «хорошо» и «плохо», «морально» и «аморально», «нравственно» и «безнравственно». В духовном развитии нет оценочных понятий, так как любое действие имеет свой скрытый смысл, который нужно познать. Нет идеала, но есть желание и стремление познать суть.

Как быть, как жить, что делать и чем заниматься, если есть четкое внутреннее убеждение, что мало жить обыденной жизнью большинства людей, что жизнь проходит в ежедневных заботах и хлопотах, все больше бытового, семейного направления… Благодаря Вам теперь ясно, что можно успеть хоть что-то сделать для жизни, людей и Земли, но как быть с некоторыми личными, добровольно взятыми на себя обязательствами в лице семьи, супруга, детей, работы? Путь ученичества, путь Служения – это путь самоотречения от всего личного; не будет ли он предательством по отношению к ним? Сколько времени может занять период становления и подготовки? Останется ли время и будет ли вообще шанс принести свою помощь этому миру, ведь только на изучение Агни Йоги может уйти некоторое количество лет..

.

Семья





.
.

Каждый человек, решивший посвятить себя Духовному Пути, рано или поздно задаётся вопросом: каким образом совместить этот Путь с обязательствами перед семьёй, детьми, работой? И возможно ли это вообще, если Духовный Путь есть путь самоотречения и ухода от всего личного? Попытаемся ответить на эти вопросы.

.
.

Начнём с семьи, но для этого вернёмся к статье . В ней мы условились различать два понятия: Путь к Свету и Духовный Путь. Если говорить именно о Пути Духовном, то мы можем утверждать, что этот Путь в настоящее время с личной (семейной) жизнью не совместим. Мы говорим о настоящем времени, так как сегодняшние условия и требования разительно отличаются от условий и требований пятидесятилетней давности, когда завершалось написание Агни Йоги. Причём судить мы можем только на основании своего опыта, поскольку о других духовных организациях современности нам почти ничего не известно.

Изначально наша позиция в этом вопросе не была столь категоричной. Когда формировалось наше Общество, к нам приходили люди различного возраста и семейного положения. Некоторые пришли вместе со своей парой или детьми, несколько пар было создано уже в Обществе. Мы искренне радовались их созданию, зная, что именно мужчина и женщина, создавшие семью и объединённые духовной целью, способны во время духовной работы максимально объединять и взаимно усиливать общую энергетику своих аур – при условии, что каждый в своём движении выкладывается до предела. Однако сейчас, к огромному сожалению, мы вынуждены констатировать факт, что ни одна из попыток совместить духовное развитие с личной жизнью не увенчалась успехом. И это при том, что за семнадцать лет существования нашей организации такие попытки предпринимались десятками, если не сотнями людей, в том числе и некоторыми действующими членами нашей Общины.

Анализируя этот неудачный опыт, мы взглянули на вопрос человеческих отношений и духовного развития с позиции психической энергии – и всё стало на свои места. Поделимся здесь своими рассуждениями и выводами.

Известно, что мужчина и женщина, создавшие пару, связаны друг с другом по большому количеству каналов. Это значит, что у них много идентичных энергий, которые, сливаясь, образуют общее энергетическое поле. Оно тем плотнее, чем ближе и теплее в семье отношения; энергии его усредняются по силе. В этом общем поле находятся и дети. Кроме того, ребёнок до семи лет, чакры которого ещё полностью не сформированы, энергетически зависим от матери и имеет с ней сильную связь. После семи лет эта связь сохраняется, но с возрастом постепенно ослабевает по мере того, как ребёнок приобретает самостоятельность.

Мы подходим к тому, что любой человек, связанный семейными узами, никоим образом не может избежать взаимного влияния энергетики всех членов своей семьи. Причём под семьёй мы подразумеваем не только мужа, жену и детей, но и других родственников, живущих с ними под одной крышей, так как совместная жизнь способствует усреднению энергетики. Что же произойдёт, если кто-то из членов семьи начнёт развиваться духовно?

Мы уже говорили о том, что в процессе духовного восхождения энергетика человека очищается, утончается и приобретает силу. Если его семья не развивается духовно вместе с ним, то постепенно между ними начинает увеличиваться разница в вибрациях и уровнях сознания, проявляющаяся в разного рода непониманиях и охлаждении отношений. Причём чем больше перепад в уровнях развития, тем меньше остаётся между людьми общего, вплоть до того, что в какой-то момент они становятся друг для друга абсолютно чужими. Страдания от такого отдаления испытывают обе стороны. Один, тот, что развивается, страдает от непонимания близких и становящейся всё более тягостной для него домашней атмосферы, препятствующей его развитию, а другим членам семьи не менее тягостно жить в его слишком высоких, и потому дискомфортных для них вибрациях, которые их попросту раздражают и провоцируют неконтролируемые всплески негативных эмоций.

Дело здесь ещё и в том, что духовное развитие не может касаться только внутреннего мира человека, оно неизбежно влияет на весь его образ жизни. Редкие люди, целенаправленно не работающие над собой, с радостью принимают эти перемены в своём окружении, неизбежно затрагивающие и их самих. И причина не обязательно в том, что они против развития своего близкого, хотя нередко встречается и такое. Просто люди по своей природе инертны, и любые изменения, пусть даже и к лучшему, причиняют им дискомфорт, так как нарушают привычный уклад их жизни. К тому же всё непонятное их чаще всего настораживает и пугает, тем более если это касается родного им человека, а иногда они просто боятся утратить над ним свой контроль. Конечно, на первых порах, когда он отказывается от самых грубых пагубных привычек, это может даже приветствоваться. Но очень редко можно встретить тех, кто умеет уважать право выбора другого и готов мириться со всё большим количеством времени и внимания, которое в процессе движения он начинает уделять не семье, не её интересам, но эфемерному для них Духовному Пути. Порой такие члены семьи, противящиеся развитию их близкого, в стремлении избежать перемен или из эгоистической к нему любви становятся невольными сообщниками тьмы. Подобный случай хорошо проиллюстрирован в книге К.Антаровой «Две жизни» на примере семьи пастора.

Некоторых эти аргументы, говорящие о невозможности духовного развития в семье, не убеждают, и мы сталкиваемся с утверждениями вроде: «В моём случае всё получится, моя семья меня поймёт и поддержит». Конечно, семья вполне может не препятствовать и даже поддержать. Но не стоит упускать из внимания энергетическую сторону вопроса.

Духовный Путь – это путь сотрудничества с Иерархией, путь Служения, который как минимум предполагает готовность человека быть постоянным проводником пространственных энергий. Чтобы выполнять для Земли хотя бы такую простейшую духовную работу, необходимо иметь вибрации, соответствующие вибрациям пространства (согласитесь: передавать другим то, чего не достиг сам, попросту невозможно). В наше время, время Армагеддона, потоки огненных энергий, льющихся на Землю из космоса, достигли большой силы и утончились невероятно, продолжая усиливаться и утончаться с каждым днём. Именно они задают тот минимальный уровень, выйдя на который человек может стать сотрудником Иерархии. А теперь – простая арифметика: возможно ли достичь такого уровня, живя в семье, если в её общем энергетическом поле вибрации всех её членов усредняются? Даже если семейная пара готова развиваться совместно, есть ещё дети, которые будут неизбежно понижать общую энергетику и оттягивать на себя силы, пока полностью не станут на ноги и не отделятся от родителей или не станут развиваться вместе с ними.
. .

Вопрос, касающийся детей, вообще довольно сложен. Рождение и воспитание ребёнка – это большая ответственность, которую родители берут на себя добровольно. Обязательство это можно считать выполненным по достижении ребёнком полной самостоятельности. С позиции энергетики человек полностью сформирован как самостоятельная личность к двадцати одному году, однако многие становятся независимыми раньше или позже этого срока – это уже зависит от воспитания. До этого времени он остаётся связан с родителями, оказывая своё влияние на общее энергетическое поле семьи.

А теперь посмотрим, что происходит, если родители, имеющие несовершеннолетних детей, становятся на Духовный Путь. (Здесь уточним, что в первые годы существования нашего Общества уровень пространственных энергий был гораздо ниже сегодняшнего и, соответственно, требования к духовно идущим также были не столь высоки, позволяя двигаться в семьях – во всяком случае, до определённого уровня. Этот наш опыт мы здесь и опишем).

Мы знаем, что ребёнок приходит на землю с определёнными кармическими накоплениями, как тёмными, так и светлыми, которые естественным образом проявляются (или не проявляются) в процессе жизни. Духовные вибрации его вставших на Путь родителей невольно воздействуют на его Дух, активизируя спящие в нём накопления, лежащие ближе к поверхности, которые сами собой могли бы в этой жизни и не проявиться. Конечно же, ребёнок этого процесса не осознаёт и не может его контролировать – это порой не под силу и подготовленному взрослому. И здесь начинаются проблемы, с которыми в своё время столкнулись несколько семейных пар из нашего Общества.

У одних добрые, отзывчивые и покладистые дети вдруг резко, без видимых на то причин, изменились в худшую сторону, став замкнутыми и агрессивными, а некоторые начали воровать и получать удовольствие от чужих страданий. Все эти изменения никак нельзя было списать на подростковый период, потому что они случались в возрасте от пяти до девяти лет. Конечно, здесь нельзя сбрасывать со счетов возможные ошибки в воспитании, но глубина и внезапность изменений говорит в пользу тёмных накоплений, вызванных к проявлению духовными вибрациями родителей. Само собой, дальнейшее духовное развитие родителей в этом случае становится невозможным, потому что аура семьи отягощается негативными вибрациями ребёнка, а все силы бросаются на урегулирование ситуации в семье.

Другой пример – когда вибрации родителей задевают в ребёнке светлые накопления и пробуждают в нём стремление встать на Духовный Путь. В нашей практике были подобные случаи, когда дети старше десяти лет, развиваясь в аурах духовно идущих матерей, за очень короткие сроки достигали уровня, позволяющего принимать довольно высокие вибрации. Наша радость за них была недолгой: быстрый взлёт вскоре сменялся не менее стремительным падением, что было, в общем-то, закономерно. Ведь только за счёт внезапно поднявшихся высоких накоплений, не поддержанных ни знаниями, ни психическим и физическим соответствием занимаемому уровню, ни даже пониманием происходящего, долго удерживаться на достигнутых позициях невозможно. Для кого-то из этих детей резкий перепад в вибрациях не прошёл бесследно, на какое-то время выбив из колеи организм и нервную систему.

Эти ситуации позволили нам сделать вывод: высокие вибрации идущих духовно родителей могут повлиять на их детей самым непредсказуемым и, исходя из нашего опыта, не лучшим образом. Потому мы считаем разумным сначала выполнить свой долг по отношению к детям, и только после этого задумываться о становлении на путь Служения. Тем более что бытовые проблемы, заботы и хлопоты, связанные с воспитанием ребёнка, всё равно сделают духовное восхождение невозможным физически, так как будут отнимать массу времени и сил и постоянно отвлекать внимание на разрешение вопросов земного плана.

В нашей практике были и такие случаи, когда сильное стремление к Духовному Пути проявляли именно дети. Поскольку родители, сами не идя духовно, не препятствовали им в их стремлении, а наоборот, всячески поддерживали, мы стали проводить с этими детьми занятия, на которых передавали им доступные на их уровне знания. Дети открыты новому и, будучи свободными от свойственных взрослым рамок и ограничений, очень легко воспринимают информацию. Приняв созвучные им основы Пути Света и следуя им, они начали быстро отрываться по вибрациям от своих семей и на каком-то этапе стали ощущать себя в них чужими. Кроме того, контактируя с внешним миром, в котором царят совсем другие принципы, сталкиваясь с непониманием и жестокостью сверстников, они начинали ощущать себя чужими и в этом мире, правила которого были для них неприемлемы. Как результат – внутренний конфликт, сопровождающийся глубоким чувством одиночества и безысходности: выходит, всё то, что они считают правильным, что так близко их сердцу, имеет значение только для них самих, а окружающие живут по совсем другим законам? И как же возможно жить в таком мире? Представьте, какие душевные страдания подобные переживания могут доставить ребёнку, потерявшему опору в жизни и не понимающему причин с ним происходящего. Поэтому, чтобы не усугублять ситуацию, мы вынуждены были прекратить всякое общение с такими детьми, после чего их вибрации постепенно вернулись на естественный для них уровень и, как следствие, нормализовалось внутреннее состояние.

Случившееся стало для нас бесценным уроком: нельзя вырывать ребёнка из той среды, в которой он растёт. Его первейшая задача – адаптироваться к жизни в социуме, каким бы он ни был. Конечно, замечательно, если ребёнок воспитывается в ауре семьи, стремящейся к Свету, с рождения впитывая правильные понимания. Но при этом родителям важно помнить, что их ребёнку придётся жить именно в этом мире со всеми его несовершенствами, а для этого необходимо закалить его психику и научить отстаивать себя, чтобы он не сломался, сталкиваясь со злом, несправедливостью и чуждыми его совести принципами других.

После произошедшего стало окончательно понятно, что ребёнок с неокрепшими телом и психикой, с несформированной энергетикой не может без ущерба для себя находиться в высоких вибрациях большой силы – во всяком случае в наше время, когда вокруг так много проявлений тьмы. Скорее всего, именно контраст между Светом и тьмой, Истиной и её искажениями, становится тем разрушающим фактором, с которым не в состоянии справиться детское сознание. Возможно, в будущем, когда человеческое общество научится жить в согласии с Космическими Законами, всё будет по-другому и духовный потенциал человека сможет беспрепятственно раскрываться с самого детства. Но сейчас, когда атмосфера для этого столь неблагоприятна, принимать решение о становлении на Духовный Путь он должен только по достижении им полной независимости во всех отношениях. Этот выбор должен делаться самостоятельно и осознанно, так как человек в полной мере должен понимать, от чего ему придётся отказаться, встав на Духовный Путь, с какими трудностями на нём он может столкнуться и какую ответственность он на себя берёт.
. .

Теперь – о духовном восхождении парами и о том, почему мы отказались от этого пути в своей практике.

Как уже было сказано, мужчина и женщина, объединённые общим энергетическим полем и идущие духовно, способны наиболее результативно работать для пространства, так как совместные энергии в идеале могут усиливаться до семи раз, и именно в паре объединение происходит по максимально возможному количеству каналов (опять же, в идеале). На заре создания нашего Общества знание этого послужило для нас основным доводом в пользу движения парами. Но чтобы это движение происходило, должны быть соблюдены два условия. Во-первых, полный отказ от личного со стороны обоих партнёров. То есть их отношения должны строиться на принципах самоотдачи во имя цели (духовной работы на благо всего человечества), и всё, не согласующееся с этой целью, должно быть без сожалений отставлено. Во-вторых, партнёры должны находиться на одном уровне. Как выяснилось, соблюдать эти условия постоянно – задача практически невыполнимая. Люди либо незаметно для самих себя переключаются на личные взаимоотношения, забывая о цели, либо между ними происходит слишком большой разрыв в уровнях развития, делающий дальнейшее движение в паре невозможным.

С личным вопросов не возникает. А вот то, почему движение в паре возможно только при одинаковых уровнях, следует пояснить.

Вообще-то расхождение в уровнях развития – явление вполне естественное, ведь каждый человек имеет множество индивидуальных особенностей, которые сказываются на скорости его движения. Двое могут начинать путь вместе и вместе пройти какой-то его отрезок, но в нашей практике не было ни одного случая, чтобы нормальное совместное движение продолжалось больше трёх-четырёх месяцев (и это ещё те редчайшие случаи, когда пару не захватывало личное в самом начале отношений). Чем выше уровень, тем сильнее сказываются эти самые индивидуальные особенности – от трудолюбия, силы устремления и умения учиться до количества духовных накоплений, с которыми человек пришёл в это воплощение. Отсюда начинается постепенное расхождение в вибрациях, и чем больше этот разрыв, тем более тягостным становится совместное движение для обоих партнёров, энергии которых усредняются в общем поле. При этом один, тот, кто идёт впереди, ощущает невозможность двигаться в полную силу и реализовать весь свой потенциал, так как тянет за собой более слабого. А второй, пребывая в неестественно высоких для себя вибрациях, находится в постоянном напряжении из-за необходимости двигаться в слишком быстром для него темпе, что становится причиной частых сбоев и срывов. К тому же в более сильной энергетике партнёра непроизвольно подавляется его собственная индивидуальность, что способствует развитию неуверенности и потере самостоятельности. Само собой, при таком положении дел о полноценной духовной работе речь не идёт – пара только и занимается тем, что улаживает свои внутренние проблемы. Неизбежный распад такой пары ведёт к ещё более глубокому падению: мало того, что разрыв отношений не обходится без эмоций и душевных страданий, так ещё бывшие партнёры утяжеляют свою карму, не выполнив взятое на себя обязательство перед Иерархией умножать силу в совместной работе. Груз этой кармы в некоторых случаях бывает настолько тяжёл, что двигаться дальше таким людям уже не представляется возможным. Именно по этим причинам Учитель всегда предупреждает стремящихся влиться в нашу Общину о недопустимости движения парами. Ведь в Общине любые сбои неизбежно сказываются на слаженной работе всего коллектива, а потому и ответственность за них возрастает многократно.
. .

Многие задают нам вопрос о необходимости воздержания для членов Общины. Ответим словами А.Клизовского из «Основ миропонимания Новой эпохи».

«Говоря о воздержании и умеренности, нужно пояснить, что когда человек практически изучает оккультизм, когда на него возлагаются некоторые миссии, когда он вступает на ускоренный путь своего развития, тогда бывает необходимо полное воздержание. Но здесь человек сталкивается с довольно трудной дилеммой. Стремление к достижению высших возможностей и высших сил, требующее воздержания, приносит прилив высших духовных сил, которые не все идут на развитие духовности, но большая часть которых поглощается физической природой человека, и в частности повышает те возможности, от которых человек должен воздерживаться…. Мудрость действующего в этом случае закона состоит в том, что всякий, стремящийся к совершенствованию, неизбежно должен побороть свою низшую природу и низшую творческую силу трансмутировать в высшую. Если человек справляется с этой задачей удачно, он успешно двигается дальше. Если же он здесь застревает, то этим показывает, что для дальнейшего своего продвижения ещё не готов».

Мы же, исходя из опыта, можем добавить, что преодолевший эту ступень уже не ощущает потребности в энергиях противоположного начала, получая необходимое их количество по духовному лучу.
. .

Что касается обязательств в виде работы, можем только рассказать о нашем опыте.

В первые годы деятельности нашего Общества каждый из нас работал или учился. Поначалу в духовной работе нам это не мешало – наоборот, в этих обстоятельствах мы видели возможности для совершенствования. На определённом этапе все мы стали ощущать, что эти обязательства начинают нас угнетать, практически не принося нового опыта, но отнимая массу времени и сил. Мы увидели, что можем сделать для человечества гораздо больше, если освободимся от них и объединим усилия, сосредоточившись на духовной работе. Так родилась идея создания Общины. Для начала мы разорвали трудовые отношения с государственными и частными структурами и попытались организовать свой собственный бизнес, перепробовали свои силы в разных видах деятельности. Многие наши попытки не увенчались успехом. Однако теперь, очевидно, когда наступила внутренняя готовность и все необходимые качества были выработаны, наша Община стала материально независимой при нашем минимальном участии. Благодаря помощи Сил Света теперь мы имеем возможность сосредоточиться на своей задаче и делать то, ради чего собрались. Нам видится, что такие возможности материальной независимости открылись именно благодаря тому, что мы осознавали всю несоизмеримость обязательств перед работодателем или коллективом и той ответственности, которую мы возложили на себя, создавая Общину. Именно благодаря тому, что мы не испугались лишений и трудностей, не побоялись разорвать многие социальные связи и, как выразился один из наших друзей, «погибнуть социальной смертью», мы сумели наладить такой канал связи с Иерархией, через который Силы Света имеют возможность влиять на физический план и помогать нашим начинаниям. Конечно, это было бы невозможно в том случае, если бы в своём совершенствовании мы не выкладывались до конца и даже в малой степени обладали такими качествами как лень, неорганизованность и несамостоятельность, неумение планировать и предусматривать последствия своих действий.
. .

Теперь подведём итог всему вышесказанному и ответим на вопрос, поставленный в начале статьи.

Исходя из своего опыта мы считаем, что встать на Духовный Путь может только человек, полностью независимый морально и материально, свободный от каких бы то ни было обязательств перед другими людьми. Под обязательствами мы подразумеваем обязательства перед семьёй (мужем/женой, несовершеннолетними детьми, родственниками, требующими ухода), перед работодателем, а также наличие материальных долгов, требующих выплаты. Кроме того, если человек не способен обеспечить свою материальную и моральную независимость, это говорит о том, что он не обладает даже элементарными базовыми качествами, необходимыми для становления на Духовный Путь. И уж конечно не может представлять ценности для Иерархии тот, кто уклоняется от добровольно взятого на себя долга (имеется в виду воспитание детей и обеспечение их благополучия). Именно такой позиции испокон веков придерживались в Индии стремящиеся встать на Духовный Путь: посвящали себя Служению лишь те, кто ещё не отяготил себя земными обязательствами, либо те, кто полностью рассчитался со всеми материальными долгами (то есть поставил на ноги детей и обеспечил свою семью, чтобы она могла существовать самостоятельно).

Чтобы быть конкретными, укажем, что в нашей Общине есть люди, дети которых уже стали самостоятельными и не нуждаются в опеке. Один из членов Общины имеет несовершеннолетних детей, но, поскольку он задолго до знакомства с нами развёлся с их матерью, обеспечил им материальное благополучие и не имеет претензий от бывшей семьи, мы не видели причин, по которым он не мог бы быть нашим сотрудником.

И всё-таки, как же быть тому, кто, будучи связан земными обязательствами, стремится посвятить себя Духовному Пути? Было бы несправедливо, если бы человек, искренне стремящийся принести пользу этому миру, не имел возможности быть полезным делу Света.

Мы не зря разграничили два этих понятия: Путь Духовный и Путь к Свету. Если на Духовный Путь, то есть путь Служения и самоотречения, может вступить не каждый, то путь к Свету открыт для всех. Развиваясь и совершенствуясь, человек уже вносит свой вклад в ускорение эволюции всего человечества. Очищая свою ауру и расширяя сознание, он влияет и на своё ближайшее окружение, по мере сил очищает окружающее его пространство. Если хотя бы вокруг себя он сумеет создать гармоничную атмосферу, правильно воспитает детей, вложив в них основы духовности, объединит других людей вокруг идей Учения или какой-либо благой цели, он уже будет помощником Братству. Если же человек не утратит горения до того момента, как будет свободен от всех обязательств, использует это время разумно и с пользой, рано или поздно у него появится шанс стать сотрудником Иерархии. В Братстве это всегда воспринимается как праздник, но к этому нужно подойти готовым. Мы же посвятили свою жизнь тому, чтобы такие люди имели как можно больше возможностей развиваться и нести в мир идеи добра. Потому рука помощи нами всегда протянута.
. .

Что до сроков, необходимых для становления на Духовный Путь – они определяются исходя из уровня готовности стремящегося, его способности учиться, открытости и незакрепощённости сознания, готовности его физического проводника и, конечно же, наличия необходимых духовных накоплений. На подготовку может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет, а многие, идя на поводу у собственных слабостей, не могут приблизиться к Духовному Пути на протяжении всей жизни. В любом случае, всё зависит только от самого человека. В завершение можем с уверенностью сказать: при наличии открытого сознания, бескомпромиссности с самим собой и умения в стремлении своём идти до конца не существует ничего невозможного.

С чего начинается духовный путь, самопознание, духовные поиски, чего вы хотите достичь? Узнайте о способах духовной трансформации.

Вы готовы стать на духовный путь?

Духовный путь и саморазвитие — это всегда не просто. Прежде чем стать на духовный путь, человеку нужно подумать и осознать искренне, что жить по-старому нельзя. Понять, что есть справедливые Законы.

Каждая подлинная традиция предполагает, что человек, принадлежащий к ней, должен совершить .

Смысл и цель духовного пути – совершенствование человека и постепенное уподобление его Высшему Божественному Началу.

Это означает преображение человеческой природы, преодоление ее пороков и недостатков, взращивание в себе добродетелей и достоинств. Невозможно вступить на твердый духовный путь сразу, миновав дебри духовных блужданий и стадию предварительного ученичества.

В человеке происходит интенсивная духовная работа по саморазвитию, самопознанию, трансформации собственных недостатков, воспитанию прогрессивных качеств характера, концентрации на высших идеалах и целях. Все внутреннее психическое время заполняется интенсивной работой над собой.

Что поможет стать на духовный путь?

Есть четыре медитации¹, которые могут помочь человеку, ищущему духовных знаний и стремящемуся к просветлению. Медитации следует практиковать ежедневно от получаса до одного часа. Устойчивый результат практики дают через полгода регулярной работы.

Медитация - осознание непостоянства

Непостоянство непрерывно следует за нами, безжалостно разрушая всё, за что мы пытаемся зацепиться: благополучная семья, дом, престижная работа, хорошие отношения с другими людьми, безопасность, материальные удобства и комфорт.

Что будут значить наши привязанности, когда мы поражены старостью, болезнями или лежим на смертном одре? Кроме разочарования и угнетённости от бесцельно проведённой жизни мы ничего не испытаем.

  1. Следует представить все материальные предметы, которыми вы обладаете или хотели бы обладать.
  2. Подумать являются они вечными или нет. Существовали ли они раньше и будут ли существовать в будущем?
  3. Посмотреть на все объекты привязанности с осознанием реальности, всё это преходяще и может исчезнуть в любой момент.
  4. Нарисовать перед собой золотыми буквами слово «НЕПОСТОЯНСТВО».
  5. Размышляя являются ли эти предметы вечными, растворить их в этом слове.

Мы пришли с пустыми руками и уйдём ни с чем. Единственное, что можно взять с собой - это накопленная благая карма (заслуги), впечатления и наш медитативный опыт, которые помогут осознанно выбрать благоприятное перерождение или полностью освободиться от оков Сансары² в момент смерти.

Медитация - размышление над страданиями Сансары

Огонь страданий непрерывно обжигает живых существ. Причина, почему мы родились - захваченность ума Сансарой. Страдая, мы сетуем на судьбу, но это всё наших рук дело, это результат наших повседневных неправильных действий нашего материалистического сознания.

3 типа страдания людей:

  • Страдание от неспособности исполнить свои желания любой ценой: непосильным трудом или даже ценой собственной жизни, чтобы добиться счастья или завладеть имуществом, ради жажды богатства и власти.
  • Страдания от попадания в нежелательные условия: жара, холод, голод, жажда, болезнь, злые духи, воры и грабители.
  • Страдание от недостатка высших радостей и счастья этой жизни: друзей, спутников и богатства. Причина этому - цепляния за «Я», отождествление «Я есть это тело». Только раскрыв свою изначальную природу можно превзойти сущностное неведение и обрести подлинную свободу.

Нужно научиться отворачиваться от страстных желаний, вырвать привязанность! Уничтожить жажду обусловленного существования вплоть до её основы! Осознать величайшее благо Освобождения! - таково противоположное направление хода мыслей, которое должно возникнуть из раздумий о порочности Сансары.

Давайте просто изменим свою жизнь так, чтобы плохой карме неоткуда было взяться. Глубоко размышляйте над этой темой и после этого действуйте так, чтобы избежать перерождения.

Если все ваши действия прекращают круговорот Сансары, то можно утверждать, что ваша медитация начинает давать плоды.

Медитация - осознание бесполезности кармических поступков

Если вы поймёте, что несвободны, что ваше истинное эго страдает из-за прошлых убеждений, что жизнь вокруг - возврат кармы³ прошлых действий и накопление новой кармы, которая снова и снова вынуждает вас страдать в Сансаре, то захотите накопить много заслуг и достичь Освобождения, и .

Вы захотите стать свободным от кармы, от смерти, от жизни, полной страданий, выйти за пределы всех ограничений в мир Абсолютного счастья и Свободы - Маханирвану! Сансара с её заботами - всего лишь мимолетный мираж.

Привязанности и дела подобны снам. Постоянно глубоко медитируя над этой темой, нужно сделать теперь свою жизнь осмысленной и правильной, искать изо всех сил путь к свободе и не думать больше о постороннем.

Задумайтесь, этот мир непостоянен. А когда мы переродимся, куда, в какой из миров перенесёт нас вектор нашего сознания? Очень важно отслеживать, куда направлено наше сознание.

Медитация - осознание достижения Освобождения

Важно развивать веру и желание обрести состояние бесконечного блаженства великой Нирваны⁴. Практиковать в ретритах⁵, разделив своё время на медитативные сессии, и развивать убеждённость и непреклонную решимость достичь конечной цели своей практики.

Если ум постоянно будет находиться в этих размышлениях, то стремление обрести состояние Будды ради блага других будет становиться всё глубже и глубже, и это является признаком успеха в практике.

Давайте фиксировать своё сознание только на своём истинном «Я», и тогда придёт настоящее, не зависящее ни от чего Освобождение. Когда все ваши мысли и действия будут направлены - это и будет показателем вашего правильного продвижения на пути самопознания.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Медитация - род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (Википедия).

² Сансара или самсара - круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары» (Википедия).

³ Карма - одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения (Википедия).

⁴ Нирвана, Ниббана - понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизм (Википедия).

⁵ Ретрит, также Ритрит - английское слово, вошедшее в русский язык как международное обозначение времяпрепровождения, посвящённого духовной практике (

Здравствуйте,

А вот вы задумывались, что такое духовный путь человека? Как его выбрать? Как понять, что выбранный духовный путь - ваш?

Такая деликатная тема. Может быть, даже не для широкого обсуждения. Тем не менее, давайте попробуем аккуратно к ней подойти. С некоторыми базовыми рекомендациями, о которых желательно помнить каждому.

Самое важное и простое. Нам нужно искать духовный путь своим сердцем . Есть один творец, есть один высший источник и есть разные дороги к нему. Просто нужно найти свою.

Если вы, допустим, выбрали христианство как духовную практику для себя, то вы должны утвердиться в ней и идти этим путем. Но в то же время есть один интересный момент.

Духовный путь человека - путь чистого сердца

Гордыня - она очень хитрая. Гордыня, эгоизм проявляются как оценка, пренебрежение к другим, чувство превосходства. Часто люди, когда встают на духовный путь, начинают свысока смотреть на других людей. Которые, например, практикуют иначе тот же самый духовный путь. С некоей позиции превосходства, пренебрежения. И вот это крайне опасно.

Потому что духовный путь - это путь чистого сердца.

Путь сердца уважительного, любящего, смиренного. Можете ли вы себе представить, например, как Иисус Христос и Мухаммад дерутся друг с другом? Обвиняют друг друга? Это невозможно. А среди их последователей такое случается…

Поэтому иногда очень важно, какой бы духовной традиции вы не принадлежали, попробовать другие традиции.

Почему это важно?

Разумеется, не в том смысле, чтобы вы поменяли свой выбор сердца. Вообще, как выбор сердца можно поменять, задумайтесь. Это странно. Если ваше сердце уже выбрало, если уже откликнулось на определенный духовный путь, как оно может быть смущено? Все, это уже утвердилось. Но имеет смысл попробовать другие практики, чтобы у вас расширилось вот это осознание, что есть единый творец. И - разные пути к нему.

То есть просто изнутри это настроение почувствовать. Попрактиковать, поисследовать, почувствовать Бога через другие практики.

Так мы уберем эти проявления эгоизма и . Снимем шаблоны оценки и превосходства.

А потом - вновь вернуться к своей традиции и стать очень серьезными там. Но - уже без чувства пренебрежения ко всем другим.

Как вы это воспринимаете?

P. S. Эта статья открывает новую серию материалов о духовном пути человека, ложной и истинной духовности, о разнице между настоящим смирением и тупым терпением. Мы продолжим через несколько дней.

P. P. S . Если вы здесь впервые, сейчас можно подписаться, нажав сюда . Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу (социальные кнопки - чуть ниже).

По тренингу Олега Гадецкого «Свобода и самореализация. Трансформация негативных убеждений»